Автор: Григорьева Надежда Альбертовна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: село Шоруньжа Республика Марий Эл
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Применение кейс-технологий на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование
Методическая разработка
« Применение кейс-технологии на уроках русского языка и литературы».
Введение. Обоснование актуальности разработки.
Система
российского
образования
сегодня
находится
на
этапе
важных
масштабных
преобразований. Интерактивный подход к обучению сейчас является самым продуктивным для
решения задач поставленных в образовании. Кейс-технологии считаются одной из разновидностей
интерактивных
технологий.
Это
и
определило
тему
самообразования:
«Применение
кейс-
технологий на уроках русского языка и литературы». Применение данной технологии на уроках
русского
языка
и
литературы
объясняется
необходимостью
поиска
путей
активизации
познавательного интереса учащихся, развития комплекса ключевых компетенций каждого из них.
Цели и задачи разработки.
Цель: моделирование системы работы учителя-словесника при использовании кейс–технологий
для формирования ключевых образовательных компетенций обучающихся на уроках русского
языка и литературы.
Предполагаемые результаты применения кейс-технологии.
В условиях модернизации образования меняется позиция учителя.
Главной
задачей
учителя
становится
мотивировать
учащихся
на
проявление
инициативы
и
самостоятельности, а в обществе востребованы люди, обладающие хорошо развитыми умениями и
навыками
работы
с
информацией,
способные
решать
на
своём
рабочем
месте
различные
проблемные задачи, а также умеющие самостоятельно учиться и повышать свою квалификацию.
Многообразие кейсов позволяет использовать этот метод в различных областях и на разных
этапах работы, найти разные способы решения проблемы.
Основная часть.
Из истории кейс-метода.
Как метод, анализ ситуаций приобрел повсеместное распространение в мире в 70-80 годы, в тот
же период он получил известность и в СССР. Использовался данный метод, по началу, при
обучении управленцев в основном экономических вузов для формирования у студентов умения
принимать решения.
Термин «кейс-метод», «кейс-технология» (англ. «case») – это 1) активный метод обучения,
основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности
обучающихся, т.е. использование методики
ситуациoнного
oбучения «case – study»; 2) набор
специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных,
аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся для самостоятельной работы.
Образовательные возможности кейс-технологии: использование кейс–метода позволяет
вызвать потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает
возможность
применения
методов
научного
исследования,
развивает
познавательную
самостоятельность и мыслительные творческие способности, развивает эмоционально – волевые
качества и формирует познавательную мотивацию
Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат
активной
самостоятельной
деятельности
учащихся
по
разрешению
противоречий, в
результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие
мыслительных способностей. Главным условием использования кейс–метода является наличие
противоречий,
на
основе
которых
формируются
и
формулируются проблемные
ситуации,
задачи,
практические
задания
для
обсуждения
и
нахождения
оптимального
решения
учащимися.
Цели кейс–метода:
• активизация познавательной деятельности обучающихся;
• повышение мотивации к учебному процессу;
• отработка умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную
информацию, необходимую для уточнения ситуации;
• умение делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации;
• приобретение навыков изложения собственной точки зрения, отстаивать свою точку зрения;
•
выработка
навыков
критического
оценивания
различных
точек
зрения,
осуществления
самоанализа, самоконтроля и самооценки
Структура и содержание кейса:
-предъявление темы урока, проблемы, вопросы, задания;
-подробное описание спорных ситуаций;
-сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;
-учебно-методическое обеспечение: наглядный, раздаточный или другой иллюстративный
материал; литература основная и дополнительная;
-режим работы с кейсом;
-критерии оценки работы по этапам.
Применение кейс-технологий на уроках литературы.
Произведения русской литературы полностью подходят для изучения их с помощью кейс
технологий, так как их идейным содержанием является не внешняя составляющая, а глубокий
внутренний мир героев, их искания, морально-этическая подоплека поступков, в основе которых
лежит главная отличительная черта русского литературного творчества – гуманизм.
Для организации чтения романа «Война и мир» Л.Н.Толстого огромным подспорьем являются
кейс-карточки,
организующие интерактивное обучение. Секрет этих карточек
в том, что они
разноуровневые и воплощают дифференцированный подход в обучении. Карточки категории В
рассчитаны на ребят, воспроизводящих знания. Такой ученик самостоятельно может прочитать
текст, пересказать, подготовить выразительное чтение эпизода, но ему трудно сопоставлять, делать
выводы,
особенно,
отвечать
на
проблемные
вопросы.
Карточки
категории Б
рассчитаны
на
учащихся, которые могут делать небольшие выводы, находить в тексте говорящие детали и
ключевые слова. Карточки категории А для ребят, которые могут отвечать на проблемные вопросы,
создавать свой текст, анализировать эпизод, сравнивать явления, героев. Таких карточек для
работы 104. Материал по этим карточкам обучающиеся оформляют в тетради.
Ситуативные кейсы на уроках литературы могут быть связаны с проблемами и
перспективами
взаимоотношений
между
главными
героями
произведения;
с
составлением
хронологических таблиц событий .
. Кейс-задания – отличный способ привлечь к работе по роману Ф.М.Достоевского «Преступление
и наказание»
Приведем примеры использования кейс-заданий при изучении романа Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание».
При изучении жизни и творчества писателя можно составить «концептуальную таблицу».
Прием «концептуальная таблица» направлен на создание обобщающей (сравнительной) таблицы,
формирует умения анализировать и обобщать информацию.
При работе с текстом произведения обучающимся можно предложить также кейс-задание в виде
концептуальной таблицы «Что подталкивает Раскольникова к преступлению?»
Кто из героев романа совершает преступление, нарушая дозволенное? При решении этого кейса
можно также обратиться к заполнению концептуальной таблицы и дальнейшему обсуждению
результатов.
При рассмотрении темы «Двойники Раскольникова» выдается кейс-задание на 2 подгруппы с
заполнением
концептуальных
таблиц.
Обучающимся
необходимо
заполнить
таблицу,
а
также
ответить на вопрос: чем философия героя и его поступки схожи с философией и поступками
Родиона Раскольникова?
Работать с кейсом целесообразно учить намного раньше выпускного класса, начиная с самых
примитивных примеров: сжатых кейсов.
Я использую такой метод частично при организации
словарной работы. Кейс учащиеся получают в начале учебного года и продолжают с ним работать
в течение года: это работа с Толковым словарем, подготовка материала для уголка «К уроку», на
уроке работа с карточками по формированию речевых навыков учащихся.
Главное предназначение кейс-технологии – развивать способность разрабатывать проблемы
и находить их решение, учиться работать с информацией. При
этом акцент делается не на
получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика! Только в этом
случае сопутствует удача и результаты не заставят долго ждать!