Напоминание

Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни.


Автор: Шокурова Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ п.г.т Смышляевка муниципального района Волжский Сп детский сад Смышляевка
Населённый пункт: Самара п.Смышляевка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни.
Раздел: высшее образование





Назад




ВВЕДЕНИЕ

Все родители мечтают вырастить своих детей здоровыми и счастливыми.

Современные мамы и папы прекрасно знают, какое огромное влияние

оказывают факторы окружающей среды на развитие маленького человека.

Солнечный свет и тепло, свежий чистый воздух, полноценное и

разнообразное питание, любовь и внимание взрослых- всё это та благодатная

почва, на которой произрастает здоровье не только телесное, но и душевное.

Основы здоровья и гармоничного развития, как известно, закладываются в

детстве, когда ребёнок активно растёт, когда формируются и

совершенствуются все системы его организма

Дошкольный возраст особенно важен в этом отношении, это время наиболее

интенсивного развития, освоения огромного объёма информации, воспитания

привычек и жизненных установок, становления ребёнка как личности.

Именно в этом возрасте ребёнок ценит движение как способ самовыражения,

способ познания окружающего мира, получая огромное удовольствие от

новых умений и навыков.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что современная семья

включается во множество сфер жизнедеятельности общества. При этом,

сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска

дополнительных источников дохода, психологическая перегрузка, стрессы и

наличие других патогенных факторов способствуют развитию у родителей

синдрома хронической усталости, что в свою очередь не позволяет им

уделять необходимое внимание своему ребёнку

Родители и педагоги, развивая детей интеллектуально и эстетически,

забывают о физическом воспитании, относятся к нему как к чему-то

второстепенному, происходящему само по себе.

Естественная потребность в активных движениях, свойственная детям этого

возраста, подавляется взрослыми (не бегай, не шуми, не мешай), что самым

отрицательным образом сказывается на настроении ребёнка, на его общем

самочувствии.

Не

секрет,

что

благоприятные

условия

развития,

обучения

и

воспитания

ребёнка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного

взаимодействия

двух

социальных

институтов

детского

сада

и

семьи.

Современная

деятельность

педагогов

дошкольного

образовательного

учреждения и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребёнка,

3

формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической

культуры

имеет

не

только

педагогическое,

но

и

глубокое

социальное

значение. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа её национальной

безопасности.

.

4

2. Теоретические основы роли родителей в приобщении дошкольников к

здоровому образу жизни.

Современное общество отличается многообразием

примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый

ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в

результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе

жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Кроме того, в настоящее

время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения,

поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе

жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и

развитии дошкольников.

В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни

занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н.

Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С. Осадчук), экологии

(З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд) и педагогики (В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф.

Змановский, М. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю.

Толстова, О.С. Шнейдер и др.).

Интерес ученых к поставленной проблеме не случаен. Направленность личности

на здоровый образ жизни - процесс довольно сложный и противоречивый, на него

влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая

обстановка, технология воспитательно-образовательного процесса, личность

педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания.

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и,

пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной

организацией здравоохранения: «Здоровье- это состояние полного физического,

психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или

физических дефектов».

И. Ю. Жуковин рекомендует изменять отношение людей к ЗОЖ на основе

формирования традиций и ценностных мотиваций. Создание традиций ЗОЖ - это

то, что должно лежать в основе валеологической работы в образовательных

учреждениях, и то, к чему нужно стремиться в конечном итоге.

Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно-

воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой,

терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера.

Это приведет к формированию потребности вести ЗОЖ, к сознательной охране

своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для

этого практическими навыками и умениями. Таким образом, сформированные

традиции ЗОЖ становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью

жизни людей.

Формирование культуры ЗОЖ является главным рычагом первичной

профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада

жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с

вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон,

связанных с жизненными ситуациями.

