Напоминание

"Обучение в группах через сотрудничество как основа формирования ключевых компетенций учащихся".


Автор: Плаксина Любовь Алексеевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: филиала МБОУ "Комсомольская СОШ" в п. с/з "Селезнёвский"
Населённый пункт: Тамбовского района
Наименование материала: обобщение опыта работы
Тема: "Обучение в группах через сотрудничество как основа формирования ключевых компетенций учащихся".
Раздел: полное образование





Назад




Тема опыта

Обучение в группах через сотрудничество как основа формирования

ключевых компетенций учащихся.

Учитель биологии филиала МБОУ «Комсомольская СОШ»

в посёлке совхоза «Селезнёвский»

Тамбовского района Тамбовской области

Плаксина Любовь Алексеевна

Содержание

Введение

1.

Обучение в группах через сотрудничество

1.1.Общие принципы педагогики сотрудничества

1.2.Структура обучения в группе

1.3.Структура изучения нового материала в малых группах

1.4.Групповая форма работы как основа самостоятельной деятельности

в ОЧС

1.5.Методические приёмы, используемые при ОЧС

1.6.Структура урока закрепления знаний в малых группах

2. Интеграция предметов в технологии ОЧС

3. Организация проектной деятельности в технологии ОЧС

4. Технология групповой деятельности в преподавании валеологии.

Введение

Отличительные для конца XX

начала XXI изменения в характере

образования – в его направленности, целях содержания – всё более явно

ориентирует

его

на

«свободное

развитие

человека»,

на

творческую

инициативу,

самостоятельность

обучаемых,

мобильность

в

получении

знаний.

Происходящие в России изменения в области целей образования

требуют

обеспечения

более

полного,

личностно

и

с о циа льно

интегрированного результата обучения.

Одним из важных направлений исследований в области интенсификации

обучения

является

поиск

оптимальных

форм

организации

учебно-

воспитательного

процесса.

В

этой

связи

в

последнее

время

внимание

педагогов

все

более

привлекает

учебное

сотрудничество,

под

которым

понимаются различные виды совместной работы обучаемых, направленной

на решение учебных задач. Обучение в сотрудничестве, обучение в малых

группах использовалось в педагогике довольно давно. Оно является важным

элементом прагматического подхода к образованию. Технология обучения в

сотрудничестве

появилась

как

альтернативный

вариант

традиционной

классно-урочной системе. Ее авторы объединили в едином процессе три

идеи:

обучение в коллективе,

взаимооценку,

обучение в малых группах.

Это было названо одним термином - обучение в сотрудничестве. При

обучении в сотрудничестве главной силой, влияющей на учебный процесс,

стало влияние коллектива, учебной группы, что практически невозможно при

традиционном обучении.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и

значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не

только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но

и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить

радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь,

радоваться жизни.

Обучение

в

сотрудничестве

-

это

совместное

(поделенное,

распределенное) расследование, в результате которого учащиеся работают

вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не открывая

объективные реалии, потребляя знания в уже готовом виде.

При обучении в сотрудничестве решаются следующие задачи:

Учащийся

гораздо

лучше

учится,

если

он

умеет

устанавливать

социальные контакты с другими членами коллектива;

При групповой работе

успешно формируются различные компетенции

учащихся;

В процессе социальных контактов между учащимися создается учебное

сообщество людей, владеющих определенными знаниями и готовых

получать новые знания в процессе общения друг с другом, совместной

познавательной деятельности.

Компетентностный подход стал особенно продуктивным при внедрении

современных

систем

подготовки

школьников.

Суть

этого

подхода

в

приоритете

внепредметных,

личностно

значимых

знаний

и

умений

над

предметными знаниями, а опыт российских реформ показал, что наиболее

социально

адаптированными

оказались

люди,

обладающие

не

суммой

академических

знаний,

а

совокупностью

личностных

кач е с т в :

инициативности,

предприимчивости,

творческого

подхода

к

делу,

умения

принимать самостоятельные решения.

Практика показывает, что ключевые компетентности формируются лишь

в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна

выстраиваться

таким

образом,

чтобы

ребенок

оказывался

в

ситуациях,

способствующих их становлению. Речь идет как о содержании учебного

курса биологии, так и о формах организации образовательного процесса в

традициях

практико-ориентированного

образования.

Таким

образом,

современное биологическое образование

должно быть ориентировано на

проектирование

учебно-практических

ситуаций,

в

которых

действует

учащийся. При этом

следует

определить

необходимое

и

достаточное

число

связанных

между

собой реально изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений,

навыков и способов деятельности, составляющих содержание определённых

компетенций. Практикуемая на такой основе технология обеспечивает как

предметное, так и целостное компетентностное обучение. Образовательные

компетенции

ученика

играют

при

этом

метапредметную

роль,

проявляющуюся

и

в

школе,

и

в

семье,

и

в

кругу

друзей,

и

в

будущих

профессиональных

отношениях.

Всё

это

даёт

возможность

использовать

приобретённые знания и умения, как в образовательной деятельности, так и в

повседневной жизни.

Результаты убеждают, что вместе учиться не только легче и интереснее,

но

и

значительно

эффективнее.

Причем

важно,

что

эта

эффективность

касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального

развития,

но

и

нравственного.

Помочь

другу,

вместе

решить

любые

проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно,

как смеяться, петь, радоваться жизни.

Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не

просто что-то выполнять вместе!

Общие принципы педагогики сотрудничества

В настоящее время оптимальным можно считать такое обучение, при

котором гармонично сочетаются два процесса: преподавание, деятельность

обучающего и учение – деятельность обучаемых.

При этом преподавателю необходимо:

1)

формировать

высокий

уровень

развития

элементарных

мыслительных

операций: анализа, синтеза, обобщения, конкретизации;

2)

создавать

условия

для

формирования

высокого

уровня

активности,

раскованности мышления, максимального развития личности ребёнка;

3) эффективно работать с учащимися разного уровня обучаемости;

4) использовать разнообразные методики контроля, как средства управления

учебной деятельностью учащихся.

