Автор: Афанасьева Татьяна Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР-Детский сад № 91 "Строитель"
Населённый пункт: г. Улан-Удэ Республика Бурятия
Наименование материала: Проект
Тема: «Сельское хозяйство родного края: традиции, особенности»
Раздел: дошкольное образование
Проект: «Сельское хозяйство родного края: традиции, особенности».
Тип проекта: познавательно-экологический.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: долгосрочный (2 месяца – август - сентябрь ).
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Проблема: дошкольники не имеют достаточных представлений о
сельском хозяйстве родного края, о выращивании урожая на полях и в
огородах.
Новизна: данный проект реализуется в инновационном ключе,
отражающем современную образовательную ситуацию, которую
регламентирует ФГОС ДО. Также способствует повышению уровня
познавательной активности воспитанников, развитию их
самостоятельности, инициативности, предпосылок к учебной
деятельности.
Актуальность:
Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет
определяющее значение от того, как человек относится к труду, как он
умеет трудиться, во многом зависит его судьба. Об этом ярко и образно
говорит народное творчество: пословицы, поговорки, сказки. Большое
внимание трудовому воспитанию уделяется в народной педагогике.
Президентом РФ Путиным В.В. 2017 год ознаменован годом
экологии в России. И это неспроста: на сегодняшний день особо остро
стоит вопрос воспитания экологической грамотности населения.
Формировать экологическую грамотность целесообразно с детства.
Приобщение детей к сельскому хозяйству родного края, которое
неразрывно связано с трудовой деятельностью – актуальная задача
современных сельских детских садов, через которую решаются
воспитательные, развивающие и образовательные задачи, а также
формируется личность патриотов своей Родины.
Дошкольник на выходе из ДОУ должен иметь представления об
особенностях сельского хозяйства родного края, о людях, трудящихся на
сельскохозяйственных предприятиях, о процессе выращивания урожая.
Данный проект имеет направленность, удовлетворяющую данный запрос.
Цель: создание условий для формирования у дошкольников представлений
о сельском хозяйстве родного края, его особенностях и обычаях.
Задачи:
•
уточнять и расширять знания детей о сельскохозяйственных профессиях;
•
уточнить представления детей об истории сельского хозяйства родного
края;
•
сформировать у детей представления о процессе выращивания урожая на
полях и в огородах от семечки до плодов;
•
закрепить у детей представление об овощах, выращиваемых в родном крае
и об их пользе для здоровья человека;
•
подвести детей к пониманию важности любого труда, взаимосвязи и
взаимопомощи между людьми разных профессий;
•
развивать навыки коллективного труда и общения в процессе
осуществления общего дела;
•
формировать нравственные качества личности ребёнка: самостоятельность,
уважение к труду, патриотизм, любовь к своей родине;
•
воспитывать любовь к природе родного края;
•
развивать речь, воображение, мышление, умение анализировать,
сравнивать;
•
развивать экологическую культуру детей;
•
приобщать детей и их семьи к трудовой сельскохозяйственной
деятельности;
•
развивать у детей познавательную активность;
•
воспитывать у детей интерес к выращиванию овощей;
•
воспитывать у детей желание питаться свежими, вареными и тушеными
овощами;
•
активизировать взаимодействие с семьей в рамках реализации детско-
взрослого проекта.
Ожидаемый результат:
Для детей:
- дети знают о прошлом и настоящем сельского хозяйства родного села, о
профессиях работников сельхозпредприятия и их роли в современном
обществе; - дети знают об особенностях и традициях сельского хозяйства
родного края;
- дети закрепили представления об овощах, выращиваемых в родном крае и
об их пользе для здоровья человека;
- дети стремятся к самостоятельному поиску информации о сельском
хозяйстве и сбору практического материала по интересующим вопросам;
- дети пополнили словарный запас в рамках темы проекта;
- дети проявляют устойчивый интерес к проектной деятельности, к
выращиванию овощных культур;
- дети выражают повышенную активность при коллективном
взаимодействии, в том числе детско-родительском;
- дети проявляют самостоятельность, уважение к труду, патриотизм, любовь
к своей родине;
- у детей сформирована экологическая грамотность, бережное,
ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру
природы.
