Напоминание

Эффективные методы преподавания на уроках русского языка


Автор: Коляникова Лариса Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Давыдчинская ООШ
Населённый пункт: д.Давыдчи Дубровский район Брянская область
Наименование материала: статья
Тема: Эффективные методы преподавания на уроках русского языка
Раздел: среднее образование





Назад




Коляникова Лариса Александровна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ Давыдчинская ООШ Дубровский район Брянская область

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

И ЛИТЕРАТУРЫ

Эффективные методы преподавания литературы и русского языка – это методы,

позволяющие

давать

ученикам

твердые

знания,

активизирующие

познавательные способности учеников.

Для того, чтобы процесс обучения был успешным, учитель должен из арсенала

приемов

и

методов

выбрать

такие,

которые

позволят

ученикам

развивать

творческие способности, обогащать знаниями, воспитывать и стимулировать

процесс обучения и воспитания.

На

уроках

литературы

очень

важно

развивать

монологическую

речь

учащихся.

Для реализации этой задачи необходимо давать задания для аргументированного

ответа (проблемный вопрос и доказательства). На начальной стадии этой работы

учитель должен помочь ученику составить план устного выступления, помочь

подобрать доказательства.

Чтобы

помочь

ребятам

овладеть

грамотной

устной

речью, нужно

давать

творческие задания – готовить сообщения, отзывы о прочитанных книгах,

просмотренных кинофильмах.

Подготовка к докладам и их прочтение позволят ученикам не только повысить

культуру монологической речи, но и приобщат к научной и исследовательской

деятельности.

Целесообразно

применять

метод

интервью

при

изучении

биографии писателя.

Для

развития

монологической

речи

учащихся

рекомендуется

давать

задания для аргументированного ответа, в котором приводятся аргументы

( доказательства), подтверждающие правильность тезиса, заключенного в

вопросе.

На

уроках

русского

языка

для

развития

монологической

речи

учащихся

целесообразно вести работу над речевыми нормами языка, для этого нужно

давать упражнения и задания по исправлению речевых ошибок.

Для развития речи на уроках русского языка необходимо составлять рассказы

по изученной теме, например, «Как определить спряжение глагола с безударным

личным

окончанием»,

«Падежные

окончания

имен

существительных».

Составление таких рассказов позволит ученикам не только развивать речь, но и

закреплять теоретические знания по данным темам.

Эффективными методами преподавания на уроках русского язык являются

творческие и распределительные диктанты.

Неоценимую

ценность

представляют лингвистические

разминки

осложненный

словарный

диктант.

Большую

образовательную

ценность

представляют

синтаксические

пятиминутки-

ученики

не

только

проводят

синтаксический разбор предложений, но и составляют схемы этих предложений,

с о с т а в л я ю т

п р е д л о ж е н и я

п о

д а н н ы м

у ч и т е л е м

с х е м а м

Эффективным

приемом

обучения

является творческое

списывание

упражнений, когда ребята вводят в текст упражнения причастные обороты,

вводные слова, однородные члены и т.д.

Очень ценный вид работы - составление таблиц на уроках русского языка по

обобщающим темам.

В ы с о ко й

э ф ф е к т и в н о с т ь ю

о т л и ч а ю т с я задания соревновательного

характера, например, блиц- турниры (объяснить лексическое значение слова,

ответы произносить быстро и четко).

Наверное, применение дидактических игр как никакой другой вид обучения

отличается эффективностью и любовью ребят к этому виду деятельности на

уроке

Игра-считалочка

«Слово пол- и слово -полу.Читаем со слайда хором. Если выделенное слово

писать через дефис – встаем, если слитно – сидим.

«Угадай слово»

-Какое слово я загадала, если в нем такое же окончание,

Как в слове КОНЬ?

- В нем такая же приставка как ив слове ЗАБЛУЛИЛСЯ.

-В нем такие же суффиксы ,как в слове ЧИТАЛА.

В нем такой же корень как в слове ПЕРЕБЕЖЧИК.

Анаграммы

1) Придумайте новые слова, состоящие из тех же букв, но расположенных в

другом порядке: атлас (салат), акт (так), адрес (среда) ,армия (Мария), автор

(товар), аист (стаи), араб (раба), арфа (фара).

Морфологические шарады:

1 Корень тот же , что в слове « сказка»,

Суффикс тот же, что в слове «извозчик», приставка та же , что в слове «расход»

(рассказчик)

Третий лишний

Найдите лишнее слово:Желток, железо, желтый.

Лексическая беседа «Кушать или есть»? (По культуре речи)

Если вам предложили поесть, а вы уже пообедали, что вы ответите : «Я уже

покушал» или «Я уже поел»?

Шуточные вопросы-загадки

Название какого распространенного дерева состоит из четырех предлогов? (с-о-

с-на), Из каких двух предлогов можно составить домашнее животное? (к- от)

Соедини карточки

В одной стопочке карточки с названиями частей речи , а в другой слова разных

частей речи (народ, копировать, превосходный, глядеть, дышащий, возмутив и

т.д.)

Ученик

должен

на

карточку

с

названием

части

речи

положить

слово,

соответствующее этой части речи.

При

обобщающем

повторении

эффективным

является

проведение

всевозможных викторин по тексту изученных произведений.

Чей портрет?

«Был сух в кости, хром, носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до

старости

не

слиняли

на

нем

вороной

мсти

борода

и

усы».

(Пантелей

Прокофьевич Мелехов из «Тихого Дона»

Кто автор стихов?

«Вечер черные брови насопил,

Чьи-то кони стоят у двора..»

Фразеологические

турниры,

интеллектуальные

ринги,

ролевые

игры,

игры

«подбери

себе

пару»

способствуют

более

крепкому

усвоению

изучаемого

материала и имеют высокую эффективность.



В раздел образования