Автор: Панкова Ольга Сергеевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Ачинск
Наименование материала: Статья
Тема: Консультационный пункт, как одна из моделей сотрудничества с родителями детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном процессе
Раздел: дошкольное образование
«Консультационный пункт, как одна из моделей сотрудничества с
родителями детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном процессе»
Панкова Ольга Сергеевна
заведующий МБДОО «Д/с КВ № 16»
На базе МБДОО «Д/с КВ № 16» г. Ачинска с 1 сентября 2010
функционирует консультационный пункт для родителей и детей в возрасте
от 2-х месяцев до 7 лет. Решение открыть консультационный пункт в ДОО
было принято после анализа общей статистики. По результатам данных
медецинских
работников
и
психолого-педагогического
обследования
выявили
увеличение
колличества
детей
поступающих
в
ДОО
с
неврологическими и познавательно-речевыми нарушениями Параллельно
проанализировав результаты адаптации детей раннего возраста к условиям
детского
сада
было
отмечено,
что
50
%
детей
адаптировались
к
учреждению со средней и тяжелой степенью адаптации.
Целью
деятельности
консультационного
пункта
является
организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи,
имеющей ребенка дошкольного
возраста с выявленными нарушениями
развития (риском нарушения).
Раннее выявление проблем в развитии и
сопровождение детей дошкольного возраста способствуют профилактике
проблем познавательно-речевой сферы, а так же позволяет привлечь на
консультационный пункт родителей детей с ОВЗ для оказания психолого-
педагогического сопровождения семьи.
Основными задачами консультационного пункта в течение всей его
деятельности являются:
психолого-педагогическое
обследование
детей
с
нарушениями
развития (риском нарушения);
оказание
консультативной
помощи
родителям
по
вопросам
воспитания,
обучения
и
развития
ребенка
раннего
и
дошкольного
возраста;
проведение
комплексной
профилактики
познавательно-речевых
нарушений у детей с ОВЗ, не посещающих дошкольную организацию.
Для
реализации
поставленных
задач
в
детском
саду
имеется
достаточное материально-техническое и методическое обеспечение:
подобран диагностический материал для психолого-педагогического
обследования детей раннего возраста;
создана
картотека
коррекционно-развивающей
литературы
по
организации
работы
с
детьми
раннего
возраста
с
ограниченными
возможностями здоровья;
действует кабинет Монтессори, где занимаются дети с ОВЗ (только
при наличии мед. справки);
в ДОО консультируют специалисты: 2 учителя-логопеда, педагог-
психолог, учитель-дефектолог;
все специалисты прошли курсовую подготовку по работе с детьми с
ограниченными возможностями здоровья.
Информация о деятельности консультационного пункта отражена в
рекламных буклетах и визитках, размещается:
на сайте детского сада;
в учреждениях здравоохранения;
в средствах массовой информации.
Работа консультационного пункта предполагает два этапа. На первом
этапе проводится встреча со специалистами ДОО
родителей и детей с
целью
проведения
психолого-педагогического
обследования
ребенка
и
изучения особенностей семейного воспитания.
Формы
и
методы
консультационной
помощи
родителям
детей
с
ОВЗ, коррекционной работы по профилактике нарушений развития
не
посещающих ДОО:
вводная
беседа,
анкетирование
родителей
по
выявлению
особенностей семейного воспитания и состояния здоровья ребёнка;
непосредственное диагностическое обследование ребёнка всеми
специалистами и определение актуального уровня развития;
Второй этап деятельности заключается в проведении консультаций,
совместной образовательной деятельности детей и родителей.
по результатам обследования специалисты консультационного пункта
подбирают
индивидуальные
рекомендации,
игры
и
упражнения
для
самостоятельного использования дома;
так же, родители повышают свою компетентность в вопросах развития
ребёнка на совместных практических занятиях «родитель – ребёнок».
Родителей, обратившихся на консультационный пункт, специалисты
приглашают на теоретические семинары, круглые столы, мастер-классы,
собрания-практикумы, проводимые для родителей ДОО.
За период с 2010-2018 г. консультационный пункт посетили 224
ребёнка, из них 75% дети с ОВЗ.
Успешностью
деятельности
консультационного
пункта
является
качество
сопровождения
семей
детей
с
ОВЗ
которое
определяется
по
следующим критериям:
1. Кадровый потенциал (индикаторы: наличие квалифицированных
специалистов, курсовое обучение в области сопровождения детей с ОВЗ).
2. Материально-техническая база (доступность услуги для детей с
ОВЗ, наличие оборудованного кабинета, методическое обеспечение).
3.
Результативность деятельности по сопровождению семей
(индикаторы:
количество
семей
получивших
сопровождение
специалистами, удовлетворенность родителей, презентация деятельности
по сопровождению.
Результат деятельности отслеживается по следующим критериям:
1. Количество семей обратившихся на консультационный пункт.
2. Количество семей получивших сопровождение специалистами.
Положительным
результатом
деятельности
консультационного
пункта является раннее выявление детей с отклонениями в развитии и
своевременное
оказание
консультативно-профилактической
помощи
родителям.
Трудности в организации деятельности консультационного пункта
состоят
в
пополнении
диагностического
материала
и
развития
развивающей
среды
для
детей
раннего
возраста
и
детей
с
тяжелыми
нарушениями в развитии.
В перспективе развития консультативного пункта на 2019 г:
- активизировать работу с родителями детей до 1,5 лет;
-
организовать
совместную
детско-родительскую
деятельность
для
неорганизованных детей раннего и дошкольного возраста в условиях ДОО
с привлечением специалистов: музыкального руководителя инструктора
по физвоспитанию, воспитателя;
- групповое консультирование семей со схожими проблемами.
Перспективы развития образовательной среды:
- создание доступной образовательной среды для детей с ОВЗ;
- непрерывное повышение квалификации специалистов;
- взаимодействие и сопровождение специалистами здравоохранения;
-
оснащение
современными
средствами
обучения
(электронные
образовательные ресурсы.
Эффекты деятельности консультационного пункта:
- популяризация деятельности ДОО;
- повышение рейтинга учреждения среди общественности;
- повышение конкурентоспособности детского сада;
- формирование положительного имиджа;
Представленная
практика
предназначена
для
руководителей
дошкольных
образовательных
учреждений
с
целью
организации
деятельности консультационных пунктов на базе ДОО.
Для внедрения практики в ДОО требуются владение специалистами
педагогическими компетентностями:
1. Компетентность в педагогическом оценивании (учитывать возрастные и
индивидуальные особенности ребенка при оценивании).
2.
Компетенция
в
области
повышения
коррекционно-педагогической
грамотности
родителей
детей
с
ОВЗ
(умение
сотрудничать, легко
поддерживать разговоры на различные темы, грамотность и доступность
для понимания высказываний педагога);
3. Компетентность в области личностных качеств:
- эмпатийность и социорефлексия (умение находить сильные стороны и
перспективы развития для каждого ребенка); самоорганизованность (уметь
организовать свою деятельность и деятельность ребенка для достижения
цели), общая культура (обладать педагогическим тактом, деликатностью в
общении);
- в постановке целей и задач педагогической деятельности (умение ставить
цели
и
задачи
в
соответствии
с
возрастными
и
индивидуальными
особенностями детей);
- в обеспечении информационной основы педагогической деятельности
(компетентность
в
методах
обучения,
в
субъективных
условиях
деятельности);
-
в
принятии
педагогических
решений
(уметь
аргументировать
предлагаемые им решения, пересматривать свое решение под влиянием
ситуации
или
новых
фактов,
учитывать
мнение
родителей,
коллег,
обучающихся при принятии решений).