Напоминание

К.Г. Паустовский "Кот - ворюга"


Автор: Ремизова Алёна Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ"Урицкая СОШ"
Населённый пункт: с.Урицкое,Олёкминский район. Саха Якутия
Наименование материала: Конспект урока литературного чтения 3 класс
Тема: К.Г. Паустовский "Кот - ворюга"
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект урока литературного чтения

по теме К.Г.Паустовский « Кот-ворюга»

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 3 .

Тема: К.Г. Паустовский. Кот-ворюга.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Цели урока:

1. Продолжить работу над формированием навыка сознательного, правильного, беглого и

выразительного чтения, развитию речи. Познакомить детей с повадками, с поведением,

особенностями характера кошки, выросшей на воле. Разбудить интерес, симпатию к этим

удивительно разным по своему характеру животным.

2. Способствовать развитию критического мышления, умению анализировать, сравнивать,

высказывать своё мнение, делать выводы.

3. Содействовать воспитанию бережного отношения к обитателям родной природы;

воспитывать чувства ответственности за всё живое на земле.

1.Организационный момент.

Итак, друзья, внимание-

Ведь прозвенел звонок.

Гостей всех поприветствуем-

Начнем скорей урок!

- Ребята! Сегодня наш урок посвящается важному, нужному качеству человека. Об этом качестве

говорится в стихотворении

Слово это серьёзное, главное, важное

То, что значит оно ,очень нужно для каждого.

В нём забота и ласка, тепло и любовь.

В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь.

Это качество в сердце у многих живет

И о боли других позабыть не дает.

И оно поважнее , чем лица красота.

Догадались, что это? Сердец ДОБРОТА.

2.Постановка темы и задач урока

2.1.-А что такое доброта ?

- Какие литературные произведения о доброте мы уже с вами читали?

Посмотрите, пожалуйста на портрет этого человека . К.Г.Паустовский. Встреча с этим писателем

и его произведением поможет нам стать настоящими читателями; чуткими, внимательными,

наблюдательными, добрыми, любящими.

Сегодня мы прочитаем рассказ, проведем диалог с автором, понаблюдаем за особенностями

авторской манеры письма у К.Г. Паустовского. Книги К.Г. Паустовского очень добрые, наполнены

любовью к миру и людям. Автор считал, что «в каждом сердце есть струна. Она обязательно

отзовется даже на слабый призыв прекрасного»

2.2.Постановка проблемы (тема и название произведения)

- Посмотрите на иллюстрации. Кого вы видите? Что общего у всех картинок?

- А кто нашёл отличие? А все ли кошки здесь одинаковые?

Какие здесь кошки, коты? (Самодовольные, спокойные, ухоженные.)

А здесь? (Голодные, бездомные, брошенные.)

- О ком пойдёт разговор на нашем уроке?

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым для нас произведением Паустовского «Кот-ворюга» .

-Как называет его автор?

-Что означает слово ворюга? (Сравните: вор, воришка , ворюга, хитрюга.)

-О ком так говорят?

-Какой оттенок у слова ворюга? ( Грубоватый , в слове чувствуется отрицательное отношение

автора)

-Предположим по названию, какой по характеру был кот?

И сегодня мы проведем урок - расследование. Нам предстоит разобраться, в чём обвиняют кота.

3..Работа с текстом во время чтения. Первичное восприятие.

-Какие чувства вызывает кот? ( Мне жалко кота. А мне не жалко, он воровал)

-Кто рассказывает нам историю кота? (Автор)

-Мы- это кто? (Рувим Фраерман , Паустовский)

-Как автор называет кота? ( Бродяга и бандит, ворюга)

-Как относится к коту рассказчик? (И сердится, и в тоже время улыбается.)

-Здесь очень хорошо виден стиль писателя, его добрый юмор.

-Автор намеренно «запутывает следы»: он перенес завязку сюжета в какое-то другое место.

Именно поэтому начало истории такое необычное. Попытайтесь отыскать завязку.

- Что такое завязка?

(Это то, без чего не было бы всей истории, всего действия. В данном рассказе завязкой является

тот эпизод, когда кот украл со стола кусок ливерной колбасы.)

4.Работа с текстом.

-Какой это рассказ по жанру? (Художественный, весёлый, серьёзный, поучительный,

юмористический)

-Какие слова вам были непонятны? Какие сможете объяснить сами?

Словарная работа

Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.

Кукан – бечевка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в

воду.

Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.

Плотица – небольшая пресноводная рыба

Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.

Шиворот – за ворот, за воротник.

Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.

Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни

(Потеря сознания, судороги).

5 .Самостоятельная работа. Повторное чтение.

-Найдите в тексте:

место где происходит событие

- Где происходили события? (В старом доме, около которого много озер)

- Кто проживал в доме. (Автор-рассказчик и Рувим)

- Чем они занимались? (Ловили рыбу)

мотивы и поведение кота

- Каков образ жизни и поступки кота? Как себя ведёт?

