Автор: Карпунина Снежана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 33
Населённый пункт: г. Мытищи, Московская область
Наименование материала: Доклад: консультация для воспитателей
Тема: "Психологическое благополучие ребенка"
Раздел: дошкольное образование
ДОКЛАД
Консультация для воспитателей
«Психологическое благополучие ребенка.
Подготовила и провела:
воспитатель МБДОУ
детский сад № 33 «Звездочка»
Карпунина С.В.
Психологическое благополучие.
В нашей культуре понятие «здоровье» в представлениях детей отражается как духовно-нравственная
характеристика
человека.
Здоровье
для
современного
ребёнка
означает
полюс
положительного
эмоционального выбора и ассоциируется со счастьем, красотой, добром, силой, умом. Во многом это
определяется той архетипической наполненностью, которую впитывает в себя ребёнок, погружаясь в
мир мифов, легенд, сказок. Недифференцированность представлений детей о здоровье отражает
состояние
нашего
общества.
Долгое
время
в
нём
не
были
приоритетными
ценности
личного
характера
и
потому
здоровье,
в
лучшем
случае,
определялось
специалистами
как
«отсутствие
болезни». Рассматривая здоровье не только как физическое состояние и самочувствие, но гораздо
шире
-
и
с
точки
зрения
осознания
своей
телесности
как
способа
контакта
с
миром,
и
как
эмоциональное,
социальное,
душевное
и
психологическое
благополучие
человека.
Плохое
самочувствие, сниженный эмоциональный тонус, вегетативные расстройства нервной системы и
прочие трудности в развитии во многом определяются психологическими причинами. Ребёнок,
представленный
самому
себе
и
остающийся
один
на
один
с
собственными
внутренними
переживаниями, легко вступает на путь социальной психопатизации. В обществе каждому ребёнку в
идеальной форме представлены как позитивные, так и негативные пути развития. Условия жизни,
нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живёт ребёнок, целиком и полностью зависит
от взрослых и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей. В их задачу входит
также пробудить скрытые в каждом человеке продуктивные силы, тягу к гармонии и красоте - души
и тела, чувств и ума. Развитие личностных конструктов сознания сделает возможным разговор с
самим собой, поможет образованию внутренней инстанции - советчика, регулятора, арбитра внутри
себя.
И
поэтому
уже
в
дошкольном
возрасте
актуально
и
своевременно
обучать
детей
психологическим
аспектам
здоровья.
Программа
«Твоё
здоровье»
рассматривает
систему
личностного развития ребёнка, особенно тех его граней, которые определяют способность человека к
самопознанию, саморегуляции, самосознанию.
Привлекательность
таких
занятий
состоит
в
организации
условий
для
соприкосновения
с
общечеловеческими духовно-нравственными ценностями, заключёнными в культуре, которая в нас.
Отношение
к
себе
и
другим
складывается
под
влиянием
опыта
исторического,
позволяющего
приобщиться
к
более
широкому
контексту
таких
понятий
как
счастье,
добро,
красота,
ум,
справедливость. И одновременно расширяют рамки индивидуальной жизни, учат видеть всеобщее и
уникальное в человеке. Первый цикл «Я расту, я развиваюсь» ориентирован на работу с детьми
старшего
дошкольного
возраста.
В
нём
даётся
представление
о
взаимосвязи
психического
и
физического здоровья.
Занятия по валеологии должны быть уроками самопознания, самооткрытия. Главным в процессе
обучения является мотивация. Ребёнок сам должен захотеть познавать себя, законы развития своего
организма, научиться жить по законам здорового образа жизни. Чтобы материал усваивался с
интересом необходимо на занятии ставить перед детьми цель. Ведущее место на занятиях по
валеологии
принадлежит
яркому,
убедительному
рассказу
воспитателя
и
эвристической
беседе.
Рассказ
воспитателя
строится
в
форме
путешествий
вместе
с
детьми
в
различные
системы
организма. Рассказ возможно прерывать вопросами: «Как ты думаешь?», «Почему?», вовлекая в
беседу как можно больше детей.
Таким образом, занятия по валеологии становятся уроками совместного размышления и раздумий: о
строении
организма
детей,
об
укреплении
здоровья,
об
образе
жизни,
а
слова
воспитателя
воспринимаются как советы друга о том, как сделать жизнь каждого интересной, духовно богатой,
радостной.
Рассказ должен сопровождаться показом. В этих целях можно использовать наглядные пособия,
например
картины
строение
человека
или
его
органов,
муляжи
и
т.д.
Рассматривая
такое
изображение человека, ребенок может показать на себе эти части тела.
На
занятиях
возможно
чтение
текстов
художественной
литературы,
рассказывание
сказок,
использование загадок, пословиц и поговорок, имеющих отношение к здоровью и ЗОЖ.
Важным
методическим
приёмом
преподавания
валеологии
является
иммагогика
-
методика
проведения сюжетных игр, при которой происходит отождествление участников с персонажами
разыгрываемой сказки, игры, проецирование персонажа на себя, эмоциональное переживание его
состояния. В такой игре дети обучаются рефлексии, умению управлять своим эмоциональным
настроем, комфортному общению в группе. Дети становятся более смелыми и уверенными в себе в
любых ситуациях. На таких занятиях хорошо использовать решение задач, проблемных ситуаций, а
также использование упражнений на развитие наблюдательности, логического мышления и гибкости
ума,
памяти.
На
занятиях
воспитатель
может
использовать
тесты
для
определения
состояния
здоровья, устойчивости внимания, тестов на доброту, умение слушать, умение общаться. Главное в
оценке успеваемости по валеологии не знание как таковые, а движение ребёнка по пути здоровья.
Эффективность
решения
оздоровительных
задач
валеологии
можно
определить
по
динамике
физического состояния ребёнка, по уменьшению пропусков занятий, по умению ребёнка выстраивать
отношения
со
сверстниками,
родителями
и
другими
людьми,
по
проявлениям
сострадания,
стремление помочь окружающим, по снижению уровня тревожности и агрессивности.