Напоминание

Развитие регулятивных умений в коллективной творческой деятельности


Автор: Щербак Людмила Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Сольцы Новгородская область
Наименование материала: Статья (Из опыта работы)
Тема: Развитие регулятивных умений в коллективной творческой деятельности
Раздел: начальное образование





Назад




Учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №1 г.Сольцы»

Щербак Людмила Николаевна

«Развитие регулятивных умений младших школьников в коллективной

творческой деятельности»

Мы знаем, что необходимость введения новых образовательных стандартов

связана с низкими результатами, которые получает наша страна в

международных исследованиях качества образования. По данным

исследований Россия на 42-44 месте, хотя объем изучаемой информации в

школе максимальный.

В современном обществе значимым фактором образованности являются не

знания, а умения, что обуславливает необходимость реализации

деятельностного подхода к обучению.

Умения, которые нам необходимо формировать делятся на предметные,

метапредметные и личностные.

Среди метапредметных умений особую значимость имеют регулятивные.

Современные дети обладают слабой волевой регуляцией, низким уровнем

произвольного внимания, эмоциональной возбудимостью, что делает задачу

формирования регулятивных умений особенно актуальной.

Что такое регулятивные универсальные учебные действия?

Это действия, направленные на организацию своей деятельности от осознания

цели через планирование действий-к реализации намеченного, самоконтролю и

самооценке достигнутого результата, и, если надо, проведению коррекции.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают

обучающимся организацию своей деятельности. К ним относятся:

целеполагание

планирование (составление плана последовательности действий)

прогнозирование -предвосхищение результата

контроль (сличение способа действия и его результата с заданным

эталоном с целью обнаружения отклонений)

коррекция (если обнаружены отклонения)

оценка результатов

саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому

усилию и преодолению препятствий)

Какие условия необходимы для формирования и развития регулятивных

действий?

Это

совместное целеполагание и планирование действий;

совместная оценка результатов деятельности;

оценка способов деятельности, выявление и коррекция допущенных

ошибок

оценка учеником собственных возможностей осуществления

деятельности

Чему должен педагог научить ребенка, формируя и развивая регулятивные

умения?

Нужно, чтобы ребенок понимал, что такое цель;

умел выбирать цель среди предложенных;

умел определять цель деятельности с помощью учителя и

самостоятельно

умел формулировать задачи, необходимые для достижения цели

подбирать средства осуществления цели деятельности

Еще педагог должен научить ребенка умению анализировать, а

это значит

соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его;

в диалоге с педагогом учиться вырабатывать критерии оценки и

определять степень успешности, исходя из имеющихся критериев;

совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и

самооценки.

И вот в результате этой огромной работы педагога, дети должны научиться

ставить цель

планировать работу

контролировать себя

добавления, корректируя работу

анализировать работу и результат.

В соответствии с ФГОС в образовательном учреждении для детей и учителей,

для всех участников образовательного процесса, должны создаваться условия,

обеспечивающие возможность использования современных образовательных

технологий деятельностного типа для эффективной самостоятельной работы

обучающихся при поддержке педагога, должны быть созданы условия для

включения обучающихся в процессы понимания и преобразования окружающей

среды, для приобретения опыта реального управления и действия.

Названные выше условия создаются при реализации методики воспитания

академика Игоря Петровича Иванова.

Изучая теорию и методику «Созидание», придумывая КТД и тут же пробуя

проводить их в подшефных школах, мы на 2 курсе были уже дипломированные

неспециалисты.

Система КТД учит думать над планом, обсуждать и выдвигать

предложения, анализировать опыт, практически руководить своими товарищами

и уметь подчиняться. Эти регулятивные умения развиваются и

совершенствуются при отсутствии мелочной педагогической опеки.

Традиционно, в течение года, мы готовим праздник «Прощай, Осень!», Встреча

Нового года, «Мы -будущие защитники Отечества», «Мамины помощницы»,

«Вот и стали мы на год взрослей» прощальный поход, подведение итогов года.

Какими могут быть цели? Например:

1.Порадовать себя и друг друга.

2.Развивать творческие способности.

3.Учить дружелюбию и толерантности.

4.Совершенствоваться в реализации лучших качеств личности.

5.Забота о близких и далеких друзьях, о старших и младших друзьях, о

классном коллективе, о школе, о прилегающей территории пребывания, да обо

всем можно заботиться (дети уже сами скажут, в каком деле какую заботу они

осуществляют)

Это малая часть для выбора цели.

План.

1.Забросить идею классу, создать активную группу(СД-Совет дела)

2.СД (совет дела) придумывает сценарий или план проведения праздника.

3.Распределяют обязанности и дают задания младшим, готовятся

самостоятельно.

Этот сценарий придумали пятиклассники для первоклассников на Новогодний

праздник:

Дети водят хоровод у елки, зовут Деда Мороза. Он поздравляет, дети читают

ему стихи, а в это время по приказу Бабы Яги разбойники крадут подарки.

Волшебным посохом Дед Мороз вызывает Бабу Ягу и разбойников. Они

раскаиваются, но просят поиграть с ними, потанцевать и спеть Новогодние

песни вместе со Снегурочкой.

В обсуждении дети отметили, что было очень интересно и выступать, и играть,

и разгадывать загадки, но плохо, что не все подготовили стихи. Решили, что на

следующий Новый год, пригласят шефов в гости, праздник придумают сами.

Осенний праздник разрабатывали и проводили уже сами второклассники.

Недавно был «Суд над ленью» в 4 классе.

Предложила вызвать на суд одно из ненужных человеку качеств. Назвали

агрессивность, жадность, злость, разгильдяйство и много других качеств, но

решили судить «Лень». Выяснили, кто её может обвинить и в чем, тут же

выбрали себе роли свидетели обвинения. Истцом выступили Учеба, Праздник,

Дом, Чистота, Спорт (их было не остановить) Дети придумывали все новые и

новые роли. Присяжные заседатели, вооружившись ручкой и бумажкой, для

фиксирования показаний, во главе с прокурором уселись за стол. Секретарь, с

трудом поддерживая порядок в зале заседаний, еле успевал записывать

показания свидетелей. Суд присяжных отметил, что «Лень» к тому же и

недисциплинированная, некультурная, невыдержанная и по требованию

прокурора приговорили к пожизненному заключению, принудительным

работам в колонии строгого режима.

После «Суда» я отметила, что и истцы и ответчики, и присяжные повысили

рейтинг в учебе.

КТД использую и на уроке и во внеурочной деятельности. Методика

профессора актуальна на современном этапе развития образования. Вот эта

книга «Созидание: теория и методика воспитания», прочитав которую, Вам

тоже станет легко работать, интересно и радостно.



В раздел образования