Автор: Ибрагимова Светлана Валерьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МКОУ "В(С)ОШ №4 при ИК"
Населённый пункт: Мариинск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация проектной деятельности на уроках иностранного языка как средство формирования УУД обучающихся".
Раздел: полное образование
Организация проектной деятельности на уроках иностранного языка
как средство формирования УУД обучающихся.
Тема организации проектной и исследовательской деятельности
учащихся
сегодня
является
весьма
актуальной.
В
условиях
введения
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
произошло
переосмысление
роли
каждого
участника
образовательного
процесса.
Научить
учиться
на
протяжении
всей
жизни
можно
только
в
условиях
системно-деятельностного
подхода
через
организацию
осознанной
самостоятельной
деятельности
учащихся.
Организация
проектной
и
исследовательской
деятельности
предполагает
рациональное
сочетание
теоретических
знаний
с
их
практическим
применением,
позволяет
эффективно
учитывать
личные
склонности
учащихся,
способствует
формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности
к саморазвитию и социализации.
Специфика
ино ст ранного
языка
заключает ся
в
е го
надпредметности,
так
как
язык
в
целом
применим
к
любой
сфере
деятельности
человека.
Преподаватели
иностранного
языка
часто
сталкиваются с такой проблемой, как низкая мотивация учащихся (или ее
отсутствие)
к
изучению
иностранного
языка,
в
частности
английского.
Проектная
и
исследовательская
работа
дает
учащимся
возможность
расширить
свои
представления
о
мире,
обеспечивает
решение
познавательных
задач,
формирует
и
развивает
универсальные
учебные
умения,
способствует
формированию
устойчивой
мотивации
к
изучению
английского языка.
Виды универсальных учебных действий.
В состав основных видов универсальных учебных действий
входят четыре блока:
1
1.
Личностный;
2.
Регулятивный;
3.
Познавательный;
4.
Коммуникативный.
Личностные действия формируют у учащегося нравственную,
моральную, ценностно-смысловую и социальную ориентацию. Личностные
учебные действия обеспечивают формирование норм внутренней позиции
школьника и межличностных отношений. Применительно к учебной
деятельности по овладению иноязычной речевой деятельностью выделяются
следующие виды личностных действий :
1.
действия личностного самоопределения;
2.
действия смыслообразования;
3.
действия нравственно-эстетической ориентации;
4.
действия самооценки на основе критерия успешности учебной
деятельности.
Регулятивные действия обеспечивают учащемуся организацию
его учебной деятельности. К регулятивным УУД относятся следующие
действия:
1. действия целеполагания;
2. действия планирования;
3. действия прогнозирования;
2
4. действия контроля;
5. действия коррекции;
6. действия оценки/самооценки;
7. действия саморегуляции.
Познавательные действия представляют собой самый
обширный блок УУД, поскольку включают:
1.
общеучебные действия;
2.
поиск и выделение необходимой информации;
3.
самостоятельное осознанное построение устного и письменного
речевого высказывания (суждения) на ИЯ;
4.
выбор языковых средств в зависимости от конкретных ситуаций
речевого иноязычного общения;
5.
рефлексия деятельности по овладению ИЯ, контроль и оценка процесса
и результатов иноязычной речевой деятельности;
6.
смысловое чтение и слушание;
7.
логические действия;
8.
самостоятельное выведение правил построения иноязычной речи;
9.
установление причинно-следственных связей при аудировании и чтение
текстов;
10. доказательство своей точки зрения;
3
11. выдвижение гипотез и их обоснование;
12. действия по постановке и решению проблемы.
Коммуникативные действия в рамках любой предметной
деятельности обеспечивают социальное взаимодействие партнеров по
общению или деятельности. К коммуникативным УУД относятся следующие
действия:
1.
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
2.
умение слушать и вступать в диалог;
3.
участие в коллективном обсуждении проблем;
4.
постановка вопросов;
5.
разрешение конфликтов;
6.
управление поведением партнера по иноязычному общению;
7.
полнота и точность выражения своих мыслей в соответствии с задачами и
условиями коммуникации.
