Авторы: Костенко Татьяна Владимировна, Милакова Елена Алексеевна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №3 г. Никольское" Тосненского района Ленинградской области
Населённый пункт: г. Никольское
Наименование материала: учебная программа внеурочной деятельности
Тема: "Краеведение в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Программа внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» для
учащихся начальной школы (1-4 классы)
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Никольское»
Тосненского района Ленинградской области
Авторы:
Костенко Татьяна Владимировна - учитель начальных классов
Милакова Елена Алексеевна - учитель начальных классов
г. Никольское Тосненского района Ленинградской области
2020год
Тематическое планирование
1 класс. Программа первого года обучения направлена на формирование понятий о малой
родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живешь.
Школьники
узнают
об
истории,
природе,
культуре
города,
начиная
от
истоков
до
современности.
Важнейшая
задача:
познакомить
детей
с
их
окружением
(дома,
улицы,
достопримечательности города) и людьми, живущими в нашем городе.
Программа содержит два раздела:
«Моя маленькая родина»
«г. Никольское – г. Санкт - Петербург: от истоков – к современности»
Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут конкретизироваться в
соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.
Тематический план (1 класс)
1 час в неделю
№
п/п
Наименование разделов и тем
Всего
часов
В том числе
Дата
Теоретические
занятия
Практические
занятия
1.
Моя маленькая родина
12
5
7
1.1
Я и моя семья. «Старые фотографии
р а с с к а з ы в а ю т … »
( с е м е й н ы е
реликвии и памятные вещи)
3
1
2
1.2
Моя школа – мой дом. Из истории
школы. Традиции школы.
2
1
1
1.3
Мой
дом.
Мой
двор.
Моя
улица,
почему так названа. «Улицы нашего
города»: пешая экскурсия (в рамках
проекта «Я и мой город», музей)
3
1
2
1.4
Достопримечательности
нашей
улицы.
За
что
люблю,
что
бы
изменил.
2
1
1
1.5
Мой микрорайон.
2
1
1
2.
Г.
Никольское
–
г.
Санкт
-
П е т е р бу р г
–
о т
и с т о к о в
к
современности.
11
4
7
2.1
С т р а н и ц ы
и с т о р и и .
П е р в ы е
переселенцы.
Экскурсия
в
музей
гимназии №1 г. Никольское
2
1
1
2.2
Имя города. Символы нашего города.
Библиотечный урок.
2
1
1
2.3
Культурно
–
пр о с ве тите л ь ны е
у ч р е ж д е н и я
н а ш е г о
г о р о д а .
Экскурсия в дом культуры.
3
1
2
2.4
Люди.
Профессии
города.
Г д е
работают
родители.
Экскурсия
на
главпочтамт и на
завод «Нефрит-
Керамика»
4
1
3
3
Экология города и района.
10
5
5
3.1
«Что
такое
экология?»
Урок
–
экскурсия.
2
1
1
3.2
Экологический
праздник
«День
родной
природы».
Беседа,
конкурс
рисунков.
2
1
1
3.3
Всемирный день защиты животных.
Знакомство
с
Красной
книгой
области и страны.
Библиотечный
урок
в
городской
библиотеке.
2
1
1
3.4
С и н и ч к и н
д е н ь .
Р а с с к а з
о
зимующих птицах.
2
1
1
3.5
Э к о л о г и ч е с к а я
к а м п а н и я
« П е р в о ц в е т » .
А г и т а ц и о н н ы е
листовки
и
плакаты
в
защиту
первоцветов.
2
1
1
ВСЕГО
33
14
19
Содержание деятельности
Раздел 1. «Моя маленькая Родина» (12 часов)
1.1. Я и моя семья. «Старые фотографии рассказывают…», семейные реликвии и
памятные вещи (3 часа).
Теория: рассказ – беседа о роли семьи для ребёнка; забота о членах семьи; общение в
семье.
Практика: выставка памятных вещей «Мир семейных увлечений» и фотографий, рассказы
детей о семейных реликвиях.
1.2.
Моя школа – мой дом. Из истории школы. Традиции школы (2 часа).
Теория: беседа о школе, её истории, традициях, правилах поведения в школе, бережном
отношении к школьному имуществу.
Практика: экскурсия по школе, беседа о том, что запомнилось, конкурс рисунков «Моя
школа».
1.3. Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа. «Улицы нашего города» -пешая
экскурсия в рамках проекта «Я и мой город», городской краеведческий музей (3 часа).
Теория: беседа «Вот эта улица, вот этот дом», рассказы детей «Любимые уголки моего
двора», «Название моей улицы».
Практика: «Улицы нашего города» - пешая экскурсия в рамках проекта «Я и мой город»
(городской краеведческий музей в гимназии №1 г. Никольское).
1.4. Достопримечательности нашей улицы. За что люблю, что бы изменил (2 часа).
Теория: беседа о достопримечательностях нашей улицы, о том, что нравится, что бы
изменил.
Практика: фотографирование зданий улицы, викторина «Знаешь ли ты свою улицу?»
(работа в группах).
1.5. Мой микрорайон (2 часа).
Теория: дать представление об истории названий улиц нашего микрорайона.
