Автор: Гуляева Светлана Николаевна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: ГКОУКО «Козельская – школа-интернат»
Населённый пункт: город Козельск
Наименование материала: Статья
Тема: Нетрадиционные формы домашних заданий по русскому языку в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
Раздел: полное образование
Нетрадиционные формы домашних заданий по русскому языку в работе
с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
Основным критерием оценки эффективности современного урока является
конечный результат - достигнута ли его цель или нет, что усвоили и как
усвоили учащиеся, какие конкретные умения отработаны на данном уроке.
Домашнее задание является одним из наиболее трудных структурных
элементов урока.
Именно оно нередко дается в спешке, в «свернутом виде», перед самым
звонком, а то и после. Этот элемент урока оказывается недостаточно
продуманным и разработанным: учитель лишь указывает страницы или
параграф и номер упражнения, при этом отсутствует необходимая целевая
установка. Это ведет к неравномерности в распределении учебной нагрузки
на учеников, провоцирующей отставание одних учащихся и снижение
интереса к предмету у других.
На сегодняшний день вопрос о домашних заданиях
остается одним из ведущих дискуссионных вопросов современного урока.
Одни учителя считают, что домашние задания следует отменить. Другие
видят необходимость домашнего задания. Исходя из опыта своей работы, я
считаю, что домашние задания необходимы.
Во-первых, каждому школьнику нужны учебные поручения, время
выполнения которых не установлено, а также задания, которые предполагают
поиск, пробы, эксперимент, направленные на развитие творческих
способностей ученика, его потребности в самообразовании.
Во-вторых, домашняя работа-это это подготовка к изучению нового
материала. Учитель должен предусмотреть такие задания, при выполнении
которых дети восполнят пробелы в знаниях, что создаст благоприятные
условия для изучения нового. А это, в свою очередь, установит прочную
связь известного с вновь изучаемым материалом.
Поскольку современный урок- это акт совместной творческой деятельности
учителя и учащихся, то ученики дома должны подготовиться не только к
тому, чтобы отчитаться в своих знаниях и умениях за прошлый урок, но и к
активному творческому поиску по « добыванию» знаний и выработке новых
навыков и учений.
Укажу самые общие требования к организации домашней работы:
- тесная связь с классным занятием - продолжение прошедшего урока;
- использование разнообразных видов домашних заданий;
- инструктаж по его выполнению;
- домашние задания должны быть небольшими по объему;
-- обратить внимание школьников на возможные связи изучаемого с личным
опытом, практикой, жизнью.
Все это позволит учащимся в процессе подготовки домашнего задания
максимально использовать различную справочную литературу, а также
привлечь материалы печати, телевидения.
Организация домашних заданий предполагает, прежде всего, комплексное
планирование учебного материала по темам, в которых должны быть
выделены узловые вопросы, предусмотрены типичные ошибки, возможные
случаи отставания учащихся. Домашняя работа школьников, являясь
продолжением самостоятельной работы в классе, должна играть и
определенную роль в формировании их познавательных интересов.
Я работаю с детьми, у которых
общее недоразвитие речи (ОНР)
III
уровня.
Ребята
пользуются
развернутой
фразовой
речью,
но
в
речи
используют
преимущественно
простые
предложения,
затрудняясь
в
построении сложных. Понимание речи приближено к норме, но для них
тяжело понять и усвоить сложные грамматические формы. Дети употребляют
в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и
глаголы,
в
меньшей
–
прилагательные
и
наречия).
И
для
детей
с
ОНР
домашняя работа – это не только продолжение самостоятельной работы в
классе,
но
и
формирование
познавательных
интересов.
Поэтому
я
часто
использую формы нетрадиционного домашнего задания.
В своей статье я хотела бы остановиться на некоторых формах
нетрадиционного домашнего задания:
- Самостоятельное составление словаря терминов по русскому языку,
расположение их по темам.
- Уточнение определений школьного учебника.
Например, ученики должны дополнить определение имени существительного
как части речи (5 класс - Учеб. для общеобразовательных организаций, в 2 ч.
– Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян,
И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская. -7 изд., -М.; Просвещение, 2017), а для
этого им необходимо вспомнить определения различных членов
предложения.
Третий абзац ребята предлагают сформулировать следующим образом: «В
предложении имена существительные являются подлежащими (в форме Им.),
дополнениями (в форме косвенных падежей)), обстоятельствами (в форме
косвенных падежей, если отвечают на вопросы где? куда? зачем? как? и др.)»
- Разработка наглядных пособий.
