Автор: Кошкина Людмила Александровна
Должность: учитель французского языка
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №65 с углубленным изучение французского языка
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург, Выборгский район
Наименование материала: Статья
Тема: Проектная деятельность для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ
Раздел: среднее образование
Кошкина Людмила Александровна,
учитель французского языка ГБОУ СОШ №65 с углубленным изучением
французского языка
г. Санкт-Петербург
Проектная деятельность для учащихся 8-9 классов
общеобразовательных школ
Проектная
деятельность
– это
форма
организации
совместной
деятельности
обучающихся,
совокупность
приёмов
и
действий
в
их
определённой
последовательности,
направленной
на
достижение
поставленной цели, где цель – это решение конкретной проблемы, значимой
для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Метод
проектов
по
своей
дидактической
сущности
нацелен
на
формирование
способностей,
обладая
которыми,
выпускник
школы
оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к
изменяющимся
условиям,
ориентироваться
в
разнообразных
ситуациях,
работать
в
различных
коллективах,
потому
что
проектная
деятельность
является
культурной
формой
деятельности,
в
которой
возможно
формирование способности к осуществлению ответственного выбора. Под
методом
проектов
в
дидактике
понимают
совокупность
учебно-
познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания
и
умения
в
процессе
планирования
и
самостоятельного
выполнения
определенных
практических
заданий
с
обязательной
презентацией
результатов.
Проектная деятельность, как особый вид учебной работы, способствует
воспитанию
у
учащихся
самостоятельности,
чувства
ответственности,
инициативности, повышению мотивации к обучению.
В ходе реализации целей на практическом уровне учащиеся овладевают
умением
выбирать
актуальные
для
выполнения
данной
задачи
средства,
учатся
принимать
решения,
в
том
числе
и
с
учетом
фактора
неопределённости.
О н и
п р и о б р е т а ют
в о зм ож н о с т ь
р а з в и т и я
с п о с о б н о с т и
многовариативной схемы мышления при принятии решений, повышается
скорость
поиска
нестандартных
решений,
адаптации
и
осуществления
наиболее
приемлемого
решения.
С
помощью
проектной
деятельности
значительно снижается ученическая тревожность.
Проектная деятельность влияет на развитие адекватной самооценки,
формирование
позитивной
Я-концепции
(опыт
успеха
и
публичной
демонстрации
результатов
работы),
развитие
информационной
компетентности в реалиях современной информатизации.
Групповые формы проектной деятельности помогают формированию у
обучающихся уважительного отношения к чужому мнению (одноклассников),
воспитывают
терпимость
и
деликатность,
открытость,
тактичность
и
готовность прийти на помощь, а также другие, не менее важные, личностные
качества.
В
условиях
специально
организуемого
учебного
сотрудничества
(проектной
деятельности)
формирование
коммуникативных
навыков
происходит наиболее интенсивно, с наиболее высокими показателями и в
более широком спектре.
Колоссальное разнообразие тем проектов позволяет сформировать как
предметные, так и межпредметные универсальные учебные действия. Работа
над проектом формирует регулятивные умения и навыки.
Основные особенности проектной деятельности:
1) цели и задачи деятельности учащихся определяются как их личностными,
так и социальными мотивами и предпосылками. Из этого следует, что такая
деятельность
должна
быть
направлена
не
только
на
повышение
компетентности подростков в предметной области определённых учебных
дисциплин,
на
развитие
их
способностей,
но
и
на
создание
продукта,
имеющего значимость для других участников учебного процесса;
2)
особенностью
проекта
является
анализ
конкретной
ситуации,
относительно которой он реализуется.
3) проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы
учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми
группами одноклассников, учителей.
При построении различного рода отношения в ходе целенаправленной,
поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают
нормами
взаимоотношений
с
разными
людьми,
умениями
переходить
от
одного
вида
общения
к
другому,
приобретают
навыки
индивидуальной
самостоятельной
работы
и
сотрудничества
в
коллективе;
организация
проектных
работ
школьников
обеспечивает
сочетание
различных
видов
познавательной
деятельности.
В
этих
видах
деятельности
могут
быть
востребованы
практически
любые
способности
подростков,
реализованы
личностные пристрастия к тому или иному виду деятельности.