Практика:
индивидуальная
и
самостоятельная
работа
по
составлению
безопасного
маршрута из дома в школу и из школы домой, выставка рисунков «Мой дом».
Раздел 2. «г. Никольское – г. Санкт – Петербург – от истоков к современности» (11
часов)
2 . 1 . Страницы
истории.
Первые
переселенцы.
Экскурсия
в
музей
гимназии
№1
г.
Никольское (2 часа).
Теория:
представление
об
истории
возникновения
города
Никольское
и
Тосненского
района, о первых переселенцах; работа в парах: вопросы по содержанию.
Практика:
экскурсия
в
краеведческий
музей
гимназии
№1
г.
Никольское
«История
заселения нашей земли».
2.2. Имя города. Символы нашего города. Библиотечный урок (2 часа).
Теория: история имени города, представление о территории города и района.
Практика:
умение
находить
и
показывать
на
карте
России
город
Санкт-Петербург;
раскрашивание герба и флага страны, герба города и области (работа в парах).
2.3. Культурно – просветительные учреждения нашего города. Экскурсия в Никольский
ДК
(3 часа).
Теория: беседа о культурно – просветительных учреждениях нашего города
Практика:
экскурсия
в
ДК,
просмотр
кинофильма,
посещение
выставки
в
центре
творчества «Виола»
2.4.
Люди. Профессии города. Где работают родители. Экскурсия на главпочтамт и
завод «Нефрит-Керамика» (4 часа).
Теория:
рассказ
о
людях
и
их
профессиях;
беседа
о
профессиях
родителей
и
о
предприятиях, на которых они работают.
Практика: общение с родителями как способ получения информации об их профессиях;
экскурсия на главпочтамт и завод «Нефрит-Керамика», где работают родители.
Раздел 3. Экология города и района (10 часов)
3.1. «Что такое экология?» - урок-экскурсия (2 часа).
Теория: рассказ – беседа о состоянии растительного и животного мира города и района, их
отношении друг к другу и к окружающей среде.
Практика:
совместная
подготовка,
осуществление
и
последующий
анализ
природоохранной акции: уборка мусора в школьных дворах, близлежащих лесопарках и
скверах. Проект - социальная реклама «Экологическая чистота – залог здоровья».
3.2. Экологический праздник «День родной природы». Беседа, конкурс рисунков. (2 часа).
Теория:
беседа
-
презентация
«Растения
и
животные,
занесённые
в
Красную
книгу
Ленинградской области».
Практика:
сбор
информации
о
животных
и
растениях
Ленинградской
области,
нуждающихся в охране и государственных мерах по их защите, конкурс рисунков.
3.3.
Всемирный
день
защиты
животных.
Знакомство
с
Красной
книгой
области
и
страны. Библиотечный урок вгородской библиотеке (2 часа).
Теория: беседа – презентация о Всемирном дне защиты животных, Красная книга редких
растений и животных Ленинградской области и России.
Практика:
проект
–
изготовление
и
защита
с
шефствующим
классом
буклета
«Исчезающие виды растений и животных и способы их защиты ».
3.4. Синичкин день. Рассказ о зимующих птицах (2 часа).
Теория:
календарь
экологических
дат
«Синичкин
день»,
рассказ
–
демонстрация
о
зимующих птицах.
Практика: наблюдения за зимующими птицами, фотовыставка, составление презентации.
3.5. Экологическая кампания «Первоцвет». Агитационные листовки и плакаты в защиту
первоцветов (2 часа).
Теория: рассказ – демонстрация о первых дикорастущих цветах Ленинградской области.
Практика: сбор информации о первоцветах,
оформление агитационных
листовок и
плакатов.
2 класс. Программа второго года обучения направлена на формирование знаний о
богатствах города и района. Дети узнают о разнообразии растительного и животного мира.
Более углубленно изучают особенности рельефа, виды
полезных ископаемых, водные
ресурсы. Расширяется представление детей о людях города и района.
Важнейшая
задача:
познакомить
с
редкими
представителями
флоры
и
фауны
Ленинградской
области
и
государственных
мерах
для
их
охраны
и
рационального
использования.
Программа содержит три раздела:
«Богатства нашего города и района»
«Люди нашего города и района»
«Тосненский район»
Расширяются
и
углубляются
представления
о
Тосненском
районе:
о
его
географическом положении, важных стройках и трудовой деятельности людей.
Тематический план (2 класс)
1 час в неделю
№
п/п
Наименование разделов и тем
Всего
часов
В том числе
теоретические
занятия
практические
занятия
1.
Богатства нашего города и района.
22
10
12
1.1
Всемирный день защиты животных.
Поездка
в
Лисино-Корпус
н а
конеферму.
3
1
2
1.2
Растительность
нашего
города
и
района. Разнообразие растений.
«Ландыш – цветок весны и красоты».
Урок экологии
2
1
1
1.3
Значение растений в жизни человека.
Составление гербария.
2
1
1
1.4
Животный
мир
города
и
района.
Разнообразие
животного
мира.
Экскурсия
в
музей
при
Лисинском
лесном
колледже.
Диорамный
зал
природы.
2
1
1
1.5
Охрана и значение животного мира.
Экологический
праздник
«День
родной
природы».
Библиотечный
урок.
2
1
1
1.6
Синичкин
день.
