Автор: Капустина Ольга Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "С(К)ОШ № 38"
Населённый пункт: город Череповец, Вологодская область
Наименование материала: Методическая разработка - конспект урока, составленный по адаптированной программе для детей с умственной отсталостью и наличием в классе ребёнка с РАС.
Тема: Склонение имён существительных во множественном числе.
Раздел: среднее профессиональное
МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 38»
ФИО: Капустина Ольга Александровна.
Должность, квалификационная категория: учитель русского языка и литературы.
Предмет: русский язык
Тема: Склонение имён существительных во множественном числе.
Класс: 6 класс.
Цель: закрепить умения склонять имена существительные во множественном числе.
-
Задачи: 1. Образовательные: повторить падежи; систематизировать знания учащихся об имени существительном.
2. Коррекционно-развивающие: Формировать умения склонять имена существительные во множественном числе;
развивать логическое мышление, зрительное восприятие.
3. Воспитательные: Воспитывать интерес к предмету, культуре поведения, мотивировать к учению через
включение в урок интересного, занимательного материала, справедливо оценивать себя и товарищей по классу.
Оборудование: карточки «П» и «Н»(правильно или неправильно), таблица «Склонение имён существительных во
множественном числе», карточки с упражнениями. индивидуальные карточки, пазлы для ученика-аутиста.
Ход урока
Цели и задачи
Деятельность учителя и учащихся
Используемые методы и
приемы
1. Подготовить
обучающихся к
уроку.
2. Сконцентрировать
внимание учащихся
в начале урока.
3. Замотивировать
обучающихся на
учебную
деятельность.
Учащиеся рассаживаются. Педагог: « Встали, подравнялись, садитесь.. Я надеюсь, что
мы с вами поработаем плодотворно.
Мы пришли сюда трудиться,
Не лениться, а учиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно
Вводное
слово
учителя:
Вот уже несколько занятий мы работаем над темой «Имя
существительное».
Давайте
по
опорным
словам
вспомним,
что
мы
уже
знаем
о
склонении имени существительного?
Выброс на доску:
Педагог: Предлагаю оценить каждое высказывание. Возьмите карточки с буквами «П» и
«Н». Буква «П» обозначает, что вы согласны с высказыванием. Буква «Н» обозначает,
что вы не согласны с высказыванием и готовы дать правильный ответ.
Фронтальная беседа с обучающимися по вопросам
1.
Склонение - это изменение имён существительных по падежам в единственном и
множественном числе.
Учащиеся: правильное высказывание.
2.
В русском языке 5 падежей.
Учащиеся: неправильное высказывание. 6 падежей.
3.
В русском языке три склонения: женское, мужское и среднее.
Учащиеся: неправильное высказывание. 1-е, 2-е,3-е склонение есть.
4.
Склонение - это постоянный признак имени существительного.
Учащиеся: правильное высказывание
5.
Одно и тоже существительное может относиться к разным склонениям.
Учащиеся: неправильное высказывание.
Одно и то же существительное
относится только к одному склонению.
6.
Имя существительное изменяется по числам и падежам.
Учащиеся: правильное высказывание
М. Беседа.
П. Вопрос-ответ, работа с
карточками.
7 Имена существительные имеют единственное и множественное число.
Учащиеся: правильное высказывание
1.Формировать
представление
обучающихся о
существительных
множественного
числа , показать
различия между
существительным в
единственном числе
и существительным
во множественном
числе.
II. Этап работы по теме.
Педагог: А теперь мы будем работать в тетрадях, откройте их. Подпишите число,
классная работа.
Посмотрите
вокруг.
У
меня
по
классу
развешены
слова-имена
существительные
в
единственном и во множественном числе. Запишите существительные в тетрадь только
во множественном лице.
ЗАЯЦ, ПТИЦЫ, СНЕЖИНКИ, ЛЕСА.
Учащиеся записывают: ПТИЦЫ, СНЕЖИНКИ, ЛЕСА.
Пока все записывают имена существительные во множественном числе в тетрадь.,
Серёжа (обращение к ученику-аутисту), собери и принеси мне, пожалуйста, карточки по
классу и принеси мне на стол.
