Напоминание

"Массовый праздник как художественное явление"!


Автор: Ильченко Вера Константиновна
Должность: Преподаватель театральных дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО ГО "Город Калининград" "ДШИ им. Ф. Шопена"
Населённый пункт: г. Калининград ул. Горького 113
Наименование материала: Статья
Тема: "Массовый праздник как художественное явление"!
Раздел: дополнительное образование





Назад




Массовый праздник как художественное явление.

Массовый праздник – это художественное явление, включающие в себя

явление социальных и личных запросов человека, выраженное в масштабно

эмоциональном действии, с использованием различных видов и жанров

искусства.

Свой жизненный отсчёт массовый праздник ведет аж, от эллинской

культуры. Уже тогда возникла необходимость в неком виде объединения людей,

его сплочения, что и является одной из важнейших функций праздника,

обволакивающим это объединение в яркую, красочную, и что самое главное

ненавязчивую форму. Уже тогда понимали, что праздник богат средствами

эмоционального воздействия, и при правильном их использовании, могли

привести к нужному результату - управлению людьми. Массовый праздник мог

носить не только развлекательный характер, но и социальный, как например в

Древней Греции, где участие каждого гражданина - было выражением

демократии. Древняя Греция вообще служила праотцом Массового праздника.

Так в 776г. До н.э. там возникают Олимпийские игры, которые на сегодняшний

день носят не только спортивный, но театрализованный характер. Огромный

вклад в развитие массового праздника внёс праздник весны, плодородия и

здоровья, посвященный богу виноделия Дионису. Эти праздники включали в

себя: шествия, обрядовые церемонии, состязания, хоровые игры граждан. Что

послужило рождению первых театральных спектаклей. Аналогичные праздники

проходили и в Риме, составные части которых были триумфальные бои

гладиаторов, сражения на воду, цирковые состязания. Но в отличие от Древней

Греции в древнем Риме существовало разделение на тех, кто участвует и на тех,

кто смотрит. Огромный вклад римлян состоит в том, что они создали

уникальную систему механизмов сцены, которая и по сей день используется.

Массовый праздник как живое существо, живёт и воплощается в каждой

эпохе, являясь некой «губкой», впитывающей в себя всю правду, состояния того

времени. Так для Средних веков характерны церковные праздники, что говорит

о приоритете в то время духовенства, церкви, которая не жалела средств на

пышные церковные шествия в дорогих костюмах. И как антитеза им

существование народных праздников, таких как «Праздник Дураков», который

высмеивал религиозные обряды и нравы королевского двора. В туже эпоху

появляется и карнавал, который станет идеальным украшением массового

праздника, а впоследствии и отдельной разновидностью массового праздника.

Праздник был общественно-значимым явлением, который служит воспитанием

народа и его объединением, что говорит о слиянии политики и искусства. Таким

бал праздник «Свободы», проходивший на Марсовом поле, и в котором уже

тогда использовали пиротехнику и пушки.

Свои корни массовый праздник берёт и от народных гуляний от

«Масленицы», «Праздник Ивана Купала», зимних гуляний и т.д., которые

носили яркую, красочную форму. Так праздник «Ивана Купалы» носил суть

заклинания урожая; где существовал обычай прыжков через костёр. Самый

высокий прыжок сулил дородный урожай. Масленица же служила призывом

солнца, ожиданием весны, где ритуалом было сжигание чучела – что уже само

по себе зрелищно, и уже здесь мы наблюдаем всеучастность каждого в

празднике. Всё это привело к формированию некоторых законов массового

праздника.

Основные черты массового праздника:

1.

Ощущение личной причастности;

2.

Стремление к широкому общению;

3.

Особый эмоциональный настрой;

4.

Удачно найденное событие.

Активный контакт со зрителем - вообще служит залогом успеха и тем, что

праздник надолго останется в памяти человека.

Средства воздействия:

1.

Живое слово;

2.

Личность говорящего: Заразительность, обаяние;

3.

Временная мера происходящего. Основная часть должна быть не более 30

минут, а в идеале 15-20 минут;

4.

Ведущий, как компонент эмоционального воздействия;

5.

Поэзия, поэтическое слово;

6.

Кино(художественное, документальное);

7.

Музыка;

8.

Звуковой ряд (шумы, ассоциативные кусочки);

9.

Вокал;

10.Ансамбли разного рода;

11.Танцевальные группы;

12.Хоровые коллективы;

13.Пантомимы и пластические композиции;

14.Юмор (Юмор необходимо расположить так, чтобы он создавал

контрапункт);

15.Клоунада;

16.Цирк;

17.Спортивные номера;

18.Театр;

19.Свет и световые эффекты;

20.Художественное оформление и его элементы.

