Автор: Толстова Лидия Викторовна
Должность: студентка 2 курса 321 группы
Учебное заведение: ГБОУ "Педагогический колледж №10"
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Научная статья
Тема: Организация образовательной среды для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Раздел: начальное образование
Организация образовательной среды для детей
с синдромом дефицита внимания
и гиперактивности.
Большинству детей с СДВГ присущи слабая психоэмоциональная
устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость,
вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе и проблемы в
коммуникациях. Подросткам с СДВГ свойственно отрицание авторитетов,
незрелое и безответственное поведение, нарушение семейных и
общественных правил. Они не могут поддерживать определенную
поведенческую реакцию на протяжении длительного времени. Для них
характерно деструктивное, оппозиционно вызывающее, а иногда и
разрушительное поведение. Из-за непонимания со стороны окружающих у
гиперактивного ребенка формируется трудно исправляемая агрессивная
модель защитного поведения.
Изучение механизмов формирования синдрома дефицита внимания с
гиперактивностью -актуальная задача, которая требует дальнейших
исследований. Развитие ребенка всегда идет вслед за его обучением, а не
наоборот. Обучение же начинается с первых дней жизни ребенка и
является его естественным состоянием. Гиперактивные дети в силу
нарушений происходящих в их мозгу воспринимает не фигуру в центре
внимания, а переферию.
Таким образом, гиперактивность ребенка является лишь внешним
проявлением нарушений его психологического развития.
Помощь детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
должна включать в себя растяжки, дыхательные упражнения,
глазодвигательные упражнения, перекрестные телесные упражнения,
упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения для релаксации,
упражнения для развития коммуникативной сферы, упражнения с правилами.
Результат работы зависит от системности его применения, прививая любовь к
полезным движениям, самостоятельному их использованию, мы помогаем
корректировать поведение учащихся, их психологическую устойчивость при
неудачах, повышая их самооценку, учим контролировать свои эмоции,
бороться с неуверенностью в себе и проблемами в коммуникациях.
Все вышеперечисленные упражнения можно и необходимо использовать
на уроках и во внеурочной деятельности в школе. Дыхательные,
глазодвигательные упражнения и упражнения для мелкой моторики пальцев
во время физкультминуток, на переменах. Перекрёстные упражнения,
коммуникативные и упражнения с правилами можно использовать во время
разминки, в основной и заключительной части урока, как индивидуальное
задание для детей с СДВГ. Упражнения для визуализации и релаксации
использовать в заключительной части урока. Проведение целостного третьего
урока, как нестандартного, развивающего и коррегирующего.
Помните, что прикосновение является сильным стимулятором для
формирования поведения и развития навыков обучения. Вместе с педагогом
начальной школы мы провели эксперимент прикосновением в её классе,
который подтверждает сказанное. Мы сосредоточились на двух детях,
которые нарушали дисциплину в классе и на уроках. Перед уроком и по
окончании его мы поощрительно касались их плеча или пожимали руку этих
учащихся, говоря в доброжелательной манере: «Я одобряю тебя».
Когда они нарушали правила поведения, взрослые игнорировали это, словно
не замечая. В восьми из десяти случаях на протяжении первых двух недель
все учащиеся стали хорошо вести себя и даже старались помочь учителю.
Гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого
воспитания, а медицинский диагноз, который может быть поставлен только
по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности
невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и
убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет проблемы, справиться с
которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в
виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к
улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные
результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности
достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и
немедикаментозных методов: растяжки, дыхательных упражнений,
глазодвигательных упражнений, перекрестных телесных упражнений,
упражнений для развития мелкой моторики рук, упражнений для релаксации
и визуализации, упражнений для развития коммуникативной сферы,
упражнений с правилами.