Автор: Алтынникова Екатерина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г.Орел
Наименование материала: статья
Тема: Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Использование песочной терапии в
коррекционно-развивающей работе с
детьми дошкольного возраста.
Речь, это важнейшая психическая функция, которая присуща только
человеку и формируется в процессе общего психофизического развития
ребенка.
В
настоящее
время,
результаты
многочисленных
исследований
констатируют, что большинство современных детей дошкольного возраста
и м е ю т
т е
и л и
и н ы е
о т к л о н е н и я
в
с о с т о я н и и
з д о р о в ь я .
Так же отмечается увеличения количества детей с нарушением речи, которые
имеют
различную
структуру
и
степень
сложности.
Сложность
различных
речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие
нарушения,
в
частности,
нарушение
эмоционально-волевой
и
коммуникативной сферы. Такие дети с возрастом начинают осознавать свой
речевой дефект, стесняются его, у них появляется повышенная агрессивность,
замкнутость.
В
общении
со
сверстниками
они
бояться
б ы т ь
несостоятельными, стараются избегать общения или вступают в конфликты.
Дети с нарушением речи имеют низкое развитие мелкой моторики
пальцев и кистей рук, неразвитость чувства ритма, нарушение координации
движений, сниженный уровень вербальной памяти, восприятия, внимания,
более
позднее
формирование
словесно-логического
мышления.
В связи с этим, особую актуальность приобретает создание оптимальной
системы
комплексной
помощи
детям
с
ОНР
в
освоении
программы
д о ш к о л ь н о г о
о б р а з о в а н и я .
Поэтому,
мы
считаем,
что
пескотерапия,
как
здоровье
сберегающий
компонент в коррекционной работе с детьми с нарушением речи является
достаточно популярным и эффективным методом.
Актуальность пескотерапии обусловлена тем, что ее средства и методы
развивают
интеллект
ребенка,
тактильную
чувствительность,
интенсивное
развитие
познавательных
процессов,
существенно
повышается
мотивация
р е б е н к а
к
з н а н и я м .
А
если
учесть,
что
песок
поглощает
«негативную»
психическую
энергию,
взаимодействие
с
ним
очищает
энергетику
ребенка,
стабилизирует
его
э м о ц и о н а л ь н о е
с о с т о я н и е .
Именно поэтому мы используем песочницу в развивающих и обучающих
занятиях.
Строя картинки из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее
органичной для ребенка форме, передаем ему наши знания и жизненный
опыт.
С помощью игр с песком у детей успешно развиваются:
интеллектуальные способности, мелкая моторика, память, фонематический
слух, а также проводится коррекция звукопроизношения, обучение счету,
чтению. Во время игры ура, ребенка нормализуется эмоциональное
состояние, внутренняя гармония. Ребенок присваивает себе различные роли:
шофера, продавца, повара и проговаривая вымышленные диалоги,
развивает свою речь.
В своей работе мы используем следующие виды игр:
Познавательные – это игры на знакомство с окружающим миром,
географические игры, фантастические и исторические игры.
Проективные – проводятся индивидуально в группе, с их помощью
осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка.
Обучающие игры – обеспечивают процесс обучения чтению, грамоте,
письму, счету, развивают фонематический слух, позволяют проводить
коррекцию звукопроизношения.
При организации игр на песке учитываем основные принципы
- создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует
себя комфортно и защищенно, проявляет творческую активность;
- оживление абстрактных символов позволяет сформировать и усилить
положительную мотивацию к занятиям и личную заинтересованность
ребенка в происходящем;
- реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций с
персонажем сказочных игр;
Игры в песочнице организуем в три этапа, в соответствии с
особенностями развития ребенка:
- на первом этапе знакомим ребенка с правилами поведения в песочнице,
привлекая его к совместным играм;
- на втором этапе ребенок выполняет какие-либо задания по подражанию
или по образцу предложенному педагогом;
- на третьем этапе ребенок самостоятельно играет в песочнице, отражая
собственный замысел.
После того, как дети овладели правилами и навыками игры в песочнице,
их объединяют в подгруппы, по два, три человека и играют на уровне «игры
рядом», либо коллективной игрой по единому сюжету.
В своей работе мы используем след. игры и упр. с песком.
Игры на развитие тактильно- кинетической чувствительности и мелкой
моторики: «Здравствуй песок», «Необычные следы», «Автогонки», «Чувст-
венные ладошки», «Волшебные превращения» и. д.
Игры на развитие ЭМП: «Сколько», «Больше-меньше-поровну»,
«Формы», «Сосчитай и обозначь цифрой», «Числовой ряд», «Части суток» и
т.д.
Игры на развитие речи и познавательных процессов: «Составь слово»,
«Дорисуй букву», «Кого не стало», «Кто где живет», «Когда это бывает?»
С целью обеспечения взаимодействия в работе с логопедом, игры
распределяем в соответствии с лексическими темами недели: «Дикие
животные», «Овощи и фрукты», «Домашние животные», «Насекомые» и. т.д.
Для повышения педагогических знаний родителей, организуем
следующие формы работы: консультации, мастер- классы, индивидуальные
занятия с ребенком в присутствии родителя.
Таким образом, наблюдения и опыт показывают, что игры с песком
имеют большое значение в развитии речи дошкольников, поддержание их
психического здоровья. Развитие познавательных процессов влияет на
становление всех личности ребенка, формирует гуманное отношение его к
людям и ко всему живому.