Напоминание

Мониторинг образовательных результатов как условие совершенствования качества образования по программе «Путешествие со сказкой»


Автор: Ахметова Ольга Вячеславовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Центр детского творчества пос. Дербышки"
Населённый пункт: город Казань, республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мониторинг образовательных результатов как условие совершенствования качества образования по программе «Путешествие со сказкой»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Мониторинг образовательных результатов как условие совершенствования

качества образования по программе «Путешествие со сказкой»

Ахметова О.В.

ПДО ЦДТ пос. Дербышки

К дополнительному образованию предъявляются те же требования, что

и

к

любой

педагогической

деятельности.

Одним

из

главных

требований

является

результативность.

Неотъемлемой

частью

педагогической

деятельности является мониторинг.

Система контроля и оценки образовательных результатов детей в

объединении

«Путешествие

со

сказкой»

дает

возможность

определить

степень освоения каждым ребенком программы, а также проследить развитие

их личностных качеств, оказать своевременную помощь и поддержку.

Для успешной реализации программы предлагается непрерывное и

систематическое отслеживание результатов деятельности учащегося:

начальная

или

входная

диагностика

начале

учебного

года)

с

целью

определения

общего

развития

познавательных

способностей,

уровня

информированности и эрудированности в области географических знаний,

психофизического развития, уровня мотивированности, речевого развития;

текущий

контроль

течение

учебного

года)

с

целью

диагностики

по

разделам программы для выявления пробелов в усвоении знаний, умений и

навыков и корректировки учебного процесса;

промежуточная

аттестация

конце

полугодия)

с

целью

определения

степени усвоения учащимися учебного материала;

итоговая

аттестация

конце

учебного

года)

с

целью

определения

результатов

обучения,

изменения

уровня

сформированности

личностных,

метапредметных и предметных универсальных учебных действий.

При выборе форм мониторинга предметных результатов освоения

программы учитывается возраст детей - младшие школьники 1 класс. Дети

данного возраста только начинают обучение грамоте. В группах есть дети не

умеющие

читать

или

с

низким

уровнем

техники

чтения.

Поэтому

предпочтение отдается устной форме контроля, которая больше способствует

выработке быстрой реакции на вопросы, развивает связную речь.

1. Контрольный опрос. Викторина «Сказочная Русь» (тематический контроль

раздел «Наша Родина — Россия»).

2.

Тестовая

форма

контроля

содержит

задания

закрытого

типа,

которые

должны быть краткими и ясными для понимания учащихся:

• задания альтернативных ответов “да” - “нет”, “правильно” - “неправильно”

и др.;

• задания множественного выбора Учащиеся должны выбрать один (или

несколько) правильных ответов из предложенных вариантов (от 3 до 5).

Использование заданий, содержащих рисунок;

на

восстановление

соответствия

между

двумя

элементами

(например:

соедини стрелками героев сказок с названием сказки, названием страны ее

создания, с ее автором…);

• задания на установление правильной последовательности.

Тесты могут содержать задания: раскрась, обведи только…

Тестовую проверку нужно применять в комплексе с другими формами

контроля:

• собеседование с педагогом, выполнение заданий - тест «Кто? Что? Где?

Когда?» (входная диагностика);

игры,

тестовые

задания

на

контрольных

занятиях

конкурс

знатоков

«Сказки любят все на свете» (тематический контроль раздел «По странам и

континентам»), «Сказки водят хоровод» (итоговая аттестация);

• контрольный опрос, тестовые задания на контрольных занятиях «На ковре

самолете» (тематический контроль раздел «От неба до земли»), «Новый год

шагает по планете» (промежуточная аттестация).

Преимущества для педагога тестовых заданий:

• выявление знаний и умений каждого ученика;

• своевременное обнаружение пробелов в знаниях;

• быстрота проведения;

• простота проверки.

Для учащегося:

• этот вид работы не утомляет детей;

• не нужно формулировать ответ и думать, как его грамматически правильно

написать;

• обладает самопроверкой.

3. Практическая работа по карте «Там, за горизонтом» (итоговая аттестация).

4.