Для учащихся обучение должно способствовать:

1) приобретению высокого уровня знаний через переориентирование ученика

из объектной в субъектную деятельность;

2)

самообучению,

овладению

приёмами

самостоятельного

приобретения

знаний и их применения;

3) формированию информационных умений;

4) развитию коммуникативных и организаторских навыков;

5) приобретению умений ставить проблемы и решать их через различные

виды деятельности;

6) развитию рефлексивных способностей.

Личность ученика самоценна, и у каждого пришедшего на урок есть свой

личный опыт и восприятие окружающего мира. Самое важное - признание

самобытности и уникальности ученика.

Но как осуществить это, если в

классе 25-30 учеников и каждый индивидуален по-своему. Изучая биологию,

одни ученики ставят цель - получить минимум биологических знаний, другие

- глубже постигнуть биологию, раскрыть все тайны этой науки. И я должна

дать

каждому

ребенку

возможность

самореализоваться,

найти

мотивы,

приемы

и

методы,

которые

вызовут

интерес

к

предмету,

докажут

актуальность

биологических знаний,

позволят осознать причастность к

миру живого.

Педагогическая наука давно установила: "Обучать надо не всех, а

каждого". Но говорить об этом уместно только в том случае, когда при

обучении делается аспект на развивающую функцию, значит, для развития

интеллектуальных умений и знаний учащихся необходимо организовать их

работу

по

самостоятельному

добыванию

знаний

в

процессе

творческого

поиска

с

любым

источником

информации,

будь

то

учебная,

научно-

популярная

литература,

наглядные

пособия,

натуральные

объекты

или

тексты, составленные учителем.

Возникают проблемы: как организовать самостоятельную работу

каждого ученика на протяжении всего урока,

как сделать

эту

работу

интересной, насыщенной,

полезной, как проконтролировать уровень его

ЗУНов, обеспечить коррекцию знаний.

Наблюдение за детьми на уроках и во внеурочное время показали, что

дети

охотнее

занимаются

над

решением

проблемы

в

группах,

так

как

создаются возможности для диалога или полилога всех участников,

это

развивает умения не только говорить, но и быть понятым, доказательно

отстаивать

свою

позицию,

достигать

новых

общих

результатов,

контролировать свое участие в работе группы. Интуитивно стала понимать,

что перечисленные проблемы могут быть решены в процессе организации

учебной деятельности, основанной на индивидуальном подходе к обучению

в условиях сотрудничества.

Организовать системную работу в группах помогло изучение работ

Д.Хассарда "Обучение в малых группах сотрудничества".

Обучение рассматривается как постоянное общение при помощи системы

методических приемов, активизирующих деятельность учащихся на всех

этапах

урока:

прием

новизны,

семантизации,

значимости,

создания

проблемной ситуации, сократический, эвристический, исследовательский.

Логическое деление класса на небольшие группы, совместное выполнение

различных заданий создают не только новую структуру класса, но и условия

для самореализации возможностей каждого ребенка.

Общение в группах

позволяет полностью адаптировать содержание,

приемы и темп учебной

деятельности ученика

с

его

особенностями,

управлять каждым его

действием при решении конкретных задач, вовремя вносить необходимую

коррекцию, т.е. реализовать основные условия работы в группах: осознание

общей

цели,

целесообразное

распределение

обязанностей,

взаимную

зависимость. При этом создается доверительно-психологический климат в

классе

не

только

между

самими

учащимися,

но

и

между

учеником

и

учителем.

Школьники

не

испытывают

внутреннего

напряжения,

скованности,

дискомфорта.

Исчезает боязнь вызова к доске, неудачного

ответа.

Постепенно каждая группа приобретает свое лицо, ребята чувствуют

ответственность

за

совместно

выполненную

работу.

Любой

член

группы

находит в ней свою нишу: кто-то становится лидером и организатором, кто-

то подает новые идеи, а вся группа активно участвует в познавательном

процессе.

Ученик в этом случае выступает не как объект, а как субъект

учебного процесса.

Блоковая подача материала, изменение структуры урока (мотивационный

этап, погружение, поэтапное закрепление, оперативный контроль), работа с

малыми группами на разных уровнях усвоения обеспечивают возможность

учащимся

большую

часть

урока

работать

самостоятельно.

При

этом

предполагается

индивидуальный

выбор

каждым

учеником

средств

и

содержания в соответствии с уровнем его подготовленности.

Как учитель биологии, я должна помочь детям осознать непреходящую

ценность природы, понять уникальность, неповторимость, незаменимость,

красоту каждого биологического вида, научить понимать, что в природе все

взаимосвязано, т.е. развивать у учащихся биоэкологическое мышление. Я

понимаю,

что изучая живое, необходимо научить ощущать, чувствовать,

входить в образ, слушать и слышать, т.е. необходимо включение всех органов

чувств в

процесс

обучения.

Эти проблемы успешно решаются в ходе

системной реализации технологии ОЧС.

Структура учебного процесса при технологии ОЧС

Изучение материала при ОЧС блоковое. Каждый блок имеет свое название

и назначение.

I блок " Познание через ощущения"

Блок обеспечивает изучение, закрепление, проверку и коррекцию

ЗУНов. Используются следующие виды деятельности учащихся:

- работа с иллюстрациями,

- составление плана параграфа с помощью символов,

- заполнение таблиц, схем,

- работа по дидактическим карточкам,

- исправление биологических ошибок в текстах, стихотворениях,

- ощущение,

- составление и разгадывание кроссвордов,

- решение биологических задач,

- моделирование и конструирование,

- рисунки,

- слушание голосов птиц ...

- устный ответ со слов : " Я - личинка.." и др.

Виды деятельности первого блока осуществляется на уроке любого типа.

Мотивационный этап, представлен следующими приемами:

а) ощущая - познаем;

б) визуализация;

в) демонстрация опыта;

г) сообщение парадоксального факта;

д) нацеливание на составление плана параграфа.

