Напоминание

"Краеведение в начальной школе"


Авторы: Костенко Татьяна Владимировна, Милакова Елена Алексеевна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №3 г. Никольское" Тосненского района Ленинградской области
Населённый пункт: г. Никольское
Наименование материала: учебная программа внеурочной деятельности
Тема: "Краеведение в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Программа внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» для

учащихся начальной школы (1-4 классы)

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Никольское»

Тосненского района Ленинградской области

Авторы:

Костенко Татьяна Владимировна - учитель начальных классов

Милакова Елена Алексеевна - учитель начальных классов

г. Никольское Тосненского района Ленинградской области

2020год

Тематическое планирование

1 класс. Программа первого года обучения направлена на формирование понятий о малой

родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живешь.

Школьники

узнают

об

истории,

природе,

культуре

города,

начиная

от

истоков

до

современности.

Важнейшая

задача:

познакомить

детей

с

их

окружением

(дома,

улицы,

достопримечательности города) и людьми, живущими в нашем городе.

Программа содержит два раздела:

«Моя маленькая родина»

«г. Никольское – г. Санкт - Петербург: от истоков – к современности»

Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут конкретизироваться в

соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.

Тематический план (1 класс)

1 час в неделю

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе

Дата

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1.

Моя маленькая родина

12

5

7

1.1

Я и моя семья. «Старые фотографии

р а с с к а з ы в а ю т … »

( с е м е й н ы е

реликвии и памятные вещи)

3

1

2

1.2

Моя школа – мой дом. Из истории

школы. Традиции школы.

2

1

1

1.3

Мой

дом.

Мой

двор.

Моя

улица,

почему так названа. «Улицы нашего

города»: пешая экскурсия (в рамках

проекта «Я и мой город», музей)

3

1

2

1.4

Достопримечательности

нашей

улицы.

За

что

люблю,

что

бы

изменил.

2

1

1

1.5

Мой микрорайон.

2

1

1

2.

Г.

Никольское

г.

Санкт

-

П е т е р бу р г

о т

и с т о к о в

к

современности.

11

4

7

2.1

С т р а н и ц ы

и с т о р и и .

П е р в ы е

переселенцы.

Экскурсия

в

музей

гимназии №1 г. Никольское

2

1

1

2.2

Имя города. Символы нашего города.

Библиотечный урок.

2

1

1

2.3

Культурно

пр о с ве тите л ь ны е

у ч р е ж д е н и я

н а ш е г о

г о р о д а .

Экскурсия в дом культуры.

3

1

2

2.4

Люди.

Профессии

города.

Г д е

работают

родители.

Экскурсия

на

главпочтамт и на

завод «Нефрит-

Керамика»

4

1

3

3

Экология города и района.

10

5

5

3.1

«Что

такое

экология?»

Урок

экскурсия.

2

1

1

3.2

Экологический

праздник

«День

родной

природы».

Беседа,

конкурс

рисунков.

2

1

1

3.3

Всемирный день защиты животных.

Знакомство

с

Красной

книгой

области и страны.

Библиотечный

урок

в

городской

библиотеке.

2

1

1

3.4

С и н и ч к и н

д е н ь .

Р а с с к а з

о

зимующих птицах.

2

1

1

3.5

Э к о л о г и ч е с к а я

к а м п а н и я

« П е р в о ц в е т » .

А г и т а ц и о н н ы е

листовки

и

плакаты

в

защиту

первоцветов.

2

1

1

ВСЕГО

33

14

19

Содержание деятельности

Раздел 1. «Моя маленькая Родина» (12 часов)

1.1. Я и моя семья. «Старые фотографии рассказывают…», семейные реликвии и

памятные вещи (3 часа).

Теория: рассказ – беседа о роли семьи для ребёнка; забота о членах семьи; общение в

семье.

Практика: выставка памятных вещей «Мир семейных увлечений» и фотографий, рассказы

детей о семейных реликвиях.

1.2.

Моя школа – мой дом. Из истории школы. Традиции школы (2 часа).

Теория: беседа о школе, её истории, традициях, правилах поведения в школе, бережном

отношении к школьному имуществу.

Практика: экскурсия по школе, беседа о том, что запомнилось, конкурс рисунков «Моя

школа».

1.3. Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа. «Улицы нашего города» -пешая

экскурсия в рамках проекта «Я и мой город», городской краеведческий музей (3 часа).

Теория: беседа «Вот эта улица, вот этот дом», рассказы детей «Любимые уголки моего

двора», «Название моей улицы».

Практика: «Улицы нашего города» - пешая экскурсия в рамках проекта «Я и мой город»

(городской краеведческий музей в гимназии №1 г. Никольское).

1.4. Достопримечательности нашей улицы. За что люблю, что бы изменил (2 часа).

Теория: беседа о достопримечательностях нашей улицы, о том, что нравится, что бы

изменил.

Практика: фотографирование зданий улицы, викторина «Знаешь ли ты свою улицу?»

(работа в группах).

1.5. Мой микрорайон (2 часа).

Теория: дать представление об истории названий улиц нашего микрорайона.

Практика:

индивидуальная

и

самостоятельная

работа

по

составлению

безопасного

маршрута из дома в школу и из школы домой, выставка рисунков «Мой дом».

