Напоминание

«Работа над произведением крупной формы в младших классах фортепиано»


Автор: Заславская Елена Алексеевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО «ДШИ Шахтерского района» г. Воркуты
Населённый пункт: г. Воркута
Наименование материала: конспект открытого урока
Тема: «Работа над произведением крупной формы в младших классах фортепиано»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Открытый урок

«Работа над произведением крупной формы в младших классах

фортепиано»

Цели урока:

1. Образовательные:

формирование представления об особенностях произведения крупной

формы;

формирование умения исполнять произведение крупной формы.

2. Развивающие:

развитие музыкального мышления;

развитие музыкально-слуховых представлений;

накопление исполнительского опыта.

3. Воспитательные:

воспитание музыкально-эстетического и художественного вкуса.

Задачи урока:

1. Образовательные:

раскрыть особенности формы изучаемого произведения;

научить объединять музыкальный материал в единое художественное

целое.

2. Развивающие:

активизировать слух в области метро-ритма;

развить умение «излагать» материал последовательно, как логическую

цепь музыкальных событий;

расширить объем исполнительских навыков.

3. Воспитательные:

воспитание чувства классической формы как способа передачи

художественного содержания произведения;

воспитание умения слушать и анализировать услышанное.

Тип занятия: комбинированный урок.

Форма занятия: индивидуальный урок-беседа.

М е т о д ы реализации

поставленных

задач:

словесно-пояснительный,

наглядно- иллюстративный, частично-поисковый, практический.

Технические средства обучения: ноутбук.

Используемые на уроке видеозаписи: И. Беркович. Сонатина С – dur,

И. Беркович. Вариации на тему р.н.п. «Во саду ли, в огороде».

Оборудование урока: класс, фортепиано (два инструмента), ноты.

Урок был проведен с учащимися 1-го класса: Дитятьев Илья и

Одинец Никита.

План урока:

1. Вводная часть.

II. Проверка домашнего задания.

а. Работа над вариациями.

б. Работа над сонатиной.

III. Слуховой сравнительный анализ нового материала.

1V. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Вводная часть.

«Музыка - это один из путей воспитания человека, пробуждения в нем любви

к искусству, знакомства с музыкальными шедеврами».

(Т.Б. Юдовина - Гальперина)

Актуальность темы.

Произведения

крупной

формы

вариации,

сонатины,

рондо,

классические

сонаты,

-

являются

обязательной

составляющей

репертуара

ученика – пианиста ДМШ. С самыми несложными из них (сонатинами,

вариациями) учащийся соприкасается уже в конце первого класса. Задача

педагога

заключается

в

том,

чтобы

не

только

познакомить

ученика

с

произведениями композиторов разных эпох, их музыкальным стилем, но и

научить его понимать внутренний, глубинный смысл музыки, скрытый за

нотными знаками.

Тема эта выбрана не случайно. Очень часто в педагогической практике

приходится сталкиваться с тем, что, исполняя музыкальное произведение

крупной формы – сонатину или вариации, - ученик не всегда представляет

себе смысл его названия.

При

знакомстве

с

«Сонатиной»

или

«Вариациями»

учащемуся

необходимо рассказать о том, что это произведение крупной формы. Слово

«крупная»

ему

понятно.

Произведение

действительно

отличается

от

изучаемых

пьес

большим

объемом.

А

вот

что

такое

«форма»,

следует

объяснить (на доступном ребёнку языке).

« М у з ы ка л ь н о й

ф о рм о й » называют

строение

музыкального

произведения.

Форма определяется содержанием произведения.

Для сравнения можно рассказать, что существуют произведения малой

формы, такие, как пьесы и этюды, в которых рассказывается про какой- то

конкретный

образ:

«Танец

медвежат»,

«Веселые

ребята»

и

др.;

и

есть

произведения более объемные, в которых много частей, и рассказывается в

них про разных героев, и про то, что с ними происходит. Такие произведения

могут иметь названия: «Соната», «Концерт», «Симфония». Несмотря на то,

что эти произведения инструментальные, т.к. в них нет слов, они могу быть

очень интересными и о многом нам рассказать. Главное - научиться понимать

язык музыки, уметь читать музыкальные произведения как литературные.

Задача педагога заключается в том, чтобы открыть ребёнку мир музыкальных

образов и научить передавать их в звуке.

Т.Б.

Юдовина-Гальперина

пишет

об

этом

так:

«Считаю,

что

если

педагог ставит перед собой задачу сформировать познавательной интерес к

музыке, не существует никаких непреодолимых преград для достижения этой

цели.

