Автор: Ганосова Елена Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №8 "Вишенка"
Населённый пункт: Город Ртищево, Саратовская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи детей посредством сюжетно-ролевой игры"
Раздел: дошкольное образование
«Развитие речи детей посредством
сюжетно-ролевой игры»
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Ребенок
открывает для себя мир человеческих отношений разных видов деятельности.
Он испытывает сильное желание включаться в эту взрослую жизнь, активно в
ней участвовать, что ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он
стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра –
самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Развитие речи – одно из важнейших направлений работы, обеспечивает
своевременное психическое развитие ребенка в 21 веке. Речь детей
развивается в единстве с формированием его мышления. В период младшего
дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные
изменения: расширяется кругозор, появляются новые знания и умения, а
значит, и совершенствуется и речь.
Развивается звуковая сторона речи. Воспитание звуковой культуры речи
много аспектная задача, которая предлагает: развитие речевого слуха,
обучение правильному звукопроизношению, овладение звуковой
выразительностью речи. Дети учатся пользоваться средствами звуковой
выразительности с учетом задач и условий общения. Интенсивно растет
словарный состав речи. Овладение словарным запасом составляет основы
речевого развития, в словаре отражается содержание речи. Особенность
словаря – освоение значений слов и их умственных употреблений. Словарная
работа теснейшим образом связана с развитием диалогической и
монологической речи. Развитие связной монологической речи предлагает
формирование умений слушать и понимать связные тексты, строить
самостоятельно высказывания разных типов. Развивается грамматический
строй речи. Ребенок не просто активно овладевает речью – он творчески
осваивает языковую деятельность, начинает употреблять сложные
придаточные предложения. Речевое общение в младшем дошкольном
возрасте осуществляется в разных видах деятельности: игре, труде; бытовой,
учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому
важно использовать для развития речи любую деятельность.
Одним из условий развития речи в широком смысле является
культурно-языковая среда. Культура речи детей неразрывно связана с
культурой речи воспитателя и всех окружающих. Развивать речь следует не
столько путем методических приемов и указаний, сколько путем примера и
образца. Одним из основных методов речевого развития является обучение,
определенным кругом речевых навыков и умений. Развитие речи
осуществляется также на занятиях по другим разделам программы детского
сада. Например, художественная литература является важнейшим источником
и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством
воспитания.
Большое значение в речевом развитии детей придается игре. И
творческая деятельность ребенка проявляется, прежде всего, в игре. В первую
пору жизни детей труд преобразуется в ту же игру. Игра – первая ступень
трудового воспитания. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя,
ребенок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя
- языка. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской
самостоятельности в области языка. Слово в игре помогает ребенку выявить
свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои
действия. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны
с развитием речи. Для речевого развития используются все виды игровой
деятельности.
Начальный этап игровой деятельности – ознакомительная игра с
предметом-игрушкой по мотиву, заданному ребёнку взрослым. Её содержание
составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процессе
обследования предметов.
Следующий этап – отобразительная игра: для неё характерны действия,
направленные на выявление специфических свойств предмета и достижение
с его помощью определённого результата. В условиях содержательного
(делового) общения с взрослыми ребёнок на практике узнаёт название и
целевое назначение предмета и это новое значение он переносит в свою игру.
На рубеже первого и второго годов жизни игра малыша становится сюжетно-
отобразительной. меняется и её психологическое содержание: действия
ребёнка, оставаясь предметно-опосредствованными, имитируют в условной
форме использование предмета по назначению. Так постепенно зарождаются
предпосылки сюжетно-ролевой игры. Режиссерские игры по своей сути
схожи ссюжетно-ролевыми играми, так как с одной стороны отражают
уровень знаний о различных явлениях окружающей среде, а с другой – несут
в себе элементы творчества и фантазии.
К трем годам малыши приобщаются к образно-ролевой игре. Она учит
перевоплощению в образы предметов, животных, действиям «понарошку».
Ребенок может показать себя «зайкой», «мишкой», «лисичкой»; в помещении
группы «поплавать», «походить на лыжах». У детей формируются
основы сюжетно-ролевой игры. Игра начинает приобретать развернутый
характер, в ней единым смыслом связаны несколько задач: повышается
словарный запас, развивается звуковая и связная диалогическая,
монологическая речь. Формируется самостоятельность, целенаправленность
своих действий. Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым.
