Напоминание

Аттестация педагога-фактор устойчивого профессионального роста


Автор: Якупова Резеда Зуфаровна
Должность: методист по кадровой работе и аттестации педагогических кадров
Учебное заведение: Муниципального казенного учреждения
Населённый пункт: c. Тюлячи
Наименование материала: статья
Тема: Аттестация педагога-фактор устойчивого профессионального роста
Раздел: полное образование





Назад




Аттестация педагога - фактор устойчивого

профессионального роста.

Аттестация педагога - один из способов личностного роста.

Она несет в себе огромную мобилизующую функцию. Работа по

изучению,

обобщению

и

распространению

профессионального

передового опыта в рамках аттестации - это обязательный элемент

повседневной деятельности педагогов.

Перед

нами

стоит

главная

задача,

как

сделать

так,

чтобы

процедура аттестации создала новый стимул к профессиональному

росту

педагогов,

чтобы

у

каждого

учителя

возрос

интерес

к

повышению своей квалификации. А главное, чтобы в период входа

в

аттестацию,

учителя,

работающие

творчески,

вдумчиво,

интересно, шли уверенными в своих силах. Чтобы им хотелось

представить свой опыт.

Для начинающих заместителей директора я бы посоветовала

начать вести перспективный план прохождения аттестации, где

включены

все

педагоги

по

годам

прохождения

аттестации,

где

вписан приказ о присвоении или подтверждении категории.

В

правилах

оказания

государственной

услуги

в

7

пункте

обозначены сведения о профессиональных достижениях (при их

наличии) в соответствии с Правилами проведения и условиями

аттестации,

которые

должен

представить

педагог

во

время

аттестации.

Из Правил аттестации

2) сведения о профессиональных достижениях (при их наличии):

материалы обобщения педагогического опыта: эссе, творческий

о т ч е т,

с а м о а н а л и з

п р о ф е с с и о н а л ь н о й

д е я т е л ь н о с т и ;

документы,

свидетельствующие

о

научно-методической

деятельности

педагога:

участие

в

научно-практических

конференциях, творческих конкурсах, семинарах, круглых столах,

педагогических

чтениях

различного

уровня;

копии

публикаций

научно-методических

материалов

в

периодической

печати,

с р е д с т в а х

м а с с о в о й

и н ф о р м а ц и и ;

итоги независимой оценки профессиональной компетентности

педагогического

работника:

отзывы,

результаты

анкетирования

о б у чаю щ и хс я

и

в о с пи т ан н и ко в ,

р о ди те ле й ,

ко лле г

и

администрации; отзывы со стороны руководителей баз практик,

работодателей,

информация

о

поступлениях

в

вуз

или

трудоустройстве;

результаты

педагогической

деятельности:

документы,

подтверждающие

участие

педагогического

р а б от н и к а ,

обучающихся

и

воспитанников

в

учебных,

творческих,

спортивных,

предметных

олимпиадах,

конкурсах,

смотрах,

соревнованиях,

играх;

наградные

материалы

педагогического

работника;

динамика результативности профессиональной деятельности

работника за последние три года (при досрочной аттестации - 1-2

года).

Задача методиста, зам.директора по учебно-методической работе -

помочь

учителю

подготовить

и

систематизировать

весь

этот

материал, подготовить портфолио не в последний год, а в течение 5

лет.

Работа

это

очень

кропотливая,

объемная,

свой

опыт

каждый

учитель

складывает

по

крупицам,

маленькими

песчинками

выстраивает собственную систему работы, куда входят:

УМК

Планирование работы (календарное и поурочное)

Создание авторской творческой мастерской

Разработка

и

создание

авторских

пособий,

учебно-

методических материалов

Участие в семинарах, конференциях

Проведение открытых уроков

Самообразование

Исследовательская деятельность

Инновационная деятельность

В

школах

района

работа

по

обобщению

опыта

ведется

через

педагогический

и

методический

советы,

педагогический

мониторинг,

диагностику, внутришкольный контроль. Как найти этот опыт, как его

увидеть?

Первое, с чего начинает свою работу каждый учитель на первом этапе

аттестации

это

определение

выбора

темы,

которая

определяется

анализом, основанным на диагностике. Педагог берет ту тему, которая на

его взгляд более важная и полезная, по реализации которой повысится

качество знаний учащихся, мотивация к учению. Поэтому очень важно

сохранять и накапливать материалы, отражающие опыт работы учителя:

планы,

конспекты,

дидактические

пособия,

анкеты

обучающихся,

наблюдения за развитием учеников и т.п.

