Напоминание

Формирование здоровьесберегающей среды


Автор: Барыева Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Васьковский детский сад"
Населённый пункт: Кемеровская область, Промышленновский район, п.ст. Падунская
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование здоровьесберегающей среды
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

«ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В СТАРШЕЙ - ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ»

(методические рекомендации)

Исполнитель:

Барыева Наталья Викторовна

воспитатель МБДОУ «Васьковский детский сад»

П.ст. Падунская 2015

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1. Условия и факторы, влияющие на сохранение здоровья…………….4

2

2. Технологии здоровьесберегающей среды в ДОУ…………………….7

3. Программа здоровьясбережения (из опыта работы)………………....14

Заключение…………………………………………………………………23

Приложения

Приложение № 1 Конспект занятия……………………………………...24

Приложение № 2 Фотоальбом «Уголок здоровья»……………………..34

Список литературы………………………………………………………..39

Введение

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья

детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним

предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут

только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии

каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-

3

психологического развития, высокой умственной и физической

работоспособности.

Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют, уже в

дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Большинство

детей дошкольного возраста имеют разные нарушения в психофизическом

развитии.

Здоровье, как известно, на 50% определяется образом жизни, а модель образа

жизни формируется в детстве. Поэтому так важно формировать привычку к

здоровому образу жизни в дошкольном возрасте. Здоровьетворящее образование

– это инструмент достижения высокого качества жизни. Основным результатом

здоровьесберегающего образования должно стать обретение состояния

гармонии, душевного равновесия и жизненных сил.

Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать

комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его

обучения и развития.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на

сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Их комплекс получил в

настоящее время их общее название «здоровьесберегающие технологии».

Цель итоговой работы – анализ здоровьесберегающей среды как фактора

развития.

1. Условия и факторы, влияющие на сохранение здоровья.

Основной вопрос, который встает перед системой образования: как

обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья детей? Но чтобы

4

ответить на этот вопрос и успешно решать его, необходимо понять собственно

условия и факторы, влияющие на здоровье человека.

Образование – культура – здоровье являются фундаментальной основой

здоровьесберегающей системы, стратегической целью которой является

формирование гармонично развитой личности.

Остановимся на нескольких концептуальных позициях.

1. Целенаправленный характер всего учебно-воспитательного процесса по

формированию культуры здоровья детей:

-приобретение и усвоение знаний о том, как сохранить свое здоровье и

предупредить его нарушение;

-формирование духовно-нравственных качеств личности (ответственности,

честности, доброты, милосердия);

-развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни; воспитание культуры

здоровья (поведения, питания, общения, быта, труда, отдыха и т. д.);

-воспитание трудолюбия, духовной культуры, патриотизма, национального

самосознания, толерантности;

-формирование устойчивого иммунитета и негативного отношения к табаку,

алкоголю, наркотикам и влиянию деструктивных религиозных культов и

организаций;

-воспитание гуманистических ориентиров поведения, исключающих

жестокость, насилие над личностью;

-воспитание потребности в занятиях физической культурой, закаливании и

совершенствовании физических способностей и возможностей организма

человека;

-формирование культуры взаимодействия с природой, окружающим нас миром;

-развитие умений оказать первую медицинскую помощь;

-формирование у учащейся молодежи знаний о здоровой семье, роли родителей

и воспитании здоровых детей.

2. Целостность учебно-воспитательного процесса

Целостность предполагает, что все аспекты учебно-воспитательного процесса

должны быть направлены на формирование культуры здоровья обучающихся.

Это длительный процесс, он не может носить временный, половинчатый

характер и требует использования всех средств, форм, методов. Целостность

также означает, что здоровую жизнь человека мы рассматриваем в единстве

всех ее составляющих: психическое, физическое, социальное и духовное

здоровье.

5

Целостность подразумевает и то, что процесс формирования культуры здоровья

обучающихся охватывает и обучение, и развитие, и воспитание детей, и это, в

первую очередь, отражается на функциях управления образования.

3. Обновление содержания образования и использование здоровье сберегающих

технологий

Например, музыка несет в себе огромный здоровье сберегающий потенциал,

который, к сожалению, не всегда используется в образовании.

Обновление содержания образования - это не только новая информация,

которую можно сегодня получить через Интернет или справочники, но и такое

содержание, которое нужно критически усвоить и претворить в персональный

опыт здоровой жизни.

4. Создание здоровьесберегающей образовательной среды и использование ее

педагогических возможностей

Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение

для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в

детском учреждении будет создана такая среда (климат здоровья, культуры

доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и

укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья,

усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.

5. Развитие двигательной активности и учет индивидуально-личностных

возможностей обучающихся в условиях конкретного образовательного

учреждения

Как известно, духовно и физически здоровые люди намного быстрее

адаптируются в науке и производстве, успешнее осваивают новые виды

деятельности, лучше выполняют свою работу. Поэтому развитие двигательной

активности как фактора укрепления здоровья нужно рассматривать главным

образом как социальную защиту интересов развивающейся личности

применительно к новым социально-экономическим условиям, когда человек

предлагает свои услуги на рынке труда.

6. Вовлечение всех участников образовательного процесса в разнообразные

формы деятельности по сохранению и укреплению здоровья

Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего

поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье

станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги,

родители, общественность.

Для формирования культуры здоровья детей необходимо прежде всего

заинтересованное и творческое отношение к работе всего педагогического

сообщества: от работников министерства образования до учителя, воспитателя,

преподавателя в каждом образовательном учреждении.

6

2. Технологии здоровьесберегающей среды в ДОУ

Виды

Время проведения Особенности

Ответственный

7

здоровьесбере-

гающих

педагогических

технологий

в режиме дня

методики проведения

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Стретчинг

Не раньше чем

через 30 мин.

после приема

пищи, 2 раза в

неделю по 30 мин.

со среднего

возраста в

физкультурном

или музыкальном

залах либо в

групповой

комнате, в хорошо

проветренном

помещении

Рекомендуется детям с

вялой осанкой и

плоскостопием.

