Авторы: Амонс Даниил Павлович, Кнезьянов Николай Николаевич
Должность: студенты
Учебное заведение: Сургутский государственный педагогический университет
Населённый пункт: Сургут
Наименование материала: статья
Тема: Проблема зависимого поведения и его профилактики в отечественной психологической науке
Раздел: высшее образование
БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Сургутский государственный педагогический университет
Кафедра Медико-биологических дисциплин и безопасности
жизнедеятельности
Проблема зависимого поведения и его профилактики в
отечественной психологической науке
Амонс Даниил, Кандело-Тельнова Алёна, Кнезьянов Николай
Студенты группы Б-6131 ФФКиС СурГПУ
Научный руководитель: д.б.н., доцент – А.А. Говорухина
Аннотация
Целью
данного
исследования
является
теоретический
анализ
представлений отечественных и зарубежных ученых относительно понятия
«аддиктивное
поведение»,
профилактики
аддикций,
а
также
причин
ее
возникновения; анализ программ, методов и приемов работы с учащимися по
профилактике
аддикций
в
условиях
образовательного
учреждения,
направленных
на
формирование
у
детей
и
подростков
патриотизма
и
ценностного отношения к своей жизни и здоровью.
Ключевые слова: Аддикция, Аддиктивное поведение, профилактика
аддиктивного поведения.
Согласно
современным
исследованиям,
для
состояния
детей
и
подростков характерны: изменения показателей физического развития, не
сформированных
моральных
устоев,
ранний
возраст
возникновения
хронической
патологии,
широкое
распространение
нервнопсихических
отклонений и, что особенно настораживает, – распространение среди них
различных
форм
аддиктивного
поведения.
Изучив
данные
о
состоянии здоровья современных
детей
и
подростков,
о
стремительном
распространении среди подрастающего поколения различных зависимостей,
с л е д у е т
г о в о р и т ь
о б
а к т у а л ь н о с т и
и с с л е д о в а н и й
в
сфере профилактики аддиктивного
поведения,
не
сформированных
ценностных ориентаций, к которым относятся: патриотическое воспитание,
ценностное отношение к своей жизни и здоровью.
Современные
авторы
предлагают
решение
вопросов
через
формирование
активной жизненной позиции по разрешению проблем и
конфликтных
ситуаций,
личностных
свойств
и
качеств
(психологических
ресурсов),
способствующих
преодолению
сложных
жизненных
ситуаций.
Основными
результатами
статьи
являются
теоретические
представления
отечественных
и
зарубежных ученых относительно понятий ценностных
ориентаиций , путем разработки анализа, методик, профилактики аддикции.
Для диагностики аддиктивного поведения можно использовать такие методы,
как наблюдение, интервью, проективные методики и опросники. Комплекс
мероприятий,
направленных
на профилактику аддиктивного
поведения,
включает разработку и реализацию педагогами, психологами совместно с
социальными работниками, медиками специальной программы мероприятий.
О с н о в н ы е
б л о к и
п р о г р а м м ы
м е р о п р и я т и й ,
н а п р а в л е н н о й
на профилактику аддиктивного
поведения,
включают
работу
п о
дополнительной профессиональной подготовке педагогических работников;
обеспечение
учащихся
информацией
о
наркомании,
алкоголизме,
табакокурении
и
прочих
зависимостях;
формирование
у
учащихся
необходимых
жизненных
навыков,
которые
дали
бы
им
возможность
справляться
с
различными
ситуациями;
информирование
и
поддержку
родителей. Статья может представлять интерес для ученых и практиков,
занимающихся вопросами профилактики аддикций, а также для психологов,
педагогов и для родителей.
Профилактические
мероприятия
должны
быть
направлены
на
формирование
патриотического
воспитания
и
ценностного
отношения
к
здоровью и своей жизни.
