Напоминание

"Прощание с Азбукой"


Автор: Степанян Ариадна Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Селковская ООШ"
Населённый пункт: Сергиево-Посадский район, Московская область
Наименование материала: Урок-путешествие
Тема: "Прощание с Азбукой"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок-путешествие «Прощание с Азбукой»

Цели:

Обучающие:

1.В нетрадиционной форме обобщить и расширить знания учащихся по теме

«Обучение грамоте»;

2. Формирование навыков работы в группе; в паре

Развивающие:

1.Развивать любознательность, наблюдательность, воображение,

познавательный интерес к чтению;

2. Развитие речи учащихся, пополнение их активного словарного запаса;

3. Развитие эмоциональной сферы;

Воспитывающие:

1.Воспитание любви к родному (русскому) языку, радость от общения с

книгой, внимание к слову; положительного отношения к знаниям;

2.Воспитывать эстетические чувства.

3. Помочь детям увидеть свои достижения, успехи и осознать необходимость

новых знаний.

УУД: умение представлять и защищать проект; договариваться и

распределять роли при создании проекта; умение выступать перед другими,

участвовать в коллективной деятельности.

Ход урока

1. Постановка целей и определение темы урока.

2 слайд ( Буратино и Мальвина «Прощай азбука»)

Учитель: Дорогие ребята! Сегодня у нас важный и волнительный день.

Мы закончили первую школьную книгу – «Азбуку». За это время вы очень

выросли, повзрослели, многое узнали и многому научились, испытали

первые трудности и научились их преодолевать. Пролетели дни, недели,

месяцы напряженного труда.

Поздравляю вас с первой серьезной победой!

Сегодня мы с вами перелистаем последнюю страницу этой замечательной,

доброй, интересной и увлекательной книги. Знания, которые она вам дала,

вы возьмёте с собой в страну Литературного чтения.

3 слайд (поздравление азбуки)

Учитель: Азбука поздравляет нас. Давайте прочтём, что желает нам она.

Читает ученик.

«Я поздравляю вас, дорогие первоклассники, с первой школьной победой –

окончанием азбуки! Желаю вам дальнейших успехов в учении!»

Учитель: Азбуке интересно знать, как ребята усвоили буквы.

Поэтому мы, сегодня отправляемся в путешествие от города Алфавитово до

города «Литературное чтение». А по пути сделаем несколько остановок для

того чтобы выполнить все задания которые приготовила для нас Азбука.

Слайд 4

Итак, вы наверно догадались, на каком виде транспорта мы с вами

отправимся в путешествие? Ну, что поехали?

2.Работа по теме урока.

Звучит мелодия песни «Голубой вагон» (на фоне мелодии читаю стихи)

5 слайд

Учитель: В поезд можете садиться.

Этот поезд быстро мчится.

От границы до границы,

По степям до синих гор,

На зелёный светофор.

В школу он спешит сейчас

К нам на праздник в 1 класс.

Опоздать нельзя на праздник

Это каждый знает.

Мчится поезд-первоклассник,

Скорость набирает.

Прибавляет по пути

К трем четыре, два к пяти,

Чуть пеналами гремит,

Чуть губами шевелит,

Изучая алфавит.

Мы от А до Я, как в сказке,

Мчимся наперегонки

Нынче в нашем классе праздник!

«Славный праздник Азбуки!»

Итак, первая остановка - Алфавитово. Я достаю первый конверт – что тут за

испытание для нас, посмотрим – загадки, приготовились отгадывать:

Загадки (Читают ученики) (конверт №1)

Слайд № 6

1.Вот два столба наискосок,

А между ними поясок,

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква … (А)

2.Эта буква широка,

И похожа на жука. (Ж)

3.Вы посмотрите: кто такой,

Загородив дорогу,

Стоит с протянутой рукой,

Согнув баранкой ногу. (Б)

4.На эту букву посмотри –

Она совсем, как цифра три. (З)

5.Подойди, цыплёнок Цып,

Повторяй-ка: цып, цып, цып!

Если выучишь урок,

Подарю тебе цветок.

Это цапля на крыльце,

Объясняет буква …(Ц)

Учитель:

- Молодцы, ребята! Вы отгадали все буквы.

