Автор: Самылова Екатерина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: М6ОУСОШ №40
Населённый пункт: город Киров
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемы экологии на уроках математики"
Раздел: начальное образование
С
ТАТЬЯ
НА
ТЕМУ
: »П
РОБЛЕМЫ
ЭКОЛОГИИ
НА
УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ
В
НАЧАЛЬНЫХ
КЛАССАХ
»
Самылова Е. С., учитель начальных классов МБОУ СОШ №40 г.
Кирова
1)
В
условиях
постоянно
ухудшающегося
состояния
окружающей
среды
важной
задачей
учителей
становится
разъяснение
детям
раннего
школьного
возраста
проблем
экологии,
а
так
же
формирование
у
них
определенных
понятий,
служащих
охране
природы.
«Зеленые
задания»
облегчают работу учителя и ученика, потому что:
учитель, обучая математике, одновременно сообщает информацию
об окружающем мире;
ученик
охотнее
изучает
математику,
когда
содержание
задач
оживлено сведениями о природе;
Целью
«Зеленых
заданий»
является
объединение
математического
содержания с проблематикой экологии и защиты окружающей среды. Ученик,
изучая
математику,
одновременно
познает
окружающую
нас
природу
и
учится
ее
охранять.
Такой
подход
способствует
тому,
что
изучение
математики
становится
более
занимательным,
а
значит,
и
более
результативным.
Постоянно
ухудшающееся
состояние
природной
среды,
а
так
же
здоровье жителей нашей страны, в том числе детей, ставит новые задачи
перед
образованием.
Поэтому
введение
в
учебный
процесс
сведений,
касающихся экологии и охраны окружающей среды, а так же стимулирование
понятий,
служащих
охране
природы,
являются
насущной
задачей
для
учителей. В «Зеленых заданиях» ясно и доходчиво представлена проблема
охраны
природы
именно
для
детей
начальной
школы.
Основными
элементами «Зеленых заданий» являются задания из серии «Занимательной
экологии», текстовые задачи, математические раскраски.
Текстовые задачи соответствуют программе по математике и связаны с
проблемами экологии и окружающей среды.
Задания
из
серии
«Занимательной
экологии»
типа
«Знаешь
ли
ты
,что…» касаются важнейших проблем, связанных с проблемой окружающей
среды, в решении которых может участвовать ученик. К ним относятся, в
частности
экономия
воды,
энергии,
бумаги,
проблемы
отходов
и
шума,
защита
животных,
здоровое
питание,
гигиена
и
здоровье.
Каждое
такое
задание
заканчивается
призывом
к
ученику.
Задания
по
«Занимательной
экологии» основаны на научных данных.
2) ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ, ЧТО…
Большая
часть
мусора
в
природе
почва
разлагает
очень
долго,
например:
распад кожуры от апельсина или банана продолжается 2 года;
распад пластиковых мешочков- от 100 до150 лет;
пластмассовые бутылки разлагаются 200 лет.
Задача 1:
Загрязненные участки природы - очень печальное зрелище. Поэтому
Сергей и Валера решили убрать за неряшливыми туристами. Сергей собрал
29
бумажек,
а
Валера
-
на
13
больше.
Сколько
бумажек
собрали
оба
мальчика?
Задача 2:
Брошенная на землю кожура от банана в нашем климате разлагается
около 2
лет. Брошенный окурок сигареты разлагается на 2 года дольше.
Пластиковый пакет разлагается на 96 лет дольше, чем окурок. Сколько лет
потребуется
для
того,
чтобы
разложился
пакет?
На
сколько
лет
раньше
разложится кожура от банана?
Данные
задачи
помимо
информации
об
экологии
имеют
также
воспитательный эффект. В процессе их решения ребенок задумывается о
том
ущербе,
который
наносит
природе
бытовой
мусор.
Дети
начинают
осознанно следить за тем, чтобы родители и одноклассники не мусорили на
улице. Они понимают, что курение вредит не только здоровью человека, но и
природе.
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ, ЧТО...
Каждый
автомобиль
во
время
работы
двигателя
выбрасывает
в
атмосферу загрязняющих веществ в 3 раза больше своего веса. Особенно
вредно машинное масло, когда оно попадает в воду или на почву. Нельзя
мыть машины в реке или озере, потому что это приводит к отравлению
окружающей среды и гибели рыб.
Задача:
Машинное масло, слитое в овраг, попадает в подземные воды, питает
колодцы, откуда люди черпают воду. Зная, что
2 литра масла
могут
загрязнить
такое
количество
воды,
которое
помещается
в
5
спортивных
бассейнах, посчитай, в скольких плавательных бассейнах поместилась бы
вода, загрязненная 34 литрами машинного масла.