Раздел 2. «г. Никольское – г. Санкт – Петербург – от истоков к современности» (11

часов)

2 . 1 . Страницы

истории.

Первые

переселенцы.

Экскурсия

в

музей

гимназии

№1

г.

Никольское (2 часа).

Теория:

представление

об

истории

возникновения

города

Никольское

и

Тосненского

района, о первых переселенцах; работа в парах: вопросы по содержанию.

Практика:

экскурсия

в

краеведческий

музей

гимназии

№1

г.

Никольское

«История

заселения нашей земли».

2.2. Имя города. Символы нашего города. Библиотечный урок (2 часа).

Теория: история имени города, представление о территории города и района.

Практика:

умение

находить

и

показывать

на

карте

России

город

Санкт-Петербург;

раскрашивание герба и флага страны, герба города и области (работа в парах).

2.3. Культурно – просветительные учреждения нашего города. Экскурсия в Никольский

ДК

(3 часа).

Теория: беседа о культурно – просветительных учреждениях нашего города

Практика:

экскурсия

в

ДК,

просмотр

кинофильма,

посещение

выставки

в

центре

творчества «Виола»

2.4.

Люди. Профессии города. Где работают родители. Экскурсия на главпочтамт и

завод «Нефрит-Керамика» (4 часа).

Теория:

рассказ

о

людях

и

их

профессиях;

беседа

о

профессиях

родителей

и

о

предприятиях, на которых они работают.

Практика: общение с родителями как способ получения информации об их профессиях;

экскурсия на главпочтамт и завод «Нефрит-Керамика», где работают родители.

Раздел 3. Экология города и района (10 часов)

3.1. «Что такое экология?» - урок-экскурсия (2 часа).

Теория: рассказ – беседа о состоянии растительного и животного мира города и района, их

отношении друг к другу и к окружающей среде.

Практика:

совместная

подготовка,

осуществление

и

последующий

анализ

природоохранной акции: уборка мусора в школьных дворах, близлежащих лесопарках и

скверах. Проект - социальная реклама «Экологическая чистота – залог здоровья».

3.2. Экологический праздник «День родной природы». Беседа, конкурс рисунков. (2 часа).

Теория:

беседа

-

презентация

«Растения

и

животные,

занесённые

в

Красную

книгу

Ленинградской области».

Практика:

сбор

информации

о

животных

и

растениях

Ленинградской

области,

нуждающихся в охране и государственных мерах по их защите, конкурс рисунков.

3.3.

Всемирный

день

защиты

животных.

Знакомство

с

Красной

книгой

области

и

страны. Библиотечный урок вгородской библиотеке (2 часа).

Теория: беседа – презентация о Всемирном дне защиты животных, Красная книга редких

растений и животных Ленинградской области и России.

Практика:

проект

изготовление

и

защита

с

шефствующим

классом

буклета

«Исчезающие виды растений и животных и способы их защиты ».

3.4. Синичкин день. Рассказ о зимующих птицах (2 часа).

Теория:

календарь

экологических

дат

«Синичкин

день»,

рассказ

демонстрация

о

зимующих птицах.

Практика: наблюдения за зимующими птицами, фотовыставка, составление презентации.

3.5. Экологическая кампания «Первоцвет». Агитационные листовки и плакаты в защиту

первоцветов (2 часа).

Теория: рассказ – демонстрация о первых дикорастущих цветах Ленинградской области.

Практика: сбор информации о первоцветах,

оформление агитационных

листовок и

плакатов.

2 класс. Программа второго года обучения направлена на формирование знаний о

богатствах города и района. Дети узнают о разнообразии растительного и животного мира.

Более углубленно изучают особенности рельефа, виды

полезных ископаемых, водные

ресурсы. Расширяется представление детей о людях города и района.

Важнейшая

задача:

познакомить

с

редкими

представителями

флоры

и

фауны

Ленинградской

области

и

государственных

мерах

для

их

охраны

и

рационального

использования.

Программа содержит три раздела:

«Богатства нашего города и района»

«Люди нашего города и района»

«Тосненский район»

Расширяются

и

углубляются

представления

о

Тосненском

районе:

о

его

географическом положении, важных стройках и трудовой деятельности людей.

Тематический план (2 класс)

1 час в неделю

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе

теоретические

занятия

практические

занятия

1.

Богатства нашего города и района.

22

10

12

1.1

Всемирный день защиты животных.

Поездка

в

Лисино-Корпус

н а

конеферму.

3

1

2

1.2

Растительность

нашего

города

и

района. Разнообразие растений.

«Ландыш – цветок весны и красоты».

Урок экологии

2

1

1

1.3

Значение растений в жизни человека.

Составление гербария.

2

1

1

1.4

Животный

мир

города

и

района.

Разнообразие

животного

мира.

Экскурсия

в

музей

при

Лисинском

лесном

колледже.

Диорамный

зал

природы.

2

1

1

1.5

Охрана и значение животного мира.

Экологический

праздник

«День

родной

природы».

Библиотечный

урок.

2

1

1

1.6

Синичкин

день.

Составление

и

разгадывание

ребусов,

загадок

и

кроссвордов.

