Напоминание

"Организация проектной деятельности на уроках иностранного языка как средство формирования УУД обучающихся".


Автор: Ибрагимова Светлана Валерьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МКОУ "В(С)ОШ №4 при ИК"
Населённый пункт: Мариинск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация проектной деятельности на уроках иностранного языка как средство формирования УУД обучающихся".
Раздел: полное образование





Назад




Организация проектной деятельности на уроках иностранного языка

как средство формирования УУД обучающихся.

Тема организации проектной и исследовательской деятельности

учащихся

сегодня

является

весьма

актуальной.

В

условиях

введения

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

произошло

переосмысление

роли

каждого

участника

образовательного

процесса.

Научить

учиться

на

протяжении

всей

жизни

можно

только

в

условиях

системно-деятельностного

подхода

через

организацию

осознанной

самостоятельной

деятельности

учащихся.

Организация

проектной

и

исследовательской

деятельности

предполагает

рациональное

сочетание

теоретических

знаний

с

их

практическим

применением,

позволяет

эффективно

учитывать

личные

склонности

учащихся,

способствует

формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности

к саморазвитию и социализации.

Специфика

ино ст ранного

языка

заключает ся

в

е го

надпредметности,

так

как

язык

в

целом

применим

к

любой

сфере

деятельности

человека.

Преподаватели

иностранного

языка

часто

сталкиваются с такой проблемой, как низкая мотивация учащихся (или ее

отсутствие)

к

изучению

иностранного

языка,

в

частности

английского.

Проектная

и

исследовательская

работа

дает

учащимся

возможность

расширить

свои

представления

о

мире,

обеспечивает

решение

познавательных

задач,

формирует

и

развивает

универсальные

учебные

умения,

способствует

формированию

устойчивой

мотивации

к

изучению

английского языка.

Виды универсальных учебных действий.

В состав основных видов универсальных учебных действий

входят четыре блока:

1

1.

Личностный;

2.

Регулятивный;

3.

Познавательный;

4.

Коммуникативный.

Личностные действия формируют у учащегося нравственную,

моральную, ценностно-смысловую и социальную ориентацию. Личностные

учебные действия обеспечивают формирование норм внутренней позиции

школьника и межличностных отношений. Применительно к учебной

деятельности по овладению иноязычной речевой деятельностью выделяются

следующие виды личностных действий :

1.

действия личностного самоопределения;

2.

действия смыслообразования;

3.

действия нравственно-эстетической ориентации;

4.

действия самооценки на основе критерия успешности учебной

деятельности.

Регулятивные действия обеспечивают учащемуся организацию

его учебной деятельности. К регулятивным УУД относятся следующие

действия:

1. действия целеполагания;

2. действия планирования;

3. действия прогнозирования;

2

4. действия контроля;

5. действия коррекции;

6. действия оценки/самооценки;

7. действия саморегуляции.

Познавательные действия представляют собой самый

обширный блок УУД, поскольку включают:

1.

общеучебные действия;

2.

поиск и выделение необходимой информации;

3.

самостоятельное осознанное построение устного и письменного

речевого высказывания (суждения) на ИЯ;

4.

выбор языковых средств в зависимости от конкретных ситуаций

речевого иноязычного общения;

5.

рефлексия деятельности по овладению ИЯ, контроль и оценка процесса

и результатов иноязычной речевой деятельности;

6.

смысловое чтение и слушание;

7.

логические действия;

8.

самостоятельное выведение правил построения иноязычной речи;

9.

установление причинно-следственных связей при аудировании и чтение

текстов;

10. доказательство своей точки зрения;

3

11. выдвижение гипотез и их обоснование;

12. действия по постановке и решению проблемы.

Коммуникативные действия в рамках любой предметной

деятельности обеспечивают социальное взаимодействие партнеров по

общению или деятельности. К коммуникативным УУД относятся следующие

действия:

1.

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

2.

умение слушать и вступать в диалог;

3.

участие в коллективном обсуждении проблем;

4.

постановка вопросов;

5.

разрешение конфликтов;

6.

управление поведением партнера по иноязычному общению;

7.

полнота и точность выражения своих мыслей в соответствии с задачами и

условиями коммуникации.

