Напоминание

«Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»


Автор: Цепелева Людмила Кирилловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк
Наименование материала: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»
Тема: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Р

Педагогический опыт работы

ТЕМА: «Развитие речевой активности

детей дошкольного возраста в процессе

театрализованной деятельности»

Автор опыта: Е.Н. Сапцына

Л.К. Цепелева

НОВОКУЗНЕЦК, 2020

«Театр — это школа добрых чувств,

красоты и человеческого братства»

В. Рабадан

Введение.

Дошкольный

возраст является

наиболее

важным

в развитии всех

психических

процессов,

а

особенно

речи.

Именно речевое

развитие,

его

объём, и характер становятся главными показателями успешности учебно-

познавательной,

игровой,

коммуникативной,

трудовой

и

других

видов деятельности. Интерес к детской речи не ослабевает в течение многих

лет. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной,

но и образной, эмоциональной стороны языка.

Использование детьми

разнообразных

средств

выразительности

речи

важнейшее

условие

своевременного

интеллектуального, речевого,

л и т е р а т у р н о г о

и

художественного развитии.

Выразительность

речи развивается

в

течение

всего

дошкольного

возраста:

о т

н е п р о и з в о л ь н о й

э м о ц и о н а л ь н о й

у

м а л ы ш е й ,

к

интонационной речевой

у

детей с р ед н е й

г ру п п ы

и

к

я з ы ко в о й

выразительности

речи

у детей

старшего

дошкольного

возраст а.

Для развития выразительной

стороны

речи

необходимо

создание

таких

условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства,

желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не

стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить

еще

в

раннем

детстве,

поскольку

нередко

бывает,

что

люди

с

богатым

духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми,

стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии

незнакомых

лиц.

Привычку

к

выразительной

публичной

речи

можно

воспитать

в

человеке

только

путем

привлечения

его

с

малолетства

к

выступлениям

перед

аудиторией.

В

этом

огромную

п ом ощ ь

оказывает театрализованная деятельность.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.

Участвуя

в

ней,

дети

знакомятся

с

окружающим

миром

во

всем

его

многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы

заставляют

их

думать,

анализировать,

делать

выводы

и

обобщения.

С

умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе

работы

над

выразительностью

реплик

персонажей,

собственных

высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется

звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль,

произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко,

понятно

изъясняться.

У

него

улучшается

диалогическая

речь,

ее

грамматический строй.

Цель проекта.

Развитие

речи (монологической,

диалогической) д е т е й

ч е р е з

театральную

деятельность;

разработать

модель

ознакомления детей

с

театрализованной деятельностью.

Гипотеза:

если

использовать

систематически

в

совместной деятельности

детей и воспитателя показ постановок сказок, спектаклей, то речь ребенка

улучшится.

Задачи

- последовательное знакомство детей с видами театра; с приемами вождения

настольных кукол;

- развитие артистических навыков детей;

-

раскрепощение

ребенка (вызывать

желание

выступать

перед

куклами

и

сверстниками);

- работа над речью, интонациями;

- расширять и активизировать словарный запас детей;

- коллективные действия, взаимодействия;

- пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее,

горячо сочувствовать, сопереживать;

- обогащать знания детей о театре;

- учить детей имитировать характерные действия персонажей (птички летают,

зайчики прыгают и т. д.)

Свою работу начали со знакомства миром театра,

рассказали о театре, показали иллюстрации.

Изготовили «лэпбуки» , «сказка на фартуке»,

связали три сказки – «репка», «колобок», «теремок», обшили атрибуты

для сказок.

В связи с этим нами был оформлен уголок « театр» , включающий в себя

просмотр сказок. Кроме того, сделаны разнообразные виды театров:

- Настольный;

- Кукольный;

- Театр масок;

В групповом помещении обустроили уголок театрализованной деятельности

таким образом, что дети имеют доступ к любой игрушке и возможность

выбирать материал для развития своих замыслов.

СделалИ подборку театральных игр:

- упражнения и этюды на эмоции (Разговор по телефону,

Встреча, Ссора);

- игры на превращения;

- игры на действия с воображаемыми предметами (Король, Мы

не скажем, а покажем);

- игры и упражнения на речевое дыхание (Мыльные пузыри,

игра со свечой);

- артикуляционная гимнастика (Зарядка для губ, языка);

- игры и упражнения на опору дыхания (Птичий двор,

дрессированные собачки)

- игры на расширение диапазона голоса (Самолет, Чудо-

лесенка).

Преимущество игр заключается в том, что их можно использовать не

только на занятиях и в совместной деятельности воспитателя с детьми, но и в

самостоятельной деятельности

детей,

а

также

в

том,

что

они

создают

благоприятный эмоциональный фон.

Подобрали детскую литературу для детей.

Познакомили с правилами поведения в театре.

Проводились обыгрывание с детьми

сказок ( «Колобок», « Репка», «

Теремок»).

Использовали картинки «эмоции».

В своей работе применяли музыкальное сопровождение. Читали им русские

народные

сказки: «Рукавичка»,

«

Волк

и

семеро

козлят»

«Колобок»,

«Три

поросенка» и т.д.

Показали театр кукол по сказке «Теремок,» где дети старались изобразить

сказочных персонажей.

Для

родителей

была

оформлена

ширма

«Театр

в

детском

саду».

Также

проводились

беседы

с

родителями

«Как

дети

относятся

к

театру».

Давали

возможность детям выполнять роли. Дети с удовольствием озвучивали своих

героев.

Проводились

консультации « Р о л ь

с к а з к и

в развитии детской

эмоциональности», «Что

нужно

знать

родителям

при

разучивании

стихотворения

с

ребенком».

Усвоение

родителями

определенных

знаний,

умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

В

своей

работе,

в

совместной деятельности

детей

и

воспитателя,

систематически

проводила театрализованную

игру. Театрализованные игры

являются играми-представлениями. В них с помощью таких выразительных

средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные

образы.

Благодаря театрализованным

играм,

у детей

развивается

эмоциональная

сфера,

р а с ш и р я е т с я

и

о б о г а щ а е т с я

о п ы т

сотрудничества детей

как

в

реальных,

так

и

в

воображаемых

ситуациях.

Кроме

того, театрализованная

деятельность

улучшает

степень

речевого

развития детей.

В своем опыте работы я достигла поставленные задачи и цели. Я

показала

в

своей

работе,

что

благодаря театрализованным играм

можно

улучшить степень речевого развития детей.

Я

считаю

целесообразным

работать

дальше

в

этом

направлении,

расширять

список

героев

сказок,

подбирать

новые

игры

и

упражнения,

которые

можно

использовать

в

работе

с

детьми.

Изучать

литературу,

знакомится с опытом других педагогов в этом направлении.



В раздел образования