Напоминание

«Сельское хозяйство родного края: традиции, особенности»


Автор: Афанасьева Татьяна Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР-Детский сад № 91 "Строитель"
Населённый пункт: г. Улан-Удэ Республика Бурятия
Наименование материала: Проект
Тема: «Сельское хозяйство родного края: традиции, особенности»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект: «Сельское хозяйство родного края: традиции, особенности».

Тип проекта: познавательно-экологический.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: долгосрочный (2 месяца – август - сентябрь ).

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Проблема: дошкольники не имеют достаточных представлений о

сельском хозяйстве родного края, о выращивании урожая на полях и в

огородах.

Новизна: данный проект реализуется в инновационном ключе,

отражающем современную образовательную ситуацию, которую

регламентирует ФГОС ДО. Также способствует повышению уровня

познавательной активности воспитанников, развитию их

самостоятельности, инициативности, предпосылок к учебной

деятельности.

Актуальность:

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет

определяющее значение от того, как человек относится к труду, как он

умеет трудиться, во многом зависит его судьба. Об этом ярко и образно

говорит народное творчество: пословицы, поговорки, сказки. Большое

внимание трудовому воспитанию уделяется в народной педагогике.

Президентом РФ Путиным В.В. 2017 год ознаменован годом

экологии в России. И это неспроста: на сегодняшний день особо остро

стоит вопрос воспитания экологической грамотности населения.

Формировать экологическую грамотность целесообразно с детства.

Приобщение детей к сельскому хозяйству родного края, которое

неразрывно связано с трудовой деятельностью – актуальная задача

современных сельских детских садов, через которую решаются

воспитательные, развивающие и образовательные задачи, а также

формируется личность патриотов своей Родины.

Дошкольник на выходе из ДОУ должен иметь представления об

особенностях сельского хозяйства родного края, о людях, трудящихся на

сельскохозяйственных предприятиях, о процессе выращивания урожая.

Данный проект имеет направленность, удовлетворяющую данный запрос.

Цель: создание условий для формирования у дошкольников представлений

о сельском хозяйстве родного края, его особенностях и обычаях.

Задачи:

уточнять и расширять знания детей о сельскохозяйственных профессиях;

уточнить представления детей об истории сельского хозяйства родного

края;

сформировать у детей представления о процессе выращивания урожая на

полях и в огородах от семечки до плодов;

закрепить у детей представление об овощах, выращиваемых в родном крае

и об их пользе для здоровья человека;

подвести детей к пониманию важности любого труда, взаимосвязи и

взаимопомощи между людьми разных профессий;

развивать навыки коллективного труда и общения в процессе

осуществления общего дела;

формировать нравственные качества личности ребёнка: самостоятельность,

уважение к труду, патриотизм, любовь к своей родине;

воспитывать любовь к природе родного края;

развивать речь, воображение, мышление, умение анализировать,

сравнивать;

развивать экологическую культуру детей;

приобщать детей и их семьи к трудовой сельскохозяйственной

деятельности;

развивать у детей познавательную активность;

воспитывать у детей интерес к выращиванию овощей;

воспитывать у детей желание питаться свежими, вареными и тушеными

овощами;

активизировать взаимодействие с семьей в рамках реализации детско-

взрослого проекта.

Ожидаемый результат:

Для детей:

- дети знают о прошлом и настоящем сельского хозяйства родного села, о

профессиях работников сельхозпредприятия и их роли в современном

обществе; - дети знают об особенностях и традициях сельского хозяйства

родного края;

- дети закрепили представления об овощах, выращиваемых в родном крае и

об их пользе для здоровья человека;

- дети стремятся к самостоятельному поиску информации о сельском

хозяйстве и сбору практического материала по интересующим вопросам;

- дети пополнили словарный запас в рамках темы проекта;

- дети проявляют устойчивый интерес к проектной деятельности, к

выращиванию овощных культур;

- дети выражают повышенную активность при коллективном

взаимодействии, в том числе детско-родительском;

- дети проявляют самостоятельность, уважение к труду, патриотизм, любовь

к своей родине;

- у детей сформирована экологическая грамотность, бережное,

ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру

природы.