Акция

«Покормите

птиц зимой».

2

1

1

1.7

Водные

ресурсы.

Водоемы

нашего

города

и

района.

Реки

и

озера.

Всемирный

день

водно-болотных

угодий.

2

1

1

1.8

Полезные

ископаемые.

Какие

полезные

ископаемые

добывают

в

нашем городе и районе. День защиты

Земли.

2

1

1

1.9

Сельское

хозяйство

в

городе

и

районе. Что растет на полях нашего

района.

2

1

1

1.10

Сельское хозяйство. Чем занимаются

люди

на

селе.

Значение

сельского

хозяйства.

Экскурсия

к

совхозным

полям.

3

1

2

2

Люди нашего города и района

4

2

2

2.1

Традиционные ремёсла моего города

и

района.

Мастер-класс

в

Центре

декоративно-прикладного творчества

«Виола». Посещение выставки в ДК

г. Никольское

2

1

1

2.2

Труд людей нашего города и района.

Герои – земляки. Музейный урок в

музее гимназии №1

г. Никольское

2

1

1

3

Тосненский район

8

4

4

3.1

Географическое

положение.

Наш

район на карте страны.

1

1

-

3.2

Санкт

-

Петербург

северная

столица. Символика.

2

1

1

3.3

Важнейшие стройки города и района.

«История

строительства

Санкт

-

П е т е р б у р г а » :

Э к с к у р с и я

в

Саблинские пещеры

2

1

1

3.4

Важнейшие заводы города и района

2

1

1

3.5

Экскурсионная программа «Природа

Тосненского района».

1

-

1

Итого:

34

16

18

Содержание деятельности

Раздел 1. Богатства нашего города и района (22часа)

1.1. Всемирный день защиты животных. Поездка в Лисино Корпус на конеферму

Теория: беседа о Всемирном дне защиты животных, об особенностях флоры и фауны

Тосненского района; рассказ – демонстрация о животных Лен. области, занесённых в

Красную книгу

Практика:

наблюдение

за

повадками

животных,

сбор

фото

и

видеоматериалов

для

школьной выставки «Удивительное рядом», подборка материалов для составления статьи

в школьную газету.

1.2. Растительность нашего города и края. Разнообразие растений.

«Ландыш– цветок весны и красоты». Урок экологии о ландыше (2часа).

Теория:

беседа

об

особенностях

растительного

мира,

разнообразии,

значении

для

человека; рассказ – демонстрация «Ландыш – цветок весны и красоты».

Практика: передача своих впечатлений в рисунках, поделках, устных рассказах.

1.3. Значение растений в жизни человека. Составление гербария. (2часа).

Теория:

рассказ – демонстрация «Лекарственные растения нашего края» ; беседа о

лекарственных свойствах растений.

Практика:

рассматривание

гербарных

экземпляров

растений,

сбор

информации

для

составления статьи в школьную газету, фото-рассказ.

1.4.

Животный мир города

и края. Разнообразие животного мира. Экскурсия в

Саблинский музей. Диорамный зал природы (2 часа).

Теория:

беседа

демонстрация

о

разнообразии

животного

мира

города

и

края,

рассматривание экспонатов диорамного зала природы в музее, обмен впечатлениями.

Практика: подбор информации для составления фото-отчёта и статьи в школьную газету.

1.5. Охрана и значение животного мира. Экологический праздник «День родной природы».

Библиотечный урок (2 часа).

Теория: беседа о животных, занесённых в Красную книгу Ленинградской области;

просмотр видеоматериалов на тему «Животные из Красной книги».

Практика:

подготовка и проведение конкурса «В мире животных» (конкурс масок,

загадок и костюмов).

1.6. Синичкин день. Составление и разгадывание ребусов, загадок и кроссвордов. Акция

«Покормите птиц зимой». (2часа).

Теория: рассказ-демонстрация о зимующих птицах нашего города и района; обсуждение

проблем выживания птиц зимой, способов помощи зимующим птицам.

Практика:

составление

и

разгадывание

ребусов,

загадок

и

кроссвордов

о

зимующих

птицах.

Совместно

с

шефами

старшеклассниками

подготовка

и

проведение

акции

«Покормите

птиц

зимой»:

организация

кормушек

во

дворе

домов,

пришкольной

территории, парках города, оформление агитационных листовок, призывающих людей

помогать зимующим птицам.

1.7. Водные ресурсы. Водоемы нашего города и района. Реки и озера. Всемирный день

водно-болотных угодий (2часа).

Теория: просмотр презентации и беседа о водных ресурсах нашего города и района, их

значении и охране; обучение работе с физической картой: умение находить и показывать

на ней реки и озёра города и района.

Практика: составление правил поведения на водоёмах, оформление экологической карты

«Водоплавающие птицы на водоёмах города и района».

1.8. Полезные

ископаемые. Какие полезные ископаемые добывают в нашем городе и

районе. День защиты Земли (2часа).

Теория: беседа – демонстрация с рассматриванием образцов полезных ископаемых «Дары

природы», местонахождение полезных ископаемых на физической карте города, района,

области, страны.

Практика: игра

«Назови правильно!», разгадывание загадок и ребусов,

оформление

стенда «Знаете ли вы?».

