Автор: Танеева Наида Магомедовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №45 д/с "Волчок"
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: ФЭМП
Тема: «Формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
Раздел: дошкольное образование
«Формирования элементарных
математических представлений
у детей дошкольного возраста».
Подготовила воспитатель:
Первой квалификационной категории
МБДОУ №45 д/с «Волчок» г. Сургут
Танеева Наида Магомедовна
Формирования элементарных
математических представлений
у детей дошкольного возраста.
Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе
является развитие логического мышления и познавательных способностей
дошкольников, формирование у них элементарных математических
представлений, умений и навыков. Вопросами ознакомления и обучения детей
дошкольного возраста математики занимается такая дисциплина как «методика
формирования элементарных математических представлений у дошкольников»,
которая выделилась из дошкольной педагогики и стала самостоятельной
научной и учебной областью знаний.
Математика для дошкольников позволяет одновременно решить сразу несколько
задач, главные из которых – это привить детям основы логического мышления и
научить простому счету. Особый интерес представляет поле математической
деятельности, поскольку в математике заложены огромные возможности для
развития восприятия, мыслительных операций (сравнение, абстрагирование,
символизация), внимания, памяти.
В настоящее время проблему формирования элементарных математических
представлений разрабатывают как зарубежные, так и отечественные педагоги.
При определении актуальности проблемы я исходила из конкретного опыта
работы, анализа литературных источников по рассматриваемой проблеме.
Процесс формирования элементарных математических представлений у детей
дошкольного возраста будет более эффективен при использовании на занятиях
игровых методов и приемов.
Достижению целей и задач по математике помогает осуществление следующих
принципов:
принципа сознательности и активности,
принципа доступности и индивидуализации,
принципа систематичности и последовательности,
принципа научности,
принципа связи с жизнью,
принципа развивающего обучения,
принципа наглядности.
Одним из условий качественного усвоения математических представлений
является внимание, сосредоточенность, познавательная активность детей на
занятии. А развитие произвольности процессов обусловлено интересом ребенка
к деятельности, поэтому очень важно вызвать и поддерживать на протяжении
всего занятия у дошкольника интерес к овладению знаниями. В отличие от
других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает эффективность
занятий, так как ребёнок занимается в силу своего внутреннего влечения по
собственному желанию, а значит, учится усваивать материал легко и
основательно.
Занятия по математике проводятся в игровой форме, понятной и интересной
детям. С каждым занятием дети всё больше втягиваются в обучающий процесс,
но при этом занятия остаются игрой, сохраняя свою притягательность. Помимо
обучения и развития, математика для дошкольников позволяет ребенку легче
адаптироваться к занятиям в школе, и родителям не придется переживать, когда
он пойдёт в первый класс. Математика для дошкольников позволит в полной
мере раскрыть потенциал ребенка и развить математические способности.
Интерес - это своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных
процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека
(Л.А.Гордон).
Интерес детей дошкольного возраста проявляется к игровым персонажам. С
этой целью в занятия можно ввести знакомые детям по мультфильмам игровые
персонажи, т.к. они являются элементом субкультуры детей. Помогая героям
выполнять задания (которые они приносят с собой детям в виде небольших
сувениров, картинок-раскрасок, геометрических фигур, разнообразных эмблем,
медалей), дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и
осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей на
занятии побуждает детей к математической деятельности, преодолению
интеллектуальных трудностей.
Особенностью занятий является использование рабочих тетрадей, раздаточного
материала. В этом есть свои преимущества:
- во-первых, раскрашивание, являясь одним из любимых видов деятельности
детей, вызывает живой интерес к заданию;
- во-вторых, работая в рабочей тетради цветными карандашами, ребенок
развивает руку.
Особую значимость имеет работа с природным раздаточным материалом,
который дает возможность разного обследования предмета.
Наглядный материал должен быть эстетично и красочно оформлен, чтобы
вызывать у детей желание работать.
Рассмотрим методические основы организации занятий по ФЭМП:
Построение занятий по математике базируется на основных современных
подходах к процессу образования: деятельностном; развивающем; личностно-
ориентированном.
Наиболее эффективному проведению занятий по математике способствует
соблюдение следующих условий:
1. учёт индивидуальных, возрастных психологических особенностей детей;
2. создание благоприятной психологической атмосферы и эмоционального
настроя (доброжелательный спокойный тон речи воспитателя, создание
ситуаций успешности для каждого воспитанника);
3. широкое использование игровой мотивации;
4. интеграция математической деятельности в другие виды : игровую,
музыкальную, двигательную, изобразительную;
5. смена и чередование видов деятельности в связи с быстрой утомляемостью и
отвлекаемостью детей;
6.развивающий характер заданий.