Опасаться

непропорциональной

нагрузки на мышцы

Руководитель

физического

воспитания

Ритмопластика

Не раньше чем

через 30 мин.

после приема

пищи, 2 раза в

неделю по 30 мин.

со среднего

возраста

Обратить внимание на

художественную

ценность, величину

физической нагрузки и

ее соразмерность

возрастным показателям

ребенка

Руководитель

физического

воспитания,

музыкальный

руководитель,

педагог ДО

Динамические

паузы

Во время занятий,

2-5 мин., по мере

утомляемости

детей

Рекомендуется для всех

детей в качестве

профилактики

утомления. Могут

включать в себя

элементы гимнастики

для глаз, дыхательной

гимнастики и других в

зависимости от вида

занятия

Воспитатели

Подвижные и

спортивные игры

Как часть

физкультурного

Игры подбираются е

соответствии с

Воспитатели,

руководитель

8

занятия, на

прогулке, в

групповой комнате

- малой со средней

степенью

подвижности.

Ежедневно для

всех возрастных

групп

возрастом ребенка,

местом и временем ее

проведения. В ДОУ

используем лишь

элементы спортивных

игр

физического

воспитания

Релаксация

В любом

подходящем

помещении. В

зависимости от

состояния детей и

целей, педагог

определяет

интенсивность

технологии. Для

всех возрастных

групп

Можно использовать

спокойную

классическую музыку

(Чайковский,

Рахманинов), звуки

природы

Воспитатели,

руководитель

физического

воспитания,

психолог

Технологии

эстетической

направленности

Реализуются на

занятиях

художественно-

эстетического

цикла, при

посещении музеев,

театров, выставок

и пр., оформлении

помещений к

праздникам и др.

Для всех

возрастных групп

Осуществляется на

занятиях по программе

ДОУ, а также по

специально

запланированному

графику мероприятий.

Особое значение имеет

работа с семьей,

привитие детям

эстетического вкуса

Все педагоги ДОУ

Гимнастика

пальчиковая

С младшего

возраста

индивидуально

Рекомендуется всем

детям, особенно с

речевыми проблемами.

Воспитатели,

логопед

либо с подгруппой

ежедневно

Проводится в любой

удобный отрезок

времени (в любое

удобное время)

9

Гимнастика для

глаз

Ежедневно по 3-5

мин. в любое

свободное время; в

зависимости от

интенсивности

зрительной

нагрузки с

младшего возраста

Рекомендуется

использовать наглядный

материал, показ

педагога

Все педагоги

Гимнастика

дыхательная

В различных

формах

физкультурно-

оздоровительной

работы

Обеспечить

проветривание

помещения, педагогу

дать детям инструкции

об обязательной гигиене

полости носа перед

проведением процедуры

Все педагоги

Гимнастика

бодрящая

Ежедневно после

дневного сна, 5-10

мин.

Форма проведения

различна: упражнения

на кроватках, обширное

умывание; ходьба по

ребристым дощечкам;

легкий бег из спальни в

группу с разницей

температуры в

помещениях и другие в

зависимости от условий

ДОУ

Воспитатели

Гимнастика

корригирующая

В различных

формах

физкультурно-

оздоровительной

работы

Форма проведения

зависит от

поставленной задачи и

контингента детей

Воспитатели,

руководитель

физического

воспитания

Воспитатели,

руководитель

физического

оздоровительной

работы

болезней опорного

свода стопы

воспитания

10

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное

занятие

2-3 раза в неделю в

спортивном или

музыкальном

залах. Ранний

возраст - в

групповой

комнате, 10 мин.

Младший возраст-

15-20 мин.,

средний возраст -

20-25 мин.,

старший возраст -

25-30 мин.

Занятия проводятся в

соответствии

программой, по которой

работает ДОУ. Перед

занятием необходимо

хорошо проветрить

помещение

Воспитатели,

руководитель

физического

воспитания

Проблемно-

игровые

(игротреннинги и

игротерапия)

В свободное

время, можно во

второй половине

дня. Время строго

не фиксировано, в

зависимости от

задач,

поставленных

педагогом

Занятие может быть

организовано не

заметно для ребенка,

посредством включения

педагога в процесс

игровой деятельности

Воспитатели,

психолог

Коммуникатив-

ные игры

1-2 раза в неделю

по 30 мин. со

старшего возраста

Занятия строятся по

определенной схеме и

состоят из нескольких

частей. В них входят

беседы, этюды и игры

разной степени

подвижности, занятия

рисованием, лепкой и

др.

Воспитатели,

психолог

Занятия из серии

«Здоровье»

1 раз в неделю по

30 мин. со ст.

возраста

Могут быть включены в

сетку занятий в качестве

познавательного

Воспитатели,

руководитель

физического

11

развития

воспитания,

педагог-валеолог

Самомассаж

В зависимости от

поставленных

педагогом целей,

сеансами либо в

различных формах

физкультурно-

оздоровительной

работы

Необходимо объяснить

ребенку серьезность

процедуры и дать детям

элементарные знания о

том, как не нанести вред

своему организму

Воспитатели, ст.

медсестра,

руководитель

физического

воспитания

Точечный

самомассаж

Проводится в

преддверии

эпидемий, в

осенний и

весенний периоды

в любое удобное

для педагога время

со старшего

возраста

Проводится строго по

специальной методике.

Показана детям с

частыми простудными

заболеваниями и

болезнями ЛОР-

органов. Используется

наглядный материал

Воспитатели, ст.

медсестра,

руководитель

физического

воспитания

Биологическая

обратная связь

(БОС)

От 10 до 15

сеансов работы с

компьютером по 5-

10 мин. в

специальном

помещении.

Рекомендуется со

старшего возраста

Необходимы

соблюдение правил

работы за компьютером.

Рекомендуется

специальная методика

для дошкольников

Педагог-валеолог,

специально

обученный

педагог

3. Коррекционные технологии

Арттерапия

Сеансами по 10-12

занятий по 30-35

мин. со средней

группы

Занятия проводят по

подгруппам 10-13

человек, программа

имеет диагностический

инструментарий и

предполагает протоколы

занятий

Воспитатели,

психолог

Технологии

музыкального

воздействия

В различных

формах

физкультурно-

оздоровительной

работы; либо

Используются в

качестве

вспомогательного

средства как часть

других технологий; для

Все педагоги

12

отдельные занятия

2-4 раза в месяц в

зависимости от

поставленных

целей

снятия напряжения,

повышения

эмоционального

настроя и пр.

