Напоминание

"Тематические игры этюды с детьми среднего дошкольного возраста".


Автор: Буслова Светлана Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №46
Населённый пункт: Пушкинский район,г. Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Тематические игры этюды с детьми среднего дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование





Назад




ТЕМАТИЧЕСКИЕ

ИГРЫ

-

ЭТЮДЫ

С

ДЕТЬМИ

СРЕДНЕГО

ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Преимущество

предложенных

игр

заключается

в

том,

что

они

отвечают

социальной

ситуации

развития

и

ведущему

виду

деятельности

детей 4-5 лет и являются увлекательной деятельностью для дошкольников.

Предлагаемые игры вариативны в использовании и, прежде всего, становятся

формой организации образовательных режимных моментов. Подбор игр по

тематике

может

выглядеть

как

непосредственно

образовательная

деятельность

детей

среднего

дошкольного

возраста,

особенно

на

завершающем этапе освоения конкретной темы.

Игра-этюд – это небольшая драматизация на основе стихотворного

текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем. Учитывая

возраст

детей,

методика

организации

подобных

игр

осуществляется

следующим образом: воспитатель читает текст, предлагая детям показывать

отдельные

действия

героев

сюжета

или,

если

дети

подготовлены,

импровизируются фрагменты поведения героев.

В

подборе

литературной

основы

для

подобных

игр

с

детьми

воспитателю следует руководствоваться следующими критериями:

Подбор художественного слова должен осуществляться с учетом

особенностей детей, чтобы вызывать у ребенка яркий эмоциональный отклик

и

чувства

сопричастности

к

тому,

о

чем

рассказывает

художественное

произведение;

Содержание

литературного

произведения

должно

поддерживать

интерес к культурно-гигиеническим процессам и формировать представления

о необходимости культурно-гигиенических умений;

Побуждение

ребенка

к

активности

и

самостоятельности

в

использовании

культурно-гигиенических

умений

в

ходе

игровой

деятельности и активизация их использования в повседневной жизни.

Содержание

литературного

произведения

должно

подходить

для

драматизации:

обязателен

игровой

сюжет,

роли,

диалоги,

действия

персонажей.

Примерный список рекомендуемых произведений по темам:

Гигиена:

«Теплою водою»

И. Демьянов «Замарашка»

А. Кондратьев «Зеркало»

Р. Сеф «Мыло»

Э. Мошковская «Уши»

«Солнце рано утречком»

И. Токмакова «Гном»

Р. Куликова «Мыло»

Прием пищи:

Г. Лагздынь «Куклу кормили?»

О. Дриз «Ну и каша!»

Э. Мошковская «Маша и каша»

С. Капутикян «Кто скорее допьет?»

«Ножками потопали»

А. Прокофьев «Вечером»

Г. Лагздынь «Просто объеденье!»

И. Токмаква «Ай да суп»

Опрятность:

«Уж я косу заплету»

«Где мой пальчик?»

«Мне уже 4 года»

«Завяжу потуже шарф»

В. Бардадым «Вот как Галю одевали»

Г. Лагздынь «Одевали малыша»

С. Капутикян «Пожалейте нас!»

Э. Успенский «Мальчик стричься не желает»

Э. Мошковская «Митя и рубашка»

Е. Благинина «Как у нашей Ирки»

Э. Мошковская «Митя и рубашка»

Бережное отношение к вещам и игрушкам:

К. Жанэ «Братишки»

А.Шибаев «Подружки»

И.Муравейка «Я сама!»

М.Александрова «Что взяла, клади на место!»

А. Барто «Лошадка»

Е.Благинина «Приходите, поглядите»

Н.Глазкова «Танечка-хозяйка»

«Мальчик Петя»

Для реализации игр-этюдов в работе с детьми среднего дошкольного

возраста

требуется

организация

игровой

пространственно-развивающей

среды.

Для

создания

положительного

эмоционального

фона

в

оформлении

помещения

группы

вносятся

фотографии

детей,

членов

семьи

в

ходе

совместного умывания, одевания, закаливания, уборки комнаты и квартиры.

Дети

с

удовольствием

рассматривают

их

вместе

с

воспитателем.

Подбираются аудиозаписи литературного материала, звуки природы, детские

музыкальные

произведения,

записи

чтения

стихов

детьми,

которые

периодически прослушиваются воспитанниками.

