Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ


Автор: Баранова Ольга Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: АСУ СО "Глазовский детский дом - интернат для умственно отсталых детей"
Населённый пункт: город Глазов, Удмуртская Республика
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Раздел: дополнительное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

О.В.Баранова

Аннотация: Гигиеническое воспитание – это часть общего воспитания, а

гигиенические навыки – это неотъемлемая часть культурного поведения.

Ключевые слова: культурно – гигиенические навыки, трудовое воспитание,

бытовой труд, педагогические приемы, привычки, самостоятельность.

Формирование культурно – гигиенических навыков представляет собой

начальный

этап

по

трудовому

воспитанию

ребенка.

Процесс

обучения

культурно

гигиеническим

навыкам

у

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

должен

осуществляться

с

учетом

личностно

ориентированных моделей воспитания и должен быть направлен на создание

реальных возможностей в их самообслуживании.

Навыки

самообслуживания состоят из следующих видов бытового

труда:

соблюдение личной гигиены, уборка постели, своего рабочего места,

дежурство по уборке класса, спальни, коридора, столовой.

Следует научить ребенка не только правильно выполнять определенные

действия,

связанные

с

самообслуживанием,

но

данные

действия

должны

перейти в привычку.

Одним

из

определяющих

факторов

в

правильной

организации

воспитания и обучения детей является строгое соблюдение распорядка дня.

Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным

педагогическим

воздействием

взрослых

и

всей

окружающей

обстановки.

Ребенок,

достигая

под

воздействием

взрослого

успеха

в

овладении

гигиеническими навыками, становится более умелым, более независимым от

взрослого, уверенным в своих возможностях.

Данный результат создает мотивационную основу для коррекции (как в

психическом, так и личностном плане) имеющихся отклонений у ребенка и

обеспечивает последующую его социализацию. Прочность, гибкость навыков

и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой

работы,

эмоционального

отношения

ребенка

к

выполняемым

действиям,

систематичности упражнений детей в определенных действиях.

Воспитание гигиенических навыков играет важнейшую роль в охране

здоровья,

способствует

правильному

поведению

в

быту,

общественных

местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к

тому,

чтобы

выполнение

правил

личной

гигиены

стало

для

них

естественным,

а

гигиенические

навыки

с

возрастом

по стоянно

совершенствовались.

Воспитание культурно – гигиенических навыков включает широкий

круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый

ряд педагогических приемов:

-

Организация

систематической

работы. Необходимо

помнить,

что

только

систематическая

и

повседневная

работа

может

способствовать

развитию и совершенствованию необходимых навыков.

Условия должны

быть постоянными, а методические приемы, которые использует педагог,

н е о б х о д и м о

м е н я т ь .

- Ухоженный внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно

помнить

о

том,

что

дети

в

школьном

возрасте

очень

наблюдательны

и

склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

-

Организация

различных

поручений.

Навыки

у

детей

быстро

становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях.

Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты

своих действий. (Например: в группе у нас дети имеют следующие поручения

– командир, помощник командира, ответственные за игрушки, обувь, и т.д.)

- Применение разнообразных методов работы. Для привития культурно

– гигиенических навыков во всех возрастных группах применяется показ,

пример,

объяснение,

пояснение,

поощрение,

беседы,

упражнения

в

действиях.

Широко

используются

игровые

приемы:

дидактические

игры,

стихотворения. Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается

детьми, прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения,

в дидактических играх и в игровых ситуациях.

- Соблюдение единых требований. В этой связи необходимо выработать

общие

критерии

в

оценке

отдельных

действий

и

установить

порядок

выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей,

игрушек,

порядок

их

уборки

и

хранения.

(

В

группе

работают

три

воспитателя: с первого года обучения детей должны строго соблюдаться

единые требования всеми воспитателями).

- Постоянное закрепление культурно-гигиенических навыков. Обучая

детей несложным трудовым навыкам, следует многократно показывать все,

что они должны сделать, объясняя задание понятными, простыми словами.

