Автор: Закирова Ирина Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №38
Населённый пункт: город Сызрань Самарская область
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: "Кукольный театр"
Раздел: начальное образование
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа №38
города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области
Программа утверждена заведующей кафедрой технологий развивающего
обучения (КТРО) ГОУ СИПКРО Нестеренко Л.П. на курсах повышения
квалификации на тему «Новое содержание, технологическое и
информационно-методическое сопровождение реализации государственного
образовательного стандарта начального общего образования».
Образовательная программа
«Детский театр кукол»,
общекультурное направление
Автор:
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №38
Закирова Ирина Петровна.
2
Пояснительная записка.
Во все времена театрализованные представления считались искусством,
на сцене рождался удивительный мир. В художественном мире сегодняшнего
школьника театр занимает более скромное место, чем кино, эстрадная музыка,
литература. Но именно кукольный театр поможет воплотить ученику свои идеи,
творчество, фантазии.
Основная
идея
кружка
заключается
со
знакомством
учащихся
с
кукольным театром за ширмой, т.е. мини театром. Занятия кружка проводятся
для
младшего
школьного
возраста
-
1-2
классов,
носят
преимущественно
практический характер. В театре задействованы все. Наиболее активные играют
роли, а остальные занимаются подготовкой атрибутов к спектаклю, декораций,
изготовлением новых кукол.
В кружок в основном принимают тех детей, которые проявляют интерес к
театру кукол во всем объеме работы — от изготовления кукол до исполнения
спектакля.
Дополнительная образовательная программа «Детский театр кукол»
знакомит детей с театральным искусством, искусством театра кукол, видами
кукол, основами кукловождения, с искусством разговорного жанра. Программа
способствует развитию у детей речи, памяти, внимания, творческой активности,
любознательности. Занятия помогают выявить и развить способности ребят к
актерскому мастерству и подчас определяют их жизненный
путь.
Представленная программа кружка рассчитана на 1 год: 2 занятия в
неделю
по
2
часа.
Общее
количество
часов:
144
ч.
Продолжительность
1
занятия – 40 минут. Количество учащихся в учебной группе: в среднем 15
человек. Возраст учащихся: младший школьный возраст, 1-2 классы.
Цель программы:
2
развитие творческого потенциала детей на основе освоения ими технологии
изготовления
и
реконструкции
игрушек
разных
времен
и
народов,
формирования
коммуникативных
навыков,
повышения
уровня
активности
школьников
Задачи:
Р а зв и т и е
л и ч н о с т и
р е бе н ка ,
ф о р м и р о в а н и е
мировоззрения на лучших традициях русской национальной культуры.
Привитие устойчивого интереса к литературному слову,
театру, русскому фольклору.
Совершенствование
навыков
воплощения
в
игре
и
определенных переживаний.
Развитие
патриотического,
нравственного
воспитания
(воспитания любви и уважения к своей Родине, ее истории, культуре своего
народа).
Развитие
способности
у
детей
во спринимать
художественный образ.
Развитие творческих способностей ребенка.
Формирование представления о театральном искусстве,
Организация досуга ребят.
Обучить технике работы с куклами.
Развитие речи детей.
Эстетическое воспитание ребят.
Развитие творческой и трудовой активности ребят, их
стремление к самостоятельной деятельности.
Развитие коммуникативных компетенций работы в
команде.
3
Задачи образовательной деятельности
Образовательные:
1.
Научить:
передавать характер героя через интонацию;
осмысленно выбирать цвет образа;
делать зарисовку первого эмоционального впечатления;
владеть техникой речи;
сравнивать образ героя с предметом.
2.
Дать понятия:
символ;
аппликация;
цветовая гамма;
дикция.
3.
Формировать:
навыки эстетической оценки произведений театрального искусства;
навыки театрального исполнения;
навыки оформительской работы;
приемы кукловождения;
устойчивый интерес к театральному искусству.
Развивающие:
развивать у учащихся образное и ассоциативное мышление;
способствовать развитию творческой фантазии и воображения;
развивать коммуникативные способности.
Воспитательные:
способствовать формированию у детей эстетической культуры и
художественного вкуса;
сформировать у школьников начальные трудовые навыки,
самостоятельность;
4
сформировать в коллективе дружеские доброжелательные
отношения, основанные на взаимопомощи, товариществе;
формировать инициативу в выборе средств для передачи образа,
стремление доставлять своей игрой радость окружающим.
