Напоминание

"Освоение и развитие специфических особенностей вокально-хоровых навыков на начальном этапе обучения хоровому пению "


Автор: Попова Марина Александровна
Должность: Преподаватель вокально-хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБУДО Егорлыкская ДШИ
Населённый пункт: Ростовская область, станица Егорлыкская
Наименование материала: Конспект открытого урока
Тема: "Освоение и развитие специфических особенностей вокально-хоровых навыков на начальном этапе обучения хоровому пению "
Раздел: дополнительное образование





Назад




Открытый урок

Преподавателя МБОУДОД ЕГОРЛЫКСКОЙ ДШИ ПОПОВОЙ МАРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ

Предмет: хоровой класс. 1-3 класс. Предпрофессиональное обучение.

Классификация урока: «Обобщение и систематизация знаний»

Тема урока:

Освоение и развитие специфических особенностей вокально-хоровых навыков на начальном этапе

обучения хоровому пению

Цель: Подчинение технических задач художественно-ориентированным целям, как на этапе упражнений, так и в

процессе работы над хоровыми произведениями.

Задачи:

Образовательные:

- формирование у учащихся новых понятий системы научных и специальных знаний.

- вокально-техническое научение (голос как инструмент через который дети наиболее полно могут выразить мир

собственных чувств и получить эстетическое удовлетворение

Воспитательные:

- художественное воспитание («проживание» детьми музыкальных образов и самовыражение языком музыки).

- Воспитание эмоциональной отзывчивости.

- формирование чувства коллективизма при сохранении чувства «Я» и понимания собственной значимости каждым

участником хора.

Развивающие:

- развитие технологических умений и певческих навыков как средства раскрытия и глубокого постижения

художественного образа.

Методы: Сочетание репродуктивных и поисковых методов соотнесенных с конкретными целями научения или

погружение в художественный мир произведений.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и плана урока.

3. Технология формирования

вокально-хоровых

навыков:

- распевание;

- работа с хоровыми произведениями.

4. Задание на дом.

5. Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.

Конспект урока

Этапы работы

Содержание этапа

1

.

2

.

Организационный

момент

Работа над

вокально-хоровыми

упражнениями

(распевание)

Цель: создание положительной установки на ход и результаты урока.

Задача: сконцентрировать внимание учащихся, настроить их на совместную работу, подготовить голосовой

аппарат к работе.

Методы:

Краткая

беседа

с

учащимися

об

эмоциональном

состоянии,

внутренних

ощущениях.

Создание

атмосферы уверенности в своих силах посредством дружеской улыбки педагога, контакта, ободряющей

голосовой интонации;

Краткая

беседа

с

учащимися

об

певческой

установке.

Дыхательные

упражнения,

как

способ

активизации мышц диафрагмы, выработки определенного дыхательного навыка и «подстройки»:

-медленный вдох и выдох(3раза)

-быстрый вдох и выдох(3 раза)

-короткие выдохи на звуки «с», «ш», «ф»

Цель: Проследить степень формирования вокально-хоровых навыков.

Задачи:

О в л а д е н и е

в о к а л ь н о - х о р о в ы м и

н а в ы к а м и

н а

п р и м е р е

к о н с т р у к т и в н ы х

у п р а ж н е н и й

.

Одной из важнейших задач работы над упражнениями является не только подготовка голосового аппарата к

работе, но и формирование основных вокально - хоровых навыков учащихся. К ним относятся:

- певческая установка

- певческое дыхание и опора звука

- высокая вокальная позиция

- точное интонирование

- ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса

- использование различных видов звуковедения

- артикуляционные навыки

Для достижения положительного результата в работе используются методы:

1.

Метод развивающего обучения. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития

детей. Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности

обучающихся и на их реализацию.

2.

Метод активного и интерактивного обучения.

Эти приемы основаны на такой форме взаимодействия учащихся и преподавателя, в результате которой

хористы не пассивно исполняют указания преподавателя, а активно участвуют в ходе урока.

В основе интерактивного метода обучения лежит принцип доминирования активности учащихся в процессе

обучения.

3.

Рассказ

5 Объяснение

6. Показ (демонстрация)

7. Диалог

8 . Дискуссия

9. Метод переосмысления. Для этого используется эмпирический метод (метод практического, опытного

поиска понятных для учащихся слов, определений для описания вокальных приемов).

1)

Подготовка певческого аппарата к процессу фонации.

Цель: Подготовить певческий аппарат к процессу фонации.