Учебный процесс, который строится на интересе, рождает те качества,

без

которых

невозможно

научиться

игре

на

фортепиано.

Интерес

стимулирует желание преодолеть трудности».

При изучении малых форм учащийся относительно легко воспринимает

их

содержание

и

исполнительские

средства

благодаря

характерной

устойчивости элементов их музыкальной речи и фортепианной фактуры.

Иные качества слухового и пианистического порядка нужны в работе над

сонатной формой.

Что

же

такое соната? Название она получила от латинского слова

sonare,

что

означает

звучать.

Изначально

сонатами

называли

различные

инструментальные произведения. Позднее словом соната стали обозначать

крупное циклическое произведение, состоящее из трёх или четырёх частей.

Небольшие

по

размерам,

нетрудные

для

исполнения

сонаты

называют

сонатинами.

Первая часть пишется в так называемой сонатной форме. По строению

она

напоминает

драматическую

пьесу

и

имеет

три

крупных

раздела:

экспозицию, разработку, репризу.

Экспозиция

– то же, что и завязка в пьесе. Она содержит изложение

основных музыкальных тем: слушатель как бы знакомится с участниками

действия. Чаще тем бывает две, и они контрастны по отношению друг к

другу. Первую тему называют главной, вторую – побочной.

В разработке основные темы видоизменяются. Композитор развивает

их, варьирует, как - будто с героями происходят какие – то события.

Реприза – 3 раздел – повторение, но не точное, так как П.п. звучит в

тональности Г.п. Трудности усвоения сонатной формы обусловлены сменой

образного

строя

партий:

их

мелодики,

ритмики,

гармонии,

фактуры.

Учащийся должен выявить в них такие качества тематического материала,

как единство и контрастность, показать его развитие. Наиболее доступным

для детского восприятия является контрастное сопоставление музыкального

материала по большим законченным отрезкам формы. Так как главная и

побочная партии заметно отличаются по характеру, жанровой окраске, ладо –

гармоническому освещению, то учащийся должен использовать различные

средства их исполнительского воплощения.

Важнейшим условием овладения учеником сонатной формой является

воспитание у него ощущения единой сквозной линии музыкального развития.

Нередко

выработке

этого

чувства

способствует

общно сть

интонационно – ритмических связей главной и побочной партий. Целостное

исполнение лёгких сонатин основано также на развитом чувстве ритмической

мерности движения.

Наибольшую

сложность

для

учащегося

представляют

темпо

ритмические

трудности

при

частой

смене

фактурных

приёмов.

Умение

держать темп воспитывается в начальные годы обучения преимущественно

путём активизации чувства метрической и ритмической пульсации.

Изучение

лёгких

сонатин

подготавливает

учащихся

к

будущему

усвоению

сонатной

формы

таких

композиторов,

как

Клементи,

Кулау,

Диабелли, Дюссека, а далее – Гайдна, Моцарта и Бетховена.

К

произведениям

крупной

формы

относятся

также вариационные

циклы.

В отличие от сонат и сонатин, их изучение осуществляется прежде

всего на отечественной литературе. Вариационная форма – это тема и ряд её

видоизменений.

Темы многих вариаций – народные песни. Они излагаются в простой

завершённой

форме

(чаще

это

период).

Для

темы

характерна

простота,

запоминаемость

(выразительный

интонационный

материал),

несложность

гармонического

языка

и

фактуры.

В

композиционных

приёмах

варьированного

изложения

тем

можно

обнаружить

две

тенденции:

это

сохранение интонационного остова темы в отдельных вариациях и введение

жанрово

-

характерных

вариаций,

имеющих

лишь

отдалённое

родство

с

темой.

Слуховой настройке ученика на исполнение темы, её выразительных

интонационных оборотов, на синтаксическую и артикуляционную ясность её

«произнесения»

немало

способствует

её

фактурная

организация,

часто

представленная

в

лёгких

вариационных

циклах

в

виде

одноголосной

мелодии.

Какие исполнительские задачи стоят перед учащимися в работе над

вариационными

циклами?

Выявив

структурные

и

выразительные

особенности

темы,

необходимо

в

каждой

из

вариаций

найти

черты

интонационно – ритмического, гармонического, фактурного сходства, либо

жанрового различия с ней. Этому поможет проигрывание или «внутреннее»

пропевание темы, отражённой в разных типах вариаций. Таким образом,

работа с учеником над вариационным циклом развивает его музыкальное

мышление в двух направлениях: это, с одной стороны, слуховое ощущение

единства

темы

и

вариаций,

с

другой

гибкое

переключение

на

иной

образный строй.