Например:

а) при изучении темы: "Внешнее строение рыб" (7 класс) учащиеся

держат в руках рыбу и описывают ее внешнее строение;

б) на уроке по теме "Вегетативное развитие растений" учащимся

предлагается начать свой ответ со слов: "Я - прорастающий желудь..."

в) на уроке в 8 классе по теме «Кровообращение», учащиеся составляют

маршрут движения от имени эритроцита своего организма.

Самостоятельная работа в этом блоке обеспечивается приемами:

а) "Охота за приключениями";

б) "Думаем руками" (изготовление, конструирование моделей);

в) "Разговор телом" (имитация движений, поведения животных,

представление какого-либо явления в динамике);

г) "ощущая - познаем".

Блок предполагает организацию активного познания учащихся, когда роль

учителя сводится к управлению познавательной деятельностью детей.

II блок " Боковые тропинки"

Блок обеспечивает систематизацию, актуализацию, интеграцию

ЗУНов

на

основе

межпредметных

связей

с

использованием

любых

источников информации.

Используются следующие виды деятельности:

- поиск и комментирование взаимосвязи,

- сравнение объектов (общее, частное, различие, сходство),

- краткие конспекты по различным источникам информации,

- составление логических схем, алгоритма,

- прогнозирование,

- поиск решения задач,

- мини-сочинения,

- подбор музыки, цвета к определенным объектам,

Блок "Боковые тропинки" включает следующие приемы:

а) сочинение;

б) рисунки;

в) дневник природы;

г) экологические "проекты";

д) поэтические странички, мини-сочинения;

е) сравнение объектов по источникам информации;

ж) краткие конспекты по источникам информации;

з) составление логических схем, алгоритма;

и) прогнозирование;

Стимулируется работа с дополнительной справочной литературой,

электронными средствами учебного назначения. Результатами деятельности

становятся буклеты, веб-странички, презентации, электронные газеты, мини-

брошюры.

III блок " Исследовательская работа"

Блок обеспечивает формирование специальных умений и навыков.

Учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, лабораторных и

практических

работ

или

анализа

литературных,

научных,

справочных

данных

решают

познавательные

задачи

биологического

и

экологического

характера.

Блок "Исследовательская работа" представлен:

а) лабораторными работами;

б) экскурсиями;

в) наблюдениями;

г) коллекционированием;

д) написанием статей, докладов.

Например:

а) при изучении темы «Развитие с превращением и без превращения»

учащиеся в ходе исследовательской работы должны ответить на вопросы:

1) зачем бабочка играет в куклы?

2) почему майский жук прячет своё потомство в почву?

3) почему головастик не зовёт рыбу мамой?

б) при изучении темы «Вегетативное размножение растений» учащиеся

представляют групповые рекламные буклета в защиту выбранного способа

размножения.

Результативность: - развивается интерес к предмету;

- активизируется познавательная деятельности

учащихся;

- развивается творческое мышление;

- прививается бережное отношение к природе.

IV блок " Контроля"

Основным видом контроля на уроке являются листа самоконтроля знаний

(карточки с управленческими функциями). Они структурированы для каждой

темы, заполняются по ходу объяснения учителя, самостоятельной работы,

отчётов

групп.

Объём

выполненных

заданий

свидетельствует

о

степени

усвоения

данной

темы

и

даёт

возможность

для

индивидуальной

коррекционной работы.

Взаимоконтроль (проверка работы друг у друга, группы)

Используются входной, выходной, промежуточный, тематический и

итоговый контроль.

Формы различны: тесты, зачеты, карточки с использованием само- и

взаимоконтроля, контроля учителя (карточки-задания, карточки-схемы,

карточки-задачи,

иллюстрированные карточки).

Задания дифференцированы. Оценивается индивидуальная работа,

работа группы в целом, рефлексивный уровень - работа учащихся в режиме

само...

Результативность: - формируется устойчивое внимание;

- отрабатываются навыки само- и взаимоконтроля,

- обеспечивается коррекция знаний;

- отслеживаются ЗУН по каждой теме курса.

СТРУКТУРА УРОКА ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

В МАЛЫХ ГРУППАХ

Урок изучения нового материала состоит из следующих этапов:

1. Мотивация.

2. Входной контроль.

3. Погружение в тему.

4. Блочная подача материала.

5. Самостоятельная работа в группах:

а) каждая группа получает задания и карточку-инструкцию, где указаны

основные вопросы темы, источник информации, вид деятельности и формы

контроля;

б) выполнение предложенного задания и краткого сообщения по теме для

других групп по алгоритму:

- прочитайте учебник, дополнительную литературу...

- выполните лабораторную работу...

- ответьте на вопросы...

- соберите информацию о ...

- проанализируйте, сообщите товарищам по группе...

- обсудите в группе, скорректируйте...

- сформулируйте общий вывод по заданию;

- передайте информацию другим группам в выбранной вами форме.

в) передача информации. Группа передает информацию в словесной или

наглядной форме, в таблицах, карточках, логических цепочках, схемах,

опорных конспектах и т.д. в зависимости от выбранного вида деятельности;

г) после выступления каждой группы формулируется вывод по

выполнению задания с соответствующей коррекцией собранной информации;

д) после выступления всех групп учащихся (самостоятельно или с

помощью учителя) делают вывод по теме урока.

6. Контроль (само-, взаимоконтроль и контроль учителя).

7. Подробный инструктаж и дифференцированное домашнее задание.

Результативность:

- стимулируется познавательная деятельность учащихся;

- формируются аналитические умения;

- развиваются формы общения: диалог, монолог, полилог;

- уважаются ценностные правила работы в группах;

- продолжается индивидуализация обучения.

ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ КАК ОСНОВА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОЧС

Цель: - обеспечение активизации учебно-познавательного процесса;

- взаимное обогащение учащихся в группах;

- обмен способами деятельности;

- установление отношения ученика к собственному действию и

коррекция этого действия.