Составление
и
разгадывание
ребусов,
загадок
и
кроссвордов.
Акция
«Покормите
птиц зимой».
2
1
1
1.7
Водные
ресурсы.
Водоемы
нашего
города
и
района.
Реки
и
озера.
Всемирный
день
водно-болотных
угодий.
2
1
1
1.8
Полезные
ископаемые.
Какие
полезные
ископаемые
добывают
в
нашем городе и районе. День защиты
Земли.
2
1
1
1.9
Сельское
хозяйство
в
городе
и
районе. Что растет на полях нашего
района.
2
1
1
1.10
Сельское хозяйство. Чем занимаются
люди
на
селе.
Значение
сельского
хозяйства.
Экскурсия
к
совхозным
полям.
3
1
2
2
Люди нашего города и района
4
2
2
2.1
Традиционные ремёсла моего города
и
района.
Мастер-класс
в
Центре
декоративно-прикладного творчества
«Виола». Посещение выставки в ДК
г. Никольское
2
1
1
2.2
Труд людей нашего города и района.
Герои – земляки. Музейный урок в
музее гимназии №1
г. Никольское
2
1
1
3
Тосненский район
8
4
4
3.1
Географическое
положение.
Наш
район на карте страны.
1
1
-
3.2
Санкт
-
Петербург
–
северная
столица. Символика.
2
1
1
3.3
Важнейшие стройки города и района.
«История
строительства
Санкт
-
П е т е р б у р г а » :
Э к с к у р с и я
в
Саблинские пещеры
2
1
1
3.4
Важнейшие заводы города и района
2
1
1
3.5
Экскурсионная программа «Природа
Тосненского района».
1
-
1
Итого:
34
16
18
Содержание деятельности
Раздел 1. Богатства нашего города и района (22часа)
1.1. Всемирный день защиты животных. Поездка в Лисино Корпус на конеферму
Теория: беседа о Всемирном дне защиты животных, об особенностях флоры и фауны
Тосненского района; рассказ – демонстрация о животных Лен. области, занесённых в
Красную книгу
Практика:
наблюдение
за
повадками
животных,
сбор
фото
и
видеоматериалов
для
школьной выставки «Удивительное рядом», подборка материалов для составления статьи
в школьную газету.
1.2. Растительность нашего города и края. Разнообразие растений.
«Ландыш– цветок весны и красоты». Урок экологии о ландыше (2часа).
Теория:
беседа
об
особенностях
растительного
мира,
разнообразии,
значении
для
человека; рассказ – демонстрация «Ландыш – цветок весны и красоты».
Практика: передача своих впечатлений в рисунках, поделках, устных рассказах.
1.3. Значение растений в жизни человека. Составление гербария. (2часа).
Теория:
рассказ – демонстрация «Лекарственные растения нашего края» ; беседа о
лекарственных свойствах растений.
Практика:
рассматривание
гербарных
экземпляров
растений,
сбор
информации
для
составления статьи в школьную газету, фото-рассказ.
1.4.
Животный мир города
и края. Разнообразие животного мира. Экскурсия в
Саблинский музей. Диорамный зал природы (2 часа).
Теория:
беседа
–
демонстрация
о
разнообразии
животного
мира
города
и
края,
рассматривание экспонатов диорамного зала природы в музее, обмен впечатлениями.
Практика: подбор информации для составления фото-отчёта и статьи в школьную газету.
1.5. Охрана и значение животного мира. Экологический праздник «День родной природы».
Библиотечный урок (2 часа).
Теория: беседа о животных, занесённых в Красную книгу Ленинградской области;
просмотр видеоматериалов на тему «Животные из Красной книги».
Практика:
подготовка и проведение конкурса «В мире животных» (конкурс масок,
загадок и костюмов).
1.6. Синичкин день. Составление и разгадывание ребусов, загадок и кроссвордов. Акция
«Покормите птиц зимой». (2часа).
Теория: рассказ-демонстрация о зимующих птицах нашего города и района; обсуждение
проблем выживания птиц зимой, способов помощи зимующим птицам.
Практика:
составление
и
разгадывание
ребусов,
загадок
и
кроссвордов
о
зимующих
птицах.
Совместно
с
шефами
–
старшеклассниками
подготовка
и
проведение
акции
«Покормите
птиц
зимой»:
организация
кормушек
во
дворе
домов,
пришкольной
территории, парках города, оформление агитационных листовок, призывающих людей
помогать зимующим птицам.
1.7. Водные ресурсы. Водоемы нашего города и района. Реки и озера. Всемирный день
водно-болотных угодий (2часа).
Теория: просмотр презентации и беседа о водных ресурсах нашего города и района, их
значении и охране; обучение работе с физической картой: умение находить и показывать
на ней реки и озёра города и района.
Практика: составление правил поведения на водоёмах, оформление экологической карты
«Водоплавающие птицы на водоёмах города и района».
1.8. Полезные
ископаемые. Какие полезные ископаемые добывают в нашем городе и
районе. День защиты Земли (2часа).
Теория: беседа – демонстрация с рассматриванием образцов полезных ископаемых «Дары
природы», местонахождение полезных ископаемых на физической карте города, района,
области, страны.