На занятиях можно применить: игровые методы, проблемно-поисковые методы,
частично-поисковые методы, проблемно-практические игровые ситуации,
практические методы.
Например:
Лепка цифр
Как показывает практика, не все дети легко запоминают образ цифр. Здесь на
помощь приходит прием моделирования цифр из пластилина и ее украшение.
Аналогично из пластилиновых жгутиков можно моделировать и геометрические
фигуры. Такой прием развивает мелкую моторику, тактильные ощущения. Его
лучше включать в конце занятия, поскольку он может затянуться по времени.
Игра «Сложи из треугольников» также пользуется у детей успехом. В основе
этой игры лежит работа с детьми по образцу конфеты, сложенной из
треугольников.
Игра «Дополни картинку треугольниками», например, чтобы получилась
конфетка, рыбка и др.
Пальчиковые игры с математическим содержанием обычно находят
применение после заданий на карточках.
Игры с разноцветными прищепками стимулируют созревание клеток коры
головного мозга путем механического сдавливания подушек пальцев. Кроме
того, из них можно сделать какой-либо предмет: цветок, елочку, ежика,
солнышко и т.д.
Игры с монетками. Известно, что медь положительно влияет на весь организм
в целом. Выполняя данные упражнения, мы не только развиваем мелкую
мускулатуру руки, но и закрепляем графический образ цифры.
Количественный счет. Здесь используется прием счета предметов на картине.
Порядковый счет
В процессе работы я отметила, что порядковый счет детям дается сложнее,
поэтому сочетаю его с практической работой через подвижную игру. Например,
такой. Первой, второй, третьей, четвертой по счету встанет… (на физкультурных
занятиях)
Эти упражнения способствуют закреплению порядкового счета, правильному
употреблению порядковых числительных в зависимости от рода
существительного.
Математическое развитие осуществляется не только на занятиях, но и в
индивидуальной, совместной, самостоятельной деятельности.
Для индивидуальной работы с целью закрепления в речи употребления
предлогов, формирования ориентировки в пространстве можно использовать
игру «Ручки у тучки». С помощью этой игры можно упражнять детей в
формулировании вопросов для сверстника, организуя работу в парах,
упражнений детей в правильном конструировании из геометрических фигур
Пользуется интересом у детей младшего возраста игра «Окошечко».
Используется в индивидуальной, а затем в самостоятельной деятельности. С
помощью этой игры у детей закрепляется умения определять геометрическую
фигуру, правильно конструировать предложения, дети учатся замечать сходства
и различия.
Отгадывание и придумывание загадок о геометрических фигурах, загадки-
шифровки, полные ответы на вопросы также способствуют упражнению детей в
конструировании предложений.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей
познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение
учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности,
характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у
детей.
Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро
воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети
начинают понимать, что для правильного решения логической задачи
необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная
задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в
чем тут хитрость.
Так же в самостоятельной деятельности детей использую математические игры,
которые не только продают в магазинах, но и публикуют в различных детских
журналах. Это настольные игры с игровым полем, цветными фишками и
кубиками или волчком. На игровом поле обычно изображены различные
картинки или даже целая история и имеются пошаговые указатели. Согласно
правилам игры, участникам предлагается бросить кубик или волчок и, в
зависимости от результата, выполнить определенные действия на игровом поле.
Например, при выпадении какой-то цифры участник может начать свой путь в
игровом пространстве. А сделав то количество шагов, которое выпало на кубике,
и попав в определенную область игры, ему предлагается выполнить какие-то
конкретные действия, например, перескочить на три шага вперед или вернуться
в начало игры и т. д.
Таким образом, в игровой форме происходит прививание ребенку знания из
области математики, информатики, русского языка, он обучается выполнять
различные действия, развивает память, мышление, творческие способности. В
процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся
считать, читать и писать. Самое главное - это привить дошкольникам интерес к
познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой
форме.
Систематически внедряя игровые методы и приемы, как средство формирования
элементарных математических представлений, можно получить хороший
результат.
Таким образом, использование игровых методов и приемов как средства
формирования элементарных математических представлений дает
положительный результат в развитии психических процессов и речи.