Автор: Каньшина Оксана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 619
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе
Учитель нач.кл. ГБОУ СОШ № 619
Санкт-Петербурга
Каньшина О.А.
«Забота о здоровье ребёнка – это не просто
комплекс санитарно-
гигиенических норм и правил… и не свод
требований к режиму,
питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота
о гармоничной полноте
всех физических и духовных сил, и венцом этой
гармонии является радость творчества»
В.А.Сухомлинский
В
условиях
современной
природной
и
социально-экономической
ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье
детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос: «Что для нас
важнее
–
их
физическое
состояние
или
обучение?»
Ещё
А.
Шопенгауэр
говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый
нищий счастливее больного короля».
А что происходит в школе сегодня? По данным Минздрава РФ на сегодня
каждый
пятый
школьник
имеет
хроническую
патологию,
у
половины
школьников
отмечаются
функциональные
отклонения.
А
ведь
успешность
обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок
пришёл
в
первый
класс.
Однако
результаты
медицинских
осмотров
детей
говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У
остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья.
Вышеуказанные
факты
свидетельствуют
о
том,
что
необходима
специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Ведущим
фактором
здоровья
является
образ
жизни,
формировать
который
может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один из
первых русских учёных-педагогов Н.И.Пирогов, «всё будущее жизни находится
в руках школы… прямое назначение школы, примиренной с жизнью, – быть
руководителем жизни на пути к будущему».
В
системе
образования
накоплен
определённый
опыт
реализации
здоровьесберегающих технологий.
Наиболее
разработ анной
системой
здоровье с бережения
в
образовательном
процессе
начальной
школы
является
технология
В . Ф . Б а з а р н о г о ,
в к л ю ч а ю щ а я
в
с е б я :
основу
телесной
вертикали
и
телесно-моторную
активность,
использование
конторок,
режим
смены
динамических
поз,
реализацию
специальных
упражнений и таблиц, снимающих зрительное утомление.
В.Ф.Базарный,
доктор
медицинских
наук,
руководитель
лаборатории
яизиологоздравоохранительных
проблем
обучения,
провёл
обследование
полутора
тысяч
детей
дошкольного
и
младшего
школьного
возраста.
Выяснилось,
что
2/3
детей
склоняли
голову
над
столом
значительно
ниже
допустимого предела (расстояние «глаза – тетрадь – книга» составляло 20 см и
меньше). В практике учитель планирует и учитывает умственные нагрузки –
объём письменных работ, число примеров, задач, а физические компоненты
(работа
мышц)
остаются
вне
поля
зрения.
Такой
односторонний
подход
к
организации урока способствует утомлению, задержке развития, а порой и
потере здоровья школьников.
Изучив методику В.Ф.Базарного по охране и укреплению здоровья детей,
я приняла во внимание, что формирование у учащихся тонко координированных
зрительно-ручных
движений
облегчается
на
фоне
а кт и в и з а ц и и
функционального состояния организма, в том числе общего чувства равновесия
и
координации.
При
этом
одним
из
наиболее
эффективных
методов
такой
активизации является периодическая смена поз, в частности перевод детей из
позы сидя в позу стоя. Всё это достигается за счёт разработки настольной
конторки, установленной на стандартный стол.
Занимаясь
по
технологии
В.Ф.Базарного,
могу
сделать
вывод:
дети
отличаются
свободой
суждений,
наблюдается
повышенный
интерес
к
изучаемым предметам, увеличения объёма выполняемых работ в классе.
В.Ф.Базарный
называет
ещё
одну
из
биологических
предпосылок
нормального развития – это пространство. Пространство, говорит он, – это
высшая свобода моторики. В Тибетской медицине, например, пространству
отведена главная роль в развитии человека. А что мы делаем? Мы заключаем
детей с 6-7 лет в бетонные тупики. И ещё в 30-сантиметровые книжные тупики.
Вне пространства дети впадают в состояние хронической угнетённости. Не
говоря уже о чёрно-белой палитре большинства наших книг. А мозг человека, и
в первую очередь ребёнка, настроен на многоцветье. Сильное впечатление
производит
на
меня
идея
В.Ф.Базарного
об
экологическом
букваре
–
это
натянутое на стену полотно (2 x 3 м). На нём изображается сельский пейзаж:
река,
уходящая
за
горизонт,
берёза,
вдали
–
село.
Экологическая
стенка
меняется с приходом нового времени года – осень, зима, весна, лето.
Продумывая
урок,
я
планирую,
где
можно
использовать
материал
экологической
стенки,
подойти
к
ней
детям,
предложить
индивидуальные
задания.
А как же использовать зрительно-пространственную активность в режиме
школьного урока? Достигается это за счёт максимального удаления от глаз
ребёнка учебного дидактического материала. Предъявляемый дидактический
материал
может
быть
маленьких
размеров
(раньше
нам
запрещали
его
использовать). Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение с
глазных мышц.
Способствует
расширению
зрительно-двигательной
активности
и
проведение
физкультминуток
для
глаз
с
помощью
расположенных
в
пространстве ориентиров. Физкультминутки выполняются через 10-15 минут
напряжённого зрительного труда.
Какие же ориентиры я использую на уроках?
Разного рода траектории, по которым дети «бегают» глазами. Например,
на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмёрки,
з и г з а г и ,
с п и р а л и ) ,
т о л щ и н а
л и н и и
1
с м .
