Напоминание

"С. С. Прокофьев. Мимолётности."


Автор: Иванычева Ирина Викторовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: СГК им. Л. В. Собинова
Населённый пункт: Саратов
Наименование материала: статья
Тема: "С. С. Прокофьев. Мимолётности."
Раздел: высшее образование





Назад




Иванычева Ирина Викторовна СГК им. Л. В. Собинова

С.С. Прокофьев. Мимолётности.

Новаторские явления в композиторском искусстве ставят новые задачи

для

пианиста-исполнителя.

Огромную

роль

в

развитии

пианизма

всегда

играли

композиторы,

которые

сами

были

выдающимися

исполнителями.

Таким явлением в XX веке стало творчество Сергея Сергеевича Прокофьева.

В его творчестве появились образы, которые требовали новых выразительных

средств и приёмов для их воплощения.

Фортепианные

произведения

С.

С.

Прокофьева

очень

популярны

в

репертуаре

пианистов.

Их

играют

и

ученики

музыкальных

школ,

и

выдающиеся

пианисты.

Цикл

«Мимолётности»

стал

для

Прокофьева

своеобразной

энциклопедией,

где

сосредоточены

все

основные

образы

Прокофьева.

В

них

впервые

были

найдены

и

средства

выразительности,

отвечающие требованиям того или иного образа.

Все

находки

Прокофьев

переносил

впоследствии

на

другие

произведения, именно поэтому изучение цикла «Мимолётности» актуально

для пианистов. Дело в том, что понимание особенностей образной сферы и

пианистических

приёмов

«Мимолётностей»

даёт

ключ

к

другим

фортепианным произведениям Прокофьева.

Цикл

«Мимолётности» op. 22 написан в ранний период творчества

Прокофьева

с

1915

1917

гг.

В

это

время

он

работает

над

крупными

произведениями, такими как «Скифская сюита» и опера «Игрок». Интересно,

что столь необычные и разнообразные пьесы, проникнутые настроениями

чистой лирики, рождаются рядом с анархическими настроениями «Скифской

сюиты» и сложными психологическими настроениями оперы «Игрок».

Прокофьев записывал маленькие пьески как страницы дневника, они

становились

одновременно

и

отражением

впечатлений

и

творческой

лабораторией.

В

итоге

получился

цикл

из

20

пьес.

Номера

цикла

расположены

не

в

хронологическом

порядке.

Первой

была

сочинена

Мимолётность № 5, последней № 19.

«Мимолётности» очень сжатые пьесы. Каждая из них это своеобразный

афоризм. В цикле очень много гармонических и мелодических находок, он

очень богат средствами выразительности.

Порядок

пьес

продиктован

художественными

соображениями.

Они

расположены

по

принципу

контраста.

Лирические

и

скерцозные

пьесы

чередуются

с

драматическими.

Название

навеяно

строчками

из

стихотворения К. Бальмонта, они же и стали эпиграфом к циклу:

« В каждой мимолётности вижу я миры,

Полные изменчивой, радужной игры.»

В «Мимолётностях» представлен широкий круг образов Прокофьева.

Здесь и злой сарказм, издёвка над чувством и светлая лирика, грубая сила,

стихийность

и

классическая

стройность,

фантазийность,

сказочность

и

простые человеческие чувства. Для всех образов характерна театральность,

живописность.

Неслучайно

на

музыку

«Мимолётностей»

Касьян

Голейзовский

поставил

балет,

который

был

задуман

как

вереница

возникающих на мгновение и исчезающих видений, призраков, событий,

случайных встреч. Отдельные номера были поставлены в 1922 году, целиком

же лишь в 1968 в Москве на сцене зала Чайковского.

К. Голейзовский: «Мне очень нравились «Мимолётности» Прокофьева,

я понимал их. Он знал это и предложил мне превратить его «Мимолётности»

в вереницу зримых хореографических картин. Прокофьев решил разделить 20

музыкальных миниатюр на 10 единых по замыслу и смыслу музыкальных

картин, после чего «Мимолётности» приобрели последовательность единого

действия, единый изобразительный стиль и рельефность отдельных эпизодов.

Так

произведения

превратились

в

неразрывный

и

единый

по

форме

одноактный балет». Вот как выглядели номера балета:

1 Утро жизни №1 Lentamente, №2 Andante, №3 Allegretto.

2 Смятение №4 Animato, №5 Molto giocoso.

3 Загадка №6 Con eleganza, №7 Pittoresco (Arpa).

4 Мираж №8 Commodo, №9 Allegro tranquillo.

5 Гримасы № 10 Ridicolosamente, № 11Con vivacita.

6 Мудрец № 12 Assai moderato, №13 Allegretto.

7 Промельки №14 Feroce.

8 Спор №15 Inquiento.

9 Желанная встреча № 16 Dolente, №17 Poetico, №18 Con una dolce

lentezza.

10 Финал №19 Presto agitatissimo e molto accentuate, №20 Lento

irrealmente.

Исходя из образного развития можно выделить 3 группы пьес

Мимолётности №№ 1 – 6;

7 – 13;

14 – 20.

Первая группа это образ детства, спокойный и уравновешенный.