Проектная деятельность.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного

содержания и релевантных способов организации учебной деятельности

учащихся раскрывает определенные возможности для формирования

универсальных учебных действий. Для достижения положительного

результата современный учитель одной из первых целей ставит развитие

познавательной активности на уроке и во внеурочное время. Ведущую роль

для достижения цели играют активные творческие методы обучения и

4

применение педагогических технологий, активизирующих творческие

познавательные способности учащихся.

Метод проектов – это совместная деятельность педагога и

обучающихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы,

ситуации. Ученическое проектирование – это процесс работы над учебным

проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного

«продукта».

Существующие типы проектов:

Практико-ориентированный проект( решение практических

задач, проведение исследований);

Учебный проект(воспроизведение каких-либо этапов

исследования биологических объектов)

Творческий проект( проявление и развитие

художественных, музыкальных,сценических талантов)

Игровые проекты( организация мероприятия- игры,

состязания, викторины, экскурсии);

Информационный проект( результаты опроса

общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов. Одна

из разновидностей проекта -реферат);

Социальные проекты( помощь социально незащищённым

членам общества-концерт для ветеранов, игрушки, поделки,плакаты для

детей детского сада (дома);акции по уборке территории, пропаганде

здорового образа жизни, помощь часто болеющим одноклассникам.)

По количеству участников проекты могут быть:

5

1.

личностные;

2.

парные;

3.

групповые.

По продолжительности проведения проекты могут быть:

1.

краткосрочные;

2.

средней продолжительности;

3.

долгосрочные.

Стадии работы над проектом:

Проблемы → проектирование → поиск информации → продукт

→ презентация → портфолио.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе

презентации своего продукта.

То есть проект – это “пять П”:

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой

собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные

планы и отчеты и др.

Цели проектной деятельности:

1.

воспитывать гражданскую позицию учащихся;

2.

способствовать их самоутверждению и адаптации в современном мире;

6

3.

формировать систему интеллектуальных, общетрудовых и специальных

знаний, умений и навыков учащихся;

4.

развивать значимые личностные качества младших школьников;

5.

развивать моторику;

6.

воспитывать коммуникативность, инициативность, самостоятельность

и предприимчивость учащихся.

Задачи проектной деятельности:

1.

формирование у детей навыков сотрудничества со сверстниками;

2.

вооружение детей методами научного познания;

3.

ознакомление с системой самоорганизации, с нормами и правилами

поведения на новом этапе работы во внеурочное время;

4.

развитие навыков коллективной проектной деятельности и решение

проблемных ситуаций, возникающих в процессе.

Структура проектной деятельности :

1. Целеполагание ( поставить цель, проблему учащимся);

2. Планирование (наметить этапы выполнения проекта);

3. Создание проекта(разграничить роли ребёнка и родителя в создании

проекта);

4. Контроль и коррекция результата(ученик должен уметь определить, что

получилось у него, что не получилось и исправить недочёты)

7

5. Презентация проекта( выступление с готовым продуктом);

6. Рефлексия(хорошо, когда ученики проговаривают,что они увидели,

узнали, запомнили. Можно провести чаепитие в конце конференции

проектов.

Проектная работа занимает 3 этапа:

1 этап – подготовительный.

2 этап – технологический.

3 этап – заключительный.

4. Использование метода проекта на уроках иностранного языка.

Проекты позволяют учащимся расширить и углубить изучаемый

материал, увидеть связь между тем, что изучается на уроках английского

языка, и содержанием других школьных предметов. Занимаясь проектной

деятельностью, необходимо обратить внимание на взаимодействия учителя и

учащихся. Учитель, конечно, играет важную роль, направляя учащихся.

Учащиеся, в свою очередь, не могут быть максимально самостоятельными.

Следовательно, работая над проектом, следует найти золотую середину,

когда самостоятельность и ответственность ученика сочетаются с

управлением со стороны учителя. Как происходит формирование

универсальных учебных действий, рассмотрим на примере работы над

проектом «Literary britain».

Вызов (ситуация).

