Напоминание

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХОРОВОМУ ИСКУССТВУ НА ПРИМЕРЕ ХОРА МАЛЬЧИКОВ И ЮНОШЕЙ «ОРЛЯТА»


Автор: Дробышевская Людмила Валентиновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Орловская детская хоровая школа"
Населённый пункт: г. Орёл
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХОРОВОМУ ИСКУССТВУ НА ПРИМЕРЕ ХОРА МАЛЬЧИКОВ И ЮНОШЕЙ «ОРЛЯТА»
Раздел: дополнительное образование





Назад




РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХОРОВОМУ

ИСКУССТВУ НА ПРИМЕРЕ ХОРА МАЛЬЧИКОВ И ЮНОШЕЙ

«ОРЛЯТА»

«Музыкантами станут немногие, а остальные будут людьми с разбуженным в

душе чувством творчества» (В. Минин) [1]

Современные

социальные

и

культурные

условия

отражаются

на

сегодняшнем

подростке

как

положительно,

так

и

отрицательно.

С

одной

стороны,

современный

школьник

имеет

громадный

доступ

к

получению

информации через СМИ и Интернет, но, с другой стороны, это способствует

поглощению

стереотипов

и

«штампов»,

предлагаемых

массовой

культурой,

блокирующего выработку собственного отношения и мнения к содержанию

информации

и,

как

следствие,

снижению

интеллектуального

потенциала

ребёнка.

Поэтому

крайне

необходимо

развивать

у

детей

мышление

путём

эстетического развития и воспитания. Каждый ребенок, как губка, впитывает

все события и влияния окружающей среды. Современное общество характерно

тем, что родители видят основную задачу в жизни в достижении материальных

благ

путем

зарабатывания

как

можно

большего

количества

денег.

Они

психологически и физически устают на работе. И на воспитание своих детей у

них не остается ни сил, ни времени. Основная цель деятельности учреждений

дополнительного образования – помочь каждому ребёнку реализовать свои

природные

данные

с

максима льной

степенью

э ф ф е к т и в н о с т и .

Дифференцированный

подход

к

учащимся

позволяет

обучать

детей

с

различными

музыкальными

данными,

даёт

возможность

раскрыть

индивидуальный

творческий

потенциал

каждого

ученика

и

способствует

развитию его личности. Коллектив школы способен решать многие проблемы

адаптации

ребёнка

в

обществе:

развитие

духовности

и

культуры

общения,

занятость

и

ограждение

от

негативного

влияния

улицы,

воспитание

н е о б х о д и м ы х

д л я

ж и з н и

к а ч е с т в ,

т а к и х

к а к :

т р у д о л ю б и е ,

дисциплинированность, ответственность и т.д.

Хоровое

пение

является одним из самых активных и демократичных

видов музыкально-практической деятельности учащихся и эффективных форм

музыкального развития детей. А хор мальчиков — это совершенно особый

коллектив, который отличается от любого другого хора своей энергетикой,

эмоциональным

состоянием,

звучанием

голосов

и

многими

другими

особенностями. Хоровое пение мальчиков с необычной окраской звука, особой

чистотой и звонкостью — давняя традиция русской хоровой культуры.

Хор мальчиков – это сложный, специфический творческий организм, создание

которого,

а

главное

удержание,

развитие

требует

колоссальной

энергии,

знаний, умений всех заинтересованных лиц. К сожалению, эта традиционная

форма хорового воспитания недостаточно востребована в практике массового

музыкального

образования.

В

общеобразовательных

школах

и

школах

дополнительного

образования

на

сегодняшний

день

хоров

мальчиков

практически не существует. Это во многом связано с тем, что хормейстеры в

школах

не

достаточно

владеют

психолого-педагогическими

знаниями

по

истории и теории вокально-хорового исполнительства, методикой организации

вокально-хоровой работы с голосами мальчиков, а пение является далеко не

самым распространенным занятием среди мальчишек.

Мальчики зачастую

оказываются отстраненными от музыки. Всем известно, что мальчишки – народ

энергичный

и

очень

любопытный.

И

зачастую

этот

«вечный

двигатель

и

прыгатель», что сидит почти в каждом маленьком представителе сильного пола,

не даёт им подолгу сосредотачиваться на каком-нибудь одном занятии. Они

стремятся увидеть, услышать, ощутить и пережить все, что может предложить

жизнь, причём каждую секунду. Для многих из них нет ничего важнее футбола,

компьютера или улицы. Кроме того, мальчики часто отличаются повышенной

двигательной

активностью,

"излишней"

подвижностью,

нервной

возбудимостью, дефектами развития речи. У мальчиков дольше, чем у девочек,

развиваются

все

психические

функции,

механизмы

речевого

мышления,

памяти, социальных эмоций,

контроля произвольных движений. Мальчикам

свойственна сильно выраженная поисковая и исследовательская активность,

они менее дисциплинированны, и их труднее остановить, если в коллективе

начинается какая-либо «цепная реакция», их интерес к чему-либо

быстро

гаснет, особенно если что-то не получается. У мальчиков чаще, чем у девочек

наблюдается дискоординация слуха и голоса, среди них больше «гудошников»

при неплохом музыкальном слухе.

