Напоминание

Склонение имён существительных во множественном числе.


Автор: Капустина Ольга Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "С(К)ОШ № 38"
Населённый пункт: город Череповец, Вологодская область
Наименование материала: Методическая разработка - конспект урока, составленный по адаптированной программе для детей с умственной отсталостью и наличием в классе ребёнка с РАС.
Тема: Склонение имён существительных во множественном числе.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 38»

ФИО: Капустина Ольга Александровна.

Должность, квалификационная категория: учитель русского языка и литературы.

Предмет: русский язык

Тема: Склонение имён существительных во множественном числе.

Класс: 6 класс.

Цель: закрепить умения склонять имена существительные во множественном числе.

-

Задачи: 1. Образовательные: повторить падежи; систематизировать знания учащихся об имени существительном.

2. Коррекционно-развивающие: Формировать умения склонять имена существительные во множественном числе;

развивать логическое мышление, зрительное восприятие.

3. Воспитательные: Воспитывать интерес к предмету, культуре поведения, мотивировать к учению через

включение в урок интересного, занимательного материала, справедливо оценивать себя и товарищей по классу.

Оборудование: карточки «П» и «Н»(правильно или неправильно), таблица «Склонение имён существительных во

множественном числе», карточки с упражнениями. индивидуальные карточки, пазлы для ученика-аутиста.

Ход урока

Цели и задачи

Деятельность учителя и учащихся

Используемые методы и

приемы

1. Подготовить

обучающихся к

уроку.

2. Сконцентрировать

внимание учащихся

в начале урока.

3. Замотивировать

обучающихся на

учебную

деятельность.

Учащиеся рассаживаются. Педагог: « Встали, подравнялись, садитесь.. Я надеюсь, что

мы с вами поработаем плодотворно.

Мы пришли сюда трудиться,

Не лениться, а учиться,

Работаем старательно,

Слушаем внимательно

Вводное

слово

учителя:

Вот уже несколько занятий мы работаем над темой «Имя

существительное».

Давайте

по

опорным

словам

вспомним,

что

мы

уже

знаем

о

склонении имени существительного?

Выброс на доску:

Педагог: Предлагаю оценить каждое высказывание. Возьмите карточки с буквами «П» и

«Н». Буква «П» обозначает, что вы согласны с высказыванием. Буква «Н» обозначает,

что вы не согласны с высказыванием и готовы дать правильный ответ.

Фронтальная беседа с обучающимися по вопросам

1.

Склонение - это изменение имён существительных по падежам в единственном и

множественном числе.

Учащиеся: правильное высказывание.

2.

В русском языке 5 падежей.

Учащиеся: неправильное высказывание. 6 падежей.

3.

В русском языке три склонения: женское, мужское и среднее.

Учащиеся: неправильное высказывание. 1-е, 2-е,3-е склонение есть.

4.

Склонение - это постоянный признак имени существительного.

Учащиеся: правильное высказывание

5.

Одно и тоже существительное может относиться к разным склонениям.

Учащиеся: неправильное высказывание.

Одно и то же существительное

относится только к одному склонению.

6.

Имя существительное изменяется по числам и падежам.

Учащиеся: правильное высказывание

М. Беседа.

П. Вопрос-ответ, работа с

карточками.

7 Имена существительные имеют единственное и множественное число.

Учащиеся: правильное высказывание

1.Формировать

представление

обучающихся о

существительных

множественного

числа , показать

различия между

существительным в

единственном числе

и существительным

во множественном

числе.

II. Этап работы по теме.

Педагог: А теперь мы будем работать в тетрадях, откройте их. Подпишите число,

классная работа.

Посмотрите

вокруг.

У

меня

по

классу

развешены

слова-имена

существительные

в

единственном и во множественном числе. Запишите существительные в тетрадь только

во множественном лице.

ЗАЯЦ, ПТИЦЫ, СНЕЖИНКИ, ЛЕСА.

Учащиеся записывают: ПТИЦЫ, СНЕЖИНКИ, ЛЕСА.

