Напоминание

Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста.


Автор: Алтынникова Екатерина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г.Орел
Наименование материала: статья
Тема: Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование песочной терапии в

коррекционно-развивающей работе с

детьми дошкольного возраста.

Речь, это важнейшая психическая функция, которая присуща только

человеку и формируется в процессе общего психофизического развития

ребенка.

В

настоящее

время,

результаты

многочисленных

исследований

констатируют, что большинство современных детей дошкольного возраста

и м е ю т

т е

и л и

и н ы е

о т к л о н е н и я

в

с о с т о я н и и

з д о р о в ь я .

Так же отмечается увеличения количества детей с нарушением речи, которые

имеют

различную

структуру

и

степень

сложности.

Сложность

различных

речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие

нарушения,

в

частности,

нарушение

эмоционально-волевой

и

коммуникативной сферы. Такие дети с возрастом начинают осознавать свой

речевой дефект, стесняются его, у них появляется повышенная агрессивность,

замкнутость.

В

общении

со

сверстниками

они

бояться

б ы т ь

несостоятельными, стараются избегать общения или вступают в конфликты.

Дети с нарушением речи имеют низкое развитие мелкой моторики

пальцев и кистей рук, неразвитость чувства ритма, нарушение координации

движений, сниженный уровень вербальной памяти, восприятия, внимания,

более

позднее

формирование

словесно-логического

мышления.

В связи с этим, особую актуальность приобретает создание оптимальной

системы

комплексной

помощи

детям

с

ОНР

в

освоении

программы

д о ш к о л ь н о г о

о б р а з о в а н и я .

Поэтому,

мы

считаем,

что

пескотерапия,

как

здоровье

сберегающий

компонент в коррекционной работе с детьми с нарушением речи является

достаточно популярным и эффективным методом.

Актуальность пескотерапии обусловлена тем, что ее средства и методы

развивают

интеллект

ребенка,

тактильную

чувствительность,

интенсивное

развитие

познавательных

процессов,

существенно

повышается

мотивация

р е б е н к а

к

з н а н и я м .

А

если

учесть,

что

песок

поглощает

«негативную»

психическую

энергию,

взаимодействие

с

ним

очищает

энергетику

ребенка,

стабилизирует

его

э м о ц и о н а л ь н о е

с о с т о я н и е .

Именно поэтому мы используем песочницу в развивающих и обучающих

занятиях.

Строя картинки из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее

органичной для ребенка форме, передаем ему наши знания и жизненный

опыт.

С помощью игр с песком у детей успешно развиваются:

интеллектуальные способности, мелкая моторика, память, фонематический

слух, а также проводится коррекция звукопроизношения, обучение счету,

чтению. Во время игры ура, ребенка нормализуется эмоциональное

состояние, внутренняя гармония. Ребенок присваивает себе различные роли:

шофера, продавца, повара и проговаривая вымышленные диалоги,

развивает свою речь.

В своей работе мы используем следующие виды игр:

Познавательные – это игры на знакомство с окружающим миром,

географические игры, фантастические и исторические игры.

Проективные – проводятся индивидуально в группе, с их помощью

осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка.

Обучающие игры – обеспечивают процесс обучения чтению, грамоте,

письму, счету, развивают фонематический слух, позволяют проводить

коррекцию звукопроизношения.

При организации игр на песке учитываем основные принципы

- создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует

себя комфортно и защищенно, проявляет творческую активность;

- оживление абстрактных символов позволяет сформировать и усилить

положительную мотивацию к занятиям и личную заинтересованность

ребенка в происходящем;

- реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций с

персонажем сказочных игр;

Игры в песочнице организуем в три этапа, в соответствии с

особенностями развития ребенка:

- на первом этапе знакомим ребенка с правилами поведения в песочнице,

привлекая его к совместным играм;

- на втором этапе ребенок выполняет какие-либо задания по подражанию

или по образцу предложенному педагогом;

- на третьем этапе ребенок самостоятельно играет в песочнице, отражая

собственный замысел.

После того, как дети овладели правилами и навыками игры в песочнице,

их объединяют в подгруппы, по два, три человека и играют на уровне «игры

рядом», либо коллективной игрой по единому сюжету.

В своей работе мы используем след. игры и упр. с песком.

Игры на развитие тактильно- кинетической чувствительности и мелкой

моторики: «Здравствуй песок», «Необычные следы», «Автогонки», «Чувст-

венные ладошки», «Волшебные превращения» и. д.

Игры на развитие ЭМП: «Сколько», «Больше-меньше-поровну»,

«Формы», «Сосчитай и обозначь цифрой», «Числовой ряд», «Части суток» и

т.д.

Игры на развитие речи и познавательных процессов: «Составь слово»,

«Дорисуй букву», «Кого не стало», «Кто где живет», «Когда это бывает?»

С целью обеспечения взаимодействия в работе с логопедом, игры

распределяем в соответствии с лексическими темами недели: «Дикие

животные», «Овощи и фрукты», «Домашние животные», «Насекомые» и. т.д.

Для повышения педагогических знаний родителей, организуем

следующие формы работы: консультации, мастер- классы, индивидуальные

занятия с ребенком в присутствии родителя.

Таким образом, наблюдения и опыт показывают, что игры с песком

имеют большое значение в развитии речи дошкольников, поддержание их

психического здоровья. Развитие познавательных процессов влияет на

становление всех личности ребенка, формирует гуманное отношение его к

людям и ко всему живому.



В раздел образования