Зная,

что

разнообразие

содержания

игр-этюдов

достигается

посредством игровых атрибутов, в группе необходимо подобрать игрушки

для

настольного

театра,

плоскостные

предметы-заместители,

театральные

куклы (различные животные, люди, предметы быта и гигиены).

Так,

для

настольного

театра

на

начальных

этапах

используются

реалистичные резиновые и мягкие игрушки определенного размера, которые

ребенок может удерживать в руках и проводить с ними игровые действия

(помыть, причесать, почистить зубы, аккуратно накормить, переодеть). Это

зайки, собачки, кошки, лиса, медведь и др.

Затем в практику с детьми вводятся театральные игрушки, которые

имеют меньшее сходство с натуральными предметами. Для развития мелкой

моторики рук используются пальчиковые и театральные куклы на шариках

(сделанные из пенопласта), которые надеваются на один палец. В конце года

планируется

ввести

в

игру

привычные

театральные

куклы-бибабо

с

отверстием в головке для указательного пальца и двумя отверстиями для

большого и среднего пальцев.

В

дальнейшем

вводятся

плоскостные

графические

изображения.

В

плоскостном

театре

дети

действуют

с

фигурками-иллюстрациями,

приклеенными к палочкам, а также вырезанными бумажными фигурками,

которые прикрепляются на фланелеграф, ковролинограф, на стенд-книжку, на

плоскостные ширмы. В группе должны быть наборы к играм-этюдам «Вот

как Галю одевали», «Куклу кормили?», «Братишки», «Подружки» и др.

Для того чтобы дети смогли отделить сказочную ситуацию от реальной,

уделяется внимание специальной организации пространства игры. В ходе

игры-этюда

детям

еще

сложно

определить

четкие

границы

волшебной

страны,

поэтому

владения

ребенка

обозначаются

разными

способами:

объемным моделированием — ширмой, занавесом, книжной раскладушкой,

кубиками,

а

также

моделированием

пространства

на

плоскости

фланелеграфа, ковролинографа, стола, пола с помощью нити, лент, обруча и т.

п. В данном случае важен показ способа действия. Например, в игре-этюде

«Уж я косу заплету» кубиками обозначаются стены комнаты. В игре-этюде

«Гном» лентами разграничивается «улица» от «дома детей».

Обучение

действиям

с

предметами-заместителями

происходит

в

процессе создания декораций для игр-этюдов, конструирования интерьера

стихотворения с помощью предметов окружающего быта — мебели (стулья,

столы), подручного материала, макетов, поделок, изготовленных на занятиях

по изобразительной деятельности и ручному труду.

Таким образом, в организации пространства важно:

-

использовать

настольный

театр

(резиновые

и

мягкие

игрушки),

плоскостные

предметы-заместители,

театральные

куклы

(пальчиковые

и

театральные куклы на шариках, бибабо), то есть все виды театра с учетом

особенностей детей.

-

учитывать

возможности

детей

(от

простого

к

сложному,

от

реалистичных резиновых и мягких игрушек до кукол бибабо), при этом очень

важно

использовать

показ

взрослым

способов

действий

с

игрушками,

моделирование пространства.

Для

того

чтобы

пробудить

у

детей

среднего

дошкольного

возраста

интерес

к

играм-этюдам,

необходимо

проводить

их

два

раза

в

неделю.

Продолжительность игры соответствует возрасту детей: в средней группе -

20-25 минут.

Игры-этюды

предлагаются

и

разучиваются

с

детьми

в

порядке

возрастания требований к поведению ребенка в группе. Так, если в начале от

ребенка требуется одновременное и одинаковое действие («Ну и каша!»,

«Теплою водою»), то затем предлагаются игры-этюды, в которых нужно

действовать по очереди, небольшими группами («Куклу кормили?», «Кто

скорее допьет?», «Зеркало» и т.д.). Взрослый не только вносит новую игру, но

и служит для детей образцом выполнения игровых действий и движений.

Держась свободно и артистично, он заражает детей своей увлеченностью,

весельем, создает эмоциональный настрой. Постепенно, при неоднократном

проведении

игры-этюда,

дети

начинают

выполнять

движения

самостоятельно.

Игра-этюд «Я сама!»

Воспитатель читает детям стихотворение и предлагает движениями

изобразить то, о чем в нем говорится. Затем воспитатель и ребенок читают

стихотворение по ролям.

