Автор: Дарьина Светлана Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1912 им. Бауыржана Момышулы
Населённый пункт: ЗЕЛ АО г. Москвы
Наименование материала: игра по русскому языку
Тема: "Кто хочет стать миллионером"
Раздел: начальное образование
Игра по русскому языку
«Кто хочет стать миллионером?»
Правила аналогичны правилам одноименной телевизионной игры:
1). Перед каждой игрой проводится отборочный тур, во время которого дети пишут
свои ответы на листочках. Жюри оценивает быстроту и правильность ответов.
2). Вопросы для каждой игры выводятся на интерактивную доску, чтобы игрок мог не
только услышать варианты ответов и вопрос, но и прочесть.
3). Участник игры может воспользоваться следующими подсказками:
- «помощь зала» (дети голосуют за варианты ответов поднятием руки);
- «звонок другу» (игрок спрашивает правильный ответ у любого ученика в классе);
-«50х50»(учитель убирает два неверных ответа).
4) Главный приз получает игрок, ответивший на все вопросы. Ответив только на
первые пять вопросов, игрок получает утешительный приз. Ответив на десять
вопросов, игрок также получает утешительный приз, но более значимый.
Вопросы отборочных туров.
1.
Расположите падежи в правильном порядке: предложный, дательный,
родительный, вини тельный.
2.
Расположите дни недели в порядке следования: воскресенье, вторник, пятница,
среда.
3.
Расположите слова в порядке увеличения количества слогов: школа, класс,
знания, первоклассник.
4.
Расположите слова в порядке убывания количества слогов: учитель, ученики,
труд, сентябрь.
5.
Расположите слова в порядке следования ударного слога: море, учебник,
отвлекать, соединить.
6.
Расположите слова в порядке убывания количества звуков: язык, свет, аллея, он.
7.
Расположите слова в порядке увеличения количества слогов: сбить, земля,
горизонт, огромная.
Игра первая
1.
Закончите выражение «Поди туда – не знаю …»
а) куда;
б) зачем;
в) почему;
г) с чем.
2. 10+6 получится…
а) шеснадцать
б) шеснацать;
в) шестнацать;
г) шестнадцать.
3. Назовите словарное слово, которое произносят при прощании.
а) до свидания;
б) чао;
в) пока;
г) до встречи.
4. Назовите окончание прилагательного в фразе «о хорош… сестре».
а) - ой;
б) -ей;
в)- ый;
г) – им.
5. Назовите лишнее слово.
а) камыш;
б) вещь;
в) лещ;
г) плащ.
6. Часть речи, которая обозначает явление природы, называется…
а) местоимение;
б) глагол;
в) прилагательное;
7. Найдите слово, имеющее звук й , в предложении «У каждого судьба своя!».
а) такого слова нет;
б) все слова;
в) судьба;
г) своя.
8. Подберите состав слова, к слову «пошел».
а) корень, суффикс, окончание;
б) приставка, корень;
в) приставка, корень, суффикс;
корень, окончание.
9.
Определите падеж существительного «берег» в предложении «Берег увидел
командир».
а) винительный;
б) именительный;
в) родительный;
г) предложный.
10. Продолжите пословицу «Дружба, как стекло: расколешь - …».
а) не найдешь;
б) не возьмешь;
в) не соберешь;
г) не увидишь.
11. Раскройте смысл фразеологизма «перемывать косточки».
а) сплетничать;
б) мыться в бане, душе;
в) играть на деньги;
г) мыть кости.
12. Назовите слово, в котором есть мягкий звук.
а) шепот;
б) конечно;
в) мышь;
г) жуешь.
13. Назовите проверочное слово для слова «ув…дать» (без влаги).
а) видеть;
б) вел;
в) воды;
г) вянуть.
Игра вторая.
1.
Назовите имя существительное.
а) зелененький;
б) зелень;
в) зеленеть;
г) зелено.