1.9. Сельское хозяйство в городе и селе. Что растет на полях нашего района (2часа).

Теория:

знакомство

с

сельскохозяйственными

работами

в

разные

времена

года,

с

особенностями растениеводства.

Практика: рассматривание образцов культурных растений и разгадывание загадок о

растениях, составление «полевых букетов» из различных растений.

1.10. Сельское хозяйство. Чем занимаются люди на селе. Значение сельского хозяйства.

Экскурсия (3часа).

Теория: организация встречи с агрономом: рассказ о видах культур, которые выращивают

на полях нашего района, об особенностях полевых работ в разные времена года.

Практика: экскурсия на поле, наблюдения за трудом сельхозрабочих, сбор материалов и

оформление фотовыставки «Труд людей на селе».

Раздел 2. «Люди нашего города и района» (4часа)

2.1. Традиционные ремёсла моего города и села. Мастер-класс в Центре декоративно-

прикладного творчества «Виола» в Никольском ДК. Посещение выставки в ДК (2часа).

Теория: рассматривание выставки декоративно-прикладного творчества Центра «Виола»,

беседа о традиционных видах ремесла города и района.

Практика: экскурсия в ДК г. Никольское, мастер-класс народных умельцев города.

2.2. Труд людей нашего города и края. Герои – земляки. Музейный урок вгимназии №1

г. Никольское (2часа).

Теория: знакомство с людьми, прославившими наш город трудом.

Практика: встреча в классе с почётными тружениками города (родители, бабушки и

дедушки

обучающихся),

сбор

фото

и

видеоинформации

для

составления

альбома

«Встречи с интересными людьми».

Раздел 3. «Тосненский район» (8часов)

3.1. Географическое положение. Наша область на карте страны (1час).

Теория:

рассказ

с

презентацией

об

особенностях

геополитического

положения

Ленинградской области «Бабочка над заливом», работа с физической и политической

картой страны, обозначение на карте цветовыми условными знаками месторасположения

населённых пунктов

3.2. Санкт-Петербург–северная столица. Символика (2часа).

Теория:

беседа

о

достопримечательностях

города:

памятниках,

парках,

площадях,

исторических местах.

Практика: составление буклета «Достопримечательности Санкт-Петербурга».

3.3.

Роль

города

и

района

в

строительстве

Санкт-

Петербурга.

«История

строительства Санкт-Петербурга»: лекция – экскурсия в Саблинском музее (2часа).

Теория: музейный урок об истории строительства Санкт - Петербурга.

Практика: экскурсия в Саблинские пещеры.

3.4. Важнейшие заводы города и района (2часа).

Теория:

рассказ

бабушек,

дедушек

о

старом

стекольном

заводе,

о

заводе

«Сокол»,

кирпичном заводе, о заводе «Ленстройкерамика», заводе им. М. И. Калинина, о ЗАО

«Нефрит-Керамика»

Практика: подборка фотоматериалов для оформления стенгазеты.

3.5. Экскурсионная программа «Природа родного края» (1час).

Практика: беседа о заповедных местах Тосненского района, о флоре и фауне района,

изготовление книжек – малышек «Заповедные места».

3 класс. Программа третьего года обучения имеет историческое направление и

нацелена

на

расширение

знаний

ребёнка

о

родном

городе,

районе,

области,

Санкт-

Петербурге и их историческом наследии.

Главная задача: расширить кругозор учащихся, углубить знания о природе города, района,

области, о Санкт-Петербурге, об их истории и природоохранной деятельности.

Программа содержит два раздела:

«г. Никольское – страницы истории и культуры»

«Экология»

Программа

раскрывает

перед

младшими

школьниками

основные

исторически

сложившиеся

черты

русского

национального

самосознания,

воспитывает

чувство

национального достоинства.

Тематический план (3 класс)

2 часа в неделю

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе

теоретические

занятия

практические

занятия

1.

г. Никольское – страницы истории

и культуры

40

16

24

1.1

« К а к

ж и л и

н а ш и

п р е д к и ? » .

Особенно сти

быта,

к ул ьту р ы ,

ремёсел. Мода первых переселенцев

из Московской губернии. Экскурсия

в кабинет технологии СОШ №3 и в

музей гимназии №1.

6

2

4

1.2

История

земли

Ленинградской.

«Исторические

и

памятные

места

города»: пешая экскурсия в рамках

проекта «Я и мой город».

6

2

4

1.3

«Писатель

Алексей

Толстой

в

Пустыньке»:

лекция

экскурсия

в

городской

библиотеке

рамках

проекта «Я и мой город»).

4

2

2

1.4

История улиц: прошлое, настоящее,

перспективы.

6

2

4

1.5

Памятные

знаки

В

О

войны

на

территории г.Никольское. Экскурсия.

6

2

4

1.6

История

православных

памятников

города.

Экскурсия

в

православный

х р а м .

З н а ко м с т в о

с

к н и г о й

священника Н. П. Тихомирова

4

2

2

1.7

Пешая экскурсия к бывшему храму

Святителя Николая Чудотворца.

4

2

2

1.8

Уроки

творчества:

«Легенды

о

музейных

экспонатах».

