Напоминание

"Развитие речи детей посредством сюжетно-ролевой игры"


Автор: Ганосова Елена Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №8 "Вишенка"
Населённый пункт: Город Ртищево, Саратовская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи детей посредством сюжетно-ролевой игры"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие речи детей посредством

сюжетно-ролевой игры»

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Ребенок

открывает для себя мир человеческих отношений разных видов деятельности.

Он испытывает сильное желание включаться в эту взрослую жизнь, активно в

ней участвовать, что ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он

стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра –

самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Развитие речи – одно из важнейших направлений работы, обеспечивает

своевременное психическое развитие ребенка в 21 веке. Речь детей

развивается в единстве с формированием его мышления. В период младшего

дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные

изменения: расширяется кругозор, появляются новые знания и умения, а

значит, и совершенствуется и речь.

Развивается звуковая сторона речи. Воспитание звуковой культуры речи

много аспектная задача, которая предлагает: развитие речевого слуха,

обучение правильному звукопроизношению, овладение звуковой

выразительностью речи. Дети учатся пользоваться средствами звуковой

выразительности с учетом задач и условий общения. Интенсивно растет

словарный состав речи. Овладение словарным запасом составляет основы

речевого развития, в словаре отражается содержание речи. Особенность

словаря – освоение значений слов и их умственных употреблений. Словарная

работа теснейшим образом связана с развитием диалогической и

монологической речи. Развитие связной монологической речи предлагает

формирование умений слушать и понимать связные тексты, строить

самостоятельно высказывания разных типов. Развивается грамматический

строй речи. Ребенок не просто активно овладевает речью – он творчески

осваивает языковую деятельность, начинает употреблять сложные

придаточные предложения. Речевое общение в младшем дошкольном

возрасте осуществляется в разных видах деятельности: игре, труде; бытовой,

учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому

важно использовать для развития речи любую деятельность.

Одним из условий развития речи в широком смысле является

культурно-языковая среда. Культура речи детей неразрывно связана с

культурой речи воспитателя и всех окружающих. Развивать речь следует не

столько путем методических приемов и указаний, сколько путем примера и

образца. Одним из основных методов речевого развития является обучение,

определенным кругом речевых навыков и умений. Развитие речи

осуществляется также на занятиях по другим разделам программы детского

сада. Например, художественная литература является важнейшим источником

и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством

воспитания.

Большое значение в речевом развитии детей придается игре. И

творческая деятельность ребенка проявляется, прежде всего, в игре. В первую

пору жизни детей труд преобразуется в ту же игру. Игра – первая ступень

трудового воспитания. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя,

ребенок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя

- языка. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской

самостоятельности в области языка. Слово в игре помогает ребенку выявить

свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои

действия. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны

с развитием речи. Для речевого развития используются все виды игровой

деятельности.

Начальный этап игровой деятельности – ознакомительная игра с

предметом-игрушкой по мотиву, заданному ребёнку взрослым. Её содержание

составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процессе

обследования предметов.

Следующий этап – отобразительная игра: для неё характерны действия,

направленные на выявление специфических свойств предмета и достижение

с его помощью определённого результата. В условиях содержательного

(делового) общения с взрослыми ребёнок на практике узнаёт название и

целевое назначение предмета и это новое значение он переносит в свою игру.

На рубеже первого и второго годов жизни игра малыша становится сюжетно-

отобразительной. меняется и её психологическое содержание: действия

ребёнка, оставаясь предметно-опосредствованными, имитируют в условной

форме использование предмета по назначению. Так постепенно зарождаются

предпосылки сюжетно-ролевой игры. Режиссерские игры по своей сути

схожи ссюжетно-ролевыми играми, так как с одной стороны отражают

уровень знаний о различных явлениях окружающей среде, а с другой – несут

в себе элементы творчества и фантазии.

К трем годам малыши приобщаются к образно-ролевой игре. Она учит

перевоплощению в образы предметов, животных, действиям «понарошку».

Ребенок может показать себя «зайкой», «мишкой», «лисичкой»; в помещении

группы «поплавать», «походить на лыжах». У детей формируются

основы сюжетно-ролевой игры. Игра начинает приобретать развернутый

характер, в ней единым смыслом связаны несколько задач: повышается

словарный запас, развивается звуковая и связная диалогическая,

монологическая речь. Формируется самостоятельность, целенаправленность

своих действий. Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым.

