Напоминание

Развитие речи младших школьников как условие реализации ФГОС


Автор: Катюкова Ольга Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ № 6
Населённый пункт: г. Надым
Наименование материала: учебное занятие "Секреты загадки"
Тема: Развитие речи младших школьников как условие реализации ФГОС
Дата публикации: 25.03.2020
Раздел: начальное образование





Назад




Урок литературного чтения

Секреты загадки

Технологическая карта урока

Учебный предмет

литературное чтение

Класс

2-4

Тип урока

урок решения учебной задачи

Технология построения урока

деятельностного подхода

Тема урока

Секреты загадки.

Цель урока

создание условий для развития умений сочинять и разгадывать загадки

развитие умения разгадывать и формирование умения сочинять загадки.

Задачи урока

Познакомить учащихся со строением некоторых загадок;

развивать умение сочинять и отгадывать загадки.

Основные термины, понятия

загадка, важные признаки

Планируемый результат

Предметные умения

выделять свойства и признаки

загаданного предмета и доказывать

правильность отгадки;

отгадывать и сочинять загадки

Личностные УУД:

позитивное отношение к произведениям устного народного творчества;

интерес к урокам литературного чтения;

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

определять общие для всех правила поведения;

определять правила работы в парах, группах;

оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных

ценностей);

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метопредметные

Регулятивные УУД:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее

реализации;

выполнять последовательность необходимых операций;

удерживать цель деятельности до получения её результата;

анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины;

сопоставлять поставленные задачи с результатом деятельности;

контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные УУД:

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

слушать и понимать речь других;

владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими

нормами родного языка.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;

совершенствовать навыки выразительного чтения;

использовать общие приемы решения задач.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в группах

Работа в парах

Книгопечатная продукция:

Карточки по изучаемому материалу.

Технические средства обучения:

компьютер, интерактивная доска.

Экранно-звуковые пособия:

презентация в PowerPoint «Секреты загадки»

Технология изучения

КМ

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примеч

ания

Стадия «Вызов»

Организационны

й

-Отгадайте загадку.

Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живет

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится,

Грусть – тоска её боится. (Улыбка)

Подарим друг другу улыбки и начнем урок.

Актуализация

опорных знаний.

Создание

ситуации успеха.

Поработав в паре, разгадайте тему нашего урока.

Возьмите верхнюю карточку.

С

Е

Тема урока: Секреты загадки.

Вы знаете загадки с самого детства.

Чему же на уроке мы можем с вами научиться?

-Я правильно вас поняла….?

Научиться сочинять загадки

-Что для этого нужно?

Узнать секреты загадки

Определить, что такое загадка

Уберите в сторону ребус

Тему вывешиваю на доске

Задачи вывешиваю на доске

Создание

ситуации

разрыва.

-Ребята другого класса сочинили такую загадку.

Возьмите карточку жёлтого цвета, прочитайте. (СЛАЙД)

Котёнок, как лев, но нет гривы,

С когтями, но не тигр,

Мяукает очень красиво!

Тёплый, но не свитер,

Урчит, но не мотор.

- Кто прочитает выразительно у доски?

-Обсудите в группе, можно ли этот текст считать загадкой и

докажите свой ответ.

-Давайте из этого текста сделаем загадку.

- Слово котёнок нам в загадке нужно? (Зачёркиваем)

-Значит, чем очень важным загадка отличается от другого текста?

(не называет предмет – на доску)

- С когтями, но не тигр - важные, отличительные признаки?

(Нет, когти есть у любого животного и у любой птицы)

(указывает на важные признаки – на доску)

- Мяукает очень красиво! – оставляем?

(Нет.Открытая подсказка)

(не называет прямых признаков – на доску)

«Тёплый, но не свитер» - хорошее сравнение, оставляем.

«Урчит, но не мотор» - интересное сравнение, оставим.

-Что получилось?

Как лев, но нет гривы,

Тёплый, но не свитер,

Урчит, но не мотор.

-Это загадка?

-Назовите отличительные признаки загадки

ЗАГАДКА

1) не называет предмет

2)не называет прямых признаков

3)указывает на важные признаки

Вывешиваю на доску

«Осмысление»

Конструирование

нового способа

действий.

-Предлагаю разобраться, как устроена наша загадка про котёнка,

опираясь на таблицу: СЛАЙД

На что похоже?

Чем отличается?

Какой?

Что бывает таким же?

Что делает?

Какой предмет делает так же?

-Вы смогли разобраться, как устроена загадка?

- С оодной задачей справились? (Отмечаю мелом галочкой)

- Тогда сделайте вывод, поработайте с определением. Сначала

самостоятельно, затем, обсудите в группе.

-Если возникнут трудности, вы можете воспользоваться словами

для справок. Возьмите оранжевую карточку.

ВЫВОД

Загадка - это краткое описание какого-либо предмета

Включаю слад

Вывешиваю на доску

или явления по сходным признакам другого предмета

или явления, которые нужно разгадать.

