Напоминание

Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте


Автор: Калаганова Лидия Валерьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Энгельс, Саратовская область
Наименование материала: Статья
Тема: Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья «Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте»

Автор: воспитатель

МБДОУ «Детский сад№72»

города Энгельса, Саратовской области

Калаганова Лидия Валерьевна

Эмоция - эмоциональный процесс средней продолжительности, которая

отражает субъективное оценочное отношение к имеющимся или вероятным

ситуациям. Эмоции различают от других видов эмоциональных процессов:

настроений, чувств и аффектов [13, с. 221].

Исследования, которые посвящены

рассмотрению

эмоционального

развития

личности

ребенка

дошкольного

возраста,

проводились

многими

зарубежными и отечественными исследователями и учеными (В.К. Вилюнас,

Г.М. Бреслав, П.В. Симонов, Я.З. Неверович, К.Э. Изард, А.В. Запорожец и

др.).

Особую роль в психологическом развитии детей дошкольного возраста

занимают эмоции, развитие эмоционально-личностной сферы. С возрастом у

дошкольника

происходит

последовательное

усложнение

эмоциональных

механизмов,

которые

представляют

собой

замкнутую

структуру.

Можно

выделять

несколько

ступеней

усложнения

эмоционального

развития

-

эмоциональные реагирование, регуляция и дифференциация.

Общие линии развития чувств и эмоций Я.Л. Коломинский описывает:

формирование

высших

чувств

на

основе

эмоций,

формирование

эмоциональных состояний в связи с изменением ситуаций жизни ребенка, в

русле личностных новообразований становление чувств и эмоций. Развитие

чувств и эмоций в онтогенезе обладает определенные закономерности [8].

1.

Вначале

в

онтогенезе

появляются

эмоции,

которые

отражают

простейшие

переживания,

соединенные

с

удовлетворением

естественных

потребностей

(уровень

аффективно-эмоциональной

чувствительности,

который связаны по преимуществу с органическими потребностями). Данные

эмоции имеются и у животных. Но простейшие эмоции дошкольника от

простейших эмоций животных нужно отличать, так как форма их проявления

обладает у человека социальный характер.

2.

Развитие

эмоций

совершается,

как

их

дифференциация,

как

обогащение переживаний.

3. Развитие чувств у дошкольников происходит как обобщение эмоций,

которые направлены на определенный объект.

4.

Процесс

развития

эмоциональной

сферы

дошкольника

характеризуется

постепенным

отделением

субъективного

отношения

от

объекта переживаний.

5.

В

детстве

случается

развитие

содержательной

и

динамической

сторон чувств и эмоций [8, с. 262].

Ребенок до середины детства тесными эмоциональными связями связан

с родителями (или людьми, которые их заменяют), он погружен в данные

чувства и еще не может их анализировать.

Важнейшую роль в генезисе эмоций и чувств у дошкольника играет его

практическая

деятельность,

в

ходе

которой

он

входит

в

реальные

взаимоотношения с окружающими людьми и вещами и усваивает созданные

обществом

идеалы

и

ценности,

овладевает

правилами

поведения

и

социальными нормами [10, с. 15].

В

эмоциональной

сфере

изменения

связаны

с

развитием

познавательной деятельности, а в эмоциональные процессы включение речи

снабжает их интеллектуализацию, они осознанными становятся. Развитие

интеллектуальных

чувств

соединено

со

становлением

познавательной

деятельности. По мере развития эмоционально-волевой сферы появляется

возможность перехода к сложной опосредованной деятельности. Именно в

данный период должна случиться перестройка мотивации поведения, что

выражается

в

возможности

подчинить

эмоции

и

интересы

в

учебной

деятельности, так и случается в период достижения определенного уровня

зрелости эмоционально - волевой среды. Данное приводит к формированию

способности

критически

причисляется

к

собственной

деятельности,

разработать целенаправленный контроль и внутренний план действий. Таким

образом, вырабатывание эмоциональной регуляции является существенным

фактором в построении и развитии психической деятельности.

Общение

с

окружающими

вырабатывает,

развивает

эмоциональную

сферу

дошкольника.

Весь

спектр

специфически

человеческих

эмоций

начинается в условиях общения ребёнка с другими людьми. ( М.И. Лисина )

[18, с. 90]

Существенное

место

в

развитии

личности

ребенка

занимают

эстетические

чувства:

чувства

безобразного

и

прекрасного,

чувство

комического,

чувство

ритма,

чувство

гармонии.

В

дошкольном

возрасте

сходные художественные впечатления существенно обогащаются. Развитие

эстетических чувств неразрывно связано с нравственным формированием

ребенка. Это приписывается тем, что эстетические чувства могут появляться

у малыша и в процессе его повседневного общения с окружающим миром.

Благоприятные условия для возникновения многообразных развития и

эмоций чувств основывает деятельность ребенка.

Важную группу эмоциональных переживаний, непринужденно связано

с

деятельностью

ребёнка,

дают

так

называемые

практические

чувства

(чувства,

которые

вызваны

деятельностью,

её

успехом

и

неуспехом,

трудностями

в

окончании

и

реализации).

Наблюдения

А.Д.

Кошелевой

предъявили такую закономерность: успех в деятельности ребёнка вызывает

яркие положительные эмоции, но они могут проявляться не бурно, а у этого

неуспех же кое проявление неудовлетворенности . Неприятные переживания,

которые связаны с любым видом деятельности, могут в памяти ребёнка

сохранятся

довольно

долгое

время,

тогда

ребёнок

начинает

терять

уверенность в собственных силах, бояться нового задания.

У

некоторых

детей

в

результате

неудач

начинается

постоянное

отрицательное отношение к деятельности с элементами

агрессивных

реакций,

которые

адресуются

трудному

действию,

предметам [24, с. 78].

В

старшем

дошкольном

возрасте

случается

развитие

социальных

эмоций.

Социальные

эмоции

являются

переживанием

человеком

своего

отношения к окружающим людям; появляются, проявляются и формируются

в системе межличностных взаимоотношений.

В

ряде

психологических

исследований,

которые

проводимы

под

руководством T.Д. Марцинковской, проявлено, что у старших дошкольников

высокий

уровень

развития

социальных

эмоций

позитивно

коррелирует

с

высоким

уровнем

интеллекта,

в

группе

детского

сада

с

лидирующим

положением ребенка. Определено, что социальные эмоции воздействуют на

характер

общения

дошкольников

со

сверстниками,

их

связь

с

развитием

эмотивностью

детей

и

базовых

эмоций.

Потому

данный

вид

эмоций

разрешает облегчать не только процесс вступления ребенка в общество, но и

процесс понимания себя, своих отношений с другими людьми, а также лучше

оценить себя, собственные переживания и сформулировать их в приемлемой

для этого общества форме [26, с. 212].

Таким

образом,

в

дошкольники

способны

к

достаточно

тонкому

отличию эмоциональных состояний человека по его экспрессии, выражают

интерес к внутреннему миру, личностным качествам сверстников и взрослых,

чему

в

существенной

мере

содействует

развитие

внеситуативных

форм

общения.



В раздел образования