Напоминание

Профилактика зависимого поведения у подростков в условиях военно-патриотического лагеря


Авторы: Молож Екатерина Андреевна, Васильев Василий Васильев
Должность: студентка гр.Б-6131 и к.п.н.,доцент
Учебное заведение: СУРГПУ
Населённый пункт: Сургут
Наименование материала: Cтатья
Тема: Профилактика зависимого поведения у подростков в условиях военно-патриотического лагеря
Раздел: высшее образование





Назад




БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Сургутский государственный педагогический университет

Кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности

Профилактика зависимого поведения у подростков в условиях военно-

патриотического лагеря.

Молож Екатерина

Студентка группы Б-6131 ФФКиС

Сургпу

Научный руководитель: к.п.н.,доцент- В.В.Васильев

Аннотация: Статья посвящена вопросам популяризации военного-

патриотического лагеря среди подростков,для решения проблемы зависимого

поведения подростков.

Рассмотрена форма профилактики зависимого поведения в условиях военно-

патриотического лагеря.

Воспитание

подрастающего

поколения

– непростая

и ответственная

задача. Многое зависит от условий, которые создают взрослые вокруг ребенка,

однако с то и т учитывать

и

е г о возрастно-психологические особенности.

Множество исследователей рассматривают подростковый возраст как фактор

риска для

развития зависимого поведения одной из форм которого является

проявление аддикций.

Прежде

чем

рассмотреть

зависимо е поведение

рассмотрим

психологические особенности девиантных подростков, которым, как правило,

присущи следующие нарушения:

-

в поведенческой сфере – это

высокая эмоциональная окрашенность

поведенческих реакций, реакции избегания и протеста в ответ на возникающие

сложности, нестабильность отношений с окружающими, однотипный способ

реагирования на фрустрирующие ситуации (ситуация которая воспринимается

субъектом как угроза его удовлетворению той или иной физиологической или

эмоциональной потребности), отсутствие критической оценки своих действий;

- в аффективной сфере – это неустойчивость эмоциональных состояний,

быстрая смена одних эмоций

другими, быстрое возникновение

тревоги

и

депрессии;

- в мотивационно-потребностной сфере – это блокировка потребности в

защищенности, свободе, принадлежности к референтной группе, отсутствие

выраженной мотивации на обращение к своему внутреннему миру и трудности

в рефлексии;

-

в когнитивной

сфере

– э т о недостаточный

уровень

когнитивных

способностей:

нарушение

построения

заключений,

наличие

«глобальных»

выводов, формирование выводов п р и отсутствии доводов в е го поддержку,

низкий уровень развития рефлексии.

Зависимое поведение - один из типов девиантного (отклоняющегося)

поведения

с формированием

стремления

к уходу

от реальности

путём

искусственного

изменения

своего

психического

состояния

посредством

приёма некоторых

веществ

или

постоянной фиксацией внимания на

определенных видах деятельности с целью развития интенсивных эмоций [3].

Проблема зависимого (аддиктивного) поведения является одной из самых

сложных и трудноразрешимых проблем в современном обществе. Испытывая

потребность в новых, ярких ощущениях или желая противостоять воздействию

повседневного

стресса,

люди,

в том числе

и подростки,

зачастую могут

прибегнуть к таким формам поведения, которые могут вызвать зависимость.

Учитывая актуальность в вопросе становления личности девиантных подростков,

в

центре

специальной

подготовки,

«Сибирский

легион»

,Сургутский

район,

п.Барсово

03

июля

по

24

августа

2019г.

было

осуществлено

психолого-

педагогическое

сопровождение

подростков

смены

военно-патриотического

профилактического лагеря.

В полном объеме военно-патриотическую смену и психолого-педагогическое

сопровождение прошли 99 подростков мужского пола в возрасте 12 – 17 лет.

Большее

количество

несовершеннолетних,

прибывших

в

лагерь,

составили

подростки,

находящиеся

в

трудной

жизненной

ситуации

и

подростки

группы

риска.

В

категорию

групп

риска

попали

подростки,

склонные

к

девиантному

и

аддиктивному

поведению,

подростки

с

несформированной системой ценностных ориентиров, а также подростки,

для

которых

в

качестве

референтных

групп

выступают

сообщества

асоциальной направленности.

Психолого-педагогическое

сопровождение

подростков

смены

проводилось в три этапа: констатирующее диагностическое обследование,

коррекционно-развивающая

работа

и

контрольное

диагностическое

обследование.

Коррекционно-развивающая

программа

ориентирована

на

развитие

адекватных

форм

поведения,

способствующих

решению

задач

подросткового возраста. Также программа направлена на помощь подростку в

развитии

самосознания,

самопонимания,

в

отреагировании

актуальных

переживаний

подростка,

в

снятии

психоэмционального

напряжения,

в

выработке

продуктивных

моделей

поведения,

уверенного

поведения,

бесконфликтного общения, что в свою очередь снижает риск проявления не

только аддиктивного поведения, но и в целом проявление девиантных форм.

Методы и формы психолого-педагогического сопровождения:

игровое моделирование поведения с учетом моделей социальной

среды подростка;

тренинговые упражнения;

продуктивная деятельность;

арт-терапия;

дискуссия, беседа, «мозговой штурм».

Одной из использованных методик является «Методика диагностики

девиантного

поведения

несовершеннолетних

(Э.В.

Леус)».

