Напоминание

Технология изготовления экспоната для школьного музея (на примере боевого шлема скандинавского типа)


Автор: Головков Павел Сергеевич
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Салаир, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Технология изготовления экспоната для школьного музея (на примере боевого шлема скандинавского типа)
Раздел: полное образование





Назад




П.С. Головков учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 25 г.

Салаира»

Технология изготовления экспоната для школьного музея

(на примере боевого шлема скандинавского типа)

В

настоящее

время

широко

распространена

практика

создания

школьных

исторических

музеев.

Очевидно,

что

оформить

интересную

полноценную экспозицию без использования муляжей, макетов и моделей в

условиях

обычной

школы

затруднительно.

Для

отечественной

системы

школьного образования характерно создание музейных экспонатов силами

самих

учащихся.

Практика

моделирования

отдельных

вещей

и

макетирование археологических и исторических памятников была широко

распространена в отечественной системе образования в 50 – 70 гг.

XX в. В

методической литературе по истории такой опыт неоднократно освещался .

Отечественными археологами накоплен значительный опыт реконструкции

древних вещей, в том числе методом физического моделирования.

Вместе с тем, следует отметить, что доступных методик, позволяющих

изготовить

интересные

для

музейного

экспонирования

реплики

древних

вещей, практически нет. Зачастую предлагаемые методики позволяют создать

только грубую имитацию артефакта.

Комплекс приемов изготовления реплики шлема скандинавского типа

базируется на моделировании версии традиционной технологии, и по сути

является

вариантом

технологической

реконструкции.

Источником

для

технологического

моделирования

явились

изображения

(прорисовки,

фотографии) шлемов из музеев Западной Европы.

Для моделирования был выбран типичный скандинавский шлем IX – XI

вв., состоящий из обода, дуг, купола, защитной маски. Составляющие шлем

детали соединены при помощи заклепок. Проделанная экспериментальная

работа

позволила

представить

вариант

полной

технологической

цепочку

изготовления реплики такого шлема.

Опыты показали, что технологически обоснованно начать изготовление

шлема

с

его

обода.

Обод

представляет

собой

загнутую

в

кольцо

металлическую полосу. Вероятно, средневековые ремесленники отковывали

(раскатывали) такую полосу из круглого или прямоугольного полуфабриката

с

последующей

ее

обработкой

режущим

инструментом

(напильником,

точилом).

При

изготовлении

модели

процесс

получения

полосы

был

значительно

упрощен.

Полоса

нужных

размеров

была

вырезана

специальными

ножницами

из

листового

проката.

Для

придания

ободу

дополнительной прочности, края полосы загнули по всей длине, в результате

чего образовались ребра жесткости. Используя рог наковальни в качестве

опоры, подготовленная полоса плавно, без заломов была согнута в кольцо.

Выравнивание

поверхности

обода

осуществлялось

на

твердой

опоре

деревянным молотком (киянкой). Края обода соединены встык, для чего в

качестве

соединительного

звена

использована

небольшая

пластина

соответствующей ширины. Для того чтобы прочно соединить края обода,

пластину достаточно приклепать на четыре заклепки, по две у каждого края

обода.

Следующим этапов работы над шлемом была подготовка дуг каркаса.

Сами дуги были изготовлены тем же способом что и полоса для обода.

Процесс сборки шлема показал, что верхняя дуга должна быть несколько

длиннее нижней, так как радиус ее полуокружности чуть больше. Очевидно,

что выгибание дуг до заданного радиуса технологичнее производить после

того, как полосы будущих дуг будут крестообразно соединены между собой.

Для того чтобы соединение дуг было подвижным и их угол пересечения

можно было корректировать при сборке шлема, полосы образующие

дуги

были

соединены

только

на

одну

заклепку.

Судя

по

опубликованным

изображениям, концы дуг крепились к ободу как снаружи, так и изнутри.

После того, как каркас шлема при помощи заклепочных соединений был

смонтирован, началось изготовление сегментов купола.