5

Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у

дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система

дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как

отмечает ряд авторов (А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова,

Т.В. Поштарева, О.Ю. Толстова, З.И. Тюмасева и др.), - проблема не только

медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная

воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем

все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и

здорового образа жизни. На образование, как социальный способ обеспечения

наследования культуры, социализации и развития личности, возложена надежда

государственной политики по формированию индивидуальной культуры здорового

образа жизни подрастающего поколения, как одной из основных составляющих

национальной культуры здорового образа жизни. Основными направлениями

деятельности системы образования в данной области явились:

· уточнение понятийного аппарата: здоровый образ жизни, культура здорового

образа жизни;

· исследование состояния здоровья детей дошкольного возраста и определение

основных групп факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья

ребенка;

· выявление и исследование проблем формирования культуры здорового образа

жизни;

· создание теории и практики разработки и внедрения педагогических технологий,

ориентированных на сохранение, укрепление здоровья детей.

Здоровый образ жизни - категория экобиосоциальная, интегрирующая

биологические, социальные и экологические представления о здоровье человека

и его жизнедеятельности, поскольку физическое благополучие зависит не только

от наследственности и количества внимания к здоровью ребенка со стороны

родителей и врачей, но и от влияния экологических факторов, от степени

гармонизации взаимоотношений ребенка с внешней социальной и экологической

средой.

Формирование здорового образа жизни во многом обусловлено процессом

социализации индивида. Развитие и социализация ребенка происходит в

определенной социальной среде, которая является важным фактором регуляции

его поведения. В исследованиях Н.В. Бордовской, В.П.Озерова, СЮ. Толстовой,

О.Л. Трещевой, С.О. Филипповой подчеркивается роль социума как среды

формирования у детей определенного образа жизни. Социальное направление в

решении проблемы формирования здорового образа жизни также прослеживается

в работах В.П. Петленко и Н.Г.Веселова. Проблеме формирования здоровье

сберегающей культуры работников ДОУ, педагогического процесса посвящены

труды С.В.Васильева, Г.К. Зайцева, Н.Б. Захаревич, Е.Е. Луниной.

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого

человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья,

правильного физического развития, происходит становление двигательных

способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту,

воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.

6

Среди многих факторов (социально-экономических, демографических,

культурных, гигиенических и др.), которые оказывают влияние на состояние

здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание

занимает важное место. Сегодня не вызывает сомнения, что в условиях

возрастания объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности

гармоническое развитие организма дошкольника невозможно без физического

воспитания.

В то же время анализ многочисленных литературных источников свидетельствует

о недостаточной эффективности процесса физического воспитания в дошкольных

учреждениях, что подтверждается рядом фактов. По данным НИИ гигиены и

профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние

десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось

количество абсолютно здоровых (с 23,2 до 15,1%) и увеличилось число детей,

имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и

хронические заболевания (с 15,9 до 17,3%). Вызывает тревогу то, что к моменту

поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости у

детей.

Исследованиями Е.А. Пимоновой установлено, что занятия в объеме программы

по физической культуре направлены главным образом на освоение определенного

объема двигательных навыков и не способствуют эффективному воспитанию

основных двигательных качеств у детей дошкольного возраста. По мнению А.Б.

Лагутина, работа по единой, жестко регламентированной "Программе воспитания

и обучения в детском саду" неизбежно приводит к единообразию форм и методов

воспитания и обучения, ограничивает возможности педагогического творчества,

ориентирована на унифицированный стандарт в воспитании ребенка, игнорируя

индивидуальные особенности развития.

Теоретические основы здоровьесберегающего сопровождения воспитательного

процесса в ДОУ освещались О.Ю. Толстовой, где достижение результата

основывается на гигиеническом воспитании и обучении детей. Вопросы

экологического воспитания, способствующего осознанию взаимодействия

человека и природы, зависимости человека от окружающей среды,

рассматривались А.Ф. Аменд, Е.Г. Кушниной, Л.И. Пономаревой, З.И. Тюмасевой,

В.Г. Фокиной. Основой формирования здорового образа жизни, как отмечает З.И.

Тюмасева, является экологическое воспитание и образование, поскольку

здоровье, по ее мнению, является критерием взаимоотношений человека и

природы. Экологический аспект, по мнению ряда авторов (Е.Г. Кушнина, О.А.

Овсянникова, Т.В. Поштарева), способствует раскрытию взаимосвязи среды и

организма человека и закреплению в сознании ребенка ощущения своей

неразрывности с природой.

Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет

наиболее успешным, если:

· определено содержание понятия "здоровый образ жизни", включающего как

биологические и социальные представления, так и экологические и

раскрывающего зависимость здорового образа жизни от состояния окружающей

экологической среды;

7

· спроектирована педагогическая технология, включающая формы, методы,

условия, принципы, этапы формирования представлений о здоровом образе

жизни: "здоровье" и "образ жизни человека", "зависимость здоровья и образа

жизни от состояния окружающей социальной и экологической среды", «здоровый

образ жизни - основа сохранения и укрепления здоровья» - и диагностику

определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни;

· разработана модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного

процесса, предполагающая подготовку педагогов к решению задач формирования

у детей здорового образа жизни, к методическо-просветительской работе с

родителями, и непосредственное воздействие педагогов и родителей на детей.

Формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью

Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная

привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств

физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения

оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное

учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового

образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском

образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь,

как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его

жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и

приумножать свое здоровье.

Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного

характера. По мнению Г. К. Зайцева, это связано с тем, что, во-первых,

рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в

назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных

эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются

указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того,

выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека

значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-

дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую

сферу.

Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному

здоровью, нам, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что само

состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних

(природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст)

факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма

человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального

развития.

2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которой

составляет состояние общего душевного комфорта.

8

4. Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей,

установок и мотивов поведения человека в обществе.

От чего же зависит здоровье ребенка?

Здоровье зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий

внешней среды, т.е. экологии, на 10% - от деятельности системы

здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он

ведет.

Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие

50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.

По словам Б. Н. Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать

собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье

ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его

(родителей, воспитателей, врачей, учителей и др.), с целью создания вокруг него

атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового

образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура

поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки

валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным

фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного

здоровья во взрослой жизни.

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования

здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к

миру, окружающим людям - все это зависит от того насколько добросовестно, с

любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.

Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока

еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать,

прислушаться к своему организму.

Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни,

адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в

неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является

развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей,

они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять

следующим компонентам ЗОЖ:

· Занятия физкультурой, прогулки

· Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание,

создание условий для полноценного сна

· дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить,

умения отличать ложь от правды

· Бережное отношение к окружающей среде, к природе

· Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение

различных рекомендаций

· Формирование понятия "не вреди себе сам"

9

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно

будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и

развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности.

Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его

сознании этого понятия.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье

как "не болезни". Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется

негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть

здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и

отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть

здоровым - значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть,

многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не

мочить ноги и т.д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте

дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно,

дождь, сквозняк), а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить

ноги и т.д.).

Изучение возрастной динамики развития силы показало, что в период с 4 до 7 лет

происходит значительное увеличение мышечной массы и соответствен но

увеличиваются сократительные способности, сила и работоспособность мышц,

поэтому, согласно рекомендациям Л. Кечеджиевой и др., упражнения для мышц

плечевого пояса и тазобедренных суставов ребенок 5-7-летнего возраста может

выполнять ежедневно от 20 до 30 раз, а для мышц туловища - от 40 до 60 раз,

отдельными сериями по 6-8 или 12-16 раз. Большой объем выполняемой работы

вызывает заметные сдвиги в обмене веществ, в работе функциональных систем

организма, расширяя механизмы адаптации не только к физической нагрузке, но и

к действию различных факторов внешней среды, способствует повышению общей

работоспособности.

10

Психологические основы формирования у дошкольников позиции созидателя в

отношении своего здоровья

Психологической основой формирования позиции созидателя в отношении своего

здоровья является наличие у ребенка потребности в здоровом образе жизни. Но,

такой потребности у ребенка дошкольного возраста еще нет. Согласно

исследованиям возрастной динамики значимости здоровья и здорового образа

жизни, их приоритетная роль чаще всего отмечается у представителей старшего

поколения. В иерархии ценностей маленького человека доминируют игра и

общение со сверстниками. В понимании детей роль физического, психического и

социального здоровья и соответствующего здорового образа жизни еще не

находит должного места.