Формы работы:
Практические:
самостоятельная работа,
работа в парах,
групповая работа.
Методы работы:
Словесные: объяснение, рассказ, эвристическая беседа
Практические занятия: мастер – классы, конкурсы, репетиции, показ спектакля,
экскурсии.
Самостоятельное знакомство с литературой, подбор пьес для постановок.
Средства:
иллюстрации и литература;
прослушивание в грамзаписи;
использование ИКТ.
5
Актуальность разработки
Зачем нужны все эти занятия?
1.
В
кукольном
театре
ребенок
может
высказаться
и
получить
внимание,
которого ему не всегда хватает. А взрослым стоит вдумчиво послушать, что
говорит перчаточная кукла в руках малыша.
2. В кукольном театре можно разыгрывать спорные ситуации из жизни вашей
семьи
или
с
детской
площадки.
Хорошо
прогнать
сценку
два-три
раза,
предоставив ребенку возможность побыть разными участниками событий.
3.
Нередко
детей
притягивают
плохие
герои.
И
в
кукольном
театре
легко
удовлетворить
желание
малыша
побыть
плохим.
Если
ребенок
согласится
принять на себя роль того, кого он боится, быть может, так удастся победить
страх.
4. Любые выступления помогут ребенку побороть стеснительность.
5. Иногда проигрывание на куклах тяжелой ситуации (лечения в больнице,
разлуки
с
родителями,
несчастного
случая)
помогает
ребенку
выплеснуть
накопившиеся негативные эмоции, поделиться своими тревогами, попросить о
помощи.
6. Заучивание и пересказ текста является хорошей тренировкой памяти. И
благодаря таким занятиям у ребенка появится интерес к чтению и книгам.
7. Участие ребенка в спектаклях способствует развитию как речевого аппарата,
так и умения легко и правильно выражать свои мысли.
8. Разыгрывая сказки Пушкина, басни Крылова, другие сложные тексты можно
без труда объяснить малышу их сюжет.
9. Кукольный театр – хороший повод для занятий прикладным творчеством
(создание кукол, костюмов, декораций).
Обеспеченность программы средствами обучения
Для проведения занятий имеется:
-отдельное помещение для занятий;
6
-переносная ширма;
-куклы (изготовленные участниками кружка и их родителями);
-кружковая библиотечка (книги о театре, сценарии, сказки, пьесы для
постановок спектаклей);
-материалы для изготовления кукол, ткань, ножницы, иголки;
-декорации для спектаклей;
-краски, гуашь, кисточки для оформления декораций;
-методическая копилка «Кукольный театр»;
Тематический план
№
п\п
Тема раздела
Количество часов
Теор.
Практ
.
Обще
е
1
Происхождение куклы. Виды кукол.
2
1
3
2
Что может быть куклой?
1
29
30
3
Развитие образного мышления.
1
24
25
4
Перчаточная кукла
2
47
49
5
Работа над постановкой голоса. Актерское
мастерство.
1
36
37
Итого:
144
Тема раздела
7
№
п\п
1
8
Игровая программа «Давайте познакомимся». Рассказ об искусстве
театра кукол. Показ кукол различных систем.
Беседа «Особенности выразительного языка театра кукол»
Вера первобытного человека в существование духов. Италия –
самая кукольная страна в Европе. Театр кукол в Древней Греции.
Перчаточная кукла, история Пульчинеллы, Панча, Полишинеля,
Петрушки.
Марионетка: от фигурки Девы Марии к кукле- марионетке
Тростевая: куклы Востока. Театр теней театр теней – Япония,
Индия.
История кукол.
История вещей, которыми будем пользоваться при изготовлении
кукол.
Литературные фанты «Все о куклах»
Работа с воображаемыми предметами.
Оживление неживой материи – особое существо куклы.
Произношение простых и сложных скороговорок
Анимация с помощью рук. Понятие символа через цветовую гамму
( розовая ленточка – девочка, синяя – мальчик)
Гимнастика рук, пальцев. «Мое отношение к партнеру»
Гимнастика рук, пальцев. «Для чего это я делаю и каким
образом.»
Символика цвета: белый - невеста, черный - зло, серый - призрак,
розовый - мечта.