Малыш совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре
развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создается почва для
формирования инициативной, пытливой личности. Корень игровой
деятельности – обучение, в процессе которого дети приобретают
необходимые знания, умения, навыки.
Игре принадлежит огромная роль в физическом, умственном,
нравственном и эстетическом воспитании детей. Ещё известный педагог В.А.
Сухомлинский говорил, что «игра – это огромное светлое окно, через которое
в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности».
Из вышесказанного становится понятным, что игра осуществляет
познавательное развитие детей, способствует расширению и углублению
представлений об окружающем, совершенствует внимание, память и
мышление.
Сюжетно-ролевая игра – это свободный вид совместной деятельности
детей. У детей к пяти годам сформированы такие способы построения
сюжетно-ролевой игры, как условные действия с игрушками, ролевое
поведение. Что же происходит с игрой в старшем возрасте? В старшем
возрасте расширяется тематика для игр, увеличивается количество играющих
детей, дети умеют договариваться о теме игры, распределить роли, наметить
основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку. Возникают
устойчивые (групповые) игровые группировки. Между тем, игры детей стали
стереотипными, то есть как бы заранее разученными.
В начале игры дети обычно определяют тему игры в общем виде, а
дальше события наращиваются как снежный ком. Причем, согласовывать
замыслы в процессе игры, включающей более четырех человек, непосильная
задача для старших дошкольников. Игра распадается, едва начавшись из-за
недопонимания, либо переходит на накатанные рельсы более простого
сюжета. В итоге игра неподнимается на более высокий уровень. Для того
чтобы игра была интересной, нужно развивать фантазию детей, учить
наделять привычные вещи необычными свойствами, одухотворять и
придумывать новые смешные сюжеты. Для того чтобы дети смогли
реализовать свои творческие возможности, необходимо овладеть новым,
более сложным способом построения игры совместным сюжетосложением.
Оно включает в себя умение ребенка выстраивать новые последовательности
событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при
этом быть ориентированным на партнеров-сверстников; обозначать для них
какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры,
прислушиваться к мнению партнеров, умение комбинировать предложенные
им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры.
Эффективным средством формирования является совместная игра
взрослого с детьми, но по форме совершенно иная. Каждый способ
построения игры формируется достаточно легко и быстро, если он отделен от
ранее усвоенных способов. Сделать это самое сюжетосложение центром
внимания детей можно в совместной со взрослыми игре-придумывании,
протекающей в чисто словесном плане. Игра-придумывание позволит
взрослому ненавязчиво и непринужденно стимулировать их к
комбинированию и согласованию разнообразных сюжетных событий.
Начинать надо не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с
частичного рассказывания уже известных. Наиболее удобным для такого
являются сюжеты знакомых сказок: «Три медведя», «Маша и медведь»,
«Красная шапочка».
Преобразовывать сказку достаточно легко, сохраняя общую
последовательность событий, надо лишь изменить самих персонажей,
выполняющий в сказке те или иные действия и получится новая сказка. При
преобразовании сказки можно использовать весь арсенал известных детям
персонажей и сюжетов – сначала из других сказок, затем из реалистических
историй, кинофильмов и тому подобное.
Как конкретно начинать игру? Это можно сделать «вспоминая» всем
известную сказку. «Кусочек расскажет Даша, кусочек расскажет Тимофей».
Пересказ происходит и свободной обстановке. Важно, чтобы ребенок передал
общий смысл сказки. Через один-два дня педагог мотивирует детей на
придумывание новой сказки, похожей на сказку…….., только немного не
такую. Будем придумывать по кусочку. Сначала я придумываю кусочек,
потом Даша, потом Тимофей.
Начинать преобразование известной сказки проще всего с изменения
главного героя, волшебного средства. Таким образом, сказка доводится до
конца. Дети обнаруживают желание продолжить его. С этими детьми в
следующий раз можно придумывать новую сказку, опять отталкиваясь от
сказки…. Не такую как в прошлый раз, но тоже немножко похожую на сказку
про… Или взять в качестве опоры любую другую по желанию участников. В
дальнейших таких играх взрослый стимулирует детей к внесению большего
числа изменений в придуманную сказку, по сравнению с уже известной. Для
этого целесообразно предлагать начало сказки, соединяя реалистические и
сказочные элементы.