Для родителей:
- повышение уровня компетенции в вопросах трудового и экологического
воспитания, а также познавательного и социально-коммуникативного
развития.
Используемые техники и технологии:
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- технология проектной деятельности;
- ИКТ-технологии;
- технология исследовательской деятельности.
Взаимодействие с семьей: индивидуальные консультации в рамках темы
проекта по требованию, круглый стол «Витамины круглый год»,
анкетирование родителей «Экологическое воспитание в семье»,
ознакомление родителей с основами трудового и патриотического
воспитания детей старшего дошкольного возраста, привлечение к участию
в совместной деятельности (создание огорода на участке ДОУ, проведение
мастер-класса, фотовыставки, дегустации, участие в конкурсе рисунков и
фотографий и пр.), рекомендовать детскую художественную литературу
для прочтения с детьми в рамках темы проекта.
Этапы проектной деятельности:
- подготовительный;
- основной. Реализация намеченных мероприятий;
- заключительный. Рефлексия.
I.
Подготовительный.
1.
Выявление проблемы;
2.
Анализ,
подбор
и
обобщение информации,
методического
обеспечения по теме;
3.
Разработка плана реализации проекта;
4.
Организация развивающей предметно-пространственной среды,
отражающей тему проекта, создание дидактического материала по
теме.
II. Основной. Реализация намеченных мероприятий.
Беседы:
«Сельскохозяйственные профессии»
Цель: создать условия для формирования у детей представлений о
сельскохозяйственных профессиях, воспитание уважения к труду людей
данных профессий, расширить словарный запас детей.
«Овощи – живые витамины»
Цель: способствовать формированию представлений детей о пользе
овощей.
«Послушаем доктора»
Цель: продолжать формировать у детей представление о пользе овощей.
«Что растет в огородах нашего села?»
Цель: продолжать знакомить детей с сельским хозяйством жителей
родного села, закрепить представление об овощных культурах, растущих в
Бурятии.
«Куда попадает урожай с огорода?»
Цель: способствовать формированию у детей представлений о том, что
происходит с овощами после сбора урожая. Развивать познавательную
активность детей.
Сюжетно-ролевые игры:
«Овощной магазин»
Цель: закрепить представления детей о том, откуда поступают овощи на
прилавки магазинов; закрепить названия овощей.
«В поле»
Цель: закрепить представления детей о труде людей в поле.
«Стрекоза и муравей»
Цель: создать условия для закрепления у детей положительного
отношения к труду, способствовать воспитанию желания трудиться.
«Овощная ярмарка»
Цель: способствовать эмоциональному подъему детей, вызывать желание
кушать овощи.
Дидактические игры:
«Отгадай профессию»
Цель: продолжать закреплять представления детей о профессиях людей,
занимающихся сельским хозяйством; уточнить профессии людей,
работающих на сельскохозяйственном предприятии.
«Вершки-корешки»
Цель: создать условия для формирования у детей о визуальном обличии
плодов
овощей, развивать навыки дифференцирования вершков и
корешков.
«Что растет в поле»
Цель: обобщить и расширить представления детей об овощных культурах,
которые выращивают в поле.
Вечер дидактических игр:
«Найди то, что приготовлено из кукурузы», «Что выращивают на
полях», «Собери урожай», «Кем бы я хотел быть?», «Кто потрудился?»
Цель: создать условия для расширения и обобщения детей представлений
по теме, способствовать эмоциональному подъему посредством игровой
деятельности.
«Помоги растениям»
Цель:
способствовать
появлению у
детей стремление пожалеть
растение, действенно ему помочь.
«Отгадай, чьи семена!»
Цель: сформировать начальные представления детей о внешнем виде
семян разных овощных культур, развивать навыки их дифференцирования.