Малыш совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре

развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создается почва для

формирования инициативной, пытливой личности. Корень игровой

деятельности – обучение, в процессе которого дети приобретают

необходимые знания, умения, навыки.

Игре принадлежит огромная роль в физическом, умственном,

нравственном и эстетическом воспитании детей. Ещё известный педагог В.А.

Сухомлинский говорил, что «игра – это огромное светлое окно, через которое

в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности».

Из вышесказанного становится понятным, что игра осуществляет

познавательное развитие детей, способствует расширению и углублению

представлений об окружающем, совершенствует внимание, память и

мышление.

Сюжетно-ролевая игра – это свободный вид совместной деятельности

детей. У детей к пяти годам сформированы такие способы построения

сюжетно-ролевой игры, как условные действия с игрушками, ролевое

поведение. Что же происходит с игрой в старшем возрасте? В старшем

возрасте расширяется тематика для игр, увеличивается количество играющих

детей, дети умеют договариваться о теме игры, распределить роли, наметить

основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку. Возникают

устойчивые (групповые) игровые группировки. Между тем, игры детей стали

стереотипными, то есть как бы заранее разученными.

В начале игры дети обычно определяют тему игры в общем виде, а

дальше события наращиваются как снежный ком. Причем, согласовывать

замыслы в процессе игры, включающей более четырех человек, непосильная

задача для старших дошкольников. Игра распадается, едва начавшись из-за

недопонимания, либо переходит на накатанные рельсы более простого

сюжета. В итоге игра неподнимается на более высокий уровень. Для того

чтобы игра была интересной, нужно развивать фантазию детей, учить

наделять привычные вещи необычными свойствами, одухотворять и

придумывать новые смешные сюжеты. Для того чтобы дети смогли

реализовать свои творческие возможности, необходимо овладеть новым,

более сложным способом построения игры совместным сюжетосложением.

Оно включает в себя умение ребенка выстраивать новые последовательности

событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при

этом быть ориентированным на партнеров-сверстников; обозначать для них

какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры,

прислушиваться к мнению партнеров, умение комбинировать предложенные

им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры.

Эффективным средством формирования является совместная игра

взрослого с детьми, но по форме совершенно иная. Каждый способ

построения игры формируется достаточно легко и быстро, если он отделен от

ранее усвоенных способов. Сделать это самое сюжетосложение центром

внимания детей можно в совместной со взрослыми игре-придумывании,

протекающей в чисто словесном плане. Игра-придумывание позволит

взрослому ненавязчиво и непринужденно стимулировать их к

комбинированию и согласованию разнообразных сюжетных событий.

Начинать надо не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с

частичного рассказывания уже известных. Наиболее удобным для такого

являются сюжеты знакомых сказок: «Три медведя», «Маша и медведь»,

«Красная шапочка».

Преобразовывать сказку достаточно легко, сохраняя общую

последовательность событий, надо лишь изменить самих персонажей,

выполняющий в сказке те или иные действия и получится новая сказка. При

преобразовании сказки можно использовать весь арсенал известных детям

персонажей и сюжетов – сначала из других сказок, затем из реалистических

историй, кинофильмов и тому подобное.

Как конкретно начинать игру? Это можно сделать «вспоминая» всем

известную сказку. «Кусочек расскажет Даша, кусочек расскажет Тимофей».

Пересказ происходит и свободной обстановке. Важно, чтобы ребенок передал

общий смысл сказки. Через один-два дня педагог мотивирует детей на

придумывание новой сказки, похожей на сказку…….., только немного не

такую. Будем придумывать по кусочку. Сначала я придумываю кусочек,

потом Даша, потом Тимофей.

Начинать преобразование известной сказки проще всего с изменения

главного героя, волшебного средства. Таким образом, сказка доводится до

конца. Дети обнаруживают желание продолжить его. С этими детьми в

следующий раз можно придумывать новую сказку, опять отталкиваясь от

сказки…. Не такую как в прошлый раз, но тоже немножко похожую на сказку

про… Или взять в качестве опоры любую другую по желанию участников. В

дальнейших таких играх взрослый стимулирует детей к внесению большего

числа изменений в придуманную сказку, по сравнению с уже известной. Для

этого целесообразно предлагать начало сказки, соединяя реалистические и

сказочные элементы.