Практика: игра
«Назови правильно!», разгадывание загадок и ребусов,
оформление
стенда «Знаете ли вы?».
1.9. Сельское хозяйство в городе и селе. Что растет на полях нашего района (2часа).
Теория:
знакомство
с
сельскохозяйственными
работами
в
разные
времена
года,
с
особенностями растениеводства.
Практика: рассматривание образцов культурных растений и разгадывание загадок о
растениях, составление «полевых букетов» из различных растений.
1.10. Сельское хозяйство. Чем занимаются люди на селе. Значение сельского хозяйства.
Экскурсия (3часа).
Теория: организация встречи с агрономом: рассказ о видах культур, которые выращивают
на полях нашего района, об особенностях полевых работ в разные времена года.
Практика: экскурсия на поле, наблюдения за трудом сельхозрабочих, сбор материалов и
оформление фотовыставки «Труд людей на селе».
Раздел 2. «Люди нашего города и района» (4часа)
2.1. Традиционные ремёсла моего города и села. Мастер-класс в Центре декоративно-
прикладного творчества «Виола» в Никольском ДК. Посещение выставки в ДК (2часа).
Теория: рассматривание выставки декоративно-прикладного творчества Центра «Виола»,
беседа о традиционных видах ремесла города и района.
Практика: экскурсия в ДК г. Никольское, мастер-класс народных умельцев города.
2.2. Труд людей нашего города и края. Герои – земляки. Музейный урок вгимназии №1
г. Никольское (2часа).
Теория: знакомство с людьми, прославившими наш город трудом.
Практика: встреча в классе с почётными тружениками города (родители, бабушки и
дедушки
обучающихся),
сбор
фото
и
видеоинформации
для
составления
альбома
«Встречи с интересными людьми».
Раздел 3. «Тосненский район» (8часов)
3.1. Географическое положение. Наша область на карте страны (1час).
Теория:
рассказ
с
презентацией
об
особенностях
геополитического
положения
Ленинградской области «Бабочка над заливом», работа с физической и политической
картой страны, обозначение на карте цветовыми условными знаками месторасположения
населённых пунктов
3.2. Санкт-Петербург–северная столица. Символика (2часа).
Теория:
беседа
о
достопримечательностях
города:
памятниках,
парках,
площадях,
исторических местах.
Практика: составление буклета «Достопримечательности Санкт-Петербурга».
3.3.
Роль
города
и
района
в
строительстве
Санкт-
Петербурга.
«История
строительства Санкт-Петербурга»: лекция – экскурсия в Саблинском музее (2часа).
Теория: музейный урок об истории строительства Санкт - Петербурга.
Практика: экскурсия в Саблинские пещеры.
3.4. Важнейшие заводы города и района (2часа).
Теория:
рассказ
бабушек,
дедушек
о
старом
стекольном
заводе,
о
заводе
«Сокол»,
кирпичном заводе, о заводе «Ленстройкерамика», заводе им. М. И. Калинина, о ЗАО
«Нефрит-Керамика»
Практика: подборка фотоматериалов для оформления стенгазеты.
3.5. Экскурсионная программа «Природа родного края» (1час).
Практика: беседа о заповедных местах Тосненского района, о флоре и фауне района,
изготовление книжек – малышек «Заповедные места».
3 класс. Программа третьего года обучения имеет историческое направление и
нацелена
на
расширение
знаний
ребёнка
о
родном
городе,
районе,
области,
Санкт-
Петербурге и их историческом наследии.
Главная задача: расширить кругозор учащихся, углубить знания о природе города, района,
области, о Санкт-Петербурге, об их истории и природоохранной деятельности.
Программа содержит два раздела:
«г. Никольское – страницы истории и культуры»
«Экология»
Программа
раскрывает
перед
младшими
школьниками
основные
исторически
сложившиеся
черты
русского
национального
самосознания,
воспитывает
чувство
национального достоинства.
Тематический план (3 класс)
2 часа в неделю
№
п/п
Наименование разделов и тем
Всего
часов
В том числе
теоретические
занятия
практические
занятия
1.
г. Никольское – страницы истории
и культуры
40
16
24
1.1
« К а к
ж и л и
н а ш и
п р е д к и ? » .
Особенно сти
быта,
к ул ьту р ы ,
ремёсел. Мода первых переселенцев
из Московской губернии. Экскурсия
в кабинет технологии СОШ №3 и в
музей гимназии №1.
6
2
4
1.2
История
земли
Ленинградской.
«Исторические
и
памятные
места
города»: пешая экскурсия в рамках
проекта «Я и мой город».
6
2
4
1.3
«Писатель
Алексей
Толстой
в
Пустыньке»:
лекция
–
экскурсия
в
городской
библиотеке
(в
рамках
проекта «Я и мой город»).
4
2
2
1.4
История улиц: прошлое, настоящее,
перспективы.
6
2
4
1.5
Памятные
знаки
В
О
войны
на
территории г.Никольское. Экскурсия.
6
2
4
1.6
История
православных
памятников
города.
Экскурсия
в
православный
х р а м .
З н а ко м с т в о
с
к н и г о й
священника Н. П. Тихомирова
4
2
2
1.7
Пешая экскурсия к бывшему храму
Святителя Николая Чудотворца.