В учебном процессе используется и оптимально сочетаются все формы

самостоятельной работы, но акцент делается на групповую.

1. Группа постоянного состава:

- комплектуется по уровню обучаемости;

- получают задания различной сложности;

- разные темп работы и время;

- слабые отрабатывают основные понятия темы;

- сильные получают возможность работать с большим объемом

информации, с

различными источниками;

- работают на самоконтроле.

2. Группа переменного состава:

- комплектуется по уровню обученности и интересам;

- получают задания одинаковой сложности;

- общие темп и время работы;

- сильные ученики оказывают помощь слабоуспевающим;

- работают на взаимоконтроле.

Результативность: - развивается позитивная самооценка;

- адаптируется учебный процесс к познавательным

возможностям

каждого учащегося;

- формируются учебно-организационные умения;

- стимулируется самостоятельность мышления.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОЧС

Цель: - установить единство обучения и воспитания;

- обеспечить гуманно-личностный подход к ребенку;

- помочь установить сотрудничество между детьми и учителем.

Прием "Приключение" - Охота за "мусором"

На территории школы (школьного двора) проводится "охота за мусором".

Ведется

запись

всех

видов

мусора,

который

попался

на

глаза.

(Работа

проводится

в

перчатках).

Ведется

классификация

мусора

по

следующим

пунктам:

1. Размер мусора.

2. Нарисуйте план местности и укажите на нем точку, где найден мусор.

3. Укажите происхождение мусора - естественное или связанное с

деятельностью

человека.

4. Классифицируйте мусор по материалу, из которого он состоит:

бумага, металл, пластмасса, дерево, стекло, остатки растений и прочее.

5. Определите, поддается ли мусор органическому разложению.

6. Каким образом каждый вид мусора попал туда, где вы его нашли ?

7. Попытайтесь предсказать как быстро будет происходить разложение

найденного

мусора.

Результативность: - выработка личной

ответственности за действия

других людей;

- выработка бережного отношения к природе.

Прием "Разговор телом"

Цель: через движение тела, передать процессы в живой природе,

закрепить знания учащихся.

1.

Ученическим

группам

сотрудничества

предлагается

задание:

имитировать модель амебы, которая состоит из следующих частей:

а) оболочки, которая является кожей и делает клетку единым целым.

Она позволяет некоторым веществам, например, пище, проходить через себя

и не пропускает вещества, которые могут принести клетке вред;

б) ядра - центра клетки, который управляет ее действиями;

в) митохондрии - органа, превращающего пищу в энергию.

2. Распределяются роли ядра, оболочки, митохондрии между членами

группы.

3. Выдается сценарий для подсказки учащемуся, исполняющему роль

ядра. (только ядро может говорить).

4. Команды выступают по очереди, выполняя действия амебы:

- питание (оболочка обволакивает пищу и втягивает ее внутрь клетки);

- рост (митохондрии расщепляют пищу на части, они прикреплены к

оболочке, ядру и др.);

- деление (части удваиваются, расходятся по полюсам, оболочка

перетягивается, амеба делится на 2 части).

5. После выступления проводится обсуждение и анализ действия групп.

6. На удобной площадке в конце урока устраивается забег амеб.

Возможно моделирование любых одноклеточных животных.

Результативность: -включение движение тела ребенка в познавательный

процесс, дает лучшее запоминание материала, т.к. соблюдено дидактическое

положение "Чем больше задействовано органов чувств познании, тем выше

результат".

Прием "Ощущая - познаем"

Цель: через тактильные ощущения способствовать лучшему усвоению

материала.

1. Учащимся предлагается распределиться на пары. Одному из участников

пары

завязывают

глаза

(ведомый),

другой

участник

пары

(ведущий)

предлагает ощупать веточки различных деревьев.

2. С учащимися проводится сенсорное занятие.

Крепко сожмите ладонями веточку. Толстая она или тонкая? Прижмитесь

к ней носом и глубоко вдохните. У него есть запах? Обследуйте веточку с

помощью ладоней и кончиков пальцев. Какая она на ощупь - гладкая или

шероховатая ? Есть ли на ней трещины ? Чувствуете ли вы сучки, почки ?

Есть ли у нее листья ? Какой они формы ? Гладкие они или шероховатые?

Приятно ли вам, общаться с веточкой ?

3. Учащиеся в парах меняются ролями. Меняются веточками.

4. Формулируется вывод.

Результативность: развиваются тактильные ощущения.

Алгоритм наблюдения за животным

Цель: развить навыки научно-исследовательской работы.

1. Отметьте в дневнике дату наблюдения.

2. Установите вид обнаруженного животного.

3. Обследуйте и опишите данное место.

4. Понаблюдайте за поведением животного.

5. Установите особенности поведения животного.

Отметьте, что делало животное в данный момент.

6. На основании наблюдений сделайте вывод, какой период в жизни

животного вы наблюдали, охарактеризуйте его повадки.

7. Дайте оценку деятельности человека на участке обитания животного.

8. Предложите меры по охране животного.

9. Составьте обращение о необходимости сохранения данного животного.

Результативность: учащиеся и учитель совместно вырабатывают цели,

дают оценки, находятся в состоянии сотрудничества, сотворчества, т.е.

обеспечиваются комфортные условия развития детей.

СТРУКТУРА УРОКА ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ В МАЛЫХ ГРУППАХ

Данная структура состоит из 5 этапов.

I.

Мотивация.

II.

Создание групп сотрудничества (по уровню обученности или по

интересам).

III. Самостоятельная работа в группах:

1. Группа выбирает вопросы для работы (с учащимися заключается

учебный

контракт,

определяющий

количество

заданий,

их

содержание,

указывается время работы, определяется вид деятельности, форма отчета).

2. Работа в группах.

На этом этапе используется два блока

видов

деятельности: "Боковые тропинки", "Исследовательская работа".

Работа по алгоритму:

а) самостоятельная работа с дополнительной научной и справочной

литературой (сбор информации, ее анализ, интерпретация знаний);

б) выполнение лабораторных работ, проектов, экскурсий, наблюдений.