- Давай будем одеваться…

- Я сама! Я сама!

(Ребенок одевается.)

- Пойдем, будем умываться…

- Я сама! Я сама!

(Умывается.)

- Ну идем, хоть причешу я.

- Я сама! Я сама!

(Причесывается.)

- Ну давай, хоть накормлю я.

- Я сама! Я сама!

(Делает вид, что жует.)

Вопросы к детям: Правильно ли поступает девочка? Почему вы так

решили? А как вы поступаете, когда вам предлагают помощь?

Игра-этюд «Купание»

Воспитатель вносит игрушку поросенка, маленькое корыто, большой

таз, мочалку, детское ведерко, ковшик. Читает стихотворение и предлагает

детям

с

помощью

мимики,

жестов

изобразить

эмоциональное

состояние

героев. Воспитатель и дети вместе инсценируют стихотворение, используя

мимику и жесты.

Воспитатель:

Визжит поросенок…

Поросенок

(ребенок

с

куклой)

:

Спасите!

(Глаза

широко

раскрыты,

рот

полуоткрыт, резко машет руками.)

Воспитатель:

Купают его в корыте.

Он в луже не прочь помыться,

А мыльной воды боится.

А в кухне купают Олю.

Воды ей нагрели вволю.

Но Оля кричит…

Оля:

Уйдите!

Мочалкой меня не трите!

Я голову мыть не стану!

Не буду садиться в ванну!

(Лоб сморщен, нижняя губа оттопырена, голова опущена, сердитый взгляд.)

Воспитатель:

Вот оба они помыты,

Надуты, слегка сердиты,

С коленок отмыты пятна,

Купаться было приятно…

Ребенок:

Чего же ты, Оля, кричала?

Воспитатель:

И Оленька отвечала…

Оля:

Кричал поросенок Тошка,

А я помогала немножко!

Вопросы к детям: Почему кричала Оля? Правильно она поступила? А

как надо было? Кто покажет, как надо было поступить?

Игра-этюд «Вкусная каша»

Воспитатель вносит шапочки гусей, цыплят, синиц, собачки и кошки.

Читает стихотворение «Вкусная каша» З.Александровой. Затем воспитатель и

дети вместе инсценируют его.

Воспитатель:

Как из гречки

Где варилась? В печке.

Сварилась, упрела,

Чтоб Оленька ела,

Кашу хвалила,

На всех разделила.

(Добрая улыбка, ласковый взгляд.)

Оля:

Досталось по ложке

Гусям на дорожке,

Цыплятам в лукошке,

Синицам в окошке.

Хватило по ложке

Собаке и кошке.

(Неторопливыми движениями раздает из воображаемого чугунка кашу

гусям, цыплятам, синицам, собаке и кошке, ест сама.)

Воспитатель:

И Оля доела

Последние крошки!

Игра-этюд «Митя и рубашка»

Воспитатель вносит рубашку Мити-Замарашки. Показывает детям.

- Дети, как вы думаете, чья эта рубашка? Как можно назвать такого

мальчика?

Как

вы

думаете,

почему

рубашка

стала

такой?

Послушайте

стихотворение Э. Мошковской «Митя и рубашка».

Воспитатель

читает

стихотворение.

Затем

предлагает

детям

инсценировать его.

Воспитатель:

Это Митина рубашка.

Ребенок:

На, рубашка, простоквашку!

Воспитатель:

Съела маслица она,

Съела кашку из пшена

И подливку из барашка…

Выразительные движения: ребенок рассматривает свои грязные руки,

вытирает их о свою одежду.

Ребенок:

Ты сыта, моя рубашка?

Вопросы к детям: Как надо есть за столом? Кто покажет Мите, как надо

есть?

Игра-этюд «Мальчик Петя»

Воспитатель читает:

Мальчик Петя поздно встал –

Просыпаться тяжко.

Умываться он не стал –

Он ведь замарашка.

Просит

детей

высказать

свое

отношение

к

поведению

Пети.

Спрашивает: «Есть ли среди вас такие замарашки?» Дети высказываются; с

помощью движений и мимики изображают Петю.

Выразительные движения: капризная гримаса на лице, брови опущены

и сдвинуты, голова наклонена вниз, рассматривает свои руки.

Игра-этюд «Уши»

Воспитатель

вносит

халат

доктора,

читает

стихотворение

Э.