Музей

гимназии №1 г. Никольское.

4

2

2

2

Экология

28

10

18

2.1

«Живописные места в окрестностях

Никольского»:

пешая

экскурсия

по

живописным

местам

города

и

окрестностей,

запечатлённых

в

работах

русских

и

современных

местных художников.

8

2

6

2.2

Экологический

праздник

«День

р од н о й

п р и р од ы »

-

ко н к у р с

презентаций.

4

2

2

2.3

Поездка в посёлок Лисино Корпус

на

конеферму

и

в

музей

при

Лисинском лесном колледже

6

2

4

2.4

Экологический десант, посвящённый

В с е м и р н о м у

д н ю

о х р а н ы

окружающей среды.

4

-

4

2.5

Синичкин день. Игра – соревнование

«Знатоки птиц». Фото-викторина.

4

2

2

2.6

Видео-экскурсия

« Пе р е л ё т н ы е

птицы».

2

2

-

Итого

68

26

42

Содержание деятельности

Раздел 1. «г. Никольское – страницы истории и культуры» ( 40 часов)

1.1. «Как жили наши предки?». Особенности быта, культуры, ремёсел. Мода

первых

переселенцев-

ремесленников

из

Московской

губернии.

Экскурсия

в

музей

гимназии

г.Никольское.

Теория:

рассказ-демонстрация

о

национальных

особенностях

быта,

культуры,

традиционных ремёслах, виды традиционных ремёсел.

Практика:

экскурсия

в

кабинет

технологии

МБОУ

«СОШ

№3

г.

Никольское»

и

краеведческий музей гимназии №1 г. Никольское для ознакомления со старинной утварью,

вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества; работа над эскизами

украшений предметов быта или одежды, организация выставки.

1.2. История земли Ленинградской. «Исторические и памятные места города»: пешая

экскурсия в рамках проекта «Я и мой город», музейный урок.

Теория: беседа по карте города, формирование представления о территории города, его

исторических и памятных местах.

Практика: город Никольское на карте Ленинградской области, работа с картой города,

пешая экскурсия, обмен информацией и впечатлениями; создание и защита проекта:

«Путеводитель

по

историческим

и

памятным

местам

города»

фотографиями

и

комментариями).

1.3.

«Писатель

Алексей

Толстой

в

Пустыньке»:

лекция – экскурсия в городской

библиотеке в рамках проекта «Я и мой город».

Теория:

заочное путешествие по метам, которые посетил писатель Алексей Толстой,

просмотр презентации.

Практика: фронтальная и индивидуальная работа с картой города и района, составление

«маршрутного листа».

1.4. История улиц: прошлое, настоящее, перспективы.

Теория:

беседа

о

микрорайонах

г.Никольское:

«Улицы

нашего

города

от

истории

названий до современных проблем». 1- Центральный микрорайон, 2 – Октябрьский, 3 –

Первомайский. Диспут «Можно ли сделать улицы нашего города лучше?»

Практика: разработка и защита авторских проектов клумб, украшающих придорожные

территории в микрорайонах проживания детей.

1 . 5 . Памятные

знаки

Великой

Отечественной

войны

на

территории

Никольского

городского поселения. Экскурсия.

Теория: беседа и фото-викторина по памятным местам В О войны города Никольское:

Братское захоронение на Графской горе; мемориальная доска герою В О войны лётчику М.

И. Рысеву на бывшем здании Никольской средней школы; мемориальная доска партизанке

Валентине Чеботарёвой на здании гимназии; камень- валун на левом берегу Тосны;

мемориал у рынка «Защитникам Ленинграда»; мемориал у завода «Сокол».

Практика: экскурсия по городу, подготовка и проведение диспута: «Если я стану мэром, то

в городе появится памятник…..»; решение проблемы: «Какой памятник мог бы стать

символом сегодняшнего города?» (предварительная подготовка: интервью с жителями

города, опрос учащихся школы с последующим мониторингом).

1.6. История православных памятников города и села. Экскурсия в православный храм.

Теория: беседа со слайдовой презентацией «Православные памятники города ».

Практика: экскурсия в православный Храм–церковь Царя страстотерпца Николая II в

г. Никольское ( деревянный храм). Хроника строительства.

1.7. Пешая экскурсия к бывшему храму Святителя Николая Чудотворца.

Теория: рассказ об истории соборного храма Святителя Николая Чудотворца от начала его

строительства до наших дней (1717 – 1937г. г.), работа с картой прихода церкви Святителя

Николая Чудотворца села Никольское 1894 года; просмотр фотографий.

Практика:

экскурсия, обмен впечатлениями, сбор информации для написания статьи в

школьную газету.

1.8. Уроки творчества: «Легенды о музейных экспонатах». Музейный урок.

Теория: рассматривание и обсуждение музейных экспонатов.

Практика: создание и защита собственного проекта «Раритеты моей семьи».

Раздел 2. Экология (28часов)

2.1. «Живописные места в окрестностях Никольского»: пешая экскурсия по живописным

местам

города

и

окрестностей,

запечатлённых

в

работах

русских

и

современных

местных художников: (берег реки Тосны, водопады на реках Тосне и Саблинке).