Например, изучите материал по орфограмме №25, постройте таблицу, по
ключевым словам, текста, а затем переведите ее в алгоритм «Как определить
спряжение глаголов с безударными личными окончаниями».
- Различные творческие задания: написание стихов, сказок, сочинений на
лингвистическую тему.
-Составление синквейнов, кластеров, кроссвордов.
Работая с детьми коррекционной школы, я очень хорошо поняла роль
дифференциации заданий по степени оказания помощи ученику со стороны
учителя, по степени самостоятельности учащихся при выполнении задания.
Поэтому домашние задания я тоже предлагаю дифференцированные.
Три варианта рассчитаны на учеников:
- увлеченных, легко усваивающих материал;
- испытывающих определенные затруднения;
-имеющих существенные пробелы в знаниях, неуверенных в себе.
Приведу примеры дифференцированных домашних заданий по теме «Имя
существительное»-5 класс.
Имя существительное как часть речи.
1.Подберите синонимы, определите склонение, падеж: радость, талант,
работа, храбрость, желание, горе.
2.Составьте план, расскажите о существительном по этому плану.
3.Выпишете из упр.479 только существительные.
Существительные собственные и нарицательные.
1.Составьте заявку на телепередачу. Укажите, о ком, или, о чем вы хотели бы
послушать. Можете указать любимого писателя, героя, любимую книжку.
Употребите собственные имена существительные.
2.Выписать из упражнения имена собственные
3.Упр.499
Морфологический разбор имени существительного.
1-2. Вспомните свою любимую песенку или стихотворение. Выпишете два
существительных и сделайте их морфологический разбор.
3.Из упражнения 555 выберите существительные 3-его склонения, выполните
морфологический разбор, пользуясь планом и образцом на странице 79
Род имен существительных.
1.Составьте словосочетания (прил.+ сущ.) со словами: тюль, толь, шампунь,
туфля, вестибюль.
2.Составьте предложения.
Мышь (пробежать, маленький).
Рельс (лопнуть, стальной).
Впечатление (остаться, незабываемый).
Сомнение (появиться, сильный).
3.Упражнение500
Использую карточки для индивидуальной домашней работы.
Например, в 7 классе (Учеб. для общеобразовательных организаций. –
М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; 4-е изд. Просвещение
возможны такие задания по теме «Наречие как часть речи»
Карточка №1.
Прочитайте строки из стихотворения А. Твардовского «Слово о словах».
Как вы понимаете их смысл?
Спишите, раскрывая скобки, графически объясните правописание наречий
Да, есть слова, что жгут, как пламя,
Что светит (в)даль и (в)глубь(до)дна.
Н их подмена словесами
Измене может быть равна.
Карточка №2.
Составьте предложения со следующими словосочетаниями. Наречия
подчеркните, как члены предложения.
Мелькать вдали в дали моря;
Услышать впервые-в первые дни;
Распилить доску надвое-приехать на двое суток;
Дождаться наконец-отложить на конец месяца
Карточка №3.
Заполните «лучики» снежинки наречиями с приставкой на – Разберите
их по составу.
Карточка №4
Заполните клеточки кроссворда наречиями.
1.Уклониться в сторону.
2.Запомнить надолго.
3.Сделать что-то очень быстро.
4Прийти в нужный час.
5.Бежать, догоняя кого-то.
6.Разбить на мелкие кусочки.
Ответы4
1.Вбок.
2.Навек.
3.Наспех.
4.Вовремя.
5.Вдогонку.
1
2
3
4
5
6
6.Вдребезги
Карточка №5
Разгадайте кроссворд, используя для ответов наречия с приставкой НА-
1.Надеть шапку на одну сторону.
2.Сделать что-нибудь торопливо, поспешно.
3.В конце лета, после всего.
4.Разгромить окончательно, полностью.
5.Надеть что-либо изнанкой наружу.
6.Сделать что-либо не до конца, не совсем.
7.Двигаться к кому – нибудь.
8.Биться до конца.
9.Завязать крестообразно.
10.Утром следующего дня.
11.Сделать наперекор, чтобы разозлить.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Ответы:
1.Набок.
2.Наспех.
3.Наконец.
4.Наголову.
5.Наизнанку.
6.Наполовину.
7.Навстречу.
8.Насмерть.
9.Накрест.
10.Наутро.
11.Назло.
Я думаю, что домашнее задание активизирует у школьников
самостоятельный поиск новых знаний и формирование необходимых
общеучебных умений. Необходимость домашнего задания продиктована
вариантностью учебной деятельности в условиях развивающего обучения,
направленностью от репродуктивных к творческим видам заданий , от
контроля- к самоконтролю, от оценки учителя –к самооценке ученика.