4
2
2
1.8
Уроки
творчества:
«Легенды
о
музейных
экспонатах».
Музей
гимназии №1 г. Никольское.
4
2
2
2
Экология
28
10
18
2.1
«Живописные места в окрестностях
Никольского»:
пешая
экскурсия
по
живописным
местам
города
и
окрестностей,
запечатлённых
в
работах
русских
и
современных
местных художников.
8
2
6
2.2
Экологический
праздник
«День
р од н о й
п р и р од ы »
-
ко н к у р с
презентаций.
4
2
2
2.3
Поездка в посёлок Лисино Корпус
на
конеферму
и
в
музей
при
Лисинском лесном колледже
6
2
4
2.4
Экологический десант, посвящённый
В с е м и р н о м у
д н ю
о х р а н ы
окружающей среды.
4
-
4
2.5
Синичкин день. Игра – соревнование
«Знатоки птиц». Фото-викторина.
4
2
2
2.6
Видео-экскурсия
« Пе р е л ё т н ы е
птицы».
2
2
-
Итого
68
26
42
Содержание деятельности
Раздел 1. «г. Никольское – страницы истории и культуры» ( 40 часов)
1.1. «Как жили наши предки?». Особенности быта, культуры, ремёсел. Мода
первых
переселенцев-
ремесленников
из
Московской
губернии.
Экскурсия
в
музей
гимназии
г.Никольское.
Теория:
рассказ-демонстрация
о
национальных
особенностях
быта,
культуры,
традиционных ремёслах, виды традиционных ремёсел.
Практика:
экскурсия
в
кабинет
технологии
МБОУ
«СОШ
№3
г.
Никольское»
и
краеведческий музей гимназии №1 г. Никольское для ознакомления со старинной утварью,
вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества; работа над эскизами
украшений предметов быта или одежды, организация выставки.
1.2. История земли Ленинградской. «Исторические и памятные места города»: пешая
экскурсия в рамках проекта «Я и мой город», музейный урок.
Теория: беседа по карте города, формирование представления о территории города, его
исторических и памятных местах.
Практика: город Никольское на карте Ленинградской области, работа с картой города,
пешая экскурсия, обмен информацией и впечатлениями; создание и защита проекта:
«Путеводитель
по
историческим
и
памятным
местам
города»
(с
фотографиями
и
комментариями).
1.3.
«Писатель
Алексей
Толстой
в
Пустыньке»:
лекция – экскурсия в городской
библиотеке в рамках проекта «Я и мой город».
Теория:
заочное путешествие по метам, которые посетил писатель Алексей Толстой,
просмотр презентации.
Практика: фронтальная и индивидуальная работа с картой города и района, составление
«маршрутного листа».
1.4. История улиц: прошлое, настоящее, перспективы.
Теория:
беседа
о
микрорайонах
г.Никольское:
«Улицы
нашего
города
–
от
истории
названий до современных проблем». 1- Центральный микрорайон, 2 – Октябрьский, 3 –
Первомайский. Диспут «Можно ли сделать улицы нашего города лучше?»
Практика: разработка и защита авторских проектов клумб, украшающих придорожные
территории в микрорайонах проживания детей.
1 . 5 . Памятные
знаки
Великой
Отечественной
войны
на
территории
Никольского
городского поселения. Экскурсия.
Теория: беседа и фото-викторина по памятным местам В О войны города Никольское:
Братское захоронение на Графской горе; мемориальная доска герою В О войны лётчику М.
И. Рысеву на бывшем здании Никольской средней школы; мемориальная доска партизанке
Валентине Чеботарёвой на здании гимназии; камень- валун на левом берегу Тосны;
мемориал у рынка «Защитникам Ленинграда»; мемориал у завода «Сокол».
Практика: экскурсия по городу, подготовка и проведение диспута: «Если я стану мэром, то
в городе появится памятник…..»; решение проблемы: «Какой памятник мог бы стать
символом сегодняшнего города?» (предварительная подготовка: интервью с жителями
города, опрос учащихся школы с последующим мониторингом).
1.6. История православных памятников города и села. Экскурсия в православный храм.
Теория: беседа со слайдовой презентацией «Православные памятники города ».
Практика: экскурсия в православный Храм–церковь Царя страстотерпца Николая II в
г. Никольское ( деревянный храм). Хроника строительства.
1.7. Пешая экскурсия к бывшему храму Святителя Николая Чудотворца.
Теория: рассказ об истории соборного храма Святителя Николая Чудотворца от начала его
строительства до наших дней (1717 – 1937г. г.), работа с картой прихода церкви Святителя
Николая Чудотворца села Никольское 1894 года; просмотр фотографий.
Практика:
экскурсия, обмен впечатлениями, сбор информации для написания статьи в
школьную газету.
1.8. Уроки творчества: «Легенды о музейных экспонатах». Музейный урок.
Теория: рассматривание и обсуждение музейных экспонатов.
Практика: создание и защита собственного проекта «Раритеты моей семьи».
Раздел 2. Экология (28часов)
2.1. «Живописные места в окрестностях Никольского»: пешая экскурсия по живописным
местам
города
и
окрестностей,
запечатлённых
в
работах
русских
и
современных
местных художников: (берег реки Тосны, водопады на реках Тосне и Саблинке).