Аддиктивное поведение рассматривается большинством зарубежных и
отечественных авторов, стоявших у начала разработки этой проблематики как
одна из форм деструктивного поведения, т. е. причиняющего вред человеку и
обществу. Деструктивное поведение основывается в стремлении к уходу от
реальности
путём
изменения
психического
состояния,
что
достигается
разными способами: фармакологическими (прием веществ, воздействующих
на психику) и не фармакологическими (сосредоточение на определенных
предметах
и
активностях,
что
сопровождается
развитием
субъективно
приятных эмоциональных состояний). К примеру, алкоголизм , как одна из
форм аддиктивных реализаций рассматривается авторами [Короленко Ц. П.,
Тимофеева А. С. и др.] как болезнь, к возникновению которой привели
аддиктивные
формы
поведения.
В
научной
литературе
понятие
«профилактика»
рассматривается
как
совокупность
мероприятий
(медицинских,
санитарно-гигиенических,
психолого-педагогических,
социально-экономических), направленных на предупреждение и устранение
факторов риска (Л. Г. Леонова, Н. Л. Бочкарева) Согласно классификации
Всемирной организации здравоохранения, профилактику принято разделять
на первичную, вторичную и третичную.
Первичная
профилактика
-
это
комплекс
первичных
учебных,
воспитательных, информационных, психологических мероприятий и средств,
направленных на предотвращение употребления учащимися психоактивных
веществ,
снижение
интернет-
и
компьютерной
зависимости.
В
целом
первичная профилактика направлена на предотвращение появления проблем
развития и поведения в будущем.
Вторичная
профилактика
связана
с
преодолением
зависимости
на
ранней стадии.
Третичная
профилактика
ориентирована
на
предотвращение
или
решение проблем дальнейшего развития зависимости.
Причины аддикций могут быть как внутренние (личностные), так и
внешние (социальные). К внутренним причинам относят: индивидуальные
особенности
личности
(любопытство,
подражание,
неуверенность
и
др.),
неудовлетворенность сложившейся жизнью, невозможность осуществления
личных планов и др.
К внешним причинам относят: доступность, способность повышать
настроение и активность, существование мифов о возможностях уводить от
жизненных проблем.
В связи с этим перед современной системой образования стоит задача
изучения
проблемы
профилактики
аддикций
разных
видов,
направлений
работы по решению данной проблемы среди подростков и молодежи в нашей
стране
Методологическим
базисом
решения
проблемы,
на
наш
взгляд,
являются
теории
единства
сознания
и
деятельности
(Б.
Г.
Ананьев),
исследования особенностей развития личности в подростковом возрасте (Л.
С. Выготский ), деятельностный подход как способ рассмотрения процессов
формирования
и
развития
личности
через
включение
ее
в
социально
значимую деятельность (А. Н. Леонтьев); подходы к развитию и становлению
личности (Л. И. Божович ), основы превентивной педагогики (И. А. Зимняя);
исследования влияния Я-концепции на саморегуляцию поведения личности
(В. И. Моросанова ), концепция здоровьесбережения и здорового образа
жизни
(В.
Ф.
Сопов
);
общетеоретические
положения
изучения
и
профилактики аддиктивного поведения (А. Ю. Егоров , представление о
многофакторности
психофизиологических
и
психологических
механизмов
аддикций и ад-диктивного поведения (В. Д. Менделевич ), теория развития
аддиктивного поведения, рассматривающая механизмы данного процесса (Ц.
П. Короленко), психологическая природа и динамика развития интернет-
зависимости
(К.
Янг
),
исследования
различных
аспектов
аддикции
и
подходов
к
ее
профилактике
(И.
Гольдберг
),
теория
социальной
ответственности (М. Д. Гриффитс ).
Основа
первичной
профилактики,
на
наш
взгляд,
базируется
на
разработке программ, включающих:
-
комплекс
психодиагностических
мероприятий,
направленных
на
выявление групп риска аддиктивного поведения;
-
комплекс
мероприятий,
направленных
на
профилактику
аддиктивного поведения, приобщения к здоровому образу жизни.
Комплекс мероприятий, направленных на профилактику аддиктивного
поведения,
включает
разработку
и
реализацию
специальной
программы
мероприятий.
Программа мероприятий состоит из четырех блоков.