Сказкотерапия

2-4 занятия в

месяц по 30 мин.

со старшего

возраста

Занятия используют для

психологической

терапевтической и

развивающей работы.

Сказку может

рассказывать взрослый,

либо это может быть

групповое

рассказывание, где

рассказчиком является

не один человек, а

группа детей

Воспитатели,

психолог

Технологии

воздействия

цветом

Как специальное

занятие 2-4 раза в

месяц в

зависимости от

поставленных

задач

Необходимо уделять

особое внимание

цветовой гамме

интерьеров ДОУ.

Правильно

подобранные цвета

снимают напряжение и

повышают

эмоциональный настрой

ребенка

Воспитатели,

психолог

Технологии

коррекции

поведения

Сеансами по 10-12

занятий по 25-30

мин. со старшего

возраста

Проводятся по

специальным

методикам в малых

группах по 6-8 человек.

Группы составляются

не по одному признаку -

дети с разными

проблемами занимаются

в одной группе. Занятия

проводятся в игровой

форме, имеют

диагностический

Воспитатели,

психолог

13

инструментарий и

протоколы занятий

Психогимнастика 1-2 раза в неделю

со старшего

возраста по 25-30

мин.

Занятия проводятся по

специальным

методикам

Воспитатели,

психолог

Фонетическая

ритмика

2 раза в неделю с

младшего возраста

не раньше чем

через 30 мин.

после приема

пищи. В

физкультурном

или музыкальном

залах. Мл. возраст-

15 мин., старший

возраст-30 мин.

Занятия рекомендованы

детям с проблемами

слуха либо в

профилактических

целях. Цель занятий -

фонетическая грамотная

речь без движений

Воспитатели,

руководитель

физического

воспитания,

логопед

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела

оздоровительную направленность, а используемая в комплексе

здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую

мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий

повысит результативность воспитательно-образовательного процесса,

сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на

сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия

для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных

условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг

здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность

технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому

ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и

родителей детей.

3. Программа здоровья сбережения в ДОУ.

В МБДОУ «Падунский детский сад» с приоритетным осуществлением

художественно-эстетического развития работают 1 медицинская сестра, которая

наряду с администрацией контролирует режим и качество питания, соблюдение

требований санитарно-эпидемиологических правил и норм, организует и

14

проводит оздоровительные мероприятия с воспитанниками, контролирует

закаливающие процедуры, двигательный режим в группах в течение дня.

План по созданию системы здоровьясбережения «Здоровячок» является

комплексной стратегией улучшения здоровья детей. В рамках его реализации

разработаны мероприятия для детей, часто болеющих острыми респираторными

заболеваниями, без функциональных отклонений организма и для детей с

наиболее распространёнными ЛОР-заболеваниями.

Для всех возрастных групп разработаны профилактические и оздоровительные

мероприятия в течение дня для снижения простудных заболеваний:

· дыхательная гимнастика и самомассаж в игровой форме.

· проводится закаливающий массаж подошв и массаж 9 волшебных точек.

Целенаправленная работа по сохранению здоровья дошкольников способствует

общему снижению заболеваемости в детском саду, о чём свидетельствуют

приведённые ниже результаты, при увеличении списочного состава детей не

увеличиваются случаи заболевания на одного ребёнка:

№ п/п показатели

2012г.

2013г.

2014г.

1

Среднесписочный состав

55

59

62

2

Количество случаев заболеваемости на одного

ребёнка

6

6

6

Критерием эффективности лечебно-оздоровительной работы в ДОУ служит

улучшение состояния здоровья детей. За последние два года случаев

травматизма не зарегистрировано.

Показатели физического развития детей 5-7 лет

(в соответствии с базовой программой)

Года

Уровни

2012-2013

уч. год

2013-2014

уч.год

Высокий 42,8%

61,6

Средний 45,1%

34,2

Низкий

12,1%

4,2

Мы видим, что показатели физического развития воспитанников ДОУ напрямую

зависят от показателей здоровья воспитанников, идёт увеличение высокого

уровня развития и снижение низкого уровня физического развития детей.

В 2013-2014 учебном году успешно решалась задача обеспечения социальной

адаптации детей к условиям ДОУ.

Показатели адаптации вновь прибывших детей в 2013-2014 учебном году

Всего за учебный год прибыли в ДОУ 24 воспитанника.

Группа

Всего Легкая

степень

Средняя

степень

Тяжелая

степень

Группа раннего возраста

8

2

5

1

Средняя группа

7

5

2

15

Старшая - подготовительная

группа

9

7

1

ИТОГО:

24

14

8

1

Данные приведенной таблицы, свидетельствуют о благоприятной социальной

адаптации детей к ДОУ, что обусловлено проведением комплексных медико-

психолого-педагогических мероприятий до поступления ребенка в ДОУ и в

период адаптации в детском учреждении.

Программа здоровьясбережения «Здоровячок» включает следующие

компоненты:

· Рациональное питание.

· Оптимальная для организма двигательная активность.

· Соблюдение режима дня (с учетом индивидуальных биоритмов: «жаворонки»,

«голуби», «совы»). «Жаворонки» - рано просыпаются, но и рано ложатся спать;

«совы» - просыпаются поздно, высокоактивны ночью, ложатся поздно; «голуби»

занимают промежуточное положение, среди взрослого населения они

составляют 50% общей численности. Учет индивидуальных биоритмических

особенностей - необходимое условие для рациональной организации

деятельности, а последовательно и режима дня.

· Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.

· Повышение психоэмоциональной устойчивости.

Необходимо проводить диагностику здоровья детей. Цель диагностики здоровья

детей - способствовать укреплению здоровья ребенка, его гармоничному

развитию. Диагностируя здоровье детей, на практике выделяют 2 направления:

оценка физического развития;

оценка физиологических возможностей организма (резервов здоровья).