2. Сколько букв в русском алфавите?
а) 33;
б) 10;
в) 31;
г) 90.
3. Подлежащее подчеркивается…
а) двумя чертами;
б) одной чертой;
в) тремя чертами;
г) не подчеркивается.
4. Раскройте смысл фразеологизма «во весь дух».
а) неуклюже;
б) духовно;
в) быстро;
г) медленно.
5. Назовите словарное слово, обозначающее человека , совершающего поездку в
транспорте.
а) безбилетник;
б) кондуктор;
в) пассажир;
г) «заяц».
6.Начальная форма прилагательного.
а) им. п., ед. ч., м.р.;
б) род. п., ед.ч., ж.р.;
в) им. п., ед.ч., ж.р.;
г) им.п., ед.ч.
7. Назовите однокоренное существительное к прилагательному «ленивый»
(человек).
а) бездельник;
б) лентяй;
в) Лена;
г) лодырь.
8. Поставьте существительное «килограмм» в родительный падеж множественного
числа.
а) килограммов;
б) килограмм;
в) килограммы;
г) килограммах.
9. Его корень в слове «писать», приставка в слове «рассказать», суффикс в слове
«книжка», окончание в слове «вода». Назовите слово.
а) писака;
б) рассказ;
в) записка;
г) расписка.
10. Продолжите пословицу «Герой воюет, а трус…».
а) грустит;
б) печалится;
в) горюет;
г) раздумывает.
11. Найдите звуковую одежду для слова «яблоко».
а) яблоко ;
б) йаблака ;
в) йаблоко ;
г) йаблако ;
12. Какое слово является проверочным для слова «прим…рение»?
а) мирный;
б) примерный;
в) мирить;
г) мерить.
13. « Звонят во все колокола». Сколько звуков о содержится в этой фразе?
а) 5;
б) 2;
в) 6;
г) 0.
Игра третья.
1.
Назовите однокоренное существительное к прилагательному «богатый»
(человек).
а) крутой;
б) богач;
в) мафиози;
г) бизнесмен.
2. Назовите словарное слово, обозначающее дорогу с рядами деревьев по сторонам.
а) тропинка;
б) аллея;
в) лазейка;
г) проход.
3. Назовите окончание в прилагательном «летн…» (каникулы).
а) - ые;
б) -ии;
в) - нулевое;
г) -ие.
4. 6+7 получится…
а) тридцать;
б) тренадцать;
в) тринадцать;
г) тринацать.
5. Определите падеж прилагательного «красивую» (девочку).
а) винительный;
б) именительный;
в) родительный;
г) дательный.
6. Часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него, называется
…
а) существительное;
б) местоимение;
в) наречие;
г) прилагательное.
7. Мой корень – родственник «сраженью»,
Приставка - в слове «заявление»,
В «наборщике» есть суффикс мой,
А весь тружусь я под землей.
а) забойщик;
б) заражение;
в) каменщик;
г) шахтер.
8. Подберите состав слова к слову «седоватый».
а) приставка, корень, суффикс;
б) корень, суффикс;
в) корень, суффикс, окончание;
г) корень, окончание.
9. Продолжите пословицу «Цену вещи узнаешь, когда ее …».
а) потеряешь;
б) купишь;
в) увидишь;
г) заведешь.
10. Раскройте смысл фразеологизма «точить лясы».
а) вытачивать из железа;
б) лежать без дела;
в) говорить правду;
г) заниматься пустой болтовней.
11. Назовите «лишнее» слово.
а) каша;
б) роза;
в) звезда;
г) коза.
12. В Москве живет москвич, а в Киеве?
а) киевлич;
б) киевчанин;
в) киевлянин;
г) киевич.
13. Как правильно сказать?
а) нет зубов;
б) нет зуб;
в) нет зубьев;
г) нет зубев.
Игра четвертая.
1.
Замените прилагательное «добрый» (человек) однокоренным существительным.
