Напоминание

Формирование предложно-пространственных представлений у детей с ОВЗ


Автор: Федяшкина Марина Михайловна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МАДОУ ДС города Нижневартовска № 69
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование предложно-пространственных представлений у детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: Формирование предложно-пространственных представлений у детей с

ОВЗ

Подготовила: учитель-дефектолог МАДОУ ДС № 69 города Нижневартовска

«Светофорчик», Федяшкина Марина Михайловна

Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы продолжим тему о том, как

формировать пространственные представления у детей и знакомить их с предлогами.

На предыдущей школе, мы подробно разобрали, как мы обучаем детей понимать схему

тела, ощущать и понимать положение своего тела в пространстве.

Сегодня мы поговорим о том, как мы знакомим детей с предлогами и учим употреблять их

в речи.

Предлоги – это маленькие слова (части речи), с помощью которых мы обозначаем

положение предметов в пространстве.

Дети с недоразвитием речи, владеющие крайне ограниченным словарём, не понимающие

значений некоторых даже простых слов, испытывают большие трудности в усвоении и

употреблении слов с отвлечёнными значениями, например предлогов. Для ребёнка, ещё не

имеющего в своём словаре обозначения многих окружающих его предметов и явлений, эти

служебные слова лишены предметного содержания и не выступают в качестве

самостоятельных слов.

Неправильное использование предлогов в речи, опускание их встречается у детей с общим

недоразвитием речи чаще, чем все другие виды аграмматизмов.

В работе над предлогами рассматриваются те предлоги, которые не употребляются детьми

или смешиваются с другими. Например, часто дети заменяют предлог из предлогом с

(пришёл с магазина; вернулся со школы). Сложные предлоги из-за, из-под заменяются

предлогом из (выглянул из спины; выскочил из пола).

При работе с каждым предлогом вначале отрабатывается понимание пространственного

значения предлогов. По мере того, как дети учатся понимать значение предлогов и

правильно их употреблять, в задания постепенно включается другой предлог, ранее не

изучавшийся.

В работе с более старшими, детьми следует уделить внимание вопросу о представлении о

предлоге как отдельном слове. В школе детям придётся встретиться с правилом о

раздельном написании предлогов со словами. Это правило заключается в следующем:

между предлогом и словом, к которому он относится, можно вставить одно или несколько

слов. Трудность для ребёнка разделения речевого потока на какие-то отдельные части

вполне понятна. Ведь в устной речи ему важно просто выразить свою мысль, на

задумываясь над тем, из каких «речевых отрезков» она состоит.

В работе над предлогами важно:

формирование представлений о смысловой значимости предлогов

формирование навыка правильного употребления предлогов

формирование представления о предлоге как отдельном слове

В работе над смысловым значением предлогов следует:

развивать и уточнять пространственные представления

перемещать различные предметы в пространстве

определять расположение предмета (его изображения)

определять расположение предмета относительно другого

узнавать и употреблять предлоги в устной речи без зрительной опоры

использование графических схем и графического изображения предлогов

Предлагается последовательность изучения предлогов:

в, из, на, с

у, к, от

в, за

под, над, из-под

за, из-за

(Л.Н. Ефименкова)

Необходимо уточнить и отдифференцировать различные значения одного и того же

предлога: так, сначала необходимо отработать понимание и употребление предлога – «В»

в значении местонахождения (где?), а затем – в значении направления действия (куда?):

лежит в столе; кладёт в стол.

Как правило, нарушение понимания и употребления предложных конструкций

проявляется не только в неправильном использовании предлогов, но и в нарушении

падежных окончаний. Поэтому работу надо проводить не только над усвоением значения

предлогов, но и над правильным оформлением флексий в предложных конструкциях.

Первоначально предлог отрабатывается с существительными только одного склонения,

постепенно включая существительные других склонений. Например, сначала «кладёт в

стол, в шкаф, в ящик», затем «кладёт в книгу, в машину, в сумку».

Использование предложных конструкций целесообразно давать в приглагольных

словосочетаниях, т.к. от глагола зависит значение предлога и падежная форма

существительного: лежит (где?) в книге; кладёт (куда?) в книгу.

Работа над предлогом проводится в двух направлениях: над уточнением его значения и над

падежной формой существительного, с которым он употребляется.

Материалом для работы с предлогами могут быть игры, загадки, физминутки.

Примерные виды работы

Игры

Тема: предлог (С)

Игра с мячом. С чем пьют чай? (С вареньем). С чем пекут пироги? (С мясом). С кем ты

дружишь? (С Колей).

Игра «День рождения». Что ты приготовишь для гостей? (Бутерброды – с сыром, торт – с

кремом, пирожки – с капустой, кекс – с орешками.)

Игра «Дружные ребята». Дети стоят в кругу и передают друг другу игрушку со словами: я

буду играть с Таней, с Машей, с Димой.

«Что с чем?» Каша – с маслом, чай – с лимоном, коробка – с конфетами, чашка – с

блюдцем, куртка – с капюшоном, пакет – с молоком.

«Найди ошибку» (внимание к окончаниям слов). Мама с дочка пошла гулять. Кошка с

котёнок лакают молоко. Бабушка принесла сумку с продукты.

Тема: предлог (НА)

Игра «На чём можно ездить?» с мячом. Лексическая тема «Транспорт». Можно ездить на

… (машине, поезде, велосипеде,…)

Игра «Что на чём?» с предметными картинками. (Стол, книга; крыша, кошка; листок,

дерево).

