Напоминание

"Лучше нет профессии - профессии шахтер!"


Автор: Гамеза Елена Петровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: ПРОЕКТ
Тема: "Лучше нет профессии - профессии шахтер!"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 102»

Проект

«Лучше нет профессии – профессии шахтер!»

Новокузнецкий городской округ

1

Содержание

1.

Паспорт проекта………………………………………………………….3

2.

Актуальность……………………………………………………………..5

3.

Цели и задачи проекта…………………………………………………...6

4.

Задачи образовательных областей………………………………………7

5.

Реализация проекта………………………………………………………9

6.

План реализации проекта………………………………………………10

7.

Ожидаемые результаты………………………………………………...13

8.

Заключение……………………………………………………………...14

9.

Список литературы……………………………………………………..15

10.Приложение……………………………………………………………..16

Паспорт проекта

Название проекта

«Лучше нет профессии – профессии шахтер!»

2

Авторы проекта

Яковлева Елена Михайловна

Шелковская Евгения Сергеевна

Гамеза Елена Петровна

База реализации

проекта

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №102»

Проблема проекта

Недостаточное представление детей о профессиях

взрослых

Цель и задачи

проекта

Цель проекта - формирование представлений о мире

шахтерских

профессий,

пополнить

знания

старших

дошкольников

о

профессиях

горнодобывающего

предприятия,

орудиях

труда,

трудовых

действиях.

Развитие интереса к профессии.

Задачи проекта:

1.

П о з н а к о м и т ь

д е т е й

с

к р у п н е й ш и м и

месторождениями угля в Кузбассе.

2.

Формировать познавательный интерес к малой

родине, природным

богатствам родного края,

посредством

расширения

знания

о

главном

богатстве Кемеровской области - угле, и людях

его добывающих.

3.

Формировать у детей знания об общественной

значимости

труда

работников

шахты,

о

взаимосвязи

и

взаимозависимости

различных

видов труда шахтера, и с другими профессиями.

4.

Воспитывать

положительное

отношение

и

уважение

к

профессии

горняков,

гордости

за

своих родителей, работающих на шахте, желание

в

буд у щ е м

п о с вя т и т ь

с е бя

р а б от е

н а

горнодобывающем предприятии.

5.

Объединить

усилия

педагогов,

родителей

при

организации работы по ранней профориентации

дошкольников.

Срок реализации

ноябрь 2018 - май 2019года

Участники

проекта

воспитанники

старших

групп,

воспитатели,

старший воспитатель, родители воспитанников.

Тип проекта

исследовательски-творческий.

3

Ожидаемые

результаты

дети имеют представления:

о роли труда шахтеров ;

о разнообразии шахтерских профессий;

о

роли

современной

техники

в

трудовой

деятельности шахтеров;

обобщенное представление о связи труда людей

разных профессий;

о развитии шахты;

о том, где и кем работают родители и в чем

ценность их труда.

воспринимают трудовой процесс

дифференцированно;

умеют

строить

схематическую

мысленную)

модель трудового процесса;

соотносит

результаты

труда,

набор

трудовых

процессов с названием профессии;

пользуются

речью,

как

доказательством

суждений о видах труда, профессиях;

используют

предметы-заместители

в

качестве

атрибутов для сюжетно-ролевых игр;

переносят знания о взаимоотношениях в труде

на детскую деятельность;

знают стихи, загадки на шахтерскую тематику;

проявляют

активность

в

различных

играх

на

шахтерскую

тематику,

испытывают

чувство

уважения и благодарности к людям, создающим

своим

трудом

разнообразные

ценности,

необходимые человеку.

Актуальность

«Профессий много в мире есть, их невозможно перечесть.

Сегодня многие нужны, и актуальны и важны:

Спасатель, фермер, гувернёр, телеведущий и актёр,

4

Автомеханник, финансист и менеджер и визажист…

И ты скорее подрастай, профессией овладевай,

Старайся в деле первым быть и людям пользу приносить»

Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых –

одна

из

важных

задач

социализации

ребёнка.

Знакомство

детей

с

профессиями

родителей

расширяет

кругозор

детей,

общую

осведомленность об

окружающем мире, о значении профессионального

труда

для

развития

родного

края,

формирует

у

них

определенный

элементарный

опыт

профессиональных

действий,

способствует

ранней

профессиональной ориентации.

Труд

становится

великим

воспитателем,

когда

он

входит

в жизнь

наших

воспитанников,

дает

радость

дружбы

и товарищества,

развивает

пытливость

и любознательность,

рождает

новую

красоту

в окружающем

мире,

пробуждает

новое

гражданское

чувство —

чувство

созидателя

материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

В настоящее время наблюдается глубочайшее противоречие между

возрастанием

значимости

профессий

по

принципу

«престижности»

и потребностью

в высококвалифицированных

специалистах.

В нашем

регионе проблема усугубляется недостаточной информированностью детей

о профессиях.

Существует

проблема

игнорирования

вопросов

раннего

профориентационного воспитания дошкольников. Очевидна потребность

в совершенствовании

и обновлении

практики

« в з р а щ и ва н и я »

с дошкольного

возраста

личности

способной

стать

в будущем

профессионалом своего дела на основе формирования представлений о том,

что труд — это почетная обязанность каждого человека, живущего в нашем

обществе.

Создавшаяся

ситуация

заставила

по

-

новому

взглянуть

на

организацию профориентационной работы, начинать которую необходимо

с дошкольного возраста. Чем разнообразнее представления дошкольника

о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него.

5

Проект «Лучше нет профессии - профессии шахтер!» направлен на

работу

по

воспитанию

у дошкольников

эмоционального

отношения

к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать

свои

силы

в доступных

видах

деятельности.

Осуществить

ориентацию

детей на трудовую подготовку.

Нашим детям посчастливилось жить в одном из красивейших мест

Земли: городе Новокузнецке, который находится в Кемеровской области.

Главная профессия нашего города – шахтер. Во многих семьях есть люди

которые работают на угольных предприятиях города. Профессия шахтера

очень

опасная,

трудная,

но

почетная.

Ознакомление

детей

с

техникой,

машинами

и

механизмами,

доступными

дошкольнику,

разнообразными

видами труда, профессиями родителей, обеспечивает вхождение ребенка в

современный мир, приобщение к его ценностям.

Для получения положительного результата работы считаем необходимым

создание следующих условий:

организацию

предметно

развивающей

среды,

включающей

наглядные

пособия,

детскую

литературу,

атрибуты

для

сюжетно-

ролевых и дидактических игр, нетрадиционное оборудование;

сотрудничество

всех

субъектов

воспитательно

образовательного

процесса (педагогического коллектива и родителей).

Задачи проекта «Лучше нет профессии - профессии шахтер!» решаются

интегрировано, в ходе освоения всех образовательных областей.

Цель

проекта

-

формирование

представлений

о

мире

шахтерских

профессий,

пополнить

знания

старших

дошкольников

о

профессиях

горнодобывающего

предприятия,

орудиях

труда,

трудовых

действиях.

Развитие интереса к профессии.

Задачи проекта:

1.

Познакомить

детей

с

крупнейшими

месторождениями

угля

в

Кузбассе.

6

2.

Формировать познавательный интерес к малой родине, природным

богатствам родного края, посредством расширения знания о главном

богатстве Кемеровской области - угле, и людях его добывающих.

3.

Формировать

у

детей

знания

об

общественной

значимости

труда

работников шахты, о взаимосвязи и взаимозависимости различных

видов труда шахтера, и с другими профессиями.

4.

Воспитывать

положительное

отношение

и

уважение

к

профессии

горняков,

гордости

за

своих

родителей,

работающих

на

шахте,

желание

в

будущем

посвятить

себя

работе

на

горнодобывающем

предприятии.

Объединить усилия педагогов, родителей при организации работы

по

ранней профориентации дошкольников.

