Автор: Попова Марина Александровна
Должность: Преподаватель вокально-хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБУДО Егорлыкская ДШИ
Населённый пункт: Ростовская область, станица Егорлыкская
Наименование материала: Конспект открытого урока
Тема: "Освоение и развитие специфических особенностей вокально-хоровых навыков на начальном этапе обучения хоровому пению "
Раздел: дополнительное образование
Открытый урок
Преподавателя МБОУДОД ЕГОРЛЫКСКОЙ ДШИ ПОПОВОЙ МАРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ
Предмет: хоровой класс. 1-3 класс. Предпрофессиональное обучение.
Классификация урока: «Обобщение и систематизация знаний»
Тема урока:
Освоение и развитие специфических особенностей вокально-хоровых навыков на начальном этапе
обучения хоровому пению
Цель: Подчинение технических задач художественно-ориентированным целям, как на этапе упражнений, так и в
процессе работы над хоровыми произведениями.
Задачи:
Образовательные:
- формирование у учащихся новых понятий системы научных и специальных знаний.
- вокально-техническое научение (голос как инструмент через который дети наиболее полно могут выразить мир
собственных чувств и получить эстетическое удовлетворение
Воспитательные:
- художественное воспитание («проживание» детьми музыкальных образов и самовыражение языком музыки).
- Воспитание эмоциональной отзывчивости.
- формирование чувства коллективизма при сохранении чувства «Я» и понимания собственной значимости каждым
участником хора.
Развивающие:
- развитие технологических умений и певческих навыков как средства раскрытия и глубокого постижения
художественного образа.
Методы: Сочетание репродуктивных и поисковых методов соотнесенных с конкретными целями научения или
погружение в художественный мир произведений.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и плана урока.
3. Технология формирования
вокально-хоровых
навыков:
- распевание;
- работа с хоровыми произведениями.
4. Задание на дом.
5. Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.
Конспект урока
Этапы работы
Содержание этапа
1
.
2
.
Организационный
момент
Работа над
вокально-хоровыми
упражнениями
(распевание)
Цель: создание положительной установки на ход и результаты урока.
Задача: сконцентрировать внимание учащихся, настроить их на совместную работу, подготовить голосовой
аппарат к работе.
Методы:
Краткая
беседа
с
учащимися
об
эмоциональном
состоянии,
внутренних
ощущениях.
Создание
атмосферы уверенности в своих силах посредством дружеской улыбки педагога, контакта, ободряющей
голосовой интонации;
Краткая
беседа
с
учащимися
об
певческой
установке.
Дыхательные
упражнения,
как
способ
активизации мышц диафрагмы, выработки определенного дыхательного навыка и «подстройки»:
-медленный вдох и выдох(3раза)
-быстрый вдох и выдох(3 раза)
-короткие выдохи на звуки «с», «ш», «ф»
Цель: Проследить степень формирования вокально-хоровых навыков.
Задачи:
О в л а д е н и е
в о к а л ь н о - х о р о в ы м и
н а в ы к а м и
н а
п р и м е р е
к о н с т р у к т и в н ы х
у п р а ж н е н и й
.
Одной из важнейших задач работы над упражнениями является не только подготовка голосового аппарата к
работе, но и формирование основных вокально - хоровых навыков учащихся. К ним относятся:
- певческая установка
- певческое дыхание и опора звука
- высокая вокальная позиция
- точное интонирование
- ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса
- использование различных видов звуковедения
- артикуляционные навыки
Для достижения положительного результата в работе используются методы:
1.
Метод развивающего обучения. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития
детей. Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности
обучающихся и на их реализацию.
2.
Метод активного и интерактивного обучения.
Эти приемы основаны на такой форме взаимодействия учащихся и преподавателя, в результате которой
хористы не пассивно исполняют указания преподавателя, а активно участвуют в ходе урока.
В основе интерактивного метода обучения лежит принцип доминирования активности учащихся в процессе
обучения.
3.
Рассказ
5 Объяснение
6. Показ (демонстрация)
7. Диалог
8 . Дискуссия
9. Метод переосмысления. Для этого используется эмпирический метод (метод практического, опытного
поиска понятных для учащихся слов, определений для описания вокальных приемов).
1)
Подготовка певческого аппарата к процессу фонации.
Цель: Подготовить певческий аппарат к процессу фонации.