Как показал эксперимент, эта работа является наиболее сложной и

трудоемкой. Предположительно, купол скандинавского шлема может быть

склепан из двух или

четырех частей. В ходе экспериментов вытянуть две

заготовки таким образом, чтобы они сформировали купол, не удалось. Купол

шлема был сформирован за счет присоединения к дугам каркаса четырех

выпуклых подтреугольных сегментов. Как и при изготовлении каркаса при

изготовлении деталей купола был использован готовый листовой металл.

Заготовки деталей купола, как и остальных частей, вырезались ножницами.

Для

того

чтобы

плоской

заготовке

придать

форму

сегмента

шара,

она

проковывалась

на

наковальне

специальным

стальным

молотком

с

полукруглым бойком. Вначале удары наносились по центру заготовки, в

результате чего металл в этом месте вытянулся, и пластина начинала плавно

изгибаться. После вытяжки центральной части заготовки, удары молотком

наносились вокруг уже деформированного места, за счет чего происходило

постепенное

вытягивание

всей

площади

подтреугольной

пластины

и

формирование

выпуклого

сегмента.

Что

бы

сегменты

имели

ровную

поверхность, они дополнительно обрабатывались на твердой ровной опоре

деревянной киянкой со сферическим бойком.

Наиболее ответственный этап изготовления шлема – приклепывание

сегментов

к

каркасу

шлема.

Практика

показала,

что

процесс

клепки

технологичнее

начинать

с

вершины

будущего

купола.

Эксперименты

показали, что для плотного прилегания краев каждого сегмента к плоскостям

дуг, их следует крепить при помощи 10 - 12 заклепок.

Процесс

приклепывания

сегментов

привел

к

значительному

деформированию

каркаса.

Для

того

чтобы

придать

боевому

оголовью

правильную

сферическую

форму,

шлем

был

подвергнут

рихтовке

на

специально подобранном деревянном болване, точно соответствующем его

внутреннему

объему.

Процесс

рихтовки

производился

легкими

ударами

деревянного молотка, начиная с вершины купола.

Важнейшей

деталью

шлема,

от

которой

во

многом

зависит

его

эстетическое

восприятие,

является

защитная

полумаска.

Процесс

изготовления полумаски распадается на ряд операций. Вначале полумаска

была вычерчена на листе металла подходящего размера. Процесс отделения

полумаски

от

остальной

части

листовой

заготовки

был

осуществлен

ножницами. Предварительно, в целях предотвратить деформацию заготовки,

отверстия для глаз были вырублены при помощи зубила. Процесс вырубания

осуществлялся небольшим зубилом с углом заточки рабочей части 50 – 60◦.

Вырубание

производилось

на

наковальне,

наличник

которой

был

предварительно защищен

листом мягкого металла. Вырубленные зубилом

отверстия имели рваные неровные края. Края отверстий были обработаны

напильником

с

мелкой

насечкой.

Чтобы

тонкая

листовая

заготовка

не

изгибалась при опиливании, в тисы она зажималась между двумя тонкими

деревянными дощечками. Края полумаски, включая отверстия для глаз, были

подогнуты

на

5

6

мм,

что

позволило

придать

маске

дополнительную

жесткость.

К

ободу

шлема

маска

неподвижно

прикреплена

при

помощи

заклепок.

Для

придания

шлему

декоративности

его

поверхность

была

обработана

жесткой

металлической

щеткой.

В

металлообработке

такая

операция называется кранцевание.

1. Абрамзон И.Я., Горелик М.В. Научная реконструкция комплекса

вооружения

русского

воина

XIV

в.

и

его

использование

в

музейных

экспозициях // Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. - М.:

Издательство московского университета, 1983. с 238-244.

2. Викинги: набеги с севера / Пер. с анг. Л. Флорентьева. - М.: Терра,

1996. - 168 с.

3. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. - М.: Гуманитарно -

издательский центр Владос, 2000. - 176 с.

4. Сазонов Т.А. Из опыта применения наглядных пособий в обучении

истории. - М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1963. -

41 с.



В раздел образования