Напоминание

«Формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».


Автор: Танеева Наида Магомедовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №45 д/с "Волчок"
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: ФЭМП
Тема: «Формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирования элементарных

математических представлений

у детей дошкольного возраста».

Подготовила воспитатель:

Первой квалификационной категории

МБДОУ №45 д/с «Волчок» г. Сургут

Танеева Наида Магомедовна

Формирования элементарных

математических представлений

у детей дошкольного возраста.

Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе

является развитие логического мышления и познавательных способностей

дошкольников, формирование у них элементарных математических

представлений, умений и навыков. Вопросами ознакомления и обучения детей

дошкольного возраста математики занимается такая дисциплина как «методика

формирования элементарных математических представлений у дошкольников»,

которая выделилась из дошкольной педагогики и стала самостоятельной

научной и учебной областью знаний.

Математика для дошкольников позволяет одновременно решить сразу несколько

задач, главные из которых – это привить детям основы логического мышления и

научить простому счету. Особый интерес представляет поле математической

деятельности, поскольку в математике заложены огромные возможности для

развития восприятия, мыслительных операций (сравнение, абстрагирование,

символизация), внимания, памяти.

В настоящее время проблему формирования элементарных математических

представлений разрабатывают как зарубежные, так и отечественные педагоги.

При определении актуальности проблемы я исходила из конкретного опыта

работы, анализа литературных источников по рассматриваемой проблеме.

Процесс формирования элементарных математических представлений у детей

дошкольного возраста будет более эффективен при использовании на занятиях

игровых методов и приемов.

Достижению целей и задач по математике помогает осуществление следующих

принципов:

принципа сознательности и активности,

принципа доступности и индивидуализации,

принципа систематичности и последовательности,

принципа научности,

принципа связи с жизнью,

принципа развивающего обучения,

принципа наглядности.

Одним из условий качественного усвоения математических представлений

является внимание, сосредоточенность, познавательная активность детей на

занятии. А развитие произвольности процессов обусловлено интересом ребенка

к деятельности, поэтому очень важно вызвать и поддерживать на протяжении

всего занятия у дошкольника интерес к овладению знаниями. В отличие от

других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает эффективность

занятий, так как ребёнок занимается в силу своего внутреннего влечения по

собственному желанию, а значит, учится усваивать материал легко и

основательно.

Занятия по математике проводятся в игровой форме, понятной и интересной

детям. С каждым занятием дети всё больше втягиваются в обучающий процесс,

но при этом занятия остаются игрой, сохраняя свою притягательность. Помимо

обучения и развития, математика для дошкольников позволяет ребенку легче

адаптироваться к занятиям в школе, и родителям не придется переживать, когда

он пойдёт в первый класс. Математика для дошкольников позволит в полной

мере раскрыть потенциал ребенка и развить математические способности.

Интерес - это своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных

процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека

(Л.А.Гордон).

Интерес детей дошкольного возраста проявляется к игровым персонажам. С

этой целью в занятия можно ввести знакомые детям по мультфильмам игровые

персонажи, т.к. они являются элементом субкультуры детей. Помогая героям

выполнять задания (которые они приносят с собой детям в виде небольших

сувениров, картинок-раскрасок, геометрических фигур, разнообразных эмблем,

медалей), дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и

осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей на

занятии побуждает детей к математической деятельности, преодолению

интеллектуальных трудностей.

Особенностью занятий является использование рабочих тетрадей, раздаточного

материала. В этом есть свои преимущества:

- во-первых, раскрашивание, являясь одним из любимых видов деятельности

детей, вызывает живой интерес к заданию;

- во-вторых, работая в рабочей тетради цветными карандашами, ребенок

развивает руку.

Особую значимость имеет работа с природным раздаточным материалом,

который дает возможность разного обследования предмета.

Наглядный материал должен быть эстетично и красочно оформлен, чтобы

вызывать у детей желание работать.

Рассмотрим методические основы организации занятий по ФЭМП:

Построение занятий по математике базируется на основных современных

подходах к процессу образования: деятельностном; развивающем; личностно-

ориентированном.

Наиболее эффективному проведению занятий по математике способствует

соблюдение следующих условий:

1. учёт индивидуальных, возрастных психологических особенностей детей;

2. создание благоприятной психологической атмосферы и эмоционального

настроя (доброжелательный спокойный тон речи воспитателя, создание

ситуаций успешности для каждого воспитанника);

3. широкое использование игровой мотивации;

4. интеграция математической деятельности в другие виды : игровую,

музыкальную, двигательную, изобразительную;

5. смена и чередование видов деятельности в связи с быстрой утомляемостью и

отвлекаемостью детей;

6.развивающий характер заданий.