Неживая материя – платок. Один край завязывается узлом, условно
обозначается голова. Два других края – руки. Через цвет платка
дается характеристика героя.
Оживление при помощи рук актера, включение фантазии.
Театр динамических декораций. Рука как вид куклы. Выполнение
упражнений «Волна»
Конусные куклы.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
9
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
Слова и эмоции. Игра в слова (называя ряд слов, дети должны тут
же ответить, какие эмоции вызывают у них эти слова).
Слова и эмоции. Игра в слова
Как могут выглядеть эмоции?
Образ эмоции.
Экскурсия в драматический театр А.Н.Толстого.
Форма, содержание, сходство. Каждый предмет рассматривается
отдельно. По форме предмета дать характеристику.
По форме предмета дать характеристику.
Показ этюдов.
Музыка и образ. Знакомство с классическим произведением
«Времена года» Вивальди. Зарисовка первого эмоционального
впечатления.
Рассказ по рисунку. Определения места действия героев,
отношений между героями.
Экскурсия по достопримечательным местам города Сызрани;
Экскурсия в природу.
Конкурс рисунков «Мой друг инопланетянин»
Литературные фанты «Все о куклах»
Театральное представление вместе со спортивными
соревнованиями.
Конкурс чтецов.
Итоговое занятие. Авторские выставки.
58
59
60
Основные положения куклы. Работа пальцев в перчаточной кукле.
Кисть и локтевая точка перпендикулярны. Голова куклы смотрит
на зрителей, не запрокидывается назад.
Характер и образ передачи интонации. Передача точного характера
героя через интонацию, сравнение образа героя с предметом.
Выстраивание предварительного разговора двух героев, проверка
этого разговора в работе с предметами.
10
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
Упражнения на развитие выразительности речи «Водящие
пальцы»
Вождение куклы. Упражнение на ширме, отработка походки на
счет.
Оценка происходящего через куклу.
Остановка в движении: -увидел, услышал, почувствовал;
осмысление; принятие решения; конкретные действия.
Этюды. «Угадай – ка» тематические этюды на развитие фантазии,
творческого мышления.
Чтение стихотворений
«Здравствуй сказочный герой» Чтение сказки «Лиса и Заяц».
Читка пьесы и распределение ролей «Лиса и Заяц».
Обсуждение характеров образов. Определение идеи, темы,
сквозного действия пьесы Обсуждение темы и идеи пьесы.
Рассказ руководителя о будущем спектакле.
«Говорят герои» Заучивание слов (ударение, элементы интонации,
паузы, темп)
Этюды с куклами на материале пьесы.
Репетиция по кускам, установка мизансцен, пластического и
речевого поведения образов.
Репетиция по кускам, установка мизансцен, пластического и
речевого поведения образов.
Репетиция по кускам, установка мизансцен, пластического и
речевого поведения образов.
«Очумелые ручки» Изготовление декораций. Оформление
спектакля.
Монтировочные репетиции и прогоны.
Монтировочные репетиции и прогоны.
Генеральная репетиция.
Генеральная репетиция.
11
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
Показ сказки для учащихся 1 класса и беседа о результатах.
Конкурс рисунков по пьесе.
Написание отзыва по поставленной пьесе.
Экскурсия в музей.
Просмотр диафильма.
«Здравствуйте, новые герои». Читка пьесы, принятой к постановке.
Распределение ролей пьесы «Теремок».
Обсуждение темы и идеи пьесы..
Произношение пословиц и поговорок
Рассказ руководителя о будущем спектакле.
Беседа «Художественный текст сказки»
Что могут куклы? Поиски выразительных возможностей кукол в
предполагаемых обстоятельствах пьесы. (Игра – пантомима)
Этюды с куклами на материале пьесы.
Звукоподражательные упражнения. Использование магнитофона.
«Говорят герои». Заучивание слов, ударение, элементы интонации,
пауза, ритм, тема.
Дикция. Упражнения на произношение гласных и согласных
Гимнастика чувств
Формирование умения вести несложную беседу с речевым
партнером в связи с представленной ситуацией общения.
Формировать умение адекватно реагировать на реплику.
Учить выражать эмоциональную оценку, невоспринимаемую
информацию.
«Школа Маугли». Описывать действия животных, их пластическое
и речевое поведение.
