Автор: Белянская Ирина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 9
Населённый пункт: город Амурск Хабаровский край
Наименование материала: урок математики 1 класс
Тема: Урок-сказка "Увеличить на... Уменьшить на..."
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 9 г. Амурска Амурского муниципального района
Хабаровского края
Урок – сказка по математике
«Увеличить на…. Уменьшить на…»
I класс
Составила и провела
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
И.А. Белянская
Урок – сказка по математике
«Увеличить на…. Уменьшить на…»
Тема урока:
«Увеличить на…. Уменьшить на…» (учебник МАТЕМАТИКА; Н.Б.
Истомина)
Тип урока:
закрепление изученного материала
Цель урока:
закрепление понятий «увеличить или уменьшить»
Задачи: Образовательные:
o
закрепить представление о выборе арифметического действия в соответствии со
смыслом задания;
o
способствовать развитию математической речи, зрительной и слуховой памяти,
логического мышления, внимания.
Формировать УУД:
o
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности.
o
Регулятивные УУД: умение проговаривать последовательность действий на уроке;
оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей высказывать
свое предположение.
o
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и
понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения
в школе и следовать им.
o
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать
новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить
ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на уроке.
Основные понятия: уменьшилось, увеличилось
Межпредметные связи: математика, окружающий мир, чтение.
Ресурсы:
Основные: учебник и тетрадь под редакцией Н.Б.Истомина
Дополнительные: магнитная доска, персонажи сказки «Теремок», яблоньки,
яблоки и листочки, мешочки с составом чисел 7, 8 и 9, кирпичная дорожка с
выражениями, таблица в лицах, смайлики для рефлексии.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, в парах.
В течение урока проводятся две физминутки
I. Организационный момент.
Чтение учителем стихотворения
:
И прекрасна, и сильна
Математика – страна.
Здесь всегда кипит работа
Все просчитывают что – то.
Запомните все, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа.
Считайте ребята, точнее считайте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела поскорей вычитайте,
Учебник научит вас точному счёту,
Скорей за работу, скорей за работу!
II. Постановка учебной задачи:
На доске записана тема урока: «Увеличить на…. Уменьшить на…»
Учитель:
- Ребята, посмотрите на доску и скажите, над какой темой мы работаем?
- Что значит увеличить?
- Что значит уменьшить?
Молодцы. Сегодня на уроке мы продолжаем работать над этой темой. Будем закреплять
табличные
случаи
сложения
и
соответствующие
им
случаи
вычитания.
Развивать
математическую речь, Зрительную и слуховую память, логическое мышление и внимание.
Будем учиться работать дружно и коллективно. У нас сегодня необычный урок. Мы
отправимся в гости к хорошо известной сказке, но для начала небольшая разминка.
Учитель обращает внимание учащихся на таблицу, которая расположена на доске.
Вот забавная таблица,
На таблице только лица.
Повнимательней взгляни:
Очень строгому закону подчиняются они.
Присмотрись: довольно просто
До конца распутать нить
И лицо – где знак вопроса
Поразмыслив, разместить!
Учащиеся выполняют частично – поисковую деятельность. Из трёх предложенных
лиц нужно выбрать верное, объяснив свой выбор.
Учитель:
Итак,
вы
верно
исследовали
лица
и
выбрали
правильную
мордашку
с
хорошим настроением. Вот с таким настроением мы готовы отправиться в гости к сказке.
III. Повторение изученного материала
.
Открывается доска. Перед ребятами сюжет сказки «Теремок».
Стоит в лесочке теремок,
Он ни низок, ни высок.
Домик необычный,
Сложен он из чисел.
Учитель:
Ребята, посмотрите и скажите, что необычного в нём?
На домике написаны числа тонким и жирным шрифтом.
Учитель:
- Найдите и покажите все числа, написанные тонким шрифтом в порядке возрастания.
Что изменяется?
- Найдите и покажите все числа, написанные жирным шрифтом в порядке убывания.
Что изменяется?
- Молодцы. Живёт в этом теремке мышка – норушка, которая очень любит математику. Да
вот беда, просыпались в её кладовые зёрнышки из мешков и трудно ей одной разложить их
по мешочкам. Помогите, ребятки ей.