Основной причиной успешной работы в данном направлении может являться

только наличие системности.

Создание здоровьесберегающей среды в группе и применение её в режимных

моментах.

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:

забота о здоровье – это важнейший

труд воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная

жизнь, мировоззрение, умственное

развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

16

В. А. Сухомлинский

«Здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но

и состояние полного физического, духовного и социального благополучия»

Для родителей нет большей радости, чем здоровый, нормально

развивающийся ребенок. К сожалению, по данным медицинской статистики,

более чем у 30% детей дошкольного возраста имеются те или иные заболевания.

Увеличивается число детей с врожденными пороками.

Создание здоровьесберегающей среды и воспитание навыков здорового

образа жизни у детей является одним из основных направлений моей

деятельности.

В своей работе я использую общеизвестные средства.

Познавательные моменты органично соединяются с оздоровительными,

развивающие занятия сочетаются с выполнением дыхательных упражнений,

гимнастикой для глаз, релаксацией, самомассажем и другими

здоровьесберегающимим технологиями.

Свою работу строю так, чтобы она способствовала не только развитию

речемыслительной деятельности, но и формированию культуры здоровья

дошкольников.

Для этого мной собранны картотеки зарядок на расслабление, коррегирующей

гимнастики, пальчиковых зарядок, дыхательных гимнастик и картотека

самомассажа в игровой форме.

Каждое утро у нас начинается с “запуска” глаз в работу. Это массаж активных

точек лица на висках на линии от уголка глаза снаружи до ушной раковины.

Особой точности при наложении больших пальцев на височную область не

требуется. Затем выполняем потирание переносицы достаточно близко к

уголкам глаз, потом под глазами на линии крыльев носа и надбровные дуги

снизу ближе к переносице. Весь комплекс упражнений активизирует

кровообращение и способствует активизации сетчатки глаза.

Эти же упражнения провожу в самом начале НОД, или в виде физминуток.

Для профилактики близорукости и замедления ее развития использую

специальную гимнастику для глаз - тренажер “Видеоазимут” Валерия

Анатольевича Ковалева. Это упражнения на “рисование” диагоналей

прямоугольника и вертикали. Движения глазами осуществляются при

неподвижном лице и способствуют улучшению кровоснабжения участков

оболочки глаза, и превращают близорукий глаз в нормальновидящий.

17

Схема упражнений для тренажера.

1. Обежать только взором, не двигая головой, красный прямоугольник. (4раза).

2. Обежать взором зеленый прямоугольник. (4раза).

3. Обежать взором диагональ из угла в угол. Поочередно каждую.

4. Вертикаль и горизонталь. Поочередно каждую. (4раза).

Скорость бегания каждый, определяет сам. Необходимо темп держать выше

среднего стараясь не двигать головой.

При обучении малышей тренировочным движениям глазами использую

указку, но только на первом этапе. Вместо указки можно использовать картинку

кузнечика, бабочки… и тогда игра для коррекции зрения называется

«Дрессированный кузнечик».

Офтальмотренажер "Восьмерка" Владимира Филлиповича Базарного. Это

"диаграммы для разгрузки зрения" По команде ребята поднимают головы и

старательно вращают глазами. В младшей группе допускается вращение

головой.

Так же применяю тренажер "Солнышко"

Это самый простой тренажер из предлагаемых В.А. Ковалевым. Для его

изготовления нужен материал темного цвета, из которого шьются две рукавички.

Из желтой, красной или оранжевой материи вырезаются два кружка размером 4-

5 см. Они нашиваются в центр ладонной поверхности рукавичек снаружи. Он

применяется даже для детей ясельного возраста. Надев рукавички – тренажер,

развожу руки в стороны, стоя перед детьми лицом к ним, находясь в центре

перед детьми. Вначале объясняю детям, что им нужно делать.

Затем начинаю поочередно сжимать одну и затем вторую ладонь. Дети видят

только одно солнышко на ладонях. Таким образом, они переводят точку взора,

держа голову неподвижно. Затем ставлю руки в положение в сторону – вверх

(одна рука) и другая в сторону – вниз. Руки как бы показывают диагональ

прямоугольника. Затем меняем положение рук и снова проводим по диагонали

прямоугольника. Таким образом, сокращаются и расслабляются все

18

глазораздвигательные мышцы ребенка. Контролирую выполнение задания,

глядя в глаза детям.

С малышами насколько сложнее – приходится добиваться выполнения задания

без предварительного объяснения задачи. Приходится подвигать, потрясти од-

ной ладошкой, чтобы привлечь внимание детей. Поставлю одну руку перед

собой, стоя перед ребенком ясельного возраста, раскрытая ладонь сжимается и

убирается и снова раскрывается. Ребенок видит объект, постоянно

перемещающийся в глубину от него и к нему.

Вместо солнышка можно нашить бабочки, очень яркие и красивые. При

сжатии и разжимании ладошек получается красочный эффект летящих бабочек,

у которых действительно работают крылышки. Есть варианты солнышка с

лучиками, ягодок, цвет тоже может быть разнообразным.

Мной собранны картотеки зарядок на расслабление, коррегирующей

гимнастики, пальчиковых зарядок, дыхательных гимнастик и картотека

самомассажа в игровой форме.

Хорошее значение имеет зарядка-релаксация. Это минутка отдыха, где дети

выполняют различные движения, сопровождающиеся произношением отрывков

из сказок К. Чуковского, стихотворений А.Барто. Например:

Самомассаж кистей рук, головы, предплечей .

К. Чуковский «Мойдодыр» (отрывок)

Надо, надо умываться по утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам стыд и срам, стыд и срам.

Да здравствует, мыло душистое и полотенце пушистое!

И зубной порошок, и густой гребешок…

(Дети имитируют мытьё рук и лица с мылом, потом показывают, как

вытираются и наслаждаются чистотой.

Дыхание для устной речи имеет огромное значение. Мы должны учить этому

искусству детей. Правильное дыхание-это здоровье.

Дыхательная гимнастика, прыжки.

