Автор: Зорина Яна Александровна
Должность: педагог декоративно-прикладного искусства
Учебное заведение: МОДО "Детская школа искусств" с. Койгородок
Населённый пункт: село Койгородок, Койгородский район, Республика Коми
Наименование материала: статья
Тема: Рисование штампами с детьми дошкольного возраста на занятиях ГРЭР «Акварелька».
Раздел: дополнительное образование
Рисование штампами с детьми дошкольного возраста на занятиях
ГРЭР «Акварелька».
Всестороннее творческое развитие полезно и нужно всем детям. Но
далеко не все дети любят рисовать, а вот техника рисования штампами,
нравится всем без исключения детям и даже взрослым.
Рисуя этим способом, дети не боятся ошибиться, так как все легко
можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что–то новое, и
ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа
бумаги»
и
начинает
чувствовать
себя
маленьким
художником.
У
него
появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать.
Ведь
печатать
можно
чем
угодно.
Именно
это
и
будет
настоящим
творчеством.
Научите
ребенка
делать
отпечатки.
Для
этого
пропитайте
кусочек
поролона
разведенной
гуашью,
чтобы
получилось
подобие
штемпельной
подушечки. Теперь окунаем нашу формочку в краску, придавливаем к бумаге
и осторожно убираем. Цветной отпечаток готов. Можно наносить краску на
штамп с помощью кисточки, либо обмакивать его в густую краску.
Не беда, что аккуратные оттиски у ребенка получатся не сразу. Здесь,
как и в любом деле, нужна определенная ловкость и сноровка.
Материалы для самодельных штампов окружают нас на каждом шагу, а
количество вариантов исполнения практически бесконечно, но для начала
стоит
попробовать
реализовать
несколько
распространенных
и
отлично
зарекомендовавших себя идей.
Рисование штампами способствует развитию у ребёнка:
мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и
зрительного восприятия;
внимания и усидчивости;
изобразительных
навыков
и
умений,
наблюдательности,
эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
формируются навыки контроля и самоконтроля.
В процессе рисования с малышами можно использовать следующие
виды штампов:
Самый первый инструмент для печатания – собственные пальчики и
ладошки малыша.
Ребенок рисует на бумаге ладошкой, или ребром ладошки, кулачком.
Макает в краску и отпечатывается на бумаге так, как необходимо для того
рисунка, какой он изображает. Не спешите рисовать его руками, Вы можете
просто показывать ему пример – на своем листочке, принцип рисования
ребенок
быстро
схватывает
и
сам.
Потом
краска
с
ладошек
вытирается
тряпочкой.
Делать отпечатки пальчиков – не менее весело, чем рук, такое занятие
потребует
большей
сосредоточенности,
еще
лучше
развивает
мелкую
моторику.
Штампы из овощей.
Штампы из моркови
Сделайте два–три штампа: круг, овал, а для лепестков — круговой
сектор (для этого нужно обрезать только две стороны треугольника, а одну
оставить закругленной).
Штампы из картофеля
Разрежьте картофелину пополам, нанесите на сторону разреза рисунок
и аккуратно по контору уберите лишнее. Вырезать можно что угодно, вернее
то, что позволяет вам ваше умение – от домика до прекрасного цветка
Штампы из капусты
Можно скрутить лист капусты, сделать ровный срез – отпечатком будет
необычная розочка. Интересный отпечаток получается из среза пекинской
капусты.
Половинки
лука,
яблок,
груш,
других
овощей
и
фруктов
служат
отличными штампами.
Рисование поролоном.
Ребенок опускает кусочек поролона (или тампон из поролона) в густую
краску и наносит оттиск на бумагу. Можно использовать трафарет. Кусочками
поролона хорошо тонировать бумагу, создавая фон для будущего рисунка,
рисовать животных, птиц, передавая фактуру шерсти, оперения.
Рисование с помощью листьев
Найдите на улице красивые по форме листья деревьев. Обмакните одну
сторону
листочка
в
разведенную
краску.
Аккуратно
прикладывайте
его
окрашенной
стороной
к
альбомному
листу,
слегка
прижимая
к
бумаге
салфеткой,
разгладьте
рукой.
Уберите
листики
и
рассмотрите
вместе
отпечатки.
Штампы из бросового материала
В
качестве
основы
для
печаток
хороши
крышки
от
пластиковых
бутылок, пробки, ластики, маленькие дощечки, спичечные коробки, кубики и
детали конструкторов типа «Лего» (впрочем, последние сами по себе уже
являются неплохими штампиками).
Штампики из пластилина их изготавливают путем выдавливания в
нем узора с помощью любого острого предмета вроде стержня шариковой
ручки. Им же очень удобно продавливать рисунки на кусочках пластиковых
лотков, в которых продаются овощи, фрукты.