Учитывается субъективный опыт учеников;

в) обсуждение в группе ответов каждого учащегося. Формулируются

выводы;

г) выстраивание целостной, логической цепочки выступления групп;

д) отчет групп о проделанной работе. Другие группы фиксируют основное

содержание вопросов в таблицах, схемах и т.д.

IV. Контроль (само- и взаимоконтроль).

V. Инструктаж дифференцированного домашнего задания.

Результативность:

- обеспечивается устойчивая положительная

мотивация;

- развиваются учебно-информационные умения;

- формируются специальные умения и навыки в

системе;

- организуется работа каждого ученика в режиме

"само"

Сегодня уже можно говорить об определённых результатах внедрения этой

технологии.

1. В последнее десятилетие наблюдается тенденция увеличения объёма

учебной информации, остро встаёт вопрос организации максимальной

активности обучающихся при восприятии материала. Групповая работа

активизирует учебно – познавательную деятельность, даёт возможность

выбрать учащимся область познания, работать с одним и тем же материалом,

но на разном уровне. Дифференцированная работа по теме позволяет за

достаточно небольшой промежуток учебного времени охватить различные

аспекты изучения вопроса, интегрировать знания учащихся, вывести

изучаемую проблему за рамки одного предмета.

2. В преподавании биологии и экологии большое значение имеют

практические и лабораторные занятия. Но при традиционном планировании

материала с трудом удаётся выкроить время для их проведения. Сочетание

групповой работы и блокового распределения материала позволяет по-новому

компоновать учебное время, перераспределять учебный материал, укрупнять

учебные единицы. Это решило проблему выделения отдельных уроков для

проведения лабораторных исследований и практических занятий.

Объединение их в отдельный блок со своими целями и приёмами, на основе

уже хорошо усвоенного теоретического материала, повышает эффективность

усвоения практических навыков, способствует концентрации внимания,

коррекции фактических знаний по данному объекту.

Например, в разделе «Растения» 6 класс используется следующее

планирование материала:

Тема III «Царство растения» 9 часов.

I Блок: 1. Одноклеточные и многоклеточные водоросли.

2. Мхи. Папоротникообразные.

3. Голосеменные. Покрытосеменные.

II Блок: 1. Разнообразие растений.

2. Значение растений различных групп.

III Блок: 1. Л. р. «Строение зелёных водорослей».

«Строение мхов».

2. Л. р. «Строение хвоща и папоротника».

«Строение хвои и шишек хвойных растений».

IV Блок: Тестовый контроль знаний.

Раздел «Животные» 7 класс.

Тема IV «Эволюция строения органов и их систем». 13 часов

I Блок: 2 часа – каждая группа (3 человека) работает по изучению

определённой системы.

5 часов – отчёт групп, обмен полученными знаниями, анализ,

составление сводной таблицы «Эволюция систем органов

у животных».

II Блок: 1. Экскурсия «Наблюдения за способами передвижения животных».

2. Органы чувств, их значение в жизни животных. (на основе

наблюдения за домашними и дикими животными).

III Блок: 1. Л. р. «Изучение покровов тела».

2. Л. р. «Способы дыхания животных».

«Способы питания животных».

3. Л. р. «Изучение ответной реакции животных на раздражение».

IV Блок: Контроль знаний.

(лист самоконтроля знаний)

система

простей-

шие

кишечно-

полостные

черви

мол-

люски

рыбы

членисто-

ногие

пресмы-

кающиеся

птицы

млекопита-

ющие

покровы

тела

опорно-

двигательная

дыхательная

пищеварител

ьная

кровеносная

выделительн

ая

нервная

половая

органы

чувств

Анализ усвоения материала, при такой подаче учебной информации,

показывает

её

эффективность,

повышает

уровень

обучаемости

учащихся,

превращает

практическую

деятельность

в

отдельную

учебную

единицу,

позволяет оценить приобретённые практические навыки и умения. Обучение

через малые группы сотрудничества стимулирует учащихся. Но главная идея

- сформировать мотивацию обучения с учетом личностных качеств ученика,

предоставить каждому ребенку, опираясь на его способности, склонности,

субъектный опыт, возможность реализовать себя в учебной деятельности, т.е.

обеспечить процесс познания как личностно-ориентированный.

Мой взгляд на процесс обучения перекликается с мудростью Дистервега

"Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить". Для

этого

в

российском

образовании

провозглашен

принцип

вариативности.

Сегодня возможен выбор и конструирование педагогического процесса.

А

учителю

необходимо

осознать,

что

личность

ученика

уникальна.

И

максимально развить ее способности и возможности, как подсказывает мой

опыт работы последних лет, может только:

- формирование специальных умений и навыков на основе выстроенной

системы развития;

- технологически выстроенный процесс обучения;

- системная диагностика педагогического процесса;

- оптимальная коррекционная работа с учащимися.

Интеграция предметов в технологии ОЧС

Интеграция сегодня – важнейший принцип развития образовательной

системы.

Она

способствует

развитию

навыков

поиска

необходимого

материала,

анализа,

переработки,

использования

в

различных

ситуациях,

решению

проблем

и

нахождение

выхода

в

многозначных

ситуациях;

формирует

гибкость

мышления,

креативность,

неоднозначность

знания,

черты

характера

и

общечеловеческие

ценности;

учит

познавать

мир

в

многообразии

и

единстве,

т.

е. объединять

знания

не

по

наукам,

а

по

проблемам.

Реализация интегрированного обучения затрудняется разрозненным по

предметам содержанием образования, ориентацией на логику только «своего»

предмета, но это единственный путь осознанного применения комплексного

знания в реальной жизни, междисциплинарного подхода в решении проблем,

формировании ключевых компетенций.

Мир, окружающий детей, познаётся ими в многообразии и единстве.

Зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных

явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его

на разрозненные части. В образовании интеграция рассматривается, прежде

всего, как процесс достижения его целостности и системности.