С. Маршак «Мой весёлый звонкий мяч»

Мой весёлый звонкий мяч, ты, куда помчался вскачь? (броски)

Синий, красный, голубой, не угнаться за тобой! (Прыжки)

(После этого руки кладем на живот и делаем глубокий вдох носом, задерживаем

дыхание, медленно выдыхаем - Ш-ш-ш-ш-ш)

Игра «Я садовником родился» проводится в подготовительной группе

19

- Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели,

кроме…(роза - 4 буквы, 4 звука, 2 слога). Во время работы со словом проводим

«вдыхание ароматов».

Можно провести такую игру: представьте, что у вас в руках роза; вдруг на

наших глазах роза распускается и становится пышной и большой. Мы

удивляемся и вместе со взмахом руки говорим «Ах!», затем на мгновение

задерживаем дыхание.

Почему мы удивляемся? Потому что в момент удивления или испуга человек

инстинктивно обеспечивает себя физиологически необходимым запасом

кислорода.

С большим интересом дети выполняют упражнение «Певец».

а) Глубокий вдох. Руки медленно поднимаются через стороны вверх. Задержка

дыхания. Выдох со звуком а-а-а…, руки при этом медленно опустить.

б) Глубокий вдох. Руки медленно поднимаются до уровня плеч. Задержка

дыхания. Выдох со звуком о-о-о…, обнять себя за плечи, опустив голову на

грудь.

в) Глубокий вдох. Руки медленно поднимаются до уровня груди. Задержка

дыхания. Выдох со звуком у-у-у…, руки при этом опускаются вниз, голова на

грудь.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на

кончиках его пальцев".

Каждый из нас знает, что игры с пальчиками развивают не только ловкость и

точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности,

фантазию и речь.

Дети I младшей группы знакомятся с ладонью, выполняют простые движения:

похлопывание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину. Дети

подготовительной группы совмещают пальцы одной руки поочередно (1-2, 1-3,

1-4, 1-5). Затем другой рукой и обеими руками параллельно.

Интересным упражнением в пальчиковой гимнастике является пальчиковый

театр.

Он позволяет инсценировать рифмованные истории, сказки при помощи

пальцев, чем и привлекает детей. Многие игры требуют участия обеих рук, что

даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх",

"вниз" и т.д. В возрасте 5-6 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к

письму.

20

Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка

любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству,

помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию памяти,

внимания, усидчивости, расширению кругозора.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук провожу систематически

по 2-5 минут ежедневно.

Ежегодно у нас в группе проходит недели здоровья, во время которой в гости к

нам приходит доктор Неболейка. Он рассказывает детям о пользе утренней

зарядки, загадывает им загадки о лекарственных травах, с ним мы ходим на

экскурсию в аптеку, рассматриваем упаковки с лекарственными травами, а

после готовим витаминный салат из овощей и витаминный напиток из лимона.

Даже во время сна не забываю о здоровье детей. Для этого, совместно с

родителями, были изготовлены ароматические саше в состав которых входят

цветки ромашки, семена укропа и шалфей. Ароматы наполняющие спальную

комнату укрепляют здоровье и нормализуют сон.

Корригирующую гимнастику для профилактики плоскостопия у

дошкольников провожу после дневного сна, а так же во время путешествий с

преодолением препятствий.

Эффективны упражнения с захватом, перекладыванием и перекатыванием

мелких и крупных предметов (карандаши, детали конструктора), ходьба по

обручу, ребристой доске, ходьба на носках, на пятках, на наружной стороне

стопы, ходьба с высоким подниманием бедра, подошвенным сгибанием и

разгибанием стопы, самомассаж стоп, закаливание.

Для самомассажа стоп используем массажный мяч - составляющие их

массажные элементы можно захватывать пальцами ног или обеими ногами.

Для закаливания стоп мы применяем хождение босиком в группе.

Ослабленные дети, начинают хождение в носках, а через неделю — босиком. В

летнее время года ходим босиком по горячему песку и по траве. Закаливание

стоп позволяет не только улучшить кровоснабжение, но и оздоровить организм в

целом.

Все игры способствуют отдыху, вызывают положительные эмоции, лёгкость и

удовольствие. Так от игры к игре тренируем речевое мышление, устную речь, ни

на минуту не забывая о самом важном- здоровье.

Одним из основных направлений по формированию физически и психически

здорового ребенка является работа с родителями.

Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то

должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад,

общественность.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа

жизни у детей мной разработана система мероприятий, к которым относятся:

21

родительские собрания,

консультации,

конкурсы,

спортивные праздники,

праздники здоровья,

папки-передвижки,

беседы

Вся здоровьесберегающая среда в группе нацелена на познавательное

развитие дошкольников, на реализацию принципов здоровьсберегающих

технологий.

Все игры, упражнения, а так же ароматерапия согласованны с медицинским

работником ДОУ, потому что я работаю по принципу "НЕ НАВРЕДИ!!!"

Главное - чтоб дети не болели!

Чтобы вы сегодня ни хотели

И куда бы реки ни текли,

Главное, чтоб дети не болели,

Чтобы быть здоровыми могли…

И совсем не важен день недели,

Имена и постановка фраз,

Главное, чтоб дети не болели

Ни вчера, ни завтра, ни сейчас…

Ничего, что за окном метели,

Кризис, буря, шторм, дефолт, гроза,

Главное, чтоб дети не болели –

Чтобы улыбались их глаза!

Ничего, что далеко до цели,

Что подорожала жизнь в сто раз,

Главное, чтоб дети не болели

ни вчера, ни завтра, ни сейчас…

И важней всего на самом деле,

Чтобы мы детишек берегли.

Главное, чтоб дети не болели.

Их здоровье – счастье всей земли!!!

22

Заключение

Проведенная работа дает положительные результаты. У детей активизируется

словарный запас, появляется интерес и расширяются знания о формировании

здорового образа жизни и окружающей действительности. Все знания

полученные на занятиях, с детьми закрепляются индивидуально. Благодаря

полученным знаниям дети становятся увереннее в себе и в своих силах;

получают представления о здоровом образе жизни; осознают важность

гигиенической и двигательной культуры; приобретают знания о здоровье и

средствах его укрепления, а также вырабатываются практические навыки

безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях,

формируется потребность в соблюдении здорового образа жизни.