Первый блок связан с дополнительной профессиональной подготовкой
педагогического
персонала,
поскольку
профилактика
аддиктивного
поведения учащихся предъявляет к педагогу требования: быть компетентным
в данных вопросах; тесно сотрудничать с представителями медицинских,
социальных
и
правоохранительных
структур,
а
также
с
родителями
учащихся;
использовать
разнообразные
формы
и
методы
работы
с
учащимися;
быть
авторитетным
человеком
для
учащихся;
поддерживать
тесные постоянные контакты с семьями учащихся.
Второй
блок
направлен
на
то,
чтобы
вооружить
учащихся
информацией
о
наркомании,
алкоголизме,
табакокурении
и
прочих
зависимостях.
Третий
блок
предназначен
для
того,
чтобы
вооружить
учащихся
необходимыми жизненными навыками, которые дали бы им возможность
справляться с различными ситуациями.
Четвертый
блок
направлен
на
информирование
и
поддержку
родителей.
При
работе
с
учащимися
могут
быть
использованы
следующие
методы и приемы:
метод
демонстраций
(наглядный
показ
различных
предметов,
материалов,
пособий
и
опытов,
проведение
экспериментов),
который
является мощным средством развития познавательного интереса у учащихся;
обеспечивает
объемное,
комплексное,
многоаспектное
восприятие
информации, способствует развитию у учащихся восприятия, повышающего
качество
усвоения
материала;
приобретение
как
теоретических,
так
и
практических навыков и умений;
экспериментирование
(эффективность
достигается
при
активном
участии в демонстрации экспериментов учащихся, получающих возможность
непосредственно «замерять результаты»);
использование метода решения ситуационных задач (ситуационные
задачи, являющиеся своеобразным детальным исследованием, проводимым
обучающимися в рамках учебного процесса);
использование
метода
про ектов
(ориентированного
н а
самостоятельную
деятельность
учащихся,
усиление
роли
учащихся
в
самообразовании, стимулирование самореализации творческого потенциала,
развитие коммуникативных качеств и расширения круга общения, разработка
собственного индивидуального стиля поведения);
использование
интерактивных
методов
(направленных
на
развитие
творческих
способностей,
познавательной
активности,
наблюдательности,
внимания, памяти, мышления; учащиеся получают информацию о способах
реагирования на стресс и саморегуляции в современных условиях, о навыках
организации своего времени, о необходимости двигательной активности и
физических упражнений, о профилактике различных заболеваний);
использование
игровых
технологий
(развитие
учащихся
через
самостоятельный поиск и создание проблемной ситуации в деятельности и
общении).
Список литературы:
1.
Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - M.: Наука,
1977. - 379 с.
2.
Выготский Л. C. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова.
- M.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
3.
Леонова Л. Г., Бочкарева Н. Л. Вопросы профилактики аддиктивного
поведения
в
подростковом
возрасте:
учеб.-метод.
пособие.
-
Новосибирск, 1998. - 58 с.)
4.
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - 2-е изд. - M.:
Политиздат, 1977. - 3G4 с.
5.
Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избр. психол. тр. /
под ред. Д. И. Фельдштейна. - M.; Воронеж: Ин-т практ. психологии,
1995. - 348 с.
6.
Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. - 3-е изд. -
M.: Mосковский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО
«MОДЭК», 2010. - 448 с.
7.
Короленко, Ц.П. Корни алкоголизма [Текст] / Ц.П. Короленко, А.С.
Тимофеева. -Новосибирск: Кн. изд-во, 1986. - 117 с.)
8.
Mоросанова В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека. - M.:
Наука, 2010. - 519 с.
9.
Сопов В. Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной
деятельности. - M., 2005. - 128 с.
10.Руководство по аддиктологии / под ред. В. Д. Mенделевича. - СПб.:
Речь, 2007. - 768 с.
11.Короленко Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и
закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской
психологии. - 1991. - № 1. - С. 8-1S.
12.Егоров А. Ю. К вопросу о новых теоретических аспектах аддиктологии
// Наркология и аддиктология: сб. науч. тр. I под ред. проф. В. Д.
Mенделевича. - Казань: Школа, 2GG4. - С. 80-88.
13.Янг К. С. Диагноз - Интернет-зависимость II Mир Интернет. - 2GGG. -
№ 2. - С. 24-29.