Отличные печатки получаются из обычных резинок для денег, если
наклеить их на основу, изогнув в форме квадрата, треугольника, кружка,
звезды, змейки и т. д.
Баночки
и
бутылочки
с
разными
конфигурациями
и
диаметрами
горлышка и дна – это готовые штампики. К примеру, донышки пластиковых
бутылок дают замечательные оттиски цветка или солнышка.
Воплотить те же образы немного в другом виде поможет расщепленная
на конце коктейльная соломинка, втулка от туалетной бумаги или полотенец –
чем глубже разрезы, тем длиннее отпечатки лепестков – лучиков.
Для рисования фона пригодятся штампики из намотанных на основу
толстых
ниток,
а
также
веревочные
клубочки,
куски
старого
свитера
рельефной вязки и каната.
Чтобы сделать рисунок повторяющимся, можно изготовить печатки –
катки, взяв для основы катушку от скотча или скалку.
Очень
удобно
делать
штампы
из
пенопласта
и
пищевых
лоточков.
Можно скрутить бумагу то конфет или коробки – получатся штампы для
цветов.
Ватные палочки – готовый штамп. Также можно использовать вату и
мятую бумагу.
Для каждого цвета вам понадобится отдельная палочка. С помощью
этой техники прекрасно получаются цветы сирени или мимозы. Проведите
линии–веточки фломастером. А гроздья цветов уже делайте палочками. Но
это уже высший пилотаж! Не меньшее удовольствие принесет ребенку и
рисование
более
простых
вещей
–
цветочки
и
ягодки
(стебельки
можно
нарисовать
фломастером).
А
можно
вырезать
из
бумаги
платье
(платок,
скатерть, варежки) и украсить орнаментом из точек.
Серия занятий по штампингу.
При изучении с детьми темы штампинга нужно следовать примеру от
простого к сложному. Первые занятия проходили в смешенных техниках и
использовался только один вид штампа: ладошка, ватная палочка, пальчики,
готовые штампы. В последствии занятия усложнялись и добавлялись уже и
другие
материалы
для
штамповки:
ватная
палочка
и
вилка;
штамп
из
бросового материала и аппликация, живописная техника и штамп.
Подробный план конспект находится в приложении.
Работа
по
обучению
детей
рисованию
штампами проводилась
в
соответствии со следующими принципами обучения:
•
единство
развития
и
диагностики,
предполагающее
обучение
с
учетом его результатов;
• учет зоны ближайшего развития ребенка, что активизирует развитие
сначала с помощью взрослого, затем самостоятельно;
• деятельностный подход, который предполагает организацию работы с
детьми с учетом ведущей для их возраста деятельности;
•
систематичность
и
последовательность,
помогающие
выстраивать
порядок работы с усложнении задач на последующем этапе;
• активность и сознательность, опирающиеся на организацию активной
познавательной деятельности;
•
доступность
и
индивидуальность,
учитывающие возрастные
познавательные, психологические особенности;
•
наглядно сть,
обе спечивающая
во сприятие
материала
с
использованием чувственной основы.
Для
проведения работы по данной теме использовались следующие
методы и приемы: наблюдение, рассматривание иллюстраций и предметов,
выделение
их
частей,
объяснение,
показ
способов
изображения,
сотворчество, прием пассивных действий, художественное слово.
Заключение
Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому
его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать
малыша,
постепенно
открывая
перед
ним
новые
возможно сти
изобразительной деятельности.
Рисование
штампами
привлекает
своей
простотой
и
доступностью,
раскрывает
возможность
использование
хорошо
знакомых
предметов
в
качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с
малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы
технические навыки работы с красками, кистью…
А главное то, что рисование штампами играет важную роль в общем
психическом
развитии
ребенка.
Ведь
самоценным
является
не
конечный
продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в
своих
способностях,
самоидентификация
в
творческой
работе,
целенаправленность деятельности.
Используемая литература
1.
Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству – М, Знание, 1981 – 98 с.
2.
Борзова В.А. Развитие творческих способностей у детей. – М,
1994 – 320 с.
3.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –
М: Просвещение, 1997 – 93 с.
4.
Горяева Н.А. Первые шаги в мир искусства: Из опыта работы –
М.: Просвещение, 1991 – 159 с.
5.
Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчества на
занятиях по
изобразительной деятельности. // Дошкольное воспитание. 1989,
№ 2 – С. 27
Приложение 1
План конспект занятия по изобразительному творчеству «В
гостях у художника»
Цель: научить детей нетрадиционной техники рисования «штампами».
