Напоминание

«Роль лего-конструирования в развитии детей дошкольного возраста.»


Автор: Горустович Снежана Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ центр развития ребенка - детский сад № 134 Нотка
Населённый пункт: Магнитогорск
Наименование материала: Статья
Тема: «Роль лего-конструирования в развитии детей дошкольного возраста.»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка -

детский сад № 134 «Нотка» города Магнитогорска

Выполнила:

Воспитатель МДОУ

«ЦРР – д/с № 134 «Нотка»

г. Магнитогорска

Горустович С.П.

Магнитогорск 2020

Роль конструктора в развитии детей дошкольного возраста

Детство — такое время,

когда все воспринимаешь по-другому…

вся повседневность и обыденность в новинку…

все интересно… но с возрастом все надоедает…

Джон Брэдшоу)

Детское конструированиеэто один

из

видов

художественно-

изобразительной

деятельности,

направленной

на

создание

разнообразных

построек

из

строительных

наборов,

конструкторов;

изготовление

поделок,

игрушек, атрибутов для игр из бумаги, картона, природных, бросовых материалов.

Сооружая постройку, дети осваивает структуру, форму, величину предмета,

цвет материала, а также учатся ориентироваться

в пространстве. В процессе

обучения

конструированию

у

детей

дошкольного

возраста

развиваются

инициативность

и

самостоятельность

в

различных

видах

деятельности,

уверенность

в

своих

силах,

открытость

внешнему

миру,

положительное

отношение к себе и к другим. А также умение активно взаимодействовать со

сверстниками

и

взрослыми,

участвовать

в

совместной

деятельности.

Дети

начинают

договариваться,

учитывать

интересы

и

чувства

своих

сверстников,

сопереживать

неудачам

и

радоваться

успехам

других,

подчиняться

разным

правилам и социальным нормам.

Какой

же

конструктор

подойдёт

ребёнку?

Конструктор,

прежде

всего,

должен подходить по возрастной категории ребёнка. Чем младше ребенок, тем

крупнее

должны

быть

детали

конструктора.

Конструктор

должен

быть

безопасным.

Поэтому

нужно

обращать

внимание

на

фирму

производителя

конструктора и качество самого конструктора. Затем следует обратить внимание

на количество мелких деталей в упаковке, цветовую гамму (она не должна быть

агрессивной,

поверхность

деталей,

а

также

запах.

Резкий,

неприятный

запах

свидетельствует

о

недоброкачественности

конструктора,

и

игра

с

ним

может

привести к аллергическим реакциям и отравлению.

На сегодняшний день мы можем подразделить конструкторы на следующие

категории:

1. Кубики (деревянные, тканевые, пластмассовые). Являются самым первым

материалом для конструирования. Уже дети раннего возраста с удовольствием

разрушают башню из кубиков, и это вполне можно считать первыми играми с

конструктором.

2. Строительные

наборы

(геометрические

фигуры

разного

размера)

без

соединения. Эти наборы могут быть из разных материалов – дерева, пластмассы.

Деревянные

детали

могут

быть

окрашенными

или

нет.

Крупный

напольный

конструктор можно использовать для постройки домов. Возраст детей, которым

будет интересна такая категория конструктора, колеблется в широких пределах.

дети

младшего

возраста

строят

арки

и

гаражи,

а

будущие

первоклассники

воодушевленно сооружают сложные архитектурные строения из конструктора, в

состав которого входит множество объемных фигурок.

3. Конструкторы с простым блочным соединением. Традиционный конструктор

из блоков, соединяющихся между собой посредством «кнопочек», классический

вид,

тем

не

менее

любимый

современными

детьми.

Чем

старше

становится

ребенок, тем меньше становятся детали. Помимо строительных пластмассовых

блоков, такие конструкторы часто содержат и тематические детали – фигурки

людей,

животных.

Отличительной

чертой

этих

конструкторов

является

совместимость

деталей

одного

производителя

из

разных

наборов.

То

есть,

предлагая детям новый набор, мы пополняем тот, что у нас есть в наличии,

создавая тем самым, идеальные условия для творчества.

4. Конструкторы

с

болтовым

соединением

(металлические,

пластмассовые).

Они бывают из различного материала. И для различного возраста. Например,

металлические

конструкторы

нашего

детства

с

плоскими

деталями

с

отверстиями,

с

винтиками

и

шайбочками.

Сегодня

же

это

яркие,

привлекательные, пластиковые элементы, крупнее своих серых предшественников

из металла. Этот вид конструктора не прост в сборке, поэтому рекомендуется для

детей

после

четырех-пяти

лет.