Биологические потребности (голод, жажда и пр.), потребность в безопасности,

любви, присущие ребенку, как и взрослому, ни по отдельности, ни вместе не

создают фундамента потребности в здоровом образе жизни, которую мы должны

отнести к высшей потребности. И ее возникновение прямо связано с социально-

гигиенической средой, в которой воспитывается ребенок.

Гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка в дошкольном

образовательном учреждении является первым и основным условием развития у

него потребности в здоровом образе жизни. Учитывая, что значительную часть

своей жизни ребенок находится в дошкольном учреждении, оно в силу специфики

своей деятельности и возможностей несет большую, чем родители,

ответственность за возникновение и развитие этой потребности.

Микросреда дошкольного учреждения должна отвечать не только санитарно-

гигиеническим требованиям. Она должна отвечать требованиям гигиены нервной

системы, психологической безопасности, гигиены социальных отношений. Важно,

например, не только то, что детей в соответствующее по режиму время

укладывают спать, а то, как это делают, каким образом обеспечивают глубокий,

здоровый сон. Кроме того, крайне важно обеспечить детям комфортность при их

пробуждении.

Безупречное обеспечение базовых потребностей индивида создает предпосылки

возникновения высших потребностей, к которым мы относим потребность в

здоровье и здоровом образе жизни у здорового человека. Мы должны понимать,

что воспитание у детей этой потребности - задача государственной важности, а

оздоровительная деятельность дошкольного образовательного учреждения - это

долгосрочная инвестиция государства в семью, которая вернется ему в виде

здоровых и полноценных граждан.

Вторым по важности условием воспитания у детей потребности в здоровом образе

жизни является наличие в дошкольном учреждении специальной обучающей

программы, которая была бы нацелена на приобретение детьми комплекса

необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного

отношения к окружающим людям, дело в том, что многие потребности связаны с

привычками. Например, человек, привыкший утром и вечером чистить зубы,

чувствует себя весьма некомфортно, если по каким-либо причинам лишен этой

возможности. У него возникает потребность очистить полость рта. У человека,

незнакомого с зубной щеткой, нет потребности не только чистить зубы, но даже

полоскать рот. Его это не беспокоит.

11

Другой пример. Если человек постоянно занимается гимнастикой,

оздоровительным бегом и т.д., то в определенное время у него наступает чувство

«мышечного томления». Организм привык получать нагрузку и как бы просит

своего хозяина: «Ну, давай, побегай!». Чувство мышечного томления связано с

позитивными изменениями в гормональной сфере, и его появление говорит о

наличии у человека потребности в систематических движениях. Приведенные

примеры показывают, что потребность в здоровом образе жизни вызвана особым

внутренним состоянием человека, связанным с чувством удовольствия,

комфортности, удовлетворения.

Педагогам дошкольного учреждения необходимо составить перечень привычек

(подчеркнем, привычек, а не навыков и умений!) здорового образа жизни, которые

они гарантированно сумеют воспитать у детей за время их пребывания в

дошкольном учреждении. При этом необходимо провести анализ имеющихся

привычек, как полезных, так и вредных. И в первую очередь избавлять детей от

вредных. Система мер, которая для этого будет избрана, должна согласовываться

с родителями каждой возрастной группы.

Создавая гигиеническую среду обитания в дошкольном учреждении,

предполагающую обеспечение необходимых условий для приобретения детьми

навыков здорового образа жизни, мы должны учитывать эффект задержанной

обратной связи. Его суть заключается в том, что люди предпочитают не

обременять себя работой над собственным здоровьем, поскольку результат от

затраченных усилий может быть не сразу заметен и очевиден. Занятия

физкультурой, закаливание приносят ощутимый эффект далеко не сразу, чаще

через месяцы и даже годы. Люди, а тем более дети, этого не понимают, и зачастую

им этого не объясняют. Не получив быстрых результатов от полезных для своего

здоровья действий, дети теряют к ним интерес и выполняют их механически (так

надо), а если появляется возможность, то попросту увиливают. Эффект

задержанной обратной связи - одна из главных причин негигиенического

поведения детей и взрослых, пренебрежения ими правилами здорового образа

жизни. Мы должны учитывать специфику этого эффекта при организации

оздоровительной работы и позаботиться о том, чтобы самим не попасть в эту

ловушку.