Из

всех

показателей методики для данного анализа были взята шкала «Аддиктивное

(зависимое) поведение», результаты которой представлены ниже. По мнению

Э.В. Леуса, «зависимое (аддиктивное) поведение – это:

1)

злоупотребление

различными

веществами,

изменяющими

психическое состояние, включая алкоголь и курение табака, до того, как от

них сформировалась зависимость;

2)

одна

из

форм

деструктивного

поведения,

которая

выражается

в

стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического

состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации

на

определенных

предметах

или

активных

видах

деятельности,

что

сопровождается развитием интенсивных эмоций;

3) не болезнь, а нарушение поведения» [2, с. 268-277].

Анализируя

результаты

констатирующего

диагно стиче ского

обследования

на

начало

смены,

можно

сделать

вывод

о

том,

что

для

подростков группы риска, прибывших в областной военно-патриотический

профилактический лагерь характерны следующие показатели склонности к

аддиктивному поведению:

73,5%

подростков

имеют

сформированную

модель

аддиктивного

поведения, что выражается наличием у несовершеннолетних разного рода

зависимостей

(химические,

пищевые,

технические,

религиозные

и

др.),

стремлением к уходу от реальности путем изменения своего психического

состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации

на

определенных

предметах

или

активных

видах

деятельности,

что

сопровождается развитием интенсивных эмоций.

У 37,1% воспитанников обнаружена ситуативная предрасположенность

к

зависимому

поведению.

Таким

подросткам

характерна:

эпизодическая

предрасположенность

к

иллюзорно-компенсаторному

способу

решения

личностных

проблем;

ориентация

на

чувственную

сторону

жизни,

направленную на получение удовольствия.

37,1%

несовершеннолетних

не

имеют

склонности

к

аддиктивному

поведению,

что

свидетельствует

о

хорошем

социальном

контроле

поведенческих реакций.

В

результате

проведенной

статистической

обработки

данных

помощью

Microsoft

Excel)

с

использованием

критерия

t-Стьюдента

для

зависимых выборок были получены статистически достоверные различия по

высоким показателям шкалы «Аддиктивное поведение» констатирующего и

контрольного обследования (t

Эмп

=7,6; p≤0,01).

Исходя

из

полученных

результатов,

можно

говорить

о

снижении

стремления подростков к уходу от реальности посредством употребления

психоактивных веществ. Диапазон поведенческих реакций воспитанников

стал

шире:

подростки

научились

адекватным

способам

совладающего

поведения и конструктивным вариантам отреагирования негативных эмоций.

Полученные результаты представлены в виде диаграммы:

Диаграмма 1.

Как видно из диаграммы, за время прохождения подростками военно-

патриотической смены наблюдается тенденция к снижению аддиктивного

поведения. Данные изменения можно объяснить следующими причинами:

Регулярная

занятость

спортивная,

трудовая,

творческая

активность

несовершеннолетних,

которая

способствовала

переориентации

ценностей и интересов подростков;

Расширение

спектра

поведенческих

реакций

и

стратегий

совладеющего

поведения

через

прямое

эмоционально

окрашенное

взаимодействие со сверстниками и воспитателями;

Формирование

мотивации

на

поддержание

здорового

образа

жизни;

Формирование адекватной системы ценностных ориентиров;

Ра зв ит ие

с а мо с озна ния ,

формирова ние

а д е к в а т н ы х

представлений о себе.

Таким

образом,

по

результатам

проведения

военно-патриотической

смены у подростков снизилась склонность к аддиктивному поведению, в

тоже

время

расширился

спектр

поведенческих

реакций,

повысилась

рефлексивность и критичность к собственным действиям, появился интерес к

различным

видам

деятельности.

Полученные

данные

показывают

положительную динамику, что может свидетельствовать о результативности

психолого-педагогического сопровождения.

Динамика показателей склонности к аддиктивному

поведению (в %)

(результаты первичного и итогового исследования)

80,0%

73,5%

70,0%

60,0%

56,6%

50,0%

39,8%

39,8%

40,0%

30,0%

20,0%

10,0%

0,0%

До

После

Высокий

Средний

Низкий

37,1%

37,1%

Список литературы:

1.

Власовских

Р.В.,

Детков

Д.В.,

Ойхер

Д.Я.,

Савинова

Т.Л.,

Ретюнский

К.Ю.

Ранняя

диагностика

злоупотребления

психоактивными

веществами

у

несовершеннолетних:

Учебно

-

методическое

пособие

для

врачей - педиатров. Екатеринбург: Изд-во Уральского Университета. 2004 –

122 с.;

2.

Леус

Э.В.,

Сидоров

П.И.,

Соловьев

А.Г.

Диагностика

девиантного

поведения

несовершеннолетних

//

Вестник

Челябинского

государственного педагогического университета. – 2012. - №9. – С. 268-277;

3.

Лисецкий

К.С.,

Литягина

Е.В.

Психология

не-зависимости:

Учебное

пособие

по

курсу

«Профилактика

аддиктивного

поведения».

Самара: Изд-во «Универс-групп», 2003, 144 с. – (Серия «Инструментарий

практического психолога»/Под общ. ред. С.В.Березина, К.С.Лисецкого);

4.

Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития,

детство, отрочество. – М., 2006 – 608 с.;

5.

Шабалина

В.В.

Зависимое

поведение

школьников.

СПб.:

Медпресса, 2012 – 180 с.



В раздел образования