Задачи:

-

разогреть связки на естественном певческом тоне

-

выстроить интонационный слух, унисон

-

закрепить положение «зевка» в звукообразовании

-

закрепить систему певческого дыхания

-

подключить необходимые резонаторы

Методы: Пение закрытым ртом, губы разомкнуты, нижняя челюсть тяжелая, ощущаем округлость мягкого

неба, распевание начинаем на примарных тонах.

2)

Звукообразование. Формирование гласных а,э,и,о,у. Развитие певческого дыхания.

Цель: Сформировать правильное певческое дыхание, выравнивание гласных.

Задачи:

-

упражнение развивает певческое дыхание

-

дает ровность певческого тона при смене гласных звуков

-

формирует правильную артикуляцию гласных звуков

Методы: Пение упражнения на одном звуке, на нон легато (а,э,и,о,у). Последний звук увеличивает

продолжительность ровного, спокойного освобождения от дыхания в зависимости от его объема. Затем

распевая на легато в пределах большой секунды.

3)

Упражнение на развитие звуковедения non legato , а также на выравнивание регистров

Цель: активизация мышц диафрагмы

Задачи:

- развитие звуковедения non legato;

- выровнять регистры.

Методы: Упражнение поется на «non legato;», по трезвучию сверху с заполнением, на различные слоги,

различная динамика f-p.

4)

Упражнение на выработку экономного выдоха

Цель: активизация мышц диафрагмы, ровное звуковедение на легато.

Задачи:

- развитие звуковедения legato;

- выровнять регистры

Методы: Пение гаммы в восходящем и нисходящем движении. Пение по группам.

5)

Упражнение - Интервальные попевки

Цель: Закрепление знаний по сольфеджио

Задачи:

- развитие музыкального слуха

- выработка внимания, активности

Методы: Пропевание вверх по полутонам со словами (м.2,б.2,м.3,б.3,ч.4,ч.5) Пение группами, цепочкой.

Определение на слух.

6)

Упражнение на дикцию , артикуляцию.

Цель: Улучшение дикции и качества звука путем работы над активностью артикуляционного аппарата

.

Развитие 2-3-голосного пения.

Задачи:

- избегать чрезмерной артикуляции, стремиться к «ясности» и «четкости» произношения

- избежать пестроты звучания по тембру, сохранить окраску для всех гласных

3

.

Работа над

музыкальными

произведениями

- развитие музыкального слуха

- выработка внимания, активности

Методы: Скороговорки. Пение на 2-3 голоса по тоническому трезвучию.

7)

Упражнение хорового сольфеджио

Цель: Развитие 2-голосного пения.

Задачи:

- развитие музыкального слуха

- выработка внимания, активности

Методы: Пропевание звукоряда вверх: до-соль-Iгруппой хора - на выдержанном до-IIгруппой; пропевание

звукоряда вниз: соль - до -IIгруппой хора - на выдержанном соль - Iгруппой.

Цель: овладение вокально-хоровыми навыками на примере высокохудожественных музыкальных

произведений.

1.

Римский-Корсаков Н. Проводы зимы

Задачи:

-

добиваться

хорошей

кантилены

(работая

над

плавностью

голосоведения,

спокойным

взятием

«правильного» дыхания.

-

выработка ровности

и

мягкостью

звучания

на

всем

диапазоне,

свободной

артикуляции,

грамотной

фразировки.

- работа над формированием исполнительских навыков

- работа над сценическим воплощением произведения

Педагогический прием работы над материалом

1. Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания.

2. Различные виды динамики.

3. Исполнение с солистами, а также группами.

2. Соснин С. Нотные бусинки.

Задачи:

Добиться

легкого

полетного

исполнения,

контрастной

динамики,

правильной

фразировки,

осмысления художественного образа, подвижности голосового звучания, выравнивания регистров.

Методы:

Работа над музыкальной фразой.

4

.

Задание на дом

Достичь легкости, полетности звучания.

3. Латышская народная песня. Петушок

Задачи:

Добиться

легкого

полетного

исполнения,

контрастной

динамики,

правильной

фразировки,

осмысления художественного образа, подвижности голосового звучания. Пение без сопровождения.

Методы:

Работа над музыкальной фразой, динамикой.

Достичь легкости, полетности звучания. Работа над артикуляцией.

Пение без сопровождения.

Цель: проверить степень овладения учащимися учебного материала.

Задачи:

Мотивировать обучающихся на самостоятельную познавательную активность.

Формировать желание учащихся к достижению поставленной цели.

Метод:

В Интернете найти и прослушать вместе с родителями различные записи исполнения произведений.

5.

Заключительная

часть. Подведение

итогов.

Рефлексия.



В раздел образования