Напоминание

Рисование штампами с детьми дошкольного возраста на занятиях ГРЭР «Акварелька».


Автор: Зорина Яна Александровна
Должность: педагог декоративно-прикладного искусства
Учебное заведение: МОДО "Детская школа искусств" с. Койгородок
Населённый пункт: село Койгородок, Койгородский район, Республика Коми
Наименование материала: статья
Тема: Рисование штампами с детьми дошкольного возраста на занятиях ГРЭР «Акварелька».
Раздел: дополнительное образование





Назад




Рисование штампами с детьми дошкольного возраста на занятиях

ГРЭР «Акварелька».

Всестороннее творческое развитие полезно и нужно всем детям. Но

далеко не все дети любят рисовать, а вот техника рисования штампами,

нравится всем без исключения детям и даже взрослым.

Рисуя этим способом, дети не боятся ошибиться, так как все легко

можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что–то новое, и

ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа

бумаги»

и

начинает

чувствовать

себя

маленьким

художником.

У

него

появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать.

Ведь

печатать

можно

чем

угодно.

Именно

это

и

будет

настоящим

творчеством.

Научите

ребенка

делать

отпечатки.

Для

этого

пропитайте

кусочек

поролона

разведенной

гуашью,

чтобы

получилось

подобие

штемпельной

подушечки. Теперь окунаем нашу формочку в краску, придавливаем к бумаге

и осторожно убираем. Цветной отпечаток готов. Можно наносить краску на

штамп с помощью кисточки, либо обмакивать его в густую краску.

Не беда, что аккуратные оттиски у ребенка получатся не сразу. Здесь,

как и в любом деле, нужна определенная ловкость и сноровка.

Материалы для самодельных штампов окружают нас на каждом шагу, а

количество вариантов исполнения практически бесконечно, но для начала

стоит

попробовать

реализовать

несколько

распространенных

и

отлично

зарекомендовавших себя идей.

Рисование штампами способствует развитию у ребёнка:

мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и

зрительного восприятия;

внимания и усидчивости;

изобразительных

навыков

и

умений,

наблюдательности,

эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

формируются навыки контроля и самоконтроля.

В процессе рисования с малышами можно использовать следующие

виды штампов:

Самый первый инструмент для печатания – собственные пальчики и

ладошки малыша.

Ребенок рисует на бумаге ладошкой, или ребром ладошки, кулачком.

Макает в краску и отпечатывается на бумаге так, как необходимо для того

рисунка, какой он изображает. Не спешите рисовать его руками, Вы можете

просто показывать ему пример – на своем листочке, принцип рисования

ребенок

быстро

схватывает

и

сам.

Потом

краска

с

ладошек

вытирается

тряпочкой.

Делать отпечатки пальчиков – не менее весело, чем рук, такое занятие

потребует

большей

сосредоточенности,

еще

лучше

развивает

мелкую

моторику.

Штампы из овощей.

Штампы из моркови

Сделайте два–три штампа: круг, овал, а для лепестков — круговой

сектор (для этого нужно обрезать только две стороны треугольника, а одну

оставить закругленной).

Штампы из картофеля

Разрежьте картофелину пополам, нанесите на сторону разреза рисунок

и аккуратно по контору уберите лишнее. Вырезать можно что угодно, вернее

то, что позволяет вам ваше умение – от домика до прекрасного цветка

Штампы из капусты

Можно скрутить лист капусты, сделать ровный срез – отпечатком будет

необычная розочка. Интересный отпечаток получается из среза пекинской

капусты.

Половинки

лука,

яблок,

груш,

других

овощей

и

фруктов

служат

отличными штампами.

Рисование поролоном.

Ребенок опускает кусочек поролона (или тампон из поролона) в густую

краску и наносит оттиск на бумагу. Можно использовать трафарет. Кусочками

поролона хорошо тонировать бумагу, создавая фон для будущего рисунка,

рисовать животных, птиц, передавая фактуру шерсти, оперения.

Рисование с помощью листьев

Найдите на улице красивые по форме листья деревьев. Обмакните одну

сторону

листочка

в

разведенную

краску.

Аккуратно

прикладывайте

его

окрашенной

стороной

к

альбомному

листу,

слегка

прижимая

к

бумаге

салфеткой,

разгладьте

рукой.

Уберите

листики

и

рассмотрите

вместе

отпечатки.

Штампы из бросового материала

В

качестве

основы

для

печаток

хороши

крышки

от

пластиковых

бутылок, пробки, ластики, маленькие дощечки, спичечные коробки, кубики и

детали конструкторов типа «Лего» (впрочем, последние сами по себе уже

являются неплохими штампиками).