Игра-придумывание занимает 10-15 минут. Большое число
нецелесообразно, так как дети не могут долго ждать своей «очереди»
высказаться, теряют нить сюжета – в результате интерес к игре пропадает.
По мере овладения умением совместно комбинировать разнообразные
события педагог может стимулировать детей к соединению творческого
настроения сюжета с ролевым воздействием. С этой целью педагог включает
детей в игру, где участникам предлагаются роли, принадлежащие разным
смысловым сферам.
В дальнейшем педагог продолжает проводить с детьми игру-
придумывание и предлагает придумывать не сказки, а «настоящие» истории.
Придумывание историй можно осуществлять уже в численно больших
группах (4-5 человек). Таким образом, характер игры-придумывания педагога
с детьми в ходе педагогической работы меняется в следующей
последовательности:
– совместный пересказ сказки;
– частичное преобразование известной сказки;
– придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических
элементов;
– развертывание нового сюжета с разнотекстными ролями в процессе
«телефонных» разговоров;
– придумывание новых историй на основе реалистических событий.
Желательно включать детей в игру-придумывание не менее 2-3х раз на
каждом из этапов, за исключением первого. Всю работу по формированию
совместного сюжетосложения можно начинать с детьми старшей группы и
продолжать в подготовительной группе детского сада. Завершая разговор об
организации сюжетной игры дошкольников, напомним, что на каждом
возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть
двучастным, состоящим из ситуаций формирования игровых умений в
совместной игре взрослого с детьми, где взрослый является «играющим»
партнером и «самостоятельной» единицей для игры, в которую взрослый
непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия.
Задачи развития речи:
– развитие словаря;
– воспитание звуковой культуры речи;
– формирование грамматического строя речи;
– развитие связной речи;
– формирование диалогической речи;
– формирование монологической речи.
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей
имеет игра. В сюжетно ролевой игре:
1. Совершенствуется диалогическая речь.
Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге
бывает труднее, чем строить монологические высказывания. Участие в
диалоге требует слаженных умений: слушать и правильно понимать мысль,
выражаемую собеседником; формировать в ответ собственное суждение,
правильно выражать его средствами языка, следить за правильностью
языковой формы, слушать свою речь, чтобы контролировать ее
нормативность.
2. Возникает потребность в связной монологической речи. Новые
потребности общения с неизбежностью ведут к интенсивному овладению
языком, его словарным составом и грамматическим строем речи, в результате
чего речь становится связной.
Но не всякая игра положительно влияет на речь. Прежде всего, это
должна быть содержательная игра. Однако ролевая игра, хотя и активизирует
речь, но не всегда сопутствует овладению значением слова и
совершенствованию грамматической формы речи. А в случае переучивания
закрепляет неправильное словоупотребление, создает условия для возврата к
старым неправильным формам. Это происходит потому, что в игре
отражаются привычные для детей жизненные ситуации, в которых ранее
складывались неправильные речевые стереотипы. Поведение детей в игре,
анализ их высказываний позволяют сделать важные методические выводы:
детская речь совершенствуется только под влиянием взрослого; в тех случаях,
когда идет «переучивание», нужно сначала выработать прочный навык
употребления правильного значения и только потом создавать условия для
включения слова в самостоятельную игру детей. Сюжетно-ролевые игры
дают возможность активизировать имеющийся запас слов. В играх ребенок
попадает в ситуацию, когда он вынужден использовать приобретенные ранее
знания и словарь в новых условиях. В сюжетно-ролевых играх на бытовые
темы активизируется бытовой словарь, в играх на производственные темы –
профессиональная лексика, в строительных играх – слова, обозначающие
качества и пространственное расположение предметов, а также
соответствующие глаголы.
Сюжетно-ролевая игра является той самой речевой ситуацией, где
происходит целенаправленное обучение диалогической речи. Она направлена
на развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать
собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета,
выражать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.
Как итог мы видим очень важное, полезное влияние сюжетно-ролевых игр на
развитие речи, что позволяет использовать их как универсальное средство
диагностики и коррекции становления речи. Они позволяют подтолкнуть
ребёнка к использованию речевых средств, показать их актуальность и
разнообразие.