Ведь без продуманных планов, без чёткого выведения типа урока,

определения методов и приёмов, без постановки триединой задачи ни о

каком мастерстве и обновлении учителя не может быть речи.

А затем идет осмысление наработанного за период, прошедший после

предыдущей аттестации, систематизация этих материалов, выявление

недостаточно

проработанных

позиций,

организация

работы

по

ним,

описание

полученных

результатов,

подготовка

методических

рекомендаций

по

теме

для

педагогов

школы,

формулирование

темы

творческого

отчета.

И

вот

здесь

учитель

уже

должен

печатать

свои

уроки,

внеклассные

мероприятия,

методические

рекомендации,

накапливать профессиональные достижения.

Большую

роль

в

повышении

профессиональной

компетенции

играет раскрытие

методов

и

приемов, использование

современных

форм,

видов,

средств

обучения

и

новых

технологий, при

помощи

которых достигается положительный эффект в работе учителя. Педагоги

школы в полной мере используют ИКТ, деятельностные, развивающие

т е х н о л о г и и ,

п р о б л е м н ы е

м е т о д ы

о б у ч е н и я ,

п р о е к т н о -

исследовательскую деятельность.

Заключительный

этап-творчество

учителя

с

выходом

на

положительные

результаты,

это

когда

у

учителя

уже

выработался

алгоритм

учебных

действий

по

предмету,

пополнена

методическая

копилка.

Педагогу

для

успешного

прохождения

аттестации

может

помочь

следующий

механизм

развития

профессиональной

компетентности

педагога:

Обучение на курсах повышения квалификации, в том числе в

дистанционном режиме и др.

Работа

в

ШМО,

творческих

группах,

мастер-классы,

предметные недели.

Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях.

Участие в различных конкурсах.

Участие в исследовательских работах, создание собственных

публикаций.

Творческий отчет.

Использование

современных

методик,

форм,

видов,

средств

обучения и новых технологий.

Самообразование.

Разработка системы стимулирования деятельности учителя.

Обобщение опыта.

Р а з р а б о т к а

р е к о м е н д а ц и й

п о

д а л ь н е й ш е м у

совершенствованию профессиональной компетентности педагогов.

Самоанализ деятельности.

При

планировании

педагогических

советов

одним

из

вопросов

следует

заслушивать выступление

аттестуемых

педагогов

по

проблемной теме.

Педагоги

проводят

творческие

отчеты,

принимают

участие

в

различных

конкурсах

педагогического

мастерства:

«Учитель

года»,

школьных

и

районных

конкурсах

методических

разработок

и

рекомендаций,

районных

конкурсах

по

проектам

школ,

научно-

практических

конференциях,

семинарах,

публикуют

материалы

в

методических журналах, проводят мастер-классы. Ежегодно в октябре-

ноябре проводится Неделя педагогического мастерства, где педагоги

района делятся опытом своей работы.

В 2019-2020 году, только в РМО учителей химии-биологии прошло

три мастер-класса: где они делились с коллегами района своим опытом

в рамках аттестации. Шаяхметова Л.Г.

проводила консультацию для

педагога со стажем работы до 3 лет. Проведен зональный семинар с

участием эксперта ГИА по химии. Была проведена республиканская

экологическая

научно-практическая

конференция.

Также

в

рамках

аттестации, проводим открытые уроки.

В районе много опытных, талантливых мастеров своего дела. Кому,

как

не

им,

передавать

накопленный

опыт

молодым

учителям.

Мы

гордимся Шайхутдиновой Г.Х., Галимовой Н.Ф., Юнусовой Р.Р., Якуповой

Л.М, и др. Опыт педагогов ДОУ обобщен в районе методистом по

дошкольному

образованию. Большинство педагогов школ стремятся

постоянно

повышать

свой

профессиональный

уровень,

готовы

работать в инновационном режиме, представлять итоги своего труда

на семинарах, конференциях и это радует.

Весь материал, отработанный и проверенный опытом за пять лет

оформляют

в

портфолио

учителя,

который

и

представляют

на

экспертизу аттестационных комиссий.

И когда учитель выходит на аттестацию, то в аттестационном листе

не просто фразы творчески работающий учитель, а подтверждающие

факты его достижений по годам.



В раздел образования