Проектная деятельность.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного
содержания и релевантных способов организации учебной деятельности
учащихся раскрывает определенные возможности для формирования
универсальных учебных действий. Для достижения положительного
результата современный учитель одной из первых целей ставит развитие
познавательной активности на уроке и во внеурочное время. Ведущую роль
для достижения цели играют активные творческие методы обучения и
4
применение педагогических технологий, активизирующих творческие
познавательные способности учащихся.
Метод проектов – это совместная деятельность педагога и
обучающихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы,
ситуации. Ученическое проектирование – это процесс работы над учебным
проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного
«продукта».
Существующие типы проектов:
Практико-ориентированный проект( решение практических
задач, проведение исследований);
Учебный проект(воспроизведение каких-либо этапов
исследования биологических объектов)
Творческий проект( проявление и развитие
художественных, музыкальных,сценических талантов)
Игровые проекты( организация мероприятия- игры,
состязания, викторины, экскурсии);
Информационный проект( результаты опроса
общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов. Одна
из разновидностей проекта -реферат);
Социальные проекты( помощь социально незащищённым
членам общества-концерт для ветеранов, игрушки, поделки,плакаты для
детей детского сада (дома);акции по уборке территории, пропаганде
здорового образа жизни, помощь часто болеющим одноклассникам.)
По количеству участников проекты могут быть:
5
1.
личностные;
2.
парные;
3.
групповые.
По продолжительности проведения проекты могут быть:
1.
краткосрочные;
2.
средней продолжительности;
3.
долгосрочные.
Стадии работы над проектом:
Проблемы → проектирование → поиск информации → продукт
→ презентация → портфолио.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе
презентации своего продукта.
То есть проект – это “пять П”:
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой
собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные
планы и отчеты и др.
Цели проектной деятельности:
1.
воспитывать гражданскую позицию учащихся;
2.
способствовать их самоутверждению и адаптации в современном мире;
6
3.
формировать систему интеллектуальных, общетрудовых и специальных
знаний, умений и навыков учащихся;
4.
развивать значимые личностные качества младших школьников;
5.
развивать моторику;
6.
воспитывать коммуникативность, инициативность, самостоятельность
и предприимчивость учащихся.
Задачи проектной деятельности:
1.
формирование у детей навыков сотрудничества со сверстниками;
2.
вооружение детей методами научного познания;
3.
ознакомление с системой самоорганизации, с нормами и правилами
поведения на новом этапе работы во внеурочное время;
4.
развитие навыков коллективной проектной деятельности и решение
проблемных ситуаций, возникающих в процессе.
Структура проектной деятельности :
1. Целеполагание ( поставить цель, проблему учащимся);
2. Планирование (наметить этапы выполнения проекта);
3. Создание проекта(разграничить роли ребёнка и родителя в создании
проекта);
4. Контроль и коррекция результата(ученик должен уметь определить, что
получилось у него, что не получилось и исправить недочёты)
7
5. Презентация проекта( выступление с готовым продуктом);
6. Рефлексия(хорошо, когда ученики проговаривают,что они увидели,
узнали, запомнили. Можно провести чаепитие в конце конференции
проектов.
Проектная работа занимает 3 этапа:
1 этап – подготовительный.
2 этап – технологический.
3 этап – заключительный.
4. Использование метода проекта на уроках иностранного языка.
Проекты позволяют учащимся расширить и углубить изучаемый
материал, увидеть связь между тем, что изучается на уроках английского
языка, и содержанием других школьных предметов. Занимаясь проектной
деятельностью, необходимо обратить внимание на взаимодействия учителя и
учащихся. Учитель, конечно, играет важную роль, направляя учащихся.
Учащиеся, в свою очередь, не могут быть максимально самостоятельными.
Следовательно, работая над проектом, следует найти золотую середину,
когда самостоятельность и ответственность ученика сочетаются с
управлением со стороны учителя. Как происходит формирование
универсальных учебных действий, рассмотрим на примере работы над
проектом «Literary britain».
Вызов (ситуация).
-Несколько дней назад я нашла старую книгу на чердаке. Но дело
в том, что имена авторов, чьи произведения напечатаны в этой книге, со
8
временем стерлись, остались только портреты. Посмотрите внимательно,
может вы мне поможите установить имена этих писателей.
