Напоминание

ИСКУССТВО МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ


Авторы: Косцова Александра Александровна, Мугжанова Гульнар Сейткасымовна
Должность: Ассоциированный профессор кафедры «Дизайна и КДР», Ассоциированный профессор кафедры «Дизайна и КДР»
Учебное заведение: Кокшетауского университета им. Абая Мырзахметова
Населённый пункт: Республика Казахстан, г. Кокшетау
Наименование материала: статья
Тема: ИСКУССТВО МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ
Раздел: высшее образование





Назад




УДК:766.9

ИСКУССТВО МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ

Аннотация

Мы не можем написать всю красоту, окружающую нас. Важно поймать красоту, игру света, причудливые

переливы красок. Через картину можно отобразить скрытую жизнь.

Ключевые слова: искусство, живопись, масляная живопись.

Косцова А.А.

Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова

Ассоц. профессор «Д и КДР»

Мугжанова Г.С

Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова

Ассоц. профессор «Д и КДР»

Задача искусства и живописи – будить в человеке прекрасное, заставлять его

думать, чувствовать. Задача художника – привлечь внимание зрителя, вызвать в нем

чувство

переживания,

выраженное

в

картине,

заставлять

взглянуть

по-новому

на

окружающий мир, разглядеть в привычных предметах необычайную суть.

Живопись

плоскостное

изобразительное

искусство,

специфика

которого

заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность, реального

мира, преобразованного творческим воображением художника. Каждый жанр уникален

по-своему и, найдя близкий вам по духу, вы как будто находите лучшего друга – родного и

верного, который откроет вам новые горизонты. Мы можем передать свет, писать цвет

света, полусвета, тумана, воздуха, тени.

Цвет

это

часть

светового

излучения,

воспринятого

нашим

глазом

непосредственно от источника или при его отражении от поверхности. Цвет поверхности

зависит от того, каким светом она освещена, и от того какая часть световой энергии от

этой поверхности отразится. Поверхность, отражающая все лучи света, рассеивавшая их

во все стороны – белая, поверхность, поглощающая практически все лучи – черная,

поверхность отражающая часть световой энергии и поглощающая остальную – цветная.

Цвет

имеет

ряд

характеристик,

таких

как

тон,

светлота,

насыщенность.

Цвет

может

вызывать и не цветовые ощущения, например, свежести, легкости, прохлады и даже

аромата. Прежде всего, у нас появляется идея, которую мы переносим на бумагу.

Цвет

душа

живописи,

без

цвета

живопись

не

существует.

Не

воспринимая

колорита, мы, в сущности, ничего не можем знать о том или ином произведении. Вот

почему всякая однотонная репродукция с картины отнимает у нее основное, что у нее есть,

с точки зрения средств выразительности. Цвет

- это жизнь живописи. Важнейшая

функция

цвета

в

живописи

доводить

до

предела,

как

чувственную

достоверность

изображения, так и смысловую и эмоциональную выразительность произведения.

Рисунок лучше выполнить карандашом на листе. Нужно предварительно точно

наметить на листе место каждой формы, передать ее пропорции и характер. Важным в

работе над произведением является выбор формата. Определение его зависит от замысла

художника. Из изученного опыта можно сделать некоторые выводы. Принято считать, что

квадратный

формат

создает

впечатление

устойчивости,

статичности

композиции.

Вытянутый горизонтально формат используют при изображении широкого панорамного

пространства.

Вертикальный

формат

способствует

созданию

впечатления

величавой

торжественности,

монументальности.

Но

вертикаль

узкая

придает

некоторую

фрагментарность.

При

этом

необходимо

найти

решение,

соразмерное

картинной

плоскости, попытаться уравновесить и придать стройный ритм композиции. Поисковых

эскизов может быть много, но анализируя их, мы выбираем самый удачный вариант [1].

В живописи цвет всегда гармонирует с формой, обогащает ее. Поэтому важно уметь

не

только

писать

маслом,

но

и

делать

предварительные

наброски.

Рисунок

должен

помогать

художнику

в

работе

с

красками.