На доске расположены мешки с числами 7, 8, 9.Внизу под мешками наборы чисел. За
определённое время ученики с каждого ряда по цепочке выставляют пары чисел.
После выполнения хоровая проверка состава чисел.
Учитель:
Молодцы. Повеселела наша мышка.
Летит мимо комар-пискун.
- Что за диво? Чей домок-теремок? Кто в тереме живёт?
- Я, мышка-норушка. А ты кто?
- Я комар-пискун.
- Ступай ко мне жить. А будешь пролетать над кирпичной дорожкой, назови
выражения на нахождение суммы и разности.
Прочитай их по-разному и найди значения выражений.
Учитель:
-
Ребята, давайте комарику поможем.
Посмотрите внимательно и назовите «лишнее» выражение. Докажите свой выбор.
Учитель:
Молодцы. Стали они жить вдвоём.
IV. Закрепление изученного материала.
Учитель:
Скачет мимо лягушка-квакушка.
- Кто, кто в тереме? Кто, кто в высоком?
- Назовите, ребята.
- А ты кто?
- А я лягушка-квакушка.
- Ступай к нам жить, а будешь скакать по дорожке, присмотрись
внимательно к яблонькам.
Что изменяется?
Учитель:
Ребята, поможем лягушке-квакушке?
На
яблоньках
количество
яблок
уменьшается,
а
количество
листочков
увеличивается.
Учитель:
Молодцы, помогли лягушке. Стали они жить… втроём.
Бежит мимо зайчик и спрашивает:
- Чей домок-теремок? Кто в тереме живёт?
Назовите по порядку.
Мышка-норушка.
Комар-пискун.
Лягушка-квакушка.
- А ты кто?
- Я, заюнок-кривоног, по горке скок.
- А чем ты любишь заниматься?
- Математикой.
- Ступай к нам жить, но сначала открой учебник на странице 106 и выполни
задание 240.
Ребята выполняют работу по рядам, в парах:
I ряд – верхний рисунок;
II ряд – средний рисунок;
III ряд – нижний рисунок.
Работа проверяется у доски. Учитель записывает со слов учащихся только значения
выражений.
Что изменяется?
Учитель:
Молодцы, помогли зайчику. Стали они жить…вчетвером.
Бежит мимо лисичка и спрашивает:
- Чей домок-теремок? Кто в тереме живёт?
- Подскажите, ребята, кто живёт в теремке?
Перечисление.
- А ты кто?
- Я лиса – при беседе краса.
- А что ты умеешь делать?
- Я умею давать всем разные задания.
- Задания давать-то ты умеешь, а справишься ли сама с ними?
Учитель:
Ребята, лисичка хоть и хитрая, но давайте ей поможем выполнить задания.
Работа в тетрадях на печатной основе (дифференцированно
)
Учитель:
Поднимите руки, у кого номер отмечен кружком (III уровень); квадратиком
(II уровень); треугольником (I уровень).
I уровень - № 123 (разбор с учителем первого выражения);
II уровень - №116;
III уровень - № 114.
Проверка выполнения:
I уровень – учитель;
II уровень – консультант;
III уровень – самоконтроль по опоре учителя.
Учитель:
Молодцы. И с этим заданием справились, помогая лисичке.
- Стали они жить… впятером.
Перечислите
всех
животных
по
порядку.
Что
изменяется?
На
сколько
увеличивается
количество животных? Как записать выражением? Назовите целое и части.
Учитель:
Молодцы. Откройте рабочие тетради и выполните моё задание:
Запишите выражения, выполнив арифметические действия:
Сумма чисел 3 и 2.
Разность чисел 6 и 2.
7 уменьшить на 4.
2 увеличить на 1.
Учитель
:
Молодцы. Вы хорошо справились с этим заданием.
V. Итог урока.
Учитель:
Дружно жили животные. Друг другу помогали не только в математике, но и
по хозяйству.
Наше путешествие в сказку подошло к концу. В какой сказке мы побывали? Над какой
темой работали мы вместе с героями сказки «Теремок»?
Верно. Оцените свою работу на уроке.
Вы хорошо помогали животным. Они вами довольны, и я тоже.
Выберите смайлики с настроением.
Спасибо за урок.