Теория:
создание
целостного
представления
о
живописности
нашей
местности,
знакомство с историей появления живописных полотен.
Практика: обзорная экскурсия по городу и окрестностям, создание путеводителя по
живописным
местам
города;
создание
фото-приложения
к
экскурсиям
для
создания
презентаций : «И это всё о нашем городе…».
2.2. Экологический праздник «День родной природы» - конкурс презентаций.
Теория: викторина с просмотром презентаций «И это всё о нашем городе…».
Практика: создание и защита собственных презентаций.
2.3 Поездка в посёлок Лисино Корпус на конеферму и в музей при Лисинском лесном
колледже.
Теория: викторина «Знаешь ли ты животных Ленинградской области?».
Практика: поездка в посёлок Лисино Корпус на конеферму и в музей при Лисинском
лесном колледже, сбор растений для составления гербария, разучивание и проведение
подвижных игр, катание на лошадях
2.4. Экологический десант, посвящённый Всемирному дню охраны окружающей среды.
Практика: совместная с шефами уборка пришкольной территории, создание листовок и
буклетов «Экологическая чистота – залог здоровья!».
2.5. Синичкин день. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Фото-викторина.
Теория: беседа с презентацией, игра – соревнование
Практика: сбор и оформление информации о птицах, зимующих в Ленинградской области
и птицах – «гостях» (текст, фотографии).
2.6. Видео-экскурсия «перелётные птицы».
Теория: создание и защита презентаций - представлений по изученной теме.
Тематический план 4-й класс
(2 часа в неделю)
№
п/п
Наименование разделов и тем
Всего
часов
В том числе
Дата
теоретические
занятия
практические
занятия
1
Исторический туризм.
46
18
28
Встречи с интересными людьми.
2
1
1
Б и б л и о т е ч н ы й
у р о к
«Путешественник – краевед».
2
2
-
Экскурсия
в
г.
Тосно.
Посещение
музея.
8
2
6
«Тосненский
район
–
ч а с ти ц а
Родины». Библиотечный урок.
2
2
-
Никольское
–
город
мастеров.
Выставка книг
2
2
-
Выставка
о
Саблинских
пещерах.
Экскурсия в музей.
4
1
3
Экскурсия в Саблинские пещеры.
10
2
8
По следам наших предков
4
2
2
«Археология
–
наука
с
лопатой».
Поездка к водопадам на реке Тосне.
12
2
10
2.
Страницы военной истории города,
области, страны.
22
12
10
Э к с к у р с и о н н а я
п р о г р а м м а
«Ленинградцы
в
боях
за
Родину».
«Письма
–
«треуголки»
своими
руками.
4
2
2
Виртуальная
выставка
–
экскурсия
«Дети
блокады».
Презентация
о
героях-соотечественниках.
4
2
2
«Героизм
без
срока
давности».
О
героических поступках в наши дни.
4
2
2
«Битва
за
Москву»:
лекция
к
годовщине
разгрома
немецко
–
фашистских войск под Москвой.
2
2
-
Д е н ь
п а м я т и ,
п о с в я щ ё н н ы й
г о д о в щ и н е
с н я т и я
б л о к а д ы
Ленинграда.
Посещение
музея
обороны
Ленинграда
на
площади
Победы
4
2
2
Акция «Цветы ветерану». Посещение
воинов-ветеранов, сбор материалов и
вещественных
свидетельств
для
школьного музея боевой славы.
4
2
2
Итого:
68
30
38
Календарно - тематическое планирование 4-й класс
(2 часа в неделю)
№
п/п
Наименование разделов и тем
занятий
Часы
Дата
1
Исторический туризм
Что такое краеведение. План нашей
внеурочной деятельности по курсу
«Краеведение». Разработка
маршрутов.
2 часа
Библиотечный урок
«Путешественник – краевед».
2 часа
«Писатель Алексей Толстой в
Пустыньке». Экскурсия в Пустыньку.
«Тосненский район – частица
Родины». Библиотечный урок.
2 часа
Никольское – город мастеров.
Выставка книг
2 часа
Выставка материалов о Саблинских
пещерах. Экскурсия в краеведческий
музей гимназии №1 г. Никольское.
2 часа
2 часа
Экскурсия в Саблинские пещеры.
По следам наших предков.
Беседы в школьной библиотеке:
«Древнейшая история земли
Ленинградской»
2 часа
2 часа
Беседа: «Археология – наука с
лопатой».
Поездка к водопадам на реке Тосне.
2 часа
2.
Страницы военной истории города,
области, страны.
Беседа в школьной библиотеке:
«Страницы военной истории города,
области, страны»
Экскурсия по местам боевой славы
«Ленинградцы в боях за Родину».
2 часа
2 часа
Виртуальная экскурсия «Дети
блокады».
Киноурок о детях блокады.
2 часа
2 часа
Подготовка устного журнала
«Героизм без срока давности».
Проведение устного журнала
«Героизм без срока давности».
о героических поступках
соотечественников в наши дни.
2 часа
2 часа
«Битва за Москву»: лекция к
годовщине разгрома немецко –
фашистских войск под Москвой.
2 часа
Подготовка устного журнала к дню
памяти, посвящённому годовщине
снятия блокады Ленинграда.