а) добряк;
б) тюфяк;
в) доброта;
г) добротный.
2. Сколько гласных букв в русском алфавите?
а) 6;
б) 10;
в) 0;
г) 33.
3. Сказуемое подчеркивается…
а) одной чертой;
б) волнистой линией;
в) не подчеркивается;
г) двумя чертами.
4. Раскройте смысл фразеологизма «бить баклуши».
а) быть побитым;
б) бить неприятеля;
в) бездельничать;
г) бить куда попало.
5. Назовите словарное слово, обозначающее ученика, который следит за порядком в
классе.
а) чистильщик;
б) дежурный;
в) уборщик;
г) техничка.
6. Назовите «лишнее » слово.
а) водник;
б) водокачка;
в) водомер;
г) водитель.
7. Часть речи, которая обозначает признак предмета, называется…
а) прилагательное;
б) существительное;
в) глагол;
г) местоимение.
8. Поставьте существительное « дело» в родительный падеж множественного числа.
а) дел;
б) делов;
в) дела;
г) делах.
9.Его корень в слове «вязать», приставка в слове «замолчать», суффикс в слове
«сказка», окончание в слове «рыбка». Назовите слово.
а) рассказ;
б) завязка;
в) рыбалка;
г) сказочка.
10. Продолжите пословицу «Кто любит труд, того люди …».
а) уважают;
б) любят;
в) слушают;
г) чтут.
11. Подберите прилагательное к существительному «тюль».
а) кружевная;
б) кружевной;
в) кружевное;
г) кружевные.
12. Найдите звуковую одежду для слова «ягода».
а) йагада ;
б) ягода ;
в) йагода ;
г) ягада .
13. Выберите слово с правильным ударением.
а) дОкументы;
б) докУменты;
в) докумЕнты;
г) документЫ.
Игра пятая.
1.
5+7 получится …
а) адинадцать;
б) двенадцать;
в) одиннадцать;
г) двинадцать.
2. Сколько звуков в местоимении «я»?
а) один;
б) два;
в) три;
г) ни одного.
3. Раскройте смысл фразеологизма «крокодиловы слезы».
а) большие слезы;
б) жгучие слезы;
в) притворные слезы;
г) нет слез.
4. Назовите глагол.
а) ходить;
б) ходьба;
в) ходовой;
г) ход.
5. Назовите однокоренное существительное к прилагательному «болтливый»
(человек).
а) сорока;
б) болтун;
в) оболдуй;
г) трещотка.
6. Назовите словарное слово, обозначающее общее для всей семьи наименование,
которое добавляют к имени и отчеству человека.
а) прозвище;
б) кличка;
в) фамилия;
г) инициалы.
7. Поставьте существительное «носки» в родительный падеж множественного числа.
а) носок;
б) носки;
в) носках;
г) носков.
8. Значимая часть слова, которая выделяется в слове после приставки.
а) основа;
б) корень;
в) окончание;
г) суффикс.
9. Его корень в слове «снежинка», приставка в слове «подъехал», суффикс в слове
«лесник», окончание в слове «рыбка». Назовите слово.
а) подснежники;
б) снежки;
в) снеговики;
г) снежинки.
10. Продолжите пословицу «Нет друга – так ищи, а найдешь - …».
а) береги;
б) дружи;
в) учи;
г) не сиди.
11. Найдите звуковую одежду для слова «Юленька».
а) Юленька ;
б) Й
,
ул
,
ин
,
ка ;
в) Юл
,
ин
,
ка ;
г) Йул
,
ен
,
ка .
12. Какое слово является проверочным для слова «пол…скать» (ребенка)?
а) ласка;
б) полощет;
в) лоск;
г) лак.
13. Назовите слово, в котором после «ш» ставится «ь».
а) ш…ляпа;
б) штаниш…ки;
в) срустиш…;
г) пеш…ком.