-Класс делится на пары. (раздать конверты, в которых
лежат,портреты англоязычных писателей ).
-Знаете ли вы, что за авторы вам достались?
-Найдите информацию об этих писателях и создайте макет двух
страниц нашей будущей книги.
Творческие проекты традиционно используются при обучении
иностранному языку. Они помогают разнообразить и оживить урок.
По методу, доминирующему в проекте, это проект творческий.
По количеству участников - групповой. По продолжительности
проведения – средней продолжительности.
Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная.
Роль учителя на первом этапе - этапе замысла - весома и значима. От того,
как учитель отработает свою роль на этом этапе, зависит судьба проекта в
целом. Наследующем этапе организуется деятельность детей. Учащиеся
самостоятельно или с помощью учителя организуются в группы,
определяют цели и задачи своей работы.
Ход выполнения проекта:
этапы работы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Проблемно-
целевой
Знакомит учащихся с замыслом проекта,
мотивирует, помогает в постановке
целей.
Обсуждают предмет
исследования с учителем,
получают дополнительную
информацию, уточняют цели.
2. Разработка
сценария
Организует детей в группы, предлагает
идеи, распределяет роли в группах.
Устанавливают план действий,
формулируют задачи,
распределяют роли в группах.
3. Исследование
(практические
работы).
Наблюдает, косвенно руководит
деятельностью, консультирует.
Воплощают в жизнь
поставленные задачи,
анализируют информацию,
готовят материалы к
презентации.
9
4. Презентация
проекта.
Слушает, задает вопросы, оценивает
работу уч-ся, качество презентаций.
Демонстрируют проект.
5. Рефлексионный.
Подведение итогов работы, обсуждение,
высказывание пожеланий.
Анализируют полученные
результаты, участвуют в оценке
и самооценке.
После того, как работа спланирована, наступает собственная
деятельность детей, учащиеся все делают сами. На последнем этапе — этапе
представления своей работы —учащиеся снова работают под руководством
учителя.
Таким образом, работа над проектом позволяет сделать
следующие выводы:1. Благодаря проекту повышается самооценка учащихся,
обогащается их социальный и духовный опыт, ученики приобщаются к
творчеству, развивая свою личность.
2. Проектная работа помогает решить проблему мотивации,
формирует и совершенствует общую культуру общения и социального
поведения в целом.
4. Выполнение проекта позволяет повысить успеваемость за счёт
обобщения, закрепления и повторения учебного материала, организации его
практического применения, устранения пробелов в образовании.
5. повышение степени самостоятельности, инициативности
учащихся и их познавательной мотивированности.
Работа над проектами дает хорошие результаты: учебный
материал усваивается легко, дети заинтересованы в получении новых знаний,
т.о. повышаетсямотивация учащихся к учению.
10
Заключение
Таким образом, проектная деятельность направлена на
активизацию познавательных способностей учащихся, глубокое раскрытие их
творческих возможностей, учёт персональных интересов и потребностей
детей. Младшие школьники наглядно видят практическое применение своих
теоретических знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и
не умеют, как много им ещё предстоит постичь.
Реализация проектов на базе информационных технологий
многогранна, эффективна, неисчерпаема и нацелена на долговременную
перспективу.
Метод проектов даёт возможность учащимся активно проявить
себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них
новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и
организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие
способности, развить индивидуальность личности.
Использование проектного метода в учебной деятельности
позитивно влияет на укрепление отношений, как между одноклассниками,
так и со взрослыми, к которым обращается ученик при выполнении проекта.
Приложение
Проектная деятельность на уроках английского языка в 7 классе.
1.Название: Literary britain.
2. Участники проекта: учащиеся 7 класса
11
3. Цель: сформировать педставление о великих писателях и поэтов
Британии, Шотландии, Северной Ирландии.
4. Гипотеза: Изучение литературного творчества Британских авторов
способствует развитию кругозора.
