Автор: Летягина Тамара Алексеевна
Должность: Педагог-организатор
Учебное заведение: ГБОУ «Школа № 1593»
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Публикация
Тема: Русская народная игра «Поясок»
Раздел: дошкольное образование
Организация детской деятельности в процессе приобщения
к основным компонентам культуры. Из опыта работы.
Музыкальный руководитель Агабекян Диана Сергеевна
Педагог-организатор Летягина Тамара Алексеевна
ГБОУ «Школа № 1593»
Всем нам известно, какие неисчерпаемые возможности для развития
всесторонних способностей подрастающего поколения несет в себе процесс
приобщения воспитанников к основным компонентам культуры.
Осуществляя свою работу в этом направлении, мы стараемся свести к
минимуму функцию педагога как источника знаний, активизируя действия,
творчество
самих
детей,
не
забывая
о
важности
сенсорного
насыщения
детской
деятельности.
Освоение
культуры
быта,
труда,
художественной,
нравственной культуры осуществляется как через непосредственное действие
детей с предметами обихода, так и через интеграцию в их деятельность
произведений музыки, живописи, прикладного искусства, художественного
слова.
При
таком
подходе
знакомство
даже
с
одним
предметом
может
воплотиться
в
разнообразную,
интересную
и
полезную
для
детей
деятельность.
Возьмем для примера пояс как неотъемлемый элемент русского костюма.
Прежде чем пояс станет объектом для рассматривания разных его видов и
их сравнения, дети самостоятельно или с направляющим участием педагога
находят
этот
предмет
в
изображениях
на
рассматриваемых
живописных
полотнах и называют его.
Как
правило,
дети
проявляют
желание
поучаствовать
в
процессе
изготовления
поясков
-
пробуют
скручивать,
плести
пояски
косичкой,
продергивать
нити
при
плетении
на
бердо,
или
наматывать
нити
для
получения кисточек для пояса.
Срисовывание элементов узоров по клеточкам помогает лучше осознать
красоту и значение поясных орнаментов.
Для понимания еще одного назначения предмета в быту занимательным
видом
детской
деятельности
становится
перевоплощение
в
персонажей
художественных произведений. Так Емеля, отправляясь на реку, берет с собой
не только коромысло и ведра, но и топор. Перепоясавшись, любой ребенок
может попробовать перенести эти предметы до условной реки. А если Поп –
толоконный лоб пошел по базару поискать кое-какого товару, то, можно
догадаться, что при нем были …, разумеется, деньги. Куда их положить, если
мы помним, что карманов в одежде еще не было?
Уяснив значение пояса в жизни людей прошлого, старшие дошкольники
способны порассуждать и на такую тему как ««Распоясаться» - это хорошо
или плохо?», начиная понимать современную интерпретацию этого слова.
Какой бы разнообразной ни была детская деятельность, на первом месте
всегда
остается
игровая.
Мы
хотим
поделиться
опытом
использования
подвижной
игры
«Поясок»,
наиболее
применимую
к
нашей
конкретной
тематике и включающую в себя фольклор и народную мелодию.
Игра «Поясок»
Музыкальное сопровождение: русская народная мелодия «Ах вы, сени, мои
сени»
Возрастная категория: старший дошкольный возраст.
Цель игры: развитие слухового внимания, способности ориентироваться в
пространстве, быстроты реакции, ловкости.
Описание игры:
Часть I:
Дети сидят в кругу и поют под русскую народную мелодию «Ах вы, сени,
мои сени» следующую попевку:
Уж как спрячу поясок
Под ракитовый кусток,
А кто спать не спит,
Тот и будет бит!
В это время водящий с пояском в руке обходит детей по внешней стороне
образованного ими круга. По окончании попевки водящий останавливается
возле ближайшего к нему ребенка, сидящего в кругу, и кладет поясок на пол
за спиной этого ребенка, тем самым приглашая его к игре.
Часть II:
Водящий и выбранный ребенок бегут в разные стороны по внешнему кругу
(за спинами сидящих детей). Тот, кто первым добежит до пояска, поднимает
его, в высоко поднятой руке показывает всем детям, и становится новым
водящим.
Игра повторяется несколько раз.
Из приведенного небольшого примера видно, что, если педагог настроит
себя на уважительные партнерские отношения с ребенком, то в его силах и
организация
содержательной
и
эмоционально
насыщенной
деятельности
детей, И это особенно актуально, когда речь идет о материальных и духовных
ценностях родной культуры в воспитании дошкольников.