Автор: Катюкова Ольга Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ № 6
Населённый пункт: г. Надым
Наименование материала: учебное занятие "Секреты загадки"
Тема: Развитие речи младших школьников как условие реализации ФГОС
Раздел: начальное образование
Урок литературного чтения
Секреты загадки
Технологическая карта урока
Учебный предмет
литературное чтение
Класс
2-4
Тип урока
урок решения учебной задачи
Технология построения урока
деятельностного подхода
Тема урока
Секреты загадки.
Цель урока
создание условий для развития умений сочинять и разгадывать загадки
развитие умения разгадывать и формирование умения сочинять загадки.
Задачи урока
Познакомить учащихся со строением некоторых загадок;
развивать умение сочинять и отгадывать загадки.
Основные термины, понятия
загадка, важные признаки
Планируемый результат
Предметные умения
выделять свойства и признаки
загаданного предмета и доказывать
правильность отгадки;
отгадывать и сочинять загадки
Личностные УУД:
позитивное отношение к произведениям устного народного творчества;
интерес к урокам литературного чтения;
устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
определять общие для всех правила поведения;
определять правила работы в парах, группах;
оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных
ценностей);
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метопредметные
Регулятивные УУД:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
выполнять последовательность необходимых операций;
удерживать цель деятельности до получения её результата;
анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины;
сопоставлять поставленные задачи с результатом деятельности;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные УУД:
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
слушать и понимать речь других;
владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;
совершенствовать навыки выразительного чтения;
использовать общие приемы решения задач.
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы
Фронтальная
Работа в группах
Работа в парах
Книгопечатная продукция:
Карточки по изучаемому материалу.
Технические средства обучения:
компьютер, интерактивная доска.
Экранно-звуковые пособия:
презентация в PowerPoint «Секреты загадки»
Технология изучения
КМ
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Примеч
ания
Стадия «Вызов»
Организационны
й
-Отгадайте загадку.
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живет
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится,
Грусть – тоска её боится. (Улыбка)
Подарим друг другу улыбки и начнем урок.
Актуализация
опорных знаний.
Создание
ситуации успеха.
Поработав в паре, разгадайте тему нашего урока.
Возьмите верхнюю карточку.
С
Е
Тема урока: Секреты загадки.
Вы знаете загадки с самого детства.
Чему же на уроке мы можем с вами научиться?
-Я правильно вас поняла….?
Научиться сочинять загадки
-Что для этого нужно?
Узнать секреты загадки
Определить, что такое загадка
Уберите в сторону ребус
Тему вывешиваю на доске
Задачи вывешиваю на доске
Создание
ситуации
разрыва.
-Ребята другого класса сочинили такую загадку.
Возьмите карточку жёлтого цвета, прочитайте. (СЛАЙД)
Котёнок, как лев, но нет гривы,
С когтями, но не тигр,
Мяукает очень красиво!
Тёплый, но не свитер,
Урчит, но не мотор.
- Кто прочитает выразительно у доски?
-Обсудите в группе, можно ли этот текст считать загадкой и
докажите свой ответ.
-Давайте из этого текста сделаем загадку.
- Слово котёнок нам в загадке нужно? (Зачёркиваем)
-Значит, чем очень важным загадка отличается от другого текста?
(не называет предмет – на доску)
- С когтями, но не тигр - важные, отличительные признаки?
(Нет, когти есть у любого животного и у любой птицы)
(указывает на важные признаки – на доску)
- Мяукает очень красиво! – оставляем?
(Нет.Открытая подсказка)
(не называет прямых признаков – на доску)
«Тёплый, но не свитер» - хорошее сравнение, оставляем.
«Урчит, но не мотор» - интересное сравнение, оставим.
-Что получилось?
Как лев, но нет гривы,
Тёплый, но не свитер,
Урчит, но не мотор.
-Это загадка?
-Назовите отличительные признаки загадки
ЗАГАДКА
1) не называет предмет
2)не называет прямых признаков
3)указывает на важные признаки
Вывешиваю на доску
«Осмысление»
Конструирование
нового способа
действий.
-Предлагаю разобраться, как устроена наша загадка про котёнка,
опираясь на таблицу: СЛАЙД
На что похоже?
Чем отличается?
Какой?
Что бывает таким же?
Что делает?
Какой предмет делает так же?
-Вы смогли разобраться, как устроена загадка?
- С оодной задачей справились? (Отмечаю мелом галочкой)
- Тогда сделайте вывод, поработайте с определением. Сначала
самостоятельно, затем, обсудите в группе.
-Если возникнут трудности, вы можете воспользоваться словами
для справок. Возьмите оранжевую карточку.
ВЫВОД
Загадка - это краткое описание какого-либо предмета
Включаю слад
Вывешиваю на доску
или явления по сходным признакам другого предмета
или явления, которые нужно разгадать.
Пропущенные слова: краткое, предмета или явления, сходным,
разгадать
- Справились с задачей? (Отмечаю мелом галочкой)
Слайд
Применение
нового знания
Для решения третьей задачи, вы можете выбрать любую форму
работы: кто-то решит сочинить загадку самостоятельно, кто-то
поработает парах, возможно, вы решите придумать одну загадку
группой.