Реализация интегрированного подхода осуществляется на нескольких,

взаимодополняющих уровнях:

I.На уровне внутрипредметных связей.

При

этом

происходит

укрупнение

дидактических

единиц

содержания

предмета.

Исходная

проблема

не

теряется

из

поля

зрения

учащихся,

расширяется и углубляется круг связанных с ней знаний. Происходит все

большее усложнение соотношений элементов, углубляется познание.

В обучении биологии – это идеи единства природы, взаимосвязи строения и

функций на всех уровнях (молекулярном, организменном, популяционном,

биосферном), эволюционирования, общности происхождения.

II.Реализация межпредметных связей.

Базируется на теории познания – поиск знания является лучшим способом

междисциплинарного исследования.

Осуществляется в четырёх направлениях:

1.

При изучении одного и того же объекта.

объект

предметы

Вода

Неорганические, органические

соединения

Осмос организма

Строение и работа органов зрения

Передвижение воды и мин. веществ в

растении

Почва

Опорно – двигательная система

Симметрия в природе

Многообразие растительного мира

Охрана растений и животных

Биология, химия, физика, география,

экология

Биология, химия

Биология, химия, физика

Биология, физика, экология

Биология, физика

Химия, физика, география,

природоведение, обществознание

Биология, химия, физика, экология

Биология, геометрия, физика, изобр.

искусство

Биология, экология растений,

литература, география

Биология, литература,

обществознание, экология

2.

При использовании общих законов и теорий.

Теория

электролитической

диссоциации,

теория

химического

строения

органических

соединений,

эволюционная

теория,

закон

Всемирного

тяготения (биология, химия, физика, география, история)

3.

При

применении

единых

методов

исследования:

наблюдения,

дедуктивный, эксперимент, сравнения, научного анализа.

4.

При формировании одних и тех же компетенций: анализа, синтеза,

логического

мышления,

критичности,

выявление

причинно

следственных связей, осмысления, сравнения, обобщения, способности

делать выводы.

III Интеграция на уровне формирования естественно – научной картины

мира.

На этом уровне создаётся интегральный образ природы, созданный путём

синтеза естественнонаучных знаний на основе системы фундаментальных

закономерностей

природы

и

включающий

представления

о

движении,

взаимодействиях,

пространстве

и

времени.

При

этом

обеспечивается

универсальность

изучаемых

знаний,

глобализация

проблем

и

общепринятых

культурно

исторических

достижений

человечества.

Предусматривает содержание, формируемое самими учащимися в виде их

творческой образовательной продукции.

Технология обучения в группах через сотрудничество позволяет

наиболее полно осуществить интегративный подход на разных уровнях, так

как

обладает

широкими

возможностями

выборов

средств

и

видов

деятельности на любом уроке.

Организация проектной деятельности в технологии ОЧС

В настоящее время широко используется метод проектов как

современный образовательный инструмент. Технология ОЧС позволила

организовать проектную деятельность учащихся в разделе «Человек», с

внедрением валеологического компонента. Успешно реализуется проект

«Здоровая нация», где интегрируется учебная деятельность, приобщение к

ценностям культуры, пропаганда здорового образа жизни. У учащихся

формируются навыки поисковой, исследовательской, творческой

деятельности. На уроках экологии реализуется проект «Противодействие».

Он включает работу по исследованию антропогенного влияния на различные

компоненты биосферы. К 8-10 классу учащиеся, в рамках работы по

технологии ОЧС, уже приобрели навыки групповой работы, поиска и

классификации информации по её значимости, творческого переосмысления

материала, проектная деятельность закрепляет эти умения.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-

познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая

общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная

на достижение общего результата деятельности. Непременным условием

проектной деятельности является наличие заранее выработанных

представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования

(выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных

и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ

и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта,

включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это

возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это

деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе,

попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать

публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная

на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими

учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный

способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное

прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих

открывателей.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это

интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания,

которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки

проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению

подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач,

вытекающих из этой проблемы);

целеполаганию и планированию содержательной деятельности

ученика;

самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения

проблемы проекта);

представление результатов своей деятельности и хода работы;

презентации в различных формах, с использованием специально

подготовленный продукт проектирования (макета, плаката,

компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео,

аудио и сценических представлений и др.);

поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого

знания;

практическому применению школьных знаний в различных, в том

числе и нетиповых, ситуациях;

выбору, освоению и использованию подходящей технологии

изготовления продукта проектирования;

проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы,

детализации и обобщению)

Проектная деятельность логично вписывается в структуру урока по

технологии ОЧС, т. к. она ориентирована на самостоятельную деятельность

учеников (индивидуальную, парную, групповую). Удаётся сформировать

следующие навыки: находить проблему, интегрировать знания из различных

областей науки, техники, технологии, творческих областей, самостоятельно

проводить исследования, обрабатывать информацию, представлять

результаты своей исследовательской работы. Формируются следующие

элементы проектной и исследовательской деятельности:

Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм),

проблематизация, целеполагание и формулирование задачи,

выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы),

формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор

способа или метода, пути в деятельности, планирование своей

деятельности, самоанализ и рефлексия;

Презентационные: построение устного доклада (сообщения)

о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации

(продукта) результатов деятельности, изготовление предметов

наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя,

находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить

консенсус;

Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск,

в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

Информационные: структурирование информации, выделение

главного, приём и передача информации, представление в различных

формах, упорядоченное хранение и поиск;

Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего

места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление

материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента,

наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление

полученных результатов.

Классификация проектов

по

доминирующей

деятельно сти

учащихся

п р а к т и ко -

ориентированные,

исследовательские,

информационные,

творческие,

ролевые;

по продолжительности – мини-проекты, краткосрочные, годичные;

по количеству участников – индивидуальные и групповые;

по

форме

продукта

газета,

буклет,

спектакль,

мультимедийный

продукт и т.д.