- А какая буква здесь лишняя? (А)

- Почему? (Она обозначает гласный звук, остальные согласные)

- Сколько букв в алфавите?(33)

- Чем отличается буква от звука? (буквы - Читаем, пишем, видим, обозначаем

звуки на письме при помощи букв; звуки - Слышим, произносим.)

В Азбуке живёт семья:

Буквы все от А до Я.

Проект «Живая азбука»

Учитель: Посмотрите-ка, куда мы попали!? Какой густонаселённый город,

какие интересные домики! А кто же в них живёт и сколько жителей в этом

городке?

Входим в город и сразу попадаем на самый большой и шумный проспект.

Прочтём его название: проспект Согласных. Кто догадался, откуда такое

необычное название и почему этот проспект самый шумный? Об этом нам

расскажет…

Слайд 7

1.

Рассказ о согласных (Рябуха А, Пророков Е)

В своем проекте мы расскажем о согласных звуках. На нашем проспекте

3 дома.

есть домики чисто зелёные- домики букв, обозначающих всегда мягкие

согласные звуки - й,ч,щ ;

покрашенные в синий цвет - домики букв всегда твёрдых согласных- ц, ш, ж;

некоторые домики располагаются попарно - домики букв парных согласных :

б - п , в-ф , г-к, д-т, з-с

( синие с зелёной крышей-такое обозначение букв согласных, которые могут

быть твёрдыми и мягкими)

(хором)

Все согласные согласны шелестеть, шептать, скрипеть,

даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь!

Учитель: Ну а теперь свернём на улицу Гласных. Догадались, кто живёт на

этой улице? Это самая музыкальная улица. Почему? А какие секреты

гласных вам известны?

2.

Рассказ о гласных (Рыжаков Егор)

слайд 8

В своем проекте я изобразил гласные буквы: их 10, буквы и, е, ё, ю, я

обозначают мягкость всех согласных, кроме ж, ш, ц, а если они стоят вначале

слова или после Ь или Ъ, то обозначают 2 звука.)

Гласные тянутся в песенке звонкой, могут заплакать и закричать,

в тёмном лесу звать и аукать и в колыбели ребёнка баюкать,

но не желают свистеть и ворчать.

Буквы гласные мы любим,

И все больше с каждым днем

Мы не просто их читаем-

Эти буквы мы поем (

спеть)

Учитель: Далее сворачиваем в Беззвучный переулок. Почему он так странно

называется и здесь всего 2 домика?

3 ученик (Новикова Кристина)

слайд 9

Вот остались два братишки,

И без них не выйдет книжки.

Твёрдый знак и мягкий знак,

Вам без них нельзя никак.

Почему здесь всего 2 домика?

Ъ и Ь в слове не звучат никак.

Никак не произносятся, а в слово часто просятся.

Что вы знаете о Ь и Ъ? (обозначают мягкость и твёрдость согласных,

разделяют их с гласными).

Ученик:

Вот такие наши буквы,

Славный русский алфавит.

Знать его отлично должен

Каждый, каждый ученик.

Ученик:

33 весёлых буквы,

Ни одной забыть нельзя.

Нам помогут то, что слышим,

Сделать видимым, друзья.

А кто создал первую азбуку? (Кирилл и Мифодий) слайд10

- Что мы с вами о них знаем? (рассказ Ляхова Даша- учебник Стр. 88)

Ну, вот мы и побывали в городе букв - Алфавитово.

А теперь за городом можно и порезвиться, отдохнуть. Поехали, а пока едим

(физминутка) игра «Как живёшь?..»

Как живёшь?-Вот так! (показ большого пальца)

Как идёшь?-Вот так! (ходьба на месте)

Как бежишь?-Вот так(бег на месте)

Ночью спишь?-Вот так! (сложить руки «лодочкой»-под голову)

Как берёшь?-Вот так! (хватательное движение)

А как даёшь?- Вот так! (вытянутые вперёд руки ладонями вверх)

Как грозишь?- Вот так! (указательным пальцем)

А шалишь? – Вот так! ( «протыкают» пальцами надутые щёки)

А теперь присядем на « пенёчки»- ваши места и поиграем

Остановка «Игровая»

Работа в парах.

Слайд12

Наборщик (2 конверт)

Храбрость

хор, хорь, храбр, раб, рост, рот, брось, брат, барс, оса, сор, сто, бор, трос.

