Автор: Захарова Ксения Владимировна
Должность: студент 2 курса магистратуры "педагогическое образование, изобразительное искусство"
Учебное заведение: ФГБОУ ВО Нижневартовский государственный университет", г. Нижневартовск, ХМАО-Югра, Тюменская область, Россия
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: ПУТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Раздел: начальное образование
Захарова Ксения Владимировна,
студент 2 курса магистратуры Педагогическое
образование изобразительное искусство,
ФГБОУ ВО Нижневартовский государственный университет»,
г. Нижневартовск, ХМАО-Югра, Тюменская область, Россия
ПУТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАД-
НОМ ИСКУССТВЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Аннотация. В статье рассматриваются основы развития представлений о
декоративно-прикладном искусстве в начальных классах. Раскрываются осо-
бенности формирования отношения младшего школьника к окружающему
миру, предмету, что проявляется в различных формах и, в частности в декора-
тивно-прикладной
деятельности.
Ключевые
слова:
культура,
декоративно-
прикладное искусство, декоративные композиции, роспись.
Zakharova Ksenia Vladimirovna,
2nd year student of the Master's Degree Pedagogical
Education Visual Arts Department,
FSBEI of HE «Nizhnevartovsk State University»,
Nizhnevartovsk, KhMAD-Yugra,
the Tyumen Region, Russia
WAYS OF DEVELOPMENT OF REPRESENTATIONS OF DECORA-
TIVE-APPLIED ART IN PRIMARY CLASSES
The article deals with the basics of the development of ideas about decorative-
applied art in primary classes. The peculiarities of the formation of the attitude of
the junior schoolboy to the world around him, to the subject are revealed, which is
manifested in various forms and in decorative-applied activities. Keywords: culture,
decorative-applied art, decorative compositions, painting.
Декоративно-прикладное искусство любого народа всегда предметно,
оно имеет свое специфическое смысловое поле, свой образный ряд, собствен-
ную неподражаемую специфику. Именно в этом заключен его мощный твор-
ческий потенциал, здесь можем выявить богатейшее разнообразие форм, ко-
торое может воспроизводить духовно свободный человек.
В свое время знаменитый русский мыслитель И.А.Ильин заявлял, что
Россия выйдет из того упадка, в котором она пребывает, и воскреситься к но-
вейшему творчеству и новейшему буму - посредством комбинации и согласия
трех баз, а вернее трех основ, а точнее - трех законов духа: независимости,
любви и предметности [2, с. 445].
Наш уровень культуры на современном этапе ее формирования пред-
полагает обширно развилистую концепцию внутренних и художественных
ценностей, основанную на идейном единстве и теснейшем творческом взаи-
модействии всех культур братских народов и включающую в себя все разно-
образие типов и жанров художества. В процессе культурного строительства
учебное заведение, в частности ее начальное звено, стараются применять
полный
запас
многонациональной
культуры,
наилучшие
демократические
устои художественного наследия, высшие свершения мастеров современного
прогрессивного и общенародного искусства.
Педагогические процессы развития учащихся, возникающие при рабо-
те с использованием декоративно-прикладного искусства, рассматриваются в
современных исследованиях И. В. Алексеевой, Е. В. Алексеенко, В.П. Стро-
кова, Т.В. Саляевой, Л.А. Трубниковой и др.
Содержательный разговор с учащимися в направлении основ декора-
тивно-прикладного искусства, подкрепляемый яркими примерами, дает воз-
можность осмысления, осознания важной функции декора, без которой лю-
бое общество потеряло бы всяческие отношения [3, с. 457]. Сегодня в школе
нужны содержательные уроки по декоративно-прикладному искусству, фор-
мирующие художественный вкус-камертон, позволяющий отличать истинную
красоту от пошлого, уродливого, безобразного, эмоционально-ценностное от-
ношение к материальной, духовной культуре человечества, а также помогаю-
щие понять суть, смысл существования этого искусства в жизни общества.
Обучение начинается ознакомлением учеников с декоративным искус-
ством, которое сопровождается интересным рассказом. В беседах надо сде-
лать обзор мирового прикладного искусства. Безусловно, значительное вни-
мание следует уделить ознакомлению учеников с русским народным декора-
тивно-прикладным искусством, в первую очередь с искусством своего края
[5, с. 838]. Беседы всегда должны сопровождаться показом иллюстраций, а
еще лучше - материальных образцов, собранных во время проведения поис-
ковой работы.
С целью повышения действенности учебно-воспитательного влияния
произведений декоративно-прикладного искусства на учеников следует ис-
пользовать следующую последовательность выполнения декоративного ри-
сунка:
1.
сбор материала, необходимого для выполнения декоративной росписи
(листья деревьев, репродукции, фотографии);
2.
изучение объектов, формы которых должны воплотиться в декоратив-
ные формы (листья, цветы, фрукты и тому подобное);
3.
выполнение нескольких вариантов декоративных элементов;
4.
выполнение эскиза декоративного рисунка небольшого размера;
5.
выполнение декоративного рисунка карандашом;
6.
выполнение декоративного рисунка красками.
В известной Петриковской школе учитель В. Соколенко, сторонник
обучения детей росписей с самого молодого возраста, убежден в целесооб-
разности выполнения их сразу красками, с определением цветов и компози-
ции [4, с. 67].
.
Л. М. Александрова, которая немало работала над исследованием в от-
расли декоративного искусства, рекомендует последовательное изучение тех-
ники петриковской росписи, выработки умений и навыков путем многократ-
ного выполнения элементов вплоть до основательного их усвоения [1, с. 72].
Эти и другие методы можно использовать в педагогической практике,
но окончательный выбор стоит оставить за детьми, они сами изберут свой
любимый метод рисования декоративных композиций. Главное, чтобы мето-
дика учитывала возрастные психологические особенности детей.
Произведения декоративно-прикладного искусства являются особенно
ценными для воспитания и развития детей в наших школах. Они со всей убе-
дительностью доказывают, что наибольших успехов достигает тот, кто умело
сочетает теорию и практику, которая базируется на опыте изучения основ ис-
кусства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Александрова Л. М. Этнопедагогическая подготовка студентов на заняти-
ях по дисциплине «Народное декоративно-прикладное искусство» // Об-
разование и воспитание. — 2015. — №2. — С. 71-73.
2.
Ильин И. А. Путь духовного обновления / Сост., авт. предисл., отв. ред. О.
А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2011. — 1216 с.
3.
Иманмурзаева А. У. Декоративно-прикладное искусство как условие фор-
мирования эстетического отношения младших школьников // Молодой
ученый. — 2017. — №1. — С. 456-458.
4.
Константинова
С.
С.
История
декоративно-прикладного
искусства
//
Конспект лекций. — Ростов н/Дону: Феникс, 2004. — 192 с.
5.
Толстоносова Р. В. Декоративно-прикладное искусство как средство гар-
монического развития личности // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С.
837-839.