Напоминание

Методическая разработка


Авторы: Макарова Елена Владимировна, Коновалова Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ ОЦ "Горностай"
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: Путешествие в Изумрудный город (по произведениям А.М.Волкова)
Тема: Методическая разработка
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

"Образовательный центр - гимназия № 6 "Горностай".

Методическая разработка

«Путешествие в Изумрудный город»

(по произведениям А.М. Волкова)

Авторы:

Макарова Елена Владимировна,

учитель начальных классов

высшей кв. категории;

Коновалова Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов

высшей кв. категории.

город Новосибирск

2017

«Путешествие в Изумрудный город»

(по произведениям А.М. Волкова)

Цель: проследить по тексту, как проявляется дружба и самоотверженность

героев сказочной повести А.Волкова «Волшебник Изумрудного города»

Задачи урока:

развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя,

учащихся;

развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что

представили;

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том

числе к художественной стороне текста;

выказывать и аргументировать своё отношение к героям, выражать эмо-

ции;

воспитывать образованного творческого читателя;

воспитывать любовь и интерес к чтению.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую (работа с таблицей).

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3.Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Личностные результаты

1.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2.Оценивать поступки героев в соответствии с определённой ситуацией.

3.Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности.

Регулятивные УУД

1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке .

2.Проговаривать последовательность действий на уроке.

3.Учиться высказывать своё предположение на основе работы с

иллюстрациями.

4. Учиться работать по совместно составленному плану.

Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать и понимать речь других.

2.Выразительно читать текст.

3.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в парах, группах.

Ход занятия

1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие — мы

встретились в этом кабинете, для того чтобы путешествовать по

страницам книги.

- Я хочу пожелать нам, чтобы работа спорилась, мы смогли бы найти с

вами общий язык, пусть наше занятие удастся! Поэтому сейчас улыбнемся

друг другу, нашим гостям и постараемся плодотворно поработать.

2. Отгадывание произведения

- Итак, по страницам какой книги мы начнем наше путешествие?

Послушайте, пожалуйста, отрывок из песни. (Звучит отрывок из песни

«Волшебник Изумрудного города).

- Как называется произведение и кто же автор этого произведения?

Посмотрите я держу в руках интереснейшую книгу, но специально

спрятала обложку и прошу вас догадаться, какое произведение ждет нас

сегодня на уроке?

3. Определение цели, темы занятия

- Верно, сегодня мы вместе с вами подведем итог прочитанного нами

произведения Александра Мелентьевича Волкова «Волшебник

Изумрудного города». А все испытания помогут нам определить, кто же

при чтении был самым внимательным.

- А теперь попробуем определить цель нашего занятия? (Определить

основную мысль произведения, познакомиться с биографией

А.М.Волкова).

4. Деление класса на группы

Прежде чем отправиться в путешествие мы с вами заранее разделились на

группы.

- Что необходимо знать и соблюдать при работе в группе?

- Выберите правила, которые, по вашему мнению. Являются главными:

нельзя перебивать друг друга, дать возможность высказывать свое мнение

и т.д.)

Во время нашего занятия вам необходимо вести оценку достижений в

группе:

Я уже знаю:

Я узнал новое:

1.

1.

- А сейчас, обсудите и запишите на листочках, что вам уже известно по

теме нашего занятия.

5. Жизнь и творчество А.М.Волкова

- Теперь мы можем дружной компанией отправляться в путешествие.

(Музыка)

- Перед нами карта путешествия, в которое нас зовет Александр

Мелентьевич Волков.

Обратите внимание на выставку произведений А.М.Волкова (выставка

книг возле доски)

6. Герои сказочной повести

- Ребята, посмотрите на карту, кто-то спрятал наших героев в пещеру,

давайте поможем им выбраться.

- Перечислите главных героев в той последовательности, в которой они

нам встречались в повести. (Элли, Тотошка, Страшила, Железный

Дровосек, Лев).

Он на палочке висит

Из соломы состоит

Кто же это отгадайте?

Быстро руки поднимайте. (Страшила)

Раньше жил в лесу дремучем

Ноги скрючив, руки скрючив

Весь от ржавчины больной

Отгадайте кто такой? (Железный дровосек)

Как осенний лист дрожит

Очень жизнью дорожит

Будет скоро он герой

Догадайся кто такой? (Лев)

7. « Литературный портрет». Работа в группах (задание на листках).

- Нужно угадать портрет литературного героя.