Хотя

даже

в

этом

возрасте

многое

придется

показывать родителям – и как завинчивать болтики, и как совмещать детали.

5. Магнитные конструкторы состоят из намагниченных пластин, палочек и

шариков,

«прилипающих»

друг

к

другу.

Из

такого

конструктора

легко

составляются

оригинальные,

стильные

и

блестящие

объемные

модели.

Магнитный конструктор с мелкими деталями предназначен для детей старше

шести лет, так как имеет мелкие детали. С ним очень интересно играть, развивая

фантазию.

6. Электронные

(различные

запчасти

на

основе

электросхем).

Такой

конструктор в игровой форме познакомит ребенка с основами электротехники и

электроники. Детали собираются в электрические схемы без пайки, с помощью

удобных

разъемов

и

крепятся

к

пластиковому

основанию.

К

каждому

конструктору

прилагается

красочная

брошюра

с

подробными

описаниями

электрических и электронных схем.

7

. Конструкторы с суставным соединением. Этот вид конструктора получил

свое

название

благодаря

особому

соединению,

имитирующему

суставы.

Результативная игра с подобным набором требует хорошего пространственного

мышления и развитой мелкой моторики, поэтому обычно предназначается для

детей старше шести лет.

8.

Модели

для

сборки

(различные

модели

машинок,

самолётов).

Такие

конструкторы интересны не только детям, поэтому у вас есть шанс организовать

хороший совместный досуг.

9. Решетчатый конструктор, детали которого напоминают решеточки. Этот

развивающий

детский

конструктор

отличается

своей

универсальностью

и

простотой

сборки.

Конструктор

помогает

развитию

пространственного

мышления, навыков классификации и сортировки предметов по цветам и форме.

Включение

в

образовательный

процесс

конструктивно-модельной

деятельности

повышает

умственную

и

физическую

работоспособность.

Расширяет представления о предметах и явлениях, развивает умение наблюдать,

анализировать,

сравнивать,

выделять

характерные,

существенные

признаки

предметов и явлений, обобщают их по признакам.

В

процессе

конструирования

дошкольники

развивают

математические

способности, пересчитывая детали, кнопки крепления на пластине или блоке,

вычисляя необходимое количество деталей и их длину. Также

развиваются и

речевые

навыки:

дети

задают

взрослым

вопросы

о

различных

явлениях

или

объектах.

Одна из

целей конструктивно-модельной деятельности – научить детей

эффективно работать вместе. При групповой деятельности дети могут не просто

общаться, но и обмениваться советами о способах крепления, деталями или даже

объединять свои модели для создания более масштабной конструкции.

Важно

создать

такие

условия,

при

которых

участники

совместной

деятельности могли бы решать возникающие проблемы, общаясь

и советуясь

друг с другом, а также учиться на своих ошибках. Каждый раз перед началом

занятий необходимо обсудить, что именно будем моделировать, какое назначение

имеет та или иная конструкция, является ли она помощником человека. При этом

у

дошкольников

развиваются

социальные

навыки:

самостоятельность,

инициативность,

ответственность,

взаимопонимание,

необходимые

при

взаимодействии с другими детьми.

Воспитатель до начала конструирования должен познакомить детей с

темой предстоящей деятельности, основными идеями будущего строительства.

Полезно будет и обсудить с детьми предполагаемые результаты работы. При этом

педагог

не

должен

полностью

раскрывать

перед

детьми

содержание

конструирования, а только направить мышление детей, чтобы они сами смогли

воплотить свои задумки в жизнь.

Очень важный момент при конструировании — это завершающий этап

деятельности. Дошкольники обязательно должны презентовать продукт своего

строительства, показать его сверстникам, воспитателю, родителям, рассказать о

своей поделке. С этой целью можно организовать и выставку детских построек.

Таким

образом,

конструирование

по

праву

можно

назвать

не

просто

с р е д с т в ом

р а з в и т и я

и н т е л л е к т у а л ь н ы х

с п о с о б н о с т е й

д е т е й ,

а

многофункциональным

образовательным

комплексом,

который

позволяет

педагогу решить важнейшие задачи: обучить детей создавать что-то новое и

полезное; развить у дошкольников конструктивные способности; научить детей

применять и преобразовывать модели и схемы; привить детям навыки совместной

работы

со

сверстниками

и

взрослыми;

научить

детей

добиваться

конечного

результата;

развить

воображение

и

творческое

мышление

дошкольников.



В раздел образования