Экскурсия в музей обороны
2 часа
2 часа
Ленинграда на площади Победы
Посещение детей войны, сбор
материалов и вещественных
свидетельств для школьного музея
боевой славы.
2 часа
2 часа
3
..
Богатства земли Ленинградской
«Живописные места в окрестностях
Никольского»: пешая экскурсия по
г. Никольское и его окрестностям,
запечатлённым в работах русских и
современных местных художников.
2 часа
Подготовка к экологическому
празднику «День родной природы».
Помощь зимующим птицам.
2 часа
Синичкин день. Игра – соревнование
«Знатоки птиц». Фото-викторина.
2 часа
Животный мир города и района.
Разнообразие животного мира.
Экскурсия в музей при Лисинском
лесном колледже. Диорамный зал
природы.
2 часа
Экологический праздник «День
родной природы» - конкурс
презентаций.
2 часа
Растительность нашего города и
района. Разнообразие растений.
«Ландыш – цветок весны и красоты».
Урок экологии.
2 часа
Всемирный день защиты животных.
Поездка на конеферму.
2 часа
Какие полезные ископаемые
добывают в нашем городе и районе.
День защиты Земли.
2 часа
Сельское
хозяйство
в
городе
и
районе. Что растет на полях нашего
района.
Экскурсия
к
совхозным
полям.
2 часа
Подготовка
и
проведение
акции
«Бессмертный полк»
2 часа
Труд людей нашего города и района.
Герои – земляки.
2 часа
Экологический десант, посвящённый
Всемирному дню охраны
окружающей среды.
2 часа
Мы - краеведы! Итоговое занятие с
презентациями журналов краеведов
за год.
Поход на берег реки Тосны.
2 часа
2 часа
Итого:
68 часов
Содержание деятельности
Раздел 1. Исторический туризм» (46 часов)
1.1.
Встречи с интересными людьми.
Теория: знакомство
с
творческой деятельностью писателя – исследователя обучение
школьников составлению исторических хроник «История семьи в истории города».
1.2. Библиотечный урок «Путешественник – краевед»
Теория: беседа
об исследовательской деятельности, работа с планом местности: игра
«Проложи маршрут исследователя».
1.3. Экскурсия в г.Тосно. Посещение Тосненского краеведческого музея
Теория: лекция экскурсовода, знакомство с основными предприятиями города и их ролью
в
экономике
края
и
страны,
продукцией
предприятий;
экскурсия
в
Тосненский
краеведческий музей.
Практика: сбор информации, оформление стенгазеты с фотографиями.
1.4. «Тосненский район – частица Родины». Библиотечный урок
Теория: беседа о роли Тосненского района в экономическом развитии страны.
1.5.
Никольское – город мастеров. Выставка книг.
1.6. Выставка о саблинских пещерах. Экскурсия в Саблинский музей
Теория: рассказ экскурсовода о саблинских пещерах, истории её открытия, особенностей
строения, просмотр фото и видео-презентации.
Практика: фронтальная и индивидуальная работа с географической картой, определение
расположения пещеры на карте города и района, обозначение её условными знаками.
1.7. Экскурсия в Саблинские пещеры
Теория: беседа экскурсовода о правилах поведения и технике безопасности во время
проведения
экскурсии,
обсуждение
проблемных
вопросов
по
охране
природного
памятника и его сохранения.
Практика: сбор
и оформление
информации (текст, набор фотографий) о саблинских
пещерах, создание презентаций – представлений.
1.8.
По следам наших предков.
Теория: беседа - демонстрация по теме: «Древнейшая история земли Ленинградской»,
рассматривание музейных экспонатов, обмен впечатлениями.
Практика:
поиск
на
исторической
карте
первых
поселений,
сбор
и
оформление
информации из различных источников для статьи в школьную газету.
1.9. «Археология». Посещение водопадов на реке Тосне.
Теория: рассказ экскурсовода о науке – археологии, её значении в изучении исторического
наследия страны, посещение Саблинского музея, рассматривание экспонатов, обсуждение
интересных фактов их жизни наших предков
Практика: индивидуальная и групповая поисковая деятельность; работа в группах, в
парах;
сбор
и
оформление
информации
о
народностях,
населявших
Ленинградскую
область
в
древние
времена
с
последующим
выступлением
обучающихся
на
научной
конференции «Историческое прошлое Ленинградской земли».
Раздел 2. «Страницы военной истории города, области, страны» (22 часа)
2.1. Экскурсионная программа «Ленинградцы в боях за Родину». «Письма – треуголки»
своими руками.
Теория: беседа экскурсовода, о боевых подвигах и трудовых буднях ленинградцев во
время Второй мировой войны, блокады, рассматривание музейных экспонатов, обмен
впечатлениями; встреча с ветеранами войны и труда, с детьми войны и блокадниками,
рассказ о трудностях и лишениях в годы войны и в послевоенное время.
Практика: чтение стихов, посвящённых участникам войны, демонстрация и изготовление
«писем – треуголок» своими руками.
2.2.
Виртуальная
выставка
–
экскурсия
«Дети
блокады».
Презентация
о
героях-
соотечественниках.
Теория: рассказ экскурсовода «Дети блокады».
