Напоминание

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Автор: Захарова Ксения Владимировна
Должность: студент 2 курса магистратуры "педагогическое образование, изобразительное искусство"
Учебное заведение: ФГБОУ ВО Нижневартовский государственный университет", г. Нижневартовск, ХМАО-Югра, Тюменская область, Россия
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: начальное образование





Назад




Захарова Ксения Владимировна,

студент 2 курса магистратуры Педагогическое

образование, изобразительное искусство,

ФГБОУ ВО Нижневартовский государственный университет»,

г. Нижневартовск, ХМАО-Югра, Тюменская область, Россия

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО

ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме использования деко-

ративно-прикладного искусства в учебном процессе, что способствует эсте-

тическому воспитанию и развитию младших школьников. Ключевые слова:

искусство, эстетическое воспитание, декоративно-прикладное искусство, ор-

намент.

Zakharova Ksenia Vladimirovna,

2nd year student of the Master's Degree Pedagogical

Education Visual Arts Department,

FSBEI of HE «Nizhnevartovsk State University»,

Nizhnevartovsk, KhMAO-Yugra,

the Tyumen Region, Russia

DECORATIVE-APPLIED ART AS MEANS OF THE AESTHETIC ED-

UCATION AND DEVELOPMENT OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

The article is devoted to the problem of the decorative-applied art use in the

educational process. It facilitates the aesthetic upbringing and development of ju-

nior schoolchildren. Keywords: arts, aesthetic education, decorative-applied art, or-

nament.

Реализация заданий национального воспитания требует глубокого науч-

ного анализа содержания и форм всей воспитательной работы, которая прово-

дится на современном этапе. Это и закономерно, ведь в национально созна-

тельных, всесторонне развитых российских детях - наша надежда, будущее

нации и независимой России.

В системе национального воспитания, как показали экспериментальные

исследования и опыт работы учебных заведений, важную роль играет декора-

тивно-прикладное искусство, которое способствует развитию у детей чувства

прекрасного, а, следовательно, и формирует у них высокие эстетические ка-

чества.

Процессы развития и обучения средствами декоративно-прикладного

искусства исследовали учёные; А.В. Бакушинский, В.М, Василенко, И,Я. Бо-

гуславская, Ґ.К. Вагнер, Т.С. Комарова, В.В. Корешков, Б.В. Нешумова, Н.М.

Сокольникова, А.С. Хворостов, Т.Я. Шпикалова, Б.П. Юсов, А.П. Яшухина и

др.

Ученые-педагоги, исследуя проблему эстетического воспитания, отме-

чают, что декоративно-прикладное искусство является важным и влиятель-

ным фактором развития учеников разных возрастных групп, поскольку об-

разная

конкретность

и

эмоциональная

выразительность

декоративно-при-

кладного искусства является понятной детям младшего школьного возраста

[4, с. 145]. В таком возрасте декоративно-прикладное искусство влияет на

развитие художественных обобщений, выявление философской углубленно-

сти при осмыслении эстетических явлений.

Эстетический вкус формируется вместе со становлением личности. К

завершению обучения в начальной школе у учеников уже складывается опре-

делённый эстетический вкус, но он еще неустойчивый. Можно выделить сле-

дующие критерии эстетически воспитанной личности учеников:

1. Интерес учеников ко всем видам искусства.

2. Характер эстетических оценивающих представлений.

3. Развитость эстетического вкуса.

4. Эстетическое отношение к действительности.

5. Элементы творческого отношения к трудовой деятельности [5, с. 39].

Практика подтвердила, что эстетическому воспитанию и развитию лич-

ности младшего школьника способствуют такие факторы:

1.

Эстетическое воспитание в коллективе, которое способствует формиро-

ванию эстетических аспектов в основной трудовой деятельности инди-

вида.

2.

Эстетическое воспитание под воздействием окружающей вещественно-

предметной среды.

3.

Эстетическое воспитание через влияние произведений искусства.

4.

Эстетическое воспитание в ходе занятий художественной самодеятель-

ностью.

5.

Теоретическое эстетическое воспитание [2, с. 87].

Важную роль в развитии творческой фантазии детей, разработке новых

колористических узоров играет ознакомление учеников с орнаментами - этим

самым давним проявлением художественного творчества.

Орнамент (с лат. украшение) - декоративный мотив, отдельный или та-

кой, который повторяется регулярно в заданном режиме.

Однако наиболее полное и глубокое определение орнамента, с нашей

точки зрения, дано О. Островской: "Орнамент - это ритмично упорядоченная

визуально-декоративная структура мотивов, в которой скрыто единство и

борьба антитез; применяется в искусстве как средство синтеза и пластичной

выразительности" [3, с. 116].

Важная роль в эстетическом воспитании и развитии младших школьни-

ков принадлежит художественным музеям, созданным в учебных заведениях.

Приобщить учеников к сокровищам декоративно-прикладного искусства -

первостепенное задание педагогических коллективов. Как утверждает Н. В.

Гидеон, ознакомление учеников с творчеством народных мастеров способ-

ствует развитию творческого мышления, побуждает к поискам новых орна-

ментальных форм, композиционных решений [1, с. 91].

Поисковая работа учеников под руководством учителей часто приводит

к созданию музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства,

особенность которых заключается в том, что их экспозиции, используются в

соответствии с учебно-воспитательными заданиями учебных заведений.

Следовательно, в условиях обновления содержания образования в рос-

сийской национальной школе, развитие российской национальной культуры,

попытки придать национальному образованию общеевропейского характера

и вхождения его в цивилизованное мировое содружество исключительно важ-

ное значение приобретает использование эстетико-воспитательных возмож-

ностей декоративно-прикладного искусства, глубокое духовное содержание и

полифункциональность

которого

призваны

передавать

эстетический

опыт

предыдущих поколений, формировать у учеников способность воспринимать,

оценивать и приумножать культурные традиции русского народа, способство-

вать совершенствованию эстетического воспитания и развитию ученической

молодежи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Гидеон Н. В. Развитие творческого мышления младших школьников в

процессе использования художественных техник //Вестник по педагогике

и психологии Южной Сибири. – 2014. – №. 4. – С.88-92.

2.

Губанова Е. Н. Декоративно-прикладное искусство на уроках изобрази-

тельного и трудового обучения //Начальная школа. – 2004. – №. 7. – С. 86-

88.

3.

Островская О. Уроки изобразительного искусства в начальной школе. 1-4

кл.: пособие для учителя. – Litres, 2017. – 217 с.

4.

Хорунжая И. О. Нравственно-эстетическое воспитание младших школь-

ников в художественно-образовательной среде //Человек и образование. –

2008. – №. 2. – С.144-149.

5.

Ярыгина Н. А. Декоративно прикладное искусство как средство эстетиче-

ского воспитания дошкольников //Начальная школа плюс До и После. –

2008. – №. 4. – С. 38-40.



В раздел образования