Игра-придумывание занимает 10-15 минут. Большое число

нецелесообразно, так как дети не могут долго ждать своей «очереди»

высказаться, теряют нить сюжета – в результате интерес к игре пропадает.

По мере овладения умением совместно комбинировать разнообразные

события педагог может стимулировать детей к соединению творческого

настроения сюжета с ролевым воздействием. С этой целью педагог включает

детей в игру, где участникам предлагаются роли, принадлежащие разным

смысловым сферам.

В дальнейшем педагог продолжает проводить с детьми игру-

придумывание и предлагает придумывать не сказки, а «настоящие» истории.

Придумывание историй можно осуществлять уже в численно больших

группах (4-5 человек). Таким образом, характер игры-придумывания педагога

с детьми в ходе педагогической работы меняется в следующей

последовательности:

– совместный пересказ сказки;

– частичное преобразование известной сказки;

– придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических

элементов;

– развертывание нового сюжета с разнотекстными ролями в процессе

«телефонных» разговоров;

– придумывание новых историй на основе реалистических событий.

Желательно включать детей в игру-придумывание не менее 2-3х раз на

каждом из этапов, за исключением первого. Всю работу по формированию

совместного сюжетосложения можно начинать с детьми старшей группы и

продолжать в подготовительной группе детского сада. Завершая разговор об

организации сюжетной игры дошкольников, напомним, что на каждом

возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть

двучастным, состоящим из ситуаций формирования игровых умений в

совместной игре взрослого с детьми, где взрослый является «играющим»

партнером и «самостоятельной» единицей для игры, в которую взрослый

непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия.

Задачи развития речи:

– развитие словаря;

– воспитание звуковой культуры речи;

– формирование грамматического строя речи;

– развитие связной речи;

– формирование диалогической речи;

– формирование монологической речи.

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей

имеет игра. В сюжетно ролевой игре:

1. Совершенствуется диалогическая речь.

Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге

бывает труднее, чем строить монологические высказывания. Участие в

диалоге требует слаженных умений: слушать и правильно понимать мысль,

выражаемую собеседником; формировать в ответ собственное суждение,

правильно выражать его средствами языка, следить за правильностью

языковой формы, слушать свою речь, чтобы контролировать ее

нормативность.

2. Возникает потребность в связной монологической речи. Новые

потребности общения с неизбежностью ведут к интенсивному овладению

языком, его словарным составом и грамматическим строем речи, в результате

чего речь становится связной.

Но не всякая игра положительно влияет на речь. Прежде всего, это

должна быть содержательная игра. Однако ролевая игра, хотя и активизирует

речь, но не всегда сопутствует овладению значением слова и

совершенствованию грамматической формы речи. А в случае переучивания

закрепляет неправильное словоупотребление, создает условия для возврата к

старым неправильным формам. Это происходит потому, что в игре

отражаются привычные для детей жизненные ситуации, в которых ранее

складывались неправильные речевые стереотипы. Поведение детей в игре,

анализ их высказываний позволяют сделать важные методические выводы:

детская речь совершенствуется только под влиянием взрослого; в тех случаях,

когда идет «переучивание», нужно сначала выработать прочный навык

употребления правильного значения и только потом создавать условия для

включения слова в самостоятельную игру детей. Сюжетно-ролевые игры

дают возможность активизировать имеющийся запас слов. В играх ребенок

попадает в ситуацию, когда он вынужден использовать приобретенные ранее

знания и словарь в новых условиях. В сюжетно-ролевых играх на бытовые

темы активизируется бытовой словарь, в играх на производственные темы –

профессиональная лексика, в строительных играх – слова, обозначающие

качества и пространственное расположение предметов, а также

соответствующие глаголы.

Сюжетно-ролевая игра является той самой речевой ситуацией, где

происходит целенаправленное обучение диалогической речи. Она направлена

на развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать

собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета,

выражать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.

Как итог мы видим очень важное, полезное влияние сюжетно-ролевых игр на

развитие речи, что позволяет использовать их как универсальное средство

диагностики и коррекции становления речи. Они позволяют подтолкнуть

ребёнка к использованию речевых средств, показать их актуальность и

разнообразие.



В раздел образования