Этапы проектной деятельности

1. Организационно-подготовительный

Определение темы проекта, его цели и задач, поиск необходимой для начала

проектирования

информации,

разработка

плана

реализации

идеи,

ф о р м и р о в а н и е

м и к р о - г р у п п .

Формирование

мотивации

участников,

создание

инициативной

группы

учащихся, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в

подборке необходимых материалов, определение лишь общего направления и

главных ориентиров поиска, определение критериев оценки деятельности

учащихся на всех этапах.

2. Поисковый

Сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение ее в

микрогруппах,

выдвижение

и

проверка

гипотез,

оформление

макета

или

м о д е л и

п р о е к т а ,

с а м о к о н т р о л ь .

Регулярное

консультирование

по

содержанию

проекта,

помощь

в

систематизации

и

обобщении

материалов,

индивидуальные

и

групповые

консультации по правилам оформления проекта, стимулирование умственной

активности учащихся, отслеживание деятельности каждого участника, оценка

промежуточных результатов, мониторинг совместной деятельности.

3. Итоговый

Оформление

пакета

документов

по

проекту

и

информационных

стендов,

схем,

диаграмм,

подготовка

устной

презентации

и

защита

содержания

п р о е к т а ,

р е ф л е к с и я .

Помощь в разработке отчета о работе, подготовка выступающих к устной

защите, отработка умения отвечать на вопросы оппонентов и слушателей,

выступление

в

качестве

эксперта

на

защите

проекта,

участие

в

анализе

проделанной работы, оценка вклада каждого из исполнителей.

Возрастные

и

личностные

особенности

учащихся,

разный

уровень

сформированности

учебных

компетенций

определяет

использование

в

практике персональных и групповых проектов.

Преимущества персональных проектов:

1.

План

работы

над

проектом

может

быть

выстроен

и

отслежен

с

максимальной четкостью.

2.

У

учащихся

полноценно

формируется

чувство

ответственности,

поскольку выполнение проекта зависит только от них самих.

3.

Учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения

этапах

выполнения

проекта

от

зарождения

идеи

до

итоговой

рефлексии.

4.

Формирование у учащихся важнейших общеучебных умений и навыков

(исследовательских,

презентационных,

оценочных)

становится

управляемым процессом.

Преимущества групповых проектов:

1.

У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества,

взаимоуважения, взаимопонимания.

2.

Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.

3.

Каждый

этап

работы

над

проектом,

как

правило,

имеет

своего

ситуативного лидера, и наоборот, каждый учащийся, в зависимости от

своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап

работы.

4.

В

рамках

проектной

группы

могут

быть

образованы

подгруппы,

предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы,

точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает

мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения

проекта.

Перечень ролей, которые осваиваются обучающимися в ходе реализации

проекта:

Энтузиаст,

который

повышает

мотивацию

учащихся,

поддерживая,

поощряя и направляя их в направлении достижения цели.

Специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях.

Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том

числе к другим специалистам.

Руководитель,

который

может

четко

спланировать

и

реализовать

проект.

«Человек, который задает вопросы», который организует обсуждение

способов

преодоления

возникающих

трудностей

путем

косвенных,

наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную

связь.

Координатор,

который

поддерживает

групповой

процесс

решения

проблем.

Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного

проекта в целом, так и отдельных его этапов.

Потенциал проектной деятельности:

Образовательный:

создаёт у учащихся образ цельного знания;

повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний;

изучение

важнейших

методов

научного

познания

(выдвинуть

и

обосновать

замысел,

самостоятельно

поставить

и

сформулировать

задачу проекта, найти метод анализа ситуации);

интерпретация результатов.

Воспитывает:

значимые

общечеловеческие

ценности

(социальное

партнёрство,

толерантность, диалог);

чувства ответственности, самодисциплины;

способности к самоорганизации;

желания делать свою работу качественно.

Развивает:

исследовательские и творческие способности личности;

способность к самоопределению и целеполаганию;

умения самостоятельно конструировать свои знания;

коммуникативные умения и навыки;

способность ориентироваться в информационном пространстве;

умение работать с различными типами текстов;

умение планировать свою работу и время;

навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей

работы.

Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или

исследования

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании

необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является

общественное признание состоятельности (успешности, результативности).

Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной

и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над

формированием соответствующей компетентности обучающегося.

Можно оценивать:

1.

степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы

над проектом;

2.

степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения

отведённой роли;

3.

практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;

4.

количество новой информации использованной для выполнения

проекта;

5.

степень осмысления использованной информации;

6.

уровень сложности и степень владения использованными методиками;

7.

оригинальность идеи, способа решения проблемы;

8.

осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или

исследования;

9.

уровень организации и проведения презентации: устного сообщения,

письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;

10.владение рефлексией;

11.творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

12.социальное и прикладное значение полученных результатов.

При работе учащегося над проектом очень важными оказываются умения

работать

с

компьютером.

Актуальность

этих

умений

бесспорна

для

получения

информации

из

мультимедиа

источников,

подготовки

и

использования

электронных

презентаций

для

публичных

выступлений,

подготовки

информационного

мультимедийного

продукта

проектной

деятельности. .

Следует также отметить, что пользовательские навыки сегодня являются

неотъемлемым элементом грамотности каждого человека. Введение метода

проектов в образовательный процесс дает наиболее эффективный способ их

освоения: не в тренировочных упражнениях, формирующих определенные

навыки,

а

в

осознанном

применении,

позволяющем

не

только

освоить

определенные способы деятельности, но и осознать их как свои ресурсы.

.

С

каждым

проектом

навыки

проектной

деятельности

учащихся

совершенствуются.

Учащиеся,

вовлеченные

в

выполнение

проектных

заданий,

учатся

учиться,

приобретают

жизненно

важный

опыт

по

самостоятельному

решению

различных

проблем.

Обучение

проектной

деятельности

позволяет

ученику

проявить

свои

способности,

научиться

защищать

свой

проект,

аргументировать

свои

выводы,

просто

стать

успешным. В проектной деятельности получают развитие и психологические

качества

личности

школьника.