Для родителей:

- повышение уровня компетенции в вопросах трудового и экологического

воспитания, а также познавательного и социально-коммуникативного

развития.

Используемые техники и технологии:

- игровые технологии;

- здоровьесберегающие технологии;

- технология проектной деятельности;

- ИКТ-технологии;

- технология исследовательской деятельности.

Взаимодействие с семьей: индивидуальные консультации в рамках темы

проекта по требованию, круглый стол «Витамины круглый год»,

анкетирование родителей «Экологическое воспитание в семье»,

ознакомление родителей с основами трудового и патриотического

воспитания детей старшего дошкольного возраста, привлечение к участию

в совместной деятельности (создание огорода на участке ДОУ, проведение

мастер-класса, фотовыставки, дегустации, участие в конкурсе рисунков и

фотографий и пр.), рекомендовать детскую художественную литературу

для прочтения с детьми в рамках темы проекта.

Этапы проектной деятельности:

- подготовительный;

- основной. Реализация намеченных мероприятий;

- заключительный. Рефлексия.

I.

Подготовительный.

1.

Выявление проблемы;

2.

Анализ,

подбор

и

обобщение информации,

методического

обеспечения по теме;

3.

Разработка плана реализации проекта;

4.

Организация развивающей предметно-пространственной среды,

отражающей тему проекта, создание дидактического материала по

теме.

II. Основной. Реализация намеченных мероприятий.

Беседы:

«Сельскохозяйственные профессии»

Цель: создать условия для формирования у детей представлений о

сельскохозяйственных профессиях, воспитание уважения к труду людей

данных профессий, расширить словарный запас детей.

«Овощи – живые витамины»

Цель: способствовать формированию представлений детей о пользе

овощей.

«Послушаем доктора»

Цель: продолжать формировать у детей представление о пользе овощей.

«Что растет в огородах нашего села?»

Цель: продолжать знакомить детей с сельским хозяйством жителей

родного села, закрепить представление об овощных культурах, растущих в

Бурятии.

«Куда попадает урожай с огорода?»

Цель: способствовать формированию у детей представлений о том, что

происходит с овощами после сбора урожая. Развивать познавательную

активность детей.

Сюжетно-ролевые игры:

«Овощной магазин»

Цель: закрепить представления детей о том, откуда поступают овощи на

прилавки магазинов; закрепить названия овощей.

«В поле»

Цель: закрепить представления детей о труде людей в поле.

«Стрекоза и муравей»

Цель: создать условия для закрепления у детей положительного

отношения к труду, способствовать воспитанию желания трудиться.

«Овощная ярмарка»

Цель: способствовать эмоциональному подъему детей, вызывать желание

кушать овощи.

Дидактические игры:

«Отгадай профессию»

Цель: продолжать закреплять представления детей о профессиях людей,

занимающихся сельским хозяйством; уточнить профессии людей,

работающих на сельскохозяйственном предприятии.

«Вершки-корешки»

Цель: создать условия для формирования у детей о визуальном обличии

плодов

овощей, развивать навыки дифференцирования вершков и

корешков.

«Что растет в поле»

Цель: обобщить и расширить представления детей об овощных культурах,

которые выращивают в поле.

Вечер дидактических игр:

«Найди то, что приготовлено из кукурузы», «Что выращивают на

полях», «Собери урожай», «Кем бы я хотел быть?», «Кто потрудился?»

Цель: создать условия для расширения и обобщения детей представлений

по теме, способствовать эмоциональному подъему посредством игровой

деятельности.

«Помоги растениям»

Цель:

способствовать

появлению у

детей стремление пожалеть

растение, действенно ему помочь.

«Отгадай, чьи семена!»

Цель: сформировать начальные представления детей о внешнем виде

семян разных овощных культур, развивать навыки их дифференцирования.