Задачи образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие»:

развитие игровой деятельности детей

развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны,

грамматического

строя

речи,

произносительной

стороны

речи;

связной речи - диалогической и монологической форм) в различных

формах и видах детской деятельности;

практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Задачи образовательной области

«Познавательное развитие»:

развития у детей познавательных интересов,

развитие

познавательно-исследовательской

и

продуктивной

(конструктивной) деятельности;

формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Задачи образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»:

формирование

целостной

картины

мира,

в

том

числе

первичных

ценностных представлений;

7

приобщение к словесному искусству (стихи, загадки, рассказы, в том

числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса) .

развитие продуктивной деятельности детей;

развитие детского творчества;

приобщение к изобразительному искусству.

Задачи образовательной области

«Речевое развитие»:

развитие

всех

компонентов

устной

речи

детей

(грамматического

строя

речи,

произносительной

стороны

речи;

связной

речи

диалогической

и

монологической

форм),

формирование

словаря,

воспитание звуковой культуры речи. Развитие свободного общения с

взрослыми

и

детьми,

овладение

конструктивными

способами

и

средствами взаимодействия с окружающими.

Задачи образовательной области

«Физическое развитие»:

сохранение, укрепление и охрана здоровья детей;

развитие интереса к участию в подвижных играх и спортивных,

физических

упражнений,

активности

в

с амо стоятельной

двигательной деятельности.

Основные формы реализации проекта:

Экскурсии,

образовательная

деятельность,

игры,

беседы,

чтение,

заучивание, досуги, праздники, развлечения, консультации для родителей,

памятки, анкетирование, круглый стол, совместная деятельность, папки –

передвижки, выставки.

Реализация проекта

этапы

мероприятия

сроки

8

подготовительный

изучение

и

анализ

методической

литературы, отражающей систему

исследования проблемы;

обоснование темы;

определение цели и задачи;

разработка перспективных планов

ноябрь

основной

беседы по теме проекта;

ч т е н и е

х у д о ж е с т в е н н о й

литературы о труде шахтеров;

дидактические игры;

заключительный

м о н и т о р и н г

у р о в н я

сформированности

представлений

о

профе ссии

шахтер, о содержании их трудовой

деятельности

и

предметах

помощниках;

май

План реализации проекта

этапы

мероприятия

сроки

проведения

ответственные

подготов

изучение

и

анализ

методической

литературы,

отражающей

состояние

исследуемой проблемы

обоснование темы

9

основной

О с н о в н ы е

ф о р м ы

о р г а н и з а ц и и

образовательной деятельности:

Образовательная деятельность:

Ознакомление с окружающим миром

Тема: «Путешествие по Кузбассу»;

Рассказ

воспитателя

о

шахтах

и

разрезах Кемеровской области;

Беседа о шахтерских профессиях;

Рассматривание

иллюстраций

труда

шахтера, шахты;

Работа с картой Кемеровской области,

отметить на карте, где расположены

угольные богатства;

Беседа

«Почему

уголь

называют

черным золотом»;

Тема:

«Важная

профессия

города

шахтер»;

Тема:

«Славен

и

почетен

труд

шахтера»;

Тема:

«Путешествие

в

прошлое

профессий»;

Тема:

«Профессии

людей,

которые

работают в шахте»;

декабрь

-май

воспитатели

родители

дети

Виртуальные

экскурсии « Ш а хт а

-

Есаульская»,

просмотр

видеороликов

«Трудовые будни шахтера»

воспитатели

Чтение художественной (познавательной

литературы)

Колосов

М. "Уголек",

Куприн

А.И.

«В

н е д р а х

з е м л и » , Михаил

Коршунов

«Рассказы старого шахтера».

воспитатели

Сюжетно-ролевые

игры «Погрузка угля»,

«Разрез», «Шахта»

воспитатели

Беседы-общения:

«Почему

так

говорят:

«Уголь – богатство Кузбасса», « Можно ли

воспитатели

10

прожить без угля?», «Что было бы, если б

не стало шахт?»

Коллекционирование «Породы

угля»

«Награды шахтерской Славы»

воспитатели

Выставки

«Моя

семья

шахтерская

династия» (фотовыставка)

«День шахтера» (выставка детских работ)

« Ш а хт а

м о е й

м еч т ы »

м и н и - м а к е т

(совместное творчество)

воспитатели

родители, дети

Творческая мастерская

Рисование: «Шахтерская каска»; «Портрет

шахтера», «Шахтер – славен твой труд».

Конструирование

«Вагоны

для

угля»,

«Шахтерская каска».

Аппликация: «Букет цветов для горняков».

воспитатели

Разучивание стихов, песен посвященных

шахтерскому труду

воспитатели

Праздники и развлечения

«Папа,

мама

и

я

шахтерская

семья»

(спортивное развлечение)

«Хочу

стать

шахтером»

(музыкально

игровая программа)

декабрь

-май

воспитатели,

музыкальные

руководители

Создание

развивающей

предметно-

пространственной среды в группе:

Дидактические игры «Четвертый лишний»,

«Собери картинку», «Назови профессию».

«Кому что нужно для работы»;

Альбомы: «Праздники и будни шахтерского

труда»;

«Орудия

шахтерского

труда»;

«Профессии Кузнецкого края».

Подбор художественной и познавательной

литературы;

стихотворения,

пословицы,

загадки по теме «Лучше нет профессии –

воспитатели

11

профессии шахтер!».

Макет «Шахта»

Оформление

стендового

м ат е р и а л а

«Шахтерская Слава!»

Создание буклетов «Лучше нет профессии –

профессии шахтер!»

Оформление

фотоальбома

«Профессии

наших родителей»

Э к с п о н а т ы

го т о в о й

п р од у к ц и и

и

переработки

угля

(косметика,

бытовые

предметы,

медицинские

препараты;

разновидность угля (древесный, каменный)

Карты добычи угля по Кузбассу

Макеты открытой

и

подземной

добычи

угля.

Одежда и приборы пользования на рабочем

месте шахтера.

Взаимодействие с родителями :

Презентация

проектов

«Шахтерская

династия»

Презентация

«Славен

и

почетен

труд

Кузбасских шахтеров!»

воспитатели,

родители

Итоговое мероприятие:

Детско-родительская гостиная «Я горжусь

профессией – шахтер!»

май

воспитатели,

родители

заключи

тельный

м о н и т о р и н г

у р о в н я

сформированности представлений о

профессии шахтер, о содержании их

воспитатели,

старший

воспитатель

Ожидаемые результаты

12

На уровне ребенка: дети имеют представления:

о роли труда шахтеров ;

о разнообразии шахтерских профессий;

о роли современной техники в трудовой деятельности шахтеров;

обобщенное представление о связи труда людей разных профессий;

о развитии шахты;

о том, где и кем работают родители и в чем ценность их труда;

воспринимают трудовой процесс дифференцированно;

умеют

строить

схематическую

мысленную)

модель

трудового

процесса;

соотносит результаты труда, набор трудовых процессов с названием

профессии;

пользуются

речью,

как

доказательством

суждений

о

видах

труда,

профессиях;

используют

предметы-заместители

в

качестве

атрибутов

для

сюжетно-ролевых игр;

переносят

знания

о

взаимоотношениях

в

труде

на

детскую

деятельность;

знают стихи, загадки на шахтерскую тематику;

проявляют активность в различных играх на шахтерскую тематику,

испытывают чувство уважения и благодарности к людям, создающим

своим трудом разнообразные ценности, необходимые человеку.

На уровне педагога:

Представленный проект поможет педагогам ДОУ вовлечь детей в

социальную

практику

для

содействия

её

социализации

и

допрофессиональной ориентации.

На уровне родителей воспитанников:

Повысится уровень ответственности родителей за формирование у

детей нравственно — патриотических качеств.

На уровне педагогических технологий:

13

Обогащение

методов,

приемов,

средств

и

форм

нравственно

-

патриотического воспитания дошкольников.

На уровне предметно-пространственной среды:

Создание материально - технической базы для плодотворной работы

по данной теме.