II. Проверка домашнего задания.

а. Работа над вариациями.

Одинец Никита исполнил Вариации на тему русской народной песни

«Как у наших у ворот» Барахтиной Ю.Б.

При

разборе

этого

произведения

мы

говорили

о

том,

что

ученик

понимает под словом «песня», об образном содержании данной песни, т.е. о

теме. Какая она по характеру, какими средствами выразил ее композитор?

В

основе

темы

лежит

известная

песня

«Как

у

наших

у

ворот».

Поэтический

текст

помог

ребёнку

почувствовать

музыкальный

образ,

проникнуть

в

содержание.

Далее

речь

шла

о

том,

что вариации

это

изменение

основной

темы,

песни.

Каждая

вариация

(их

2)

имеет

свой

жанровый оттенок, свои характерные приёмы исполнения. Мы обращали

внимание на то, как меняется тема в вариациях: в 1 вариации мелодия

основана на распевной интонации с той же гармонической поддержкой, что и

в теме; заключительная вариация – полька, воссоздающая образ танцующих

героев.

Она

несколько

расширена

по

форме,

построена

на

ритмичном

чередовании рук, имитирующем острые плясовые интонации.

Вариации - благодатный материал для развития фантазии ребёнка и

осмысления музыкальных образов. Варьирование может быть фактурным,

тембровым,

полифоническим,

гармоническим

и

жанровым.

Композиторы

часто используют ладовые, темповые и штриховые контрасты. Надо только

объяснить

их

ребенку,

тогда

исполнение

произведения

будет

для

него

увлекательным приключением в мир музыки с разными героями.

Сонатная форма более сложная для детского восприятия. Задача педагога

заключается в том, чтобы на простом, доступном материале подготовить

ученика к изучению классической сонатной формы, научить разбираться в

сложных

переплетениях

музыкальных

мыслей,

фраз

и

предложений,

заложить

основной

понятийный

материал,

объясняя

его

увлекательно

и

интересно.

б. Работа над сонатиной.

Дитятьев Даниил исполнил Сонатину И. Берковича С- dur.

При разборе сонатины мы говорили об особенностях её формы,

выясняли характеры главных героев (Г.п. и П. п.), в чем их разница.

Проследили, как развиваются события в разработке, что происходит в

репризе.

Сравнивали экспозицию (показ) и репризу (тональные изменения П.п.),

говорили о темповом единстве.

Работая

над

этой

сонатиной,

мы

придумали

свой

сюжет.

Место

действия – лужайка, персонажи – ученица и её мама. Ритмо – интонация

резвого детского бега с подскоками слышится в Г.п., которая звучит в до

мажоре озорно и весело – это тема ученицы («Бегаю, прыгаю на лужайке.

Весело, радостно мне гулять»).

А вот другая тема, певучая, на легато, с восходящими секвенционными

интонациями (П.п.), рисует образ мамы («Маму милую люблю, добрую,

нежную. Мама милая моя, очень я люблю тебя»). Тема звучит уже в другой

тональности, в соль мажоре, появляется фа диез. В разработке короткие

мотивы Г.п. спускаются вниз в малую октаву – это девочка бежит с горы. И

дальше, в репризе, как ни в чем не бывало, снова подпрыгивает - Г.п. звучит

как в экспозиции, в до мажоре, но не полностью. П.п. здесь изложена в

основной тональности. Затем чередования нисходящих мотивов л.р. и пр.р.

изображают «догонялки» мамы и дочки.

Цель

для

каждого

ученика:

«Сыграй,

пожалуйста,

выученное

произведение,

внимательно

слушая

свое

исполнение,

а

затем

мы

вместе

поговорим о нем».

Цель для педагога: проверка степени усвоения предыдущего материала,

контроль качества выполнения домашней работы, подготовка к усвоению

новой информации.

Ученики

исполняют

выученное

произведение,

педагог

внимательно

слушает и отмечает «про себя» достоинства и недостатки, не прерывая игры,

что

особенно

важно

при

изучении

произведения

крупной

формы

(для

развития

музыкального

мышления

и

воспитания

чувства

формы).

По

окончании игры педагог, прежде всего, озвучивает достоинства исполнения,

поддерживая положительный тонус урока и формируя ситуацию успеха – это

грамотно выученный текст, эмоциональный отклик на музыку – и оценивает

домашнюю работу на «5».