«Исправь ошибку художника»

Цель: продолжать детей учить различать корешки и вершки овощей.

Творческая деятельность:

«Овощи на тарелочке»

Цель: создать условия для закрепления у детей представлений о том, как и

для чего человек выращивает и использует овощи, развивать творческую

активность детей, воспитывать положительное отношение детей к

овощным культурам.

Мастер-класс от родителя группы «Рисуем овощи необычным

способом»

Цель: поддерживать интерес детей к теме, закрепить умение выполнять

работу по образцу, привлечение родителей в образовательное пространство

ДОУ.

«Овощи с грядки» (по замыслу)

Цель: продолжать воспитывать положительное отношение детей к

овощным культурам посредством самостоятельной творческой

деятельности.

Изготовление макета «Огород для кукол»

Цель: развивать творческие навыки детей, осознание того, что человеку

необходимо выращивать овощи для того, чтобы питаться.

Рисование техникой монотипия «Дорисуй овощ!»

Цель: продолжать развивать у детей интерес к овощам посредством

использования нетрадиционной техники рисования.

Поделки из природного материала «Чудо- урожай»

Цель: закрепить у детей представление об урожае посредством

продуктивной творческой деятельности.

Аппликация «Сколько овощей на грядке».

Цель: развивать творческую активность детей, закрепить представление о

том, какие овощи растут на грядках.

Конкурс детского рисунка «Великий урожай!»

Цель: обобщить представления детей об урожае посредством конкурсной

творческой деятельности, способствовать эмоциональному подъему детей

от проделанной работы.

Разработка и рисование алгоритма «Памятка младшим

товарищам «Как вырастить овощи!»

Цель: закрепить у детей представление о последовательности

выращивания овощных культур, воспитывать желание поделиться своим

опытом с младшими товарищами.

Музыкально – театрализованная постановка «Кем быть?»

Цель: способствовать развитию у детей желания заниматься сельских

хозяйством в будущей профессиональной деятельности.

Литературная гостиная «Посиделки» (пословицы, поговорки,

загадки, фольклор, считалки по теме)

Цель: Развивать творческую активность детей, воспитывать уважительное

отношение детей к художественному слову.

Заучивание стихов «Огородик» О. Дриз

Слушание песен «Антошка», «Урожайная»

Чтение рассказа Пивоварова «Осенний клад»

Чтение экологической сказки «Сила дождя и дружбы».

Цель: способствовать воспитания экологической грамотности

дошкольников.

ИКТ

Просмотр детского видеоролика «Сельскохозяйственная

техника»

Цель: создать условия для формирования у детей представлений о с/х

технике, о людях, которые на ней работают, о ее предназначении,

расширить словарный запас детей.

Просмотр презентации PowerPoint «Садовый инвентарь» +

интерактивная игра для дошольников по теме

Цель: создать условия для формирования у детей представления о садовом

инвентаре, его особенностях, функционале, развивать познавательную

активность детей посредством ИКТ.

Трудовая деятельность:

«Огородим огород и никто к нам не зайдет»

Цель: способствовать формированию у детей представлений о том, что за

урожаем нужно ухаживать, что животные могут нанести ему вред.

Коллективное дело «Наш зеленый огород!».

Уход за огородом: полив, рыхление, прополка сорняков - труд (в течение

всего вегетационного периода).

Квест-игра«Огородные приключения»

Цель: закрепить представления детей об овощных культурах посредством

познавательно-игровой деятельности.

Детско-родительский фото-конкурс «Наш огород»

Цель: Обобщить представления детей об урожае на собственном огороде,

вызывать желание трудиться на огороде, поделиться впечатлениями с

друзьями.

Праздничное мероприятие «Праздник урожая» (песни,

отгадывание загадок, русские народные игры, посвящённые данной теме и

т.д.). Совместно с родителями и воспитателями других групп.

III. Заключительный. Рефлексия.



В раздел образования