В программе, формирующей у детей привычки здорового образа жизни, должен

быть учтен лучший опыт семейного воспитания. В дошкольном учреждении в

буквальном смысле должна быть введена мода на здоровье среди родителей и

сотрудников. Лучший их опыт должен стать достоянием коллектива родителей и

педагогов.

И в этом смысле не столь важны предлагаемые технологии оздоровления, сколько

методы и средства быстрого приобретения привычек здорового образа жизни. От

привычки к потребности -- от потребности к здоровому образу жизни - таким

должен быть алгоритм деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Третьим условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни

является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом

образе жизни.

Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также

на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных

возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно

не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети

12

приобретают на специальных занятиях.

Система знаний о своем организме, здоровье представляет собой целостный

интегрированный курс с другими образовательными областями. Этот курс,

несмотря на то, что некоторая часть его содержания совпадает с содержанием

широко распространенного в системе дошкольного образования России курса

ОБЖ, имеет ряд существенных отличий, в том числе и по методике организации

занятий.

Во-первых, этот курс легко интегрируется в другие образовательные курсы, что

позволяет "укладываться" в отведенное для занятий время и не перегружать

детей.

Во-вторых, методика организации занятий нацеливает педагога на то, чтобы дети

в полной мере были субъектами образовательного процесса, дети должны сами

сформулировать соответствующие выводы, подобно герою из произведения

В.Маяковского: «...и сказала кроха - буду делать хорошо, а не буду плохо».

В-третьих, на этих занятиях дети должны осваивать практику самомониторинга

здоровья.

В-четвертых, содержание занятий должно в полной мере соответствовать

практике физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в дошкольном

учреждении.

Становясь активными участниками образовательного процесса, ощущая его

органичную связь с тем, что требуют от них в плане ухода за своим телом

взрослые, дети полнее осознают связь между состоянием своего организма и их

собственной заботой о нем.

Четвертым условием формирования позиции созидателя своего здоровья

является реализация принципа резонанса при организации физического

воспитания детей. Сущность его заключается в создании взрослыми

бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми своих растущих

физических возможностей.

2.1Важность приобщения дошкольников к здоровому образу жизни

Важность приобщения дошкольников к здоровому образу жизни

обусловлена, во-первых, негативными тенденциями состояния здоровья в

детской популяции. По данным совместных исследований сотрудников НИИ

гигиены и НИИ возрастной физиологии РАО , в дошкольном возрасте всего

около 5,6 % детей можно назвать абсолютно здоровыми (I группа здоровья),

23-26 % имеют хронические заболевания (III группа здоровья), остальные

ослабленное здоровье (II группа здоровья). В школьном возрасте к абсолютно

здоровым детям уже относится 10,2 %, но при этом в 2 раза до 52 %

увеличивается число детей хроников, а остальные 38 % имеют ослабленное

здоровье (II группу).

13

Демографическая ситуация в нашей стране тоже складывается

неблагоприятным образом. Важно не только родить ребенка, но и вырастить

его здоровым, заложить фундамент здоровья, потому что в будущем этот

ребенок тоже станет родителем и генетически передаст своему ребенку свое

здоровье. Поэтому проблема укрепления здоровья детского населения и

формирования культуры здоровья не может рассматриваться в обществе в

свете популярности или не популярности. От ее решения зависит будущее

нации и государства, поэтому она актуальна всегда.

Во-вторых, в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, об

этом свидетельствует большое количество критических периодов в развитии

различных функциональных систем организма. Особенно показательно, что

на этот период приходится 4 из 5 критических периодов в развитии

иммунной системы, благодаря чему к концу дошкольного возраста

происходит резкое снижение острой заболеваемости, в связи с чем,

большинство старших дошкольников переходит в разряд редко болеющих.

Периоды интенсивного развития детского организма резко повышают его

чувствительность к внешним воздействиям и грамотно проводимые в этот

период оздоровительные мероприятия могут существенно повлиять на

улучшение детского здоровья.

В-третьих, на развитие детского организма влияют не только внутренние, но

и внешние факторы: климатические, медицинские, педагогические и др.