-Несколько дней назад я нашла старую книгу на чердаке. Но дело

в том, что имена авторов, чьи произведения напечатаны в этой книге, со

8

временем стерлись, остались только портреты. Посмотрите внимательно,

может вы мне поможите установить имена этих писателей.

-Класс делится на пары. (раздать конверты, в которых

лежат,портреты англоязычных писателей ).

-Знаете ли вы, что за авторы вам достались?

-Найдите информацию об этих писателях и создайте макет двух

страниц нашей будущей книги.

Творческие проекты традиционно используются при обучении

иностранному языку. Они помогают разнообразить и оживить урок.

По методу, доминирующему в проекте, это проект творческий.

По количеству участников - групповой. По продолжительности

проведения – средней продолжительности.

Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная.

Роль учителя на первом этапе - этапе замысла - весома и значима. От того,

как учитель отработает свою роль на этом этапе, зависит судьба проекта в

целом. Наследующем этапе организуется деятельность детей. Учащиеся

самостоятельно или с помощью учителя организуются в группы,

определяют цели и задачи своей работы.

Ход выполнения проекта:

этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Проблемно-

целевой

Знакомит учащихся с замыслом проекта,

мотивирует, помогает в постановке

целей.

Обсуждают предмет

исследования с учителем,

получают дополнительную

информацию, уточняют цели.

2. Разработка

сценария

Организует детей в группы, предлагает

идеи, распределяет роли в группах.

Устанавливают план действий,

формулируют задачи,

распределяют роли в группах.

3. Исследование

(практические

работы).

Наблюдает, косвенно руководит

деятельностью, консультирует.

Воплощают в жизнь

поставленные задачи,

анализируют информацию,

готовят материалы к

презентации.

9

4. Презентация

проекта.

Слушает, задает вопросы, оценивает

работу уч-ся, качество презентаций.

Демонстрируют проект.

5. Рефлексионный.

Подведение итогов работы, обсуждение,

высказывание пожеланий.

Анализируют полученные

результаты, участвуют в оценке

и самооценке.

После того, как работа спланирована, наступает собственная

деятельность детей, учащиеся все делают сами. На последнем этапе — этапе

представления своей работы —учащиеся снова работают под руководством

учителя.

Таким образом, работа над проектом позволяет сделать

следующие выводы:1. Благодаря проекту повышается самооценка учащихся,

обогащается их социальный и духовный опыт, ученики приобщаются к

творчеству, развивая свою личность.

2. Проектная работа помогает решить проблему мотивации,

формирует и совершенствует общую культуру общения и социального

поведения в целом.

4. Выполнение проекта позволяет повысить успеваемость за счёт

обобщения, закрепления и повторения учебного материала, организации его

практического применения, устранения пробелов в образовании.

5. повышение степени самостоятельности, инициативности

учащихся и их познавательной мотивированности.

Работа над проектами дает хорошие результаты: учебный

материал усваивается легко, дети заинтересованы в получении новых знаний,

т.о. повышаетсямотивация учащихся к учению.

10

Заключение

Таким образом, проектная деятельность направлена на

активизацию познавательных способностей учащихся, глубокое раскрытие их

творческих возможностей, учёт персональных интересов и потребностей

детей. Младшие школьники наглядно видят практическое применение своих

теоретических знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и

не умеют, как много им ещё предстоит постичь.

Реализация проектов на базе информационных технологий

многогранна, эффективна, неисчерпаема и нацелена на долговременную

перспективу.

Метод проектов даёт возможность учащимся активно проявить

себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них

новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и

организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие

способности, развить индивидуальность личности.

Использование проектного метода в учебной деятельности

позитивно влияет на укрепление отношений, как между одноклассниками,

так и со взрослыми, к которым обращается ученик при выполнении проекта.

Приложение

Проектная деятельность на уроках английского языка в 7 классе.

1.Название: Literary britain.

2. Участники проекта: учащиеся 7 класса

11

3. Цель: сформировать педставление о великих писателях и поэтов

Британии, Шотландии, Северной Ирландии.

4. Гипотеза: Изучение литературного творчества Британских авторов

способствует развитию кругозора.