23

Положительный результат в нашей работе не был бы достигнут без совместной

деятельности педагогов, медиков и родителей. Если воспитание детей в русле

ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих, соблюдение

норм и правил сохранения здоровья – постоянный процесс, в котором участвуют

все: и педагоги, и родители, и медицинские работники, тогда жизнь и здоровье

наших детей будут в безопасности

24

Приложение № 1

Конспект занятия «Кожа и её свойства»

Программное содержание

1.Закрепить знания детей о кожном покрове человека.

2.Прививать навыки ухода за кожей.

3.Воспитывать у детей бережное отношение к своему организму и желание

оказывать посильную первую помощь.

Материал: -картинки с изображение человека, -сюжетные картинки, -бинт,

-зеленка, -вата, -марганцовка, -йод, -дидактическая кукла.

Ход занятия:

Сегодня мы поговорим о нашей коже, о том, как беречь кожу.

Ребята, обратите внимание на свои руки, погладьте их: чувствуете, какая кожа у

вас мягкая, тёплая. Наше тело покрыто кожным покровом, кожей. -чем покрыто

наше тело? (ответы детей)

-а ещё кожа бывает ‘’гусиной’’ (когда человеку холодно),

красной (когда человеку жарко),

неухоженный (если человек грязнуля) и здоровой (если человек опрятный)

(показ картинок)

Ребята, а что нужно делать для того, чтобы кожа была чистой? опрятной,

ухоженной? (Ответы детей)

-мыться горячей водой с мылом;

-мыть руки перед едой, после туалета;

-использовать пены, гели;

-на чистую кожу нужно обязательно нанести крем;

-охранять кожу от порезов, ожогов, ушибов;

-закаляться.

Игровое упражнение ’’Чистые руки’’

Но сегодня мы поговорим с вами о том, что нужно сделать, если кожные

покровы повреждены.

Ребята, а от чего кожа может повреждаться и заболевать? (Ответы детей)

-стукнулся, порезался;

25

-если человек обгорел на солнце;

-если покусали комары;

-если после работы на руках появились мозоли;

-если зимой обморозили руки;

-если ходим босиком и поранили кожу;

-если плохо вытирал кожу между пальцами ног(грибок);

-если был неосторожен при работе с ножницами, иглой и т.д.

Молодцы ребята, хорошо отвечали.

А сейчас мы с вами поиграем в игру. Игра «Можно или нельзя?»

Я буду показывать картинки, вы внимательно на них посмотрите и ответьте, что

можно, а что нельзя делать (показывают картинки);

-париться в бане; (хлопаем)

облизывать ранку; (топаем)

-расчёсывать ранку; (топаем)

-мыться теплой водой с мылом;

-надевать чужую одежду, обувь;

-прикладывать лист подорожника;

-обратиться к врачу;

-пользоваться специальными мазями и растворами(йод, зеленка, перекись

водорода).

Молодцы ребята, вы правильно определили, какие действия нужно выполнять, а

какие делать нельзя.

Оздоровительная минутка (звучит спокойная музыка)

А сейчас мы проведём оздоровительную минутку ‘’Этюд души’’.

Давайте поприветствуем докторов Природы, которые дают нам здоровье.

Опустите руки вниз ладонями горизонтально полу и вслух произнесите: ’’Я

приветствую, тебя, Земля!’’ Вытяните руки перед собой, ладонями вперёд ‘’Я

приветствую, тебя, Вода!’’. Согните руки в локтях и подняв ладони к плечам,

обратите их небу: ‘’Я приветствую, тебя, Воздух!’’. Поднимите руки вверх

ладонями вперёд: ‘’Я приветствую, тебя, Солнышко!’’.

Сюрпризный момент (доктор Айболит с куклой)

ОБРАБОТКА РАНКИ:

-обработать раствором перекиси водорода;

-смазать йодом вокруг царапинки, после чего сверху зелёнкой;(повтор детьми).

ОБРАБОТКА ОЖОГА:

-если вы обожгли палец, его следует поместить под струю теплой или холодной

26

воды (повтор детьми).

Что сделать дальше:

-положить на обожженное место примочки из спирта или раствора

марганцовки.

Ни в коем случае не прокалывать пузырь, обратиться к врачу.

Итог:

Молодцы ребята. О чём на сегодняшнем занятии мы с вами говорили?:

говорили о коже, как за ней ухаживать, что делать, если кожа повреждена. Да,

ребята. Сегодня мы с вами закрепили знания о кожных покровах. Мы теперь

знаем и умеем, как оказывать первую помощь. Никогда не забывайте о том, что

нужно соблюдать личную гигиену, оберегать кожу от порезов. Ушибов, ожогов,

закаляться. Будьте здоровы!

27

Конспект занятия «Где прячется здоровье?»

Цель: Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и

потребности к здоровому образу жизни.

Задачи: Формировать у детей представления о зависимости здоровья от

двигательной активности, закаливания и чистоты тела; уточнить знания о

полезных свойствах воздуха с опорой на исследовательские действия. Закрепить

представление детей о распорядке дня, значимости режима дня.

Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение.

Воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье.

Оборудование: модель солнца, фото на слайдах, фонограмма для физкультурной

минутки «Ты шагай! » (муз. и слова С. Коротаевой, «Мы желаем вам здоровья!

».

Оборудование для опыта: ёмкость с водой, трубочки и баночки по количеству

детей.

Ход занятия:

(Дети старшей группы под музыку входят в зал и выполняют танцевальные

движения «Ты шагай! »)

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости! Подойдите, поздоровайтесь с душой и

сердцем. А знаете, вы ведь не просто поздоровались, вы подарили друг другу

частичку здоровья, потому что вы сказали: “Здравствуйте! ” Здоровья желаю.

Как вы думаете, что такое здоровье?

