Напоминание

Консультационный пункт, как одна из моделей сотрудничества с родителями детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном процессе


Автор: Панкова Ольга Сергеевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Ачинск
Наименование материала: Статья
Тема: Консультационный пункт, как одна из моделей сотрудничества с родителями детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном процессе
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Консультационный пункт, как одна из моделей сотрудничества с

родителями детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном процессе»

Панкова Ольга Сергеевна

заведующий МБДОО «Д/с КВ № 16»

На базе МБДОО «Д/с КВ № 16» г. Ачинска с 1 сентября 2010

функционирует консультационный пункт для родителей и детей в возрасте

от 2-х месяцев до 7 лет. Решение открыть консультационный пункт в ДОО

было принято после анализа общей статистики. По результатам данных

медецинских

работников

и

психолого-педагогического

обследования

выявили

увеличение

колличества

детей

поступающих

в

ДОО

с

неврологическими и познавательно-речевыми нарушениями Параллельно

проанализировав результаты адаптации детей раннего возраста к условиям

детского

сада

было

отмечено,

что

50

%

детей

адаптировались

к

учреждению со средней и тяжелой степенью адаптации.

Целью

деятельности

консультационного

пункта

является

организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи,

имеющей ребенка дошкольного

возраста с выявленными нарушениями

развития (риском нарушения).

Раннее выявление проблем в развитии и

сопровождение детей дошкольного возраста способствуют профилактике

проблем познавательно-речевой сферы, а так же позволяет привлечь на

консультационный пункт родителей детей с ОВЗ для оказания психолого-

педагогического сопровождения семьи.

Основными задачами консультационного пункта в течение всей его

деятельности являются:

психолого-педагогическое

обследование

детей

с

нарушениями

развития (риском нарушения);

оказание

консультативной

помощи

родителям

по

вопросам

воспитания,

обучения

и

развития

ребенка

раннего

и

дошкольного

возраста;

проведение

комплексной

профилактики

познавательно-речевых

нарушений у детей с ОВЗ, не посещающих дошкольную организацию.

Для

реализации

поставленных

задач

в

детском

саду

имеется

достаточное материально-техническое и методическое обеспечение:

подобран диагностический материал для психолого-педагогического

обследования детей раннего возраста;

создана

картотека

коррекционно-развивающей

литературы

по

организации

работы

с

детьми

раннего

возраста

с

ограниченными

возможностями здоровья;

действует кабинет Монтессори, где занимаются дети с ОВЗ (только

при наличии мед. справки);

в ДОО консультируют специалисты: 2 учителя-логопеда, педагог-

психолог, учитель-дефектолог;

все специалисты прошли курсовую подготовку по работе с детьми с

ограниченными возможностями здоровья.

Информация о деятельности консультационного пункта отражена в

рекламных буклетах и визитках, размещается:

на сайте детского сада;

в учреждениях здравоохранения;

в средствах массовой информации.

Работа консультационного пункта предполагает два этапа. На первом

этапе проводится встреча со специалистами ДОО

родителей и детей с

целью

проведения

психолого-педагогического

обследования

ребенка

и

изучения особенностей семейного воспитания.

Формы

и

методы

консультационной

помощи

родителям

детей

с

ОВЗ, коррекционной работы по профилактике нарушений развития

не

посещающих ДОО:

вводная

беседа,

анкетирование

родителей

по

выявлению

особенностей семейного воспитания и состояния здоровья ребёнка;

непосредственное диагностическое обследование ребёнка всеми

специалистами и определение актуального уровня развития;

Второй этап деятельности заключается в проведении консультаций,

совместной образовательной деятельности детей и родителей.

по результатам обследования специалисты консультационного пункта

подбирают

индивидуальные

рекомендации,

игры

и

упражнения

для

самостоятельного использования дома;

так же, родители повышают свою компетентность в вопросах развития

ребёнка на совместных практических занятиях «родитель – ребёнок».