Несмотря на успехи профилактической медицины, существенного улучшения

состояния здоровья современных детей не произошло, поэтому, учитывая

психо-соматическое единство здоровья, необходимо подключить к этой

работе психологов, педагогов, и направить совместные медико-психолого-

педагогические усилия на исправление данной ситуации. Специальные

исследования роли социально-гигиенических факторов в развитии

заболеваний показали, что образ жизни детей обусловливает в зависимости

от возраста от 3 до 11% заболеваемости .

В-четвертых, в деле формирования здорового образа жизни дети являются

наиболее перспективной возрастной категорией. Именно в этом возрасте

происходят усвоение основных объемов информации, выработка

фундаментальных жизненных стереотипов.

В ДОУ для этой работы складываются исключительно благоприятные

условия. Весь уклад жизни ребенка построен правильно, на научных

принципах, последовательность режимных процессов, их длительность,

рациональное питание, двигательный режим, закаливание – их проведение

формирует у ребенка привычки ЗОЖ. Однако необходимо, чтобы ребенок из

объекта для проведения оздоровительных мероприятий превратился в

активного участника этого процесса, т.е. научился понимать важность этих

14

процедур для здоровья и осознанно и активно их использовал в повседневной

жизни не только в ДОУ, но и дома, а в будущем и в период обучения в школе.

Всемирной организацией здравоохранения принято следующее определение

«Здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального

благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений». В

дошкольном возрасте происходит активное формирование всех этих сторон

здоровья: физического, психического и социального. В психо-социальном

развитии детей можно выделить особую роль положительных мотивов

выполнения гигиенических процессов, правил и физических упражнений,

лежащих в основе здоровьесберегающего поведения.

Под «здоровым образом жизни» в медицинской литературе понимают

поведение, стиль, способствующий сохранению, укреплению и

восстановлению здоровья данной популяции. Здоровый жизни связан с

выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что

предполагает высокий уровень гигиенической культуры отдельных

социальных групп и общества в целом. К гигиенически рациональным

формам поведения относится поведение, способствующее повышению

защитных свойств организма, а также поведение, направленное на борьбу с

вредными привычками, влияющими на здоровье.

Повышение защитных сил организма включает в себя оптимальный режим

различных видов деятельности и отдыха, рациональное питание,

оптимальную двигательную активность, физическую культуру, закаливание,

соблюдение правил личной гигиены, медицинскую активность и

динамическое слежение за собственным здоровьем, позитивное

экологическое поведение.

Применительно к детям дошкольного возраста педагогам необходимо иметь в

виду, что не всегда сам ребенок может обеспечить соответствующий способ

жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, педагогов.

15

2.2 Роль родителей и педагога в сбережении здоровья ребёнка.

Многие родители в силу неопытности, несерьёзности подхода к соблюдению

правил гигиены, а часто из-за низкой культуры и небрежного отношения к

здоровью ребёнка не выполняют даже элементарных гигиенических правил.

Важным элементом семейного воспитания является физическое воспитание.

Однако многие исследователи констатируют явно недостаточную активность

родителей в физическом воспитании детей. Между тем семейное физическое

воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению

здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного

микроклимата. Следовательно, возрождение традиций семейного

физического воспитания в совместных условиях имеет значение не только

для улучшения здоровья подрастающего поколения, но и для укрепления

семейных ценностей.

16

Для успешной и продуктивной работы детского сада по приобщению

дошкольников к здоровому образу жизни педагогам необходимо направлять

деятельность родителей и в этом направлении обеспечивать взаимосвязь в

работе

с

родителями

воспитанников.

На

сегодняшний

день

необходимо,

чтобы каждый педагог дошкольного учреждения был грамотен в вопросах

сохранения здоровья. Педагог, работающий с детьми дошкольного возраста,

должен иметь так же специальные знания, касающиеся здоровья детей и

практические навыки здорового образа жизни.

Степень грамотности педагога в вопросах здоровья определяет уровень

воспитанности

детей,

умение

адаптироваться

к

условиям

жизни,

их

стремление к познанию самих себя.

В

любой

комплексной

программе

система

физического

воспитания

дошкольника является частью общегосударственной системы физического

воспитания,

она

строится

с

учётом

возрастных,

психологических

особенностей детей при обязательном контакте с родителями.

