Автор: Коляникова Лариса Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Давыдчинская ООШ
Населённый пункт: д.Давыдчи Дубровский район Брянская область
Наименование материала: статья
Тема: Эффективные методы преподавания на уроках русского языка
Раздел: среднее образование
Коляникова Лариса Александровна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ Давыдчинская ООШ Дубровский район Брянская область
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
И ЛИТЕРАТУРЫ
Эффективные методы преподавания литературы и русского языка – это методы,
позволяющие
давать
ученикам
твердые
знания,
активизирующие
познавательные способности учеников.
Для того, чтобы процесс обучения был успешным, учитель должен из арсенала
приемов
и
методов
выбрать
такие,
которые
позволят
ученикам
развивать
творческие способности, обогащать знаниями, воспитывать и стимулировать
процесс обучения и воспитания.
На
уроках
литературы
очень
важно
развивать
монологическую
речь
учащихся.
Для реализации этой задачи необходимо давать задания для аргументированного
ответа (проблемный вопрос и доказательства). На начальной стадии этой работы
учитель должен помочь ученику составить план устного выступления, помочь
подобрать доказательства.
Чтобы
помочь
ребятам
овладеть
грамотной
устной
речью, нужно
давать
творческие задания – готовить сообщения, отзывы о прочитанных книгах,
просмотренных кинофильмах.
Подготовка к докладам и их прочтение позволят ученикам не только повысить
культуру монологической речи, но и приобщат к научной и исследовательской
деятельности.
Целесообразно
применять
метод
интервью
при
изучении
биографии писателя.
Для
развития
монологической
речи
учащихся
рекомендуется
давать
задания для аргументированного ответа, в котором приводятся аргументы
( доказательства), подтверждающие правильность тезиса, заключенного в
вопросе.
На
уроках
русского
языка
для
развития
монологической
речи
учащихся
целесообразно вести работу над речевыми нормами языка, для этого нужно
давать упражнения и задания по исправлению речевых ошибок.
Для развития речи на уроках русского языка необходимо составлять рассказы
по изученной теме, например, «Как определить спряжение глагола с безударным
личным
окончанием»,
«Падежные
окончания
имен
существительных».
Составление таких рассказов позволит ученикам не только развивать речь, но и
закреплять теоретические знания по данным темам.
Эффективными методами преподавания на уроках русского язык являются
творческие и распределительные диктанты.
Неоценимую
ценность
представляют лингвистические
разминки
–
осложненный
словарный
диктант.
Большую
образовательную
ценность
представляют
синтаксические
пятиминутки-
ученики
не
только
проводят
синтаксический разбор предложений, но и составляют схемы этих предложений,
с о с т а в л я ю т
п р е д л о ж е н и я
п о
д а н н ы м
у ч и т е л е м
с х е м а м
Эффективным
приемом
обучения
является творческое
списывание
упражнений, когда ребята вводят в текст упражнения причастные обороты,
вводные слова, однородные члены и т.д.
Очень ценный вид работы - составление таблиц на уроках русского языка по
обобщающим темам.
В ы с о ко й
э ф ф е к т и в н о с т ь ю
о т л и ч а ю т с я задания соревновательного
характера, например, блиц- турниры (объяснить лексическое значение слова,
ответы произносить быстро и четко).
Наверное, применение дидактических игр как никакой другой вид обучения
отличается эффективностью и любовью ребят к этому виду деятельности на
уроке
Игра-считалочка
«Слово пол- и слово -полу.Читаем со слайда хором. Если выделенное слово
писать через дефис – встаем, если слитно – сидим.
«Угадай слово»
-Какое слово я загадала, если в нем такое же окончание,
Как в слове КОНЬ?
- В нем такая же приставка как ив слове ЗАБЛУЛИЛСЯ.
-В нем такие же суффиксы ,как в слове ЧИТАЛА.
В нем такой же корень как в слове ПЕРЕБЕЖЧИК.
Анаграммы
1) Придумайте новые слова, состоящие из тех же букв, но расположенных в
другом порядке: атлас (салат), акт (так), адрес (среда) ,армия (Мария), автор
(товар), аист (стаи), араб (раба), арфа (фара).
Морфологические шарады:
1 Корень тот же , что в слове « сказка»,
Суффикс тот же, что в слове «извозчик», приставка та же , что в слове «расход»
(рассказчик)
Третий лишний
Найдите лишнее слово:Желток, железо, желтый.
Лексическая беседа «Кушать или есть»? (По культуре речи)
Если вам предложили поесть, а вы уже пообедали, что вы ответите : «Я уже
покушал» или «Я уже поел»?
Шуточные вопросы-загадки
Название какого распространенного дерева состоит из четырех предлогов? (с-о-
с-на), Из каких двух предлогов можно составить домашнее животное? (к- от)
Соедини карточки
В одной стопочке карточки с названиями частей речи , а в другой слова разных
частей речи (народ, копировать, превосходный, глядеть, дышащий, возмутив и
т.д.)
Ученик
должен
на
карточку
с
названием
части
речи
положить
слово,
соответствующее этой части речи.
При
обобщающем
повторении
эффективным
является
проведение
всевозможных викторин по тексту изученных произведений.
Чей портрет?
«Был сух в кости, хром, носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до
старости
не
слиняли
на
нем
вороной
мсти
борода
и
усы».
(Пантелей
Прокофьевич Мелехов из «Тихого Дона»
Кто автор стихов?
«Вечер черные брови насопил,
Чьи-то кони стоят у двора..»
Фразеологические
турниры,
интеллектуальные
ринги,
ролевые
игры,
игры
«подбери
себе
пару»
способствуют
более
крепкому
усвоению
изучаемого
материала и имеют высокую эффективность.