Задания:

1. «Ростом он был не выше Элли, но уже старый, с большой головой и

морщинистым лицом. На нём был пёстрый жилет, полосатые брюки и

длинный сюртук. В руке у него был длинный рупор…» (Гудвин)

2. « Он был невысок, но очень толст. Голова его походила на котёл, а

туловище — на бочку. У него были длинные руки, как у гориллы, а ноги

обуты в высокие сапоги с толстыми подошвами. На нём был косматый

плащ из звериных шкур. На голове вместо шлема он надел большую

медную кастрюлю, ручкой назад и вооружился огромной дубиной с

шишкой на конце, утыканной острыми гвоздями…» (Людоед)

3. «У неё был только один глаз, зато она видела им так, что не было уголка

в Фиолетовой стране, который ускользнул бы от её взора...» (Бастинда)

- Молодцы, ребята, хорошо справляетесь и дружно работаете.

8. Карта Волшебной страны

- Посмотрите, на карту Волшебной страны. На её территории существует

пять крупных стран. Давайте. Вспомним.

На территории Волшебной страны существует пять крупных стран.

Четыре волшебницы делили Волшебную страну, они распределили эти

основные

страны.

На

западе

Голубая

страна

досталась Гингеме

и

жителям страны Жевунам. На юге — Ро́

зовая страна — Стелле, где живут

Болтуны. На востоке — Фиоле́

товая страна — с жителями Мигунами и

волшебницей

Бастиндой,

на

севере

Жёлтая

страна

— Виллине.

В

центральной части — Изумрудная (Зелёная). Зелёная выступила в качестве

нейтральной разделительной территории, а Страну Подземных рудокопов

никто не захотел брать.

9. Препятствия, вставшие на пути друзей.

-

Теперь

мы

знаем,

где

находится

наш

Изумрудный

город,

и

будем

преодолевать дальше препятствия. Но препятствия встали не только на

нашем

пути,

нашим

героям

тоже

пришлось

преодолевать

немало

трудностей, а вот какие нам расскажет….

Во время путешествия в изумрудный город друзья встретили препятствия:

1. Попали в плен к людоеду.

2. Встретили саблезубых тигров.

3. Переправа через широкую реку.

4. Маковое поле.

5. Борьба с злой волшебницей Бастиндой.

- Что помогло нашим героям справиться с препятствиями? (Благодаря

дружбе,

взаимовыручке

они

прошли

все

препятствия

и

их

желания

исполнились.

Мы ещё раз убедились, что: “Самое лучшее, самое дорогое на свете –

это дружба, и взаимная выручка”.)

10. Кроссворд (на столах)

- Вот мы подошли к воротам Изумрудного города.

- Сейчас вам нужно будет отгадать кроссворд, из которого вы узнаете, что

же помогло нашим героям:

1. Мудрый волшебник (Гудвин)

2. Друг Элли, который хотел получить мозги? Страшила

3. Кем был Лев до встречи с Элли? (Трус)

4. Из чего сделан дровосек? (Железо)

5. Злая волшебница, ктороая боялась воды (Бастинда)

6. Где жила Элли? (Канзас)

11. Составление карты странствий и ее защита.

Путешествие в Волшебную страну завершается. Сейчас вам необходимо в

группах составить карту странствий наших героев по Волшебной стране.

(У вас на партах лежат заготовки, которые помогут для составления карты,

а если чего нет, то вам придется нарисовать самим).

12. Рефлексия.

- В начале урока вы заполняли первый столбик, постарайтесь заполнить

второй столбик таблицы: что нового узнали на занятие? (Обсуждение, если

останется время).

13. Подведение итогов.

- Герои стремились к Великому Гудвину, чтобы он исполнил их желания.

Однако он оказался обычным человеком, цирковым артистом. Почему же

они остались удовлетворены этим посещением? Что он им открыл? (Он

подарил им веру в себя)

- Почему из всех испытаний герои вышли победителями? Что помогло им?

(дружба, взаимовыручка, поддержка)

-

Ребята,

скажите,

пожалуйста,

какова

основная

мысль

произведения?

(Волшебной силой победы овладевает умный и смелый, верный в дружбе

человек. Без доброго товарищества не могут быть побеждены силы зла)

- Чему вас научила эта книга?

-

Возникло

ли

у

вас

желание

дальше

познакомиться

с

книгами

А.М.Волкова?

- Вот и закончилось наше удивительное путешествие в Волшебной стране,

о

котором

нам

поведал

замечательный

детский

писатель

Александр

Мелентьевич Волков. Наших героев она привела к исполнению желаний, а

вас к победе. Счастлив тот, кто побывал в замечательных сказках А.М

Волкова, которые вошли в сокровищницу детской литературы.

- На этом наше занятие заканчивается. Всего доброго. А нашим гостям в

знак уважения и памяти дарим небольшие сувениры.

(Дети дарят брелоки в виде башен Изумрудного города, изготовленные

своими руками на уроках технологии).

Выставка детских работ из природного материала и пластилина.

Герои произведений А.М. Волкова



В раздел образования