(ответы детей)

Воспитатель: Сейчас я хочу рассказать вам старую легенду (звучит спокойная

лирическая музыка)

«Давным–давно на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они

создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть

человек, один из Богов сказал: «Человек должен быть сильным». Другой сказал:

«Человек должен быть умным». Третий сказал: «Человек должен быть

здоровым». Но один Бог сказал так: «Если все это будет у человека, он будет

подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека - здоровье.

Стали думать- решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать

здоровье глубоко в синее море, другие - на высокие горы. А один из Богов

предложил: «Здоровье надо спрятать в самого человека».

Так и живет человек с давних времен, пытаясь найти свое здоровье, да вот не

каждый может найти и сберечь бесценный дар Богов!

(заканчивает звучать музыка)

28

Воспитатель: Значит, здоровье – то оказывается, спрятано и во мне, и в тебе, и в

каждом из вас. Я открою вам маленький секрет! Наше здоровье можно сравнить

с солнышком, у которого много лучиков, эти лучики живут в каждой клеточке

нашего организма.

ПЕРВЫЙ ЛУЧИК вашего здоровья – это режим дня (показываю модель солнца,

открываю первый лучик солнца)

Дети, как вы думаете, что такое режим?

(суждение детей)

Воспитатель: Дети, режим – это когда выполняются все дела в течение дня по

времени, как в детском саду у нас. У вас есть время для принятия пищи, для

занятий, прогулки, сна и ухода домой. С этим режимом детского сада знакомы и

ваши родители - папы, мамы, ну а часы показывают время выполнения режима

дня. Режим дня помогает быть дисциплинированным, помогает укреплять

здоровье, хорошо и качественно выполнять все свои дела и задания. Режим – это

когда все твои дела распределены, четко по времени в течение дня.

А теперь я хочу предложить посмотреть, как наши дети выполняют режим дня

дома и в детском саду (слайды «режим дня»). (Дети выходят по одному и

рассказывают по слайдам о различных видах деятельности в течение дня. По

ходу комментариев детей обращаю внимание на то, чтобы вовремя ложиться

спать и вставать, ежедневно делать утреннюю зарядку, необходимо есть в одно и

тоже время в течение дня.)

Максим Михалкин:

Чтоб здоровье сохранить,

Организм свой укрепить,

Знает вся моя семья

Должен быть режим у дня.

Марина Овтайкина:

Прогоню остатки сна

Одеяло в сторону,

Мне гимнастика нужна

Помогает здорово.

Чтобы нам не болеть

И не простужаться

Мы зарядкой с тобой

Будем заниматься.

Оля Лалина

Вниманьем и лаской в саду нас встречают,

Без мамы и папы мы не скучаем:

Рисуем, танцуем, читаем, поем,

Гуляем, играем, мир познаем!

(фото – прием детей, зарядка, занятия, сон, игры, уход домой)

29

Алина Грызунова:

На прогулку выходи

Свежим воздухом дыши

Только помни при уходе

Одевайся по погоде!

Саша Криушенков:

Мама сказки мне читает

Крепкий сон мой охраняет!

Следует ребята знать

Нужно всем подольше спать!

Воспитатель: Чтобы узнать, как называется ВТОРОЙ ЛУЧИК нашего здоровья,

мы проведем опыт.

Загляните внутрь этой трубочки. Что вы там видите?

Дети: Ничего нет.

Воспитатель: Сейчас мы увидим, кто там прячется. Один, два, три, невидимка,

из трубочки беги. (Опускаем трубочку в воду и подуем в нее, из трубочки бегут

пузырьки) .

Воспитатель: Что за невидимка сидел в трубочке?

Дети: Это воздух.

Воспитатель: Правильно, дети. А для чего нужен воздух?

Глеб Новиков:

Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет,

Дышат птицы и цветы,

Дышит он, и я, и ты.

Воспитатель: Давайте, дети, проверим, так ли это. Сейчас вы постараетесь

глубоко вдохнуть воздух и закрыть рот и нос ладошками (дети выполняют

задание воспитателя) .

Воспитатель: Что вы почувствовали? Почему не смогли долго быть без воздуха?

(Суждение детей) .

Воспитатель: Правильно, дети. Это каждая клеточка вашего организма

взбунтовалась и говорит: «Пришлите, пожалуйста, воздух, а то мы погибаем».

Вдыхание свежего воздуха в течение 15-20 минут придаёт бодрость,

стимулирующее действует на кровь, улучшая её состав.

А давайте вспомним какие дыхательные упражнения мы выполняем на зарядке.

Подуем на живот

Как трубка, станет рот,

Ну, а теперь - на облака

И остановимся пока.

Скажите, пожалуйста, почему мы на зарядке выполняем дыхательные

упражнения?

30

Дети: Чтобы наш организм обогатился кислородом.

Воспитатель: Правильно, ребята, воздух богатый кислородом – это чистый,

свежий воздух. Так как же называется второй лучик здоровья?

Дети: Воздух.

(Открываю второй лучик здоровья - воздух)

ТРЕТИЙ ЛУЧИК

Воспитатель: - А теперь послушайте загадку:

Зимой в воде холодной, купаться не боюсь,

Я только здоровее, ребята, становлюсь.

Дети: - Закаливание

Воспитатель: - «Смолоду закалишься – на весь век сгодишься» Как вы

понимаете эту пословицу?

«Крепким стать нельзя мгновенно – закаляйтесь постепенно».

Есть много видов закаливания, помогите мне их вспомнить.

Дети:

- Обливание под душем

- Умывание прохладной водой

- Полоскание горла

- Бег в прохладном помещении.

- Воздушные ванны.

(фото – дети идут по корригирующим дорожкам)

Илья Сорокин: Очень полезно ходить по массажным дорожкам. Эти дорожки

прибавляют здоровья, если по ним ходить босиком. У нас на подошве много

активных точек, отвечающих за здоровье внутренних органов, когда мы их

задеваем, массируем, они способствуют правильной работе всего организма.

Воспитатель: - Как вы думаете, для чего люди закаляются?

(ответы детей - закалённый человек мало или совсем не болеет. Легче переносит

заболевания. У него всегда бодрое настроение.)