Успешность

проекта

обеспечена

предметно-развивающая

среда,

созданная силами всех участников:

игровые

зоны

в

групповых

комнатах

дидактические,

настольно-

печатные игры, костюмы и материалы для сюжетно-ролевых игр,

подбор литературы, иллюстраций;

создание шахтерского уголка, лэпбука в подготовительной группе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проект «Лучше нет профессии - профессии шахтер!» рассчитан на то,

чтобы

сформировать

у

детей

знания

об

конкретно-наглядных

представлений о мире шахтерских профессий, пополнить знания старших

дошкольников

на

профессии

горнодобывающего

предприятия,

орудиях

труда, трудовых действиях. Развитие интереса к профессии.

Реализация проекта позволяет не просто повысить интерес детей к

людям этой профессии, но и способствует формированию

у детей знания об

общественной

значимости

труда

работников

шахты,

о

взаимосвязи

и

взаимозависимости

различных

видов

труда

шахтера,

и

с

другими

профессиями.

Воспитывает

положительное

отношение

и

уважение

к

профессии горняков, гордости за своих родителей, работающих на шахте,

желание

в

будущем

посвятить

себя

работе

на

горнодобывающем

предприятии..

Мы живем в Кузбассе, который стоит на угле и многие родители

воспитанников работают на шахтах, занимаются добычей угля открытым

способом. Поэтому, ознакомление с профессиями родителей обеспечивает

14

дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его

ценностям,

обеспечивает

удовлетворение

и

развитие

половых

познавательных

интересов

мальчиков

и

девочек

старшего

дошкольного

возраста. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Углубленное

изучение

профессии

способствует

развитию

представлений

об

их

значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи.

15

Список литературы

1. Артёмова О. «Я б в профессию пошел, пусть меня научат!» - М.: Мозаик

–Синтез, 2007.

2. Астахова Т. Н. "И каждой профессии - слава и честь!" / Т. Н. Астахова //

Читаем, учимся, играем.- 2008.- № 6.

3.

Игнатьева

Ю.

Мой

папа

-

шахтёр:

[опыт

работы

по

ознакомлению

дошкольников

с

трудом

шахтёра

и

смежными

с

ним

профессиями

в

подготовительной

к

школе

логопедической

группе]

/Ю.

Игнатьева,

Г.

Предводителева, Т. Гекк // Дошкольное воспитание.- 2014г - №8.- С. 113-

116.

4. Усов, Н. В. Когда работа в радость / Н. В. Усов // Читаем, учимся,

играем.- 2009. - № 9

5. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они?- М., 2007г.

6. Шорыгина, Т. А. Экономика: доступно о науке / Т. А. Шорыгина //

Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки.- 2010.- № 3,6,8, 9.

7. Шорыгина, Т. А. Все работы хороши!: цикл бесед для детей 4-6 лет / Т. А.

Шорыгина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2005.-

№ 3-6.

8. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М.: Сфера, 2005.

– 64 с.

9. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-

методическое пособие. – Балашов: Издательство «Николаев», 2004. – 52 с.

10.Веракса

Н.Е.,

Веракса

А.Н.

Проектная

деятельность

дошкольников.

Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез,

2008 .

16

Приложение

17

Конспект занятия «Путешествие по родному «Кузбассу»

Образовательные задачи: Дать понятие, о том, что такое малая родина,

познакомиться

с

ее

богатствами,

особенностями;

обогащать

активный

словарь

детей,

формировать

эстетическое

суждение,

вовлечь

детей

в

исследовательскую работу (проведение опыта и наблюдения)

Развивающие задачи: развивать поисково –познавательную деятельность

детей,

наблюдательность,

внимание,

зрительную

память,

воображение,

мелкую моторику

Воспитательные

задачи:

воситывать

гордость

за

свой

к р а й ,

любознательность, познавательною активность, стремление узнать больше

о природе родного края, умение сотрудничать со всеми детьми в группе.

Материалы:

Стенды для наглядного материала, репродукции пейзажей (леса Кузбасса,

реки и озера Кузбасса, угольные ресурсы Кузбасса, для опыта: стаканы,

вода

металлический

предмет, «Борисовская» минеральная вода, бокалы,

разнос с каменным углем, плакат с изображением солнца, оранжевая гуашь,

макет березки.

Предварительная работа:

рассматривание

иллюстраций

о Кузбассе,

заучивание

стихов,

потешек,

пословиц,

рассматривание

герба

и

географической

карты

Кемеровской

области.

Ход занятия.

Воспитатель. Стихотворение «Моя Родина» (читает воспитатель)

Как велика моя страна,

Как широки просторы.

Озера, реки и моря,

Леса, поля и горы!

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

18

В другом метель и вьюга. Н. Забила.

Ребята, сегодня на занятии вы узнаете много интересного. Скажите, как

называется наша страна, в которой мы живем?

Дети. Россия.

Воспитатель:

Правильно. Наша страна большая и огромная. Она богата растительным и

животным миром. В ней много морей, озер и рек. Россия славится своими

городами.

Каждый

город

по-своему

прекрасен

и

полон

замечательных

людей. Назовите столицу нашей Родины.

Дети. Москва.

Звучит песня «Российская земля».

Воспитатель. Дети, о чем поется в этой песне?

Дети. О Родине.

Воспитатель. Сегодня мы и поговорим о нашей малой родине. Может, кто-

нибудь знает, как она называется?

Дети. Кузбасс.

Воспитатель. А как называется столица нашей малой Родины?

Дети. Кемерово.

Воспитатель. Мы отправляемся по тропам своей малой Родины - Кузбасса.

По дорогам едут, а по тропам идут, чтобы ничего не пропустить, все

запомнить, отложить в своем сердце и душе .Сегодня мы постараемся

пройти по самым лучшим тропам нашей малой Родины, где шагали наши

предки.

Самые лучшие места, где ты родился, живешь, где ты сам «проторил», — т.

е. сам проложил тропу.

Мы должны помнить, отправляясь в путь: нужно быть внимательными,

зоркими; не обижать животных и птиц, беречь природу. (идем по тропинке

к зеленому полю).

19

Первое поле, которое встретилось нам на пути, — зеленое поле.

Ребенок

Жить в зеленом мире этом

Хорошо зимой и летом:

Жизнь летает мотыльком,

Шустрым бегает зверьком,

В облаках кружится птицей,

Скачет по ветвям синицей.

И прекрасна жизнь вокруг.

Человек природе друг.

Воспитатель. Природа — это растительность, смешанные леса, красивые

цветы, кустарники, травы. Природа нашего края богата и разнообразна и

бескрайняя тайга – главная ценность.

Более половины площади нашей области покрыты хвойными лесами, в

которых

преобладают

пихты,

кедр,

сосна,

ель,

лиственница.

Среди

лиственных пород преобладают осина, береза, ива. В тайге Горной Шории

можно

встретить

совсем

необычное

для

наших

лесов

дерево

липу

сибирскую, уникальную рощу, сохранившуюся со времен доледникового

периода.

Для чего необходимы растения?

Дети. Чтобы воздух был чище (вредные вещества оседают на листьях

дерева, служат препятствием на пути ветров).

Воспитатель. Вокруг нашего села растут красивые березовые рощи.

Ребенок

Люблю берёзку русскую

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Воспитатель.

20

Как называют в природе березку? (ответы детей)

Дети. Русская красавица, невеста, береза символ нашей Родины

Воспитатель:

Ребята, а давайте и у себя в группе создадим небольшой уголок Кузбасса. И

первое что нам повстречалось на пути – лес.

(прикрепляю на доску изображение леса)

Воспитатель: Идем к следующему полю — но почему-то оно черное.

Ребенок:

Каменный уголь

Он черный, и блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить сталь.

Делает краски и эмаль.

Уголь

является

главным

богатством

нашего

Кузнецкого

края.

Он

используется как топливо (чтобы в нашем детском саду было тепло в

котельной в больших котлах жгут уголь, греют воду, и эта горячая вода

течет к нам по трубам в батареи) и в промышленности.