«Очумелые ручки» Изготовление декораций.
Оформление спектакля.
Репетиция по кускам, картинам, установка мизансцен,
Репетиция по кускам, установка мизансцен, пластического и
12
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
речевого поведения образов.
Монтировочные репетиции и прогоны.
Монтировочные репетиции и прогоны всего спектакля.
Генеральная репетиция.
Генеральная репетиция.
Игра – пантомима.
Музыкальное оформление
Итоговое занятие. Показ спектакля для учащихся начальных
классов.
Конкурс рисунков по пьесе.
Написание отзыва по поставленной пьесе...
Драматургические опыты Импровизационные показы
Творческие задания. «Артисты в пантомиме»
Постановка сказки «Колобок» Читка и распределение ролей
сказки.
Обсуждение постановочного плана.
Обсуждение характеров героев (дискуссия)
Рассказ руководителя о будущем спектакле.
Этюды с куклами на материале пьесы.
Репетиция по кускам, установка мизансцен, пластического и
речевого поведения образов.
Репетиция по кускам, установка мизансцен, пластического и
речевого поведения образов.
Звукоподражательная игра.
Гимнастика губ, языка. Театрализованные игры
Роль моего героя. Заучивание слов.
Установка контакта с партнером в игре и реальных ситуациях
общения.
Роль музыкального сопровождения при обучении общению.
Дикция. Упражнения на произношение гласных и согласных.
13
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
Прослушивание музыки.
Изготовление декораций
Оформление спектакля
Лечение кукол (репродукции с картин)
Упражнения на внимание и умение расслабляться «Деревянные
куклы»
Монтировочные репетиции и прогоны.
Монтировочные репетиции и прогоны.
Генеральная репетиция.
Генеральная репетиция.
Показ сказки для детей 5-6 лет
Показ сказки для родителей.
Конкурс рисунков по пьесе.
Написание отзыва по поставленной пьесе.
КВН по сказкам.
Игра «Изображение человека в образе животного»
Использование пословиц и поговорок в игре «Пишущая машинка»
Итоговое занятие за год. «Пресс-конференция»
Ожидаемые результаты:
14
изготовление атрибутов к спектаклям и изготовление новых кукол;
показ кукольных спектаклей в школе.
После первого года обучения:
• у детей возникнет интерес к искусству изготовления кукол,
сформируется желание научиться этому искусству;
• они будут знать основные виды игрушек, материалы, используемые для их
изготовления и историю возникновения игрушек;
• дети научатся основным технологическим операциям, применяемым при
изготовлении игрушек (лепка форм, изготовка и сборка деталей куклы, одежды,
обуви и аксессуаров для куклы и их художественное оформление);
• они сумеют самостоятельно (под контролем педагога) изготовить мягкую
игрушку
Уметь:
распределять дыхание во время произношения текста;
произносить скороговорки в темпе, четко по ритму, ясно по дикции;
сочинять истории в предлагаемых обстоятельствах и при прослушивании
музыки;
переносить образ героев в рисунок;
владеть элементами пластики рук;
осуществлять вождение перчаточной куклы
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного курса «Детский театр кукол»
15
К концу обучения в кукольном театре учащиеся получат возможность:
Личностные
Метапредметные
Предметные
Знать
– о формах
проявления заботы о
человеке при
групповом
взаимодействии;
- правила поведения
на занятиях, в
игровом творческом
процессе;
- правила игрового
общения, о
правильном
отношении к
собственным
ошибкам, к победе,
поражению.
- знать о ценностном
отношении к театру
как к культурному
наследию народа;
- иметь нравственно-
этический опыт
взаимодействия со
сверстниками,
старшими и младшими
детьми, взрослыми в
соответствии с
общепринятыми
нравственными
нормами.
-необходимые
сведения о видах
изученных кукол,
особенностях работы с
куклами разных
систем;
- о способах
кукловождения кукол
разных систем;
-о способе создания
перчаточной куклы;
- о сценической речи;
- о декорациях к
спектаклю;
- о подборе
музыкального
сопровождения к
спектаклю.
Уметь
-анализировать и
сопоставлять,
обобщать, делать
выводы, проявлять
настойчивость в
достижении цели.