Серёжа вот тебе картинки-рисунки, вклей изображения в соответствующие карточки –
ПТИЦЫ, СНЕЖИНКИ, ЛЕСА.
М. Объяснения.
П. работа в тетрадях, с
карточками, с картинками-
рисунками, работа по
индивидуальной карточке
ученика-аутиста.
2. формировать
умение склонять
имена
существительные во
множественном
числе по падежам,
показать и выделить
окончания имён
существительных во
множественном
числе ,
3. Способствовать
развитию памяти,
внимания в
Педагог:
Сегодня
мы
будем
говорить
о
склонении
имён
существительных
во
множественном числе (название на доске).
Обратите
внимание
на
таблицу,
которая
нам
поможет
при
склонении
имён
существительных во множественном числе по падежам.
Разделите лист в тетради на 3 столбика. В первом столбике (одновременно учитель
чертит на доске) подпишите «Падеж». Второй столбик подпишите «Вопрос». Третий
столбик подпишите «Существительное».
Откроем учебник на странице 98. Из упражнения № 157 сейчас в таблицу, которая у вас
в
тетрадях
выпишем
выделенное
слово
в
соответствующее
строчку,
склоняя
существительное во множественном числе ЛЕСА по падежам.
Падеж
Вопрос
Существительное
И.П.
Что?
леса
Р.П.
Чего?
лесов
М. Объяснения
П. демонстрация таблицы,
работа с учебником, работа в
тетрадях.
процессе работы с
таблицей, печатным
текстом в учебнике,
Д.П.
Чему?
лесам
В.П
Что?
леса
Т.П.
Чем?
лесам
П.П.
О чём?
лесах
Учащиеся: чертят таблицу, подписывают столбцы в таблице.
4. Способствовать
развитию памяти,
внимания в
процессе работы с
карточками с
заданиями.
Педагог: Серёжа, а тебе задание такое. С данной карточки в тетрадь списать все
предложения.
Подчеркни
одной
чертой
имена
существительные
во
множественном
числе.
Ученик-аутист работает по карточке с упражнением (текстом).
Завалило снегом ягоды на болоте. Белка достала орехи.
С тропинки заяц свернул в чащу лесов.
.
М. Объяснения.
П.работа в тетради, работа по
индивидуальной карточке
ученика-аутиста.
Педагог: К доске пойдёт Денис. Он будет работать у доски заполнять таблицу, склоняя
по падежам имя существительное ЛЕСА , остальные работаем в тетрадях.
М. Беседа
П. Вопрос-ответ
Педагог:
Отложите
ручку
на
стол.
Посмотрите
на
меня.
Потяните
руки
вверх.
Похлопайте по плечу соседа. Подмигните мне. Хлопните три раза в ладоши. Молодцы.
Отдохнули. Продолжаем.
М. Игровое упражнение
П.
5. Способствовать
развитию
логического
мышления,
зрительного
восприятия, связной
речи, умения
составлять
предложения на
основе работы со
словарными
словами.
6.Воспитывать
Педагог: Посмотрите на доску. Расшифруйте ребус.
,1,
321
2._______________________
- руководитель предприятия, учреждения, учебного заведения.
3. Запишите слово это в единственном числе и во множественном числе:
Учащиеся записывают слово директор (ед.число) и директора (мн.ч.)
Поставьте в слове ударение.
Подчеркните «опасное место».
4.Прочитай, Маргарита, слова правильно вслух. Запомните, как надо их произносить.
Директор, директора, директору, директором, о директоре.
Директора, директоров, директорам, директорами, о директорах.
5. Составьте словосочетания. Запишите одно словосочетание. Выделите корень
директор.
Директор школы, директорский кабинет, собрание директоров.
М. Беседа
П. Вопрос-ответ
П. Программированные
задания.
М. Игровые упражнения
П. Разгадывание слов, работа
в тетрадях.
интерес к предмету,
культуре поведения
на основе работы со
словарными
словами.
Учащиеся записывают.
