Напоминание

Применение кейс-технологий на уроках русского языка и литературы


Автор: Григорьева Надежда Альбертовна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: село Шоруньжа Республика Марий Эл
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Применение кейс-технологий на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка

« Применение кейс-технологии на уроках русского языка и литературы».

Введение. Обоснование актуальности разработки.

Система

российского

образования

сегодня

находится

на

этапе

важных

масштабных

преобразований. Интерактивный подход к обучению сейчас является самым продуктивным для

решения задач поставленных в образовании. Кейс-технологии считаются одной из разновидностей

интерактивных

технологий.

Это

и

определило

тему

самообразования:

«Применение

кейс-

технологий на уроках русского языка и литературы». Применение данной технологии на уроках

русского

языка

и

литературы

объясняется

необходимостью

поиска

путей

активизации

познавательного интереса учащихся, развития комплекса ключевых компетенций каждого из них.

Цели и задачи разработки.

Цель: моделирование системы работы учителя-словесника при использовании кейс–технологий

для формирования ключевых образовательных компетенций обучающихся на уроках русского

языка и литературы.

Предполагаемые результаты применения кейс-технологии.

В условиях модернизации образования меняется позиция учителя.

Главной

задачей

учителя

становится

мотивировать

учащихся

на

проявление

инициативы

и

самостоятельности, а в обществе востребованы люди, обладающие хорошо развитыми умениями и

навыками

работы

с

информацией,

способные

решать

на

своём

рабочем

месте

различные

проблемные задачи, а также умеющие самостоятельно учиться и повышать свою квалификацию.

Многообразие кейсов позволяет использовать этот метод в различных областях и на разных

этапах работы, найти разные способы решения проблемы.

Основная часть.

Из истории кейс-метода.

Как метод, анализ ситуаций приобрел повсеместное распространение в мире в 70-80 годы, в тот

же период он получил известность и в СССР. Использовался данный метод, по началу, при

обучении управленцев в основном экономических вузов для формирования у студентов умения

принимать решения.

Термин «кейс-метод», «кейс-технология» (англ. «case») – это 1) активный метод обучения,

основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности

обучающихся, т.е. использование методики

ситуациoнного

oбучения «case – study»; 2) набор

специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных,

аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся для самостоятельной работы.

Образовательные возможности кейс-технологии: использование кейс–метода позволяет

вызвать потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает

возможность

применения

методов

научного

исследования,

развивает

познавательную

самостоятельность и мыслительные творческие способности, развивает эмоционально – волевые

качества и формирует познавательную мотивацию

Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат

активной

самостоятельной

деятельности

учащихся

по

разрешению

противоречий, в

результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие

мыслительных способностей. Главным условием использования кейс–метода является наличие

противоречий,

на

основе

которых

формируются

и

формулируются проблемные

ситуации,

задачи,

практические

задания

для

обсуждения

и

нахождения

оптимального

решения

учащимися.

Цели кейс–метода:

• активизация познавательной деятельности обучающихся;

• повышение мотивации к учебному процессу;

• отработка умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную

информацию, необходимую для уточнения ситуации;

• умение делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации;

• приобретение навыков изложения собственной точки зрения, отстаивать свою точку зрения;

выработка

навыков

критического

оценивания

различных

точек

зрения,

осуществления

самоанализа, самоконтроля и самооценки

Структура и содержание кейса:

-предъявление темы урока, проблемы, вопросы, задания;

-подробное описание спорных ситуаций;

-сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;

-учебно-методическое обеспечение: наглядный, раздаточный или другой иллюстративный

материал; литература основная и дополнительная;

-режим работы с кейсом;

-критерии оценки работы по этапам.

Применение кейс-технологий на уроках литературы.

Произведения русской литературы полностью подходят для изучения их с помощью кейс

технологий, так как их идейным содержанием является не внешняя составляющая, а глубокий

внутренний мир героев, их искания, морально-этическая подоплека поступков, в основе которых

лежит главная отличительная черта русского литературного творчества – гуманизм.

Для организации чтения романа «Война и мир» Л.Н.Толстого огромным подспорьем являются

кейс-карточки,

организующие интерактивное обучение. Секрет этих карточек

в том, что они

разноуровневые и воплощают дифференцированный подход в обучении. Карточки категории В

рассчитаны на ребят, воспроизводящих знания. Такой ученик самостоятельно может прочитать

текст, пересказать, подготовить выразительное чтение эпизода, но ему трудно сопоставлять, делать

выводы,

особенно,

отвечать

на

проблемные

вопросы.

Карточки

категории Б

рассчитаны

на

учащихся, которые могут делать небольшие выводы, находить в тексте говорящие детали и

ключевые слова. Карточки категории А для ребят, которые могут отвечать на проблемные вопросы,

создавать свой текст, анализировать эпизод, сравнивать явления, героев. Таких карточек для

работы 104. Материал по этим карточкам обучающиеся оформляют в тетради.

Ситуативные кейсы на уроках литературы могут быть связаны с проблемами и

перспективами

взаимоотношений

между

главными

героями

произведения;

с

составлением

хронологических таблиц событий .

. Кейс-задания – отличный способ привлечь к работе по роману Ф.М.Достоевского «Преступление

и наказание»

Приведем примеры использования кейс-заданий при изучении романа Ф.М. Достоевского

«Преступление и наказание».

При изучении жизни и творчества писателя можно составить «концептуальную таблицу».

Прием «концептуальная таблица» направлен на создание обобщающей (сравнительной) таблицы,

формирует умения анализировать и обобщать информацию.

При работе с текстом произведения обучающимся можно предложить также кейс-задание в виде

концептуальной таблицы «Что подталкивает Раскольникова к преступлению?»

Кто из героев романа совершает преступление, нарушая дозволенное? При решении этого кейса

можно также обратиться к заполнению концептуальной таблицы и дальнейшему обсуждению

результатов.

При рассмотрении темы «Двойники Раскольникова» выдается кейс-задание на 2 подгруппы с

заполнением

концептуальных

таблиц.

Обучающимся

необходимо

заполнить

таблицу,

а

также

ответить на вопрос: чем философия героя и его поступки схожи с философией и поступками

Родиона Раскольникова?

Работать с кейсом целесообразно учить намного раньше выпускного класса, начиная с самых

примитивных примеров: сжатых кейсов.

Я использую такой метод частично при организации

словарной работы. Кейс учащиеся получают в начале учебного года и продолжают с ним работать

в течение года: это работа с Толковым словарем, подготовка материала для уголка «К уроку», на

уроке работа с карточками по формированию речевых навыков учащихся.

Главное предназначение кейс-технологии – развивать способность разрабатывать проблемы

и находить их решение, учиться работать с информацией. При

этом акцент делается не на

получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика! Только в этом

случае сопутствует удача и результаты не заставят долго ждать!



В раздел образования