По исследованиям психологов, мальчики уже в дошкольный период в большей

степени

страдают

от

социальной

нестабильности,

им

явно

не

хватает

позитивных эмоций ни дома, ни в детском саду. Если такого ребенка не учить

сочувствию,

сопереживанию,

содействию,

то

он

может

вырасти

самовлюбленным,

черствым,

ограниченным. Опыт

работы

с

мальчиками

свидетельствует о том, что в младшем возрасте они легче концентрируют свое

внимание

на

зрительных

впечатлениях,

чем

на

слуховых

и

поэтому

плохо

интонируют. Голосовой аппарат у мальчиков более хрупок, чем у девочек.

Мальчики хуже сохраняют голоса. В хоре мальчиков происходит частая смена

состава, связанная с мутацией голоса (дети в этом случае должны молчать или

петь в отдельной, особой, группе), и это может отразиться на исполнительском

уровне коллектива. В то же время, пройдя определенный период становления,

приобретя привычку к занятиям, научившись трудиться и получать от этого

удовольствие и удовлетворение, мальчики с огромной преданностью относятся

к своему хору. «…Что даёт хор? Чувство локтя. Мальчишка один не будет

чувствовать себя на коне. А когда он в коллективе поёт вместе со всеми, у него

крылья вырастают. Я уверен, что никого из этих мальчишек вы не встретите с

ножом или пистолетом в руке» (Владимир Минин). [1]

Начиная вокально-хоровую работу с мальчиками, педагог должен хорошо

знать особенности голоса детей и владеть методикой его развития. Он должен

быть знаком с основами вокальной работы, опытом работы мастеров вокально-

хорового искусства, специальной литературой, сопоставлять различные точки

зрения,

накапливать

собственный

практический

опыт

(как

певца

хора,

дирижера, педагога) и на этой основе управлять хором, любить детей, понимать

их проблемы и уважительно к ним относиться.

Занятия в хоре мальчиков, благодаря учету педагогом особенностей развития

мальчиков, во многом могут способствовать улучшению ситуации по данным

проблемам.

Хормейстер должен руководствоваться основными принципами

работы – доступность, последовательность и преемственность. Он должен быть

для

учащихся

непререкаемым

авторитетом,

педагогом

и

другом.

Под

авторитетом понимается не возвышение и отгораживания от детей эрудицией,

требованиями беспрекословного послушания, а быть постоянно в духовном

общении учителя и ребёнка, взаимно проникаясь в мир мыслей, чувств и

переживаний. Как писал великий педагог В. А. Сухомлинский "Важнейший

источник воспитания чувств педагога - это многогранные эмоциональные

отношения с детьми в дружном коллективе, где учитель не только наставник,

но и друг, товарищ".

[5]

Сделать работу хора общественным явлением в школе, районе, городе – дело не

легкое,

и

для

решения

подобной

задачи

нужны

объединенные

усилия

участников хора, администрации школы, руководителя хора – всех, от кого

зависит

успешная

деятельность

коллектива:

родителей,

общественности,

учителей и учащихся школы и даже техперсонала. Чтобы облегчить жизнь

родителей

и

направить

бурлящую

энергию

мальчишек

в

какое-то

положительное русло, неплохо привести их в хоровой коллектив, тем более что

хор является самым демократичным видом из искусств.

Если исключить влияние мутации и других причин естественного отсева, то

мальчики

никогда

не

выбывают

из

коллектива

и

по-рыцарски

сохраняют

верность ему. Из выпускников хора и мальчиков-школьников, находящихся в

периоде мутации создаются юношеские ансамбли на базе хора.

Ни

для

кого

не

является

секретом

тот

факт,

что

успехом

любого

коллектива

является

удачный

выбор

хорового

репертуара.

При

выборе

исполняемых

произведений

ст авит ся

задача

найти

не

т о л ь ко

высокохудожественные образцы хоровой музыки, но и обратить внимание на их

яркую

выразительность,

сценичность,

разнообразие

и

доступность

для

восприятия неподготовленным слушателем. В репертуар крайне

необходимо

включать произведения духовно – патриотического содержания, направленные

на

нравственное,

гражданское

и

патриотическое

воспитание

мальчика

и

подростка.

Хор мальчиков – замечательное явление! Он способен объединять сердца

в одно большое сердце. Очень важно, чтобы сегодня в каждом творческом

объединении был организован хор мальчиков и юношей, так как хоровое пение

имеет

ряд

очевидных

преимуществ

из

всех

видов

деятельности.

Песенное

начало лежит в основе самобытного склада русской национальной культуры, и в

наше время действительно стоит возрождать традицию существования хора

мальчиков в школах, гимназиях, училищах и институтах.

Список используемой литературы

1.

Интервью В. Н. Минина газете АиФ

№9 26/02/2014

2.

Блинова,

Н.П.

Музыкальное

творчество

и

закономерности

высшей

нервной деятельности / Н.П. Блинова. - Л., 1974.-144с.

3.

Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / В.В.

Давыдов // Возрастная и педагогическая психология. - М., 1979. - С.69-

101.

4.

Струве, Г.А. Школьный хор: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1981

5.

Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма

к сыну "Радяньска школа", 1985.-22с. [5]



В раздел образования