- Каков внешний вид кота?

- О чем говорит такая деталь портрета: «разорванное ухо и обрубленный хвост»?

Словесный портрет «ворюги»

Внешний вид:

- тощий

- огненно-рыжий символ отваги, мужества, бесстрашия

- разорванное ухо

- обрубленный грязный хвост память о былых приключениях

- белые подпалины на животе

- зеленые нахальные глаза

Поведение:

- ловко прятался

- воровал все подряд

- потерял всякую совесть

- бродяга и бандит

- смотрел дикими глазами и грозно выл

- решился на отчаянный поступок

- выл и ругался

- вцепился мертвой хваткой

Мотив поступков: желание выжить

6.Характеристика главных героев рассказа

-Кто увидел и рассказал эту историю?

-Автор: взрослый человек, мудрый, веселый, с чувством юмора, добрый, душевный.

-

Рувим: Рувим Исаевич Фраерман – писатель и друг Паустовского. Вместе с ним они бродили по

лесам и лугам, рыбачили, встречались с местными жителями. Деликатный, добрый человек.

-Лёнька- сын деревенского сапожника, славится бесстрашием и ловкостью ,сообразительный ,

добрый мальчик.

Учитель:

-

Какими чертами характера автор наделил людей? (доброта, забота о животных, жалость)

- Что с ними постоянно происходило? (Им досаждал кот)

- Какие преступления совершил кот? (Украл рыбу, мясо, сметану и хлеб; разрыл банку с червями;

утащил кукан с окунями, украл со стола ливерную колбасу)

- Что стало главным занятием, даже смыслом жизни обитателей дома?

(Стремление поймать и наказать кота)

- Таким образом, мы видим, что «потерпевшие» оказались хорошими и добрыми людьми, значит,

все рассказанное о коте – правда.

- Итак, перед нами действительно «дерзкий преступник». Это не обычный деревенский кот,

живущий в каждой избе, а кот – ворюга, добывающий пропитание не подачками, а разбоем.

- Как обещали наказать кота?

(«Поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки»)

- Про кого автор говорит «дошли до отчаяния»?

- Но есть ли у кота «смягчающие вину обстоятельства»?

(Кот никому не нужный, бездомный, вынужден вести бродячий, воровской образ жизни – другого

пути у него не было)

- Почему это важное дело было поручено Лёньке?

(Он славился своей ловкостью и бесстрашием)

- Противопоставляются друг другу два равных соперника – кот и Лёнька. Но мальчик оказывается

сильнее в этой борьбе. Когда кота вытащили, каким его увидели люди?

(Жалкий, тощий, голодный)

- В рассказе автор повторяет отчаяние? О ком идёт речь?

- Почему автору нужно, чтобы кот попался?

- Какой приговор вынесли преступнику? Почему?

- Прочитайте, как он реагирует на столь неожиданное «наказание»?

7.Выявление авторской позиции

К.Г. Паустовский пишет «Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава

от осенней росы».

-Что имеет в виду автор говоря о «сухой душе»? (Чёрствая, безразличная, равнодушная)

- Какую проблему поднимает автор в рассказе?

(

Проблему борьбы добра и зла).

-Добрый юмор, способность увидеть необыкновенное, чудесное в обыденном, простом, живут в

душе К.Г.Паустовского. Герои его произведений самые обычные люди,самые обычные

животные ,но писатель рассказывает о нихнеобыкновенно эмоционально, расписывает их

разноцветными красками, раскрывает перед нами прекрасный союз природы и человека,

пробуждает способность видеть прекрасное и творить его самим.

8. Составление синквейна

-Кот в начале рассказа и в конце.

1.кот 2.кот

бродячий, голодный сытый, благородный

ворует, воет, прячется сторожит, хозяйничает, ласкается

Кот, потерявший всякую совесть Доброе слово и кошке приятно

Бандит Милиционер

- О чем же рассказ К.Паустовского?

-Это не просто рассказ о взаимоотношениях людей и кота - беспризорника, это история обретения

дружбы и осознания героями своей значимости и полезности кому-то.

- Если относиться к животным по-доброму, заботиться о них, они станут нашими верными

друзьями.

9.Рефлексия.

«Корзина мыслей»

- Какая проблема поставлена в рассказе?

- В рассказе поставлена проблема - борьбы добра и зла.

- Зло можно остановить только добром.

- Добро не только останавливает зло, но и порождает ответное добро (кот стал совершать

благородные поступки, тем самым благодарить хозяев). В рассказе показана действенная сила

добра.

Продолжить фразы:

-Быть добрым- это значит…

-Быть добрым легко…..

-Быть добрым тяжело….

10.Домашнее задание:

Написать письмо – коту-ворюге,



В раздел образования