Признаки массового праздника:

Минимальная текстовая структура;

Отсутствие психологических нюансов (Нужны яркие эмоции);

Гармонизация всех частей в искусстве монтажа;

Закон утомляемости зрителя;

Художественная энергетика;

Контраст жанров, ритмов (последующий эпизод не должен

продолжать предыдущий, а должен вступать с ним в

противодействие);

Необходимо определить кульминацию действия, которая будет той

смысловой и эмоциональной вершиной спирали, к достижению,

которой, стремится все действо праздника. Он может быть и в

середине и в конце.

Режиссер, определив кульминацию, подводит к ней весь ход действия - и

внутренний и внешний. На кульминацию должны работать все элементы.

Ритмическая основа создается, как и для всего действия в целом, так и

для отдельных частей. Ритм меняется в определённых эпизодах, где-то

ускоряется, где-то появляется необходимость его задержать.

Классификации массовых праздников:

1. Всеобщие праздники (День Победы, Новый год и т.д.);

2. Локальные праздники (профессиональные, конфессиональные);

3. Личностные (День рождения и т.п.).

На сегодняшний день существует огромное количество массовых праздников,

но наиболее распространенными считаются вот такие виды:

1. Праздничный концерт;

2. Инаугурация;

3. Корпоративный праздник;

4. Юбилей-бенефис;

5. Праздник, посвященный дню города;

6. Конкурс красоты;

7. Политический праздник, приуроченный к выборам;

8. Различные вручения премий;

9.Народные гулянья, фольклорные праздники.

Организация Массового праздника.

Для организации массового праздника также существует свой закон.

ШИРОКОЕ, ТОТАЛЬНОЕ, МАССОВОЕ ВОВЛЕЧЕНИЕ ЗРИТЕЛЯ В

ДЕЙСТВИЕ!

Осуществить это можно с помощью следующих компонентов:

1. Факельное шествие;

2. Возложение венков и цветов;

3. Всевозможные игры на разных площадках;

4. Викторины;

5. Конкурсы;

6. Молодёжные марши, шествия;

7. Скандирование слов, фраз;

8. Всевозможные шары;

9. Пуск голубей;

10. Самолёты, вертолёты;

11. Листовки;

12. Духовые оркестры на шествиях;

13. Широкий спектр народного творчества (Подворья);

14. Кавалькада;

15. Разного рода состязания;

16. Карнавальные шествия.

Неотъемлемой частью массового праздника являются ведущие. Правда

функция ведущего напрямую зависит от вида массового праздника. Так для

тематического массового праздника необходимо подобрать ведущих,

соответствующих вечеру, то есть имеющих какое-либо отношение к нему,

информационно подготовленных. Тем самым усилится эмоциональное

воздействие, будет ощущение «своего человека » на сцене. Если же праздник

носит общий характер, то функция ведущего несколько меняется. Теперь она

чисто развлекательная. К большому сожалению, эта функция ведущего перешла

на первый план. Если раньше существовал некий культ ведущих, по ведущему

можно было определить стиль вечера, его тематику, то сейчас их так много, и

многие довольно безлики, выполняют лишь роль ознакомителя со следующим

номером. Зато в отношении оформления массового праздника наступил очень

прогрессивный период. С развитием техники, в том числе и компьютерной. С

появлением цифровой техники появилась возможность воплощения, ранее

казавшегося невозможным. Компьютерное проецирование на огромные полотна

с идеальным качеством – это лишь то малое, что сейчас возможно. Различные

подвесные конструкции, которых раньше не было, усовершенствование

световой техники. Использование музыкальных фейерверков и фонтанов. В

этом плане прогресс техники оказывает неоценимую услугу организации

массового праздника. Так как зрелищный компонент, в том числе и оформление

неотъемлемая часть массового праздника. Что же касается музыкальной

партитуры праздника, то она очень богата. Потому что включает в себя

инструментальную, вокальную, танцевальную, музыку в речевых жанрах,

музыку в оригинальных жанрах и т.д. Только при подборке музыкальной

партитуры режиссёр должен учитывать тематику вечера, так чтобы музыка

создала необходимую атмосферу. Характер музыки должен быть

монументальным, поднимающим дух народа или популярным (Но не

попсовым) для объединения людей. Самым главным законом успеха массового

праздника служит организованная, слаженная работа коллектива

устраивающего праздник. Учитывающего тематику, место проведения,

интересы и запросы зрителя, учитывающего музыкальную картину, уделяющего

особое внимание зрелищному компоненту и обязательному участию каждого

зрителя в празднике. Будь то конкурсы, викторины, аукционы, лотереи,

награждения, спортивные эстафеты и даже участия в ритуальной части

мероприятия.

Иногда массовый праздник надолго остается в памяти зрителя и всё бы нечего,

но вот только беда массового праздника – в его одноразовости и повторить его в

том же ключе будет невозможно.



В раздел образования