Работа в группах. (3 конверт)

На доске магнитные буквы:

Учитель: Каждой команде надо составить, как можно быстрее, из букв

слово. (резинка, учебник)

Ребята, давайте поиграем в игру «Живые буковки».

Ведущий называет слово, выбегают буквы и строятся в нужном порядке.

(Слова: труд, мир, азбука, буква)

Учитель: Станция «Путаница» слайды 13-23

- Сказки вы читаете? А названия тоже знаете? Вот сейчас посмотрим.

-Назовите правильно названия сказок.

«Свеколка» « Репка»

«Желтая кепочка» «Красная шапочка»

«Илья – царевич и Серый волк» «Иван – царевич и Серый волк»

«Сказка о рыбаке и рыбачке» «Сказка о рыбаке и рыбке»

Молодцы! Вы замечательно выполнили все задания и показали свои знания,

помогла вам в этом, конечно же, ваша Азбука. Благодаря ей вы стали такими

умными и любознательными, а теперь сможете узнать ещё больше!

Итак, мы закончили свое путешествие и прибыли на станцию «Сюрпризово»

Слайд 24

И сейчас со словами благодарности мы обратимся к нашей 1-й книге

1 ученик

Азбука - первая книга моя,

Как не любить мне за это тебя.

Складывать буквы меня ты учила,

Радость открытий ты мне подарила.

2-й ученик: Спасибо я сказать хочу той книге, что в руках держу.

Я с этой книгой в первый раз пришёл в свой первый светлый класс.

Я эту книгу полюбил, я в ней все буквы изучил!

И как мне радостно сказать: Умею я теперь читать!

Учитель: А ведь, правда, здорово уметь читать? У замечательного детского

писателя В. Берестова есть стихотворение, помните?

3-й ученик Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста, прочти!»

Не надо умолять сестрицу: «Ну, прочитай ещё страницу!»

Не надо ждать, не надо звать, а можно взять и почитать.

4ученик Мы простимся с Азбукой

И рукой помашем

И спасибо десять раз

Дружно хором скажем

Я тоже поздравляю вас с этим важным и волнительным событием в вашей

жизни

-

преодолением

самой

первой,

самой

важной

и

самой

трудной

ступеньки по лестнице знаний. Теперь вам будет легче шагать дальше, ведь

вы становитесь всё более грамотными, умными и образованными. И за это

мы сегодня благодарим Азбуку - нашу мудрую помощницу, нашу

«книгу

книг». Но и Азбука тоже хочет вас поздравить и на память о сегодняшнем дне

наградить своими грамотами:

Позади нелёгкий путь слогового чтения,

Вам сегодня выдаются у-до-сто-ве-ре-ни-я!

(вручение удостоверений)

Ну что же, с Азбукой мы прощаемся и говорим ей «Спасибо», и впереди нас

ждёт встреча с новой книгой по чтению - Литературным чтением.

Я знаю, ребята, что все вы аккуратные, и всё же я хочу, чтобы вы выполнили

просьбу нового учебника и его авторов Л. Ф. Климановои, М. В. Головановой

и В. Г. Горецкого. Они прислали вам телеграмму с просьбой, которую я вам

сейчас зачитаю:

слайд 25

Я добрый друг и спутник твой.

Будь, школьник, бережным со мной.

Мой чистый вид приятен,

Оберегай меня от пятен.

Мой переплёт не выгибай

И корешок не поломай.

Меня в обложку оберни,

Где взял меня – туда верни.

Запомни, я – твой лучший друг,

Но только не для грязных рук.

- Берегите новые учебники! В мае вы их вернёте в школьную библиотеку.

Постарайтесь, чтобы книги были в порядке.

Подведение итога урока.

- Понравился вам урок? Вы сегодня выполнили все задания нашей Азбуки и

доказали что можете читать

- А сейчас давайте все вместе посмотрим на экран слайд 27

Просмотр ролика про Азбуку.

Учитель: Всем спасибо за внимание

За задор и звонкий смех!

За азарт соревнования, обеспечивший успех!

Вот настал момент прощания,

Будет краткой моя речь

Говорим мы: « До свидания, до счастливых новых встреч!



В раздел образования