Напоминание

Проблема зависимого поведения и его профилактики в отечественной психологической науке


Авторы: Амонс Даниил Павлович, Кнезьянов Николай Николаевич
Должность: студенты
Учебное заведение: Сургутский государственный педагогический университет
Населённый пункт: Сургут
Наименование материала: статья
Тема: Проблема зависимого поведения и его профилактики в отечественной психологической науке
Раздел: высшее образование





Назад




БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Сургутский государственный педагогический университет

Кафедра Медико-биологических дисциплин и безопасности

жизнедеятельности

Проблема зависимого поведения и его профилактики в

отечественной психологической науке

Амонс Даниил, Кандело-Тельнова Алёна, Кнезьянов Николай

Студенты группы Б-6131 ФФКиС СурГПУ

Научный руководитель: д.б.н., доцент – А.А. Говорухина

Аннотация

Целью

данного

исследования

является

теоретический

анализ

представлений отечественных и зарубежных ученых относительно понятия

«аддиктивное

поведение»,

профилактики

аддикций,

а

также

причин

ее

возникновения; анализ программ, методов и приемов работы с учащимися по

профилактике

аддикций

в

условиях

образовательного

учреждения,

направленных

на

формирование

у

детей

и

подростков

патриотизма

и

ценностного отношения к своей жизни и здоровью.

Ключевые слова: Аддикция, Аддиктивное поведение, профилактика

аддиктивного поведения.

Согласно

современным

исследованиям,

для

состояния

детей

и

подростков характерны: изменения показателей физического развития, не

сформированных

моральных

устоев,

ранний

возраст

возникновения

хронической

патологии,

широкое

распространение

нервнопсихических

отклонений и, что особенно настораживает, – распространение среди них

различных

форм

аддиктивного

поведения.

Изучив

данные

о

состоянии здоровья современных

детей

и

подростков,

о

стремительном

распространении среди подрастающего поколения различных зависимостей,

с л е д у е т

г о в о р и т ь

о б

а к т у а л ь н о с т и

и с с л е д о в а н и й

в

сфере профилактики аддиктивного

поведения,

не

сформированных

ценностных ориентаций, к которым относятся: патриотическое воспитание,

ценностное отношение к своей жизни и здоровью.

Современные

авторы

предлагают

решение

вопросов

через

формирование

активной жизненной позиции по разрешению проблем и

конфликтных

ситуаций,

личностных

свойств

и

качеств

(психологических

ресурсов),

способствующих

преодолению

сложных

жизненных

ситуаций.

Основными

результатами

статьи

являются

теоретические

представления

отечественных

и

зарубежных ученых относительно понятий ценностных

ориентаиций , путем разработки анализа, методик, профилактики аддикции.

Для диагностики аддиктивного поведения можно использовать такие методы,

как наблюдение, интервью, проективные методики и опросники. Комплекс

мероприятий,

направленных

на профилактику аддиктивного

поведения,

включает разработку и реализацию педагогами, психологами совместно с

социальными работниками, медиками специальной программы мероприятий.

О с н о в н ы е

б л о к и

п р о г р а м м ы

м е р о п р и я т и й ,

н а п р а в л е н н о й

на профилактику аддиктивного

поведения,

включают

работу

п о

дополнительной профессиональной подготовке педагогических работников;

обеспечение

учащихся

информацией

о

наркомании,

алкоголизме,

табакокурении

и

прочих

зависимостях;

формирование

у

учащихся

необходимых

жизненных

навыков,

которые

дали

бы

им

возможность

справляться

с

различными

ситуациями;

информирование

и

поддержку

родителей. Статья может представлять интерес для ученых и практиков,

занимающихся вопросами профилактики аддикций, а также для психологов,

педагогов и для родителей.

Профилактические

мероприятия

должны

быть

направлены

на

формирование

патриотического

воспитания

и

ценностного

отношения

к

здоровью и своей жизни.