Переходя

к

обсуждению

недостатков,

педагог,

используя

метод

проблемного диалога, формирует проблемную ситуацию: «Ты внимательно

слушал

свою

игру?

Все

ли

прозвучало

убедительно?

Что

хотелось

бы

улучшить в твоем исполнении? Давай попробуем вместе ответить на эти

вопросы».

III. Слуховой сравнительный анализ нового материала.

Цель для учеников: « Прослушайте два произведения и определите, в

какой музыкальной форме они написаны».

Цель для педагога: закрепление у учеников представления о крупной и

вариационной

форме,

воспитание

умения

слушать

и

анализировать

услышанное.

Прослушивание видеозаписей:

1. И. Беркович. Сонатина С – dur,

2. И. Беркович. Вариации на тему р.н.п. «Во саду ли, в огороде».

Ученики определяют где сонатная, а где вариационная форма.

«Ваши

впечатления?

Много

событий,

много

героев,

но

звучит

удивительно последовательно, логично, и мы воспринимаем крупную форму

не как разрозненные куски, а как единое целое. Таков замысел композитора, в

такой форме он выразил свои мысли и чувства».

Продолжая вести проблемный диалог, педагог задает главный вопрос:

«Вспомните свое исполнение, было ли оно цельным, звучало ли как

единое целое?»

Ученик:

«Я понял, моя сонатина разбилась на кусочки, их нужно

собрать!»

Педагог:

«Попробуем

это

сделать

вместе:

представь

темп

(выбери

скорость движения четвертей) и напой в этом темпе только начало каждого

раздела, его первую фразу. Напевая, можно подыграть себе мелодию. Слушай,

как

разные

кусочки

объединяет

одинаковый

темп.

Единый

темп

станет

верным помощником при исполнении сонатины целиком.

IV. Домашнее задание.

Цель для ученика:

1. Заботясь о целом, не забывайте о деталях: проучите все трудные места

отдельно, чтобы возможные недочеты не нарушали течения музыки.

2.

Попробуйте

себя

в

роли

дирижера

и

певицы

(напевание

мелодии

с

дирижированием).

3. Исполните произведение целиком, собирая проученные детали с помощью

единого темпа.

Цель

для

педагога:

организовать

самостоятельную

домашнюю

работу

ученика.

Методы мотивации учебной деятельности: метод перспектив, установка

на успех.

Вывод:

При знакомстве с произведениями крупной формы уже на начальном

этапе

важно

учить

ребенка

сравнивать,

анализировать

нотный

текст,

используя

знакомые

понятия

лада,

фактуры,

штрихов,

оттенков,

и

использовать весь свой арсенал умений и навыков, чтобы наиболее полно и

выразительно передать в своем исполнении художественный образ и его

развитие. И чем увлекательней и интересней будет для ребенка мир образов в

крупной форме, тем больше у него возникнет желание «прочитать» и понять

смысл

других

сонатин

и

вариаций.

Зажигая

искру

интереса,

мы

подготавливаем

ребенка

к

«прочтению»

классических

сонат

с

их

более

сложным внутренним содержанием, открывая для него увлекательный мир

познания музыки.

Раскрывая

основную

направленность

обучения

начинающих

пианистов, Г. Нейгауз отмечал: «… Учитель игры на любом инструменте

должен быть, прежде всего учителем музыки, то есть её разъяснителем и

толкователем.

Особенно это необходимо на начальных ступенях развития учащегося:

тут уже совершенно неизбежен комплексный метод преподавания, то есть

учитель должен не только довести до ученика так называемое «содержание»

произведения, не только заразить его поэтическим образом, но и дать ему

подробнейший анализ формы, структуры в целом и в деталях, гармонии,

мелодии,

полифонии,

фортепианной

фактуры,

короче,

он

должен

быть

одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио,

гармонии и игры на фортепиано».

Список литературы.

1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепьяно. М., 1961

2. Баренбойм Л.А.Путь к музицированию. М.«Советский композитор», 1979

3. Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика. М., 2007

4. Вицинский А. Процесс работы над музыкальным произведением. М.,2003

5. Коган Г. У врат мастерства. М., 1958

6. Махмутов М. Современный урок. М., 1985

7. Теплов Б.М. «Психологические основы художественного восприятия». Л.,

1947

8. Щапов А. П. Фортепианная педагогика. М., 1960

9. Щапов А. П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М.,

2001

10.Юдовина – Гальперина Т.Б. «За роялем без слез, или я – детский педагог».

С.- Петербург «Союз художников», 2002



В раздел образования