Автор: Ремизова Алёна Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ"Урицкая СОШ"
Населённый пункт: с.Урицкое,Олёкминский район. Саха Якутия
Наименование материала: Конспект урока литературного чтения 3 класс
Тема: К.Г. Паустовский "Кот - ворюга"
Раздел: начальное образование
Конспект урока литературного чтения
по теме К.Г.Паустовский « Кот-ворюга»
Предмет: Литературное чтение.
Класс: 3 .
Тема: К.Г. Паустовский. Кот-ворюга.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Цели урока:
1. Продолжить работу над формированием навыка сознательного, правильного, беглого и
выразительного чтения, развитию речи. Познакомить детей с повадками, с поведением,
особенностями характера кошки, выросшей на воле. Разбудить интерес, симпатию к этим
удивительно разным по своему характеру животным.
2. Способствовать развитию критического мышления, умению анализировать, сравнивать,
высказывать своё мнение, делать выводы.
3. Содействовать воспитанию бережного отношения к обитателям родной природы;
воспитывать чувства ответственности за всё живое на земле.
1.Организационный момент.
Итак, друзья, внимание-
Ведь прозвенел звонок.
Гостей всех поприветствуем-
Начнем скорей урок!
- Ребята! Сегодня наш урок посвящается важному, нужному качеству человека. Об этом качестве
говорится в стихотворении
Слово это серьёзное, главное, важное
То, что значит оно ,очень нужно для каждого.
В нём забота и ласка, тепло и любовь.
В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь.
Это качество в сердце у многих живет
И о боли других позабыть не дает.
И оно поважнее , чем лица красота.
Догадались, что это? Сердец ДОБРОТА.
2.Постановка темы и задач урока
2.1.-А что такое доброта ?
- Какие литературные произведения о доброте мы уже с вами читали?
Посмотрите, пожалуйста на портрет этого человека . К.Г.Паустовский. Встреча с этим писателем
и его произведением поможет нам стать настоящими читателями; чуткими, внимательными,
наблюдательными, добрыми, любящими.
Сегодня мы прочитаем рассказ, проведем диалог с автором, понаблюдаем за особенностями
авторской манеры письма у К.Г. Паустовского. Книги К.Г. Паустовского очень добрые, наполнены
любовью к миру и людям. Автор считал, что «в каждом сердце есть струна. Она обязательно
отзовется даже на слабый призыв прекрасного»
2.2.Постановка проблемы (тема и название произведения)
- Посмотрите на иллюстрации. Кого вы видите? Что общего у всех картинок?
- А кто нашёл отличие? А все ли кошки здесь одинаковые?
–
Какие здесь кошки, коты? (Самодовольные, спокойные, ухоженные.)
–
А здесь? (Голодные, бездомные, брошенные.)
- О ком пойдёт разговор на нашем уроке?
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым для нас произведением Паустовского «Кот-ворюга» .
-Как называет его автор?
-Что означает слово ворюга? (Сравните: вор, воришка , ворюга, хитрюга.)
-О ком так говорят?
-Какой оттенок у слова ворюга? ( Грубоватый , в слове чувствуется отрицательное отношение
автора)
-Предположим по названию, какой по характеру был кот?
И сегодня мы проведем урок - расследование. Нам предстоит разобраться, в чём обвиняют кота.
3..Работа с текстом во время чтения. Первичное восприятие.
-Какие чувства вызывает кот? ( Мне жалко кота. А мне не жалко, он воровал)
-Кто рассказывает нам историю кота? (Автор)
-Мы- это кто? (Рувим Фраерман , Паустовский)
-Как автор называет кота? ( Бродяга и бандит, ворюга)
-Как относится к коту рассказчик? (И сердится, и в тоже время улыбается.)
-Здесь очень хорошо виден стиль писателя, его добрый юмор.
-Автор намеренно «запутывает следы»: он перенес завязку сюжета в какое-то другое место.
Именно поэтому начало истории такое необычное. Попытайтесь отыскать завязку.
- Что такое завязка?
(Это то, без чего не было бы всей истории, всего действия. В данном рассказе завязкой является
тот эпизод, когда кот украл со стола кусок ливерной колбасы.)
4.Работа с текстом.
-Какой это рассказ по жанру? (Художественный, весёлый, серьёзный, поучительный,
юмористический)
-Какие слова вам были непонятны? Какие сможете объяснить сами?
Словарная работа
Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.
Кукан – бечевка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в
воду.
Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.
Плотица – небольшая пресноводная рыба
Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.
Шиворот – за ворот, за воротник.
Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.
Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни
(Потеря сознания, судороги).
5 .Самостоятельная работа. Повторное чтение.
-Найдите в тексте:
место где происходит событие
- Где происходили события? (В старом доме, около которого много озер)
- Кто проживал в доме. (Автор-рассказчик и Рувим)
- Чем они занимались? (Ловили рыбу)
мотивы и поведение кота
- Каков образ жизни и поступки кота? Как себя ведёт?