Проводится исследовательская работа с углем: цвет - черный, гладкий,

твердый, холодный.

(прикрепляю на доску изображение угля)

Воспитатель:

Продолжаем

наше путешествие, шагаем дальше. Теперь перед нами –

голубое поле. Как вы думаете, что означает этот цвет?

Дети. Это реки и озера Кузбасса.

Ребенок

Не умыться, не напиться без воды,

21

Листику не распуститься без воды,

Без воды прожить не смогут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода.

Воспитатель.

В Кузбассе очень много рек и озер. Вода в наших реках течет студеная,

чистая. Давайте определим свойства воды.

(показываю детям воду в стаканах, пробуем на вкус, нюхаем, опускаем в

воду железный предмет)

Дети. Прозрачная, безвкусная, без запаха

Недалеко от нас, в Тисульском районе находится самое большое озеро

Кузбасса «Берчикуль» в котором есть сапропелитовые илы и лечебные

грязи которые используются в лечении больных людей. Так же в Кузбассе

есть

источники

с

лечебными

минеральными

водами

- «Терсинка»,

«Борисовская» по своему составу она близка к водам известного курорта

Грузии «Боржоми». (Предлагаю попробовать мин. воду)

(прикрепляю на доску изображение реки)

Дети, вы устали? Давайте сделаем привал.

Проводится релаксационная пауза «В лесу» (звучит музыка).

Воспитатель: Чего-то не хватает в нашей картине? Летом в нашем краю

светит очень яркое, теплое, веселое солнышко. А у нас на картине нет его.

Что нужно сделать?

Дети: нарисовать солнышко.

А вот и солнышко, но не веселое, давайте дорисуем солнышку лучики, и

оно развеселится

Дети рисуют лучики.

Прикрепляю солнышко на доску.

Чтобы наша Родина была еще краше, что нужно делать?

22

Дети. Беречь, сохранять природу, любить свою Родину, наш Кузбасс.

Воспитатель.

Я

хочу

открыть

вам

еще

один

секрет:

в

мире

много

прекрасных мест, но лучшее то, где ты родился, где сам проторил дорогу,

где твой дом и живут твои родители, это наш родной край, наша малая

Родина

А на память о нашем путешествии по тропинкам малой Родины давайте

все вместе сфотографируемся.

Конспект занятия

«Славен и почетен труд шахтера»

Цель:

1.

Познакомить детей с трудом шахтёров, со схемой прохождения угля от

добычи до людей/потребителей/.

1.

Обогащать словарный запас /карьер, забой, штреки, лава/.

2.

Воспитывать любовь и уважение к труду взрослых.

Ход занятия:

В: Дети, есть на свете страны малые и большие. А наша страна не просто

большая - она огромная. Дети, как же называется наш край? (Наш край

называется

Кузбасс).

В

каком

городе

вы

живёте?

(Мы

живём

в

городе

Новокузнецке) Где работают ваши родители?

В: Да, в городе Новокузнецке есть заводы, шахты, поликлиники, магазины,

парикмахерские, но есть у вас родители которые трудятся на шахтах.

Перед вами несколько камешков. Здесь и белые, и розовые, и серые, и

чёрные. Найдите среди всех этих камней знакомые вам.

Что вы можете рассказать о свойствах угля? (Уголь чёрный, блестит, легко

колется, тяжелее дерева, горит).

Ваше внимание привлёк этот чёрный камешек, который называется чёрным

золотом.

Чем же славится наш край Кузбасский? (Больше всего он славится углём).

Вот этот чёрный камешек у нас стоит на самом видном месте и напоминает

нам о том , где руками ваших пап и мам добывают этот чёрный камень, имя

23

которому - уголёк.

Где же шахтёры добывают уголь? (Уголь добывают в шахте).

Перечислите шахты, которые есть у нас в городе Новокузнецке.

Во многих местах в глубине земли находится уголь.

Говорит он:

«Я хитёр - не возьмёшь меня, шахтёр!

Ты - вверху, я - в глубине.

Как ты спустишься ко мне?»

А шахтёр ответил:

«Ты хитёр и я хитёр!

Я тебя добуду:

Шахту строить буду!»

Когда начинается строительство шахты, делают сначала большой глубокий

колодец.

Шахтёры

называют

его

стволом.

По

колодцу-стволу движется

подъёмная машина. Как она называется и для чего она нужна? (Это клеть,

она опускает вверх и вниз шахтёров)

А почему она так называется, как вы думаете?

(Потому что стены её железные, решётчатые, и когда в неё заходишь,

чувствуешь себя, как в клетке).

Кто же управляет клетью и как это делается?

(Когда шахтёры зайдут в клеть, сигналистка падает сигнал, а машинистка

подъёма нажимает на кнопку, большое колесо крутится на копре и клеть с

ветерком летит вверх или вниз, только видно, как сверкают шахтёрские

лампочки на касках шахтёров).

Вот и глубокое подземелье. На что же похожа шахта?

На большой город, в котором легко заблудиться, потому что там очень много

проспектов и переулков, все они похожи друг на друга.

Как называются проспекты в этом городе? А переулки?

Проспекты в этом городе называются - штреки, а переулки - забои.

Как же называют тех людей, которые добывают уголь в забое?

Это люди - шахтёры.

Но на помощь сильным и смелым людям-шахтёрам добывать уголь

приходят

машины:

угольный

комбайн,

а

управляет

этой

машиной

-комбайнёр.

«Машины на помощь шахтёру

Ползут, грохоча и пыля.

И словно под тяжестью танка

Дрожит под комбайном земля»

24

Машина вздрагивает, рокочет, потом начинает дрожать сильнее,

вгрызается в уголь железными зубьями, отбивает его, крошит и

выкидывает.

Кто желает рассказать, как уголь поступает на - гора?

Уголь течёт по самоходной дорожке из угольного переулка - забоя к угольному

проспекту - штреку. Пересаживается в маленькие вагонетки, которые тянет

электровоз. А управляет им - машинист электровоза.

А затем? Как уголь дальше поступает на-гора?

Электровоз вагонетки отвозит к подъёмной машине, высыпает в огромные

железные ящики - бункера, и также по стволу, как и шахтёров в этих

железных ящиках его поднимает на-гора.

И вот уголь выдали на-гора. Куда же дальше он поступает?

Он движется по самоходной дорожке на обогатительную фабрику. Дальше

обогащенный уголь грузят в вагоны и отправляют во все концы нашей Родины.

Профессия шахтёра очень трудная и опасная. Каждый день, днём и ночью шахтёры

спускаются в шахту и стараются, как можно больше дать Родине угля.-

Трудом добытый из глубин, что даст нам уголь чёрный?

Тепло в квартиры.

Да, дети, прежде чем пришло тепло к вам в дом, потрудилось немало шахтёров. Но,

кроме того, что в дом тепло он принесёт наперекор морозам, он даст заводам -

силу для машин, большое пламя горнам, даст пароходам - плавный ход, движенье

- паровозам. А ещё нужен уголь для специальных печей, в которых из угля

выжигают кокс. Зачем нужен кокс, спросите вы?

Сейчас я вам расскажу о чудесных превращениях угля. Без кокса нельзя плавить

сталь, которая нужна нашей Родине для машин.

Какого цвета уголь? Странный вопрос! Каждому известно: уголь чёрный. А

таблетки, которые вам давали от простуды, например аспирин - белые как снег. А

уголь разве похож на снег? А ведь аспирин и другие лекарства делают из

чёрного угля.

Уголёк чёрный, а из него получают разноцветные краски.

Уголёк ничем не пахнет, а из него получают духи и разные сиропы для конфет и

пирожных.

Уголёк совсем не прозрачный, а из него можно сделать самое лучшее стекло и

стеклянные предметы.

Уголёк совсем не похож на нитки, а из него получают лоскутки цветной шерсти,

пушистого меха.