Аддиктивное поведение рассматривается большинством зарубежных и

отечественных авторов, стоявших у начала разработки этой проблематики как

одна из форм деструктивного поведения, т. е. причиняющего вред человеку и

обществу. Деструктивное поведение основывается в стремлении к уходу от

реальности

путём

изменения

психического

состояния,

что

достигается

разными способами: фармакологическими (прием веществ, воздействующих

на психику) и не фармакологическими (сосредоточение на определенных

предметах

и

активностях,

что

сопровождается

развитием

субъективно

приятных эмоциональных состояний). К примеру, алкоголизм , как одна из

форм аддиктивных реализаций рассматривается авторами [Короленко Ц. П.,

Тимофеева А. С. и др.] как болезнь, к возникновению которой привели

аддиктивные

формы

поведения.

В

научной

литературе

понятие

«профилактика»

рассматривается

как

совокупность

мероприятий

(медицинских,

санитарно-гигиенических,

психолого-педагогических,

социально-экономических), направленных на предупреждение и устранение

факторов риска (Л. Г. Леонова, Н. Л. Бочкарева) Согласно классификации

Всемирной организации здравоохранения, профилактику принято разделять

на первичную, вторичную и третичную.

Первичная

профилактика

-

это

комплекс

первичных

учебных,

воспитательных, информационных, психологических мероприятий и средств,

направленных на предотвращение употребления учащимися психоактивных

веществ,

снижение

интернет-

и

компьютерной

зависимости.

В

целом

первичная профилактика направлена на предотвращение появления проблем

развития и поведения в будущем.

Вторичная

профилактика

связана

с

преодолением

зависимости

на

ранней стадии.

Третичная

профилактика

ориентирована

на

предотвращение

или

решение проблем дальнейшего развития зависимости.

Причины аддикций могут быть как внутренние (личностные), так и

внешние (социальные). К внутренним причинам относят: индивидуальные

особенности

личности

(любопытство,

подражание,

неуверенность

и

др.),

неудовлетворенность сложившейся жизнью, невозможность осуществления

личных планов и др.

К внешним причинам относят: доступность, способность повышать

настроение и активность, существование мифов о возможностях уводить от

жизненных проблем.

В связи с этим перед современной системой образования стоит задача

изучения

проблемы

профилактики

аддикций

разных

видов,

направлений

работы по решению данной проблемы среди подростков и молодежи в нашей

стране

Методологическим

базисом

решения

проблемы,

на

наш

взгляд,

являются

теории

единства

сознания

и

деятельности

(Б.

Г.

Ананьев),

исследования особенностей развития личности в подростковом возрасте (Л.

С. Выготский ), деятельностный подход как способ рассмотрения процессов

формирования

и

развития

личности

через

включение

ее

в

социально

значимую деятельность (А. Н. Леонтьев); подходы к развитию и становлению

личности (Л. И. Божович ), основы превентивной педагогики (И. А. Зимняя);

исследования влияния Я-концепции на саморегуляцию поведения личности

(В. И. Моросанова ), концепция здоровьесбережения и здорового образа

жизни

(В.

Ф.

Сопов

);

общетеоретические

положения

изучения

и

профилактики аддиктивного поведения (А. Ю. Егоров , представление о

многофакторности

психофизиологических

и

психологических

механизмов

аддикций и ад-диктивного поведения (В. Д. Менделевич ), теория развития

аддиктивного поведения, рассматривающая механизмы данного процесса (Ц.

П. Короленко), психологическая природа и динамика развития интернет-

зависимости

(К.

Янг

),

исследования

различных

аспектов

аддикции

и

подходов

к

ее

профилактике

(И.

Гольдберг

),

теория

социальной

ответственности (М. Д. Гриффитс ).

Основа

первичной

профилактики,

на

наш

взгляд,

базируется

на

разработке программ, включающих:

-

комплекс

психодиагностических

мероприятий,

направленных

на

выявление групп риска аддиктивного поведения;

-

комплекс

мероприятий,

направленных

на

профилактику

аддиктивного поведения, приобщения к здоровому образу жизни.

Комплекс мероприятий, направленных на профилактику аддиктивного

поведения,

включает

разработку

и

реализацию

специальной

программы

мероприятий.

Программа мероприятий состоит из четырех блоков.