Задачи:
-
разогреть связки на естественном певческом тоне
-
выстроить интонационный слух, унисон
-
закрепить положение «зевка» в звукообразовании
-
закрепить систему певческого дыхания
-
подключить необходимые резонаторы
Методы: Пение закрытым ртом, губы разомкнуты, нижняя челюсть тяжелая, ощущаем округлость мягкого
неба, распевание начинаем на примарных тонах.
2)
Звукообразование. Формирование гласных а,э,и,о,у. Развитие певческого дыхания.
Цель: Сформировать правильное певческое дыхание, выравнивание гласных.
Задачи:
-
упражнение развивает певческое дыхание
-
дает ровность певческого тона при смене гласных звуков
-
формирует правильную артикуляцию гласных звуков
Методы: Пение упражнения на одном звуке, на нон легато (а,э,и,о,у). Последний звук увеличивает
продолжительность ровного, спокойного освобождения от дыхания в зависимости от его объема. Затем
распевая на легато в пределах большой секунды.
3)
Упражнение на развитие звуковедения non legato , а также на выравнивание регистров
Цель: активизация мышц диафрагмы
Задачи:
- развитие звуковедения non legato;
- выровнять регистры.
Методы: Упражнение поется на «non legato;», по трезвучию сверху с заполнением, на различные слоги,
различная динамика f-p.
4)
Упражнение на выработку экономного выдоха
Цель: активизация мышц диафрагмы, ровное звуковедение на легато.
Задачи:
- развитие звуковедения legato;
- выровнять регистры
Методы: Пение гаммы в восходящем и нисходящем движении. Пение по группам.
5)
Упражнение - Интервальные попевки
Цель: Закрепление знаний по сольфеджио
Задачи:
- развитие музыкального слуха
- выработка внимания, активности
Методы: Пропевание вверх по полутонам со словами (м.2,б.2,м.3,б.3,ч.4,ч.5) Пение группами, цепочкой.
Определение на слух.
6)
Упражнение на дикцию , артикуляцию.
Цель: Улучшение дикции и качества звука путем работы над активностью артикуляционного аппарата
.
Развитие 2-3-голосного пения.
Задачи:
- избегать чрезмерной артикуляции, стремиться к «ясности» и «четкости» произношения
- избежать пестроты звучания по тембру, сохранить окраску для всех гласных
3
.
Работа над
музыкальными
произведениями
- развитие музыкального слуха
- выработка внимания, активности
Методы: Скороговорки. Пение на 2-3 голоса по тоническому трезвучию.
7)
Упражнение хорового сольфеджио
Цель: Развитие 2-голосного пения.
Задачи:
- развитие музыкального слуха
- выработка внимания, активности
Методы: Пропевание звукоряда вверх: до-соль-Iгруппой хора - на выдержанном до-IIгруппой; пропевание
звукоряда вниз: соль - до -IIгруппой хора - на выдержанном соль - Iгруппой.
Цель: овладение вокально-хоровыми навыками на примере высокохудожественных музыкальных
произведений.
1.
Римский-Корсаков Н. Проводы зимы
Задачи:
-
добиваться
хорошей
кантилены
(работая
над
плавностью
голосоведения,
спокойным
взятием
«правильного» дыхания.
-
выработка ровности
и
мягкостью
звучания
на
всем
диапазоне,
свободной
артикуляции,
грамотной
фразировки.
- работа над формированием исполнительских навыков
- работа над сценическим воплощением произведения
Педагогический прием работы над материалом
1. Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания.
2. Различные виды динамики.
3. Исполнение с солистами, а также группами.
2. Соснин С. Нотные бусинки.
Задачи:
Добиться
легкого
полетного
исполнения,
контрастной
динамики,
правильной
фразировки,
осмысления художественного образа, подвижности голосового звучания, выравнивания регистров.
Методы:
Работа над музыкальной фразой.
4
.
Задание на дом
Достичь легкости, полетности звучания.
3. Латышская народная песня. Петушок
Задачи:
Добиться
легкого
полетного
исполнения,
контрастной
динамики,
правильной
фразировки,
осмысления художественного образа, подвижности голосового звучания. Пение без сопровождения.
Методы:
Работа над музыкальной фразой, динамикой.
Достичь легкости, полетности звучания. Работа над артикуляцией.
Пение без сопровождения.
Цель: проверить степень овладения учащимися учебного материала.
Задачи:
Мотивировать обучающихся на самостоятельную познавательную активность.
Формировать желание учащихся к достижению поставленной цели.
Метод:
В Интернете найти и прослушать вместе с родителями различные записи исполнения произведений.
5.
Заключительная
часть. Подведение
итогов.
Рефлексия.