Пока все записывают имена существительные во множественном числе в тетрадь.,

Серёжа (обращение к ученику-аутисту), собери и принеси мне, пожалуйста, карточки по

классу и принеси мне на стол.

Серёжа вот тебе картинки-рисунки, вклей изображения в соответствующие карточки –

ПТИЦЫ, СНЕЖИНКИ, ЛЕСА.

М. Объяснения.

П. работа в тетрадях, с

карточками, с картинками-

рисунками, работа по

индивидуальной карточке

ученика-аутиста.

2. формировать

умение склонять

имена

существительные во

множественном

числе по падежам,

показать и выделить

окончания имён

существительных во

множественном

числе ,

3. Способствовать

развитию памяти,

внимания в

Педагог:

Сегодня

мы

будем

говорить

о

склонении

имён

существительных

во

множественном числе (название на доске).

Обратите

внимание

на

таблицу,

которая

нам

поможет

при

склонении

имён

существительных во множественном числе по падежам.

Разделите лист в тетради на 3 столбика. В первом столбике (одновременно учитель

чертит на доске) подпишите «Падеж». Второй столбик подпишите «Вопрос». Третий

столбик подпишите «Существительное».

Откроем учебник на странице 98. Из упражнения № 157 сейчас в таблицу, которая у вас

в

тетрадях

выпишем

выделенное

слово

в

соответствующее

строчку,

склоняя

существительное во множественном числе ЛЕСА по падежам.

Падеж

Вопрос

Существительное

И.П.

Что?

леса

Р.П.

Чего?

лесов

М. Объяснения

П. демонстрация таблицы,

работа с учебником, работа в

тетрадях.

процессе работы с

таблицей, печатным

текстом в учебнике,

Д.П.

Чему?

лесам

В.П

Что?

леса

Т.П.

Чем?

лесам

П.П.

О чём?

лесах

Учащиеся: чертят таблицу, подписывают столбцы в таблице.

4. Способствовать

развитию памяти,

внимания в

процессе работы с

карточками с

заданиями.

Педагог: Серёжа, а тебе задание такое. С данной карточки в тетрадь списать все

предложения.

Подчеркни

одной

чертой

имена

существительные

во

множественном

числе.

Ученик-аутист работает по карточке с упражнением (текстом).

Завалило снегом ягоды на болоте. Белка достала орехи.

С тропинки заяц свернул в чащу лесов.

.

М. Объяснения.

П.работа в тетради, работа по

индивидуальной карточке

ученика-аутиста.

Педагог: К доске пойдёт Денис. Он будет работать у доски заполнять таблицу, склоняя

по падежам имя существительное ЛЕСА , остальные работаем в тетрадях.

М. Беседа

П. Вопрос-ответ

Педагог:

Отложите

ручку

на

стол.

Посмотрите

на

меня.

Потяните

руки

вверх.

Похлопайте по плечу соседа. Подмигните мне. Хлопните три раза в ладоши. Молодцы.

Отдохнули. Продолжаем.

М. Игровое упражнение

П.

5. Способствовать

развитию

логического

мышления,

зрительного

восприятия, связной

речи, умения

составлять

предложения на

основе работы со

словарными

словами.

6.Воспитывать

Педагог: Посмотрите на доску. Расшифруйте ребус.

,1,

321

2._______________________

- руководитель предприятия, учреждения, учебного заведения.

3. Запишите слово это в единственном числе и во множественном числе:

Учащиеся записывают слово директор (ед.число) и директора (мн.ч.)

Поставьте в слове ударение.

Подчеркните «опасное место».

4.Прочитай, Маргарита, слова правильно вслух. Запомните, как надо их произносить.

Директор, директора, директору, директором, о директоре.

Директора, директоров, директорам, директорами, о директорах.

5. Составьте словосочетания. Запишите одно словосочетание. Выделите корень

директор.

Директор школы, директорский кабинет, собрание директоров.

М. Беседа

П. Вопрос-ответ

П. Программированные

задания.

М. Игровые упражнения

П. Разгадывание слов, работа

в тетрадях.

интерес к предмету,

культуре поведения

на основе работы со

словарными

словами.

Учащиеся записывают.