Задания: составь узор по своему замыслу (каждый ученик закрепляет
только одну деталь на коврике) После составления узора варианты заданий
различны:
сколько
всего
фигур
на
коврике?
Сколько
кругов?
Сколько
четырёхугольников? Сколько треугольников?
С
помощью
таких
приёмов
развиваются
зрительно-моторная
реакция,
чувство
локализации
в
пространстве,
стереоскопическое
зрение,
различительно-цветовая функция.
Учитывается
также
материал
психологического
воздействия
цвета
на
ребёнка:
белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко
всему;
чёрный – в небольшой дозе сосредотачивает внимание, в большой – вызывает
мрачные мысли;
красный – возбуждает, раздражает;
голубой – ухудшает настроение;
зелёный – улучшает настроение, успокаивает;
жёлтый – тёплый и весёлый, создаёт хорошее настроение.
коричневый
–
в
сочетании
с
яркими
цветами
создаёт
уют,
без
сочетания
указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль,
сон, депрессию.
Упражнения для профилактики плоскостопия
1)
и.п.– стоя на наружных сводах стоп, полуприсед (4-5 раз).
2) и.п. – стоя носками внутрь, пятками наружу, подняться на носки. Вернуться в
и.п.(4-5 раз);
3) и.п. – стоя, стопы повернуть внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть
ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях (4-5 раз);
4) и.п. – стоя, поднять левую (правую) ногу – поворот стопы кнаружи, поворот
стопы внутрь (3-5 раз).
Упражнения для улучшения осанки
1) и.п. – о.с. Принять правильное положение, зафиксировать его;
2) ходьба с правильной осанкой;
3) ходьба с высоко поднятыми руками;
4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.)
5) лёгкий бег на носках.
Упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг)
1) «Сотвори в себе солнце»;
2) «Волшебный цветок добра»;
3) «Путешествие на облаке»;
4) «У моря»;
5) «Золотая рыбка»;
6) «Янтарный замок»;
7) «Танец рыбки»;
8) «На лугу»;
9) «Водопад»;
10) «Сила улыбки» и т.д.
«Водопад»
– Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и
выдохните…
Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад.
Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте
себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет
струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот,
мышцы шеи.
Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими
и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они
расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и
выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с
каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами… (пауза 15
секунд)
Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас
чудесно расслабил…
Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.
Упражнения для глаз.
По
словам
психоаналитиков,
если
гимнастику
для
глаз
проводить
регулярно,
зрение
у
человека
восстанавливается
полностью,
и
он
может
отказаться от очков.
Вот некоторые элементы этой гимнастики:
Сидя
за
столом,
расслабиться
и
медленно
подвигать
глазами
слева
направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3
раза.
Представь
вращающийся
перед
вами
обод
велосипедного
колеса
и,
наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала
в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник,
закрыть
этим
треугольником
глаза
и
повторить
все
упражнения
в
той
последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть
открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать
свет.
Смотреть
на
кончик
носа
до
тех
пор,
пока
не
возникнет
чувство
усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая
до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую
сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть
вдаль, считая до пяти.
Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую
сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон
в левую сторону и подмигивают левым глазом.
На
уроках
необходимо
использовать
элементы
светотерапии:
доска
зелёного цвета, записи жёлтым цветом по волнистым линиям. Это способствует
лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости.
Учитель начальных классов может и должен на каждом уроке уделять
особое внимание сбережению здоровья детей. Включение в урок специальных
методических
приёмов
и
средств,
в
значительной
степени
обеспечивает
выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных
затрат.
Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и
отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому всё, что
относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания,
уровень культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия
проведения учебного процесса и т.д. – имеет непосредственное отношение к
проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь.
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволило мне
добиться положительных изменений в состоянии здоровья моих учеников. 1
класс – за учебный год переболело простудными заболеваниями около 80%, то в
3 классе процент заболевших снизился до 30%.
Чтобы сохранение и укрепление здоровья обучающих в начальной школе
при стабильных результатах обучения было успешным, необходимо
реализовывать следующие условия:
выявлять и учитывать показатели здоровья учащихся;
правильно организовывать место и время учебной деятельности
(например, проводить смену динамических поз);
применять здоровьесберегающие технологии, приемлемые в
образовательном процессе данного образовательного учреждения
(упражнение для глаз; сочетание разных видов деятельности);
соблюдать принцип педагогического сотрудничества учителей и
родителей по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Основной целью моей работы в русле педагогики здоровья стало
формирование здоровьесберегающего образовательного пространства,
отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!»
Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» – вот цель
моей работы.
А постоянная озабоченность охраной здоровья школьников может и
должна приобрести характер закона, определяющего действия педагога.
Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить
перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать
важность сохранения здоровья.
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо,
хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте
его крепким и здоровым».
Литература:
Ковалько В.И.Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4
классы.– М.: «Вако», 2004.
Лецких А.А.«Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие
учащихся // Завуч начальной школы. 2004. №1.
Семенкова Т.Н.Реструктуризация сельской школы: опыт, проблемы,
перспективы. Кемерово: КРИПК и ПРО. 2005.
Смирнов Н.К.Здоровьесберегающие образовательные технологии в
современной школе. М.: АПК ПРО. 2002.
Тукачёва С.И. Физкультминутки. Волгоград: Учитель. 2005.
«Энциклопедический словарь русской цивилизации», М., 2000.