25

Из угля получают и порошок, которым посыпают землю, чтобы лучше росли

фрукты, овощи, хлеб. Из угля добывают витамины, необходимые детям, и бензин

для машин. Чего только не делают из угля! Рассказывать об этом можно долго.

Конспект занятия

Познавательное развитие

«Профессия — шахтер»

Цель:

- познакомить с профессией шахтер, видами добычи угля.

- закрепить понятия символики (гербы: России, Кемеровской области, г.

Новокузнецка)

-

воспитывать

уважение,

доброжелательность,

гордость

к профессии

шахтер,

вызвать

желание

пойти

по

этой профессии,

приносить

пользу

Родине.

материал

и

оборудование:

карточки

с

гербами

России,

Кемеровской

области, г. Новокузнецка; загадки о профессиях; репродукции фотографий

рассказывающих

об открытии

месторождений;

диск-слайд

о

работе

шахтеров

в

забое;

экспонаты

готовой

продукции

и

переработки

угля

(косметика,

бытовые

предметы,

медицинские

препараты;

разновидность

у гл я (древесный,

каменный);

карты

добычи

угля

по

Кузбассу;

макеты

открытой и подземной добычи угля; одежда и приборы пользования на

рабочем месте шахтера.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети мы сегодня с вами посетим Музей Шахтерской славы.

Кто может сказать, что такое музей (дети отвечают). Теперь дам более

полное и правильное понятие. Музей-это научное учреждение, где собраны

и хранятся ценные вещи и предметы старины, искусства. Люди приходят в

музей узнать, что либо интересное и новое, что еще не знали до сих пор.

Прежде

чем

отправится

в

музей

отгадайте

загадки,

характеризующие

профессии:

1.Он не летчик, не пилот

он ведет не самолет,

а огромную ракету,

дети, кто скажите это?

26

(космонавт)

2. В акваланге, в маске, в ластах

тот, кто плавает прекрасно

он герой такой один,

в тишине морских глубин! (дети отвечают)

(водолаз)

3.Как огромным долотом,

он отбойным молотком

уголь крошит под землей

отвечайте, кто такой! (дети отвечают)

(шахтер)

Воспитатель:

Молодцы,

правильно

ответили.

Справились

с

загадками.

Теперь мы повернемся вокруг себя три раза и превратимся в посетителей

музея. (дети поворачиваются вокруг себя).

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, первые экспонаты выставки. Кто

может ответить, что это? (дети по очереди отвечают и показывают на

картинках: герб России, Кемеровской области, г. Новокузнецка. Молодцы,

справились с этим заданием, хорошо знаете символику нашей страны.

Воспитатель:

Теперь

я

хочу

вам

поведать

историю

образования

нашей

Кемеровской

области

и

города

Новокузнецка,

в

частности.

Наш

город

родился, очень давно, еще при царе Петре I, вот его портрет. Петр I, первый

правитель нашей России. Однажды, в Кузнецкий край прибыл Михайло

Волков, в 1721 году и увидел "горелую гору", посмотрите на репродукцию.

Обратите внимание вот гора, дым (педагог показывает репродукцию) это

горит уголь. Доложили царю Петру I. Вот с этих пор, с 1721 года, начали

заселять наш край и добывать уголь. Здесь на репродукции показана первая

шахта. для добычи угля использовали надлежащие инструменты: кайло, им

откалывали уголь; этим фонарем светили под землей, керосинка, запомнили

-

ПетрI,

кайло,

фонарь

керосинка

(повторите

новые

слова,

(дети

повторяют).

Воспитатель: Пройдемте к следующему экспонату-это разновидность угля -

обратите внимание существуют каменный уголь и древесный. Вопрос, кто

знает,

где

применяют

уголь (дети

отвечают,

печь

топят,

шашлыки).

Молодцы, вот что я вам еще расскажу:

27

Каменный

уголь

действительно

применяют

при

топке

в

котельных

установках, в печах частного сектора, в мартенах на металлургических

заводах. а вот древесный уголь, это очень интересно. не только при готовке

ш а ш л ы ко в :

п р о и звод я т

б ы то ву ю

х и м и ю ,

в

ко с м е т и ч е с ко й

промышленности,

в

медицине (дети

рассматривают

выложенные

экспонаты).

Сейчас

предложу

вам

рассмотреть

карту

Кемеровской

области,

где

добывают уголь, в каких городах и какой, (показывает города, отмеченные

на карте с черными квадратиками: Новокузнецк, Ленинск-Кузнецк.). У нас

уголь

добывают

2-мя

способами, открытым

и

подземным.

Сейчас

рассмотрим открытую добычу угля на макете. Сначала, убирают деревья,

снимают

землю

и

вывозят,

остается

уголь.

Сюда

привозят

на

машине

экскаватор.

Он

набирает

ковшом

уголь,

загружает

в

большегрузные

машины,

которые

называются (ребята, как называются эти машины?-

дети отвечают - правильно, белазы) и увозят по назначению. на заводы и

на котельные.

Воспитатель:

Скажите,

дети,

как

называются

люди,

которые

добывают

уголь под землей? (шахтеры). О работе шахтера: с чего начинается смена,

какое оборудование используют при работе под землей, для добычи угля,

расскажет гость нашего музея (рассказывает приглашенный шахтер, папа

воспитанника, используя макет подземной разработки.

Воспитатель:

Сейчас,

ребята

с

вами

мы

посмотрим

слайды,

для

закрепления

темы

и

видеоролик

о

работе

в

забое, (рассаживаемся

на

стульчиках).

Воспитатель: ребята, за такой тяжелый и важный для народа и страны труд

награждают медалями, орденами, хорошо оплачивают, выпускают про них

газеты,

пишут

о

труде

и шахтерах

книги,

стихи,

слагают

песни,

(показывает педагог экспонаты). В честь таких сильных и мужественных

людей

создают

памятники (показывает

на

картинке).

Последнее

воскресенье

августа

отмечают

праздник

"день Шахтера!"

и

запускают

салют.

Ну вот ребята, повернулись вокруг себя (дети выполняют просьбу, мы

вернулись с вами в группу из музея "Шахтерской славы". Что ж, ребята,

экскурсия по музею закончилась. давайте с вами закрепим новые слова,

которые вы услышали: что нужно шахтеру с собой в шахту, как называются

28

машины, добывающие уголь, как и чем отмечают шахтерский труд? (дети

отвечают на поставленные вопросы).

Конспект занятия

«Каменный уголь – богатство Кузбасса»

Цель:

- закрепить знания детей о каменном угле – основном богатстве Кузбасса;

-

познакомить

детей

с

профессией

шахтера;

показать

значимость

этой

профессии, прививать любовь и уважение к труду шахтера;

- активизировать словарь: лава, клеть, разрез

О б о р уд о в а н и е :

к р о с с в о р д ,

и г р а «Собери

последовательность

происхождения угля», схема «Свойства угля», фильм «Шахта», телевизор,

DVD проигрыватель, контурные карты «Полезные ископаемые Кузбасса».

Ход занятия:

- Ребята сегодня на занятии я предлагаю вам отправится в путешествие на

шахту, хотите узнать, как добывается уголь?

- Сначала предлагаю вам отгадать кроссворд:

1.

Как

называется

край,

в

котором

мы

живем? (Кузбасс,

Кемеровская

область)

2.

Назовите профессию людей,

которые

занимаются

поиском

полезных

ископаемых.

3. Кто является первооткрывателем угля в Кузбассе.

4. Назовите прибор, который служит для очищения воды

5. Угадайте: он бывает разной формы, разного цвета, твердый.

- Вспомните, какими свойствами обладает уголь?

(работа со схемой)

1. Черного цвета

29

2. Твердый

3. Хрупкий

4. Тонет в воде

5. Горючий

- Предлагаю сесть за столы и выполнить следующее задание: расположите в

правильной последовательности происхождение угля.

Физминутка:

По дорожке шли, шли

Много камешков нашли.

Присели, собрали

И дальше пошли.