5. Задачи:
создать творческие микрогруппы;
найти и изучить информацию по теме, используя поисковые системы,
учебную и художественную литературу;
выбрать необходимый материал;
создать 2-3 странички книги;
совместно создать книгу «Literary britain»;
представить книгу.
6. Планируемые результаты проекта:
Содержательные
В процессе работы над проектом учащиеся занимались
поиском информации,
работой с поисковыми системами, словарями, справочниками,
оценкой информационных источников и оценкой корректности
информации,
представлением результатов (создание презентаций).
12
Личностные
В процессе работы над проектом учащиеся осваивали навыки
самоорганизации,
контроля выполнения собственных планов,
соотнесения амбиций и возможностей,
взаимодействия с партнером.
7. Тип проекта: творческий, межпредметный.
8. Ход выполнения проекта:
этапы работы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Проблемно-
целевой
Знакомит учащихся с замыслом
проекта, мотивирует, помогает в
постановке целей.
Обсуждают предмет
исследования с учителем,
получают дополнительную
информацию, уточняют
цели.
2. Разработка
сценария
Организует детей в группы,
предлагает идеи, распределяет роли
в группах.
Устанавливают план
действий, формулируют
задачи, распределяют роли
в группах.
3. Исследование
(практические
работы).
Наблюдает, косвенно руководит
деятельностью, консультирует.
Воплощают в жизнь
поставленные задачи,
анализируют информацию,
готовят материалы к
презентации.
13
4. Презентация
проекта.
Слушает, задает вопросы,
оценивает работу уч-ся, качество
презентаций.
Демонстрируют проект.
5.
Рефлексионный.
Подведение итогов
работы, обсуждение, высказывание
пожеланий.
Анализируют полученные
результаты, участвуют в
оценке и самооценке.
9. Продукт проектной деятельности (результаты исследования) : Книга
(Презентация)
10.Критерии оценивания продукта проектной деятельности.
Оцените себя. А затем оцени товарищей по группе.
2 – выше среднего
1 – средний
0 – ниже среднего.
Оценочная таблица.
Показатели
проявления
компетентности
(критерии
оценивания)
Фамилии учащихся
Брызгалова
Гретова
Махнева
Толстых
Мархиева
Макринская
Чубревич
Янович
Василенкова
Учебно - познавательные (максимальное значение – 10)
1.Знание основных
терминов и
фактического
материала по теме
проекта
14
2. Умение ставить цель
и организовывать ее
достижение, умение
пояснять свою цель
3.Умение
организовывать
планирование, анализ,
самооценку своей
учебно –
познавательной
деятельности
4. Умение ставить
познавательные задачи
и выдвигать гипотезы
5. Умение выступать
устно или письменно о
результатах своего
исследования
Информационные (максимальное значение –6)
1. Владение навыками
работы с различными
источниками
информации: книгами,
учебниками,
справочниками,
интернет
2. Умение
самостоятельно искать,
извлекать,
систематизировать,
15
анализировать,
отбирать необходимую
информацию,
организовывать,
преобразовывать,
сохранять и передавать
ее
3. Овладение навыками
использования
информационных
устройств и
применение их для
решения учебных задач
Коммуникативные (максимальное значение –6)
1. Владение способами
взаимодействия с
окружающими людьми,
выступать с устными
сообщениями, уметь
задавать вопросы,
корректно вести
учебный диалог
2. Владение грамотной,
эмоциональной и
свободной речью, а так
же владеть разными
видами речевой
деятельности (монолог,
диалог, чтение, письмо)
3. Владение способами
16
совместной
деятельности в группе,
приемами действий в
ситуациях общения,
умения искать и
находить компромиссы
Личностные (максимальное значение - 2)
1. Формирование основ
экологической
культуры
соответствующей
современному уровню
экологического
мышления, развитие
опыта оценочной и
практической
деятельности в
жизненных ситуациях
ИТОГО:
Максимально возможное количество баллов: 24
Оценка “удовлетворительно”: от 10 до 15 баллов (42%)
Оценка “хорошо”: от 16 до 21 баллов (65%)
Оценка “отлично”: от 22 до 24 баллов (90%)
Предлагаем ввести штрафные баллы, к примеру, за несвоевременное
выполнение отдельных этапов проекта.
17