Автор: Калаганова Лидия Валерьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Энгельс, Саратовская область
Наименование материала: Статья
Тема: Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование
Статья «Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте»
Автор: воспитатель
МБДОУ «Детский сад№72»
города Энгельса, Саратовской области
Калаганова Лидия Валерьевна
Эмоция - эмоциональный процесс средней продолжительности, которая
отражает субъективное оценочное отношение к имеющимся или вероятным
ситуациям. Эмоции различают от других видов эмоциональных процессов:
настроений, чувств и аффектов [13, с. 221].
Исследования, которые посвящены
рассмотрению
эмоционального
развития
личности
ребенка
дошкольного
возраста,
проводились
многими
зарубежными и отечественными исследователями и учеными (В.К. Вилюнас,
Г.М. Бреслав, П.В. Симонов, Я.З. Неверович, К.Э. Изард, А.В. Запорожец и
др.).
Особую роль в психологическом развитии детей дошкольного возраста
занимают эмоции, развитие эмоционально-личностной сферы. С возрастом у
дошкольника
происходит
последовательное
усложнение
эмоциональных
механизмов,
которые
представляют
собой
замкнутую
структуру.
Можно
выделять
несколько
ступеней
усложнения
эмоционального
развития
-
эмоциональные реагирование, регуляция и дифференциация.
Общие линии развития чувств и эмоций Я.Л. Коломинский описывает:
формирование
высших
чувств
на
основе
эмоций,
формирование
эмоциональных состояний в связи с изменением ситуаций жизни ребенка, в
русле личностных новообразований становление чувств и эмоций. Развитие
чувств и эмоций в онтогенезе обладает определенные закономерности [8].
1.
Вначале
в
онтогенезе
появляются
эмоции,
которые
отражают
простейшие
переживания,
соединенные
с
удовлетворением
естественных
потребностей
(уровень
аффективно-эмоциональной
чувствительности,
который связаны по преимуществу с органическими потребностями). Данные
эмоции имеются и у животных. Но простейшие эмоции дошкольника от
простейших эмоций животных нужно отличать, так как форма их проявления
обладает у человека социальный характер.
2.
Развитие
эмоций
совершается,
как
их
дифференциация,
как
обогащение переживаний.
3. Развитие чувств у дошкольников происходит как обобщение эмоций,
которые направлены на определенный объект.
4.
Процесс
развития
эмоциональной
сферы
дошкольника
характеризуется
постепенным
отделением
субъективного
отношения
от
объекта переживаний.
5.
В
детстве
случается
развитие
содержательной
и
динамической
сторон чувств и эмоций [8, с. 262].
Ребенок до середины детства тесными эмоциональными связями связан
с родителями (или людьми, которые их заменяют), он погружен в данные
чувства и еще не может их анализировать.
Важнейшую роль в генезисе эмоций и чувств у дошкольника играет его
практическая
деятельность,
в
ходе
которой
он
входит
в
реальные
взаимоотношения с окружающими людьми и вещами и усваивает созданные
обществом
идеалы
и
ценности,
овладевает
правилами
поведения
и
социальными нормами [10, с. 15].
В
эмоциональной
сфере
изменения
связаны
с
развитием
познавательной деятельности, а в эмоциональные процессы включение речи
снабжает их интеллектуализацию, они осознанными становятся. Развитие
интеллектуальных
чувств
соединено
со
становлением
познавательной
деятельности. По мере развития эмоционально-волевой сферы появляется
возможность перехода к сложной опосредованной деятельности. Именно в
данный период должна случиться перестройка мотивации поведения, что
выражается
в
возможности
подчинить
эмоции
и
интересы
в
учебной
деятельности, так и случается в период достижения определенного уровня
зрелости эмоционально - волевой среды. Данное приводит к формированию
способности
критически
причисляется
к
собственной
деятельности,
разработать целенаправленный контроль и внутренний план действий. Таким
образом, вырабатывание эмоциональной регуляции является существенным
фактором в построении и развитии психической деятельности.
Общение
с
окружающими
вырабатывает,
развивает
эмоциональную
сферу
дошкольника.
Весь
спектр
специфически
человеческих
эмоций
начинается в условиях общения ребёнка с другими людьми. ( М.И. Лисина )
[18, с. 90]
Существенное
место
в
развитии
личности
ребенка
занимают
эстетические
чувства:
чувства
безобразного
и
прекрасного,
чувство
комического,
чувство
ритма,
чувство
гармонии.
В
дошкольном
возрасте
сходные художественные впечатления существенно обогащаются. Развитие
эстетических чувств неразрывно связано с нравственным формированием
ребенка. Это приписывается тем, что эстетические чувства могут появляться
у малыша и в процессе его повседневного общения с окружающим миром.
Благоприятные условия для возникновения многообразных развития и
эмоций чувств основывает деятельность ребенка.
Важную группу эмоциональных переживаний, непринужденно связано
с
деятельностью
ребёнка,
дают
так
называемые
практические
чувства
(чувства,
которые
вызваны
деятельностью,
её
успехом
и
неуспехом,
трудностями
в
окончании
и
реализации).
Наблюдения
А.Д.
Кошелевой
предъявили такую закономерность: успех в деятельности ребёнка вызывает
яркие положительные эмоции, но они могут проявляться не бурно, а у этого
неуспех же кое проявление неудовлетворенности . Неприятные переживания,
которые связаны с любым видом деятельности, могут в памяти ребёнка
сохранятся
довольно
долгое
время,
тогда
ребёнок
начинает
терять
уверенность в собственных силах, бояться нового задания.
У
некоторых
детей
в
результате
неудач
начинается
постоянное
отрицательное отношение к деятельности с элементами
агрессивных
реакций,
которые
адресуются
трудному
действию,
предметам [24, с. 78].
В
старшем
дошкольном
возрасте
случается
развитие
социальных
эмоций.
Социальные
эмоции
являются
переживанием
человеком
своего
отношения к окружающим людям; появляются, проявляются и формируются
в системе межличностных взаимоотношений.
В
ряде
психологических
исследований,
которые
проводимы
под
руководством T.Д. Марцинковской, проявлено, что у старших дошкольников
высокий
уровень
развития
социальных
эмоций
позитивно
коррелирует
с
высоким
уровнем
интеллекта,
в
группе
детского
сада
с
лидирующим
положением ребенка. Определено, что социальные эмоции воздействуют на
характер
общения
дошкольников
со
сверстниками,
их
связь
с
развитием
эмотивностью
детей
и
базовых
эмоций.
Потому
данный
вид
эмоций
разрешает облегчать не только процесс вступления ребенка в общество, но и
процесс понимания себя, своих отношений с другими людьми, а также лучше
оценить себя, собственные переживания и сформулировать их в приемлемой
для этого общества форме [26, с. 212].
Таким
образом,
в
дошкольники
способны
к
достаточно
тонкому
отличию эмоциональных состояний человека по его экспрессии, выражают
интерес к внутреннему миру, личностным качествам сверстников и взрослых,
чему
в
существенной
мере
содействует
развитие
внеситуативных
форм
общения.