Родителей, обратившихся на консультационный пункт, специалисты

приглашают на теоретические семинары, круглые столы, мастер-классы,

собрания-практикумы, проводимые для родителей ДОО.

За период с 2010-2018 г. консультационный пункт посетили 224

ребёнка, из них 75% дети с ОВЗ.

Успешностью

деятельности

консультационного

пункта

является

качество

сопровождения

семей

детей

с

ОВЗ

которое

определяется

по

следующим критериям:

1. Кадровый потенциал (индикаторы: наличие квалифицированных

специалистов, курсовое обучение в области сопровождения детей с ОВЗ).

2. Материально-техническая база (доступность услуги для детей с

ОВЗ, наличие оборудованного кабинета, методическое обеспечение).

3.

Результативность деятельности по сопровождению семей

(индикаторы:

количество

семей

получивших

сопровождение

специалистами, удовлетворенность родителей, презентация деятельности

по сопровождению.

Результат деятельности отслеживается по следующим критериям:

1. Количество семей обратившихся на консультационный пункт.

2. Количество семей получивших сопровождение специалистами.

Положительным

результатом

деятельности

консультационного

пункта является раннее выявление детей с отклонениями в развитии и

своевременное

оказание

консультативно-профилактической

помощи

родителям.

Трудности в организации деятельности консультационного пункта

состоят

в

пополнении

диагностического

материала

и

развития

развивающей

среды

для

детей

раннего

возраста

и

детей

с

тяжелыми

нарушениями в развитии.

В перспективе развития консультативного пункта на 2019 г:

- активизировать работу с родителями детей до 1,5 лет;

-

организовать

совместную

детско-родительскую

деятельность

для

неорганизованных детей раннего и дошкольного возраста в условиях ДОО

с привлечением специалистов: музыкального руководителя инструктора

по физвоспитанию, воспитателя;

- групповое консультирование семей со схожими проблемами.

Перспективы развития образовательной среды:

- создание доступной образовательной среды для детей с ОВЗ;

- непрерывное повышение квалификации специалистов;

- взаимодействие и сопровождение специалистами здравоохранения;

-

оснащение

современными

средствами

обучения

(электронные

образовательные ресурсы.

Эффекты деятельности консультационного пункта:

- популяризация деятельности ДОО;

- повышение рейтинга учреждения среди общественности;

- повышение конкурентоспособности детского сада;

- формирование положительного имиджа;

Представленная

практика

предназначена

для

руководителей

дошкольных

образовательных

учреждений

с

целью

организации

деятельности консультационных пунктов на базе ДОО.

Для внедрения практики в ДОО требуются владение специалистами

педагогическими компетентностями:

1. Компетентность в педагогическом оценивании (учитывать возрастные и

индивидуальные особенности ребенка при оценивании).

2.

Компетенция

в

области

повышения

коррекционно-педагогической

грамотности

родителей

детей

с

ОВЗ

(умение

сотрудничать, легко

поддерживать разговоры на различные темы, грамотность и доступность

для понимания высказываний педагога);

3. Компетентность в области личностных качеств:

- эмпатийность и социорефлексия (умение находить сильные стороны и

перспективы развития для каждого ребенка); самоорганизованность (уметь

организовать свою деятельность и деятельность ребенка для достижения

цели), общая культура (обладать педагогическим тактом, деликатностью в

общении);

- в постановке целей и задач педагогической деятельности (умение ставить

цели

и

задачи

в

соответствии

с

возрастными

и

индивидуальными

особенностями детей);

- в обеспечении информационной основы педагогической деятельности

(компетентность

в

методах

обучения,

в

субъективных

условиях

деятельности);

-

в

принятии

педагогических

решений

(уметь

аргументировать

предлагаемые им решения, пересматривать свое решение под влиянием

ситуации

или

новых

фактов,

учитывать

мнение

родителей,

коллег,

обучающихся при принятии решений).



В раздел образования