Первый блок связан с дополнительной профессиональной подготовкой

педагогического

персонала,

поскольку

профилактика

аддиктивного

поведения учащихся предъявляет к педагогу требования: быть компетентным

в данных вопросах; тесно сотрудничать с представителями медицинских,

социальных

и

правоохранительных

структур,

а

также

с

родителями

учащихся;

использовать

разнообразные

формы

и

методы

работы

с

учащимися;

быть

авторитетным

человеком

для

учащихся;

поддерживать

тесные постоянные контакты с семьями учащихся.

Второй

блок

направлен

на

то,

чтобы

вооружить

учащихся

информацией

о

наркомании,

алкоголизме,

табакокурении

и

прочих

зависимостях.

Третий

блок

предназначен

для

того,

чтобы

вооружить

учащихся

необходимыми жизненными навыками, которые дали бы им возможность

справляться с различными ситуациями.

Четвертый

блок

направлен

на

информирование

и

поддержку

родителей.

При

работе

с

учащимися

могут

быть

использованы

следующие

методы и приемы:

метод

демонстраций

(наглядный

показ

различных

предметов,

материалов,

пособий

и

опытов,

проведение

экспериментов),

который

является мощным средством развития познавательного интереса у учащихся;

обеспечивает

объемное,

комплексное,

многоаспектное

восприятие

информации, способствует развитию у учащихся восприятия, повышающего

качество

усвоения

материала;

приобретение

как

теоретических,

так

и

практических навыков и умений;

экспериментирование

(эффективность

достигается

при

активном

участии в демонстрации экспериментов учащихся, получающих возможность

непосредственно «замерять результаты»);

использование метода решения ситуационных задач (ситуационные

задачи, являющиеся своеобразным детальным исследованием, проводимым

обучающимися в рамках учебного процесса);

использование

метода

про ектов

(ориентированного

н а

самостоятельную

деятельность

учащихся,

усиление

роли

учащихся

в

самообразовании, стимулирование самореализации творческого потенциала,

развитие коммуникативных качеств и расширения круга общения, разработка

собственного индивидуального стиля поведения);

использование

интерактивных

методов

(направленных

на

развитие

творческих

способностей,

познавательной

активности,

наблюдательности,

внимания, памяти, мышления; учащиеся получают информацию о способах

реагирования на стресс и саморегуляции в современных условиях, о навыках

организации своего времени, о необходимости двигательной активности и

физических упражнений, о профилактике различных заболеваний);

использование

игровых

технологий

(развитие

учащихся

через

самостоятельный поиск и создание проблемной ситуации в деятельности и

общении).

Список литературы:

1.

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - M.: Наука,

1977. - 379 с.

2.

Выготский Л. C. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова.

- M.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.

3.

Леонова Л. Г., Бочкарева Н. Л. Вопросы профилактики аддиктивного

поведения

в

подростковом

возрасте:

учеб.-метод.

пособие.

-

Новосибирск, 1998. - 58 с.)

4.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - 2-е изд. - M.:

Политиздат, 1977. - 3G4 с.

5.

Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избр. психол. тр. /

под ред. Д. И. Фельдштейна. - M.; Воронеж: Ин-т практ. психологии,

1995. - 348 с.

6.

Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. - 3-е изд. -

M.: Mосковский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО

«MОДЭК», 2010. - 448 с.

7.

Короленко, Ц.П. Корни алкоголизма [Текст] / Ц.П. Короленко, А.С.

Тимофеева. -Новосибирск: Кн. изд-во, 1986. - 117 с.)

8.

Mоросанова В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека. - M.:

Наука, 2010. - 519 с.

9.

Сопов В. Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной

деятельности. - M., 2005. - 128 с.

10.Руководство по аддиктологии / под ред. В. Д. Mенделевича. - СПб.:

Речь, 2007. - 768 с.

11.Короленко Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и

закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской

психологии. - 1991. - № 1. - С. 8-1S.

12.Егоров А. Ю. К вопросу о новых теоретических аспектах аддиктологии

// Наркология и аддиктология: сб. науч. тр. I под ред. проф. В. Д.

Mенделевича. - Казань: Школа, 2GG4. - С. 80-88.

13.Янг К. С. Диагноз - Интернет-зависимость II Mир Интернет. - 2GGG. -

№ 2. - С. 24-29.



В раздел образования