Одни и те же слова и фразы надо употреблять постоянно. Ребенку легче будет

их усвоить. Иногда может оказаться, что ребенок еще не готов к выполнению

данной работы, тогда на время от нее следует отказаться. Позднее можно

попробовать снова обучить ребенка тому, что раньше он не мог усвоить. При

обучении этой категории аномальных детей следует по возможности полнее

использовать

такую

характерную

для

них

черту,

как

склонность

к

подражанию. Повторяя за взрослым те или иные действия, ребенок через

некоторое

время

становится

в

состоянии

справиться

с

заданием

самостоятельно,

но

под

обязательным

контролем. Изменение

системы

воспитательной

работы,

отсутствие

внимания

к

формированию

и

использованию навыков может привести к их быстрой утрате.

-

Формирование

у

ребенка

положительного

отношения

к

существованию

культурно-гигиенических

навыков. Мотивация

ребенка

на

успех,

создание

благоприятных

условий

и

получение

радостных

эмоций

будут являться важным условием для развития гигиенических навыков в

системе. Необходимо всячески поощрять стремление детей выполнить работу

правильно.

Еще

раз

подчеркнем:

нельзя

упускать

из

виду

крупицы

положительного

отношения

к

заданию

даже

небольшие,

подчас

малозаметные успехи ребенка следует отметить и положительно оценить.

-

Развитие

самостоятельности

у

детей. Очень

важно

предоставлять

ребенку самостоятельность там, где он что-то может сделать сам. Высокое

качество

выполнения

одного

действия

приносит

воспитаннику

с

ограниченностью здоровья удовлетворение и позволяет перейти к другому.

Именно поэтому, ребенок сначала раздевается после прогулки, потом

идет мыть руки и после этого садится обедать.

- Создание благоприятных условий. Необходимо учитывать правильно

подобранную, удобную и привлекательную для выполнения заданий мебель,

оборудование, соответствующие росту детей; закрепленные места хранения

вещей, доступные для пользования. Использование индивидуального подхода

к

каждому

ребенку,

с

учетом

его

уровня

развития

и

темпов

овладения

культурно – гигиеническими навыками, будет способствовать эффективному

усвоению детьми необходимых норм и правил. Важным условием является

безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных

требований и правильная организация режимных моментов.

Таким

образом,

освоенные

культурно

гигиенические

умения

превращаются

в

привычки

действия

(навыки),

выполнение

которых

становится

потребностью.

Необходимыми

условиями

развития

является

выполнение требований личной и общественной гигиены, проявляющихся в

разных

жизненных

ситуациях.

Постепенное

возрастание

сознательного

отношения

к

своему

поведению

и

контроль

за

ним,

способствуют

полноценному развитию и становлению личности ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1.Гаврилушкина

О.П.,

Соколова

Н.Д.

Воспитание

и

обучение

умственно

отсталых

дошкольников. Книга для воспитателя. – М.: Просвещение, 1985. – 72 с.

2.Екжанова

Е.А.,

Стребелева

Е.А.

Организация

и

содержание

коррекционно-

воспитательной

работы

в

специализированном

дошкольном

учреждении

для

детей

с

нарушением интеллекта (умственно отсталых). – М.: Логос, 2000. – 96 с.

3.Кинаш Е. А. Игры и упражнения по формированию культурно-гигиенических навыков и

навыков самообслуживания у глубоко умственно отсталых детей// Воспитание и обучение

детей с нарушениями развития.- 2002.-№1.-с. 17-23.

4.Коррекционно-педагогическая работа в домах интернатах для детей с умственным и

физическим

недоразвитием

6

учеб.-метод.

пособие

для

педагогов

/

под

ред.

Т.

В.

Лисовской.- Мн.: Четыре четверти, 2010.- 392с.

5.Программа по развитию навыков самообслуживания у детей с глубокой умственной

отсталостью в условиях лекотеки // Сост. Маркелова Е.О., Ахметзянова А.И. – Казань:

ФГАОУ ВПО КФУ, 2013. – 43 с.



В раздел образования