1. К доске идёт Баранова Ксения. Тебе необходимо в этом ребусе дополнить элемент в

букве и прочитать слово:

Подсказка тебе Ксения:

2.Это_____________________ - профессия.

3.ИЗ ИСТОРИИ СЛОВА: пришло из французского языка. Первоначальным значением

этого слова было «остроумный», «одарённый».

3. Запишите теперь слово в тетрадь, разделив его на слоги:

__________________________________

4.Поставь в слове ударение.

5.Подчеркните «опасные места».

6.. Послушайте стихи и по ритму поймите, как правильно произносить выделенные

слова.

1) Гражданин милиционер! А у Толи и у Веры

Я – французский инженер! Обе мамы – инженеры.

( С. Маршак) (С. Михалков)

5. Подберите словосочетания .Одно из них запишите, чтобы словарное слово было

употреблено в словосочетании во множественном числе:

Военные инженеры, инженерский диплом.

7.Выявление уровня

полученных знаний,

на основе

самостоятельной

работы с

деформированным

текстом.

Педагог: А сейчас проверим ваши знания. Посмотрим, как вы усвоили материал. Вот

такое задание для учащихся 1 уровня на карточках. Необходимо из слов каждой строчки

составить и записать предложения. Указать над именами существительными падеж.

Собака Боб.

загорелся, дом, раз, один

маленькая, в, была, дома, девочка

собаку, в, пожарные, огонь, Боба, послали

М. Тренировочные

упражнения.

П. работа в тетрадях, работа

с карточками, выполнение

задания.

8.Развитие

аналитико –

синтетической

деятельности на

основе

самостоятельной

работы со словом,

предложением,

текстом.

через, из, минуту, горевшего, девочку, вынес, дома, Боб

Ребёнка, радости, мать, плакала, от

Педагог: Для учащихся 2 уровня . Такое задание. Необходимо списать предложения с

карточки. Определить и поставить над именами существительными число

(единственное или множественное). Выделить окончания у имён существительных во

множественном числе.

За ночь сильно похолодало. Окна покрылись удивительными узорами.

Дороги занесло снегом. Деревья нарядились инеем. Сугробы легли белым

ковром.

Педагог: И учащиеся 3 уровня. Списывают в тетрадь предложения. Подчеркивают одной

чертой имена существительные во множественном числе.

В полях гудит ветер. На берёзах и осинах нет больше листьев. Только на

ёлке и сосне зеленеет хвоя. На тропинке нет больше муравьев. В лужах по

утрам хрустит лёд.

Учащиеся 1,2,3 уровня выполняют самостоятельную работу на карточках

9.Развитие аналитико

–синтетической

деятельности на

основе работы со

словом,

словосочетанием

на основе работы с

пазлами.

Серёжа, собери пазлы с изображением:

- столы письменные,

-орехи грецкие,

-лес дремучий,

- яблоко зелёное.

Напиши

на

пазлах

те

имена

существительные,

которые

употреблены

во

множественном числе.

Ученик-аутист работает с пазлами.

М. Игровое упражнение с

учеником-аутистом.

П. Пазлы

1.Развитие

аналитико-

синтетической

деятельности.

3. Этап подведения итогов.

Педагог: Итак, чему мы научились сегодня на уроке?

Ответ учащихся: Сегодня на уроке мы закрепляли умение склонять имена

М. Беседа

П. Вопрос-ответ.

2.Воспитание

навыков

самооценки.

существительные во множественном числе.

Педагог: Какие задания на уроке вам больше всего понравились и хотели, чтобы они

были на следующих уроках?

Ребята, вы хорошо работали сегодня.

Сдайте, пожалуйста, тетради с выполненными заданиями.

Оцените себя, как вы работали сегодня на уроке, а я вам поставила сегодня следующие

оценки за устные ответы.

Домашнее задание : стр. 99, упр. 158.

Запишите домашнее задание в дневник.

Учащиеся: Открывают дневники, записывают домашнее задание.

Педагог: Откройте учебники, прочитайте задание к упражнению, которое вам надо будет

выполнить дома. Есть ли у вас вопросы по выполнению домашнего задания.



В раздел образования