5. Задачи:

создать творческие микрогруппы;

найти и изучить информацию по теме, используя поисковые системы,

учебную и художественную литературу;

выбрать необходимый материал;

создать 2-3 странички книги;

совместно создать книгу «Literary britain»;

представить книгу.

6. Планируемые результаты проекта:

Содержательные

В процессе работы над проектом учащиеся занимались

поиском информации,

работой с поисковыми системами, словарями, справочниками,

оценкой информационных источников и оценкой корректности

информации,

представлением результатов (создание презентаций).

12

Личностные

В процессе работы над проектом учащиеся осваивали навыки

самоорганизации,

контроля выполнения собственных планов,

соотнесения амбиций и возможностей,

взаимодействия с партнером.

7. Тип проекта: творческий, межпредметный.

8. Ход выполнения проекта:

этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Проблемно-

целевой

Знакомит учащихся с замыслом

проекта, мотивирует, помогает в

постановке целей.

Обсуждают предмет

исследования с учителем,

получают дополнительную

информацию, уточняют

цели.

2. Разработка

сценария

Организует детей в группы,

предлагает идеи, распределяет роли

в группах.

Устанавливают план

действий, формулируют

задачи, распределяют роли

в группах.

3. Исследование

(практические

работы).

Наблюдает, косвенно руководит

деятельностью, консультирует.

Воплощают в жизнь

поставленные задачи,

анализируют информацию,

готовят материалы к

презентации.

13

4. Презентация

проекта.

Слушает, задает вопросы,

оценивает работу уч-ся, качество

презентаций.

Демонстрируют проект.

5.

Рефлексионный.

Подведение итогов

работы, обсуждение, высказывание

пожеланий.

Анализируют полученные

результаты, участвуют в

оценке и самооценке.

9. Продукт проектной деятельности (результаты исследования) : Книга

(Презентация)

10.Критерии оценивания продукта проектной деятельности.

Оцените себя. А затем оцени товарищей по группе.

2 – выше среднего

1 – средний

0 – ниже среднего.

Оценочная таблица.

Показатели

проявления

компетентности

(критерии

оценивания)

Фамилии учащихся

Брызгалова

Гретова

Махнева

Толстых

Мархиева

Макринская

Чубревич

Янович

Василенкова

Учебно - познавательные (максимальное значение – 10)

1.Знание основных

терминов и

фактического

материала по теме

проекта

14

2. Умение ставить цель

и организовывать ее

достижение, умение

пояснять свою цель

3.Умение

организовывать

планирование, анализ,

самооценку своей

учебно –

познавательной

деятельности

4. Умение ставить

познавательные задачи

и выдвигать гипотезы

5. Умение выступать

устно или письменно о

результатах своего

исследования

Информационные (максимальное значение –6)

1. Владение навыками

работы с различными

источниками

информации: книгами,

учебниками,

справочниками,

интернет

2. Умение

самостоятельно искать,

извлекать,

систематизировать,

15

анализировать,

отбирать необходимую

информацию,

организовывать,

преобразовывать,

сохранять и передавать

ее

3. Овладение навыками

использования

информационных

устройств и

применение их для

решения учебных задач

Коммуникативные (максимальное значение –6)

1. Владение способами

взаимодействия с

окружающими людьми,

выступать с устными

сообщениями, уметь

задавать вопросы,

корректно вести

учебный диалог

2. Владение грамотной,

эмоциональной и

свободной речью, а так

же владеть разными

видами речевой

деятельности (монолог,

диалог, чтение, письмо)

3. Владение способами

16

совместной

деятельности в группе,

приемами действий в

ситуациях общения,

умения искать и

находить компромиссы

Личностные (максимальное значение - 2)

1. Формирование основ

экологической

культуры

соответствующей

современному уровню

экологического

мышления, развитие

опыта оценочной и

практической

деятельности в

жизненных ситуациях

ИТОГО:

Максимально возможное количество баллов: 24

Оценка “удовлетворительно”: от 10 до 15 баллов (42%)

Оценка “хорошо”: от 16 до 21 баллов (65%)

Оценка “отлично”: от 22 до 24 баллов (90%)

Предлагаем ввести штрафные баллы, к примеру, за несвоевременное

выполнение отдельных этапов проекта.

17



В раздел образования