Задачи:
Образовательная:
формировать
навык
рисования
детьми
при
помощи
нетрадиционной технике «штамповки»;
закрепить
представление
детей
о
ярком,
праздничном
настроении, и о навыках рисования красками;
формировать навыки коллективного творчества.
Развивающая:
развивать умение поддерживать беседу, побуждать к активной
деятельности;
развивать эстетические чувства, представление о красоте;
продолжать
развивать
интерес
детей
к
изобразительной
деятельности;
развивать двигательную активность посредством физминутки.
Воспитательная:
воспитывать желание порадовать окружающих, создавать для них
что – то красивое;
формирование
навыков
сотрудничества,
доброжелательных
отношений между детьми, чувства любви и бережного отношения к природе.
Методы и приёмы:
Практические – рисование «штампами».
Словесные
–
проблемная
ситуация,
игровая
мотивация,
беседа,
загадывание загадок.
Наглядные – рассматривание картины.
Материалы и оборудование: мольберты, картина, штампы из втулок,
ватные ушные палочки, ватман, краски, кисточки, тарелочки для краски.
Интеграция
образовательных
областей:
познавательное
развитие,
социально–коммуникативное
развитие,
художественно
–
эстетическое
развитие.
Ход занятия
1. Организационный момент.
(Дети заходят в кабинет, становятся полукругом)
– Здравствуйте девочки и мальчики! (ответ детей)
– Кто–то бросил мне в оконце, посмотрите письмецо,
Может это лучик солнца, что щекочет мне лицо?
Может это воробьишко, пролитая, обронил?
Может кто – то письмо, как мышку на окошко заманил.
– Ребята, а вам хочется узнать от кого письмо? (ответ детей) Ну тогда
давайте
его
прочтем.
«Здравствуйте
мои
дорогие
маленькие
друзья.
Я
приглашаю
вас
в
гости
в
страну
изобразительного
искусства,
где
очень
весело, царит радость, доброта и музыка. Жду с нетерпением. Ваш друг
художник.»
Так вот что за письмецо! Вы согласны отправиться в страну искусств?
(ответ детей) Что мы возьмем с собой в путешествие? (мольберт). Для чего он
нужен? (ответ). А что нам еще может пригодиться? (ответ) Чтобы попасть в
страну искусств нам нужно отгадать загадки про искусство. Вы готовы?
(ответы детей)
2. Основной этап.
– Тогда отгадайте мои загадки.
1) Если ты его поточишь
Нарисуешь все, что хочешь
Солнце, море, горы, пляж
Что же это? (карандаш)
2) Легко и без опаски
Её обмакивают в краски
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водят по страничке (кисточка)
3) Разноцветные страницы
Заскучали без водицы,
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой (краски)
– Молодцы ребята, отгадали все мои загадки и мы с вами очутились в
стране искусств. Здравствуйте, художник.
Художник: – Здравствуйте! (дети здороваются) Ребята, а у нас на
волшебной полянке в стране искусств пропали все цветочки. Как же нам
помочь полянке сделать её красивой для птиц и человека? (ответ детей –
нарисовать) Но прежде чем нарисовать, давайте посмотрим, какая красивая
была наша полянка.
Рассматриваем картины «Цветы на лугу».
Художник: – Что изображено на картине? (ответ детей) Какие цветы
вы видите? (ответ детей) Какими красками пользовался художник? (ответ
детей)
Какое настроение вызывает у вас картина? (ответы детей) Почему? А вы
были на лугу? (ответ детей)
– А теперь мы с вами нарисуем и оживим нашу поляну. А помогут нам
в этом волшебные краски и штампы. Но для начала нам нужно нарисовать
поляну для наших цветов. Что нам для этого нужно? (ответы) Что еще нам
нужно
сделать
чтобы
появился
цветущий
луг?
(ответы)
А
что
будем
использовать для того чтобы нарисовать цветы? (ответы) Да, вы правы! Так
давайте же приступим к работе!
3. Продуктивная деятельность.
(Дети приступают к рисованию)
Художник: – Молодцы, ребята. Здорово получилось!
Воспитатель: – Полянка снова ожила, с ней ожили наши волшебные
цветочки, тебе нравятся наши цветущие луга Художник?
Художник: – Да, спасибо вам ребята! На моих лугах снова появились
цветы и я очень этому рад!
Воспитатель: – Спасибо художник за твой замечательный рассказ. Мы
с удовольствием побывали на твоей волшебной поляне, узнали много нового
и интересного. А теперь нам с ребятами пора возвращаться в школу искусств.
До свидания!
Художник: – До свидания!
4. Итог занятия.
– Ребята, а где мы с вами сегодня были?
– А с кем мы там повстречались?
– А что нового вам рассказал художник?
– Чем понравилось путешествие?
– С кем бы вы могли поделиться вашими впечатлениями?