Предлагаю
попробовать
себя
в
роли
авторов.Вам
поможет модель.
-По завершении работы мы должны будем поставить отметку. За
какую работу мы поставим «5»?
О чём или о ком будет загадка?
На что похоже?
Чем отличается?
Как
но
Какой?
Что бывает таким же?
но не
Что делает?
Какой предмет делает
так же?
но не
1.
Добавьте слова-связки НО НЕ и прочитайте загадку.
П е р е д
н а ч а л о м
р а б о т ы ,
о б г о в а р и в а е м
к р и т е р и и
оценивания.
«5» - обращаю внимание на
доску:
1) не называет предмет
2 ) н е
н а з ы в а е т
п р я м ы х
признаков
3 ) у ка з ы в а е т
н а
в а ж н ы е
признаки
«4»
- упущен один пункт
«Рефлексия»
Рефлексия
учебной
деятельности
Вернёмся к поставленным задачам урока.
-
Чего
не
знал
ученик,
когда
сочинил
загадку
про
котёнка?
Для домашнего задания предлагаю вам сочинить одну
или
несколько
загадок
про
один
и
тот
же
предмет,
используя предложенные модели. По желанию, можно
нарисовать рисунок-отгадку.
Отгадайте загадку, которую для вас сочинила ученица из
Надыма:
Как радуга, но вверх ногами
Тёплая, но не солнышко
Список литературы:
1.
С.И. Заир – бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 –
175с.
2.
Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 –
272с.
3.
Н.Б. Кирилова Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика.
4.
Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб. Изд-во «Питер», 2000.
5.
1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996
Методическая карта урока
Предмет – литературное чтение
Класс: 3
Учитель – Катюкова Ольга Викторовна, учитель начальных классов
Тема урока: Секреты загадки.
Тип урока:урок решения учебной задачи
Цели урока:формирование предметных УУД:
Создать
условия
для
развития
умений
выделять
важные
свойства и признаки загаданного предмета.
С помощью практических заданий обеспечить понимание
учащимися строения некоторых загадок.
Метапредметные УУД:
познавательные:
формированиеуменияиспользоватьмоделидлясоставления
загадки;
формированиеуменияпроявлятьпознавательнуюинициативу
вучебномсотрудничестве.
регулятивные:
формированиеуменияпланироватьсвоидействия
всоответствииспоставленнойзадачейиусловиямиеёреализаци
и;
развитие
способности
ксамо
и
взаимооценке
на
основе
критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные:
умение
слушать
учителя,
высказывать
и
аргументировать
свою
точку
зрения,
вести
диалог
в
формате
«ученик
–
учитель», «ученик – ученик».
Личностных УУД
формированиеучебно-
познавательногоинтересакновомуучебномуматериалуиспосо
бамрешенияновойзадачи;
развитие
способности
устанавливать
связь
между
целью
деятельности и ее результатом.
Метапредметный результат
проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;
совершенствовать навыки осознанного выразительного
чтения;
использовать общие приемы решения задач;
сотрудничать с учителем и сверстниками при решении
учебной задачи.
Психологические аспекты урока
создание комфортной рабочей атмосферы.
Дидактическая структура урока
№
Этап урока
Содержание
Метод/приёмы
1.
Организационн
ый момент.
Позитивный
настрой.
Включение
детей в деловой ритм.
Словесный.
Подводящий диалог.
2.
Создание
ситуации
успеха.
Актуализация
опорных
знаний.
Работа в парах.
Формулирование темы урока.
Практический,
п а р н о й
р а б о т ы .
Разгадывание ребуса.
3.
Постановка
учебной
задачи.
Создание
ситуации
разрыва
Постановка цели и задач урока.
Задания, связанные с «раскрытием
секретов»
загадки.
В
форме
коммуникации
( ф р о н т а л ь н о )
решают задачу, подводящую
к новому способу действий.
Метод
эвристический
побуждающий
о т
п р о б л е м н о й
ситуации
д и а л о г,
подводящий
к
теме
диалог.
4.
Конструирован
и е
н о в о г о
способа
действий.
Сопоставление загадки
с представленной моделью.
Форма работы: фронтальная.
Метод-
практический.
5.
Применение
нового знания
Ф о р м а
р а б о т ы
п о
в ы б о р у
учащихся.
Составление загадки с опорой
на модель.
Метод-
практический.
Работа
с моделью.
6.
Представление
результатов
деятельности.
Оценивание.
П р е д с т а в л е н и е
р е з у л ь т а т о в
деятельности.
Взаимооцениваниена
о с н о в е
критерия
успешности
учебной
деятельности.
Метод – словесный.
Приём: оцени работу
друга
(критериальное
оценивание)
7.
Домашнее
задание
Творческое домашнее задание на
отработку умений подбирать
важные признаки и свойства
предметов, т.е. составление
загадки.
Словесный.
8.
Рефлексия.
Подведение итогов работы.
З
а
г
а
д
к
а