Практика:
чтение
стихов
и
исполнение
песни
«О
Ленинградских
мальчишках»,
организация и проведения конкурса исследовательских работ «Герои – соотечественники».
2.3. «Героизм без срока давности». О героических поступках в наши дни.
Теория: беседа о людях, совершивших подвиги в современное время, дискуссия «Есть ли
место подвигу в современной жизни?»
Практика: сбор информации о людях-героях и оформление в виде буклетов, презентаций,
очерков.
2.4.
«Битва за Москву»: лекция к годовщине разгрома фашистских войск под Москвой в
рамках проекта «Музейные уроки истории» .
Теория: музейный урок, рассказ – демонстрация
«Битва за Москву», работа с картой
боевых действий.
2.5.
День памяти, посвящённый годовщине снятия блокады Ленинграда .
Теория: музейный урок в музее Обороны Ленинграда на Площади Победы
Практика: акция возложения цветов к памятнику воинам – интернационалистам.
2 . 6 . Акция
«Цветы
ветерану».
Посещения
на
дому
воинов-ветеранов,
сбор
фотоматериалов и вещественных свидетельств боевой славы для школьного музея.
Теория:
встреча
с
детьми
войны,
блокадниками,
узниками,
беседа
с
просмотром
презентации.
Практика: посещения ветеранов на дому, акция «Цветы ветерану», сбор и оформление
информации для школьного музея.
Материально-технические средства
Материально-техническое обеспечение:
для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе
имеются необходимые условия: школа располагает актовым залом, музыкальной техникой,
библиотекой. Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой,
подключенными к локальной сети Интернет. Кабинеты начальных классов оснащены
компьютером, проектором, телевизором.
К реализации программы привлечены следующие материально-технические ресурсы:
фото-, видеоаппаратура (фотоаппараты учителя и учащихся, видеокамера), необходимая
для составления и защиты презентаций, проектов, исследовательских работ, оформления
статей
в
школьную
и
городскую
газеты;
съёмок
видеосюжетов,
просмотра
отснятых
материалов.
Информационно – методический ресурс реализации программы складывается из:
учебно-методической литературы, дополнительной литературы (фонды школьной и
городской библиотек);
учебные видеофильмы;
электронные ресурсы.
В работе со школьниками используются следующие методические приёмы:
инициирование и поддержание самоуправления в группах;
организация
деятельности
на
принципах
коллективного
планирования,
коллективной
организации,
коллективного
осуществления
и
коллективного
анализа;
организация
воспитывающей
предметно-эстетической
среды,
окружающей
школьников;
предъявление школьникам актуальной для них воспитывающей информации, её
совместное обсуждение и выработка по отношению к ней своих позиций;
организация рефлексии школьниками своих действий, чувств, отношений.
Важным организационным ресурсом является создание дружного коллектива
школьников,
отношения
между
которыми
строятся
на
принципах
товарищества
и
взаимопомощи. Задачей для педагога является создание вокруг себя привлекательного для
ребёнка
коллектива,
членами
которого
тот
мог
бы
себя
отождествлять
и
где
бы
культивировались гуманистические нормы и ценности.
Учебно-методическая литература для учителя
1.Вяземский
Е.Е.
Проблемы
изучения
истории
родного
края
в
общеобразовательных
школах РФ. М.,1991г.
2.Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по проектной деятельности в
начальной школе (2-4 классы). – М.: Баласс, 2010
3.Григорьев
Д.В.
Внеурочная
деятельность
школьников.
Методический
конструктор:
пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
4.Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная
деятельность. Проблемно-ценностное общение. - М., 2011.
5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к
мысли: пособие для учителя/А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. – М.:
Просвещение, 2010.
6.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
авторы А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, Москва «Просвещение», 2011 г.;
7. Матюшин Т.Н. Историческое краеведение. М.,1987г.
8.Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и пребывания
учащихся в образовательных учреждениях во второй половине дня / Сост. В.И. Никулина,
Н.В. Екимова. – Белгород, 2010.
9. Методические рекомендации по разработке программы воспитания и социализации
обучающихся /Сост. Е.С. Савинов. – 2-е изд., перераб. – М., 2011.
10.Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное образование)»
под редакцией В. А. Горского, Москва «Просвещение», 2011 г.
12.
Проектные
задачи
в
начальной
школе:
пособие
для
учителя/А.Б.Воронцов,
В.М.
Заславский, С.В. Егоркина. – М.: Просвещение, 2010.
13.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд.,
исправленное и дополненное. – Самара: Издательство. Учебная литература, 2006.
14. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М., 2010.
15.Я иду на урок - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,
2000.
Литература для обучающихся и родителей:
1. Книга Блокады
2. Никольское – город мастеров
3. Бабочка над заливом
4. Методические рекомендации к книге «Бабочка над заливом»
5. Красная книга Ленинградской области
6. Путешествие по древним городам России
Учебные видеофильмы
1. Государственная символика России (история и современность).
2. Что такое экология.
3. Защита окружающей среды.
4. Океанариум Санкт-Петербурга.
5. Парад Победы 1945 года.
6. Ладога - Дорога жизни
7. Никто из нас войны забыть не сможет…
8.Лекарственные растения.
9. Красная книга Ленинградской области
10. Санкт-Петербург –город- музей под открытым небом