Сложный

рисунок

быстро

теряется

при

нанесении масляных красок, поэтому рисунок лучше обозначать простыми фигурами и

контурными линиями. Когда у нас есть эскиз, мы переносим его на холст. Уточнение форм

происходит непосредственно при нанесении красок на распечатанный холст. Фактуру и

характер мазка следует искать в зависимости от особенностей изображаемой натуры и

своих

склонностей

к

той

или

иной

технике

исполнения

работы.

Так,

прежде

чем

отвергнуть ту или иную смесь, полученную на палитре, попробуйте различные варианты

наложения мазка. Иногда оттенок, казавшийся неудачным, хорошо вписывается в этюд,

если

положить

его,

например,

горизонтально,

а

не

вертикально.

Теневые

части

изображений оставались заполненными тонким слоем краски, тогда как свет можно писать

корпусно, пастозно используя кисть. Первый план прорабатывался более тщательно, чем

задний (по законам композиции). Самые сильные цветовые оттенки на свету и в тени

выделяют в последний момент, когда работа подходит к концу. Стоит отметить, что

никаких

строгих

рецептов

наложения

мазков

и

красочных

слоев

не

существует.

Необходимо заметить, что первоначальные эскизы и законченные живописные работы не

отождествляются друг с другом.

Чтобы прийти к определенному итогу, обычно перерабатывается много материала,

набросков, эскизов. Необходимо заботиться о том, чтобы вначале работы не было слишком

толстых слоёв краски, особенно на первом сеансе. Нередко сначала пишут темные места

теплее и светлее, а освещенные темнее и холоднее, то есть выдерживают общую гамму

этюда, а затем прописывают наиболее яркие цветовые контрасты. Самым основным и

сложным

из

этапов

работы

над

произведением

является

завершающий,

где

идет

подчинение

частного

общей

идее

произведения,

обобщение,

расстановка

акцентов,

придание работе завершенности.

В творческой работе используются удачные решения

учебных

задач.

При

этом

осуществляется

попытка

следования

объектным

законам,

использования разнообразных приёмов и средств. Оформляя работу в рамку, знайте: своим

цветом и декоративной отделкой рама не должна выделяться и отвлекать зрителя от

картины, которую обрамляет.

Цвет рамы должен подчеркнуть настрой изображения.

Немного

подробнее

о

материалах

живописи.

«Основа

для

живописи

это

любой

физически

существующий

материал

или

поверхность,

на

которую

наносятся

краски:

металл,

дерево,

ткань,

бумага,

кирпич,

камень,

пластик,

веленевая

бумага

(тонкий

пергамент,

калька),

пергамент,

штукатурка,

стекло.

Однако

лишь

немногие

из

них

представляют собой традиционные основы для масляной живописи: Делятся они на две

группы: Эластичные *гибкие) основы, к которым относятся холст и бумага, и жесткие,

объединяющие

дерево,

листовой

фибр

картон,

древесноволокнистую

плиту,

холст

на

картоне, доске и металл.»

После того, как холст был хорошо натянут, его следует проклеить. Цель проклейки

изолировать холст (картон, бумагу, доску) от масляной краски, так как клеевая плёнка не

растворяется в масле и растворителях.

На непроклеенной основе масло из краски

проникает в целлюлозу, свободные жирные кислоты, содержащиеся в масле, частично

разрушают ее. От этого целлюлоза становится хрупкой и при механических воздействиях

легко ломается. Если ткань имеет редкое переплетение, то клеевая плёнка дополнительно

закрывает отверстия между нитями. Это достигается нанесением нескольких проклеек.

Нужно употреблять клей, непроницаемый для влаги, не загнивающий, эластичный

и совершенно нейтральный по отношению к краскам. Отвечающий этим условиям клей

изолирует живопись от возможных химических воздействий самой основы (холста, дерева

и пр.). Не сжимаясь, он не вызывает образования трещин, а его гибкость позволяет

следовать движениям дерева и холста, между тем, грунты на масле само окисляются,

желтеют, взаимодействуют с некоторыми красками, ссыхаются и в конце концов делаются

хрупкими.