Игра «Что – куда» по демонстрации действия. Что куда положили? (Книгу – на стол;

карандаш – на стакан; цветок – на ладошку.)

Игра «Где – что» по картинкам. Где сидит жучок? (Жучок сидит на ромашке) где висит

картина? (Картина висит на стене).

Игра «Украсим комнату». Куда поставим вазу с цветами?

Примерное занятие с детьми 6 лет

Тема: Закрепление в речи предлогов У, К, ОТ.

Цели:

закрепить представление о предлогах как о маленьких словах;

учить составлять предложения и схемы к ним;

тренировать в определении места слова в предложении;

развивать память, внимание, мышление.

Оборудование: мяч, схемы, чистые карточки, фломастеры, книжка С.Маршака «Где обедал

воробей».

Ход занятия:

1. Сегодня мы будем заниматься с предложениями. Из чего состоят предложения? (Из

слов) Приведите примеры слов; предложений.

2. Игра «Послушный мяч»: дети перекидывают друг другу мяч со словами: «Лети, мяч, от

меня к …»

3. Какие маленькие слова мы использовали? (Логопед произносит фразу и выделяет

голосом предлоги: к, от)

4. Возьмите полоски, будем составлять схемы предложений.

К Тане пришли гости.

__ ____ ______ ____.

– Сколько слов в предложении? (4 слова)

– Какое маленькое слово вы услышали в этом предложении? (К)

–На своих карточках напишите фломастером это слово; определите его место в

предложении на схеме; положите эту карточку на нужную полоску.

К

__ ____ ____ ____.

– О ком говорится в предложении? Кто пришёл к Тане? Что сделали гости?

5. Следующее предложение:

Гуси опустились у реки.

(Количество слов в предложении; определение маленького слова, его места в

предложении)

6. Предложение:

Витя отошёл от дома. (Аналогичная работа)

7. Посмотрим, кто у нас самый внимательный. Вспомним стихи С.Маршака «Где обедал

воробей?»

(Логопед читает по одной строчке, дети находят маленькие слова)

– Где обедал воробей?

В зоопарке у зверей. (В, У)

(Чтение сопровождается показом иллюстраций книжки.)

Практическая часть.

Сегодня я расскажу и покажу вам знакомство с предлогом НА на примере занятия с

ребенком.

Содержание:

Взрослый предлагает ребенку поиграть: выставляет пред ним 5-6 предметов (игрушки,

посуду, другие мелкие предметы) и обьясняет, что задания будут трудные и их надо

внимательно слушать. Затем внятно, четко, выделяя голосом предлог на, произносит

инструкцию:

- Положи тетрадку на стол

- Положи листок бумаги на диван.

- Поставь пирамидку на стул.

Когда задания с маленьким словом будут выполняться с ребенком без ошибок, можно

обьяснить правило:

Маленькое слово НА появляется тогда, когда предмет находится наверху.

После обьяснения этого правила, взрослый, и за ним ребенок проговаривают сочетания

слогов с предлогом НА, выделяя голосом (наглядным материалом служат предметы,

расставленные малышом во время игры).

Тарелка стоит НА столе. Кукла сидит НА диване.

Когда при составлении предложений ребенок каждый раз выделяет голосом предлог НА

И не ошибается, взрослый спрашивает: «Какое маленькое слово помогло нам выполнить

все задания?» И если малыш скажет: «Маленькое слово НА» - цель упражнения

достигнута.

Затем тренируем ребенка в составлении предложений с данным предлогом:

1.

По действиям взрослого

2.

По картинкам

3.

3. По действию самого ребенка.

4.

Выделение из стихов

5.

Очень интересно и полезно изучать предлоги, используя для этого колючий мячик.

КОМПЛЕКС «ФОКУСНИК»

Ловко с мячиком играем

И предлоги называем.

За рукой и под рукой,

Из-под кисти — на покой.

Прижать мяч большим пальцем правой руки к ладони. Затем правую руку повернуть

ладонью вниз и удерживать мяч указательным и большим пальцем.

Над рукою мяч кружит,

От нее теперь бежит.

Правую руку держат ладонью вверх, мяч удерживать мизинцем и большим пальцами

левой руки. И кружить мяч над ладонью правой руки. Затем двигать мяч по руке к локтю

Между пальцев подержу

И в ладошку положу.

Удерживать мяч между пальцами правой и левой руки. Положить на ладошку.

Из руки его достану,

Справа, слева ставить стану.

Левую руку держать ладонью вниз, указательным и большим пальцем правой руки

держать мяч с правой стороны, затем с левой стороны ладони.

Перед грудью пронесу,

Сзади спрячу, потрясу.

Движения по тексту.

Из-за спинки выну мячик,

Возле ног моих поскачет.

Отбивать мяч попеременно правой и левой рукой.

Подержу вверху, внизу,

Мимо носа пронесу

Движения по тексту.

Мяч снаружи, мяч внутри.

По руке качу — смотри!

Вдоль ладони, через палец

И вокруг запястья танец.

Левую руку держать ладошкой вверх. Мяч, держа большим и безымянным пальцем правой

руки, медленно вращать по ладони и вдоль запястья левой руки

Мяч с одной рукой играет

И к другой перебегает.

Расположить ладошки одна под другой. Мяч с одной ладони перепрыгивает на другую.

Дружит мяч с моей рукой —

Итог встречи. Ответы на вопросы.

Литература: Использован речевой материал О. Крупенчук, «Фокусник».



В раздел образования