Напоминание

Нетрадиционные формы домашних заданий по русскому языку в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.


Автор: Гуляева Светлана Николаевна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: ГКОУКО «Козельская – школа-интернат»
Населённый пункт: город Козельск
Наименование материала: Статья
Тема: Нетрадиционные формы домашних заданий по русскому языку в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
Раздел: полное образование





Назад




Нетрадиционные формы домашних заданий по русскому языку в работе

с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

Основным критерием оценки эффективности современного урока является

конечный результат - достигнута ли его цель или нет, что усвоили и как

усвоили учащиеся, какие конкретные умения отработаны на данном уроке.

Домашнее задание является одним из наиболее трудных структурных

элементов урока.

Именно оно нередко дается в спешке, в «свернутом виде», перед самым

звонком, а то и после. Этот элемент урока оказывается недостаточно

продуманным и разработанным: учитель лишь указывает страницы или

параграф и номер упражнения, при этом отсутствует необходимая целевая

установка. Это ведет к неравномерности в распределении учебной нагрузки

на учеников, провоцирующей отставание одних учащихся и снижение

интереса к предмету у других.

На сегодняшний день вопрос о домашних заданиях

остается одним из ведущих дискуссионных вопросов современного урока.

Одни учителя считают, что домашние задания следует отменить. Другие

видят необходимость домашнего задания. Исходя из опыта своей работы, я

считаю, что домашние задания необходимы.

Во-первых, каждому школьнику нужны учебные поручения, время

выполнения которых не установлено, а также задания, которые предполагают

поиск, пробы, эксперимент, направленные на развитие творческих

способностей ученика, его потребности в самообразовании.

Во-вторых, домашняя работа-это это подготовка к изучению нового

материала. Учитель должен предусмотреть такие задания, при выполнении

которых дети восполнят пробелы в знаниях, что создаст благоприятные

условия для изучения нового. А это, в свою очередь, установит прочную

связь известного с вновь изучаемым материалом.

Поскольку современный урок- это акт совместной творческой деятельности

учителя и учащихся, то ученики дома должны подготовиться не только к

тому, чтобы отчитаться в своих знаниях и умениях за прошлый урок, но и к

активному творческому поиску по « добыванию» знаний и выработке новых

навыков и учений.

Укажу самые общие требования к организации домашней работы:

- тесная связь с классным занятием - продолжение прошедшего урока;

- использование разнообразных видов домашних заданий;

- инструктаж по его выполнению;

- домашние задания должны быть небольшими по объему;

-- обратить внимание школьников на возможные связи изучаемого с личным

опытом, практикой, жизнью.

Все это позволит учащимся в процессе подготовки домашнего задания

максимально использовать различную справочную литературу, а также

привлечь материалы печати, телевидения.

Организация домашних заданий предполагает, прежде всего, комплексное

планирование учебного материала по темам, в которых должны быть

выделены узловые вопросы, предусмотрены типичные ошибки, возможные

случаи отставания учащихся. Домашняя работа школьников, являясь

продолжением самостоятельной работы в классе, должна играть и

определенную роль в формировании их познавательных интересов.

Я работаю с детьми, у которых

общее недоразвитие речи (ОНР)

III

уровня.

Ребята

пользуются

развернутой

фразовой

речью,

но

в

речи

используют

преимущественно

простые

предложения,

затрудняясь

в

построении сложных. Понимание речи приближено к норме, но для них

тяжело понять и усвоить сложные грамматические формы. Дети употребляют

в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и

глаголы,

в

меньшей

прилагательные

и

наречия).

И

для

детей

с

ОНР

домашняя работа – это не только продолжение самостоятельной работы в

классе,

но

и

формирование

познавательных

интересов.

Поэтому

я

часто

использую формы нетрадиционного домашнего задания.

В своей статье я хотела бы остановиться на некоторых формах

нетрадиционного домашнего задания:

- Самостоятельное составление словаря терминов по русскому языку,

расположение их по темам.

- Уточнение определений школьного учебника.

Например, ученики должны дополнить определение имени существительного

как части речи (5 класс - Учеб. для общеобразовательных организаций, в 2 ч.

– Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян,

И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская. -7 изд., -М.; Просвещение, 2017), а для

этого им необходимо вспомнить определения различных членов

предложения.

Третий абзац ребята предлагают сформулировать следующим образом: «В

предложении имена существительные являются подлежащими (в форме Им.),

дополнениями (в форме косвенных падежей)), обстоятельствами (в форме

косвенных падежей, если отвечают на вопросы где? куда? зачем? как? и др.)»

- Разработка наглядных пособий.