Семья для ребёнка - источник общественного опыта. Здесь он находит

пример для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И

если

мы

хотим

вырастить

нравственно

здоровое

поколение,

то

должны

решать эту проблему "всем миром": детский сад, семья, общественность.

Физическое воспитание дошкольника базируется на единстве цели, задач,

средств, форм и методов работы и направлено на укрепление здоровья и

физическое

развитие

детей.

Целью

физического

воспитания

является

формирование

потребности

у

детей

в

здоровом

образе

жизни.

Знание

ребёнком

основ

гигиены,

элементарных

медицинских

сведений,

правил

безопасной

жизнедеятельности

составляет

фундамент

здорового

образа

жизни, способствующий в свою очередь, эффективности оздоровительных

мероприятий,

проводимых

в

дошкольном

учреждении

и

семье.

Всем

известно, об одном из педагогических принципов, принципе осознанности.

Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса,

сберегающего здоровье ребёнка и воспитывающего ценностное отношение к

здоровью. В ходе совместной деятельностью с детьми, педагог, сотрудничая

с семьёй, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

Роль родителей в сбережении здоровья ребёнка при поддержке ДОУ

состоит

в

конструировании

природо

и

культурносообразной

модели

поведения, в готовности принимать помощь и поддержку от специалистов

ДОУ

в

вопросах

сохранения

и

укрепления

здоровья

ребёнка,

активном

участии в создании культурных традиций детского сада. Это значит, что

важным условием успешной работы по сохранению и укреплению здоровья

17

детей,

по

формированию

у

них

потребности

в

здоровом

образе

жизни

является и то ,что "здоровый образ жизни" должен стать стилем жизни

окружающих его людей, т.е. педагогов и родителей.

Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья

ребёнка, им не всегда удаётся грамотно решить многие вопросы и возникшие

проблемы, тем более, что многие дети большую часть времени находятся в

детском саду. Поэтому ДОУ должно оказать существенную помощь семье в

сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребёнка.

Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума,

который его окружает.

2.3.Этапы работы с семьей.

Первостепенной задачей является укрепление здоровья детей, повышение

сопротивляемости заболеваниям. Для успешной реализации всех задач, в том

числе и оздоровительной ежегодно на основе диагностики составляем планы

работы.

Исходя

из

годового

плана

воспитательно-

образовательной

работы

определяем месячный план работы с семьёй, который является составной

частью общего месячного плана. Систематическая работа педагогов ДОУ

способствует

повышению

интереса

родителей

к

воспитанию

детей,

их

ответственности, росту педагогических знаний и умений , т.е. педагогической

культуры. Большую помощь воспитателям в работе с родителями оказывает

накопленный в методическом кабинете материал по работе с семьёй. Это и

18

методическая литература, периодическая печать, разработки родительских

собраний, консультаций, обобщённый опыт воспитателей разных возрастных

групп, анкеты, вопросники для родителей. Ребёнок развивается в окружении

разных

людей.

От

того,

кто

рядом

с

ним

-зависит

его

психическое

и

физическое состояние.

Три этапа работы с семьей.

I. Этап-знакомство с семьёй, её изучение. Каждая семья требует

определённого подхода. Устанавливаем количество детей в семье, их возраст,

социальное благополучие, психологический климат. Помогает выяснить

многие вопросы-анкеты, которые заполняет каждая мама вновь

поступающего ребёнка.

II. Этап- определяем направление в работе с семьёй. Какую помощь оказать,

как её оказывать – индивидуально или в группах? Составляем социальный

паспорт семей на основе дифференцированного анализа. Опыт работы

показал, что его данные нужно обновлять, уточнять на начало каждого

учебного года.

III. Этап-оказание непосредственной помощи и поддержки семье. Помогаем

родителям понять и принять индивидуальность своего ребёнка, его

возможность в развитии. Учим родителей менять свои воспитательные

установки в зависимости от потребностей ребёнка, ориентироваться в

различных семейных ситуациях, согласовывать воспитательные позиции

супругов, владеть навыками бесконфликтного взаимодействия.

Уровень педагогической культуры родителей в значительной степени зависит

от профессионализма педагогической компетенции специалистов ДОУ.