Штампики из пластилина их изготавливают путем выдавливания в

нем узора с помощью любого острого предмета вроде стержня шариковой

ручки. Им же очень удобно продавливать рисунки на кусочках пластиковых

лотков, в которых продаются овощи, фрукты.

Отличные печатки получаются из обычных резинок для денег, если

наклеить их на основу, изогнув в форме квадрата, треугольника, кружка,

звезды, змейки и т. д.

Баночки

и

бутылочки

с

разными

конфигурациями

и

диаметрами

горлышка и дна – это готовые штампики. К примеру, донышки пластиковых

бутылок дают замечательные оттиски цветка или солнышка.

Воплотить те же образы немного в другом виде поможет расщепленная

на конце коктейльная соломинка, втулка от туалетной бумаги или полотенец –

чем глубже разрезы, тем длиннее отпечатки лепестков – лучиков.

Для рисования фона пригодятся штампики из намотанных на основу

толстых

ниток,

а

также

веревочные

клубочки,

куски

старого

свитера

рельефной вязки и каната.

Чтобы сделать рисунок повторяющимся, можно изготовить печатки –

катки, взяв для основы катушку от скотча или скалку.

Очень

удобно

делать

штампы

из

пенопласта

и

пищевых

лоточков.

Можно скрутить бумагу то конфет или коробки – получатся штампы для

цветов.

Ватные палочки – готовый штамп. Также можно использовать вату и

мятую бумагу.

Для каждого цвета вам понадобится отдельная палочка. С помощью

этой техники прекрасно получаются цветы сирени или мимозы. Проведите

линии–веточки фломастером. А гроздья цветов уже делайте палочками. Но

это уже высший пилотаж! Не меньшее удовольствие принесет ребенку и

рисование

более

простых

вещей

цветочки

и

ягодки

(стебельки

можно

нарисовать

фломастером).

А

можно

вырезать

из

бумаги

платье

(платок,

скатерть, варежки) и украсить орнаментом из точек.

Серия занятий по штампингу.

При изучении с детьми темы штампинга нужно следовать примеру от

простого к сложному. Первые занятия проходили в смешенных техниках и

использовался только один вид штампа: ладошка, ватная палочка, пальчики,

готовые штампы. В последствии занятия усложнялись и добавлялись уже и

другие

материалы

для

штамповки:

ватная

палочка

и

вилка;

штамп

из

бросового материала и аппликация, живописная техника и штамп.

Подробный план конспект находится в приложении.

Работа

по

обучению

детей

рисованию

штампами проводилась

в

соответствии со следующими принципами обучения:

единство

развития

и

диагностики,

предполагающее

обучение

с

учетом его результатов;

• учет зоны ближайшего развития ребенка, что активизирует развитие

сначала с помощью взрослого, затем самостоятельно;

• деятельностный подход, который предполагает организацию работы с

детьми с учетом ведущей для их возраста деятельности;

систематичность

и

последовательность,

помогающие

выстраивать

порядок работы с усложнении задач на последующем этапе;

• активность и сознательность, опирающиеся на организацию активной

познавательной деятельности;

доступность

и

индивидуальность,

учитывающие возрастные

познавательные, психологические особенности;

наглядно сть,

обе спечивающая

во сприятие

материала

с

использованием чувственной основы.

Для

проведения работы по данной теме использовались следующие

методы и приемы: наблюдение, рассматривание иллюстраций и предметов,

выделение

их

частей,

объяснение,

показ

способов

изображения,

сотворчество, прием пассивных действий, художественное слово.

Заключение

Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому

его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать

малыша,

постепенно

открывая

перед

ним

новые

возможно сти

изобразительной деятельности.

Рисование

штампами

привлекает

своей

простотой

и

доступностью,

раскрывает

возможность

использование

хорошо

знакомых

предметов

в

качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с

малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы

технические навыки работы с красками, кистью…

А главное то, что рисование штампами играет важную роль в общем

психическом

развитии

ребенка.

Ведь

самоценным

является

не

конечный

продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в

своих

способностях,

самоидентификация

в

творческой

работе,

целенаправленность деятельности.

Используемая литература

1.

Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству – М, Знание, 1981 – 98 с.

2.

Борзова В.А. Развитие творческих способностей у детей. – М,

1994 – 320 с.

3.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –

М: Просвещение, 1997 – 93 с.

4.

Горяева Н.А. Первые шаги в мир искусства: Из опыта работы –

М.: Просвещение, 1991 – 159 с.

5.

Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчества на

занятиях по

изобразительной деятельности. // Дошкольное воспитание. 1989,

№ 2 – С. 27

Приложение 1

План конспект занятия по изобразительному творчеству «В

гостях у художника»

Цель: научить детей нетрадиционной техники рисования «штампами».