Приглашаю сесть на стульчики и продолжить наше занятие.

- Назовите профессию людей, которые добывают уголь?

- Как называется предприятие, на котором добывают уголь?

В 19м веке женщины и дети нередко работали в шахтах, по 12 и более

часов. В некоторых шахтах от них требовалось поднимать на поверхность

корзины с углем, в других - тянуть за собой вагонетку груженую углем,

которая привязывалась к талии с помощью цепи. Для этого приходилось

передвигаться на четвереньках. Дети нередко тянули вагонетки наравне со

взрослыми или же открывали затворку, чтобы вагонетки могли проехать.

8летняя

девочка,

открывавшая

дверь

вагонеткам,

так

описывала

свою

работу, "Я не устаю, но там где я сижу нет света, и мне страшно. Если

рядом есть свет, иногда я пою, но только не в темноте. Тогда я не смею петь.

Мне не нравится находится в шахте. "

- В современной шахте дети уже не встретите, а женщины работают на

поверхности, занимаясь в основном сортировкой угля.

- В тех случаях, когда угольный пласт залегает неглубоко, добывают уголь

открытым

способом.

Проводят

взрывные

работы,

а

затем

с

помощью

30

специальных

комбайнов

производится

погрузка

угля

в

самосвалы

или

железнодорожные вагоны (угольный разрез).

- Ребята, хотите совершить экскурсию в самую настоящую шахту?

- Тогда предлагаю вам посмотреть фильм про шахту, сесть за столы.

У вас на столах лежат контурные карты. Как обозначается уголь на карте? В

каких

городах

Кемеровской области

добывают

уголь?

Какими

еще

полезными ископаемыми богата наша область?

Итог занятия. Что я запомнил сегодня на занятии. Что меня удивило. Что я

узнал нового сегодня

Конспект занятия

«Шахтеры»

Цель:

познакомить

с

профессией

шахтер,

предметами

т руда

для работы в шахте, одежде шахтера; вызвать интерес к этой профессии.

Материал и оборудование: каменный уголь, макеты подземной добычи угля,

наглядно

дидактический

материал

про

шахтеров,

предметы

труда

и

специальный костюм шахтера.

Ход занятия:

Здравствуйте ребята, меня зовут «Знайка». Я пришел к вам в гости, что бы

поделиться с вами своими знаниями. Скажите мне ребята какие профессии

вы знаете (ответы детей)? Молодцы ребята! А теперь, вот такую загадку

отгадайте:

Уголь под землей найдут,

Вверх его поднимут.

Завершив тяжелый трут,

Люди каски снимут.

Их работа всем нужна-

С угольком зимой страна!

Скажите дети, что это за рабочая профессия (ответы детей)?

31

Знайка: Это шахтеры (показывает картину про шахтеров) и читает

стихотворение:

Такая важная профессия – шахтер

Они в России уголь в шахтах добывают-

там совсем уж не смешно

пыли в угольной и саже

опыт горняка тут очень важен

Не каждый в шахту сможет опуститься

Со страхом подземелья же своим смириться

Вы опускаетесь на глубину легко,

И по забою движетесь же далеко.

Вы уголь добываете стране родной.

Он нужен ей, он всем дает тепло.

Ребята, как вы уже наверное поняли, что шахтеры – это люди которые

работают под землей в шахте, где добывают уголь, который нужен нам для

тепла, чтобы топить печь, чтобы работали заводы и фабрики.

Вот такой уголь они добывают! Знайка показывает «кусочки угля» и

говорит, что это «черное золото» - его так называют.

Профессия шахтеров является опасной и тяжелой. Шахтеры – считаются

очень смелыми и мужественными т.к. они работают глубоко под землей

(показывает картинку в шахте).

Профессия шахтеров является опасной и тяжелой. Шахтеры – считаются

очень смелыми и мужественными т.к. они работают глубоко под землей

(показывает картинку в шахте.

«Знайка» рассказывает о рабочем костюме «Шахтера»: чтобы выйти в

шахту - шахтеры одевают на себя специальный костюм, каску, сапоги,

рукавицы, а также берут с собой рабочее снаряжение - фонарь, запас воды,

самоспасатель - балон с кислородом (показывает рисунок).

Раньше в старину уголь добывали только киркой и лопатой (показывает

рисунок).

Сейчас

специальные

отбойные

молотки

и

комбайны

дробят

пласты угля. Если пласт тонкий, то его режут шнеком. А уголь перевозят

по транспортерной ленте («Знайка» показывает картинки).

А теперь давайте с вами немного отдохнем и поиграем (физминутка).

32

Глубоко под землей, есть много туннелей, проспектов, переулки - забои.

Машины отбивают уголь, крошат его и выкидывают. Уголь течет по

самоходной дорожке по колодцу вверх на фабрику, где его обрабатывают

и развозят во все концы России.

33

Ребята, я рад, что побывал у вас в гостях и рассказал вам о такой интересной

профессии. Теперь вы уже знаете, что это за профессия «Шахтера». Я думаю

мои знания пригодятся. А может быть и вы станете когда -нибудь шахтерами.

До свидания ребята!

Конспект занятия посвященного Дню шахтера

Цель:

Формировать

интерес

к

природным

богатствам

родного

края,

чувство

гордости

за

свою

малую

родину,

уважительное

отношение

к

людям труда. Развивать инициативность, самостоятельность, расширять

кругозор, логическое мышление, закрепить знания о главном богатстве

Кузбасса - угле,

и людях его добывающих;

Оборудование:

1. Макет угольного разреза.

2.

Предметные

картинки,

фотографии

угля

с

отпечатками

растений,

3. Уголь, песок, речная галька, горная порода с золотыми вкраплениями,

угольная таблетка, стакан с водой, лист бумаги, краски.

Ход занятия:

1. Рассказ о Дне шахтера.

В последнее воскресенье августа (в конце лета), мы отмечаем главный

всекузбасский

праздник

День

шахтера.

Этот

праздник

дань

уважения шахтерам, так как шахтерская профессия - она одна из самых

сложных и опасных ( так как случаются взрывы, возгорания метана и

обвалы

угольных

пород

),

поэтому

шахтерами

становятся

только

мужественные, сильные духом люди. Для нас, праздник - День шахтера,

является национальным, потому что уголь - это наше главное богатство.

Мы называем уголь «черным золотом» — так как, уголь дает людям тепло,

свет, энергию, уют.

2. Рассказ об угле.

Воспитатель.

Знаете

ли

вы,

почему

в

наших

краях

уголь

называют

главным

камнем?

Послушайте

историю,

очень

похожую

на

сказку.

тридевятом

царстве,

в

тридесятом

государстве

жил

-

был

царь.

Однажды повелел он своим подданным принести во дворец всё самое

чудесное, что только есть в его владениях. И чего только не принесли во

дворец: и цветы редкие, и животных диковинных, и камни самоцветные, и

34

самородки

золотые.

А

один

бедный

мужичок

подал

царю...

простой

чёрный уголёк. "Прочь отсюда, закричал царь, об этот уголь только руки

м

а

р

а

т

ь

!

"

Обиделся уголёк да в тот же миг и пропал. Стало во владениях царя темно

(электростанции не работают - света нет), холодно (топить печи нечем). В

армии царской оружие пропало (железа - то нет, а без него ни меча не

сковать, ни пули не отлить). Решил царь бежать из дворца, хвать кафтан:

"Батюшки, ни одной пуговицы!" И новых не пришьёшь. Оказывается, не

только

металлические,

но

даже

пластмассовые

пуговицы

тоже

с

применением

угля

делают.

Даже

картины

в

царской

галерее

стали

бледными,

потому

что

многие

краски

из

чёрного

уголька

делают.

Взмолился

царь:

"Уголёк,

не

помни

зла,

вернись!"

Вернулся

уголёк,

простил

царя

и

до

сих

пор

служит

людям

верой

и

правдой"

(по

Г.

Юрмину).