Разъяснительная работа с детьми на экологические темы дает свои
результаты. На родительском собрании отец одного из мальчиков рассказал
такую историю: этой осенью он решил помыть машину в реке Люльченке в
черте города и, неожиданно для себя услышал замечание сына. Тот на основе
школьных задач объяснил, как мытье машины вредит реке и ее обитателям.
Отцу стало стыдно за себя, и он уехал оттуда. А нам он признался, что с тех
пор больше так не делает…
Такими
небольшими
шагами
мы
надеемся
поднять
экологическую
культуру детей и взрослых. Это сделает наш город чище и комфортнее для
проживания!
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ, ЧТО…
Нельзя убивать никаких животных и нельзя уничтожать никакие виды
растении, потому что они являются частью нашего природного окружения.
Под особой охраной находятся также животные, которые требуют особого
внимания, потому что они очень полезны, либо очень редки.
ПОМНИ:
НЕ ПРИЧИНЯЙ ВРЕДА ЖИВОМУ!
На данную тему решается задача. Тем кто знаком с содержанием задач
в учебниках начальной школы, знает что задач на экологическую тем нет.
Поэтому если решать хотя бы по одной задаче на экологическую тему, то
работа за 4 года принесёт определённые результаты.
За
активную
работу
на
уроке
и
правильные
ответы
детям
даются
жетоны. Жетоны - это кусочки большой мозаики, на которой изображены
редкие и охраняемые животные. В конце урока при подведении итогов дети
складывают мозаику
и называют изображенных на ней представителей
животного мира.
Математические
раскраски
-
это
комплексные
задания,
прекрасно
способствующие
закреплению
пройденного
материала.
Выполнение
этих
заданий
служит
интеграции
сведений
по
математике,
природоведению,
охране окружающей среды, а так же по русскому языку. Ученик должен
раскрасить, а часто и подписать рисунок. Отдельные элементы раскрасок
побуждают ученика выполнению математических действий, а в свою очередь
выбор цвета для раскрашивания зависит от результата этих действий. На этом
же
принципе
основано
задание
«Подписать
рисунок».
Ученик
должен
подписать в пустые клетки соответствующие буквы. Выбор буквы зависит от
результата действия, содержащегося над каждой клеткой.
Математические раскраски так же изображают как редкие, так и часто
встречающиеся
виды
растений
и
животных
в
их
естественном
цвете.
Благодаря этому отрабатываются не только вычислительные навыки, но и
дети знакомятся с животными и растениями, входящими в Красную книгу.
Но не только учащимся даются готовые текстовые задачи, и
сами
ребята
составляют
задания,
используя
при
этом
полезные
и
интересные
материалы,
что
способствует
развитию
познавательного
интереса
и
разностороннему ознакомлению с природой.
Решение
задач
с
экологическим
содержанием
я
использую
и
при
проведении
внеклассных
мероприятий.
Заранее
составляем
кроссворды,
ребусы, подыскиваем загадки, что все усиливает познавательный интерес у
учащихся.
Систематическое использование задач с экологическим содержанием на
уроках математики у школьников, начиная уже с 1-го класса, способствует
лучшему усвоению экологических знаний и понятий, расширяет кругозор
младших
школьников,
помогает
осознанию
необходимости
бережного
отношения к природе.
“Математика
создает
условия
для
умения
давать
количественную
оценку состояния природных объектов и явлений…Текстовые задачи имеют
возможность
для
раскрытия
вопросов
о
среде
обитания,
заботы
о
ней,
восстановлении
и
приумножении
ее
природных
богатств”
(Иванова
Т.С.
Экологическое образование и воспитание в начальной школе.). Моя задача –
подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый в отдельности
в ответе за землю. И каждый может сохранять и приумножать её красоту.
Литература
1)
Б. Е. Палагот, учитель начальных классов высшей категории гимназии
№8 г. Витебска Интегрированный урок математики и экологии (4
класс) © «Народная асвета», 2008, №7
2)
© 2
0
0
3
— 2
0
1
1 Издательский дом «Первое сентября»
Адрес:
121165,
ул.
Киевская,
24,
Москва,
ИД
«Первое сентября»,
Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»
3)
Учебное
издание «Задания по математике» Дзябашевский Войцех
Издательство «Просвещение» 1996 год, Москва.
План.
1)
Объединение
математики
с
проблематикой
экологии
и
защиты
окружающей среды.
2)
Возможные варианты заданий.
3)
Литература.