Пропущенные слова: краткое, предмета или явления, сходным,

разгадать

- Справились с задачей? (Отмечаю мелом галочкой)

Слайд

Применение

нового знания

Для решения третьей задачи, вы можете выбрать любую форму

работы: кто-то решит сочинить загадку самостоятельно, кто-то

поработает парах, возможно, вы решите придумать одну загадку

группой.

Предлагаю

попробовать

себя

в

роли

авторов.Вам

поможет модель.

-По завершении работы мы должны будем поставить отметку. За

какую работу мы поставим «5»?

О чём или о ком будет загадка?

На что похоже?

Чем отличается?

Как

но

Какой?

Что бывает таким же?

но не

Что делает?

Какой предмет делает

так же?

но не

1.

Добавьте слова-связки НО НЕ и прочитайте загадку.

П е р е д

н а ч а л о м

р а б о т ы ,

о б г о в а р и в а е м

к р и т е р и и

оценивания.

«5» - обращаю внимание на

доску:

1) не называет предмет

2 ) н е

н а з ы в а е т

п р я м ы х

признаков

3 ) у ка з ы в а е т

н а

в а ж н ы е

признаки

«4»

- упущен один пункт

«Рефлексия»

Рефлексия

учебной

деятельности

Вернёмся к поставленным задачам урока.

-

Чего

не

знал

ученик,

когда

сочинил

загадку

про

котёнка?

Для домашнего задания предлагаю вам сочинить одну

или

несколько

загадок

про

один

и

тот

же

предмет,

используя предложенные модели. По желанию, можно

нарисовать рисунок-отгадку.

Отгадайте загадку, которую для вас сочинила ученица из

Надыма:

Как радуга, но вверх ногами

Тёплая, но не солнышко

Список литературы:

1.

С.И. Заир – бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 –

175с.

2.

Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 –

272с.

3.

Н.Б. Кирилова Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика.

4.

Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб. Изд-во «Питер», 2000.

5.

1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996

Методическая карта урока

Предмет – литературное чтение

Класс: 3

Учитель – Катюкова Ольга Викторовна, учитель начальных классов

Тема урока: Секреты загадки.

Тип урока:урок решения учебной задачи

Цели урока:формирование предметных УУД:

Создать

условия

для

развития

умений

выделять

важные

свойства и признаки загаданного предмета.

С помощью практических заданий обеспечить понимание

учащимися строения некоторых загадок.

Метапредметные УУД:

познавательные:

формированиеуменияиспользоватьмоделидлясоставления

загадки;

формированиеуменияпроявлятьпознавательнуюинициативу

вучебномсотрудничестве.

регулятивные:

формированиеуменияпланироватьсвоидействия

всоответствииспоставленнойзадачейиусловиямиеёреализаци

и;

развитие

способности

ксамо

и

взаимооценке

на

основе

критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные:

умение

слушать

учителя,

высказывать

и

аргументировать

свою

точку

зрения,

вести

диалог

в

формате

«ученик

учитель», «ученик – ученик».

Личностных УУД

формированиеучебно-

познавательногоинтересакновомуучебномуматериалуиспосо

бамрешенияновойзадачи;

развитие

способности

устанавливать

связь

между

целью

деятельности и ее результатом.

Метапредметный результат

проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;

совершенствовать навыки осознанного выразительного

чтения;

использовать общие приемы решения задач;

сотрудничать с учителем и сверстниками при решении

учебной задачи.

Психологические аспекты урока

создание комфортной рабочей атмосферы.

Дидактическая структура урока

Этап урока

Содержание

Метод/приёмы

1.

Организационн

ый момент.

Позитивный

настрой.

Включение

детей в деловой ритм.

Словесный.

Подводящий диалог.

2.

Создание

ситуации

успеха.

Актуализация

опорных

знаний.

Работа в парах.

Формулирование темы урока.

Практический,

п а р н о й

р а б о т ы .

Разгадывание ребуса.

3.

Постановка

учебной

задачи.

Создание

ситуации

разрыва

Постановка цели и задач урока.

Задания, связанные с «раскрытием

секретов»

загадки.

В

форме

коммуникации

( ф р о н т а л ь н о )

решают задачу, подводящую

к новому способу действий.

Метод

эвристический

побуждающий

о т

п р о б л е м н о й

ситуации

д и а л о г,

подводящий

к

теме

диалог.

4.

Конструирован

и е

н о в о г о

способа

действий.

Сопоставление загадки

с представленной моделью.

Форма работы: фронтальная.

Метод-

практический.

5.

Применение

нового знания

Ф о р м а

р а б о т ы

п о

в ы б о р у

учащихся.

Составление загадки с опорой

на модель.

Метод-

практический.

Работа

с моделью.

6.

Представление

результатов

деятельности.

Оценивание.

П р е д с т а в л е н и е

р е з у л ь т а т о в

деятельности.

Взаимооцениваниена

о с н о в е

критерия

успешности

учебной

деятельности.

Метод – словесный.

Приём: оцени работу

друга

(критериальное

оценивание)

7.

Домашнее

задание

Творческое домашнее задание на

отработку умений подбирать

важные признаки и свойства

предметов, т.е. составление

загадки.

Словесный.

8.

Рефлексия.

Подведение итогов работы.

З

а

г

а

д

к

а



В раздел образования