Желатин, растворенный в воде, образует клей, обыкновенно называемый

мездровым

или

кожным,

его

клеящая

способность

увеличивается

прибавлением

негашеной извести, масляного лака или шеллака (гуммилака), клей сохраняется жидким в

холодном

виде

посредством

добавления

уксусной

кислоты.

С

примесью

глицерина,

хлористого кальция и каучука приобретает эластичность, и, наконец, от прибавления

хромовой кислоты, двухромовокислого калия 130 и уксуснокислого алюминия желатина

делается, по высыхании, нерастворимым в воде.

При приклеивании холста ставится

задача не промочить (пропитать) его насквозь, а нанести защитную плёнку на лицевую

сторону. Для равномерного грунтования лучше наносить больше тонких слоев жидким

грунтом, чем один-два толстым, густым. Грунтовый холст не должен растрескиваться,

если провести с обратной стороны ногтем. Грунт должен быть ровным, сохраняющим

фактуру переплетений нитей, закрывающим все поры между ними.

В

промышленности

выпускают

масляные

краски

двух

видов:

так

называемые

густотертые (пастообразные) и готовые к употреблению (жидкие). Масляная живопись за

много веков своего существования неоднократно изменяла состав связующего вещества

своих красок. Первые попытки их изготовления велись, вероятно, с маслами, лишенными

всякой обработки. Еще значительно позднее - о чем имеются уже сведения в истории -

стали вводиться в масла различные добавки: смолы, эфирные масла и сушки. Легкие в

работе,

масляные

краски

позволяют

создавать

множество

разных

эффектов.

Так,

выдавливая

краску

на

основу

прямо

из

тюбика,

можно

за

один

день

получить

потрясающую рельефную поверхность (техника импасто). А с помощью масляной краски,

разбавленной специальной добавкой, создают тонкие лессировочные слои (на это уходит

больше одного дня). Наличие кроющих и прозрачных масляных красок открывает перед

художниками еще более широкие перспективы. Масляные краски, в отличие от красок на

водной основе - акварели, акрила и гуаши, сохнут очень медленно. Толстый слой масла

довольно

долго

остается

влажным

и

поддающимся

обработке,

что

позволяет

заново

применить уже использованную технику или обратиться к новой [2]. Это значит, что над

вами не тяготеет необходимость безошибочно написать картину с первого раза. Чтобы

исправить погрешность, нужно всего лишь снять краску или добавить новый слой поверх

уже

нанесенного.

Толстый

слой

можно

соскабливать

мастихином

и

заново

наносить

краску на полотно - такой фокус проходит только с масляными красками!

Написав картину, мы можем вызывать, передавать разные чувства и эмоции. Как и

любой другой вид искусства, она помогает выразить себя, свое настроение, снять стресс и

внутреннее напряжение, а иногда - найти ответы на важные вопросы. Также мы получаем

творческую

работу,

которой

можно

украсить

интерьер

или

преподнести

в

качестве

подарка.

Как просто и вместо с тем как дорого пронести от начала до завершения эскиза

первое

яркое

ощущение

натуры.

Когда

при

восприятии

подлинных

произведений

искусства всегда восхищает общее впечатление. Мы любуемся красотой художественных

средств, предающих содержание, даже не пытаясь в начале познать тайну их воздействия.

И

лишь

при

дальнейшем

рассматривании

начинаем

постигать

композиционную

слаженность и цельность образного строя. Вот эта цельность замысла, когда, как говорят,

"ни убавить, ни прибавить", при всех различиях почерков художников и является их

объединяющим признаком. Опыт указывает на положительное влияние кратковременных

рисунков, этюдов, когда при ограниченном времени надо, не упираясь глазом в один

предмет, успевать постоянно сравнивать основные формы изображения: охватив их и

окружение едиными взглядом. Это необходимое качество - чувство цельного - отличает не

только произведение изобразительного искусства, но и характеризует высокий замысел.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Недощивин Г.Н. Беседы о живописи. - М.: Молодая гвардия, 1959.

2. Основы для живописи маслом. // Художественный совет. - 2000. - №3. - С.6.



В раздел образования