Автор: Овчинникова Екатерина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №924
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Познавательно-творческий проект
Тема: "Что дороже всего на свете – семья!"
Раздел: дошкольное образование
Что дороже всего на свете – семья!
Автор проекта: Овчинникова Е.В.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.
По количеству участников: фронтальный.
Актуальность проекта.
Роль семьи в жизни ребенка очень велика. Ребенок, живя в семье, переживает всю гамму
чувств и взаимоотношений в ней. Это ложится неизгладимой печатью на детскую душу.
Для любого человека очень важно знать историю своей семьи, чувствовать себя её частью,
гордиться своими предками. В настоящее время эта тема стала актуальна и особенно
трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношение к семейным
ценностям и сохранение семейных связей.
Проблема.
В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций,
духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств,
механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в
окружающем мире. Большое значение для решения этих задач имеет семья. Ведь именно
семейные ценности - это те принципы, на которых основывается наша жизнь; они
являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Именно в
семье у ребенка формируется чувство любви и привязанности к родному дому, семье,
семейным традициям и обычаям.
К сожалению, часто у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья»,
«члены семьи», «родословная семьи». Многие дети не могут охарактеризовать значимость
семьи для человека, её ценность.
Родители также недооценивают значимость семейных традиций, в воспитании своих
детей.
Цель проекта:
Способствовать самопознанию ребенка, формированию у детей интереса к своей семье,
сохранению семейных традиций и обычаев, воспитанию уважения к членам семьи.
Задачи:
- Закрепить представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных
отношениях, об обязанностях членов семьи, особенностях поведения мужчин и женщин;
- Сформировать представления о родословной;
- Воспитывать любовь, заботу, уважение к старшему поколению, прививать детям чувство
привязанности к семье и дому, учить проявлять заботу о родных людях;
- Развивать коммуникативные навыки детей;
Пути реализации:
- беседы с детьми;
- тематические занятия;
- рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций по проекту;
- дидактические и сюжетно-ролевые игры;
- заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;
- выставка детского творчества;
- сочинение рассказов «Моя семья»;
- консультация для родителей «Роль семьи в жизни ребенка», «Счастливая семья! Какая
она?»;
- оформление папок-передвижек в уголок для родителей;
- совместная детей с родителями выставка «Генеалогическое древо моей семьи».
Форма проведения итогового мероприятия: досуговая.
Итоговое мероприятие: развлечение «Папа, мама, я – отличная семья».
Продукты проекта:
- альбомы «Я и моя семья»;
- рисунки «Моя семья»;
- совместное развлечение с родителями «Папа, мама, я – отличная семья».
Подготовительный этап:
- Подбор художественной литературы по данной теме для совместного чтения с детьми в
группе;
- Привнесение в группу предметов семейной реликвии, семейных фотографий;
- Подготовка наглядного материала;
- Подбор игр и подготовка атрибутов для них;
- Отбор музыкального репертуара и мультфильмов.
Основной этап:
Социально-коммуникативное развитие:
Дидактические и словесные игры: «Эхо», «Ласковое имя», «Радио», «Мне нравится», «Кто
знает больше имен», «Кому, что нужно для работы».
Сюжетно-ролевые игры: «Праздник в семье», «Я помогаю маме», «Дочки-матери»,
«Семейное чаепитие», «Папин помощник».
Познавательно-речевое развитие:
Беседы «Что я знаю о себе и моей семье», «Тайна моего имени», «Для чего человеку дано
имя», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Моя семья», «Семейная фотография», «Моя
мама - лучшая на свете», «Мой папа – самый, самый», «Традиции моей семьи», «Мои
бабушка и дедушка»
Чтение художественной литературы: Я.Аким «Моя родня», «Мужчина в доме», «Мой
брат Миша», В.Драгунский «Моя сестра Ксения», «Чики-брык», С.Баруздин «Мамина
работа», С.Михалков «А что у вас?», «Недотёпа», Агния Барто «Дома», «Его семья», «В
пустой квартире», Е. А. Благинина «Мать», «Вот какая мама», «Наш дедушка», Татьяна
Агибалова «В семейном кругу», «Что может быть семьи дороже?».
Чтение пословиц и поговорок о семье.
Составление рассказов: «Познакомьтесь с моей семьёй», «Расскажу вам о моей семье».
Художественно-эстетическое развитие:
- раскрашивание своего имени;
- рисунок «Мой портрет»;
- рисование «Портрет мамы»;
- рисование « Мой папа»;
- рисование «Особый день моей семьи»;
- изготовление печенья из соленого теста для игры «Семейное чаепитие»;
- выставка рисунков «Моя семья»;
- конструирование «Дом для моей семьи».
Рассматривание картины Т. Сорокина «Семья».
Физическое развитие:
- пальчиковая гимнастика «Дружная семейка»;
- физминутка «Семья», «Семейная зарядка»;
- подвижная игра «Птичка и птенцы», «Коршун и наседка», «Наседка и цыплята».
Заключительный этап:
- выставка детских рисунков «Моя семья»;
- выставка альбомов «Я и моя семья»;
- совместное развлечение с родителями «Папа, мама, я – отличная семья»
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- имеют представления о себе, своей семье, родственных отношениях, распределении
семейных обязанностях, семейных традициях;
- дети эмоционально отзывчивы, откликаются на эмоции близких и друзей;
- развитие творческих способностей детей;
- умеют совместно с родителями составлять родословную семьи;
- расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и
дедушек, профессии родителей.
Для родителей:
- Приобретение родителями знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей;
- Укрепление детско-родительских отношений;
- Конструктивное сотрудничество педагогов с родителями.
Вывод:
Благодаря проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и
обогатится словарный запас детей. Появится чувство любви и привязанности к родному
дому, семье, семейным традициям и обычаям. Привлечение родителей к непосредственной
творческой деятельности с детьми, создаст активную практику по возрождению семейных
традиций.
Работа с родителями:
- интервью у родителей – «Расскажи, почему меня так назвали?»;
- запишите в альбом «Я и моя семья» все красивые и ласковые варианты имени ребенка;
- совместный просмотр семейных фотографий «На кого похож ваш ребенок»;
- составление рассказа с ребенком «Когда я был маленький»;
- в альбоме «Я и моя семья» напишите лучшие качества вашего ребенка