Дети,

посмотрите

на

эти

камешки

(показывает

образцы

полезных

ископаемых:

речная

галька,

горная

порода

с

золотыми

вкраплениями,

песок, уголь ) среди них есть кусочки угля, давайте отыщем уголёк. А для

того, чтоб вам легче было искать я загадаю вам загадки про полезные

ископаемые,

которые

люди

добывают

на

земле

и

под

землей

(дети

отгадывают

загадки

и

находят

предметы

-

отгадки

среди

образцов

к

о

л

л

е

к

ц

и

и

)

.

1. Он и жёлтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Можешь ты его копать

И в ведёрко насыпать. (Песок.)

2. Из него медали льют

И за подвиг, и за труд.

И колечки, и серёжки,

Часики, браслеты, брошки. (Золото.)

3.Горит, да не солнце.

Чёрен, да не ночь,

Твёрдый, да не камень.

На весь мир славен! (Уголь.)

(Конечно

же

это

уголь,

теперь

найдите

его

среди

наших

полезных

и

с

к

о

п

а

е

м

ы

х

!

)

Все эти полезные ископаемые добывают в Кузбассе.

Воспитатель. Как вы догадались, что это уголь? Уголь добывают под

землей. (дети рассматривают уголек)

- Оживает уголек (кукла-уголек) и предлагает детям провести опыт. (на

35

столе

заранее

были

разложены

угольки,

лист

бумаги

и

расставлены

стаканы с водой).

Воспитатель: Посмотрите, а уголёк - то наш ожил (выставляет на стол

куклу Уголёк, говорит за неё). Я думаю, Уголёк может рассказать нам

много интересного.

У

г

о

л

ё

к

:

Я - чудесный Уголёк.

Чёрный у меня бочок.

Ярко я в печи горю,

Людям всем тепло дарю!

Ребята, вы меня узнали? (Да.) Я, Уголёк, везде желанный гость. Попаду в

дом - затопит хозяйка печь, напечёт блинов да пирогов. Заходите, гости

дорогие, угощайтесь на здоровье!

Попаду на теплоэлектростанцию, что недалеко от вашего города, вода в

котлах

закипит,

забурлит,

турбины

заработают

и

побежит

по

трубам

горячая вода, а по проводам - электричество. Станет в ваших домах тепло

и светло! И не боюсь я сгореть. Отдам своё тепло людям, останется от

меня зола - очень ценное удобрение и строительный материал. Вот я

к

а

к

о

й

!

Ребята, кто из вас знает, что делают из угля? (Если дети затрудняются

ответить, подсказываю). Чего только не делают из угля! Из угля делают

угольные таблетки, их употребляют для улучшения работы желудка при

отравлении.

Карандаши

простые

и

угольные,

которыми

работают

художники. Углём топят печки, таким образом, он нас согревает; благодаря

углю работают фабрики, заводы, электростанции, котельные. Уголь ничем

не пахнет, и его применяют при изготовлении духов и сиропа для конфет и

пирожных. Делают из угля и прочные нити, и удобрения, и лекарства, и

разноцветные краски, и самое лучшее стекло.

Ребята, я предлагаю вам немного поэкспериментировать. Перед вами на

столе лежат уголек, угольная таблетка, лист бумаги и стакан с водой,

сейчас мы с вами будем пробовать ими рисовать. Так интересно узнать,

что

же

рисует

лучше

всего.

(Распределяю

между

детьми

материалы,

пробуют рисовать все). (Дети рисуют и определяют, что при рисовании

легче всего оставляет след). Ребята, как вы думаете, уголь тонет или нет?

(Дети опускают уголь в ёмкость с водой и видят, что он тонет. То же самое

проделывают с таблетками). Посмотрите, уголь растворяется в воде или

нет? А таблетки? (Выслушиваю ответы детей, делаем выводы).

Ребята, вам понравились эксперименты с углём?

Уголек: Ребята, посмотрите на меня, а какого я цвета? (черного) Скажите, а

36

вы слышали такое выражение - чёрный как уголь, так говорят, когда кто-то

сильно испачкается.

А

кто

скажет

почему

же

горит

уголь?(Предположения

детей.)

Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов разгадал эту

загадку.

Он

доказал,

что

уголь

образовался

из

древних

растений

и

деревьев,

которые

в

доисторические

времена

росли

на

земле.

Всем

известно, что дерево хорошо горит. Если рассмотреть кусок каменного

угля под микроскопом, можно увидеть остатки коры, семян и других

частей растений,

а иногда даже насекомых.

Дети рассматривают фотографии кусочков угля с отпечатками растений и

ж

и

в

о

т

н

ы

х

.

Воспитатель.

Добыть

уголь

из

земли

-

нелёгкий

труд.

Скажите,

как

называется главная профессия в Кузбассе и в нашем городе? (А ответить

на мой вопрос вам поможет загадка)

Он отбойным молотком,

Как огромным долотом,

Уголь крошит под землёй.

Отвечайте, кто такой? (Шахтёр.)

Шахтёр - это верная дружба мужская, Ладони в мозолях и боли в суставах.

Со временем кашель сухой по утрам. Шахтёр - это часто загадка врачам.

Уголь так же используется и в медицине, только для этого уголь особым

способом обрабатывают и удаляют из него примеси. Такой уголь продают

в

аптеках,

обычно

в

виде

таблеток

(активированный

уголь).

Уголек: Перед нами стакан с водой в который мы добавили немного

акварели

(для

цвета).

Вызывает

одного

ребенка

для

проведения

эксперимента, предлагает взять таблетку активированного угля и опусти ее

в воду. Ребята, что мы видим? Раствор светлеет на глазах. Садим ребенка

на место (спасибо тебе за помощь, прошу сесть за свой стол).

Воспитатель.

Не

только

шахтёры

трудятся

на

угольных

разрезах

и

в

шахтах.

Вместе

с

ними

на

добыче

угля

работают

машинисты

и

горнорабочие, электрослесари и горные инженеры, взрывники, буровики и

много людей других профессий. Труд каждого специалиста, работающего

в шахте или на угольном разрезе, очень важен и нужен.

Кузбасс

-

богатейший

угольный

край.

Чтобы

добраться

до

угольного

пласта, расположенного глубоко под землёй, и добыть уголь, шахтёры

прорывают вертикальные шахтные стволы и горизонтальные туннели. А

если уголь залегает близко к поверхности земли, его добывают в карьерах

-

угольных

разрезах.

Назовите

машины

и

механизмы,

которые

37

используются при добыче угля.( вагонетка, экскаватор, самосвал, БЕЛАЗ.)

Уголек

(кукла):

Уголек

вносит

макет

угольного

разреза

"Машины-

помощники". Дети рассматривают макет разреза и машин, а на картинках

смотрят технические приспособления, используемые в горнодобывающей

п

р

о

м

ы

ш

л

е

н

н

о

с

т

и

.

Ребятишки, прошу пройти всех на свои места.

Воспитатель: Скажите, вам понравилась техника на которой работают и с

помощью которой добывают уголь. Кто из вас хотел бы работать на такой

технике

и

добывать

главный

камень

Кузбасса

когда

вырастет?

Уголек:

Ребята,

ну

вот

и

подошло

время

нам

с

вами

прощаться.

Хочу подарить вам частичку себя, чтоб у каждого из вас в доме всегда

было тепло и уютно! (Каждому ребенку раздается по маленькому угольку)

Конспект занятия по познавательному развитию

«Уголь Кузбасса – богатство Сибири»

Цель: Знакомство с родным краем по карте, рассматривание каменного

угля, знакомство со свойствами угля и его назначением, знакомство с

профессией

шахтера;

воспитание

патриотических

чувств,

любовь

к

родному краю, уважения к труду шахтеров.

Материал:

Глобус,

карта,

уголь,

иллюстрации

о

труде

шахтера,

инструментов, запись гимна Кузбасса.

Ход занятия

Необъятна наша Родина, но есть на ней место, которое каждый человек

помнит и любит. Это место, где он родился и живет – родной край.