Например, изучите материал по орфограмме №25, постройте таблицу, по

ключевым словам, текста, а затем переведите ее в алгоритм «Как определить

спряжение глаголов с безударными личными окончаниями».

- Различные творческие задания: написание стихов, сказок, сочинений на

лингвистическую тему.

-Составление синквейнов, кластеров, кроссвордов.

Работая с детьми коррекционной школы, я очень хорошо поняла роль

дифференциации заданий по степени оказания помощи ученику со стороны

учителя, по степени самостоятельности учащихся при выполнении задания.

Поэтому домашние задания я тоже предлагаю дифференцированные.

Три варианта рассчитаны на учеников:

- увлеченных, легко усваивающих материал;

- испытывающих определенные затруднения;

-имеющих существенные пробелы в знаниях, неуверенных в себе.

Приведу примеры дифференцированных домашних заданий по теме «Имя

существительное»-5 класс.

Имя существительное как часть речи.

1.Подберите синонимы, определите склонение, падеж: радость, талант,

работа, храбрость, желание, горе.

2.Составьте план, расскажите о существительном по этому плану.

3.Выпишете из упр.479 только существительные.

Существительные собственные и нарицательные.

1.Составьте заявку на телепередачу. Укажите, о ком, или, о чем вы хотели бы

послушать. Можете указать любимого писателя, героя, любимую книжку.

Употребите собственные имена существительные.

2.Выписать из упражнения имена собственные

3.Упр.499

Морфологический разбор имени существительного.

1-2. Вспомните свою любимую песенку или стихотворение. Выпишете два

существительных и сделайте их морфологический разбор.

3.Из упражнения 555 выберите существительные 3-его склонения, выполните

морфологический разбор, пользуясь планом и образцом на странице 79

Род имен существительных.

1.Составьте словосочетания (прил.+ сущ.) со словами: тюль, толь, шампунь,

туфля, вестибюль.

2.Составьте предложения.

Мышь (пробежать, маленький).

Рельс (лопнуть, стальной).

Впечатление (остаться, незабываемый).

Сомнение (появиться, сильный).

3.Упражнение500

Использую карточки для индивидуальной домашней работы.

Например, в 7 классе (Учеб. для общеобразовательных организаций. –

М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; 4-е изд. Просвещение

возможны такие задания по теме «Наречие как часть речи»

Карточка №1.

Прочитайте строки из стихотворения А. Твардовского «Слово о словах».

Как вы понимаете их смысл?

Спишите, раскрывая скобки, графически объясните правописание наречий

Да, есть слова, что жгут, как пламя,

Что светит (в)даль и (в)глубь(до)дна.

Н их подмена словесами

Измене может быть равна.

Карточка №2.

Составьте предложения со следующими словосочетаниями. Наречия

подчеркните, как члены предложения.

Мелькать вдали в дали моря;

Услышать впервые-в первые дни;

Распилить доску надвое-приехать на двое суток;

Дождаться наконец-отложить на конец месяца

Карточка №3.

Заполните «лучики» снежинки наречиями с приставкой на – Разберите

их по составу.

Карточка №4

Заполните клеточки кроссворда наречиями.

1.Уклониться в сторону.

2.Запомнить надолго.

3.Сделать что-то очень быстро.

4Прийти в нужный час.

5.Бежать, догоняя кого-то.

6.Разбить на мелкие кусочки.

Ответы4

1.Вбок.

2.Навек.

3.Наспех.

4.Вовремя.

5.Вдогонку.

1

2

3

4

5

6

6.Вдребезги

Карточка №5

Разгадайте кроссворд, используя для ответов наречия с приставкой НА-

1.Надеть шапку на одну сторону.

2.Сделать что-нибудь торопливо, поспешно.

3.В конце лета, после всего.

4.Разгромить окончательно, полностью.

5.Надеть что-либо изнанкой наружу.

6.Сделать что-либо не до конца, не совсем.

7.Двигаться к кому – нибудь.

8.Биться до конца.

9.Завязать крестообразно.

10.Утром следующего дня.

11.Сделать наперекор, чтобы разозлить.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Ответы:

1.Набок.

2.Наспех.

3.Наконец.

4.Наголову.

5.Наизнанку.

6.Наполовину.

7.Навстречу.

8.Насмерть.

9.Накрест.

10.Наутро.

11.Назло.

Я думаю, что домашнее задание активизирует у школьников

самостоятельный поиск новых знаний и формирование необходимых

общеучебных умений. Необходимость домашнего задания продиктована

вариантностью учебной деятельности в условиях развивающего обучения,

направленностью от репродуктивных к творческим видам заданий , от

контроля- к самоконтролю, от оценки учителя –к самооценке ученика.



В раздел образования