1. К доске идёт Баранова Ксения. Тебе необходимо в этом ребусе дополнить элемент в
букве и прочитать слово:
Подсказка тебе Ксения:
2.Это_____________________ - профессия.
3.ИЗ ИСТОРИИ СЛОВА: пришло из французского языка. Первоначальным значением
этого слова было «остроумный», «одарённый».
3. Запишите теперь слово в тетрадь, разделив его на слоги:
__________________________________
4.Поставь в слове ударение.
5.Подчеркните «опасные места».
6.. Послушайте стихи и по ритму поймите, как правильно произносить выделенные
слова.
1) Гражданин милиционер! А у Толи и у Веры
Я – французский инженер! Обе мамы – инженеры.
( С. Маршак) (С. Михалков)
5. Подберите словосочетания .Одно из них запишите, чтобы словарное слово было
употреблено в словосочетании во множественном числе:
Военные инженеры, инженерский диплом.
7.Выявление уровня
полученных знаний,
на основе
самостоятельной
работы с
деформированным
текстом.
Педагог: А сейчас проверим ваши знания. Посмотрим, как вы усвоили материал. Вот
такое задание для учащихся 1 уровня на карточках. Необходимо из слов каждой строчки
составить и записать предложения. Указать над именами существительными падеж.
Собака Боб.
загорелся, дом, раз, один
маленькая, в, была, дома, девочка
собаку, в, пожарные, огонь, Боба, послали
М. Тренировочные
упражнения.
П. работа в тетрадях, работа
с карточками, выполнение
задания.
8.Развитие
аналитико –
синтетической
деятельности на
основе
самостоятельной
работы со словом,
предложением,
текстом.
через, из, минуту, горевшего, девочку, вынес, дома, Боб
Ребёнка, радости, мать, плакала, от
Педагог: Для учащихся 2 уровня . Такое задание. Необходимо списать предложения с
карточки. Определить и поставить над именами существительными число
(единственное или множественное). Выделить окончания у имён существительных во
множественном числе.
За ночь сильно похолодало. Окна покрылись удивительными узорами.
Дороги занесло снегом. Деревья нарядились инеем. Сугробы легли белым
ковром.
Педагог: И учащиеся 3 уровня. Списывают в тетрадь предложения. Подчеркивают одной
чертой имена существительные во множественном числе.
В полях гудит ветер. На берёзах и осинах нет больше листьев. Только на
ёлке и сосне зеленеет хвоя. На тропинке нет больше муравьев. В лужах по
утрам хрустит лёд.
Учащиеся 1,2,3 уровня выполняют самостоятельную работу на карточках
9.Развитие аналитико
–синтетической
деятельности на
основе работы со
словом,
словосочетанием
на основе работы с
пазлами.
Серёжа, собери пазлы с изображением:
- столы письменные,
-орехи грецкие,
-лес дремучий,
- яблоко зелёное.
Напиши
на
пазлах
те
имена
существительные,
которые
употреблены
во
множественном числе.
Ученик-аутист работает с пазлами.
М. Игровое упражнение с
учеником-аутистом.
П. Пазлы
1.Развитие
аналитико-
синтетической
деятельности.
3. Этап подведения итогов.
Педагог: Итак, чему мы научились сегодня на уроке?
Ответ учащихся: Сегодня на уроке мы закрепляли умение склонять имена
М. Беседа
П. Вопрос-ответ.
2.Воспитание
навыков
самооценки.
существительные во множественном числе.
Педагог: Какие задания на уроке вам больше всего понравились и хотели, чтобы они
были на следующих уроках?
Ребята, вы хорошо работали сегодня.
Сдайте, пожалуйста, тетради с выполненными заданиями.
Оцените себя, как вы работали сегодня на уроке, а я вам поставила сегодня следующие
оценки за устные ответы.
Домашнее задание : стр. 99, упр. 158.
Запишите домашнее задание в дневник.
Учащиеся: Открывают дневники, записывают домашнее задание.
Педагог: Откройте учебники, прочитайте задание к упражнению, которое вам надо будет
выполнить дома. Есть ли у вас вопросы по выполнению домашнего задания.