В своей работе с семьёй педагогический коллектив приобщении детей к

здоровому образу жизни использует такие формы работы как:



Беседы



Консультации



Родительские собрания в нетрадиционной форме



Анкетирование



Совместные досуги, развлечения



Наглядную агитацию

19



Фотовыставки



Выставки

Для разностороннего педагогического просвещения родителей в нашем

детском саду их знакомят с основами теоретических знаний и практической

работой с детьми в домашних условиях, используя наглядные средства, такие,

как информационные стенды , где каждый специалист и воспитатель

ежемесячно сообщает родителям наиболее важные сведения о работе по

физическому воспитанию и оздоровлению детей, даёт конкретные советы и

рекомендации.

В практике работы воспитателя по физической культуры существуют такие

нетрадиционные формы, как:



Эстафетландия



Игротека



Весёлые старты



День здоровья



Неделя здоровья

Традиционными для детей стали занятия «Царь горы «для мальчиков и

«Спортивные задоринки» для девочек. Регулярно проводим совместные с

родителями спортивные праздники, как в спортивном зале так и на улице.

Следующий шаг связан с необходимостью выплеснуть накопленные от

совместных мероприятий эмоции, реализовать их в художественном

творчестве. Так появилась такая форма сотрудничества, как передвижная

выставка –конкурс рисунков или поделок из природного материала. Эти

выставки проходят после совместных спортивных вечеров детей с

родителями. Лучшие работы награждаются грамотами.

Чтобы ответить на все интересующие родителей вопросы организуем

консультации. Проводят их как воспитатели групп, так и педагог-психолог,

музыкальный руководитель, медсестра, физкультурный работник.

Традиционным стало проведение собраний для родителей в интерактивных

формах, давая возможность родителям прожить некоторые учебные

ситуации.

20

Одной из форм работы с родителями являются педагогические беседы

(индивидуальные и подгрупповые). Перечень творческих форм совместной

работы воспитателей и родителей по оздоровлению и развитию детей очень

большой. Лучшей формой такой работы считаем семинары-тренинги,

основной целью и содержанием которых является согласование между

родителями и педагогами, целей и стратегий развития ребёнка, формирование

представлений об оздоровлении и питании детей.

Практикуем дни открытых дверей, пребывание родителей в детском саду,

особенно в период адаптации ребёнка к условиям образовательного

учреждения.

В работе используем и такую форму, как обмен опытом родителей между

собой. С желанием родители воспитанников принимают участие в таких

формах, как совместная организация детских праздников, кукольных театров

силами родителей, оформление групповых помещений, встречи по

интересам, экскурсии за пределы участков. Устраиваем совместные концерты

со спортивными танцами, песнями, стихами, физкультурными упражнениями

и играми- забавами.

Для родителей вновь поступивших детей проводим презентацию

дошкольного учреждения, на которой знакомим с детским садом, уставом,

программой, информируем о содержании работы с детьми, в том числе и

физкультурно-оздоровительной.

Познакомить родителей со структурой и спецификой проведения

физкультурных и музыкальных занятий, коррегирующей гимнастикой, с

работой в группе «Здоровья», с психогимнастикой помогают открытые

показы с детьми и дни открытых дверей.

Вот такие формы работы с родителями мы используем.

Упорядоченная система работы с семьёй помогает обеспечить детям здоровье

и полноценное развитие.

21

3. Заключение

На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне

небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно

овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и

должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении и

тем более в семье. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас

идеально здоровых детей не много. Не следует также забывать, что только в

дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных

привычек, которые в сочетании с применением методов совершенствования и

сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

22

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Банникова Л.П. Программа оздоровления детей в дошкольных образовательных

учреждениях.- ТЦ Сфера, 2007-51с.

Бочарова Н.И. Физическая культура дошкольника в ДОУ: Программно-методическое

пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2007-256с.

Воротилкина И.М Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном

учреждении.-М.: Энас, 2006-144с.

Доскин В.П., Голубева А.Г. Растим детей здоровыми.–М.: Мозаика-синтез, 2005.-96 с.

23

Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ./Под редакцией З.И.Бересневой.-

М.: Творческий центр, 2003-31с.

Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. М.: Просвещение, 1973

Программа воспитания и обучения в детском саду./Под редакцией Васильевой М.А.,

Гербовой В.В.-М.: Мозаика-Синтез, 2007-240с.

24



В раздел образования