Задачи:

Образовательная:

формировать

навык

рисования

детьми

при

помощи

нетрадиционной технике «штамповки»;

закрепить

представление

детей

о

ярком,

праздничном

настроении, и о навыках рисования красками;

формировать навыки коллективного творчества.

Развивающая:

развивать умение поддерживать беседу, побуждать к активной

деятельности;

развивать эстетические чувства, представление о красоте;

продолжать

развивать

интерес

детей

к

изобразительной

деятельности;

развивать двигательную активность посредством физминутки.

Воспитательная:

воспитывать желание порадовать окружающих, создавать для них

что – то красивое;

формирование

навыков

сотрудничества,

доброжелательных

отношений между детьми, чувства любви и бережного отношения к природе.

Методы и приёмы:

Практические – рисование «штампами».

Словесные

проблемная

ситуация,

игровая

мотивация,

беседа,

загадывание загадок.

Наглядные – рассматривание картины.

Материалы и оборудование: мольберты, картина, штампы из втулок,

ватные ушные палочки, ватман, краски, кисточки, тарелочки для краски.

Интеграция

образовательных

областей:

познавательное

развитие,

социально–коммуникативное

развитие,

художественно

эстетическое

развитие.

Ход занятия

1. Организационный момент.

(Дети заходят в кабинет, становятся полукругом)

– Здравствуйте девочки и мальчики! (ответ детей)

– Кто–то бросил мне в оконце, посмотрите письмецо,

Может это лучик солнца, что щекочет мне лицо?

Может это воробьишко, пролитая, обронил?

Может кто – то письмо, как мышку на окошко заманил.

– Ребята, а вам хочется узнать от кого письмо? (ответ детей) Ну тогда

давайте

его

прочтем.

«Здравствуйте

мои

дорогие

маленькие

друзья.

Я

приглашаю

вас

в

гости

в

страну

изобразительного

искусства,

где

очень

весело, царит радость, доброта и музыка. Жду с нетерпением. Ваш друг

художник.»

Так вот что за письмецо! Вы согласны отправиться в страну искусств?

(ответ детей) Что мы возьмем с собой в путешествие? (мольберт). Для чего он

нужен? (ответ). А что нам еще может пригодиться? (ответ) Чтобы попасть в

страну искусств нам нужно отгадать загадки про искусство. Вы готовы?

(ответы детей)

2. Основной этап.

– Тогда отгадайте мои загадки.

1) Если ты его поточишь

Нарисуешь все, что хочешь

Солнце, море, горы, пляж

Что же это? (карандаш)

2) Легко и без опаски

Её обмакивают в краски

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водят по страничке (кисточка)

3) Разноцветные страницы

Заскучали без водицы,

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой (краски)

– Молодцы ребята, отгадали все мои загадки и мы с вами очутились в

стране искусств. Здравствуйте, художник.

Художник: – Здравствуйте! (дети здороваются) Ребята, а у нас на

волшебной полянке в стране искусств пропали все цветочки. Как же нам

помочь полянке сделать её красивой для птиц и человека? (ответ детей –

нарисовать) Но прежде чем нарисовать, давайте посмотрим, какая красивая

была наша полянка.

Рассматриваем картины «Цветы на лугу».

Художник: – Что изображено на картине? (ответ детей) Какие цветы

вы видите? (ответ детей) Какими красками пользовался художник? (ответ

детей)

Какое настроение вызывает у вас картина? (ответы детей) Почему? А вы

были на лугу? (ответ детей)

– А теперь мы с вами нарисуем и оживим нашу поляну. А помогут нам

в этом волшебные краски и штампы. Но для начала нам нужно нарисовать

поляну для наших цветов. Что нам для этого нужно? (ответы) Что еще нам

нужно

сделать

чтобы

появился

цветущий

луг?

(ответы)

А

что

будем

использовать для того чтобы нарисовать цветы? (ответы) Да, вы правы! Так

давайте же приступим к работе!

3. Продуктивная деятельность.

(Дети приступают к рисованию)

Художник: – Молодцы, ребята. Здорово получилось!

Воспитатель: – Полянка снова ожила, с ней ожили наши волшебные

цветочки, тебе нравятся наши цветущие луга Художник?

Художник: – Да, спасибо вам ребята! На моих лугах снова появились

цветы и я очень этому рад!

Воспитатель: – Спасибо художник за твой замечательный рассказ. Мы

с удовольствием побывали на твоей волшебной поляне, узнали много нового

и интересного. А теперь нам с ребятами пора возвращаться в школу искусств.

До свидания!

Художник: – До свидания!

4. Итог занятия.

– Ребята, а где мы с вами сегодня были?

– А с кем мы там повстречались?

– А что нового вам рассказал художник?

– Чем понравилось путешествие?

– С кем бы вы могли поделиться вашими впечатлениями?



В раздел образования