На занятиях можно применить: игровые методы, проблемно-поисковые методы,

частично-поисковые методы, проблемно-практические игровые ситуации,

практические методы.

Например:

Лепка цифр

Как показывает практика, не все дети легко запоминают образ цифр. Здесь на

помощь приходит прием моделирования цифр из пластилина и ее украшение.

Аналогично из пластилиновых жгутиков можно моделировать и геометрические

фигуры. Такой прием развивает мелкую моторику, тактильные ощущения. Его

лучше включать в конце занятия, поскольку он может затянуться по времени.

Игра «Сложи из треугольников» также пользуется у детей успехом. В основе

этой игры лежит работа с детьми по образцу конфеты, сложенной из

треугольников.

Игра «Дополни картинку треугольниками», например, чтобы получилась

конфетка, рыбка и др.

Пальчиковые игры с математическим содержанием обычно находят

применение после заданий на карточках.

Игры с разноцветными прищепками стимулируют созревание клеток коры

головного мозга путем механического сдавливания подушек пальцев. Кроме

того, из них можно сделать какой-либо предмет: цветок, елочку, ежика,

солнышко и т.д.

Игры с монетками. Известно, что медь положительно влияет на весь организм

в целом. Выполняя данные упражнения, мы не только развиваем мелкую

мускулатуру руки, но и закрепляем графический образ цифры.

Количественный счет. Здесь используется прием счета предметов на картине.

Порядковый счет

В процессе работы я отметила, что порядковый счет детям дается сложнее,

поэтому сочетаю его с практической работой через подвижную игру. Например,

такой. Первой, второй, третьей, четвертой по счету встанет… (на физкультурных

занятиях)

Эти упражнения способствуют закреплению порядкового счета, правильному

употреблению порядковых числительных в зависимости от рода

существительного.

Математическое развитие осуществляется не только на занятиях, но и в

индивидуальной, совместной, самостоятельной деятельности.

Для индивидуальной работы с целью закрепления в речи употребления

предлогов, формирования ориентировки в пространстве можно использовать

игру «Ручки у тучки». С помощью этой игры можно упражнять детей в

формулировании вопросов для сверстника, организуя работу в парах,

упражнений детей в правильном конструировании из геометрических фигур

Пользуется интересом у детей младшего возраста игра «Окошечко».

Используется в индивидуальной, а затем в самостоятельной деятельности. С

помощью этой игры у детей закрепляется умения определять геометрическую

фигуру, правильно конструировать предложения, дети учатся замечать сходства

и различия.

Отгадывание и придумывание загадок о геометрических фигурах, загадки-

шифровки, полные ответы на вопросы также способствуют упражнению детей в

конструировании предложений.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей

познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение

учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности,

характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у

детей.

Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро

воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети

начинают понимать, что для правильного решения логической задачи

необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная

задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в

чем тут хитрость.

Так же в самостоятельной деятельности детей использую математические игры,

которые не только продают в магазинах, но и публикуют в различных детских

журналах. Это настольные игры с игровым полем, цветными фишками и

кубиками или волчком. На игровом поле обычно изображены различные

картинки или даже целая история и имеются пошаговые указатели. Согласно

правилам игры, участникам предлагается бросить кубик или волчок и, в

зависимости от результата, выполнить определенные действия на игровом поле.

Например, при выпадении какой-то цифры участник может начать свой путь в

игровом пространстве. А сделав то количество шагов, которое выпало на кубике,

и попав в определенную область игры, ему предлагается выполнить какие-то

конкретные действия, например, перескочить на три шага вперед или вернуться

в начало игры и т. д.

Таким образом, в игровой форме происходит прививание ребенку знания из

области математики, информатики, русского языка, он обучается выполнять

различные действия, развивает память, мышление, творческие способности. В

процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся

считать, читать и писать. Самое главное - это привить дошкольникам интерес к

познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой

форме.

Систематически внедряя игровые методы и приемы, как средство формирования

элементарных математических представлений, можно получить хороший

результат.

Таким образом, использование игровых методов и приемов как средства

формирования элементарных математических представлений дает

положительный результат в развитии психических процессов и речи.



В раздел образования