А кто из вас ребята знает, как называется наш родной край? (ответы

детей). Молодцы, правильно – Кузбасс, Кемеровская область. Кемеровская

область составляет часть нашей страны. Она расположена на юго-востоке

Западно-Сибирской равнины и северных острогах Алтайских гор.

(определение по глобусу расположение России и Кемеровской области).

Областным центром является город Кемерово. Нашу область называют

Кузбассом, потому что в самом центре ее расположен Кузнецкий угольный

бассейн,

принесший

славу

нашему

краю.

Губернатором

нашего

края

38

является Аман Гумирович Тулеев (показываем портрет), он очень много

делает для того, наш край процветал и развивался. У нашей области есть

свой герб, флаг и гимн (показ иллюстраций, слушание записи «Рабочая

мелодия

Кузбасса»).

Из

Кузбасса

во

все

уголки

страны

направляются

уголь, сталь, химические продукты, машины.

Наш

край

очень

красив:

зеленая

тайга,

высокие

горные

хребты

и

плодородные

степи

Кузбасса

неповторимы.

Давайте

подробно

рассмотрим карту Кемеровской области. Карта – это чертеж участков

земной поверхности. Расстояния на карте сильно уменьшены, иногда в

сотни

и

тысячи

раз.

Для

изображения

земных

объектов

(рек,

гор,

населенных пунктов) подобраны особые условные значки. Вся территория

области окрашена в три цвета. Так условно изображают поверхность.

Коричневым цветом изображают горы, желтым – возвышенности, зеленым

– равнины, низменности и леса (задание детям - определить по карте, где

что

находится).

Реки

на

карте

обозначаются

синим

цветом,

озера

голубым. Посмотрите на карту и найдите самые крупные реки – Томь,

Кию, Иню, Яю. Населенные пункты – города, поселки, села обозначаются

кружками. Между крупными городами вы видите черно-белые полоски –

это железные дороги.

Условными

значками

показаны

места,

где

добывают

полезные

ископаемые: черный квадрат – каменный уголь, заштрихованный квадрат –

бурый

уголь,

черный

с

белым

круг

золото

(задание

для

детей

определить по карте, много ли в Кузбассе каменного угля). Молодцы

ребята!

Главное

богатство

земли

кузнецкой

каменный

уголь.

Давайте

рассмотрим уголь. Какой он? (ответы детей). Черный, блестит как смоль,

легкий, пачкающий руки, горюч, без запаха, крошащийся. Что значит –

горюч? Горит, горючий, горящий. Да, он хорошо горит, оставляя после

горения немного золы. Когда горит уголь, он отдает много тепла, это самое

главное его достоинство. Его используют для топки в котельных. Вот

почему у нас с вами в квартирах, домах, детском саду всегда тепло. Люди

используют уголь не только для обогрева, но и для света и движения.

Когда по железным дорогам ездили паровозы, они двигались от энергии

сжигаемого

угля;

пароходы

тоже

плавали

с

помощью

угля

(показ

иллюстраций).

Электрические станции тоже работают на угольном топливе, а это свет в

наших квартирах, без которого сейчас мы не представляем жизни. Без

39

света не будут работать электроприборы, а что это значит? (ответы детей)

А как вы думаете, много ли запаса угля в земле? Они огромны. Если бы

собрать весь уголь Кузбасса и засыпать в железнодорожные вагоны, то

получился бы состав длинной, равной расстоянию от Земли до Солнца и

обратно!

Первым

человеком,

нашедшим

в

наших

краях

каменный

уголь,

был

рудознатец Михайло Волков. В его честь на одной из площадей Кемерово

установили памятник (показ иллюстрации).

Ребята, а кто добывает уголь? (ответы детей)

Правильно, есть такая профессия – шахтер (показ иллюстраций). Добыча

угля очень тяжелый труд. Его добывают из-под земли, в шахтах. Иногда

очень глубоко, до 2 километров забираются шахтеры под землю, чтобы

добыть уголь. Спускаются под землю они на эскалаторах или канатно-

кресельных дорогах. Если в шахте случится обвал, из-под него будет

трудно выбраться. На большой глубине под землей холодно и сыро, а при

добыче угля происходит выделение ядовитого газа, который взрывоопасен.

В забое темно, поэтому у каждого шахтера на голове каска с лампочкой.

Первыми горняцкими инструментами были – кирка, лопата, кайло. Их

сменил отбойный молоток, а затем горный комбайн (показ иллюстраций).

Вместе с углем на поверхность поднимают много лишней породы, ее

оставляют

на

поверхности.

Ученые

и

изобретатели

никак

не

могут

придумать, как ее использовать. Может быть вы, ребята, когда вырастите

придумаете?

«Изо всех профессий величавых, что с собою люди в жизнь берут –

Самой громкой, самой гордой славы

Удостоен он – шахтерский труд!

Он тяжел, как каменная глыба

Он красив, как солнечный восход.

Слава им, сердечное спасибо.

Кто тепло и свет нам достает!»

Конспект

итогового

занятия-викторины

«Что?

Где?

Когда?»

Цель:

-Обобщение

и

закрепление

знаний

у

детей

о

труде

шахтеров.

-Расширение и уточнение словаря по теме: предметы труда горняков,

40

профессии на шахте и разрезе.

-Закрепление навыка воспроизведения слов сложной слоговой структуры.

-Практическое употребление в речи сложноподчиненных предложений с

союзами чтобы, потому что.

-Воспитание уважения к труду взрослых, чувства гордости за свою малую

родину.

Словарная работа: карьер, забой, штреки, лава, горный комбайн,

вагонетка, конвейер, горнорабочий, проходчик, комбайнер,

электрослесарь.

Ход занятия

Вводная беседа.

Воспитатель:

- Дети, скажите, как называется страна, в которой мы живем?

- Назовите столицу нашей Родины.

- Скажите, как называется наша область и покажите ее на карте.

- Покажите на карте и назовите город, в котором мы живем.

- Чем знаменит город Новокузнецк?

Воспитатель:

- Сегодня я предлагаю вам поиграть в игру «Что? Где? Когда?». В эту игру

играют знатоки. Они отвечают на вопросы телезрителей. Знатокам нашей

группы прислали свои вопросы дети детских садов нашего города.

Команду

знатоков

прошу

занять

свои

места

за

столом

игроков.

Основная часть. (Дети по очереди вращают барабан, вскрывают конверт по

41

стрелке, воспитатель зачитывает вопрос).

1.

Какие шахты и разрезы есть в нашем городе? (шахты «Есаульская»,

«Полосухинская»,

«Большевик

,

«Антоновская»,

«Юбилейная»,

«Ульяновская»;

разрезы

«Талдинский»,

«Ерунаковский»,

«Березовский»).

2.Что добывают на шахтах и разрезах города? Для чего нужен уголь?

3.Какие шахтерские профессии вы знаете?

Музыкальная пауза.

Дети-болельщики исполняют «Частушки о профессиях».

Воспитатель:

- Продолжаем игру.

4.

Какие машины помогают шахтерам в шахтах?

5.

Какие машины помогают добывать уголь на разрезах?

6.

Черный

ящик.

Назовите

предметы,

необходимые

шахтеру

для

работы (по мере называния воспитатель достает их из ящика).

7.

Каким

способом

можно

добывать

уголь?

(открытым

на

разрезе,

подземным на шахте).

8.

Покажите на макете и назовите части шахты. (…)

Итог викторины.

Воспитатель:

-

М о л о д ц ы !

О т в е т и л и

н а

в с е

в о п р о с ы !

Знатоки

награждаются

значками

«мудрая

сова»,

и

все

дети

получают

сладкие

призы.

Болельщики

хотят

прочесть

для

всех

стихотворение:

Да здравствуют наши шахтеры!

Отважный и дружный народ.

Добытчики черного солнца,

Проходчики горных пород!

Мы славим их верность народу,

Их светлый и доблестный труд!

42

43



В раздел образования