Теория:

создание

целостного

представления

о

живописности

нашей

местности,

знакомство с историей появления живописных полотен.

Практика: обзорная экскурсия по городу и окрестностям, создание путеводителя по

живописным

местам

города;

создание

фото-приложения

к

экскурсиям

для

создания

презентаций : «И это всё о нашем городе…».

2.2. Экологический праздник «День родной природы» - конкурс презентаций.

Теория: викторина с просмотром презентаций «И это всё о нашем городе…».

Практика: создание и защита собственных презентаций.

2.3 Поездка в посёлок Лисино Корпус на конеферму и в музей при Лисинском лесном

колледже.

Теория: викторина «Знаешь ли ты животных Ленинградской области?».

Практика: поездка в посёлок Лисино Корпус на конеферму и в музей при Лисинском

лесном колледже, сбор растений для составления гербария, разучивание и проведение

подвижных игр, катание на лошадях

2.4. Экологический десант, посвящённый Всемирному дню охраны окружающей среды.

Практика: совместная с шефами уборка пришкольной территории, создание листовок и

буклетов «Экологическая чистота – залог здоровья!».

2.5. Синичкин день. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Фото-викторина.

Теория: беседа с презентацией, игра – соревнование

Практика: сбор и оформление информации о птицах, зимующих в Ленинградской области

и птицах – «гостях» (текст, фотографии).

2.6. Видео-экскурсия «перелётные птицы».

Теория: создание и защита презентаций - представлений по изученной теме.

Тематический план 4-й класс

(2 часа в неделю)

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе

Дата

теоретические

занятия

практические

занятия

1

Исторический туризм.

46

18

28

Встречи с интересными людьми.

2

1

1

Б и б л и о т е ч н ы й

у р о к

«Путешественник – краевед».

2

2

-

Экскурсия

в

г.

Тосно.

Посещение

музея.

8

2

6

«Тосненский

район

ч а с ти ц а

Родины». Библиотечный урок.

2

2

-

Никольское

город

мастеров.

Выставка книг

2

2

-

Выставка

о

Саблинских

пещерах.

Экскурсия в музей.

4

1

3

Экскурсия в Саблинские пещеры.

10

2

8

По следам наших предков

4

2

2

«Археология

наука

с

лопатой».

Поездка к водопадам на реке Тосне.

12

2

10

2.

Страницы военной истории города,

области, страны.

22

12

10

Э к с к у р с и о н н а я

п р о г р а м м а

«Ленинградцы

в

боях

за

Родину».

«Письма

«треуголки»

своими

руками.

4

2

2

Виртуальная

выставка

экскурсия

«Дети

блокады».

Презентация

о

героях-соотечественниках.

4

2

2

«Героизм

без

срока

давности».

О

героических поступках в наши дни.

4

2

2

«Битва

за

Москву»:

лекция

к

годовщине

разгрома

немецко

фашистских войск под Москвой.

2

2

-

Д е н ь

п а м я т и ,

п о с в я щ ё н н ы й

г о д о в щ и н е

с н я т и я

б л о к а д ы

Ленинграда.

Посещение

музея

обороны

Ленинграда

на

площади

Победы

4

2

2

Акция «Цветы ветерану». Посещение

воинов-ветеранов, сбор материалов и

вещественных

свидетельств

для

школьного музея боевой славы.

4

2

2

Итого:

68

30

38

Календарно - тематическое планирование 4-й класс

(2 часа в неделю)

п/п

Наименование разделов и тем

занятий

Часы

Дата

1

Исторический туризм

Что такое краеведение. План нашей

внеурочной деятельности по курсу

«Краеведение». Разработка

маршрутов.

2 часа

Библиотечный урок

«Путешественник – краевед».

2 часа

«Писатель Алексей Толстой в

Пустыньке». Экскурсия в Пустыньку.

«Тосненский район – частица

Родины». Библиотечный урок.

2 часа

Никольское – город мастеров.

Выставка книг

2 часа

Выставка материалов о Саблинских

пещерах. Экскурсия в краеведческий

музей гимназии №1 г. Никольское.

2 часа

2 часа

Экскурсия в Саблинские пещеры.

По следам наших предков.

Беседы в школьной библиотеке:

«Древнейшая история земли

Ленинградской»

2 часа

2 часа

Беседа: «Археология – наука с

лопатой».

Поездка к водопадам на реке Тосне.

2 часа

2.

Страницы военной истории города,

области, страны.

Беседа в школьной библиотеке:

«Страницы военной истории города,

области, страны»

Экскурсия по местам боевой славы

«Ленинградцы в боях за Родину».

2 часа

2 часа

Виртуальная экскурсия «Дети

блокады».

Киноурок о детях блокады.

2 часа

2 часа

Подготовка устного журнала

«Героизм без срока давности».

Проведение устного журнала

«Героизм без срока давности».

о героических поступках

соотечественников в наши дни.

2 часа

2 часа

«Битва за Москву»: лекция к

годовщине разгрома немецко –

фашистских войск под Москвой.

2 часа

Подготовка устного журнала к дню

памяти, посвящённому годовщине

снятия блокады Ленинграда.

Экскурсия в музей обороны

2 часа

2 часа

Ленинграда на площади Победы

Посещение детей войны, сбор

материалов и вещественных

свидетельств для школьного музея

боевой славы.

