Напоминание

"Психологическое благополучие ребенка"


Автор: Карпунина Снежана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 33
Населённый пункт: г. Мытищи, Московская область
Наименование материала: Доклад: консультация для воспитателей
Тема: "Психологическое благополучие ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ДОКЛАД

Консультация для воспитателей

«Психологическое благополучие ребенка.

Подготовила и провела:

воспитатель МБДОУ

детский сад № 33 «Звездочка»

Карпунина С.В.

Психологическое благополучие.

В нашей культуре понятие «здоровье» в представлениях детей отражается как духовно-нравственная

характеристика

человека.

Здоровье

для

современного

ребёнка

означает

полюс

положительного

эмоционального выбора и ассоциируется со счастьем, красотой, добром, силой, умом. Во многом это

определяется той архетипической наполненностью, которую впитывает в себя ребёнок, погружаясь в

мир мифов, легенд, сказок. Недифференцированность представлений детей о здоровье отражает

состояние

нашего

общества.

Долгое

время

в

нём

не

были

приоритетными

ценности

личного

характера

и

потому

здоровье,

в

лучшем

случае,

определялось

специалистами

как

«отсутствие

болезни». Рассматривая здоровье не только как физическое состояние и самочувствие, но гораздо

шире

-

и

с

точки

зрения

осознания

своей

телесности

как

способа

контакта

с

миром,

и

как

эмоциональное,

социальное,

душевное

и

психологическое

благополучие

человека.

Плохое

самочувствие, сниженный эмоциональный тонус, вегетативные расстройства нервной системы и

прочие трудности в развитии во многом определяются психологическими причинами. Ребёнок,

представленный

самому

себе

и

остающийся

один

на

один

с

собственными

внутренними

переживаниями, легко вступает на путь социальной психопатизации. В обществе каждому ребёнку в

идеальной форме представлены как позитивные, так и негативные пути развития. Условия жизни,

нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живёт ребёнок, целиком и полностью зависит

от взрослых и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей. В их задачу входит

также пробудить скрытые в каждом человеке продуктивные силы, тягу к гармонии и красоте - души

и тела, чувств и ума. Развитие личностных конструктов сознания сделает возможным разговор с

самим собой, поможет образованию внутренней инстанции - советчика, регулятора, арбитра внутри

себя.

И

поэтому

уже

в

дошкольном

возрасте

актуально

и

своевременно

обучать

детей

психологическим

аспектам

здоровья.

Программа

«Твоё

здоровье»

рассматривает

систему

личностного развития ребёнка, особенно тех его граней, которые определяют способность человека к

самопознанию, саморегуляции, самосознанию.

Привлекательность

таких

занятий

состоит

в

организации

условий

для

соприкосновения

с

общечеловеческими духовно-нравственными ценностями, заключёнными в культуре, которая в нас.

Отношение

к

себе

и

другим

складывается

под

влиянием

опыта

исторического,

позволяющего

приобщиться

к

более

широкому

контексту

таких

понятий

как

счастье,

добро,

красота,

ум,

справедливость. И одновременно расширяют рамки индивидуальной жизни, учат видеть всеобщее и

уникальное в человеке. Первый цикл «Я расту, я развиваюсь» ориентирован на работу с детьми

старшего

дошкольного

возраста.

В

нём

даётся

представление

о

взаимосвязи

психического

и

физического здоровья.

Занятия по валеологии должны быть уроками самопознания, самооткрытия. Главным в процессе

обучения является мотивация. Ребёнок сам должен захотеть познавать себя, законы развития своего

организма, научиться жить по законам здорового образа жизни. Чтобы материал усваивался с

интересом необходимо на занятии ставить перед детьми цель. Ведущее место на занятиях по

валеологии

принадлежит

яркому,

убедительному

рассказу

воспитателя

и

эвристической

беседе.

Рассказ

воспитателя

строится

в

форме

путешествий

вместе

с

детьми

в

различные

системы

организма. Рассказ возможно прерывать вопросами: «Как ты думаешь?», «Почему?», вовлекая в

беседу как можно больше детей.

Таким образом, занятия по валеологии становятся уроками совместного размышления и раздумий: о

строении

организма

детей,

об

укреплении

здоровья,

об

образе

жизни,

а

слова

воспитателя

воспринимаются как советы друга о том, как сделать жизнь каждого интересной, духовно богатой,

радостной.

Рассказ должен сопровождаться показом. В этих целях можно использовать наглядные пособия,

например

картины

строение

человека

или

его

органов,

муляжи

и

т.д.

Рассматривая

такое

изображение человека, ребенок может показать на себе эти части тела.

На

занятиях

возможно

чтение

текстов

художественной

литературы,

рассказывание

сказок,

использование загадок, пословиц и поговорок, имеющих отношение к здоровью и ЗОЖ.

Важным

методическим

приёмом

преподавания

валеологии

является

иммагогика

-

методика

проведения сюжетных игр, при которой происходит отождествление участников с персонажами

разыгрываемой сказки, игры, проецирование персонажа на себя, эмоциональное переживание его

состояния. В такой игре дети обучаются рефлексии, умению управлять своим эмоциональным

настроем, комфортному общению в группе. Дети становятся более смелыми и уверенными в себе в

любых ситуациях. На таких занятиях хорошо использовать решение задач, проблемных ситуаций, а

также использование упражнений на развитие наблюдательности, логического мышления и гибкости

ума,

памяти.

На

занятиях

воспитатель

может

использовать

тесты

для

определения

состояния

здоровья, устойчивости внимания, тестов на доброту, умение слушать, умение общаться. Главное в

оценке успеваемости по валеологии не знание как таковые, а движение ребёнка по пути здоровья.

Эффективность

решения

оздоровительных

задач

валеологии

можно

определить

по

динамике

физического состояния ребёнка, по уменьшению пропусков занятий, по умению ребёнка выстраивать

отношения

со

сверстниками,

родителями

и

другими

людьми,

по

проявлениям

сострадания,

стремление помочь окружающим, по снижению уровня тревожности и агрессивности.



В раздел образования