-соблюдать правила
игры и дисциплину;
- правильно
-планировать свои
действия в
соответствии с
поставленной задачей;
- адекватно
воспринимать
предложения и оценку
учителя, товарища,
родителя и других
-работать с куклами
изученных систем при
показе спектакля;
- создавать куклы
перчаточного типа;
-импровизировать;
-работать в группе, в
коллективе;
-выступать перед
16
взаимодействовать с
партнерами по команде
(терпимо, имея
взаимовыручку и т.д.);
- выражать себя в
различных доступных
и наиболее
привлекательных для
ребенка видах
творческой и игровой
деятельности.
людей;
- контролировать и
оценивать процесс и
результат
деятельности;
- выбирать вид чтения
в зависимости от цели;
- договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
деятельности;
- формулировать
собственное мнение и
позицию.
публикой, зрителями.
Приме-
нять
- быть сдержанным,
терпеливым, вежливым
в процессе
взаимодействия ;
-подводить
самостоятельный итог
занятия; анализировать
и систематизировать
полученные умения и
навыки.
- полученные сведения
о многообразии
театрального
искусства;
- красивую,
правильную, четкую,
звучную речь как
средство полноценного
общения.
- самостоятельно
выбирать,
организовывать
небольшой творческий
проект;
- иметь
первоначальный опыт
самореализации в
различных видах
творческой
деятельности;
- формирования
потребности и умения
выражать себя в
доступных видах
17
творчества, игре и
использовать
накопленные знания.
Общеразвивающие, досуговые, воспитывающие мероприятия.
№
п\п
Наименование и форма проведения
Цель
Сроки
проведения
1
Приведение игровой программы по теме
«Давайте познакомимся»
Сплочение
коллектива
Сентябрь
2
Конкурс поделок по теме «Наш Петрушка»
Конкурс рисунков по пьесе.
Оформление
выставки
Октябрь
После
показа
пьесы в
течении
года
3
Экскурсии:
по достопримечательным местам
города Сызрани;
городской выставочный зал;
драматический театр А.Н.Толстого.
Развитие
познавательных
интересов,
расширение
кругозора
учащихся,
воспитание
культуры.
Ноябрь
Декабрь
Февраль
18
4
Праздники:
Новый год;
Праздники весны;
День именинника.
Сплочение
коллектива,
воспитание
культуры
общения,
правила этики.
В течение
года
5
Поход на природу по теме «Сбор природного
материала»
Воспитание
любви и
бережного
отношения к
природе.
Апрель
май
6
Показ спектакля для младших школьников.
Воспитание
стремления
доставлять
своей игрой
радость
окружающим
В течение
года
Диагностическая деятельность по изучению личности воспитанников, детского
коллектива, семьи, социально-психологического комфорта образовательной
среды.
Форма диагностики
Цель
Сроки проведения
- Тесты:
«Кто я?»
- Мои способности
- Я и коллектив
Диагностирование
склонностей, интересов
воспитанников.
Диагностирование
психологического
климата в коллективе.
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
19
Анкеты:
-Моя семья
- Семья и творчество
Опросник
«Кем быть».
Диагностирование у
воспитанников
способности к
самопониманию и
формированию
положительного образа
«Я».
Профессиональное
самоопределение
Декабрь
Январь
Март
Апрель
Участие воспитанников
в конкурсных мероприятиях различного уровня
Название мероприятия,
формы проведения
Дата
Форма участия
Показ спектакля
В течение года
Коллективная
Использованная литература
В.Г.Ширяева «Кукольный театр в школе»
Ю.В.Колчеев, Н.М. Колчеева «Театрализованные игры в школе»
Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко «Кукольный театр –
дошкольникам»
Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. – М., 2003.
Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. – М.,
2001.
Копытин А.И. Основы арттерапии. – СПб., 1999.
20
Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: Академия
развития, 2000.
Оклендер В. Окна в мир ребенка. – М., 2000.
Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2000.
Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М., 2000.
Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. – М., 2001.
Образцов С.В. Моя профессия. -М., Искусство, 1981
Смирнова Н.И. И... оживают куклы.- М., Детская литература , 1982
Андрианова – Голицина И.А. Театр (серия «Я познаю мир»).- М.,
Издательство АСТ, 2000
Соломоник И.Н. Куклы выходят на сцену.- М. Просвещение, 1993
Никитина А.Б. Театр, где играют дети. - М., Владос, 2001
21