2 часа

2 часа

3

..

Богатства земли Ленинградской

«Живописные места в окрестностях

Никольского»: пешая экскурсия по

г. Никольское и его окрестностям,

запечатлённым в работах русских и

современных местных художников.

2 часа

Подготовка к экологическому

празднику «День родной природы».

Помощь зимующим птицам.

2 часа

Синичкин день. Игра – соревнование

«Знатоки птиц». Фото-викторина.

2 часа

Животный мир города и района.

Разнообразие животного мира.

Экскурсия в музей при Лисинском

лесном колледже. Диорамный зал

природы.

2 часа

Экологический праздник «День

родной природы» - конкурс

презентаций.

2 часа

Растительность нашего города и

района. Разнообразие растений.

«Ландыш – цветок весны и красоты».

Урок экологии.

2 часа

Всемирный день защиты животных.

Поездка на конеферму.

2 часа

Какие полезные ископаемые

добывают в нашем городе и районе.

День защиты Земли.

2 часа

Сельское

хозяйство

в

городе

и

районе. Что растет на полях нашего

района.

Экскурсия

к

совхозным

полям.

2 часа

Подготовка

и

проведение

акции

«Бессмертный полк»

2 часа

Труд людей нашего города и района.

Герои – земляки.

2 часа

Экологический десант, посвящённый

Всемирному дню охраны

окружающей среды.

2 часа

Мы - краеведы! Итоговое занятие с

презентациями журналов краеведов

за год.

Поход на берег реки Тосны.

2 часа

2 часа

Итого:

68 часов

Содержание деятельности

Раздел 1. Исторический туризм» (46 часов)

1.1.

Встречи с интересными людьми.

Теория: знакомство

с

творческой деятельностью писателя – исследователя обучение

школьников составлению исторических хроник «История семьи в истории города».

1.2. Библиотечный урок «Путешественник – краевед»

Теория: беседа

об исследовательской деятельности, работа с планом местности: игра

«Проложи маршрут исследователя».

1.3. Экскурсия в г.Тосно. Посещение Тосненского краеведческого музея

Теория: лекция экскурсовода, знакомство с основными предприятиями города и их ролью

в

экономике

края

и

страны,

продукцией

предприятий;

экскурсия

в

Тосненский

краеведческий музей.

Практика: сбор информации, оформление стенгазеты с фотографиями.

1.4. «Тосненский район – частица Родины». Библиотечный урок

Теория: беседа о роли Тосненского района в экономическом развитии страны.

1.5.

Никольское – город мастеров. Выставка книг.

1.6. Выставка о саблинских пещерах. Экскурсия в Саблинский музей

Теория: рассказ экскурсовода о саблинских пещерах, истории её открытия, особенностей

строения, просмотр фото и видео-презентации.

Практика: фронтальная и индивидуальная работа с географической картой, определение

расположения пещеры на карте города и района, обозначение её условными знаками.

1.7. Экскурсия в Саблинские пещеры

Теория: беседа экскурсовода о правилах поведения и технике безопасности во время

проведения

экскурсии,

обсуждение

проблемных

вопросов

по

охране

природного

памятника и его сохранения.

Практика: сбор

и оформление

информации (текст, набор фотографий) о саблинских

пещерах, создание презентаций – представлений.

1.8.

По следам наших предков.

Теория: беседа - демонстрация по теме: «Древнейшая история земли Ленинградской»,

рассматривание музейных экспонатов, обмен впечатлениями.

Практика:

поиск

на

исторической

карте

первых

поселений,

сбор

и

оформление

информации из различных источников для статьи в школьную газету.

1.9. «Археология». Посещение водопадов на реке Тосне.

Теория: рассказ экскурсовода о науке – археологии, её значении в изучении исторического

наследия страны, посещение Саблинского музея, рассматривание экспонатов, обсуждение

интересных фактов их жизни наших предков

Практика: индивидуальная и групповая поисковая деятельность; работа в группах, в

парах;

сбор

и

оформление

информации

о

народностях,

населявших

Ленинградскую

область

в

древние

времена

с

последующим

выступлением

обучающихся

на

научной

конференции «Историческое прошлое Ленинградской земли».

Раздел 2. «Страницы военной истории города, области, страны» (22 часа)

2.1. Экскурсионная программа «Ленинградцы в боях за Родину». «Письма – треуголки»

своими руками.

Теория: беседа экскурсовода, о боевых подвигах и трудовых буднях ленинградцев во

время Второй мировой войны, блокады, рассматривание музейных экспонатов, обмен

впечатлениями; встреча с ветеранами войны и труда, с детьми войны и блокадниками,

рассказ о трудностях и лишениях в годы войны и в послевоенное время.

Практика: чтение стихов, посвящённых участникам войны, демонстрация и изготовление

«писем – треуголок» своими руками.

2.2.

Виртуальная

выставка

экскурсия

«Дети

блокады».

Презентация

о

героях-

соотечественниках.

Теория: рассказ экскурсовода «Дети блокады».

Практика:

чтение

стихов

и

исполнение

песни

«О

Ленинградских

мальчишках»,

организация и проведения конкурса исследовательских работ «Герои – соотечественники».