Мошковской «Уши» и предлагает изобразить эмоциональное состояние детей

и с помощью мимики, жестов и интонации. Воспитатель и дети вместе

инсценируют стихотворение.

1-й ребенок:

Доктор, доктор,

Как нам быть:

Уши мыть

Или не мыть?

2-й ребенок:

Если мыть,

То как нам быть:

Часто мыть

Или пореже?

Воспитатель:

Отвечает доктор…

Доктор:

ЕЖЕ-

Воспитатель:

Отвечает доктор…

Доктор:

ЕЖЕ-

Воспитатель:

Отвечает доктор гневно:

Доктор:

ЕЖЕ-

ЕЖЕ-

ЕЖЕДНЕВНО!

Выразительные движения детей: внимательный взгляд устремлен на

доктора, они заинтересованно смотрят на доктора.

Выразительные

движения

доктора: нахмуренные

брови,

сердитый

взгляд, устрашающая интонация голоса.

Игра-этюд «Приходите, поглядите»

Воспитатель

вносит

детский

фартук,

игрушечную

метлу.

Читает

стихотворение

«Приходите,

поглядите»

Е.Благининой.

Предлагает

определить характер литературного персонажа и изобразить его с помощью

мимики, жестов, движений и интонации.

Воспитатель:

Метлу взяла

И двор подмела.

Девочка:

Всюду нос метла совала,

Но и я не отставала –

От сарая до крыльца

Танцевала без конца.

Приходите, поглядите,

Хоть сориночку найдите.

Выразительные

движения: уверенные

взмахи

метлой,

доброе

выражение лица, улыбка, выразительная интонация.

Игра-этюд «Танечка-хозяйка»

Воспитатель вносит мягкую игрушку зайчика, фартук, косынку для

Танечки-хозяйки,

тазик

тряпку.

Читает

стихотворение

«Танечка-хозяйка»

Н.Глазковой и предлагает определить, что чувствует Танечка в начале и в

конце стихотворения. Когда дети называют эмоции, которые испытывает

Танечка,

воспитатель

предлагает

им

изобразить

настроение

героини

с

помощью мимики, жестов, движений, выразительной интонации.

Воспитатель:

Нынче Танечка – хозяйка

И хлопочет день-деньской.

Отложила в угол зайку

И сказала…

Таня:

Спи, косой!

Воспитатель:

Тянет тряпку из комода,

Из кладовки тащит таз.

Окуная тряпку в воду,

Ненароком облилась.

Таня:

Ты не смейся, глупый зайка!

Поджидай себе обед…

Ох, и трудно быть хозяйкой,

Если мамы дома нет!

Выразительные движения:

1 – сосредоточенный взгляд, уверенные движения, ласковая речевая

интонация.

2 – сердитый взгляд, резкая жестикуляция, недовольная интонация.

Игра-этюд «Как у нашей Ирки»

Воспитатель читает стихотворение «Как у нашей Ирки» Е.Благининой

и

предлагает

определить

характеры

девочек.

Дети

высказывают

свое

отношение

к

поступкам

персонажей

стихотворения

и

изображают

их

с

помощью мимики и жестов.

Воспитатель:

Как у нашей Ирки

На чулках по дырке!

Почему,

Почему

На чулках по дырке?

1-й ребенок:

Потому что неохота

Штопать нашей Ирке.

(Неряшливый вид: пуговицы расстегнуты, волосы растрепаны, чулки в

дырках, сандалии не застегнуты. Выражение лица растерянное).

Воспитатель:

Как у нашей Натки

Штопка на пятке!

Почему,

Почему

Штопка на пятке?

2-й ребенок:

Потому что неохота

Быть неряхой Натке.

(Одежда

у

девочки

опрятная,

она

аккуратно

причесана;

на

лице

улыбка, уверенный взгляд).

Остальные

игры-этюды

на

литературном

материале

организуются

аналогичным образом.

Необходимо

подчеркнуть,

что

особенность

развития

современного

дошкольника такова, что он стремится сочетать несколько привлекающих его

видов деятельности. Это наводит на размышление о возрастающей роли

совместной

деятельности

с

детьми

интегрированного

характера,

где

объединяются и разнообразные виды детской деятельности, и специфические

виды деятельности, и разнообразные темы, которые представлены в опыте

ребенка.



В раздел образования