Растет

самооценка,

уверенность

в

себе,

усиливается мотивация на достижение успеха, развивается внимание, память,

осваиваются

различные

формы

межличностной

коммуникации.

Поэтому

проектное

обучение

обладает

большим

педагогическим

потенциалом,

способствует

толерантности

подрастающего

поколения,

формированию

мотивации к учению в стремительно меняющихся условиях современности.

Для старшеклассников, в последнее время, актуален вопрос подготовки

к сдаче экзаменов по биологии, особенно в форме ЕГЭ, предпрофильной и

профильной подготовки. В связи с этим, при планировании уроков в 9,11

классах Блок II «Боковые тропинки» заменяется на Блок «Систематизируем и

анализируем». Это позволяет выделить учебное время для повторения курса

«Биология», корректировать ЗУНы учащихся. Технология ОЧС предполагает

на каждом уроке проводить входной и выходной контроль знаний в виде

тестирования. Для старшеклассников вводятся отдельные уроки работы с

тестами по КИМам для ЕГЭ по биологии. Кроме этого групповая работа

преобразуется

в

индивидуальную,

для

реализации

целевой

программы

каждого ученика.

Таким образом, технология ОЧС является многогранным инструментом

для повышения эффективности обучения.

Технология групповой деятельности в преподавании валеологии

Одной из важнейших задач на современном этапе развития общества

является сохранение, укрепление и формирование здоровья подрастающего

поколения. Сегодня школа призвана выполнять объективный социальный

заказ

на

воспитание

здорового

человека.

Речь

идёт

о

новом

подходе

в

образовании,

требующем

пересмотра

и

качественного

обновления

всего

образовательного

процесса.

В

связи

с

этим,

технология

обучения

в

сотрудничестве, с её возможностями организовывать обучение для разных

групп обучающихся, как нельзя лучше сочетается с особым направлением в

педагогике «Педагогика оздоровления».

Основываясь на трудах А. А. Никольской, я выделяю следующие аспекты

учебно-педагогической работы:

развитие совершается постепенно и последовательно;

между духовным и физическим развитием существует неразрывная

связь,

и

правильная

организация

воспитания

и

обучения

предусматривает гармоническое, всестороннее развитие;

различные стороны психической деятельности участвуют в процессе

развития не одновременно и скорость их развития неодинакова;

нельзя искусственно форсировать детское развитие, важно каждому

возрастному периоду «изжить себя».

Подготовка

к

здоровому

образу

жизни

выражается

через

организацию

валеологического учебного пространства, в рамках которого я ставлю перед

собой следующие цели:

1.

Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период

обучения в школе.

2.

Сформировать

у

него

необходимые

знания,

умения

и

навыки

по

здоровому образу жизни.

3.

Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Для

решения

поставленных

задач

внедряется

система

этапов,

которая

включает различные частные задачи и особые методики.

I

этап

«Начальное

ознакомление

с

основными

понятиями

и

представлениями».

(5 класс)

Цель - сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться

выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Работа включает несколько направлений:

уроки Мойдодыра;

уроки доктора Айболита;

уроки доктора Пилюлькина;

уроки Знайки.

Учащиеся в игровой форме знакомятся с правилами:

- оптимального двигательного режима;

- личной гигиены;

- правильного дыхания;

- закаливания;

- профилактики заболеваний;

- предупреждения повреждений и травм;

- оказания первой доврачебной помощи.

В результате у учащихся складывается устойчивая потребность в изучении

своего организма, наблюдении за его изменениями, выполнении основных

правил здорового образа жизни.

II

этап

«Углубленное

изучение

и

формирование

ЗУНов

по

здоровьсбережению». (6класс)

Цель – сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.

Занятия проводятся по единому плану: реферат,

валеологический анализ,

валеологический самоанализ.

За

этот

период

проводится

регулярная

экспресс-диагностика

состояния

здоровья учащихся и отслеживание основных параметров развития организма

в динамике. На основании чего учащихся могут сделать соответствующие

выводы о состоянии своего здоровья.

III этап «Я и окружающий мир».

(7 класс)

Цель – сформировать способность к сознательному усвоению нравственных

понятий, к осознанию своих поступков и поведения других людей.

Проводится система психологических занятий с подростками «От обаяния к

взаимопониманию».

Организуются

занятия

в

малых

г ру п п а х ,

психологические тренинги. Учащиеся в течение года составляют «Дневник

самовоспитания»,

где

ставят

индивидуальные

цели,

определяют

пути

их

достижения.

IV этап «Окружающая природа и здоровье человека».

(8-9 классы)

Цель – осознание человека как части биосферы, формирование знаний о том,

что

ухудшение

её

состояния

опасно

для

него

и

вызывает

нарушения

в

организме.

Включает несколько разделов:

Природа Земли и будущее.

Влияние факторов среды на человека.

Экология человека.

Занятия

проводятся

в

форме

осознания

факта,

создания

проблемных

ситуаций,

обсуждения

крайних

точек

зрения.

В

результате

понятие

здоровьесбережение

синтезируется

с

представлениями

о

гармоничном

развитии природы.

V этап «Основы медицинских знаний. Валеология семьи».

(10-11 классы)

Цель – формирование интереса к исследовательской деятельности в области

валеологии,

привитие

навыков

доврачебной

помощи

и

профилактики

заболеваний, подготовка к семейной жизни.

Курс включает следующие направления:

Сексуальное воспитание.

Профилактика

основных

инфекционных

и

неинфекционных

заболеваний.

Уход за больными и престарелыми людьми.

Особенности отношений между мужчиной и женщиной.

Здоровье семьи и воспитание детей, семейные традиции.

Реализация всего комплекса этапов идёт при тесном контакте с родителями.

Такой подход в преподавании изменяет сознание участников

образовательного

процесса

с

ориентацией

на

ценность

здоровья

и

востребованность знаний по сохранению и укреплению здоровья.



В раздел образования