«Исправь ошибку художника»
Цель: продолжать детей учить различать корешки и вершки овощей.
Творческая деятельность:
«Овощи на тарелочке»
Цель: создать условия для закрепления у детей представлений о том, как и
для чего человек выращивает и использует овощи, развивать творческую
активность детей, воспитывать положительное отношение детей к
овощным культурам.
Мастер-класс от родителя группы «Рисуем овощи необычным
способом»
Цель: поддерживать интерес детей к теме, закрепить умение выполнять
работу по образцу, привлечение родителей в образовательное пространство
ДОУ.
«Овощи с грядки» (по замыслу)
Цель: продолжать воспитывать положительное отношение детей к
овощным культурам посредством самостоятельной творческой
деятельности.
Изготовление макета «Огород для кукол»
Цель: развивать творческие навыки детей, осознание того, что человеку
необходимо выращивать овощи для того, чтобы питаться.
Рисование техникой монотипия «Дорисуй овощ!»
Цель: продолжать развивать у детей интерес к овощам посредством
использования нетрадиционной техники рисования.
Поделки из природного материала «Чудо- урожай»
Цель: закрепить у детей представление об урожае посредством
продуктивной творческой деятельности.
Аппликация «Сколько овощей на грядке».
Цель: развивать творческую активность детей, закрепить представление о
том, какие овощи растут на грядках.
Конкурс детского рисунка «Великий урожай!»
Цель: обобщить представления детей об урожае посредством конкурсной
творческой деятельности, способствовать эмоциональному подъему детей
от проделанной работы.
Разработка и рисование алгоритма «Памятка младшим
товарищам «Как вырастить овощи!»
Цель: закрепить у детей представление о последовательности
выращивания овощных культур, воспитывать желание поделиться своим
опытом с младшими товарищами.
Музыкально – театрализованная постановка «Кем быть?»
Цель: способствовать развитию у детей желания заниматься сельских
хозяйством в будущей профессиональной деятельности.
Литературная гостиная «Посиделки» (пословицы, поговорки,
загадки, фольклор, считалки по теме)
Цель: Развивать творческую активность детей, воспитывать уважительное
отношение детей к художественному слову.
Заучивание стихов «Огородик» О. Дриз
Слушание песен «Антошка», «Урожайная»
Чтение рассказа Пивоварова «Осенний клад»
Чтение экологической сказки «Сила дождя и дружбы».
Цель: способствовать воспитания экологической грамотности
дошкольников.
ИКТ
Просмотр детского видеоролика «Сельскохозяйственная
техника»
Цель: создать условия для формирования у детей представлений о с/х
технике, о людях, которые на ней работают, о ее предназначении,
расширить словарный запас детей.
Просмотр презентации PowerPoint «Садовый инвентарь» +
интерактивная игра для дошольников по теме
Цель: создать условия для формирования у детей представления о садовом
инвентаре, его особенностях, функционале, развивать познавательную
активность детей посредством ИКТ.
Трудовая деятельность:
«Огородим огород и никто к нам не зайдет»
Цель: способствовать формированию у детей представлений о том, что за
урожаем нужно ухаживать, что животные могут нанести ему вред.
Коллективное дело «Наш зеленый огород!».
Уход за огородом: полив, рыхление, прополка сорняков - труд (в течение
всего вегетационного периода).
Квест-игра«Огородные приключения»
Цель: закрепить представления детей об овощных культурах посредством
познавательно-игровой деятельности.
Детско-родительский фото-конкурс «Наш огород»
Цель: Обобщить представления детей об урожае на собственном огороде,
вызывать желание трудиться на огороде, поделиться впечатлениями с
друзьями.
Праздничное мероприятие «Праздник урожая» (песни,
отгадывание загадок, русские народные игры, посвящённые данной теме и
т.д.). Совместно с родителями и воспитателями других групп.
III. Заключительный. Рефлексия.