Автор: Захарова Ксения Владимировна
Должность: студент 2 курса магистратуры "педагогическое образование, изобразительное искусство"
Учебное заведение: ФГБОУ ВО Нижневартовский государственный университет", г. Нижневартовск, ХМАО-Югра, Тюменская область, Россия
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: начальное образование
Захарова Ксения Владимировна,
студент 2 курса магистратуры Педагогическое
образование, изобразительное искусство,
ФГБОУ ВО Нижневартовский государственный университет»,
г. Нижневартовск, ХМАО-Югра, Тюменская область, Россия
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме использования деко-
ративно-прикладного искусства в учебном процессе, что способствует эсте-
тическому воспитанию и развитию младших школьников. Ключевые слова:
искусство, эстетическое воспитание, декоративно-прикладное искусство, ор-
намент.
Zakharova Ksenia Vladimirovna,
2nd year student of the Master's Degree Pedagogical
Education Visual Arts Department,
FSBEI of HE «Nizhnevartovsk State University»,
Nizhnevartovsk, KhMAO-Yugra,
the Tyumen Region, Russia
DECORATIVE-APPLIED ART AS MEANS OF THE AESTHETIC ED-
UCATION AND DEVELOPMENT OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN
The article is devoted to the problem of the decorative-applied art use in the
educational process. It facilitates the aesthetic upbringing and development of ju-
nior schoolchildren. Keywords: arts, aesthetic education, decorative-applied art, or-
nament.
Реализация заданий национального воспитания требует глубокого науч-
ного анализа содержания и форм всей воспитательной работы, которая прово-
дится на современном этапе. Это и закономерно, ведь в национально созна-
тельных, всесторонне развитых российских детях - наша надежда, будущее
нации и независимой России.
В системе национального воспитания, как показали экспериментальные
исследования и опыт работы учебных заведений, важную роль играет декора-
тивно-прикладное искусство, которое способствует развитию у детей чувства
прекрасного, а, следовательно, и формирует у них высокие эстетические ка-
чества.
Процессы развития и обучения средствами декоративно-прикладного
искусства исследовали учёные; А.В. Бакушинский, В.М, Василенко, И,Я. Бо-
гуславская, Ґ.К. Вагнер, Т.С. Комарова, В.В. Корешков, Б.В. Нешумова, Н.М.
Сокольникова, А.С. Хворостов, Т.Я. Шпикалова, Б.П. Юсов, А.П. Яшухина и
др.
Ученые-педагоги, исследуя проблему эстетического воспитания, отме-
чают, что декоративно-прикладное искусство является важным и влиятель-
ным фактором развития учеников разных возрастных групп, поскольку об-
разная
конкретность
и
эмоциональная
выразительность
декоративно-при-
кладного искусства является понятной детям младшего школьного возраста
[4, с. 145]. В таком возрасте декоративно-прикладное искусство влияет на
развитие художественных обобщений, выявление философской углубленно-
сти при осмыслении эстетических явлений.
Эстетический вкус формируется вместе со становлением личности. К
завершению обучения в начальной школе у учеников уже складывается опре-
делённый эстетический вкус, но он еще неустойчивый. Можно выделить сле-
дующие критерии эстетически воспитанной личности учеников:
1. Интерес учеников ко всем видам искусства.
2. Характер эстетических оценивающих представлений.
3. Развитость эстетического вкуса.
4. Эстетическое отношение к действительности.
5. Элементы творческого отношения к трудовой деятельности [5, с. 39].
Практика подтвердила, что эстетическому воспитанию и развитию лич-
ности младшего школьника способствуют такие факторы:
1.
Эстетическое воспитание в коллективе, которое способствует формиро-
ванию эстетических аспектов в основной трудовой деятельности инди-
вида.
2.
Эстетическое воспитание под воздействием окружающей вещественно-
предметной среды.
3.
Эстетическое воспитание через влияние произведений искусства.
4.
Эстетическое воспитание в ходе занятий художественной самодеятель-
ностью.
5.
Теоретическое эстетическое воспитание [2, с. 87].
Важную роль в развитии творческой фантазии детей, разработке новых
колористических узоров играет ознакомление учеников с орнаментами - этим
самым давним проявлением художественного творчества.
Орнамент (с лат. украшение) - декоративный мотив, отдельный или та-
кой, который повторяется регулярно в заданном режиме.
Однако наиболее полное и глубокое определение орнамента, с нашей
точки зрения, дано О. Островской: "Орнамент - это ритмично упорядоченная
визуально-декоративная структура мотивов, в которой скрыто единство и
борьба антитез; применяется в искусстве как средство синтеза и пластичной
выразительности" [3, с. 116].
Важная роль в эстетическом воспитании и развитии младших школьни-
ков принадлежит художественным музеям, созданным в учебных заведениях.
Приобщить учеников к сокровищам декоративно-прикладного искусства -
первостепенное задание педагогических коллективов. Как утверждает Н. В.
Гидеон, ознакомление учеников с творчеством народных мастеров способ-
ствует развитию творческого мышления, побуждает к поискам новых орна-
ментальных форм, композиционных решений [1, с. 91].
Поисковая работа учеников под руководством учителей часто приводит
к созданию музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства,
особенность которых заключается в том, что их экспозиции, используются в
соответствии с учебно-воспитательными заданиями учебных заведений.
Следовательно, в условиях обновления содержания образования в рос-
сийской национальной школе, развитие российской национальной культуры,
попытки придать национальному образованию общеевропейского характера
и вхождения его в цивилизованное мировое содружество исключительно важ-
ное значение приобретает использование эстетико-воспитательных возмож-
ностей декоративно-прикладного искусства, глубокое духовное содержание и
полифункциональность
которого
призваны
передавать
эстетический
опыт
предыдущих поколений, формировать у учеников способность воспринимать,
оценивать и приумножать культурные традиции русского народа, способство-
вать совершенствованию эстетического воспитания и развитию ученической
молодежи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Гидеон Н. В. Развитие творческого мышления младших школьников в
процессе использования художественных техник //Вестник по педагогике
и психологии Южной Сибири. – 2014. – №. 4. – С.88-92.
2.
Губанова Е. Н. Декоративно-прикладное искусство на уроках изобрази-
тельного и трудового обучения //Начальная школа. – 2004. – №. 7. – С. 86-
88.
3.
Островская О. Уроки изобразительного искусства в начальной школе. 1-4
кл.: пособие для учителя. – Litres, 2017. – 217 с.
4.
Хорунжая И. О. Нравственно-эстетическое воспитание младших школь-
ников в художественно-образовательной среде //Человек и образование. –
2008. – №. 2. – С.144-149.
5.
Ярыгина Н. А. Декоративно прикладное искусство как средство эстетиче-
ского воспитания дошкольников //Начальная школа плюс До и После. –
2008. – №. 4. – С. 38-40.