Во второй группе образы контрастируют между собой (колыбельная и

марш).

В

третьей

группе

усиливается

драматический

контраст,

лирика

становится

экспрессивной

и

насыщенной.

Она

становится

как

бы

обобщением образов, придавая циклу завершённость.

Мимолётности

по

праву

называют

энциклопедией

прокофьевских

образов и приёмов. По характеру «Мимолётности » можно разделить на

несколько групп:

Лирические

со

всеми

оттенками

(нежные,

мечтательные,

сказочные, фантастические)

№№ 1, 2, 8, 16, 17, 18, 20.

Скерцозные, задорные, шутливо-юмористические

№№ 3, 5, 10, 11.

Драматические, экспрессивные, необузданные, динамичные

№№ 4, 14, 15, 19.

№№ 6, 7, 9, 12, 13.

Здесь первая группа также лирические пьесы, с акцентом на русскую

песенность.

Вторая группа это пьесы шутливые, юмористические, задорные, для

них характерна жизнерадостность. Лирика этих пьес уже более задумчива.

Пьесы этой группы жанрово определённы.

Третья группа это пьесы драматические, экспрессивные, динамичные.

Остальные

пьесы

стоят

особняком.

Каждая

из

них

представляет

собой

законченную музыкальную мысль

Для скерцозных пьес по большей части характерна жизнерадостность,

танцевальность.

Характер

«Мимолётностей

»

повествовательный,

по

жанру

каждая

пьеса очень определённа: марш, танец, хорал, скерцо, этюд.

Каждая пьеса цикла представляет собой законченное самостоятельное

произведение, в котором сконцентрирован определённый образ.

Форма каждой мимолётности предельно проста и понятна. Это, как

правило, период, период с дополнением, простая двух и трёхчастная форма.

Но у Прокофьева это не классические варианты формы, что выражается в

необычном

тональном

соотношении.

Объединяющим

началом

в

пьесе

становится фактура.

Небольшой размер пьес и театральность образов требует краткости

изложения

и

предельной

детализации

выразительных

приёмов.

Поэтому

основными

выразительными

средствами

становятся

короткие

мотивы-

афоризмы,

зачастую

не

предполагающие

тематическое

развитие:

гаммообразные движения, характерные ритмические фигуры.

Прокофьев переосмысливает романтическую семантику интервалов.

Очень необычен гармонический язык Мимолётностей: тональность условна,

широко используются тритоновые сдвиги, натуральные лады (дорийский и

фригийский).

В «Мимолётностях» нет ни сюжетно-психологического развития как у

Шумана, ни тонального как в прелюдиях Шопена, нет интонационных связей.

Одним из объединяющих моментов считается тональность C dur, которая

является основой для большинства пьес.

Развитие в «Мимолётностях» идёт по пути углубления лирики. Чем

ближе к концу, тем более усложняется развитие, появляются разработочные

эпизоды.

Первое исполнение «Мимолётностей» состоялось 15 и 17 апреля 1918

года в Петрограде самим Прокофьевым.

«Мимолётности»

исполняли

многие

великие

пианисты:

Генрих

Нейгауз, Владимир Софроницкий, Дмитрий Башкиров, Мария Юдина.

В практике «Мимолётности» исполняются и как отдельные пьесы, и в

произвольном порядке и целиком. Интересно, что порядок исполнения не

влияет на убедительность его восприятия.

Генрих Нейгауз играет цикл целиком. Каждая пьеса в его исполнении

представляет законченную мысль, при этом являясь частью целого.

Для исполнения Владимира Софроницкого характерна задушевность и

человечность. Он точно воспроизводит авторский текст, однако присутствуют

и

некоторые

динамические

отклонения,

которые

только

усиливают

художественный образ.

Интерпретация цикла Марией Юдиной отличается субъективностью,

большой экспрессией и размахом.

Дмитрий Башкиров исполняет цикл с подчёркнутой классичностью,

что выражается в точном ритме.

Исполнение самого Прокофьева отличается от интерпретаций других

пианистов. В отличии от них, он не пытается подчеркнуть «скифство» и

«гротеск»,

а,

напротив,

очень

бережно

относится

к

исполнению

своих

сочинений. Его звук очень красочный, а ритм создаёт железную основу.

Музыка Прокофьева позволяет самую разнообразную трактовку и цикл

«Мимолётности» не исключение. Изучение цикла «Мимолётности» помогает

пианисту понять круг образов Прокофьева и особенности его фортепианного

стиля. Исполняя их, невольно окунаешься в мир прокофьевских образов: то

попадаешь

в

сказочный

лес,

то

любуешься

живописным

пейзажем,

то

возвращаешься

в

суровую

действительность.

Однако,

всем

образам

Прокофьева свойственно жизнелюбие и оптимизм, вера в человека. Сказка у

него это не уход от реальности, а проблемы действительности вовсе не

катастрофа, а лишь трамплин, который даёт импульс для движения дальше и

только

вперёд!

И

тогда

вспоминаются

слова

Андрея

Болконского,

героя

любимой оперы Прокофьева «Война и мир»: «Нужно верить всей душой в

возможность

счастья,

нужно

верить

в

весну

и

радость,

чтобы

стать

счастливым».



В раздел образования