Краткосрочные

проекты

позволяют

оценить

умения

обучающихся

самостоятельно

конструировать

свои

знания

в

процессе

решения

практических

задач

и

проблем,

ориентироваться

в

информационном

пространстве и уровень сформированности аналитических навыков, навыков

практического

и

творческого

мышления.

«Поляна

сказок

парка

поселка

Дербышки» (тематический контроль раздел «Родной край»).

5. Презентации «Дневник путешественника» (итоговая аттестация).

6.

Портфолио

с

подборкой

работ

ученика,

раскрывающая

его

индивидуальные образовательные достижения (итоговая аттестация).

Текущий контроль усвоения знаний проводится на каждом занятии.

Методы контроля:

• экспресс – опросы (игры: «Вопрос – ответ», «Хлопни – топни», «Галопом

по Европам», «Обгонялки»)

• различные географические игры «Кто это? Что это?» - работа по Атласу,

«Ты - мне, я – тебе» взаимоконтроль учащихся (в паре);

• индивидуальные карточки;

• карточки с заданиями для работы в паре, по группам.

Мониторинг образовательных результатов учащихся представляет

собой

разноуровневую

оценку,

реализующую

право

каждого

ребенка

на

овладение компетенциями, знаниями и умениями в индивидуальном темпе,

объеме и сложности.

Стартовый уровень. Через знакомство с народными и авторскими

сказками восприятие, осознание, запоминание, воспроизведение знаний о

разнообразии стран и народов мира. Информация, предлагаемая педагогом в

готовом

виде,

должна

быть

усвоена

всеми

учащимися.

Задания

репродуктивного

характера,

на

уровне

воспроизведения

выполняются

по

алгоритму (с помощью педагога).

Предметные критерии освоения программы учащимся: знает названия

планет. Умеет находить и показывать на глобусе и карте мира материки и

океаны, Россию, страны, предусмотренные программой с помощью педагога.

Называет основные стороны горизонта. Пересказывает изученные сказки по

наводящим вопросам педагога. Выполняет практические творческие работы

по схеме.

Базовый уровень. Осмысленное применение знаний и умений в

знакомой

ситуации

по

образцу.

Работа

на

продуктивном

уровне:

самостоятельное

выполнение

творческих

заданий

с

уже

усвоенным

алгоритмом.

Предметные критерии освоения программы учащимся: знает названия

планет и перечисляет их в правильной последовательности. Умеет находить,

называть и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны, Россию,

страны,

предусмотренные

программой.

Различает

основные

стороны

горизонта. Знает названия сказок, умеет кратко пересказывать их. Выполняет

практические творческие работы по готовому образцу.

Продвинутый уровень. Творческое применение знаний и умений в

новой

учебной

ситуации:

находить

новые

решения,

необычные

способы

достижения

результата,

новые

подходы

к

рассмотрению

предлагаемой

ситуации.

Предметные критерии освоения программы учащимся: знает планеты

земной группы, планеты – газовые гиганты. Умеет находить, называть и

показывать на глобусе и карте мира океаны и материки (по их описанию),

Россию и Москву, называть и показывать страны создания изученных сказок.

Называет основные и промежуточные стороны горизонта. Знает названия

сказок, авторов, умеет кратко пересказывать их.

Выполняет практические творческие работы по представлению.

В процессе образования так же осуществляется оценка результатов:

метапредметных

(сформированность

у

обучающегося

регулятивных,

коммуникативных и познавательных универсальных действий);

• личностных (сформированность внутренней позиции обучающегося, основ

гражданской идентичности, мотивации учебной деятельности).

Применяя уровневый подход, при мониторинге образовательных результатов,

педагог способствует:

реализации

возможностей

каждого

ребенка

в

рамках

личностно-

ориентированного обучения;

• созданию для ученика ситуации успеха;

возможности

перехода

учащегося

на

более

высокий

уровень

усвоения

знаний.

Педагогический мониторинг обеспечивает качественную и

своевременную информацию, необходимую для принятия конструктивного

решения

в

области

организации

образовательного

процесса,

повысить

качество

своей

педагогической

деятельности,

позволяет

педагогу

сделать

вывод не только об уровне, но и динамике усвоения знаний и личностном

развитии учащихся, раскрыть творческий потенциал каждого учащегося.



В раздел образования