Воспитатель: - Какие вы молодцы, все знаете. Люди закаляются для того, чтобы

научить свой организм сопротивляться вредным условиям, научить его быть

сильным, а значит выносливым и здоровым. Теперь вы знаете название третьего

лучика здоровья. Кто скажет, как он называется?

Дети: - Закаливание.

(Воспитатель на модели солнца открывает третий лучик)

ЧЕТВЕРТЫЙ ЛУЧИК

Воспитатель: - Послушайте пословицу: «Хочешь, не хочешь, а есть надо».

- Почему так пословица говорит? Зачем человеку еда? Как вы считаете?

(Ответы детей)

(фото – прием пищи)

Полина Денисова:

Чтоб здоровым остаться,

31

Нужно правильно питаться.

Пищей сладкой шоколадной

Ты не увлекайся.

Очень кислого, соленного

Ты остерегайся.

Только овощи и фрукты,

Очень вкусные продукты.

Максим Михалкин:

Никогда не унываю

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины А, Б, С.

Саша Криушенков:

Очень важно спозаранку,

Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам

И не только по утрам.

Воспитатель: Дети, а давайте поиграем с вами в словесную игру, и я узнаю, что

вы знаете о полезной еде. Я зачитываю четверостишье о продуктах. Если они

полезные, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно совершенно

верно».

Если о том, что для здоровья вредно, вы молчите. (Читаю четверостишия)

1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок. И тогда ты точно

будешь очень строен и высок (правильно)

2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить, ешь конфеты, жуй ирис,

строен стань, как кипарис (молчат)

3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет, ешьте фрукты, кашу с

маслом, рыбу, мед и виноград. (правильно)

4. Пейте дети молоко, будете здоровы (правильно)

Молодцы, ребята, я обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать

полезную еду.

Итак, как же называется четвертый лучик здоровья?

Дети: Полезная еда!

(открываю четвертый лучик)

ПЯТЫЙ ЛУЧИК

Воспитатель: (фото – дети умываются) Что мы здесь видим?

Вадим Батин:

Чтобы ни один микроб

Не попал случайно в рот,

Руки мыть перед едой

Нужно мылом и водой.

32

Воспитатель: Для чего моется ребенок?

Дети: чтобы быть чистым.

Воспитатель: - Правильно вы сказали. Значит пятый лучик здоровья называется

– «чистота».

- Как вы думаете, связаны ли чистота и здоровье? Почему говорят: «Чистота –

залог здоровья»?

(ответы детей)

Воспитатель: - Давайте вспомним правила чистоты.

Дети:

- Каждое утро умывайся;

- Вечером принимай ванну или душ перед сном;

- Зубы чисти утром и вечером;

- Следи за чистотой ногтей;

- Не забывай следить за чистотой ушей – мой их каждый день;

- Следи за чистотой носа, всегда имей при себе носовой платок;

- Нижнее белье меняй каждый день;

- Обязательно мой руки перед едой и после каждого посещения туалета;

- Помни, что расческа, зубная щетка, полотенце и мочалка – предметы личной

гигиены, они должны быть у каждого свои.

Воспитатель: ШЕСТОЙ ЛУЧИК нашего здоровья – это физические упражнения

(показываю модель солнца, открываю шестой лучик солнца)

Воспитатель: Давайте, дети, подумаем, какую пользу приносят физические

упражнения?

(суждение детей)

Воспитатель: А вы сами выполняете физические упражнения?

Где и когда?

(суждение детей)

Воспитатель: Скажите, ребята, почему человек должен заниматься

физкультурой?

Дети: Чтобы не болеть, быть здоровым.

(фото – дети занимаются физкультурой)

Кирилл Афанасьев:

Спорт, ребята, очень нужен,

Мы со спортом крепко дружим.

Спорт – помощник,

Спорт – здоровье,

Спорт – игра,

Спорту скажем дружно: «Да! »

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как засияли и засверкали наши лучики

здоровья на солнце. Как?

Дети: ярко, бодро… .

33

Воспитатель: Если вы будете выполнять все то, о чем мы с вами сегодня

говорили на занятии, а это - …

Дети: выполнять физкультурные упражнения, делать дыхательную гимнастику,

дышать свежим воздухом, есть полезную еду, выполнять режим дня.

Воспитатель: То будете такими, как солнце - яркими, светлыми, веселыми,

задорными, т. е. здоровыми.

Здоровье – это награда, которую получает человек за усердие. Нужно помнить

всегда главное «Чтобы стать здоровым, надо научиться быть здоровым».

Даша Васина:

Мы желаем вам, друзья,

Быть здоровыми всегда,

Но добиться результата

Невозможно без труда.

Постарайтесь не лениться:

Прежде, чем за стол садиться,

Руки мойте мылом и водой.

И зарядкой занимайтесь

Ежедневно по утрам.

И, конечно, закаляйтесь –

Это так поможет вам!

Свежим воздухом дышите

По возможности всегда.

На прогулки в лес ходите –

Он вам силы даст, друзья!

На прощанье я хочу пожелать всем здоровья, а дети для наших гостей исполнят

танец «Мы желаем вам здоровья! ».

34

Приложение № 2

«Уголок здоровья в МБДОУ «Падунский детский сад»

35

Точечный массаж «Дождик»

36

Нетрадиционное оборудование в физкультурных уголках

37

Коврики здоровья в физкультурных уголках

Профилактика плоскостопия

38

Дыхательная гимнастика

Оздоровительная ходьба

39

Список литературы

1. Береснева З.И. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ. - М.,

2004.

2. Ввозная В.И., Коновалова И.Т. Организация воспитательной и

оздоровительной работы в ДОУ. - М.: Сфера, 2006.

3. Волкова В.А., Соколова Н.Б. Воспитательная система ДОУ. - М.: Сфера, 2007.

4. Востриков В.А. Физкультурно-образовательные предпосылки

здоровьесбережения // Оздоровительные технологии XXI века. - Челябинск,

2002. - С.48-49.

5. Гордеева В.А. Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной

работе в ДОУ // Управление ДОУ. - 2006. - №8.

6. Гуров В.А. Здоровый образ жизни: научные представления и реальная

ситуация // Валеология. - 2006. - №1. - С. 53-59.



В раздел образования