- Каков внешний вид кота?
- О чем говорит такая деталь портрета: «разорванное ухо и обрубленный хвост»?
Словесный портрет «ворюги»
Внешний вид:
- тощий
- огненно-рыжий символ отваги, мужества, бесстрашия
- разорванное ухо
- обрубленный грязный хвост память о былых приключениях
- белые подпалины на животе
- зеленые нахальные глаза
Поведение:
- ловко прятался
- воровал все подряд
- потерял всякую совесть
- бродяга и бандит
- смотрел дикими глазами и грозно выл
- решился на отчаянный поступок
- выл и ругался
- вцепился мертвой хваткой
Мотив поступков: желание выжить
6.Характеристика главных героев рассказа
-Кто увидел и рассказал эту историю?
-Автор: взрослый человек, мудрый, веселый, с чувством юмора, добрый, душевный.
-
Рувим: Рувим Исаевич Фраерман – писатель и друг Паустовского. Вместе с ним они бродили по
лесам и лугам, рыбачили, встречались с местными жителями. Деликатный, добрый человек.
-Лёнька- сын деревенского сапожника, славится бесстрашием и ловкостью ,сообразительный ,
добрый мальчик.
Учитель:
-
Какими чертами характера автор наделил людей? (доброта, забота о животных, жалость)
- Что с ними постоянно происходило? (Им досаждал кот)
- Какие преступления совершил кот? (Украл рыбу, мясо, сметану и хлеб; разрыл банку с червями;
утащил кукан с окунями, украл со стола ливерную колбасу)
- Что стало главным занятием, даже смыслом жизни обитателей дома?
(Стремление поймать и наказать кота)
- Таким образом, мы видим, что «потерпевшие» оказались хорошими и добрыми людьми, значит,
все рассказанное о коте – правда.
- Итак, перед нами действительно «дерзкий преступник». Это не обычный деревенский кот,
живущий в каждой избе, а кот – ворюга, добывающий пропитание не подачками, а разбоем.
- Как обещали наказать кота?
(«Поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки»)
- Про кого автор говорит «дошли до отчаяния»?
- Но есть ли у кота «смягчающие вину обстоятельства»?
(Кот никому не нужный, бездомный, вынужден вести бродячий, воровской образ жизни – другого
пути у него не было)
- Почему это важное дело было поручено Лёньке?
(Он славился своей ловкостью и бесстрашием)
- Противопоставляются друг другу два равных соперника – кот и Лёнька. Но мальчик оказывается
сильнее в этой борьбе. Когда кота вытащили, каким его увидели люди?
(Жалкий, тощий, голодный)
- В рассказе автор повторяет отчаяние? О ком идёт речь?
- Почему автору нужно, чтобы кот попался?
- Какой приговор вынесли преступнику? Почему?
- Прочитайте, как он реагирует на столь неожиданное «наказание»?
7.Выявление авторской позиции
К.Г. Паустовский пишет «Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава
от осенней росы».
-Что имеет в виду автор говоря о «сухой душе»? (Чёрствая, безразличная, равнодушная)
- Какую проблему поднимает автор в рассказе?
(
Проблему борьбы добра и зла).
-Добрый юмор, способность увидеть необыкновенное, чудесное в обыденном, простом, живут в
душе К.Г.Паустовского. Герои его произведений самые обычные люди,самые обычные
животные ,но писатель рассказывает о нихнеобыкновенно эмоционально, расписывает их
разноцветными красками, раскрывает перед нами прекрасный союз природы и человека,
пробуждает способность видеть прекрасное и творить его самим.
8. Составление синквейна
-Кот в начале рассказа и в конце.
1.кот 2.кот
бродячий, голодный сытый, благородный
ворует, воет, прячется сторожит, хозяйничает, ласкается
Кот, потерявший всякую совесть Доброе слово и кошке приятно
Бандит Милиционер
- О чем же рассказ К.Паустовского?
-Это не просто рассказ о взаимоотношениях людей и кота - беспризорника, это история обретения
дружбы и осознания героями своей значимости и полезности кому-то.
- Если относиться к животным по-доброму, заботиться о них, они станут нашими верными
друзьями.
9.Рефлексия.
«Корзина мыслей»
- Какая проблема поставлена в рассказе?
- В рассказе поставлена проблема - борьбы добра и зла.
- Зло можно остановить только добром.
- Добро не только останавливает зло, но и порождает ответное добро (кот стал совершать
благородные поступки, тем самым благодарить хозяев). В рассказе показана действенная сила
добра.
Продолжить фразы:
-Быть добрым- это значит…
-Быть добрым легко…..
-Быть добрым тяжело….
10.Домашнее задание:
Написать письмо – коту-ворюге,