2.3. «Героизм без срока давности». О героических поступках в наши дни.

Теория: беседа о людях, совершивших подвиги в современное время, дискуссия «Есть ли

место подвигу в современной жизни?»

Практика: сбор информации о людях-героях и оформление в виде буклетов, презентаций,

очерков.

2.4.

«Битва за Москву»: лекция к годовщине разгрома фашистских войск под Москвой в

рамках проекта «Музейные уроки истории» .

Теория: музейный урок, рассказ – демонстрация

«Битва за Москву», работа с картой

боевых действий.

2.5.

День памяти, посвящённый годовщине снятия блокады Ленинграда .

Теория: музейный урок в музее Обороны Ленинграда на Площади Победы

Практика: акция возложения цветов к памятнику воинам – интернационалистам.

2 . 6 . Акция

«Цветы

ветерану».

Посещения

на

дому

воинов-ветеранов,

сбор

фотоматериалов и вещественных свидетельств боевой славы для школьного музея.

Теория:

встреча

с

детьми

войны,

блокадниками,

узниками,

беседа

с

просмотром

презентации.

Практика: посещения ветеранов на дому, акция «Цветы ветерану», сбор и оформление

информации для школьного музея.

Материально-технические средства

Материально-техническое обеспечение:

для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе

имеются необходимые условия: школа располагает актовым залом, музыкальной техникой,

библиотекой. Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой,

подключенными к локальной сети Интернет. Кабинеты начальных классов оснащены

компьютером, проектором, телевизором.

К реализации программы привлечены следующие материально-технические ресурсы:

фото-, видеоаппаратура (фотоаппараты учителя и учащихся, видеокамера), необходимая

для составления и защиты презентаций, проектов, исследовательских работ, оформления

статей

в

школьную

и

городскую

газеты;

съёмок

видеосюжетов,

просмотра

отснятых

материалов.

Информационно – методический ресурс реализации программы складывается из:

учебно-методической литературы, дополнительной литературы (фонды школьной и

городской библиотек);

учебные видеофильмы;

электронные ресурсы.

В работе со школьниками используются следующие методические приёмы:

инициирование и поддержание самоуправления в группах;

организация

деятельности

на

принципах

коллективного

планирования,

коллективной

организации,

коллективного

осуществления

и

коллективного

анализа;

организация

воспитывающей

предметно-эстетической

среды,

окружающей

школьников;

предъявление школьникам актуальной для них воспитывающей информации, её

совместное обсуждение и выработка по отношению к ней своих позиций;

организация рефлексии школьниками своих действий, чувств, отношений.

Важным организационным ресурсом является создание дружного коллектива

школьников,

отношения

между

которыми

строятся

на

принципах

товарищества

и

взаимопомощи. Задачей для педагога является создание вокруг себя привлекательного для

ребёнка

коллектива,

членами

которого

тот

мог

бы

себя

отождествлять

и

где

бы

культивировались гуманистические нормы и ценности.

Учебно-методическая литература для учителя

1.Вяземский

Е.Е.

Проблемы

изучения

истории

родного

края

в

общеобразовательных

школах РФ. М.,1991г.

2.Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по проектной деятельности в

начальной школе (2-4 классы). – М.: Баласс, 2010

3.Григорьев

Д.В.

Внеурочная

деятельность

школьников.

Методический

конструктор:

пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.

4.Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная

деятельность. Проблемно-ценностное общение. - М., 2011.

5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к

мысли: пособие для учителя/А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. – М.:

Просвещение, 2010.

6.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

авторы А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, Москва «Просвещение», 2011 г.;

7. Матюшин Т.Н. Историческое краеведение. М.,1987г.

8.Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и пребывания

учащихся в образовательных учреждениях во второй половине дня / Сост. В.И. Никулина,

Н.В. Екимова. – Белгород, 2010.

9. Методические рекомендации по разработке программы воспитания и социализации

обучающихся /Сост. Е.С. Савинов. – 2-е изд., перераб. – М., 2011.

10.Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное образование)»

под редакцией В. А. Горского, Москва «Просвещение», 2011 г.

12.

Проектные

задачи

в

начальной

школе:

пособие

для

учителя/А.Б.Воронцов,

В.М.

Заславский, С.В. Егоркина. – М.: Просвещение, 2010.

13.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд.,

исправленное и дополненное. – Самара: Издательство. Учебная литература, 2006.

14. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М., 2010.

15.Я иду на урок - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,

2000.

Литература для обучающихся и родителей:

1. Книга Блокады

2. Никольское – город мастеров

3. Бабочка над заливом

4. Методические рекомендации к книге «Бабочка над заливом»

5. Красная книга Ленинградской области

6. Путешествие по древним городам России

Учебные видеофильмы

1. Государственная символика России (история и современность).

2. Что такое экология.

3. Защита окружающей среды.

4. Океанариум Санкт-Петербурга.

5. Парад Победы 1945 года.

6. Ладога - Дорога жизни

7. Никто из нас войны забыть не сможет…

8.Лекарственные растения.

9. Красная книга Ленинградской области

10. Санкт-Петербург –город- музей под открытым небом



В раздел образования